|
БРОНЕВСКИЙ С. М. НОВЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КАВКАЗЕ собранные и пополненные Семеном Броневским ТОМ ПЕРВЫЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ОБЩИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ О КАВКАЗЕ ГЛАВА ПЕРВАЯ Величина, пределы, наименования, первобытное население, успехи географии, исторические эпохи, религия, языки, нравы, образ жизни, правление, разделение состояний, политика, торговля, население, доходы Величина Описываемый здесь Кавказский край лежит между 54° и 67° долготы от острова Ферро на восток и между 44° и 39° северной широты; следовательно, имеет в величайшей долготе своей от устья Кубани до Абшеронского мыса около 900 верст, а в величайшей широте от устья Терека до изгиба Аракса между Джульфинским мостом и Ардоваром около 500 верст. Средняя длина оного между Черноморскими берегами и берегами Каспийского моря от Мингрелии до Дагестана и от Гурии до Ширвана, в прямейшую линию, заключает в себе от 450 до 600 верст; средняя ширина от Терека до Куры и до Арахея содержит от 300 до 400 верст. Из чего, по примерному исчислению, заключить можно, что все пространство Кавказского края содержит в себе не менее 250 000 квадратных верст. [30] Пределы Пределы оного: на запад Черного моря от устьев Кубани до устья реки Чорохи, и во внутрь земли также Чорохи и реки Арапчай; на север Кубань, Малка и Терек; на восток Каспийское море от устьев Терека до устьев Куры; на полдень Кура от устьев своих до Джевата, оттуда Аракс до впадения в него Арапчая, потом от вершин Арапчая умственная граница чрез крепости Ардануаци и Артвенг до реки Чорохи. Следовательно, сия обширная область граничит к северу с Россиею, то есть с Кавказскою губерниею и с землею войска черноморских казаков; на запад с Черным морем и с владениями азиятской Турции, Трапезонтским, Карским и Баязетским; на полдень и юго-восток с Персидскою областию, Адирбежаном и с Моганскою степью; на восток с Каспийским морем. Наименования Наименование Кавказа, без сомнения, происходит от баснословной горы Каф, толико известной у восточных писателей, которые полагают ее средоточием земли и жилищем духов и гигантов, называемых дивы и пери. Название славных гор Гог и Магог удерживаемы были от входа в Персию крепостной стеною, называемою Баб аль-абуаб, т. е. врата врат, великие врата, или Серир аль-Дагаб золотой престол; согласно же с общим мнением, все сии названия приписываются нынешнему городу Дербенту на Каспийском море. Кавказские народы, сколько известно, не употребляют именование Кавказ для означения всего кряжа Кавказских гор, но каждое колено именуют ближайшую гору особенным названием на своем языке. Плиний и Страбон упоминают о следующих народах, обитавших от Палюса Меотического вдоль по берегу Черного моря: меланхлеты, церцеты, тореаты, агры, торепты, меоты, сербы, аррехи, пессы, ахейцы, кораксы, зихи, гениоки, епагериты, дандарияны, исседоны и прочие. Некоторые из них были скифского или сарматского происхождения; ахеяны или ахейцы, зихи и гениоки почитаемы за греческих переселенцев. За ними далее на полдень жили колхи, потом названные лазы, а во внутрь гор иверийцы и албанцы, сильные народы, управляемые царями. Первобытное население Трудно решить, какие были первородные кавказские жители, по причине частных происхождений чрез Кавказ разных иноплеменных народов из Азии в Европу и обратно. От сего смешения колен и языков, чаятельно, произошло множество наречий, какое мы доселе видим между кавказскими народами. Однако за коренных или весьма древних жителей почитать можно албанцев, ивумийцев и колхов, то есть нынешних лезгинцев, грузинцев, имеретинцев, мингрельцев. Прочие народы кажутся быть переселенцами, кроме армян, обитающих в той части своего отечества, которая принадлежит к нашему описанию. Мнение сие основывается на следующих правдоподобиях: 1) в древнейшие времена Иверия и Албания не были покорены ни мидийскими, ни персидскими царями, ни даже римлянами, несмотря на успехи, одержанные оружием сих последних; 2) Иверия, признавши власть персидских царей Сасанидов 1, а потом переходя попеременно под иго татар, персиян и турок сохранила, однако, веру, язык и облик своих жителей; 3) порабощение албанцев воспоследовало гораздо позднее, во время нашествия Тимур ленга на Кавказ 2, и прекратилось с отсутствием сего завоевателя; 4) прежде Тимур ленга, гунны, козары, аравы и монгольские татары, чаятельно, довольствовались опустошением прибрежных провинций Ширвана и Дагестана, не заходя далеко в горы, где бедность, соединенная с храбростью, представляла много препон и мало добычи; 5) в заключение сего заметим, что лезгинцы и грузинцы, хотя не сходствуют нравами, имеют между [31] собою много общего в образовании лица, отличающего их от других кавказских народов, наипаче лезгины, у коих при первом взгляде виден на лице характер их независимости. Успехи географии Есть ли взять в рассуждение, что кавказские народы, издревле погружаемые в невежестве, не только своих летописей, но и письмен не имеют, за исключением грузин и армян, то для разогнания мрака, покрывающего повесть и географию прошедших времен, остается одно средство — прибегнуть к чужестранным писателям, коих любопытство простиралось до сего края. Сюда отчасти принадлежат Геродотовы известия о скифах, кимврах и колках. Страбон и потом Плиний оставили о Кавказе многие географические сведения, которые большей частию темны и несообразны с нынешним положением земель и народов. В Летописях Тацита помещены некоторые упоминания об Индии, Албании, Армении, о сарматах по соотношению римлян с сими странами. Ариян описал восточный берег Черного моря от Трапезонта до Диоскурии. Аппиан и Плутарх упомянули об Иврии и Колхиде по случаю похода Помпея против Митридата. Птолемей определил некоторые местоположения. За сими древними классическими писателями следуют византийские источники, коснувшиеся берегов Черного моря по тогдашним сношениям Греческой империи с Колхидою. Из них Прокопий описал в подробности военные действия, бывшие в Колхиде между императором Юстинияном I и персидским царем Хозроем Нуширваном. Император Константин Багрянородный поместил в своем описании имена народов, живущих от Фанагории до Колхиды. Восточные писатели персидские, аварские, турецкие раскрывают нам богатые источники баснословных о Кавказе повестей, из коих, может быть, со временем извлекутся полезные догадки с помощию глубокой учености в восточных языках и обычаях. Шерефидин в Жизни Тимур ленга представляет довольно географических подробностей, но большая часть из оных, к сожалению, невразумительны и кажутся быть не связаны. В семнадцатом веке возгоревшаяся в Европе страсть к путешествиям доставила ученому свету любопытные и дотоле неведомые известия о Востоке и мимоходом о Кавказских странах. Касательно нашего предмета, с наибольшею основательностию упоминают о Кавказских землях и народах Олеарий, Шарден и Кемпфер. Однако историография мало от них получила приращения. Отрывки таковых же известий находятся в Восточной Вивлиофике Гербелота. К любопытнейшим XVII века известиям причислить должно описание Имеретии, помещенное в древней Российской Вивлиофике дьяка Алексея Иевлева, бывшего в Имеретии послом в 1652 году. В осьмнадцатом веке Лебрюк, Бель, Соймонов, Гербер, Ганвей и доктор Кук занимались описанием западного берега