Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

БРОНЕВСКИЙ С. М.

НОВЕЙШИЕ ИЗВЕСТИЯ О КАВКАЗЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ.

ОБЩИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ О КАВКАЗЕ.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ГЛАВА I.

Величина, пределы, наименования, первобытное население, успехи географии, исторические эпохи, религия, языки, нравы, образ жизни, правление, разделение состояний, политика, торговля, население, доходы.

Величина.

Описываемый здесь Кавказский край лежит между 54 и 67о долготы от острова Ферро на востоке, и между 44 и 39о северной широты; следовательно имеет [2] в величайшей долготе своей от устья Кубани до Абшеронского мыса около 900 верст, а в величайшей широте, от устья Терека до изгиба Аракса между Джулфинским мостом и Ардоваром, около 500 верст. Средняя длина оного, между Черноморскими берегами и берегами Каспийского моря, от Мингрелии до Дагестана и от Гурии до Ширвана, в прямейшую линию, заключает в себе от 450 до 600 верст; средняя ширина от Терека до Куры и до Аракса содержит от 300 до 400 верст. Из чего, по примерному исчислению, заключить можно, что все пространство Кавказского края содержит в себе не менее 250,000 квадратных верст.

Пределы. Пределы оного: на западе Черное море от устьев Кубани до устья реки Чорохи, и во внутрь земли также Чорохи и реки Арпачай; на севере Кубань, Малка и Терек; на восток Каспийское море от устьев Терека до устьев Куры; на полдень Кура от устьев своих до Джевата, оттуда Аракс до впадения в него Арпачая, потом от вершин Арпачая умственная граница чрез крепости Ардануци и Артвенг до реки Чорохи. Следовательно сия обширная область граничит к северу [3] с Россиею, то есть с Кавказскою Губерниею и с землею войска Черноморских Козаков; на западе с Черным морем и с владениями Азиатской Турции, Трапезонтским, Карским и Баязетским; на полдень и юго-восток с Персидскою областию Адербижаном и собственно с провинциею Тавризскою и с Моганскою степью; на восток с Каспийским морем.

Наименования. Наименование Кавказа, без сомнения, происходит от баснословной горы Каф, толико известной у Восточных писателей, которые полагают ее средоточием земли и жилищем духов и гигантов, называемых Дивы и Пери. Название славных гор: Гог и Магог, или Яджудж и Маджудж, относится также к Кавказу; ибо, по показанию тех же писателей, Северные народы, обитавшие за горами Гог и Мигог, удерживаемы были от входа в Персию крепкою стеною, называемою Баб-Альабуаб, т. е. врата врат, великие врата, или Серир-аль-Дагаб, золотой престол; согласно же с обоим мнением, все сии названия приписываются нынешнему городу Дербенту на Каспийском море. Кавказские народы, сколько известно, не употребляют именования Кавказ для означения всего [4] кряжа Кавказских гор, но каждое колено именует ближайшую гору особенным названием на своем языке. Плиний и Страбон упоминают о следующих народах, обитавших от Палюса Меотического вдоль по берегу Черного моря: Меланхлены, Церцеты, Тореаты, Агры, Торпеты, Меоты, Сербы, Аррехи, Песси, Ахейцы, Кораксы, Зихи, Гениохи, Епагериты, Дандарияны, Исседоны и прочие. Некоторые из них были Скифского или Сарматского происхождения; Ахеяны, или Ахейцы, Зихи и Гениохи почитаемы за Греческих переселенцев. За ними далее на полдень жили Колхи, потом названные Лазы, а во внутрь гор Иверийцы и Албанцы, сильные народы, управляемые Царями.

Первобытное население. Трудно решить, какие были первородные Кавказские жители, по причине частых перехождений чрез Кавказ разных иноплеменных народов из Азии в Европу и обратно. От сего смешения колен и языков, чаятельно, произошло множество наречий, какое мы доселе видим между Кавказскими народами. Однако за коренных или весьма древних жителей почитать можно Албанцев, Иверийцев и Колхов, то есть нынешних [5] Лезгинцев, Грузинцев, Имеритинцев и Мингрельцев. Прочие народы кажутся быть переселенцами, кроме Армян, обитающих в той части своего отечества, которая принадлежит к нашему описанию. Мнение сие основывается на следующих правдоподобиях: 1) в древнейшие времена Иверия и Албания не были покорены ни Мидийскими, ни Персидскими Царями, ни даже Римлянами, не смотря на успехи, одержанные оружием сих последних. 2) Иверия, признавши власть Персидских Царей Сассанидов, а потом переходя по переменно под иго Татар, Персиян и Турок, сохранила однако веру, язык и облик своих жителей. 3) Порабощение Албанцев воспоследовало гораздо позднее, во время нашествия Тимур-Ленга на Кавказ, и прекратилось с отсутствием сего завоевателя. 4) Прежде Тимур-Ленга, Гунны, Хозары, Арабы и Монгольские Татары, чаятельно, довольствовались опустошением прибережных провинций Ширвана и Дагестана, не заходя далеко в горы, где бедность, соединенная с храбростию, представляла им много препон и мало добычи. 5) В заключение сего заметим, что Лезгинцы и Грузинцы, хотя несходствующие нравами, имеют между собою много общего в образовании лица, [6] отличающего их от других Кавказских народов, наипаче Лезгинцы, у коих при первом взгляде виден на лице характер их независимости.

