Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГЛОССАРИЙ

(Об упоминаемых в тексте других терминах “Уложения”, о географических и иных наименованиях см. в Глоссарии же и соответствующих указателях, в связи с территорией действия “Уложения”, — также во Введении.)

А

азнаур-и (мноязычн.; родич, родовитый знатный; в грузинском первоначально — свободный) лицо привилегированного сословия землевладельце” (уже в V в.), так сказать, нобилей; в результате постепенного расслоения в эпоху “Уложения” наряду с вельможными а-ми, вельможами-дидебулами (см. ЗBVI, Глос.) различаются почетные а-ы, обладатели крепости и монастыря, тадзреули — дворцовые, царские а-ы, несшие при сеньоре “добрую” службу, и а-ы низшего ранга — потерпевшие урон в имении, не владеющие крепостью и монастырем (ЗБ и СБА, ст. 1-3); к XVIII в. это основная масса феодалов-крепостников — вассалов царя непосредственно, тавадов — крупных сеньоров (см. ЗBVI, Глос.) или церкви (Андр. 218-221; ОИГр, II, 138-140, III, 139 и сл., 773 и сл., IV, 211-214; ГСЭ, I, ***; ЗBVI, Глос., азнаур-и). В “Уложении” а-а встречаем лишь дважды: в ст. 4 правителем, скорее всего назначенным извне (см. ганмгебели), и в ст. 31, в связи с установлением ставок бесчестья (см. сисхли, уарзангоба).

асабиа, моасабиэ (араб. саhиб, множ. ч. — ***) сопутствующий, сопровождающий; сторонник, пособник, соучастник; сотоварищ. Термин встречается в канонической и агиографической литературах, в нормативных актах, а главное и в других судебниках (ВНом, 319; ПАЛ, II, 75; ПГП-Д, III, д. 10, стр. 142; ПГП-Д, I, ЗБ, ст. 15, 35, ЗВ, ст. 24 и Слов.; СБА, ст. 15 и Прим., п. 31; ЗBVI, ст. 24, 50-55, Предм. указ, и Глос. См. также — ГСЭ, I, *** ЗBVI, Глос. асабиа). В ЗГр корпуса Вахтанга VI (ПГП-Д, I). словом а передается *** — соучастник (ГрПр., словари груз.-греч. и греч.-груз.; Soph.). Примечательна черта а как участника некоего товарищества, в частности грабительского (ст. 41, 45; ОКГР, III, 631; Хизан, 353, Ср. ЗBVI, ст. 255 о товариществе военной добычи).

Б

бейталман-и (ТСГЯ, 1, ***, *** “... [арабск. байт (***) -ал- мал 1. “казна”; 2. “бесхозяйное имущество”]… ”) выморочное имущество (ГСЭ, 2, ***). Б, и именно в этом значении, вообще свидетельствуется в грузинском сравнительно поздно, пожалуй, в XVIII в. (ПГП-Д, 1, ЗВ, ст. 175, П, д. 345); на этот раз в “Уложении” (ст. 28) имеем намного раннее, пока что как будто первое употребление этого термина в правовом памятнике. О применявшихся для обозначения выморочности исстари, а затем попутно с б, грузинских гадашенеба, амовардна, агмоцквета (***), агмопхвра (***) см. ЗBVI, Глос., амовардна, в связи с агмопхвра и агмоцквета — в настоящем же Глос., гандзеба; см. также в нем, мамули и партахти.

В

везир-и, вазир-и (арабск.) во всегрузинской феодальной монархии, особенно в XII-XIII вв., глава ведомства центрального управления, как бы министр; в-ей было 5-6, тройка более важных и почетных и двойка — меньшего значения; в целом они составляли савазиро — визират, так сказать, кабинет министров, во главе с премьер-визиреем, мцигнобартухуцесом - канцлером, первым лицом после царя. В XIV в. вообще должностное лицо центрального управления, но также первое должностное лицо при царских и княжеских дворах; на грани XVII—XVIII вв. представитель персидской оккупационной власти при дворе царя Картли; затем, с объединением Восточной Грузии, Картли и Кахети, пост этот постепенно утрачивает значение и прекращает существование (ОИГр, III, 345 и сл., IV, 230 и сл.; ГСЭ. 4, ***; ПГП-С, 1. Распорядок царского двора). В “Уложении” во всех случаях в-и, множ. ч., и в с. 5-7, 9, 17 они функционируют именно в качестве кабинета. См. дарбази.

Г

гандзеба, гадзеба — изгнать, изгнание, и гардахуэца (***, ст. 1, II) — удалить, удалиться в изгнание, уйти и скрыться на чужой стороне (иногда — и безвестное отсутствие); в “Уложении” это основной вид публично-правового наказания, налагавшийся во всех случаях убийства: на различные сроки (см. Предм. ук.), на неопределенный срок (ст. 1) и “без прощения”, т.е. безвозвратно (ст. 3, 15). Наиболее частое в “Уложении” 3-годичное изгнание, как санкцию за убийство азнаура, находим и в ст. 150 ЗБгр (ПГП-Д, 1). Г имело в своей основе обычно-правовую норму грузин-горцев, и вообще кавказских горцев, а также других народов, служившую урегулированию кровной мести, уменьшению её пагубных последствий (Хард. Прж, Хар. ХПр; Хизан. 318; Дол. СГБ, 39 и сл.; Путк. УС, 177, 186). Законодатель большей частью формулирует г как изгнание “из имения”, отрешение, отлучение от него (см. Предм. ук. имение; в СбВ имение - мамули понимается в этом случае как “отечество”, “родина”, хотя по отбытии срока изгнания говорится о возврате “имения”. Ср.: СБА, ст. 1 и 4, по которым убийца подвергается изгнанию в случае его несостоятельности и власти “завладевают” его имением с предоставлением потерпевшему половины доходов в погашение сисхли — см. в этой связи ст. 3 “Уложения”. См. об изгнании братоубийцы (СБА, ст. 22) и перебежчика к неприятелю (ЗBVI, ст. 220 и Глос., гагарибеба). Г почиталось тяжким наказанием, при неопределенном сроке — “превеликой карой” (ст. 1), безвозвратное же (ст. 15 о матере- и отцеубийстве) — тягчайшим бедствием, полагавшимся “во искоренение и истребление” агмопхвра[д] да агмоцкветад (***[***]... ***). Однако это не означало физического истребления, хотя бы уже потому, что тогда не к чему было бы присовокуплять еще и г. Источники не раз говорят об агмоцквета в контексте не оставляющем сомнения в том, что этим словом, помимо его прямого смысла, охватывались различные “взыскания” (среди них то же изгнание) и лишь иногда “смертная казнь”; оно означало вообще причинение вреда, ущерба, “разорение”, и даже “истребление”, стирание памяти о ч.-н или к.-н. (ИВВ, 183; ПГП-Д, 1, ЗБгр, ст. 150; СБА, ст. 95; ПАЛ, II, 98-99). Таким образом, в нашем случае речь может идти лишь об исключении из общества одной из его единиц, отсекаемого, окончательно или на время, члена общества (ср.: Хизан, 343-344; Кекелиа, 1971, 178-179, Кекелиа, 1977, 184 и сл. о применении в Сванети как раз физического истребления; см картину изгнания в поэме Важа Пшавела “Алуда Кетилаури”). С г связывалась еще одна не то карательная, не то обеспечительная мера, подлежавшая осуществлению местной администрацией; сущность ее неясна: в тексте перемежаются дациндеба (***, ***) — отдача, принятие в залог и дацуа (***) — сжигание жилья, “дома”, “главного дома” (см. сахли, цихе) изгонявшегося. Случаи применения этой меры неравноценны: убийство должностного лица должностным же лицом, хевисбером (ст. 5, 6) и убийство родича хевисбера (ст. 7) не идут в сравнение друг с другом. При равном, в общем, наличии указанных терминов (см. ст. 5, пр. 4) и отсутствии других определяющих доводов пока, вслед за ПГП-Д, 1 и Путк. Кмп, 70-72 предпочтение отдается дациндеба.