Каспийского моря. Первыми географическими сведениями о сей части обязаны мы Соймонову и Герберу, по случаю похода императора Петра Великого в Персию. При исследовании о черноморской торговле Пейсонель включил также некоторые замечания о землях и народах восточного берега. Но до Гильденштета география Кавказа пребывала в крайней темноте, и не можно было составить об оной общего понятия, потому что внутренность гор оставалась в совершенной неизвестности. Для приобретения точнейших сведений, по повелению императрицы Екатерины II (в 1789 году) отправлены были две физические экспедиции под начальством академиков Гмелина и Гильденштета. В то же время, как Гмелин имел в предмете Персию и прилежал к описанию западного берега Каспийского моря, Гильденштет устремил изыскания свои для озарения всех отраслей Кавказа, от Кубани до Чорохи и от Терека до Куры. Путешествие сего последнего, заключающее в себе достопамятный опыт учености и трудолюбия, будет основанием кавказской географии, пока не откроется возможность сочинению географических карт. Наконец, славный Паллас сообщил любопытные замечания свои о землях и народах северной стороны Кавказа: а [32] за ним барон Маршал Биберштейн издал в свет краткие, но достоверные известия о землях, лежащих между Тереком и Курою. Из сих последних источников наиболее почерпнуты издаваемые здесь географические и исторические сведения о Кавказе, присовокупляя к тому разные академические сочинения, помещенные в Ежемесячных изданиях Санкт-Петербургской Академии наук и рукописные записки: приобретенные со времени персидской экспедиции, бывшей в 1796 году доныне. Есть ли успехи географии медленны и неразлучны с успехами оружия, то медленность сия наипаче увеличивается в Кавказе по мере невежества и недоверчивости горских народов, из чего явствует, что все доселе известно: есть только первоначальное начертание Кавказской губернии. Исторические эпохи Так как никто не занимался в особенности повестию о кавказских народах, то исторические эпохи, к сей стране относящиеся, хотя восходят до глубочайшей древности, не связаны между собою и требуют многотрудных разысканий. Мы испытали извлечь из исторических книг некоторые достопамятные произведения в хронологическом порядке: держась разделения г. Ромеля, который в недавно изданном эпиграфическом опыте его о кавказских народах (Die Voelker des Caucasus nach den Berichten der Reisebeschreiber von C. Rommel. Weimer, 1808.) между прочим предложил разделение кавказской истории на пять периодов: с присовокуплением к каждому периоду наименования известнейших источников. Пока не будет сделано новое предначертание при дальнейших исторических разысканиях, я, охотно пользуясь разделением г. Ромеля, вмещу в оное собранные мною выписки о важнейших происшествиях, к Кавказу относящихся, проходя в молчании баснословные времена Прометея, Фриксия, войну с амазонками, поход аргонавтов равно как и первые Геродотовы переселения народов из Азии в Европу и обратно, как не включенные в Историю, но, впрочем, любопытные для исследователей о происхождении народов. I. Греческий период Начинается в VII столетии до Р. X., когда греки Малой Азии, наипаче милетинцы, завели поселения на северо-восточном береге Черного моря, основали город Танаис, Фанагорию, Гермонассу, Диоскурию и чрез торговые сношения с Кавказом способствовали к познанию оного 3. Около того же времени полагает Геродот два важные переселения из Европы в Азию: 1) старожилых кимвров или киммериян, которые, свергнувши с себя иго скифов таврических или тавро-скифов, бежали из Тиврии в Азию и покорили там царство Мидийское; 2) около 633 до Р. X. тавро-скифов, прошедших в преследовании своем за кимврами вооруженною рукою чрез владения Киаксира, царя мидийского, и по 28-летнем властвовании в Азии возвратившихся в Европу. Последнее переселение несомнительно происходило чрез Кавказ в Азию и обратно. Есхил, Aeschylus — первый упоминающий о Кавказе, сколько известно. Псевдо Орфей, Pseudo Orpheus. Скилах, Scylax. Геродот, Herodot. Апполоний Родийский, Appolonius Rhodius 4. II. Римский период Начинается во втором столетии до Рождества Христова продолжительною войною римлян с Митридатом, потом с парфянами и с Армениею; содержит переселение через Кавказ алан, готфов, хозар и заключается нашествием гуннов. [33] В 115 году до Р. X., Митридат VI Евпатор, царь понтийский, объявивши войну римлянам, простирает оружие по восточному и северному берегу Черного моря даже до Днепра, покоряет царство Босфорское и Таврию. В 65 году до Р. X. после поражений, претерпенных Митридатом от Лукулла и Помпея, поход римлян чрез Албанию и Иверию в Колхиду, победы Помпея над албанцами и иверцами при реке Куре. В 57 году от Р. X. война Вологеса, царя парфянского, и Тиридата, царя армянского, с римлянами; победы Корбулона, взятие и разорение Артаксаты, столицы царя армянского, принужденного просить мира и сложить с себя корону. Около того же времени алане появляются на северной стороне Кавказа, покоряют Босфор и Таврию. В половине второго столетия готфы вытесняют алан и укореняются на берегах Черного и Азовских морей. В 212 году по Р. X. хозары проходят чрез Кавказ узким ущельем Цур и нападают на Армению. В 276 году алане, пришедшие с меотийских берегов на помощь римлянам против персиян, опустошают Понт, Колпадокию, Галатию, Киликию; прогнаны императором Тацитом обратно чрез Колхиду из римских владений. В исходе III столетия Крискон, царь сарматский, покорил Босфор, напал на лазов, тогдашних жителей Колхиды, и прошел римскими областями верхней Азии до реки Галиса. Кажется, что война императора Диоклетиана с персидским царем Нарисом и поход (в 298 г.) кесаря Галерия, сначала неудачный, а потом увенчанный победою и выгодным миром, ничего не имеют общего с Кавказским краем, кроме условия, выговоренного в мирном постановлении, чтобы иверские цари получали утверждение или царство от римских императоров. В 300 году разрушение царства Босфорского от Савромата III, царя сарматского. Около 310 года поход Тиридата, царя армянского, в Албанию, победы его над хозарами, коих прогоняют к пределам гуннов. В исходе IV столетия гунны расширяются по северной стороне Кавказа и порабощают готфов. Страбон (Strabo); Плиний (Plinius); Птолемей (Ptolemeus); Дионисий Периегет (Dionisus Periegetes) и его толкователь Евстафий (Eusstathius); Апиян (Appianus); Дио Кассий (Dio Cassius); Плутарх в Помпеевой жизни (Plutarchus in Pompejo); Тацита летописи (Taciti Annales); Помпоний Мела (Pomponius Mela); Сочинитель Перипла Понта-Евксинского (Autor Peripli Ponti Euxini); Аммиан Марцелин (Ammianus Marcelinus) 5. III. Византийско- или греко-персидский период Начинается в исходе пятого столетия по Р. X. и заключает продолжительные войны византийских римлян с персиянами, в которые замешаны были лазы, иберы и албанцы; таковые же войны аравитян с хозарами, появление турков селиюкидского колена и монголо-татар в Кавказе. Есть ли бы кто взял на себя труд объяснить сей длинный и многосложный период, тогда бы нужно было разделить оный по приличию еще на несколько периодов. Мы заметим здесь известнейшие эпохи оного. С 551 до 554 года военные действия в Колхиде между императором Юстинианом I и персидским царем Хозроем Нуширваном. Взятие города Петра или Каполета римлянами. В 625 году хозарский хан заключил при Тифлисе союз с императором