Успехи Географии. Естьли взять в рассуждение, что Кавказские народы, издревле погруженные в невежестве, не только своих летописей, но и письмен не имеют, за исключением Грузин и Армян, то для разогнания мрака, покрывающего повесть и Географию прошедших времен, остается одно средство: прибегнуть к чужестранным писателям, коих любопытство простерлось до сего края. Сюда отчасти принадлежат Геродотовы известия о Скифах, Кимврах и Колхах. Страбон и потом Плиний оставили о Кавказе многие Географические сведения, которые большею частию темны и несообразны с нынешним положением земель и народов. В летописях Тацита помещены некоторые упоминания об Иверии, Албании, Армении, о Сарматах по соотношению Римлян с сими странами. Ариян описал восточный берег Черного моря от Трапезонта до Диоскурии. Аппиан и Плутарх упомянули об Иверии и Колхиде по случаю похода Помпея против Митридата. Птоломей определил [7] некоторые местоположения. За сими древними классическими писателями следуют Византийские историки, коснувшиеся берегов Черного моря по тогдашним сношениям Греческой Империи с Колхидою. Из них Прокопий описал в подробности военные действия, бывшие в Колхиде между Императором Юстинияном I и Персидским Царем Хозроем Нуширваном. Император Константин Багрянородный поместил в своем описании имена народов живущих от Фанагории до Колхиды. Восточные писатели Персидские, Аравские, Турецкие, раскрывают нам богатые источники баснословных о Кавказе повестей, из коих, может быть, со временем извлекутся полезные догадки с помощию глубокой учености в Восточных языках и обычаях. Шерефедин, в жизни Тумур-Ленга, представляет довольно Географических подробностей, но большая часть из оных, к сожалению, невразумительны и кажутся быть несвязны. В семнадцатом веке возгоревшаяся в Европе страсть к путешествиям доставила ученому свету любопытные и дотоле неведомые известия о Востоке, и мимоходом о Кавказских странах. Касательно нашего предмета, с наибольшею основательностию [8] упоминают о Кавказских землях и народах Олеарий, Шардин и Кемпфер; однако историография мало от них получила приращения. Отрывки таковых же известий находятся в Восточной Вивлиофике Гербелота. К любопытнейшим XVII века известиям причислить должно описание Имеретии, помещенное в древней Российской Вивлиофике Дьяка Алексея Иевлева, бывшего в Имеретии Послом в 1662 году. В осьмнадцатом веке Лебрюн, Бель, Соймонов, Гербер, Ганвай и Доктор Кук занимались описанием западного берега Каспийского моря. Первыми Географическими сведениями о сей части обязаны мы Соймонову и Герберу, по случаю похода Императора Петра Великого в Персию. При исследовании о Черноморской торговле, Пейсонель включил также некоторые замечания о землях и народах Восточного берега. Но до Гильденштета География Кавказа пребывала в крайней темноте, и не можно было составить об оной общего понятия, потому что внутренность гор оставалась в совершенной неизвестности. Для приобретения точнейших сведений, по повелению Императрицы Екатерины II (в 1769 году) отправлены были две Физические экспедиции под начальством Академиков [9] Гмелина и Гильденштета. В то время, как Гмелин имел в предмете Персию, и прилежал к описанию Западного берега Каспийского моря, Гильденштет устремил изыскания свои для озарения всех отраслей Кавказа, от Кубани до Чорохи и от Терека до Куры. Путешествие сего последнего, заключающее в себе достопамятный опыт учености и трудолюбия, будет основанием Кавказской Географии, пока не откроется возможность к сочинению Геометрических карт. Наконец славный Паллас сообщил любопытные замечания свои о землях и народах Северной стороны Кавказа, и за ним Барон Маршаль-Биберштейн издал в свет краткие, но достоверные известия о землях, лежащих между Тереком и Курою. Из сих последних источников наиболее почерпнуты издаваемые здесь Географические и Исторические сведения о Кавказе, присовокупляя к тому разные Академические сочинения, помещенные в Ежемесячных изданиях Санктпетербургской Академии Наук, и рукописные записки, приобретенные со времени Персидской экспедиции, бывшей в 1796 году, доныне. Естьли успехи Географии медленны и неразлучны с успехами оружия, то медленность сия наипаче [10] увеличивается в Кавказе по мере невежества и недоверчивости Горских народов; из чего явствует, что все доселе известное есть только первоначальное начертание Кавказской Географии.