ганмгебел-и, правитель, согласно “Уложению” второе лицо в данной местной администрации. Термин г употреблялся и в значении правителя целой страны (Картли — КГН, I, 144), должностного лица — управителя разного рода, в том числе монастырского (ГСЭ, 2, ***), но и главы относительно небольшой административно-территориальной единицы (ОИГр, II, 491; ср. КГН, 1, 224 и Указ. лиц, географ, и этнич. наим., 333; Бердзен., 1, 114-115); наконец, имеем тот же чин (в форме: мге: ган-мге-бели) в царском домене, в частности Мухрани (ПГП-Д, II, д. 7, стр. 17). В Прб среди лиц, “приведенных” Георгием V с собой в столицу в связи с предстоявшей законодательной работой, г-ы не упоминаются, но названы хевистави “отдельных теми”, которых в “Уложении” больше нигде уже не находим и если законодатель имел в виду не вообще чинов местной администрации также других областей, то возникает предположение, не является ли г тем же хевиставом (см. также Итон. СС, 68, пр. II). Г-а сближают, думается без достаточного для той эпохи основания, и с моуравом (см. СбВ, 82-83, пр****). Г состоял как бы заместителем эристава и мог бы обозначаться термином нацвал-и (см.; Хизан., 311; Хошт. Ар., 76-77; Антел. ЦМУ, 195-196; см. ст. 6, 7, 9, 11, 17-19, 28,29, 45); термин нацвал-и в значении помощника, заместителя царя, обычнее глав различных ведомств или служб, имел широкое применение, частично получил даже самостоятельное содержание чина местной администрации средней руки, без привязки к какому-либо высшему начальнику (см. ГСЭ, 7, ***); в соседствующем с Мтиулети на севере Хеви в XVI—XVII вв. свидетельствуется именно нацвали Индо Закадзе (Шараш. МИГ, 255, 273-274); примечательно, что в Мтиулети, в Хада, имеется селение Закани, обитаемое потомками Закаидзе, хадского начальника крепости-цихистави (см. цихе) и вот поныне бытует вроде поговорки — “Как скажет Зака, так поступит Хада” (Гвас. Ар, 53). Г-ом бывал, обычнее, видимо, мсахур (ст. 2; сисхли 6000 тетри), или же азнаур (ст. 4; сисхли “сообразно роду”; см. также сисхли!).

гапарсва (остричь, обрить, также гакреча, *** — остричь), остричь, обкорнать волосы на голове, усы, бороду, подрезать волосы на висках, обрезать у женщины косу, — в знак зависимого положения или в качестве позорящего наказания; г восходит к обычаю, известно было древневосточному праву, также византийскому (в частности, ЗГр корпуса Вахтанга VI — ПГП-Д, 1), в странах Запада, в России (Дол. СГБ, 42; ГСЭ, 2, ***). Г находим в “Распорядке царского двора” в отношении хлебников, особенно нечистых на руку (ПГП-С, 1 ..., ст. 10; ср. ЗГр, ст. 383, назначающую г за спекуляцию хлебом), также в Южной Грузии — как замену денежного штрафа при отсутствии средств уплатить его (МИЮГ, д. 17). В “Уложении” применение г в случае коллективного убийства правителя (см. ганмгебели) к главным мужам, отобранным по одному с селения (ст. 2), представляется некой экзекуцией, чем-то в роде децимации.

герш-и, геш-и, древний охотничий термин — рана и стекающая из нее кровь, отсюда — след, а да-герш-ва, да-геш-ва — натаскивание охотничьих собак, ловчих птиц; по другим грузинским судебникам и “Уложению”, — как сами ранение и рана, т.е. телесное повреждение, так и полагающийся за то композиционный платеж в виде сисхли (см.), в соответствующих случаях — бесчестья (см. уарзангоба). При отсутствии детализации г связывается с “ранением” вообще (ст. 26, 29, 41). Специальная ст. 32 “С делом герши да будет так” получает развитие в разделе “О деле членов (тела) определили так” (ст. 33-40). Г оценивается по его последствиям — увечности, уродству, видимости или скрытости следов повреждения (см. Предм. ук., герши, тело ... телесные повреждения). У мтиулов, для которых главным образом было издано “Уложение”, г-возмещение так и именовалось “платой за уродство, увечье” (см. СБА, ст. 5, 6, 8, 19, 35, 97, Прим., п. 9; Дол. ДГП, 223 и сл., ст. 5, 6, 8, 19, 35, 97, 124, 125, 144, 162 и Слов., ***; ЗBVI, Предм. указ., телесные повреждения, хотя сам термин г не употребляется; Путк. Кмп,41 исл.; Хр, П, 193-194; ГСЭ, 3, ***; ТСГЯ, 2, *** и сл., *** и сл.).

глех-и (относительно этимологии, в частности иноязычной, высказаны различные соображения), в широком значении, поселянин, земледелец. Возможно, еще в Иберийском царстве (Картли, III—II вв. до и. э.) — низший, зависимый слой раннеклассового общества, подвергавшийся “эксплуатации полуфеодального типа”. Уже в IX в. — в большинстве лично несвободный, крепкий феодальному владельцу наследственный тягловый пользователь земельного надела (ОИГр., 1, 483 и сл., 570 и сл., П, 152-156, 318-321, 358-363, III, 124 и сл., 753-762, IV, 187и сл., 393-398, 554 и сл.; Бердзен., 1, 416-417; ГСЭ, 3, стр. 183; Новое., 118; ЗВVI Глос., глехи). В “Уложении” имеем храмового г, крепостного, пожертвованного царем или иным владельцем (напр., Ксанским эриставом, — см., Какаб. ХЭр, 115, 118): ставка его сисхли — 1500 тетри превышает ставку свободного мтиула эрована. Этому находят объяснение в уважении властью интересов церкви и особом положении храмовых подданных (к примеру Гергетских, — храма Самеба в соседнем Хеви, которым специальным актом было установлено тройное сисхли против обычного. ОИГр, III, 635; Хошт. Ар., 85-83; Итон. СС, 69-71). В этой связи заслуживает внимания ст. 11 СБА, различающая г “кма”, известного своему “патрони”-владельцу “добрыми делами”; его сисхли 1000 тетри в два с половиной раза превышало ставку рядового глехи, 400 тетри.

Д

Дарбаз-и (перс, дарвазе — дверь, врата, дворцовые врага), дворец, чертоги, палаты, царский двор, тронный зал, зал совета; дарбазоба, аудиенция, визит, прием, но также — держать совет, совещаться, вести переговоры (дарбазоба в этом последнем значении см. в КЦх, I, 283, 300, 382, IV. 146, 256, 611; ЛК. 68; ср. МК, 50, СД, 38). В Грузии XI—XVIII вв. д кроме палат, царского двора означал также феодальную курию, затем царский совет — curia regis, палату иерархов, высших чинов центральной и местной администрации, феодальных владетелей. Влияние д-а колебалось в зависимости от эпохи, устойчивости и мощи царской власти. В ходе истории д-у противопоставляется визират (см. везири) как непосредственно монарший высший управленческий орган, правительство, к тому же состоявшее из крупнейших же сеньоров — чиновных вельмож-царедворцев. Высказано мнение, что д-ом именовались лишь дворцовые палаты, резиденция царя и его двор как средоточие всего управления страной, дарбазоба же означало лишь аудиенцию и парадный прием, царского же совета феодалов как органа с неким определенным составом и порядком деятельности не существовало (ОИГр, III, 350-351, IV 231; Джавах. ИГЛ, II2, 273 и сл.; Сург. ИГПГ, 141 и сл.; ГСЭ, 3, ***; ПГП-Д, напр., II, д. 5 — феодальная курия; СБЛ, Прб — курия; ЗBVI, Прб — законодательное собрание; ПГП-С, I. Расп. царск. дв.; Ант. Дарб; см. ЗBVI, Глос., дарбази1 и2). “Уложение”, не говоря уже о составе д-а как законодательного собрания (Прб), содержит важные свидетельства о его сущности и деятельности как высшей, решающей инстанции в государстве и центральном аппарате управления (Сург., ИГПГ, 70).Заслуживает внимания следующее наблюдение: “Уложение”, естественно, излагается от имени царя, в первом лице; в тексте кроме упоминания о предшествовавших царях (Прб., ст. 42), требования преданности монарху вообще (ст. 5) и отсылки в отношении определения размера санкции к усмотрению будущего главы государства (ст. I), — царь выступает в качестве непосредственно действующего лица единственный раз, притом стороной, если не вовсе, то уж по конструкции-то в частноправовом отношении (ст. 3). Во всех случаях правительственные действия осуществляются в установленном “дарбазском порядке” (ст. 9). Подлежащие разрешению вопросы местного управления восходят к кабинету визирей, что в тексте и выражено множественным числом — везир-ни, везир-т (***), везир-та; затем сих представлением они поступают на разрешение дарбаза, который в отличие от визирата значится то в единственном числе (ст. 11, 17, 18), то во множественном — дарбаз-т ((***) ст. 5-7), что может восприниматься и как свидетельство коллегиальности этого установления; повеления и задания в порядке центрального управления, также решения по поступившим вопросам местного управления получают исполнение как исходящие дарбаз-ит (*** — дарбазом, посредством дарбаза) — через дарбаз, от дарбаза (см. Предм. указ, дарбази). Однако непосредственно визиратскими, равно дарбазскими документами мы не располагаем — все не только нормативные акты, но, как правило, и акты управления давались именем монарха и за его рукой (см., напр., сетования церковного собора XIII в. о вмешательстве через визират царскими повелениями в дела духовной юрисдикции — ПГП-Д, III, д. 15).