Ираклием и привел сорок тысяч вспомогательного войска против персиян, которые разбиты в сражении при Ниниве. [34] От 720 до 899 года хозары неоднократно проходят в Мидию и Армению, опустошая владения аравитян. Походы сих последних в Кавказские страны при калифах Абдул Малеке, Гекаме, Иециде и Гарун ал-Рашид; поражение хозар и расширение власти аравитян по всему Кавказу. В исходе IX столетия печенеги (пацинаки), вытесненные от узов и мажаров из земель между Яиком и Волгою, напали на угров (венгров) и принудили их бежать частию в персидские границы чрез Кавказ, частию за Днепр и Дунай. В половине XI столетия Алп Арслан, второй султан колена селиюкидов, покорил Грузию. В половине XII столетия, в царствование Абака хана, монголо-татары покорили Персию, Грузию, Ширван и овладели городом Дербентом. Прокопий (Procopius) очевидец; Агафий (Agathias); Приск (Priscus); Зонар (Zonarus) и прочие. Константин Порфирородный (Constantinus porphyrogenata); Стриттера записки (S. Stritteri memoriae populorum ad Danubium etc.), сюда же принадлежат Стефаний Византийский (Stephanus Byzantinus); Иордан (lordanes) и некоторые восточные писатели, приводимые Гербелотом 6. IV. Турко-персидский период Начинается в XIV столетии и заключает в себе быстрые походы потомков Чингис хана, завоевания Тимур ленга, войны персиян с турками и начальное влияние России в дела кавказские. Около 1380 года, после покорения Персии монголо-татарами, Тимур ленг овладел Грузиею, взял Тифлис, победил лезгов, или лезгинов, покорил Ширван, Дагестан и прошел чрез Кавказ до горы Албруса. До 1395 года еще два нашествия Тимур ленга на Кавказ. Четвертое и последнее нашествие в 1395 году весьма достопамятно в российской истории. Тимур ленг, покорив Грузию и Шакинское владение, пошел чрез Ширван и Дагестан вдоль по берегу Каспийского моря против Тахтамыша, царя Золотой Орды, которого победил в сражении при реке Тереке и преследовал до Волги 7. Тогда же разорены монголо-татарами черкесские владения по северной стороне Кавказа до города Кубани (Тамана). С того времени замечено падение царства Золотой Орды и постепенное возвышение России. Около 1415 года Кара Юсуф, туркоманский султан колена черного барана, властвует в Адирбежане, в Ширване и Грузии 8. В исходе XV столетия турки оттоманские после взятия Кафы (в 1475 г.), расширяют власть по восточному берегу Черного моря в Абхазии и Мингрелии. В 1501 Измаель Сефи, родоначальник персидских шахов софийского колена, освободив Персию от порабощения туркоманов обоих колен, черного и белого барана, покоряет Ширван и Грузию 9. В 1552 черкесы пятигорские поддаются добровольно покровительству царя Ивана Васильевича Грозного, прося защиты от крымских татар, обращаются в христианский закон 10. В 1585 в продолжение войны персидского шаха Аббаса I с турками сии последние занимают Адербижан, Карабаг, Грузию, Ширван и часть Дагестана. При заключении в 1588 мира с Портою возвращены Персии завоеванные области. В 1589 царь грузинский Александр дает присягу царю Федору Ивановичу на вечное подданство России. В 1604 поход российских войск против шамхала тарковского в Кумыкскую землю, на реку Сулак и на реку Сунжу, откуда возвращаются с потерею по причине бывшей измены от горских народов. [35] В 1638 мингрельский царь Леон дает присягу царю Алексею Михайловичу на вечное подданство России. В 1650 Александр, царь имеретинский, признает равномерно над собою верховную власть России с учинением присяги на верноподданство 11. Кроме исторических сочинений, относящихся к сим временам, служат к объяснению восточные историографы: Абу-л-Фараг, Абу-л-Феда, Шереф ад-Дин в жизни Тимур ленга, Абу-л-Газий Баядур 12. И другие приводимые Гербелотом. Потом следуют европейские путешественники: Иозафат Барбаро, Контарини, Георгий Интериано — XV столетие. Пиетро де Лаваре, Олеарий, Тавернье, Шарден, Струне, Де Лука, Ламберти, Зампи, Турнефорт — XVI и XVII столетия. Путешествия Плано Карпина и Рубрукиса в XIII столетии, Мандевиля в XIV наполнены баснями. Также и рассказы Струиса мало содержат вероятного 13. V. Российский период Начинается со времен Петра Великого доныне, заключая в себе превозможение российской власти в Кавказе над Персиею и Портою Оттоманскою. В 1705 крымский хан Каплан Гирей приходит с многочисленным войском на Кубань для покорения черкесов, от коих разбит наголову. В 1720 Сурхай хан казыкумыцкий и известный бунтовщик Дауд-бек отложились от Персии, возмутили Дагестан и Ширван, взяли и разграбили город Шемаху, в коем побито более трехсот российских купцов. В 1722 поход императора Петра I в персидские владения, по западному берегу Каспийского моря лежащие, и занятие оных российскими войсками до города Решта в Гиляне. В 1723 трактат, заключенный российским двором с персидским шахом Тахмасибом, сыном низверженного шаха Гуссеина, об уступке России всего западного берега Каспийского моря до Астрабата. Турки занимают Ширван, Грузию, Карабаг. В 1724 трактат, заключенный российским двором с Портою Оттоманскою о разграничении приобретенных от Персии владений. В 1735 упразднение занятых российскими войсками владений в силу трактата, заключенного императрицею Анною Ивановною в том же году при Ганже с векилем Тахмас кули ханом (шах Надыр), который говорил еще тогда именем малолетнего шаха Аббаса III. В 1739 трактат Белградский между Россиею и Портою, силою коего кабардинцы признаны ни от кого не зависящими и барриерою между державами. В 1741 поход шаха Надыра в Дагестан и Лезгистан, откуда возвращается с важною потерею. Турки опять в Грузии. В 1763 заложение города Моздока на Тереке и учреждение военной линии от Кизляра до Моздока. В 1770 война с турками, покорение кабардинцов, поход генерала графа Тотлебена в Грузию, Имеретию и Мингрелию. Турки вытеснены российскими войсками из сих владений. В 1774 трактатом, заключенным при Кучук-Кайнарджи, Порта отступилась от кабардинцов: представя разбирательство об них крымскому хану, который признал независимость Большой и Малой Кабарды от Российской Империи актом, в 1775 году состоявшимся. В 1779 продолжение Кавказской линии до реки Кубани. [36] в 1783 река Кубань признана границею между Россиею и азиятскими владениями Порты (акт, заключенный в Константинополе). Грузинский царь Ираклий признает над собою верховную власть российских императоров (трактат 1783). Присоединение острова Тамана вместе с Крымом к Российской империи. В 1785 до 1791 военные действия с горскими народами, возбужденными лжепророком Ших Майсуром, а потом война с турками, поражение их от российских войск, взятие крепости Анапы. В 1791 трактатом Ясским подтверждены граница на Кубане и последние постановления относительно кабардинцов; сверх того, запрещено ахальцихскому паше чинить обиды царю грузинскому, и Порта обязалась удовлетворять из казны своей за убытки и разорения, претерпеваемые россиянами от пограничных закубанских народов. В 1795 Ага Магомет, хан астрабатский, угрожает Грузии, переходит с войсками по сю сторону Аракса, опустошает Ериван, Карабаг; вступает в Грузию, предает на расхищение город Тифлис, потом следует в Ширван и разоряет город Шемаху. В 1796 поход российских войск чрез Дагистан и Ширван на реку Куру и в Грузию для защищения сей последней; взятие городов Дербента, Кубы, Баки и Ганжи, которые все упразднены в следующем году по причине возвращения российских войск