Исторические эпохи. Так как никто не занимался в особенности повестию о Кавказских народах, то исторические эпохи, к сей стране относящиеся, хотя восходят до глубочайшей древности, не связны между собою, и требуют многотрудных разысканий. Мы испытаем извлечь из исторических книг некоторые достопамятные происшествия в хронологическом порядке, держась разделения Г. Ромеля, который в недавно изданном Этнографическом опыте его о Кавказских народах (Die Volker des Caucasus nach den Berichten der Reisebeschereiber von C. Rommel. Weimer. 1808.), между прочим, предложил разделение Кавказской истории на пять периодов, с присовокуплением к каждому периоду наименований известнейших источников. Пока не будет сделано новое предначертание при дальнейших исторических разысканиях, я охотно пользуюсь разделением Г. Ромеля и вмещу в оное собранные мною выписки о [11] важнейших происшествиях, к Кавказу относящихся, проходя в молчании баснословные времена Промефея, Фриксия, войну с Амазонками, поход Аргонавтов, равно как и первые Геродотовы переселения народов из Азии в Европу и обратно, как не включенные в Историю, но впрочем любопытные для исследователей о происхождении народов.

I. Греческий период.

Начинается в VII столетии до Р. Хр., когда Греки Малой Азии, наипаче Милетинцы завели поселения на Северо-восточном берегу Черного моря, основали города Танаис, Фанагорию, Гермонассу, Диоскурию, и чрез торговые сношения с Кавказом способствовали к познанию оного.

Около того же времени полагает Геродот два важные переселения из Европы в Азию: 1) старожилых Кимвров, или Киммериян, которые свергнувши с себя иго Скифов Таврических, или Тавро-Скифов, бежали из Таврии в Азию и покорили там царство Лидийское; 2.) (около 633 до Р. Хр.) Тавро-Скифов, прошедших в [12] преследовании своем за Кимврами вооруженного рукою чрез владения Киаксара, Царя Мидийского, и по 28-летнем властвовании в Азии возвратившихся в Европу. Последнее переселение несомнительно происходило чрез Кавказ в Азию и обратно.

Есхил, Aeschylus, первый упоминающий о Кавказе, сколько известно.

Псевдо-Орфей, Pseudo-Orpheus.

Скилакс, Scylax,

Геродот, Herodot.

Апполоний Родийский, Appolonius Rhodius.

II. Римский период.

Начинается во втором столетии до Рождества Христова продолжительною войною Римлян с Митридатом, потом с Парфянами и с Армениею; содержит переселение чрез Кавказ Алан, Готфов, Хозар, и заключается нашествием Гуннов.

В 115 году до Р. Хр. Митридат VI Евпатор, Царь Понтийский, объявивши войну Римлянам, простирает оружие по Восточному и Северному берегу Черного [13] моря даже до Днепра, покоряет царство Босфорское и Таврию.

В 65 до Р. Хр. после поражений, претерпенных Митридатом от Лукулла и Помпея, поход Римлян чрез Албанию и Иверию в Колхиду, победы Помпея над Албанцами и Иверийцами при реке Куре.

В 67 от Р. Хр. война Вологеса, Царя Парфянского, и Тиридата, Царя Армянского с Римлянами; победы Корбулона, взятие и разорение Артаксаты, столицы Царя Армянского, принужденного просить мира и сложить с себя корону.

Около того же времени Алане появляются на Северной стороне Кавказа, покоряют Босфор и Таврию.

В половине второго столетия Готфы вытесняют Алан и укореняются на берегах Черного и Азовского морей.

В 212 по Р. Хр. Хозары проходят чрез Кавказ узким ущельем Цур и нападают на Армению.

В 276 Алане, пришедшие с Меотийских берегов на помощь Римлянам против Персиян, опустошают Понт, [14] Коппадокию, Галатию, Киликию; прогнаны Императором Тацитом обратно чрез Колхиду из Римских владений.

В Исходе III столетия Крискон, Царь Сарматский, покорил Босфор, напал на Лазов, тогдашних жителей Колхиды, и прошел Римскими областями верхней Азии до реки Галиса.

Кажется, что война Императора Диоклетиана с Персидским Царем Нарсесом и поход (в 298) Кесаря Галерия, с начала неудачный, а потом увенчанный победою и выгодным миром, ничего не имеет общего с Кавказом, кроме условия, выговоренного в мирном постановлении, чтобы Иверийские Цари получали утверждение на царство от Римских Императоров.

В 300 году разрушение царства Босфорского от Савромата III, Царя Сарматского.

Около 310 года поход Тиридата, Царя Армянского, в Албанию, победы его над Хозарами, коих прогоняет к пределам Гуннов.

В исходе IV столетия Гунны расширяются по северной стороне Кавказа и порабощают Готфов. [15]

Страбон (Strabo).

Плиний (Plinius),

Птолемей (Ptolemeus),

Дионисий Периегет (Dionisius Periegetes) и его толкователь Евстафий (Eustathius).