джваргацулил-и обменявшийся джвари — крестами, джаргацулили цоли — обрученная жена (ст. 24. Хизан., 335. Ср. ПГП-Д, 1, ЗАрм., ст. 164 — “венчанная...” и ст. 251 — “невенчанная жена”, наложница; однако ЗГег., ст. 392 — “обрученная жена”!). У грузин-горцев, в частности и мтиулов, при бракосочетании, да и вообще, джвари — крест, как древний, еще и дохристианский, символ, играл роль во многих обрядовых формах. Христианство, насаждение которого среди них, силой, началось еще в IV в. (КЦх, 1, 125-126), нелегко прививалось и до самого позднего времени исконные верования и обряды продолжали с ним сосуществовать (КЦх, II, 111; Итон. СО; Чкон. Бр; Чинчар.). Судя по незначительности санкции ст. 24 (1/6 сисхли), можно было бы подумать — джваргацулили цоли означает жену, брак с которой заключен лишь по стародавнему обряду, что было довольно обычным явлением и настойчиво преследовалось как духовной, так и светской властями (см. напр.. ПГП-Д, III, дд. 33, 131; Путк. Кмп. 37-40; Путк. ПГГ, ст. 2 и стр. 60 и сл.). Однако обмен крестами приурочивался и к церковному обручению, причем священникам даже предписывалось не совершать “обручения и обмена крестами”, а “единожды освящать венец” (ПГП-Д, VI, д. 300, п. 17; XI в.). Наконец, ср. СБА, ст. 39: “Если похитили обрученную сацоле-невесту...”. Ср. ст. 22, 23. Следует также иметь в виду бытовавшие у мтиулов ранние обручения, а также браки, и значительный срок между обрядом бракосочетания, хотя бы церковным, и переселением новобрачной в дом мужа, и началом брачного сожительства.

дзроха, зроха, крупный рогатый скот вообще (Абул.; Орб., IV1), русское говядо (Даль, 1) — ст. 44; лишь в позднейшем — преимущественно корова (ТСГЯ, 8). Ср. ст. 19, устанавливающую штраф, взимавшийся специально хар-и (***, — быком. См. ЗBVI, Глос., дзроха.)

драхкан-и (перс, драhкана) термин для обозначения золотой денежной единицы в грузинских источниках XI—XVI вв. (ГСЭ, 3; ТСГЯ, 3). См. Шанидзе ГМБ, Слов., 164, ***: этимологически по имени царя Дария: деньги вообще. Не ясно, почему только и именно сисхли эрована понадобилось определять в д-ах (ст. II и пр. 2 к ней). См. тетри, ср. флури.

католикос (каталикос-и — ***, каталикоз-и греч. всеобщий, вселенский) глава, патриарх грузинской церкви; грузинский католикосах учрежден в V в.; “католикос Картли”, “католикос-патриарх Грузин” (ОИГр., II, 95 и сл.; ГСЭ, 5: ЗBVI, Глос.) Прб. ст. 26.

квекана (*** — и наша Земля, и мир, свет, также земля-почва; и страна, и часть ее — земля, край, область: и население Земли — человечество, или страны, края — общности” людей, народ, община, общество, мир) основной древнейший историко-географический термин, обозначавший страну, государственную территорию, и часть ее — край, область (Чубин. Н. СГЯ; ТСГЯ, 7; Хизан., 325; о территориальных единицах, к-а и других, и единицах населения см. Джавах. Соч., VI, 129 и сл., 181 и сл., Бердз., VIII, ч-1, главным образом 61 и сл., 140 и сл.; ОИГр, III, 359-360). В “Уложении” в большинстве встречается как раз к, в единичных случаях — сопел-и (***), в значении поселения, селения, теми и хеви; однако к служит как бы универсальным термином. Тем-и (****) — позднейшее, заимствованное (с XI—XII вв.) из греческого (*** — военно-административный дистрикт —Шанидзе ГМБ, 68-69, 286, *** — Слов.), применялось в широком же содержании царства, края, долины, затем и теснее — административно-территориальной единицы, отмеченной, в основном, географически-этническим признаком, а в позднейшем — также общины (ГСЭ, 4; ТСГЯ, 4; СбВ, 82, пр.*). Хев-и (***) – овраг, ущелье, горная долина, речной бассейн; в качестве большой долины — географический район, провинция, в качестве малой — часть их; исконная самодовлеющая природно-хозяйственная единица — часть к-а; так сказать, антон (Абул., ***) объединяющий несколько мелких селений, сельских общин (ТСГЯ, 8, ***… 3 ...; Бердз., VIII, 50, 168: Хар. Роб. Мт., 47, 68; Мелик. ИДГ, 464; Мелик. СЭС, 23-25; Гвас. Ар., 71: Гвас. Кс., 36; Какаб. ХЭр, 121, п. 4, Майсур. ВГА, 45). Теми кроме Прб, где оно разумеет эриставство — провинцию и входящие в нее хеви, названо еще только в ст. 19, на этот раз в значении как бы военно-административной единицы (Хизан-, 320; см. и ниже). Хеви же, если не считать производных от него должностных терминов (хевисбер, хевистав), встречается единственный раз в ст. 2 и мыслится соответствием к-а. К представляется равнозначной хеви и во всех остальных случаях (ст. 8, 17, 27-29), особенно в ст. 5, 45, а также 19 (кандидатуру в хевисберы одобряет к-а; хевисбер — административное лицо к-а; военно-административная единица — квекана, теми, а хевисбер — глава воинства такой единицы, хеви — ст. 10, 20). Таким образом, в “Уложении” квекана = хеви в понимании общности нескольких селений как “фискальной и военнообязанной общественно-территориальной единицы” (Хошт. Ар. 77-76). В трех статьях (2, 5, 8) к — сообщество, действующее в единстве, миром население хеви-квекана (см. также саджаро). Административно-территориальные термины обычно не переводятся. Избегая чрезмерного отягощения текста, мы все же обозначаем частое квекана округой, хеви же и теми сохраняем.