в свои границы. В 1798 по смерти грузинского царя Ираклия сын его Георгий, утвержденный на царство Россиею, просит помощи против горских народов и персиян, совокупно угрожающих Грузии. Горцы усмирены пришедшими российскими войсками. В 1800 смерть грузинского царя Георгия Ираклиевича; внутренние неустройства; присоединение Грузии к Российской империи (Любопытнейшая к сей стране относящаяся эпоха, есть, без сомнения, заключенный (в 1812) во время начальствования там генерала от инфантерии Ртищева, мирный трактат с Персиею, в силу коего российские границы определяются течением Куры и Аракса со включением ханства Карабагского 14; но как книга сия писана была за два года до сего приятного происшествия, то оно не могло быть помещено в число эпох, которые доведены только до начала царствования императора Александра I.). Леброн, Шобер. Де ла Мотрай (de la Motraye), Лерх, Соймонов, Гербер, Брюс, Байер, Коок, Ганвей, Пейсонель, Стелин, Гмелин, Гильденштет, Рейнекс, Енгельман, Паллас, Биберштейн — XVIII столетие. Едвард. Description du pays silue entr la mer Noire et la mer Caspienne 1797. Paris. Сент Kpoa. Memoires: 1. sur le cours du Cyrus et de l’Araxe. 2. sur les pyles Caucasiennes; faisant un seul corps d'ouvrage avec la discription sus-mentionee traduite de l’anglais; Ромель. Люнеман. Descrintio Caucasi gentiumque Caucasiarum et Strabone comparate. Scriptoribus recentioribus. Lepsiae. 1803 15. Религия Религия и нравы кавказских народов имеют столько же изменений, сколько в их языках находится наречий. При всех стараниях собирания подробностей, относящихся до сих предметов, они будут представлены в продолжение сего описания весьма в несовершенном виде, по причине недостатка точных сведений. Три разные веры господствуют в Кавказе: 1) Христианская, греко-восточная и армянская. 2) Магометанская, суннитской, или Омаровой, секты и Алиевой. 3) Идолопоклонство в различных обрядах. [37] 1. Грузия, Имеретия, Мингрелия, Гурия и часть жителей Ахальцихского пашалика исповедуют греко-восточную веру, имея патриарха под именем католикоса в Грузии, двух первостепенных митрополитов в Имеретии и Мингрелии и многих епископов. 2. Армянскую веру исповедывают армяне, рассеянные по всему Кавказу, но в большем распространении сей закон по числу обитающих армян в Ериване, Нахичевани, Карабаге, Ганже, в Грузии и Ширване. Патриарх армянский имеет свое местопребывание в Араратском или Ечмеядзинском монастыре, который почитается армянами за первопрестольный. Епископы их многочисленны. 3. Между армянами есть небольшое число католиков, имеющих церкви в Тифлисе, в Мингрелии и в Ахальцихе. Священники их капуцины или монахи ордена Св. Франциска, присылаемые от римской пропаганды. 4. Магометане сунниты татарского или турецкого происхождения населяют Кумьщкую землю, Дагестан и Ахальцихе; сей же закон недавно приняли черкесы, чеченцы, часть абхазов, осетинцев и лезгинцев. Все ногайские татары, рассеянные по Кавказу, держатся сей секты; и в прочих местах, как то в Ширване и в Грузии довольно есть суннитов. 5. Магометане Алиевой секты живут наиболее в Ериване, Карабаге, Нахичеване и в городах Дербенте, Баку, Шемахе. В провинции Ширванской вообще жители разделены между двумя магометанскими законами, а третью часть жителей составляют армяне. 6. Идолопоклонство и разные языческие обряды известны у абхазов, осетинцов, кистов, ингушей, тушинцев и, как уверяют, остались еще у некоторых лезгинских колен. 7. Евреи, под названием уриа, имеют также в разных местах свои синагоги, но они малочисленны по причине чрезвычайного притеснения, какое принуждены терпеть от магометан и христиан. Дух веры слабее действует на Кавказе, нежели нравы и обычаи. Грузинец, армянин, черкесе, осетинец, персиянин и абхаз обедают на одном ковре без зазрения совести; но ни один из них не допускает в общество свое жидов, которые у всех вообще в великом презрении. Ненависть, каковую магометане питают к христианам, здесь меньше обнаруживается, нежели в прочих местах Азии, по причине той, что безграмотные кавказские народы не могут пользоваться наставлениями усердных поборников мусульманства, проповедывающих ненависть к гиаурам (неверным), яко богоугодное дело. Однако армяне в магометанских землях несут более тягостей против магометан, как в раскладке податей, так в повинностях и в чрезвычайных поборах. Непримиримая вражда, которая, кажется, не скоро потухнет, остается еще между суннитами и шиитами, то есть между турками и персиянами, из коих первые наипаче отличаются духом изуверства и отчуждения от благоразумной терпимости. Большая часть жителей сего края признает магометанскую веру. Языки Гильденштет различает между кавказскими народами семь диалектов: 1) татарской; 2) абхазской; 3) черкесской; 4) осетинской; 5) кистинской; 6) лезгинской и 7) грузинской, не упоминая об армянском, который довольно известен. Включив армянской, будет восемь диалектов коренных, из коих каждый разделяется на несколько наречий, о чем в своем месте будет упомянуто по мере известности. Совокупление столь многих языков и наречий в одной стране представляет важную задачу к разрешению, касательно истории кавказских народов. Разность языков, разделяющая племена народов, делает вероятным двоякое предположение: первое, что народы, говорящие особенным языком от татар и армян, суть первородные или весьма [38] древние жители Кавказа; второе, что самые коренные языки можно почитать за летосчисление Кавказа, приемля каждый язык за эпоху важного происшествия, как то нашествие иноплеменного народа. Любопытно было бы узнать источники происхождения, образования и смешения сих диалектов, в коих примечается, кроме татарских слов и речений, много сарматских слов: но таковое исследование требует знания всех горских наречий, без чего не может быть выполнено удовлетворительным образом. Гильденштетов словарь горских наречий подает некоторое понятие об оных 16; но, будучи сличаем на месте, он во многом невразумителен и, чаятельно, потому более, что сей ученый и достойный всякого уважения муж, писав на немецком языке, не мог выразить многих согласных букв, а тем менее гортанных ударений, которые столь обыкновенны в азиятских языках. Для сего нужно бы составить особенную азбуку, с прибавлением недостающих ударений и букв из российского языка, имеющего все согласные, кроме гортанных; так как преосвященный архиепископ Гаиос составил для осетинского языка азбуку из грузинских букв и напечатал катехизис Из сего явствует, что сведения наши о горских языках весьма ограниченны. Какое же многотрудное дело еще остается, если вникнуть в постепенные приближения наречий, дабы отличить черту, их разделяющую, или определить, какой язык коренной и которой испорченный? Все сие долгое время будет пребывать в неизвестности в рассуждении недоверчивого и сурового свойства кавказских жителей. Нравы Поелику нравы в тесном соотношении с климатом, образом жизни и воспитанием, то нравы людей, можно сказать, диких, живущих между стремнинами и снежными горами, должны быть грубы. Воспитание их, составленное из понятий о защите, нападении, ненависти, мщении, корысти и свободе, соделало их воинами неустрашимыми. Они все бедны и добровольно по нерадению или по бесплодности земли. Иногда видят под ногами своими прекрасные долины, но не спускаются на них, зная, что там все произрастает в изобилии, кроме