Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Всего

476,212

В 1806 году было отпущено на

775,669

Разность

299,457

Товары, исключительно принадлежащие Дагестану и Ширвану, суть: нефть, мариона и рыбей клей. Шелк и хлопчатая бумага вывозятся в Астрахань в преимущественном количестве из Гиляна и Мазандерана. Сверх того в знатном числе идет хлопчатая бумага, бумажный товар и мягкая рухлядь из Хивы, Бухарии и с Турхменской земли чрез Мангишлак. Мазандеранская бумага, шелк рящинский и шемахинский почитаются за лучшие. Большая часть отпускных товаров из Астрахани идет в Баку, откуда отвозится далее в Ширван, Адербижан, Гилан и Мазандеран, наипаче в сии последние годы, во время коих неможно было посещать Зинзилийскую гавань, по причине военных действий с Персиею. Итак, исключив из числа привозимых товаров примерно две трети, доставляемых из Гилана, Мазандерана и Мангишлака, останется для Дагестана и Ширвана около 350 000 рублей, к коим присовокупив кизлярский торг 181 000 рублей, отпуск из Баки нефти, соли и шафрана, вывозимых в Персию на 50 000 рублей, да сверх того произведения сальянской рыбной ловли на 200 000 рублей, весь отпуск из произведений сих провинций составит, по приближительному счислению, сумму около 800 000 рублей, а привоз российских и иностранных товаров около 500 000 рублей. Один город Кизляр выпускает ежегодно спирту и шелку в Россию на таковую же и нередко превосходнейшую сумму. Сие служит доказательством, что плодородие земли не составляет народного богатства, когда правительство, последуя стеснительному духу монополии, имеет собственные виды, противоположные успехам торговой промышленности.

Науки

В Дербенте, в Шемахе и Баке есть школы, в коих преподают уроки арабского и персидского языка по правилам грамматики. Сим последним языком, называемым фарс, говорят только городские жители и грамотные чиновники; общенародный язык есть татарский, разделенный на многие диалекты. Чтение Алкорана и толкование оного вменяется сколько в обязанность ревностного мусульманина, столько же и в похвалу его учености; для забавы же читают известную баснословную повесть о персидском богатыре Рустоме, и тем ограничивается круг просвещения лучших людей в Дагестане и Ширване 3. Но, есть ли здешние жители мало имеют охоты к наукам и художествам, зато очень наклонные к астрологическим гаданиям, к толкованиям снов, к тализманам и другим суевериям. От болезни и от глазу носят на шее стихи, выписанные из Алкорана, и то же самое делают с любимыми своими лошадьми, у коих нередко виден на груди подобный тализман, в мешочке зашитый и висящий на шнурке, который обхватывает шею лошади. Имеют также примечание к щастливым и нещастливым дням во всех начинаниях, относя успех и неудачу к влиянию планет на дела человеческие. Науку врачебную и особу врачей отлично уважают, приписывая превосходство в сем деле искусству франков и европейцев. Знание собственных их врачей заключается в некоторых практических обхождениях с известными болезнями, каковые стараются наиболее прекращать наружными лекарствами; но искусно вырезывают пули и заживляют всякие раны. [273]

Летосчисление

У шиясов и суннитов летосчисление общее по магометанскому календарю, разделенное на 12 месяцев лунных. В первом месяце, мугареме, шиясы празднуют смерть своего святого Гуссейна, Алиева сына, убитого по повелению калифа Иецида, препровождая сей день в печали и предавая проклятию его убийц, по обычаю персиян. Посты рамазан-байрам и курбан-байрам отправляют обе секты в одно время равно как и новый год, который начинается 10 марта под именем Навруза 4. Празднование нового года продолжается пять дней, во время коих забавляются музыкой, гулянием, посещением друг друга, конским ристанием, причем, однако же, шиясы и сунны не смешиваются между собою.

Монеты

Каждый хан имеет право бить монету под своим штемпелем, но, по малому количеству оной, главное обращение торговых капиталов состояло всегда из российских и персидских денег и частию из голландских червонных. В Дербенте, в Шемахе и в Баке на ханских монетных дворах били одну только монету, называемую абаз, из переплавленного российского и персидского серебра, примешав туда несколько лигатуры; бакинские абазы почитаются за монету самой низкой пробы. Ходячая монета в Дагестане и Ширване есть следующая.