кма (***, то же крма) дитя, молодой, малый; витязь; лицо, состоящее под покровительством, в зависимости, вассал, но также служитель и крепостной (уже в VI—VIII вв.; Джавах. Соч., VI, 225 и сл.; ОИГр., III, 131 и сл., IV. 314-317, 320-321, 587; ЗBVI, Глос., кма. В ст. 41 “Уложения” к, в противопоставлении единодомцу (см. сахли... сахлискаци), — домочадец из пленников-невольников (Абул., ***, ***; ОИГр, III, 135; Мелик. СЭС, 35-39; Хаар. Роб. Св., 91), быть может также кабальных должников (см. ст. 46 и, ЗВVI, ст. 142). Ср. Хошг. Ар,. 84: к лицо той же среды, но поступившее под покровительство и в зависимость; см. в этой связи Пурц. Чжчд и ст. 29, пр. 4.

Л

лашкари (***) войско, ополчение, са-лашкр-о войсковой, войсковое дело, служение (ст. 10, 19, 20, 28); ополчение — вооруженный отряд, дружина, ватага, собиравшаяся са-лащко-од, совершить набег-нападение (см. Предм. указ.) из вражды, в видах мести, с целью похищения, грабежа (ст. 43; ср. СБА,. ст. 47, ЗBVI, ст. 85, ПГП-Д, IV, д. 10; Хизан. 353-354; Хар. ХПр, 190; Хар,. Роб. Мт, 45; Путк. ПГГ, ст. I, стр. 38, 55; Путк. УС, 177-179. Ср. ЗBVI, Глос.. лашкар-надироба). См. мосамартле.

М

мамул-и (мама — отец) отчизна, также букв. — вотчина. Однако в качестве термина землевладения м уже в IV—V вв. означало всякую унаследованную недвижимость, независимо от способа первоначального ее приобретения (родовую, куплю, добыток, приданое, пожалование, пожертвование и пр.), а во всяком случае к X в. охватывало и наследственное владение-пользование, хотя бы и условное (ОИГр, II, III и сл., 297 и сл., 330 и сл.; ГСЭ, 3). М служило универсальным термином применительно к любому слою феодального общества и переводится нами как “имение”, в узком его значении поземельного владения, собственности (ЗBVI, Глос., мамули; ср. саконели). По “Уложению”, в царском горном домене м условное наследственное владение, обремененное повинностями, в первую голову воинской службой, и предоставлявшееся властью из сасепео (***) — царского, государева, общегосударственного земельного фонда, сепе-куеканы (***: см. квекана; ст. 16, 28; КЦх, I, Слов., ***, II, Слов., ***… ОИГр, II, 116-117; ГСЭ, 9, ***... 2...; Дол. СГБ и ПГП-Д, 1, словари, ***). Владелец имения — ме-мамул-е (ст. 28; см. также ПГП-Д, 1, ЗБА, ст. 33, 44, 54, 55, 58; ср. СБА, ст. 33, 54, 55, 58, ЗBVI, ст. 98, 188). Имеются основания полагать, что в “Уложении” м мыслится как: а) хозяйственно достаточный комплекс угодий (ст. 16 “...если не будет хватать купленного в качестве имения...”), наподобие подымного надела в равнинной и предгорной частях страны (ср. пудзе — основа, сакомло - подымный; см. ЗBVI, Глос., пудзе); б) землевладение, находящееся, так сказать, в действии, т.е. эксплуатируемое (ст. 28: “Запустелое (владение) и мамули-имение...”; см. партахти). Обществу, для которого предназначалось “Уложение”, не чужда была купля-продажа земли, причем наскиди (***), купленное, обладало статусом подлинной собственности (ст. 16). Наличие в гражданском обороте земли должно свидетельствовать о существовании поземельного владения помимо жалованного, как общинного, так и частного (Мелик. СЭС, 21). Следует также предположить существование залога недвижимости, обычного спутника займа, тем более ростовщического, против которого направлена ст. 46. Мтиулам известна была земельная аренда, во всяком случае, культовых, земель. Затянувшееся долее обычного двух-трехгодичного срока пользование этими землями часто приводило к их присвоению набравшимися достатка, по образному выражению габудакебули (***) — раздобревшими, разъевшимися держателями. Эти-то именно случаи должна иметь в виду ст. 12 об убийстве хевисбером стремящегося к захвату земли эрована; пониженная санкция за такое убийство, перекликается с резкой, вплоть до изгнания реакцией общины на присвоение культовых земель (Кайш., 138; Чкон. Гр. гл., 9; Гл ГНГ, I, ***; Макал. Мт., 137, 152; Хар. Роб. Мт., 56-64 и др.; Мелик., СЭС 22-27). См. бейталмани.

марчил-и (как будто от венецианского серебряного “марчело”) серебряная монета, возможно лишь счетная: содержала 600 счетных единиц, равнялась 3 абазам (по имени Аббаса I, введшего их в Персии; абаз наиболее распространенная серебряная монета в Грузии XVII—XVIII вв.; содержала 200 счетн. ед. — Капан., 22, 118 и сл., 130 и сл., 141-142, 183; Койава, 22, 23, 26 и сл., 37, 41-43, 65 и сл.; ГСЭ, I; см. ЗBVI, Глос., абази). М обозначал и бывшую в Грузии в обращении талерову монету. В Зап. Грузии м также мера веса (XVI—XVIII вв.; см., ср. Капан., 3, 110, 120, 141; Койава, 22, 28, 29, 43-44, 65-66; Джапар., 72, 165; ГСЭ. 7; ЗBVI, Глос., марчили). См. тетри.

мекобре тать, похититель, грабитель; о самом действии говорится мо-парва — украсть, о похищенном, краденном — на-парев-и (ст. 44, 45). В равнинной Грузии, во всяком случае с XII в., отмечается усиленное преследование кражи-грабежа путем создания особого органа — “крадуноразыскного суда”, установления суровых карательных мер, вплоть до смертной казни, регламентации соответствующей деятельности специальных должностных лиц, “крадуно”- и “грабителеразыскателей” (XII —XVI вв.; на исходе XIII в. крадуноразыскатель свидетельствуется и в долине Арагви, во всяком случае в среднем её течении — Энук., 33), позднее — чинов местной администрации (см. хевистави). Са-мекобр-о — штраф-“возмещение” за кражу-грабеж; действовали трех-, пяти- и семикратные такие штрафы; в частности самекобро сашвидеуло, “грабительская семерица”, свидетельствуется с XIII в. (ПГП-Д, II. дд. 9, 18, 65, 89, 97 и др.; Джавах. ИГП, II2, 306-308; Сург. ИИГП, 76; ГСЭ, 6, ***; о семерице и позднейшем казахе см. ЗBVI, Глос., ***; ср. относительно м СБА, ст. 66, ПГП-Д, 1, ЗБгр., ст. 113, 114, 138. Кз. ст. 164). По поводу устанавливаемого “Уложением” трехкратного возмещения: а) оно неправильно толковалось в смысле выдачи потерпевшему преступника и двух его сообщников на время, впредь до уплаты штрафа (Хизан., 351-352; СбВ, ст. 44; ср. Путк. Кмп, 52-53 и Путк. УС, 189; б) для позднейшего времени этнографические материалы указывают семерицу (Путк. Кмп., 52). См. ст. 45, пр. 11.

мосакме, см. сакме

мосамартле (***) судья: в этом нынешнем значении лица, отправляющего правосудие, м свидетельствуется сравнительно поздно (X—XI вв.). Высказано соображение, что термин этот имел и иное содержание, обозначал лицо, по родству, свойству или в силу феодальной связи обязанное выступать, в частности в суде, на стороне или вместо своего близкого (Бердзен., V, 309-310). Мосамартле — причастие, могло пониматься не только в качестве производящего, дающего суд, но и ищущего суда, правосудия (ср. Абул., Орб., IV2: м-садж-ули — судья, мо-садж-ули — истец, тяжебщик, жалобщик). В ВНом м встречается как раз в последнем смысле, истца (стр. 166 и Слов., ***; см. также Кекелиа СОПГр. кн. 2, 81 и пр. 1). Позднейшие судебные документы подтверждают значение м как близкого человека, сторонника, непременного и надежного заступника (ПГП-Д, IV, дд. 15, особенно 10: смертельно раненый завещает своим м отомстить убийце, и вот “отправляется лашкари, чтобы спалить” его). Скорее всего такими-то испытанными “в горе и радости” “сторонниками и заступниками”, посредниками в тяжбах (ср. ПГП-Д, 1, Кз, ст. 164 и Слов. — сашуали), при нужде участниками лашкари (см.) и являются в ст. 28 преимущественные претенденты на выморочное наследство. См. также ЗBIV, Глос., мосамартле.