независимости. Алчны к корысти и сребролюбивы, но умеют переносить бедность, наипаче когда дело идет о преимуществах свободы их, которая более подобна своевольству. Таким образом, все пороки и добродетели их отличаются излишеством, свойственным диким народам. Свирепы, мстительны, заносчивы, вероломны до крайности против своих неприятелей. В домашнем быту кротки, гостеприимны, верны в дружбе до великодушия, целомудренны, почтительны к старости, умеренны в пище, трезвы; правила гостеприимства соблюдают даже против своих неприятелей. Сии общие черты нравственности принадлежат более к коленам, обитающим на высоком кряже гор и на северной стороне Кавказа, собственно к горским народам. В прочих землях смешение разных народов произвело смешение нравов и обычаев. При горской простоте и бедности примечается армянская хитрость и персидская приветливость вместе с храбростию, те же пороки, но менее добродетелей. Грузинцы, армяне, ширванцы и дагестанцы участвуют более или менее в сем смешенном характере. Образ жизни Трудно найти на земном шаре народов, кои бы с большим упорством защищали себя и посягали на своих соседей, как жители Кавказских гор. Все вообще наклонны к воинскому ремеслу, в коем упражняясь начально от бедности и единственно для похищения добыч, присвоили, наконец, сему званию понятие честолюбия и учредили по своему [39] образу мыслей отличительные почести для поощрения к храбрости. Не довольствуясь краткими набегами, некоторые племена приобрели славу завоевателей, как-то кабардинцы и лезгинцы, прочие все без изъятия ведут войну с своими соседями: черкесы с абхазами, кабардинцы с осетинцами и чеченцами, осетинцы с кистами, чеченцы почти со всеми окружающими их коленами, лезгинцы с Грузиею и Ширваном. Одним словом, война есть обычное состояние и образ жизни сих народов. Война сия разделяется на домашнюю и внешнюю. Первая заключается в притязаниях одного колена против другого, по кровомщению или по другим обстоятельствам, но имеет свои ограничения и мероположения по принятым обычаям. Внешняя война подразумевает общее восстание одного колена против другого при подкреплении себя обоюдными союзниками или соединение многих колен против угрожающего им внешнего неприятеля. В сем последнем случае избираются начальники по большинству голосов, определяются правила для дележа добыч и оставляются домашние распри до возвращения из похода. Собственно внешняя война значит попытаться щастия в чужой земле, идти на добычу в превосходнейшем числе воинов, в виде вспомогательного войска по найму, по союзу или по охоте к грабежу. Будет около ста лет, как Грузия и Ширван соделались театром опустошения от беспрестанных поисков лезгинцев на сии земли. Прежде заложения Кавказской линии черкесы простирали свои набеги до Волги и Дона, пресекая купеческое сообщение с Азовом и Персиею, но, будучи преследуемы и поражаемы российским войсками, они не столько наживались грабежом, как лезгинцы, которые назначили себе в удел плодородные долины Грузии и Ширвана, худо защищаемые. Здесь подтверждается отчасти глубокомысленное изречение Монтескю касательно господствующего в Азии рабства, коего причиною он полагает сопредельность народов воинственных с народами, изнеженными роскошью 18; к чему г. Мальт Брюн замечает, что сия истина соглашается с физическою истиною, то есть что в Азии нет умеренной полосы и, следовательно, нет средины между самыми жаркими и самыми холодными климатами. Порабощенные народы живут в жаркой полосе, но [она] по возвышению гор вмещает в себе более холодных, нежели теплых климатов; следовательно, воинственный дух кавказских народов оправдывает сие заключение относительно Персии и Турции. По сравнению же климатов, внутри Кавказа существующих, не менее справедливо замечание г. Мальт Брюна 19. Лезгинцы и осетинцы, спустившись с голых вершин, ими обитаемых, первые на полдень, вторые на восток и запад, находят изобилие индейского климата в Ширване и Грузии. Жители сих последних областей, в самом существе бедные и весьма отдаленные от роскоши, должны казаться утопающими в избытках относительно северных соседей своих, из коих многие не имеют иного средства к пропитанию как жить грабежом. Наоборот, грузинцы в Персии почитаются за храбрых воинов, и некогда составляли отборное войско и гвардию персидских шахов. В самом деле грузинцы имеют все качества воинственного народа и доведены были до упадка многими совокупившимися причинами; сие доказывает только постепенную разность между физическим воспитанием горских народов. Тела лезгинцев, тушинцев, кистов, осетинцев, суанетов, ожесточенные суровостию климата и образом жизни, приготовляются к понесению больших трудов, нежели сие могут сделать грузинцы и ширванцы. Сии последние, не имея ни артиллерии, ни преимущественного знания в воинском искусстве, не могли противоборствовать им с равным оружием и наконец принуждены были отступить повторяемым напряжением неутомимых и алчных своих соседей. Независимо от стечения других обстоятельств и нравственных причин, нельзя кажется, не признать, что настоящее положение кавказских народов имеет основанием сию физическую причину: чем холоднее климат или чем выше в горах живут народы, тем суровее их нравы, тем более они способны и наклонны к войне. [40] Правление Три главные виды правления: монархическое, аристократическое и демократическое — известны также в Кавказе, но смещение оных чрезмерно, наипаче двух первых видов. 1. К монархическому, или единоначальному, правлению принадлежат в Грузии Имеретия и Мингрелия, не упоминая о Грузии собственно так называемой, которая составляет российскую губернию. В Ширване: владения Шемахинское и Шахинское; в Дагестане: Тарковское, Каракайдакское и Табасаранское; в Араксении между Курою и Араксом: Карабаг, Еривань, Нахичевань; туда же включить должно в Лезгистане Казыкумыцкое владение, по временным обстоятельствам и личной власти нынешнего Сурхай-хана, и турецкую Грузию, или Ахальцихской пашалык, управляемый пашами, от Порты почти независимыми. Но хан аварский, несмотря на титул ханский, исключается из сего разделения и подходит более под демократический федеративный разряд. 2. Аристократия, или правление многих, принято у аксаевских кумыков и у всех черкесов, за исключением некоторых колен; абхазы, осетинцы, кисты, ингуши, чеченцы. Дженготенцы управляются князьями и старшинами наследственно и частию старшинами по выбору. Следовательно, сюда причислить должно все те колена, где власть находится в руках князей или старшин наследственно, как-то, в Абхазии властвуют княжеские роды: мадовеи, шароша, келеш, беки; у черкесов закубанских: владения Темиргойское, Бесленейское, Мухотевское имеют своих князей, равно как Большая и Малая Кабарда, Аксай, Ендери, Костеки, Брагун и другие, о чем подробнее будет сказано при частных разделениях. Оба сии вида правления в Кавказе, то есть монархическое и аристократическое, еще правильнее можно назвать феодальным, потому что князья и ханы, не исключая царя имеретинского, все разделяют власть с своими вассалами, а разность состоит только в степенях власти и относительного их могущества; из чего ясно, что в Кавказе есть множество малых тиранов, но нет нигде явного самовластия. Между владельцем и народом везде находится рыцарской стан, составляемый из поместных князей и дворян, кои упорно стоят за свои преимущества; то стесняют верховную власть в пределах умеренности, то предаются совершенному безначалию. 