Апиян (Appianus),

Дио Кассий, (Dio Cassius),

Плутарх в Помпеевой жизни, (Plutarchus in Pompeo),

Тацита летописи (Taciti Annales),

Помпоний Мела (Pomponius Mela).

Сочинитель Перипла Понта Евксинского. (Autor Peripli Ponti-Euxini).

Аммиан Марцелин (Ammianus Marcelinus).

III. Византийской или Греко-Персидский период

Начинается в исходе пятого столетия по Р. Хр. и заключает продолжительные войны Византийских Римлян с Персиянами, в которые замешаны были Лазы, Иберы и Албанцы; таковые же войны Аравитян с Хозарами, появление Турков Селиюкидского колена и Моголо-Татар в Кавказе. Естьли бы кто взял на себя [16] труд объяснить сей длинный и многосложный период, тогда бы нужно было разделить оный по приличию еще на несколько периодов. Мы заметим здесь известнейшие эпохи оного.

С 551 до 554 года военные действия в Колхиде между Императором Юстинианом I и Персидским Царем Хозроем Нуширваном. Взятие города Петра или Каполета Римлянами.

В 625 году Хозарской Хан заключил при Тифлисе союз с Императором Ираклием и привел сорок тысяч вспомогательного войска против Персиян, которые разбиты в сражении при Ниниве.

От 720 до 799 года Хозары неоднократно проходят в Мидию и Армению, опустошая владения Аравитян. Походы сих последних в Кавказские страны при Калифах Абдулмалеке, Гекаме, Иециде и Гарун Аль-Рашиде; поражение Хозар и расширение власти Аравитян по всему Кавказу.

В исходе IX столетия Печенеги (Пацинаки), вытесненные от Узов и Манжаров из земель между Яиком и Волгою, напали на Угров (Венгров) и принудили их [17] бежать частию в Персидские границы чрез Кавказ, частию за Днепр и Дунай.

В половине XI столетия Алп-Арслан, второй Султан колена Селиюкидов, покорил Грузию.

В половине XII столетия, в царствование Абака-Хана, Мунголо-Татары покорили Персию, Грузию, Ширван и овладели городом Дербентом.

Прокопий (Procopius) очевидец.

Агафий (Agathias).

Приск (Priscus).

Зонар (Zonaras) и прочие.

Константин Порфирородный (Constantinus porphyrogenata).

Стриттера записки, (S. Stritteri memoriae populorum ad Danubium etc.) сюда же принадлежат

Стефаний Византийский (Stephanus Byzantinus).

Иордан (Iordanes) и некоторые Восточные писатели, приводимые Гербелотом. [18]

IV. Турко-Персидский период.

Начинается в XIV столетии, и заключает в себе быстрые походы потомков Чингис-Хана, завоевания Тимур-Ленга, войны Персиян с Турками и начальное влияние России в дела Кавказские.

Около 1380 года, после покорения Персии Моголо-Татарами, Тимур-Ленг овладел Грузиею, взял Тифлис, победил Лезгов или Лезгинов, покорил Ширван, Дагестан и прошел чрез Кавказ до горы Албруса.

До 1395 года еще два нашествия Тимур-Ленга на Кавказ.

Четвертое и последнее нашествие в 1395 году весьма достопамятно в Российской истории. Тимур-Ленг, покорив Грузию и Шакинское владение, пошел чрез Ширван и Дагестан вдоль по берегу Каспийского моря против Тахтамыша, Царя Золотой Орды, которого победил в сражении при реке Тереке и преследовал до Волги; тогда же разорены Монголо-Татарами Черкеские владения по северной стороне Кавказа до города Кубани (Тамана). С того времени замечено падение царства Золотой Орды и постепенное возвышение России. [19]

Около 1415 года Кара-Юсуф, Туркоманский Султан колена Черного Барана, властвует в Адербижане, в Ширване и Грузии.

В исходе XV столетия Турки Отманские, после взятия Кафы (в 1475), расширяют власть по восточному берегу Черного моря в Абхазии и Мингрелии.

В 1501 Измаель-Сефи, родоначальник Персидских Шахов Софийского колена, освободив Персию от порабощения Туркоманов обоих колен, Черного и Белого Барана, покоряет Ширван и Грузию.

В 1552, Черкесы Пятигорские поддаются добровольно покровительству Царя Ивана Васильевича Грозного, прося защиты от Крымских Татар; обращаются в Християнский закон.

В 1585, в продолжение войны Персидского Шаха Аббаса I с Турками, сии последние занимают Адербижан, Карабаг, Грузию, Ширван и часть Дагестана. При заключении в 1588 мира с Портою возвращены Персии завоеванные области. [20]

В 1589 Царь Грузинский Александр дает присягу Царю Федору Ивановичу на вечное подданство России.