моурав-и (от урва — заботиться, пещись) попечитель, управитель. Термин м свидетельствуется как будто с X в. (Абул., — со ссылкой на рукопись X в.; также ПГП-Д, II, д. 16, XIII в.) и имел затем довольно широкое содержание, означая как некоторые частноправовые или частно-публично-правовые понятия (напр., опекуна-попечителя — КЦх., 1, 144, 274, ЛК, 57, ср. МК, 38), так, в основном, собственно публично-правовые институты чинов государственной, также сеньеральной администрации, глав местного управления — домена, провинции, города, селения (ГЭС, 7; Копал.; ЗBVI, Глос., моурави). По Прб “Уложения” царский дарбаз (см.; в этом случае, так сказать, законодательный корпус) наряду с иерархами и визирями (см) составляли “моуравы”; вряд ли тут можно предполагать м-ов местного управления — ведь с мест к участию в законодательной работе были привлечены “эриставы и хевиставы, и хевисберы и эрованы”. В документах XIII—XV вв. указываются “визири и моуравы дарбазского двора”, “...нашего (царского) двора” (ПГП-Д, II, дд. 23, 31. 39, 42; Енук., 3); “визири и моуравы” (“...правители”) названы в праздничном церемониале, непосредственно вслед за персонами царя и царицы, в “Распорядке царского двора” (ПГП-С, 1…, стр. 42, 66; см. там же стр. 105-106). Таким образом, в “Уложении” (см. и ст. 7) м-ами должны разуметься крупные чины центрального и дворцового управления, следующего за визирями ранга, по всей вероятности начальники главных служб (Джавах., Соч., VI. 96: Антел., ЦМУГ, 24, 156-157. Ср.: Хизан., 311-312, СбВ, 82-83, пр.****, в котором м-ы представлены правителями, “ганмгебелни” — см.).

мсахур-и (термин полагают происходящим от сах-ли — дом: м — человек дома, домовый человек) служивый, служилый, служитель (свидетельствуется уже в V в., в первом же грузинском литературном памятнике — ПАЛ, 1, 12); свободный (?) условно-наследственный владелец предоставленной ему земли, вассал(?), обязанный, главным образом, военной службой (дружинник; ср. ст. 16). М-ы составляли переходный слой между глехи и азнаурами; постепенно в основной своей массе подверглись закрепощению (XVI—XVIII), хотя по социальному статусу продолжали стоять ступенью выше глехи. Эпоха “Уложения” знала м-а, несшего службу при сеньоре в качестве м-а же, и мсахура-латника, обладателя шатра и заводного коня, состоявшего при сеньоре на положении азнаура и обычно имевшего от него должность (ПГП-Д, 1, ЗБ, и СБА, ст. 7, 9, 10). Различались м-ы “надлежащие” и “низкие”, сравнительно позднее, причем и неподалеку от области действия “Уложения”, — “видные”; в документах часто объединялись в общей формулировке “мсахур и чиновное лицо” (ПГП-Д, III, дд. 33, 131). По свидетельству ст. 2, м мог, наряду с азнауром, занимать и пост ганмгебели (см.), правителя, правда, в этой должности сисхли (см.) их определялось по-разному (ОИГР, 1, 606-609, 11, 149-152, 317-318, 135-139, 762-771, IV, 190-193; ГСЭ, 7; Сург. ОИГПГр, 117-121; ЗBVI, Глос., мсахур).

мцирвел-и (***) отправитель богослужения. В ст. 26 монашествующие представлены моназон-ами, простыми (литони) монахами 3-го чина, (мцир-и — ***), чернецами, мцирвел-ами, монахами не ниже 2-го чина, посвященными в сан отправителей литургии — иеромонахами, иеродиаконами (ПГП-Д, III, д. 10, XIII в. — Устав Ваhанской пещерной лавры, особенно стр. 136-137, 140: Шанидзе ГМБ., гл. 13, п. 7, гл. 22, п. 1; ОИГр, III, 137-138).

П

партахт-и, партахзаброшенное, запустелое, необрабатываемое земельное владение, усадьба и т.п. Впервые термин этот отмечается, как будто, в XI в., одновременно с древнегрузинским охер-u (***), соответствовавшим датовебул-и, “оставленному”, т.е. res derelictae; в старой лексиграфии п даже определялось через охери “необрабатываемый вроде охери” (Орб., IV1, ***); в основном в том же значении, хотя и реже, употреблялось также верана (перс.) и тиал-и (Джавах., ИГП, II2, 403; КЦх, I и II,Слов., ***; ПГП-Д, III, дд. 4, 21; Абул. и Орб., IV1, ***; ТСГЯ, 4, *** 6, ***...1...***). “Уложение” (ст. 28), видимо в какой-то мере все же различает п и мамули (см.), хотя при отсутствии мемамуле (см. мамули), правомочных правопреемников, и то и другое характеризует общим признаком выморочности (см. бейталмани). В положении п могло оказаться, и должно быть зачастую и оказывалось, пожалованное земельное владение, надел, уже какое-то время покинутый в порядке вольной или вынужденной дереликции, хотя бы из-за угрозы кровной мести (см. гандзеба); ст. 28 должна иметь в виду окончательное безвестное отсутствие или осведомленность о выморочности отсутствующего владельца. В этой связи ср.: а) вообще в обороте надел п сплошь и рядом продолжал обозначаться по имени отсутствовавшего хозяина и противопоставлялся господскому владению (ПГП-Д, III, д. 67, 91, 114, IV, д. 426, V д. 169, 260); б) хозяин надела-пудзе, сакомло (см. мамули, ЗBVI, Глос., пудзе), оставшегося п, мог еще вернуться и согласно общему грузинскому феодальному праву независимо от длительности отсутствия не терял своих наследственно-владельческих прав, права мемамуле, наследственного владельца (см.: СБА, ст. 56, ЗBVI, ст. 103 ***)

патерак-и (***; перс. — несчастье, судьба, случай) несчастный случай, роковое происшествие, испытание; стало служить и термином, обозначавшим казус, а также случаи неосторожности, во всяком случае легкой, противопоставлявшейся умыслу (ЗBVI, Глос.; ГСЭ, 10). В “Уложении” глагольная форма э-патерак-ос употреблена скорее в обыденном смысле, — если, дескать, произойдет, случится такая-то беда (ср. в ст. 1, 15: “... если кого постигнет гнев божий...” и он совершит преступление): ст. 3, говоря эпатеракос, имеет в виду умышленное убийство и назначает жесточайшее наказание; ст. 12 в части санкции отсылает к предшествующей ст. 11, опять-таки об умышленном убийстве. Ср.: Хизан., 321-330, где эпатеракос определяется как “нечаянность”, в отношении же ответственности признается объективное вменение; Дол. ДГП, 208 — эпатеракос ст. 3 разъясняется как “невольное” убийство.