Золотая монета

Голландский червонец. Завозится из России и Турции; курс оного зависит от торговых обстоятельств и переменяется от 15 до 20 абаз.

Золотые персидские червонцы: мур-ашрефи, ашрефи, гуссейн, сулейман, сефи — весьма редко попадаются и не входят в обращение торговли.

Серебреные монеты

Томан. Древняя персидская монета, содержавшая в себе 10 гацарденаров или около 10 российских рублей, которая ныне превратилась в умственный щет; собственно томан значит десять тысяч. У татар не только войска, но и завоеванные земли делились на томаны, то есть на тысячные, десятитысячные полки и участки, отчего и в российской язык перешло название темник, тьма. В здешних провинциях, равно как и в Персии, щет ведут томанами и вместо тысяча рублей говорят сто томанов.

Российский рубль и прочая серебреная монета.

Сисиденер, или шис-шахи, называемый россиянами ханским рублем, персидская монета, которая также вышла из обращения, но употребляется в умственном щете и, смотря по курсу, содержит в себе от 30 до 3 копеек. Три ханских рубля составляют один российский рубль серебром.

Аббаз. Именовательная цена сей монеты 20 копеек, но в рассуждении низкой пробы серебра, за серебреный рубль 83 пробы дают от 6 до 8 аббаз. Сия монета составляет главное обращение внутренней торговли. Между здешними аббазами попадаются также персидские и грузинские аббазы. Сии последние почитаются за лучшие.

Медная монета

Шахи, персидская монета, ценою между 5 и 6 копеек.

Сиденер содержит 30 денаров или 3 копейки. [274]

Бисти, 20 денаров или 2 копейки.

Казбек, 5 денаров или половину копейки.

Притом ходят российские медные деньги и ассигнации с приплатою ложа по курсу.

Мера

В Дагестане и Ширване употребляют персидскую меру, шахский аршин и маказарской аршин. Шахской аршин содержит в себе 30 парижских дюймов и 8 линий. Маказарской аршин совершенно равен русскому аршину. Персияне разделяют сию меру следующим образом: ширина 7 конских волосов составляет 1 ячменное зерно; 7 ячменных зерен — 1 дюйм; 32 дюйма — 1 шахский аршин; 12 000 аршин делают 1 фарсанг. Но вместо фарсанга здешние жители употребляют более название агач, который равен фар-сангу и содержит в себе час езды или, по примерному счислению, немного более 7 верст.

Вес

Тяжести и даже некоторые жидкие тела весят, щитая по-персидски батманами, которые разнствуют между собою по городам и провинциям. В Ширване и Дагестане употребляют три батмана. Один весит 12,5 персидских фунтов, равных 15 русским фунтам и 36 золотникам, и называется шахской батман; второй содержит 13,5 русских фунтов; третий содержит более 19 фунтов. Сей последний употребляется в Дербенте; два таковых батмана составляют 1 пуд без фунта. В Шемахе и Баке более в употреблении шахской батман.

Персидский вес разделяется следующим образом: персидская панжа, или фунт, имеет в себе 100 шахских золотников, называемых мускал, которые составляют 130 русских золотников; 6 мускалов делают драгм; 16, 2/3 драгм, или 120 мускалов, составляют вагия; 12 вагия делают батман, равно как и 200 драгм есть также батман; 6 дукманов составляют 1 мускал, 4 карата равны 1 дунку; 1 карат — 3 габби.

Конец


Комментарии

1. Здесь наш автор говорит о сочинении французского путешественника Оливье, изданном в трех томах в Париже в 1801-1807 гг. [171].

2. Данные С. Броневского совпадают со сведениями упомянутого произведения М. Биберштейна [166, т. 1, с. 186-200].

3. Имеется в виду героическая поэма иранского эпоса «Шахнаме», написанная Абу-Касимом Фирдоуси (935-1020). Главный герой поэмы Рустам борется против зла и насилия, встает на защиту обездоленных. Сюжеты поэмы, проникнутые идеями патриотизма и воинской доблести, хорошо известны народам Ближнего Востока. «Книга царей» Фирдоуси считается одним из признанных памятников мировой эпической литературы [62, с. 24].

4. Уточним. Новый год в мусульманских странах начинают отмечать 21-го марта в день весеннего равноденствия [121, с. 6].

Текст воспроизведен по изданию: [С. М. Броневский]. Новейшие известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. СПб. Петербургское востоковедение. 2004

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.