В 1604. Поход Российских войск против Шамхала Тарковского в Кумыкскую землю, на реку Сулак и на реку Сунжу, откуда возвращаются с потерею по причине бывшей измены от Горских народов.

В 1638. Мингрельский Князь Леон дает присягу Царю Алексею Михайловичу на вечное подданство России.

В 1650. Александр, Царь Имеретинский, признает равномерно над собою верховную власть России с учинением присяги на верноподданство.

Кроме исторических сочинений, относящихся к сим временам, служат к объяснению Восточные историографы:

Абулфараг.

Абулфеда.

Шерефедин, в жизни Тимур-Ленга.

Абулгазий-Баядур.

И другие приводимые Гербелотом. Потом следуют Европейские путешественники:

Князья Еристовы:

Осетинские

Мачабеловы

Церетели

Имеретинские

Цулукидзе

Ширвашидзе

Мингрельские

Не говоря о многих других Вассалах Имеретинских и Мингрельских.

Знатность рождения есть весьма важное преимущество в Кавказе, и мало примеров, чтобы человек ничтожного происхождения достигнул до верховной власти. Самые [44] неукротимые республиканцы уважают Княжеские особы, которые по общему мнению признаны за неприкосновенные. Но Князья, с своей стороны, должны иметь личные качества, наипаче храбрость; в противном случае теряют власть и почтение. Главное попечение их состоит в том, чтобы приобретать способы к содержанию известного числа приближенных людей, составляющих отборное войско, а при том снабжать себя нужными вещами: сукном, оружием, конскими уборами. То есть, всякой старается о умножении двора своего и военных сил, дабы посредством сих последних достигнуть большей власти: кто живет смирно в своей земле и не налагает даней на своих соседей, не почитается за сильного владельца. Другая степень силы, которая ведет к первой, есть расширение родственных связей, и когда говорят сильные Князья, значит, что род их многочислен. Но сие относится к Горским Князьям. Прочие владельцы, наипаче Ханы, родом Персияне, опасаются своих ближних родственников, и поддерживают уважение к своему владычеству брачными союзами с соседскими владельцами. Кроме доходов, получаемых от Вассалов и крестьян деньгами и съестными [45] припасами, везде Владельцы имеют собственные свои уделы, которые населены большею частию пленниками и переселенцами. Никаких важных дел не могут предпринимать без совета своих Князей, Дворян и ближних людей.

2-е. Духовенство разных вер, священники, Муллы, Жрецы, составляют второй класс народного состояния. Хотя Христианское, Магометанское и языческое духовенство находится здесь в глубочайшем невежестве, однако всякое в своем кругу имеет приличную власть и уважение, по мере малого просвещения жителей и чрезмерной их склонности к суеверию. Христианское духовенство, то есть Грузинские и Армянские священники, беднее прочих, по причине несоразмерно великого числа оных против населения Христианских областей, наипаче в Грузии. Сие соблазнительное и отяготительное для народа умножение духовенства основано еще на прежних обычаях Грузинских, где власть и доходы Епископов измеряются по числу попов, обязанных платить им известную подать. Но должно отдать справедливость кротости и терпимости их относительно других вер. Не так поступают [46] Магометанские Муллы, насылаемые большею частию из Турции. Недавно усилившись в Кавказе, они возмущают Горских народов против Христиан и наипаче против Россиян, от чего воспоследовали с Горцами многие бедствия, коих могли бы они избегнуть, ежели бы Муллы не воспламеняли пагубного фанатизма в вере, который уже ныне не страшен для Европы. О языческих жрецах мы знаем только достоверно, что они существуют в Кавказе под разными именами, пользуясь великим уважением от Идолопоклонников. Известно также и то, что они имеют определенные доходы, гадают и предвещают судьбу перед сражениями, руководствуют всякими начинаниями, и что языческие народы погружены в безрассуднейшем суеверстве, но чужды ненависти к прочим верам, как кажется из дел, не входя в разбирательство внутренних чувствований. О некоторых обрядах богослужения их будет упомянуто под разными статьями.

3-е. Третья степень есть дворянство: Уздени, Азнаури, Беки, Мурзы, к коим причислить должно множество поместных или второстатейных Князей Горских и Грузинских. Дворяне Кавказские [47] суть не что иное, как малые вассалы, живущие под покровительством Князей, которые сами бывают иногда вассалами других владельцев. Они составляют Княжеский двор и совет; обязаны взносить подати ежегодно деньгами или в натуре припасами, а в случае войны ставить известное число вооруженных людей. Но сами дворяне составляют всегда отборное войско и начинают сражение. Сии обязанности ограничены условиями и обычаями, в силу коих дворяне имеют право суда с своими Князьями и отходят от них в случае неудовольствия со всем движимым имуществом; большая часть земель разделены между дворянами, как бы на откупном праве, потому что земля почитается за собственность Князей; и хотя дворяне пользуются оною, как властные помещики от древнейших времен, но право Князей всегда подразумевается. Доходы, ими получаемые от сельского хозяйства, от конских заводов и от разбоев, удовлетворяют их нужды, и требования их владельцов. Они имеют крестьян им подданных, и рабов покупных и пленников, известных под названием Есырей. У кого их более, тот знатнее и богаче. В республиках нет дворян, буде не следует к [48] оным причислить Старшин, управляющих наследственно. Грузинские дворяне пользуются правами Российского дворянства в силу Манифеста 1786 года, и по многим отношениям должны быть изъемлемы от сих замечаний, наиболее относящихся к Горским народам.