3. Демократическому, или народному, правлению подведомственны черкесские колена: натухажи, шапсуги, абазехи; абхазские вольные общества, башилбайцы, живущие на вершинах Урупа, Туби, Убыхи, и другие в Большой Абхазии; сванеты, или суанеты; большая часть Осетии, сюда же принадлежат три колена, подвластные Грузии, хевсуры, пшавы, туши; большая часть кистов, чеченцы, называемые ичары-мычкиз (горные чеченцы); в Дагестане часть дженготенцев, акушинские общества и республика Кубечинская, Лезгинские федеративные республики: Анди, Зудахара, Сумурские общества, Алтипара Токуспара, Мишгент, Ахти, Рутул, Цахур, Тумурги, Тебель; Джарские общества: Белакан, Катехи, Джар, Тала, Мухала, Чиних; называемые заречные: Дидо, Унзо, Кабучь, Анцуг. К сему должно присовокупить и все владение Аварское, составленное из малых федеративных обществ под покровительством хана аварского, который там имеет собственные свои поместья и, по мере личных свойств, пользуется властию. Таким образом, Сурхай хан казыкумыцкий, которого мы включили в монархической разряд, приобрел неограниченную доверенность в народе, хотя владение его состоит равномерно из федеративных обществ. О суде и расправе, употребляемых в Кавказе, мы имеем только частные и неудовлетворительные сведения, которые, однако, не могут быть подведены под одно правило. Народы магометанского исповедания судятся духовными законами по Алкорану, но везде присовокупляются [41] обычаи и местные изменения. Все вины откупаются пенями, в том числе и смертоубийство, с некоторыми ограничениями. Вообще дух законов тот же, что в Русской Правде и каков был до XV века во всей Европе. Одни только грузинцы имеют писаные законы царя Вахтанга, ибо магометанские духовные законы суть выписки из Алкорана для приложения их к разным случаям. Внутреннее управление усмотрено будет отчасти из разделения состояний. Разделение состояний Отличительные чиносостояния в Кавказе суть следующие: 1) владетельные особы; 2) духовенство; 3) дворянство; 4) крестьяне; 5) пленники или рабы. 1). Владетельные особы под разными именами составляют первенствующее или царственное сословие. Мы поместим здесь их имена по порядку их политической важности в Кавказе в нынешнем их положении. Шамхал тарковский, царь имеретинский, хан казыкумыцкой, хан аварской, хан шемахинский, ахальцихский паша, хан ериванский, хан шакинский, уцмий каракайдацкий, князь Дадиан мингрельский, Келет бек согумский, кади табасаранский, хан карабагский, князь гуриельский, горские князья и знатные вассалы: князья кабардинские, аксаевские, темиргойские, чеченские, бесленейские, мухошевские. Султан: сальянской, шурагельской, самухской, илисуйской. Князья Еристовы, Мачабеловы — осетинские; Церетели, Цулукидзе — имеретинские, Ширвашидзе — мингрельские. Не говоря о многих других вассалах имеретинских и мингрельских. Знатность рождения есть весьма важное преимущество в князьях, и мало примеров, чтобы человек ничтожного происхождения достигнул до верховной власти. Самые неукротимые республиканцы уважают княжеские особы, которые по общему мнению признаны за неприкосновенные. Но князья, с своей стороны, должны иметь личные качества, наипаче храбрость. В противном случае теряют власть и почтение. Главное попечение их состоит в том, чтобы приобретать способы к содержанию известного числа приближенных людей, составляющих отборное войско, а при том снабжать себя нужными вещами: сукном, оружием, конскими уборами, то есть всякой старается о умножении двора своего и военных сил, дабы посредством сих последних достигнуть большей власти. Кто живет смирно в своей земле и не налагает даней на своих соседей, не почитается за сильного владельца. Другая степень силы, которая ведет к первой, есть расширение родственных связей, и когда говорят: сильные князья, значит, что род их многочислен. Но сие относится к горским князьям. Прочие владельцы, наипаче ханы, родом персияне, опасаются своих ближних родственников и поддерживают уважение к своему владычеству брачными союзами с соседскими владельцами. Кроме доходов, получаемых от вассалов и крестьян деньгами и съестными припасами, везде владельцы имеют собственные свои уделы, которые населены большею частию пленниками и переселенцами. Никаких важных дел не могут предпринимать без совета своих князей, дворян и ближних людей. 2). Духовенство разных вер, священники, муллы, жрецы составляют второй класс народного состояния. Хотя христианское, магометанское и языческое духовенство находится здесь в глубочайшем невежестве, однако всякое в своем кругу имеет приличную власть и уважение, по мере малого просвещения жителей и чрезмерной их склонности к суеверию. Христианское духовенство, то есть грузинские и армянские священники, беднее прочих, по причине несоразмерно великого числа оных против населения христианских областей, наипаче в Грузии. Сие соблазнительное и отяготительное для народа умножение духовенства основано еще на прежних обычаях грузинских, где власть и доходы епископов измеряются по числу попов, обязанных платить им известную подать. Но должно отдать справедливость кротости и терпимости их относительно других вер. Не [42] так поступают магометанские муллы, насылаемые большею частию из Турции. Недавно усилившись в Кавказе, они возмущают горских народов против христиан и наипаче против россиян, отчего воспоследовали с горцами многие бедствия, коих могли бы они избегнуть, ежели бы муллы не воспламеняли пагубного фанатизма к вере, который уже ныне не страшен для Европы. О языческих жрецах мы знаем только достоверно, что они существуют в Кавказе под разными именами, пользуясь великим уважением от идолопоклонников. Известно также и то, что они имеют определенные доходы, гадают и предвещают судьбу перед сражениями, руководствуют всякими начинаниями и что языческие народы погружены в безрассуднейшем суеверстве, но чужды ненависти к прочим верам, как кажется из дел, не входя в разбирательство внутренних чувствований. О некоторых обрядах богослужения их будет упомянуто под разными статьями. 3). Третья степень есть дворянство: уздени, азнаури, беки, мурзы, к коим причислить должно множество поместных или второстатейных князей горских и грузинских. Дворяне кавказские суть не что иное, как малые вассалы, живущие под покровительством князей, которые сами бывают иногда вассалами других владельцев. Они составляют княжеский двор и совет; обязаны вносить подати ежегодно деньгами или в натуре припасами, а в случае войны ставить известное число вооруженных людей. Но сами дворяне составляют всегда отборное войско и начинают сражение. Сии обязанности ограничены условиями и обычаями, в силу коих дворяне имеют право суда с своими князьями и отходят от них в случае неудовольствия со всем движимым имуществом; большая часть земель разделена между дворянами, как бы на откупном праве, потому что земля почитается за собственность князей. И хотя дворяне пользуются оною, как властные помещики, от древнейших времен, но право князей всегда подразумевается. Доходы, ими получаемые от сельского хозяйства, от конских заводов и от разбоев, удовлетворяют их нужды и требования их владельцов. Они имеют крестьян их подданных и рабов покупных и пленников, известных под названием ясырей. У кого их более, тот знатнее и богатее. В республиках нет дворян, буде не следует к оным причислять старшин, управляющих наследственно. Грузинские дворяне пользуются правами российского дворянства в силу манифеста 1785 года и по многим отношениям должны быть изъемлемы от сих замечаний, наиболее относящихся к горским народам. 