патиж-и (и глагол га-патиж-еба, гапатиджеба), страдание, вред, ущерб, материальные и моральные; кара, наказание (КЦх, I и II, словари; Теймур. Сл.; Орб. IV1, Чубин. Н.СГЯ, Чубин. Д, Абул — ***, ***; ПГП-Д, IV, д. 407; в этом же значении в армянском, этимология не ясна — Джавах. ИГП, II2, 291, возможно от перс. — Андр., 265-266; в источниках свидетельствуется по крайней мере с VII—VIII вв.). П определяют как наказание вообще и публично-правовой штраф в частности (Дол. ДГП, 207-218 и Слов.; Дол. СГБ, 68-70 и Слов.; СБА, 80, пр. 17; ГСЭ, 7). Существуют мнения, что п составляло жесточайшую кару, приобрело к XI в. значение специально членовредительского наказания (Джавах. ИГП, II2, 291-292), означало чуть ли не смертную казнь преимущественно (Хизан., 343-344). Однако множество древнелитературных и летописных свидетельств, показаний документов и нормативных актов склоняют к пониманию п в основном как общего понятия наказания; когда п представляется значащим отдельный вид наказания — изгнание, изувечение, смертную казнь, лишение имущества, штраф, то при ближайшем рассмотрении оказывается, что просто понятие п охватывает и данное наказание. В ЗГр Вахтангова корпуса (ПГП-Д, 1) гапатиджеба передает греч. *** — судить осуждать, приговаривать, *** — карать, подвергать телесному наказанию (ГрПр, словари груз.-греч. и греч.-груз.; Soph.). Все-таки п должно было означать главным образом тяжелую кару (КЦх, 1, 148; ЛК, 54; МК, 35). В “Уложении” подчеркивается — “превеликое” (ст. 1) и пириани, “заслуженное” (ст. 15; ТСГЯ, 6: “пириан-и ...4, стар, справедливый, подобающий...”; ср. Дол. ДГП, 209) п. Из Прб и ст. 1, 3, 8 и 15, где встречаются п, гапатиджеба, следует, что в настоящем случае этим термином охватываются изгнание (ст. 1, 3, 15), отобрание имения (ст. 1, 3) и позорящее наказание — гапарсва (ст. 2, 8); из п видимо исключаются композиции (напр., Прб: “...определили... сисхли патижи-кару и...”) и штрафная повинности (ст. 8); к п должны как-будто тяготеть и некоторые другие санкции (см. Предм. указ., наказания). В старой лексикографии п противопоставляется патив-и, чести, достоинству: уважительное обхождение служит убеждению, предупреждению законопослушных, патижи — принуждению нарушителей предписаний законодателя (Орб, IV, ***; по поводу превентивного и исправительного значения п см. также, напр., КЦх, 1, 148, 355, ПГП-Д, II, д. 52). В “Уложении”, в обеих рукописях (Н-3094 и S-3683), значится пативи, а не патижи (Прб., ст. 1, 8, 15; если в Н, старейшем списке, пативи описка — в строчном письме в—*** и ж—*** несколько схожи, — то почему она должна была перекочевать в S ?); имеется толкование этого пативи как должностного достоинства в качестве квалифицирующего момента убийства чина местной администрации (ст. 1-8; Джавах. Соч., VI, 97-98). Однако, во-первых, наличие наряду с пативи-патижи также гапатиджеба (ст. 3, 15, в последней — и того и другого в непосредственной смысловой связи) и, во-вторых, и главных, само содержание регламентации убеждает, что речь везде идет именно о патижи. В публикации 1957 года (Дол. СГБ) пативи заменено патижи и этому термину посвящен в исследовании специальный параграф (III, § 4), в последующем же издании (ПГП-Д, 1), никак того не оговаривая, восстановлено пативи.

С

саджаро (букв, са, т.е. для, джар-и, множества, сборища людей, народа) общественный, публичный, мирской (ср. квекана: ст. 2, 5, 8, — действие миром). В сопоставлении с са-лашкр-о (см. лашкари), т.е. воинской обязанностью, и са-бегр-о (бегар-и — повинность), т.е. поземельным обременением, с должно означать удовлетворение общинных нужд, в т.ч. культовых (Итон. ЖБ, 67; Хошт. Ар., 88). Ст. 28 и пр. 5 к ней.

сазамтро, см. сахли.

сакме (***) дело, обстоятельство (Прб), отношение (Прб, ст. 41), несогласие, спор (ст. 29), неурядица (Прб), задание, надобность (ст. 29); предмет регламентации, институт (ст. 19, 32, 33, 44, 46); деяние (Прб, 29); Са-сакм-о (Прб, ст. 27), букв — для, в целях, в предположении дела, по делу и т.п. (см., напр. ПГП-Д, II, д. 114); в ст. 60 СБА — “деловая бумага”, причем это “деловая”, по всей видимости, привнесено из редакции Вахтангова корпуса (ПГП-Д, 1, ЗБ, ст. 60 — сасакмоэ). Сасакмо толкуется в смысле “судебного дела, случая, казуса” (Джавах. Соч., VI, 98) и в значении спора, иска, т.е. тяжебного дела, а мо-сакме (ст. 29) — истца, тяжебщика, по уголовному ли делу, или по гражданскому (Хизан., 348-349; Дол. СГБ, 62, 3. ***...; ПГП-Д, IV, д. 10, стр. 47; Путк. УС, 181; ср. ЗBVI, 48: “...Много имеется таких жалоб ...”). См. Предм. указ., дело.

саконел-и (***; кона — иметь) имущество вообще, преимущественно движимое (ст. 44, 45); впоследствии и ныне — товар (Джавах., ИГП, II3, 412 и сл.; Дол. ДГП, 143 и сл.; ЗВVI, Глос., саконели; ср. мамули). Ст. 44: “... кто что украдет... (скот) или какое-либо сасаконло — неодушевленное имущество, либо взломают дом и унесут что-нибудь... ” В “Уложении” са-сакон-ло (букв. — для имущества, предназначенный служить имуществом, имущественный) более не встречается, но оно обычно для ЗБА (ПГП-Д, 1), ст. 33, 40, 46, 61, 81, 82, 85, 89, 92 (см. эти же ст. также в СБА), причем последовательности в употреблении термина и особой разницы между сасаконло и саконели не усматривается: этим понятиям противопоставляются самомуло - недвижимость (ст. 46, 61, 81, 85; см. мамули), скот (ст. 46, 89, 92) и некоторые движимые вещи (доспехи-оружие — ст. 81, 82; см. ЗВVI, ст. 231); сасаконло помимо прочего включало в себя сасалуко (***, женские украшения — ст. 46), наносимые вещи (ст. 92) и вещи, которые могли служить предметом найма (ст. 92); однажды встречается выражение усуло — неодушевленное сасаконло (ст. 89. Ср. ЗBIV, ст. 267 и пр. 1 к ней: сулиэри, одушевленный, существо, — по-видимому, классификационный признак вещей; см. латинск.: anima, animal, animalis — одушевленный... res animalis — Дыдынск). Сасаконло определяют как “неодушевленное движимое имущество”, “... нивтеулоба — ценные вещи” (Дол. ДГП и ПГП-Д, 1, слов.; Дол. СГБ. 53 и Сл.). В контексте ст. 44, где обособляются кража скота, кража сасаконло и кража со взломом дома, сасаконло должно означать как раз “прочее неодушевленное имущество”, возможно даже лишь непотребляемое. Ср. санивто.

самартал-и (***; март-и — прямой, март-ал-и — правый, правильный, правда) имело и имеет широкое содержание (Джавах., ИГП, II2, 474): закон, норма права (ст. 46). и совокупность норм, т.е. право в объективном смысле (переводится как “законы”, напр., в ПГП-Д, 1 “Уложение” озаглавлено Самартали — Законы царя Георгия”): правосудие (Прб) суд как процесс, равно само судоговорение, и как орган правосудия (ст. 29). Усамартло — неправда, беззаконие, несправедливый, несправедливость. См. ЗВVI, Глос. самартали; ср. сдтули. 142

Санивто (***: нивт-и — вещь, предмет, вещество, материя; Орб. IV1нивти ...это есть всякое сахмари..., *** — нужное, годное для потребления, употребительное) вещественное, существенное, стоящее; годное, предназначенное составить, составляющее имущество; и через сахмари — предметы обихода, скарб (Орб. IV1-2, Абул., Ими. СМ, ***; КЦх, I, Слов.,. ***, II, Слов., ***, ***, IV, Слов., ***). Кроме “Уложения” с известно пока только в ст. 59 ЗБ (ПГП-Д, 1), в выражении санивто галати (—измена, вероломство) да (-и) шецодеба (—согрешение, прегрешение), определяющем повод к изгнанию приемного сына и отрешению его от владения наследством (ср. ту же ст. 59 в СБА — санивто отсутствует; ср. также СБА и ПГП-Д, I, ЗБ, ст. 58 об изгнании родного сына). См. Дол. СГБ, 58-62 и Слов., ПГП-Д, I, Слов., где с трактуется как “добыча, награбленное имущество” вообще. В историографии с понимают как ценности, ценные веши (ОИГр, III, 135). Контекст ст. 41 “... что-нибудь из скарба, такое, чтобы составляло нечто доброе...” дает основание заключить, что речь идет о сравнительно ценных вещах, таких, которые могли идти в погашение сисхли. В ЗBVI ст. 18-21 к таким вещам относят: ценные металлы, изделия из меди и бронзы, дорогие ткани, оружие, коней, скот, пленников и, наконец, имение. Ср. саконели... сасаконло.