4. Крестьяне, хлебопашцы, или коренные жители Кавказа есть многолюднейшее и полезнейшее сословие. Не вдаваясь в общие заключения, мы заметим, что в Кабарде, в Грузии, в Дагестане и Ширване крестьяне мало чем отличаются от Русских крестьян в нравственном своем образовании; можно предполагать, что в скором времени сделались бы добрыми и трудолюбивыми земледельцами, естьли бы не угнетали их повсюду следствия феодального правления. Они не привязаны к земле, а принадлежат дворянам и Князьям наследственно на некоторых условиях, и потому только не могут назваться вольными хлебопашцами, что суд и расправа и земская полиция находятся в руках помещиков. Однако в случае явного притеснения, наипаче у Горских народов, крестьяне разбираются с помещиками своими Третейским судом, призывая для сего [49] посторонних Князей и Дворян; также приглашают в важных делах для совета народных Старшин, не говоря о республиканских правительствах, где всякой крестьянин есть гражданин и член общества. Право продавать крестьян утвердилось в последствии, точно как в России, от давности обычая; ибо сие право в начале предоставлено было помещикам единственно в виде наказания за дурное поведение или за преступление.

Хотя дворянин может продать своего крестьянина, но не может от него требовать излишних податей и работ. Вообще продажа крестьян почитается за великой стыд, и поелику обычай сильнее законов, помещики редко пользуются своими правами для избежания нарекания. Столь человеколюбивое мнение, утвердившееся в Кавказе, кажется быть явным противоречием; ибо продажа людей есть древний и любимый промысл тамошних жителей. Для объяснения сего заметить должно, что пленники похищаются, как добыча, по праву войны, а потом уже переходя из рук в руки, продаются, что и доселе делают не только Горские народы, но и Мингреские Князья, которые при поисках друг [50] на друга, наипаче стараются о захвате пленников, потом отвозят людей для продажи в Поти, или в Анаклию, (Ныне сие злоупотребление уже прекращено в Мингрелии строгим запрещением и наблюдением со стороны Российского Правительства.) а прочие народы в Анапу и другие прибережные города. Следовательно, не своих, но чужих крестьян продают, захватывая их силою и налагая на них первые оковы и цену рабства: обычай не менее истребительный в общем действии, но касательно нравственности в оном обнаруживается, среди разбоев, выгодное для человечества мероположение. К тому же сословию крестьянскому должно причислить переселенцев Грузин, Армян и Татар, которые непосредственно принадлежат к Княжеским уделам. Нет разности между повинностями крестьян и переселенцов, кроме того, что сии последние пользуются обыкновенно при переходе некоторыми облегчениями от податей. Могло бы быть для них выгодно и то положение, что они подведомственны одному и старейшему в земле владельцу; но сие ожидание, сколько известно, весьма обманчиво, потому что владельцы взыскивают подати вдвойне; и то, что [50] следует Князю, и что следовало бы дворянину. Таковые прибыльные расчеты побуждают владельцов привлекать к себе чужестранных выходцев, которые имея достаточные предлоги к неудовольствиям в своих землях, охотно переходят с места на место. Дворяне также имеют право приглашать к себе переселенцев.

5. Ясыри или пленники, принадлежащие помещику как собственность, по праву войны или купли, составляют пятое сословие, буде совершенное рабство можно назвать сословием. Они отправляют домашнюю службу, пашут землю, пасут скот; словом, делают все то, что им велят. Помещик имеет власть не только наказывать их по произволению, но и казнит смертию без всякого в том отчета, кроме Грузии и тех областей, где по благотворному промыслу Александра I-го, право сие ограничено уже запрещением смертной казни. Со всем тем в Кавказе с меньшею жестокостию поступают с рабами, нежели в Хиве и у Киргизцев. Как скоро пленник обживется, женится и заведется домом, тогда его принимают в число крестьян наравне с старожилами. Впрочем право укреплять военнопленных везде [52] было началом рабства, и неудивительно, что оно сохранилось в Кавказе, когда Греция, Рим и вся Европа то же делали. В России они назывались крепостные холопи, для различия от кабальных холопей, доколе те и другие не смешались с крестьянами, которые сами сделались крепостными в исходе XVII века.