4). Крестьяне, хлебопашцы, или коренные жители Кавказа, есть многолюднейшее и полезнейшее сословие. Не вдаваясь в общие заключения, мы заметим, что в Кабарде, в Грузии, в Дагестане и Ширване крестьяне мало чем отличаются от русских крестьян в нравственном своем образовании; можно предполагать, что в скором времени сделались бы добрыми и трудолюбивыми земледельцами, есть ли бы не угнетали их повсюду следствия феодального правления. Они не привязаны к земле, а принадлежат дворянам и князьям наследственно на некоторых условиях, и потому только не могут назваться вольными хлебопашцами, что суд и расправа и земская полиция находится в руках помещиков. Однако в случае явного притеснения, наипаче у горских народов, крестьяне разбираются с помещиками своими третейским судом, призывая для сего посторонних князей и дворян; также приглашают в важных делах для совета народных старшин, не говоря о республиканских правительствах, где всякой крестьянин есть гражданин и член общества. Право продавать крестьян утвердилось впоследствии, точно как в России, от давности обычая; ибо сие право в начале предоставлено было помещикам единственно в виде наказания за дурное поведение или за преступление. Хотя дворянин может продать своего крестьянина, он не может от него требовать излишних податей и работ. Вообще продажа крестьян почитается за великой стыд, и поелику обычай сильнее законов, помещики редко пользуются своими правами для избежания нарекания. Столь человеколюбивое мнение, утвердившееся в Кавказе, кажется [43] быть явным противоречием: ибо продажа людей есть древний и любимый промысел тамошних жителей. Для объяснения сего заметить должно, что пленники похищаются как добыча, по праву войны, а потом уже, переходя из рук в руки, продаются, что и доселе делают не только горские народы, но и мингрельские князья, которые при поисках друг на друга, наипаче стараются о захвате пленников, потом отвозят людей для продажи в Поти или в Анаклию (Ныне сие злоупотребление уже прекращено в Мингрелии строгим запрещением и наблюдаемо со стороны российского правительства.), а прочие народы в Анапу и другие прибережные города. Следовательно, не своих, но чужих крестьян продают, захватывая их силою и налагая на них первые оковы и цену рабства: обычай не менее истребительный в общем действии, но касательно нравственности в оном обнаруживается среди разбоев выгодное для человеческих мироположений. К тому же сословию крестьянскому должно причислить переселенцов грузин, армян и татар, которые непосредственно принадлежат к княжеским уделам. Нет разности между повинностями крестьян и переселенцов, кроме того, что сии последние пользуются обыкновенно при переходе некоторыми облегчениями от податей. Могло бы быть для них выгодно и то положение, что они подведомственны одному и старейшему в земле владельцу; но сие ожидание, сколько известно, весьма обманчиво, потому что владельцы взыскивают подати вдвойне; и то, что следует князю, и что следовало бы дворянину. Таковые прибыльные расчеты побуждают владельцов привлекать к себе чужестранных выходцев, которые, имея достаточные предлоги к неудовольствиям в своих землях, охотно переходят с места на место. Дворяне также имеют право приглашать к себе переселенцов. 5). Ясыри, или пленники, принадлежащие помещику как собственность, по праву войны или купли, составляют пятое сословие, буде совершенно рабство можно назвать сословием. Они отправляют домашнюю службу, пашут землю, пасут скот; словом, делают все то, что им велят. Помещик имеет власть не только наказывать их по произволению, но и казнить смертию без всякого в том отчета, кроме Грузии и тех областей, где по благотворному промыслу Александра I право сие ограничено уже запрещением смертной казни. Со всем тем в Кавказе с меньшею жестокостию поступают с рабами, нежели в Хиве и у киргизцев. Как скоро пленник обживется, женится и заведется домом, тогда его принимают в число крестьян наравне с старожилами. Впрочем, право укреплять военнопленных везде было началом рабства, и неудивительно, что оно сохранилось в Кавказе, когда Греция, Рим и вся Европа то же делали. В России они назывались крепостные холопи, для различия от кабальных холопей, доколе те и другие не смешались с крестьянами, которые сами сделались крепостными в исходе XVII века. Ремесленники принадлежат к двум последним сословием, но преимущественно отправляют звание сие армяне. Образ жизни горских народов довольно объясняет, что число ремесел должно быть ограничено необходимыми нуждами. Жены у них портные, ткачи, швеи, тесемщики; затем нужны им оружейники, седельники, сапожники, а для предметов прихоти и щегольства еще нужны серебряного дела мастера. Но в Грузии, в Ширване и в Араксении художества перешли за тесные пределы первоначальных нужд и сближаются с требованием роскоши, которую давно сообщила Персия тамошним жителям. Мануфактуры ширванские находились в цветущем состоянии в начале прошедшего столетия, до разорения оных лезгинцами, ныне же возникнуть им препятствуют внутренние неустройства и бедность жителей. Политика Еще труднее изобразить общими чертами хаос многосложных видов, союзов и притязаний, составляющих политику горских народов. Но действительно у них есть [44] политика, в которую, к сожалению, мало вникают; есть также народное право, соблюдаемое неписаными законами или обычаями; не менее известны им и прочие средства, употребляемые для приобретения помощи, для выигрывания времени, для успокоения сильного неприятеля или для взаимного примирения: союзы, договоры, посольства, подарки, посредничества, ручительства, залоги; да и не должно быть иначе. Как война есть обычное состояние сих народов от древнейших времен, то население Кавказа долженствовало бы чрез постепенное уменьшение оного истребиться, есть ли бы не придуманы были способы к смягчению гибельных страстей, сим народам свойственных. Оттуда произошли сии постановления или обычаи, коих благотворительное действие ощутительную принесло пользу совокупно нравственности и населению: соблюдение долга гостеприимства, ненарушимая связь дружбы под названием куначества, убежища в разных местах, почитаемые за неприкосновенные, охранение путешественников, предавшихся под покровительство кунаков, почтение к старости и к заступлению женского пола, примирение враждующих третейским судом. Все сии обычаи, введенные по необходимости, и чаятельно после долговременных опытов, составляют важнейшие статьи народного права кавказских жителей. Но между тем не погасает дух раздора; кровопролитие, грабежи, беспрерывно продолжаются. Не без основания применить можно к сим народам сказанное Фукидом о скифах: что он не знал ни в Европе, ни в Азии народа, который бы мог противиться скифам, есть ли бы они соединили свои силы 20. В горских республиках примечается более единодушия, и оттого самого более устройства внутри и более единства во внешних действиях, нежели в феодальных правительствах; что должно приписать простоте нравов горских народов, кои, не быв никогда покорены, удержали образ внутреннего управления и нравственность