сасакмо, см. сакме.

сасаконло, см. саконели.

сасепео, см. мамули.

сасахле, см. сахли.

сахли, дом. I. Жилище, жилой комплекс вообще (ст. 44); тавади, ***, т.е. “главный дом” (в противопоставлении временному, сезонному: “горным хижинам” для полевых работ и зимним скотовыкормочным дворам — Вж. Пш. 448, 449) или “сам”, “самый дом” (в башенном жилом комплексе)? (Выражаем признательность А.Н. Робакидзе, уделившему нам время для обсуждения вопроса о возможном этнографическом смысле выражения “главный дом”) — ст. 5-7, см., в частности, пр. 3 к ст. 5; ср. ПГП-Д, I, ЗБА, ЗБгр, ст. 155 — тави, ***, с, т.е. главный, же дом, наследственная доля старшего брата (см. также ПГП-Д, V в д. 385 тавсахли — ***) и ЗВ, VI, ст. 1031 — усадьба, доля младшего брата, ст. 204 — у глехи Дарбаз с сенями” доля старшего брата (см. гандзеба, дарбаз, цихе, также ЗВVI, Глос, дарбаз); сазамтро -***, зимний (дом, ставка, резиденция — Прб; ср. ПГП-Д, II, д. 9, садгоми — стоянка царских охотников в той же местности. Мухрани), также — сасахле (перс., ***=*** — Шанидзе. ОГГ, 133-134), дворец, палаты, замок, усадьба Прб (см. ЗВVI, Глос., усадьба). 2. Семья, большая семья, семейная община (ст. 3, 5, 7, 25, 41), обычно в составе четырех поколений (ст. 7). Законодатель поддерживает принцип эрт-сахл-оба (эрт-и, *** — один) — единства, нераздельности дома-семьи, преемственности в несении службы (ст. 16). Жившие и хозяйствовавшие единым домом эрт-сахл-ни, единодомные родичи, члены дома, совладельцы и сонаследники, именовались сахлис-кац-и (кац-и человек, муж. и следовательно, человек, муж дома), единодомцами (ст. 41; см., напр., ГДр. III, Дополн., д. 8. XV в.; ср. ЗBVI, Глос, сахлискаци; Даль, II, один... однодомцы). Среди т.н. ганакоп-и (***; ганакар-и,***), состоящих в разделе бывш. единодомцев, в зависимости от давности раздела и степени разобщенности имущества и быта, делалось различие: были ганакопи моахле (пребывающий вблизи, с к.-н., при к.-н.), в той или иной мере сохранившие близость (ст. 9), и не моахле — вовсе, окончательно разобщившиеся (ст. 10); это-то различие и должны, видимо, отражать бытовавшие у мтиулов термины: нела/д/ ганакари, недавно разделившиеся, и дзвел-ганакари, давно разделившиеся (Чкон. Бр., 135, 142). В этой связи любопытен признак “общего питания”, в известных случаях служивший основанием общей ответственности (Хар. Роб. Мт., 62).

сахлис-кац-и, см.: сахли.

сджул-и (также рджул-и и шджул-и) закон, канон, право (ср. самартали); вера, религия (см. ЗBVI, Глос., сджули). Указание ст. 46, что взимание роста по займу “ни в законе грузин... ни законами других (народов) не предписано”, понимается в том смысле, что составители “Уложения” располагали общегрузинскими, а также иноземными законодательными источниками (Джавах. Соч., VI, 102; Дол. СГБ, 44). Однако (о вероятности этого предположения см. во Введ.) законодатель-то имел в этом случае в виду скорее религиозные запреты, христианские и, надо полагать, мусульманские (Хизан., 355; см., напр., ПГП-Д, I, ЗM, ст. 39, ЗАрм, ст. 232, ссылающуюся на “Ветхий и Новый заветы” — АСМхГ, ч. вторая, ст. 46; СБА, ст. 93, аппелирующую к “законоучителям—святым отцам”; РДав., 400). Ту же оценку заимодавческой корысти с позиции греховности находим в ст. 125 ЗBVI, где “лихому человеку” ст. 46 “Уложения” соответствует такой, что “душу (свою) ненавидит”. Равно в Прб са-сджул-о сакме (...***), дела, “подлежащие канону”, и сасджуло сакитхави (...***), “подлежащие ответу по канону”, охватывают нарушения религиозно-нравственных норм, а собственно са-сджул-о представляется близким к са-канон-о, — епитимьей (Орб, IV2, ***, *** — “возмещение за грех”; ТСГЯ, 6, ***, ***... 2 ...; см. ПГП-Д, III, напр., д. 33, и д. 102, в котором виновный “в крови” получает отпущение, предоставив церкви во исполнение сарджуло виноградник). В Прб законодатель не столько “...выделяет юрисдикцию церковных судов из юрисдикции светских...” (Дол. СГБ, 48, Слов., ***) сколько лишь оговаривает, что соответствующие деяния влекут за собой санкции и со стороны духовной власти.