Ремесленники принадлежат к двум последним сословиям, но преимущественно отправляют звание сие Армяне. Образ жизни Горских народов довольно объясняет, что число ремесел должно быть ограничено необходимыми нуждами. Жены у них портные, ткачи, швеи, тесемщики; за тем нужны им оружейники, седельники, сапожники, а для предметов прихоти и щегольства еще нужны серебреного дела мастера. Но в Грузии, в Ширване и в Араксении, художества перешли за тесные пределы первоначальных нужд и сближаются с требованиями роскоши, которую давно сообщила Персия тамошним жителям. Мануфактуры Ширванские находились в цветущем состоянии в начале прошедшего столетия, до разорения оных Лезгинцами. Ныне же возникнуть им препятствуют внутренние неустройства и бедность жителей. [53]

Политика.

Еще труднее изобразить общими чертами хаос многосложных видов, союзов и притязаний, составляющих политику Горских народов. Но действительно у них есть политика, в которую, к сожалению, мало вникают; есть также народное право, соблюдаемое неписанными законами или обычаями; не менее известны им и прочие средства, употребляемые для приобретения помощи, для выиграния времени, для успокоения сильного неприятеля, или для взаимного примирения: союзы, договоры, посольства, подарки, посредничества, ручательства, залоги; да и не должно быть иначе. Как война есть обычайное состояние сих народов от древнейших времен, то население Кавказа долженствовало бы чрез постепенное уменьшение оного истребится, естьли бы не придуманы были способы к смягчению гибельных страстей, сим народам свойственных. Оттуда произошли сии постановления или обычаи, коих благотворное действие ощутильную принесло пользу совокупно нравственности и населению: соблюдение долга гостеприимства, ненарушаемая связь дружбы под названием Куначества, убежища в разных местах, [54] почитаемые за неприкосновенные, охранение путешественников, предавшихся под покровительство Кунаков, почтение к старости и к заступлению женского пола, примирение враждующих Третейским Судом. Все сии обычаи, введенные по необходимости, и чаятельно после долговременных опытов, составляют важнейшие статьи народного права Кавказских жителей. Но между тем не погасает дух раздора; кровопролитие, грабежи бесперерывно продолжаются. Не без основания применить можно к сим народам сказанное Фукидидом о Скифах: что он не знал ни в Европе, ни в Азии народа, который бы мог противится Скифам, естьли бы они соединили свои силы. В Горских республиках примечается более единодушия, и от того самого более устройства внутри, и более единства во внешних действиях, нежели в феодальных правительствах; что должно приписать простоте нравов Горских народов, кои не быв никогда покорены, удержали образ внутреннего управления и нравственность свою ближе к первобытной целости. Нужно заметить также, что вышепомянутые обычаи, хотя приняты повсеместно, но в Полуденных частях Кавказа, в Грузии, в Ширване, в Араксении, теряют [55] действие свое по мере приближения к Персидским границам, так, что в сопредельных провинциях употребляют уже другую, гораздо более утонченную и вероломнейшую политику, известную в тех местах под именем Персидской, для различия оной от Горской политики.

Торговля.

Торговать признается за весьма низкое ремесло между Кавказским рыцарством. По удобности жить грабежом, не трудно было, к ложному стыду, происшедшему от превращения понятий, присоединить еще и то предубеждение, что будто благороднее отнятое подарить, нежели собственность продать. И хотя, для удовлетворения некоторых нужд своих, они победили сей ложный стыд в рассуждении иноземцев, с коими имеют торговые сношения, обменивая и продавая малое число своих произведений; но со всем тем состояние торгующих есть труднейшее и наименее почтительное в Кавказе. Они променивают сырые кожи, меха, воск, мед, лошадей, рогатый скот, войлоки на нужнейшие для них вещи, как-то: порох, свинец, огнестрельное и белое оружие, [56] чугунные котлы, холст, юфти и другие к домашнему хозяйству принадлежащие изделия. Горские народы имеют также свою роскошь и свои прихоти. Не только разборчивы в доброте оружия, но и в щегольстве оного; для одежды жен своих покупают Европейское сукно, шелковые и бумажные материи, сафьян, сученое серебро и золото. Сии предметы развозятся по всему Кавказу Армянами, которые не взирая на трудности путей и претерпеваемые ими насильства, получают нарочитую прибыль в рассуждении малых капиталов, употребляемых на сей мелочной торг. Успехам сухопутной торговли препятствуют многие обстоятельства: 1) сообщение дорог, всегда трудное, прерывается на несколько месяцев летом во время разлития вод, и на несколько месяцев зимою, когда горы покрываются снегом; 2) сие самое физическое положение Кавказа составляет крепчайший оплот для жителей от внешних нападений, а потому первенствующие пользы их требуют оставлять дороги в запущении, не редко же осторожность велит разрушать оные и заваливать; 3) бедность и отвращение Горских жителей от земледелия, торговли и всякой промышленности, к чему способствует также сильная [57] привязанность их к независимости, или правильнее сказать, к своевольству, побуждающая их укрываться на бесплодные вершины гор, оставляя долины необработанными; 4) а потому в проездах чрез горы купцы подвергаются заведомо многим притеснениям и опасностям, как по привычке сих народов к грабежу, так и по свойственной им недоверчивости.