свою ближе к первобытной целости. Нужно заметить также, что вышепомянутые обычаи хотя приняты повсеместно, но в полуденных частях Кавказа, в Грузии, в Ширване, в Араксении теряют действие свое по мере приближения к персидским границам, так что в сопредельных провинциях употребляют уже другую, гораздо более утонченную и вероломнейшую политику, известную в тех местах под именем персидской, для различия оной от горской политики. Торговля Торговать признается за весьма низкое ремесло между кавказским рыцарством. По удобности жить грабежом не трудно было к ложному стыду, происшедшему от превращения понятий, присоединить еще и то предубеждение, что будто благороднее отнятое подарить, нежели собственность продать, и хотя для удовлетворения некоторых нужд своих они победили сей ложный стыд в рассуждении иноземцев, с коими имеют торговые сношения, обменивая и продавая малое число своих произведений; но со всем тем состояние торгующих есть труднейшее и наименее почтительное в Кавказе. Они променивают сырые кожи, меха, воск, мед, лошадей, рогатый скот, войлоки на нужнейшие для них вещи, как-то: порох, свинец, огнестрельное и белое оружие, чугунные котлы, холст, юфти и другие к домашнему хозяйству принадлежащие изделия. Горские народы имеют также свою роскошь и свои прихоти. Не только разборчивы в доброте оружия, но и в щегольстве оного; для одежды жен своих покупают европейское сукно, шелковые и бумажные материи, сафьян, сученое серебро и золото. Сии предметы развозятся по всему Кавказу армянами, которые, невзирая на трудности путей и претерпеваемые ими насильства, получают нарочитую прибыль в рассуждении малых капиталов, употребляемых на сей мелочный торг. Успехам сухопутной торговли препятствуют многие обстоятельства: 1) сообщение дорог, всегда трудное, прерывается на несколько месяцев летом во время разлива вод и на несколько месяцев зимою, когда горы покрываются снегом; [45] 2) сие самое физическое положение Кавказа составляет крепчайший оплот для жителей от внешних нападений, а потому первенствующие пользы их требуют оставлять дороги в запущении, нередко же осторожность велит разрушать оные и заваливать; 3) бедность и отвращение горских жителей от земледелия, торговли и всякой промышленности, чему способствует также сильная привязанность их к независимости или, правильнее сказать, к своевольству, побуждающая их укрываться на бесплодные вершины гор, оставляя долины необработанными; 4) а потому в проездах чрез горы купцы подвергаются заведомо многим притеснениям и опасностям, как по привычке сих народов к грабежу, так и по свойственной им недоверчивости. Разыскания, учиненные о торговле Кавказского края вообще и наипаче о двух главнейших отраслях оной — торговле по Каспийскому и Черному морю, помещены в особенной главе. Население Нигде в Кавказе не сделано доселе ни точного исчисления дворов, ни переписи душ. Мы старались собрать сии сведения из разных изустных и письменных известий, и сличив оные с правдоподобием, представляем здесь приближительную таблицу о населении Кавказского края.
Полагая с двух дворов по одному человеку, носящему оружие, собраться может до 250 000 воинов. Но по принятому в Кавказе обычаю каждый двор на случай нужды ставит одного воина. Следовательно, г. Мальт-Брюн, заключая по пространству Кавказскаго края, что он может вместить в себе до трех миллионов населения, предузнал в точности настоящее [47] число жителей 21. Область между Курою и Араксом, прибавленная к сему описанию, не составляет важной разности касательно населения, которое не превосходит 200 000 душ. Доходы Известные денежные доходы, получаемые в Кавказе разными владельцами, не изъемля из того и доходов грузинского правительства, едва ли составляют 1 500 000 рублей. Но тем не менее страна сия изобилует естественными произведениями, для упрочения коих нужно только приложить старание. Многие источники народного богатства не изведаны, другие остаются в пренебрежении. К первым принадлежат рыбные ловли в Мингрелии по берегам Черного моря и в устьях Риона; заведение шерстяных, кожевенных, полотняных и стекольных фабрик; ко вторым — размножение и усовершенствование земледелия, шелководства, виноделия, сеяния хлопчатой бумаги. Сверх того, горы изобилуют металлами, леса наполнены строевым и столярным деревом и разными плодами, остающимися без употребления. Комментарии 1. Речь идет о династии Сасанидов, правившей в Иране с 224/27-651 гг. [51, с. 107]. 2. Опустошительные походы Тимур ленга на Кавказ происходили в 1395-1396 гг. [53, т. I, с. 198]. 3. Современные исследователи относят древнегреческую колонизацию Северного Причерноморья к VI в. до н. э. [53, т. I, с. 198]. 4. См. список литературы на фамилии следующих авторов: Эсхил, Орфей, Скилах, Геродот, Аполлоний Родосский. 5. В работе привлечены сочинения Страбона, Плиния Секунда, Клавдия Птолемея, Дионисия Периигита, Евнапия, Аппиана, Дио Кассия, Плутарха, Корнелия Тацита, Помпония Мелы, Аммиана Марцеллина, сочинение безымянного автора «Объезд Евксинского Понта» (см. список литературы). 6. Броневский использует произведения известных историков: Прокопия, Стефана Византийского, Константина Порфирородного, Агафия, Приска Панийского, Зонара, Иордана, Штриттера, Гербелота. 7. Точная дата этого сражения — 15 апреля 1395 г. [53, т. I, с. 150]. 8. Государство Кара-коюнлу существовало с 1410 по 1468 г. [47, т. I, с. 202]. 9. Автор имеет в виду династию Сефевидов, правившую в Иране с 1501 по 1736 г. [51, с. 170-192]. 10. Подробнее см.: сведения нашего автора, изложенные им во втором томе сочинения под названием «Историческия Выписки». 11. Здесь описываются события конца 1638 г., когда посол от царя Мегрелии Левана Дадиани Гавриил Гегенави прибыл к русскому царю Михаилу Федоровичу с грамотой о принятии этого княжества под покровительство России [79, с. 141-142]. Точнее: имеретинский царь Александр III подписал крестоцеловальную запись по случаю перехода Имеретии под покровительство Московского государства 9 октября 1651 г. [79, с. 152]. 12. См. список литературы на фамилии следующих авторов: Абу-л-Фарадж, Абу-л-Феда, Шараф ад-Дин Йазди, Абу-л-Гази Бахадур хан. 13. Броневский использует сведения европейских путешественников: Barbaro Iosafa, Contarini Ambrosio, Interiani Giorgio, Valle Pietro della, Olearius, Tavernier, Chardin, Struys, Lucca, Lamberty, Zampy, Toumefort, Rubruk и др. (см. список литературы). 14. В тексте Броневского указан 1812 г. Это явная ошибка. Очевидно, автор имеет в виду подписание Гюлистанского мирного договора, заключенного между Россией и Ираном 24 октября 1813 г. [64, с. 40]. 15. Кроме упомянутых самим Броневским произведений Эдварда, Сент Кроа, Люнемана, в этом параграфе приведены сведения следующих авторов: Shober, R. Hakluyt, Cook, Hanway, Bruce, Gerber, Ф. Соймонов. 16. Подробней см.: Словарь горских народов... [34, с. 52-55]. 17. Подробней см. Азбуку Гаийя Такаова [28, с. 60-64]. 18. Речь идет о произведении Ш. Монтескье «О духе законов» [76, с. 389-391]. 19. Совпадает с данными цитируемого сочинения [132, с. 141-143]. 20. Имеется в виду сочинение Фукидида [120, с. 146]. 21. Подробней см. в Путешествиях Ле Брюна [158, т. I, с. 100-103]. Текст воспроизведен по изданию: [С. М. Броневский]. Новейшие известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. СПб. Петербургское востоковедение. 2004 |
|