Разыскания, учиненные о торговле Кавказского края вообще, и наипаче о двух главнейших отраслях оной, торговле по Каспийскому и Черному морям, помещены в особенной главе.

Население.

Нигде в Кавказе не сделано доселе ни точного исчисления дворов, ни переписи душ. Мы старались собрать сии сведения из разных изустных и письменных известий, и сличив оные с правдоподобием, представляем здесь приближительную таблицу о населении Кавказского края.

Примечание. Р. значит зависимость от России, Т. Турции, П. Персии, Н. независимые. [58]

Зависимость Название провинций и народностей

Число душ

Число дворов или селений

1. Западная сторона Кавказа

Т.и Н.

Абхазия Большая и Северо-Западная

-

50 000

2. Северная сторона Кавказа

Т.и Н.

Черкесы Закубанские 35 000

Р.

Большая и Малая Кабарда 13 000

Р.

Малая Абаза 2 000

Р.и Н.

Кисты-Ангуши, карбулаки и пр. 15 000

Р.и Н.

Чеченцы мирные и независимые 20 000

Р.

Аксаевские кумыки, аксай, ендери, костеки 12 000
Нагайские татары, рассеянные в сей части 10 000

3. Восточная сторона Кавказа

Дагестан

Р.

Владение шамхала Тарковского 12 000

Н.

Акушинцев и джегутенцев 35 000

Р.

Уцмия Каракайдацкого 25 000

Р.

Кадия Табасаранского 10 000

Р.

Дербентское 9300 2 000 [59]

Ширван

Р.

Кубинское 23 147 7 964

Р.

Шемахинское 25 000

Р.

Бакинское 1 000

Р.

Сальянское 2 000

Р.

Шакинское 20 000

Н. Высокой кряж Кавказа

Н.

Суанеты 3 000

Р. и Н.

Осетия Грузинская и независимая 30 000

Р.

Хевсуры, пшавы, туши 2 300

4. Лезгистан

Р. и Н.

Владение аварское, Анди и пр. 80 000 20 000

Н.

Казыкумыцкое и Самурские вольные общества 100 000 30 000

Р.

Джарские вольные общества 8 000

Н.

Заречные общества: Дидо, Унзо и пр. 5 000 [60]

5. Южная сторона Кавказа.

Грузия

Р.

Грузия собственно именуемая 250 000 40 000

Р.

Имеретия 35 000

Р.

Мингрелия 20 000

Т.

Турецкая Грузия, или Ахалцих-Пашалык, Гуриел, Джавахети, Наримани и пр. 25 000

Р.

Шурагель 2 000 450

6. Область между Араксом и Курою

Р.

Елизаветпольское (Ганжа) 7 000

Р.

Карабаг 5 000

П.

Еривань 18 000

П.

Нахичевань 12 000
Всего: 558 214
По общему исчислению, принятому в Кавказе, где полагается на каждый двор по пяти душ, будет 2 791 070 [61]
Полагая по четыре души на каждый двор, как принято в Европе, останется 2 232 856
Взяв среднее число, полагать должно круглым счетом, не менее 2 500 000
Из коих в подвластных России владениях около 1 100 000
В землях, подвластных Порте Оттоманской 250 000
В землях, подвластных Персии,

что составляет большую половину населения Кавказского края; другая половина совершенно ни от кого не зависима

150 000 [62]

Полагая с двух дворов по одному человеку, носящему оружие, собраться может до 250,000 воинов. Но по принятому в Кавказе обычаю; каждый двор на случай нужды ставит одного воина.

Следовательно Г. Мальт-Брюн, заключая но пространству Кавказского края, что он может вместить в себе до трех миллионов населения, предузнал в точности настоящее число жителей. Область между Курою и Араксом, прибавленная к сему описанию, не составляет важной разности касательно населения, которое не превосходит 200,000 душ.

Доходы.

Известные денежные доходы, получаемые в Кавказе разными владельцами, не изъемля из того и доходов Грузинского Правительства, едва ли составляют 1,500,000 рублей. Но тем не менее страна сия изобилует естественными произведениями, для упрочения коих нужно только приложит старание. Многие источники народного богатства неизведаны, другие остаются в пренебрежении. К первым принадлежат рыбные ловли в Мингрелии по [63] берегам Черного моря и в устьях Риона; заведение шерстяных, кожевенных, полотняных и стекольных фабрик; ко вторым размножение и усовершенствование земледелия, шелководства, виноделия, сеяния хлопчатой бумаги. Сверх того горы изобилуют металлами, леса наполнены строевым и столярным деревом и разными плодами, остающимися без употребления.

Текст воспроизведен по изданию: Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, Часть 2. М. 1823

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.