сисхл-и, кровь. 1. убийство, “содеяние сисхли, крови” — совершение убийства (ст. 3, 22); основание кровной вражды, мести (Прб, ст. 17, 41). 2. Композиция, компенсация — штраф за правонарушение, как говорилось, “цена сисхли” (ст. 2, 6, 9, 31), — прежде всего воздаяние за убийство и телесные повреждения, но также, в частности, за бесчестье (см. уарзангоба), когда взыскание либо определялось пропорционально основной ставке с — ст. 31, либо выражалось непосредственно в с же — ст. 21-25, 27 (ср. русск. вира, головничество, головщина, герм, вергельд). Вообще в основе системы, расписания с лежал социальный статус потерпевшего (Дол. ДГП, 188-207; см. ЗBV1, Предм. указ., бесчестье, сисхли, Глос., сисхли). Применительно к обществу, для которого предназначалось “Уложение”, исходным для размера с служит положение, уважаемость и мощь, рода (с “сообразно роду”, “…дому”, см. Предм. ук., сисхли). Композиционное урегулирование искони осуществлялось народными жюри (Хизан., 330-331 и см. хотя бы Хар. Роб.Мт., 45, 71-72, Путк. ПГГ, 53 и ст. 1, Итон. СС., 72). На этом общем фоне “Уложением” в государственном интересе устанавливаются твердые ставки с в денежном выражении для: чинов местного управления (ст. 2, 6, 13); родичей, ближайшего окружения, хевисбера (см. ст. 5, 7, 9, 10); эрованов (см.; ст. 1, 28); начальника крепости (см. цихе), до и после отставки, также его братьев и сыновей — на уровне эрована (ст. 13, 14); наконец, церковных, пожертвованных, глехи (ст. 42). Что касается с назначавшихся, по всей видимости, из вне (Хошт. Ар., 76-77), эристава (см.), также правителя (см. ганмгебели) из азнауров, то законодатель, обращаясь к той же формуле “сообразно роду”, отсылал несомненно уже не к местным обычноправовым нормам, а к общему для Грузии законодательству, определявшему с по сословному признаку. Не думается, чтобы “Уложение”, по крайней мере, в части регламентации с, так уже страдало пробелами (Хизан., 314-315; Путк. Кмп., 54; Дол. СГБ, 38. См. Введ.): действие, в общем, принципа “сообразно роду” (Дол. СГБ, 37; Хар. Роб. Мт., 45; Хошт Ар., 80) должно было, в сущности, исключать их. Вопрос эристава и правителя из азнауров, да и вообще твердые ставки “Уложения”, заставляют обращаться к единственному известному пока для той эпохи расписанию сисхли, отвечавшему общегрузинской феодальной действительности (Джавах. Соч., VI, 108), к соответствующим статьям “Законов Бека...”. Предположение (на основе ст. 31), будто ставка с второразрядного азнаура или мсахура, несшего службу по-азнаурски (12000 тетри; СБА, ПГП-Д, 1, ЗБ, ст. 3, 7, 9), действовала для эристава (Путк. Кмп, 29: Итон. СС, 64-65, Итон. ССтр, 7) не представляется столь уж вероятным: а) наличие конкретной ставки исключало бы надобность отсылке “сообразно роду” (ст. 1); б) получается, что эристав “Уложения” был не столь уж высокой персоной, ведь согласно ст. 1 СБА с дидебула-вельможи составляло 40000, а с азнаура высокого ранга — 20000 тетри (см. Итон. ССтр. 12). Убедительнее мнение, что эти 12000 ст. 31 могли (при случае, “сообразно роду” же ! — ст. 4), составить с правителя из азнауров (Хошт. Ар., 8 , 86: ср. Итон. ССтр. 7), а также установление связи между с правителя из мсахуров (6000 тетри) и такой же ставкой нечиновного мсахура, отправлявшего службу по-азнаурски (ПГП-Д, 1, ЗБ, ст. 9). Привлекает сближение с эрована (1200 тетри — ст. 11) и “глехи…кма” (см.), известного доброй славой (СБА, ст. 7, 10, 11). При всем этом не лишено интереса и значения, как преломлялись в понимании законодателя начала XVIII в. постановления “Уложения” о сисхли: рубр. Занд. Вахтангова корпуса (ПГП-Д, 1) 321, 322, 324 и 325 в качестве корреспондирующих статьям “Уложения” указывают для эристава и правителя-ганмгебели ст. 1 (т.е. 40000 и 20000 тетри, см. выше), а для хевисбера, эрована и начальника крепости – цихистава, равно для всех — ст. 3 СБА (т.е. 12000 тетри, см. выше). Говорилось дать-получить с “возмещение” с (ст. 26, 45), но обычно — да-урв-еба (урва заботиться, пещись; исправлять обязанность, должность), т.е. по- или озаботиться, оказать попечение, уладить, а также — унять, согласить, подчинить. Таким образом, даурвеба — обеспечение (ТСГЯ, 3), предоставление с и удовлетворение, умиротворение (потерпевшего) выплатой с (ст. 3. 14, 23, 27. Ср. ПГП-Д, 1, ЗБгр., ст. 101, 145, 149. шакеазмва — снарядить, сготовить удовлетворение). В таком словоупотреблении отчетливо проступает момент compositio (составление, соединение; примирение, прекращение, вражды. Дыдынск.).

соплион-и (***; сопел-и мир, свет, страна; селение; м-сопл-ио, мир свет и мирской, светский, также поселянин. КЦх, I, II, слов., ***, ***; Мелик. ИДГ, 399-400) селянин ст. 19 — рядовой общинник, непосредственный производитель; член рода, дома, военнообязанный (ОИГр, III, 633, 761; Хизан., Макал. Мт, Путк. Кмп, Итон. СС, Итон. ССтр, Гамкр.), в основном при поголовном ополчении (ср. эровани). Термином, несколько уничижительного оттенка, якобы обозначавшим с-а же, полагают вин-гинда-вин (ст. 27, рукоп. S). Однако рукоп. Н (в ней вис-гинда, кто бы ни) не поддерживает этого выражения, к тому же не согласованного со сказуемым даэкциос, *** судя по контексту, оно может иметь лишь следующее значение: кто-то, кто-нибудь, некто, кто бы то ни было, любой. Существует понимание с в смысле “мирского”, “светского” лица; обосновывается это ссылкой на конец Прб (“…относящиеся до мсоплиоса, мирского”) и тем, что рядовой общинник и есть эрован, и законодатель, говоря “Так да будет касательно эрована и соплиоса-соплиона”, тем самым подчеркивал, что ст. 19 адресована лишь мирянам, поскольку духовные лица в ополчение не шли и им даже вовсе возбранялось носить оружие (Хошт. Ар., 83-84; ср. у нас пр. 8 к ст. 26). Поэтому поводу можно заметить, что; а) в противопоставлении лицам духовного звания обычным было, как-будто, эрисгани и эрискаци (КЦх., II, 478, 509; МИЮГ, 48-49, д. 39; ПГП-Д, III, д. 73); б) духовные лица, даже высокого звания, не раз принимали участие в военных действиях и во всяком случае позднее, в XVIII в., священники призывались в т.н. “очередное войско” (ПГП-Д, II, д. 127, п. 32).

Т

тем-и, см. квекана.

тетр-и, (***, белый) с XIV в. деньги вообще, в частности, серебряные (ср. русск. “бела” — Срезн., 1); денежная единица. Имеется свидетельство о гиоргаули, т.е. георгиевском, т, георгиевке (ПГП-Д, 1, ЗБ, стр. 425; ЗBVI, ст. 15), монете, чеканившейся пои Георгие V, издателе “Уложения” (ГСЭ, 3 ***, 4, ***; ОИГр, III, 660; Капан., 118, 140-141, 184; Койава, 12, 20-21, 40, 50; ЗBVI, Глос., тетри). В ст. 11 одному драхкану соответствует (1200:200) 6 т; позднейшая приписка к этой статье (см пр. 2 к ней) оценивает драхкан в “два с половиной марчила (Джавах. Нм, 52:... тетрад ормарчил нахевари да…) и (?) одно тетри-пятерик” (ср. в пр. 2 к ст. 11). Согласно Джавах. — Нм, 51-53: при введении в Грузии абаза (см. Глос., марчил) он, как единица, приравнивался к прежнему т; “тетри пятерик”, [или т в пять двойных дангов (ГСЭ, 3, “данги… денежная и весовая единицы... до XVIII в. вес его 0,74 г...”), равнялся тому же абазу и, таким образом, позднее драхкан = флуру = “6 ? абазам (но разве не 7 ? , ведь 2,5 марчила х 3 абаза = 7,5! — Д.П.) + 1 абаз, или 7 ? абазам - тетри, а не 6, как в эпоху издания “Уложения”. Ср. СбВ, ст. II, пр*.

У

уарзангоба (арзаниг-и, ардзаниг-и, ардзанг-и; перс. — честь, достоинство; в груз, *** (у) — префикс, указывающий на отсутствие, неимение ч.-н.), бесчестье как оскорбление, зазорность, и как возмещение, цена за бесчестье (Андр., 288; Дол, СГБ, 70-74 и Слов.); в “Уложении” (ст. 31 и др.) — в последнем значении.

улусоба (улус-и; монг.-тюркск.; как и в русск. — территория, принадлежавшая к.-н. монгольскому или тюркскому роду; становище; стар. переносн. монгол — ТСГЯ, 6, ***) улусовщина (Прб) —так стали зваться жестокости, насильничества, которые характеризовали монгольское владычество, предшествовавшее изданию “Уложения” (Джавах., Соч., VI, 96; ОИГР., III, 631. Ср. Дол. СГБ и ПГП-Д, 1, словари: у — “несправедливость, насильничество, преступление...”; в первом из этих изданий, стр. 77-80, у придается значение специального термина преступления вообще).

Ф

флур-и (ст. 11, пр. 2,) флорин — флорентийская золотая монета; с XIV в. в грузинских источниках термин, обозначавший вообще золотую монету (ГСЭ, 10, ТСГЯ, 7, ***). См. тетри; ср. драхкан.

Х

хев-и, см. квекана.

хевисбер-и (***: хев-и — ущелье, горная долина, кантон — см. квекана; бер-и — старец) ущельский, кантональный старец — носитель общественной власти в хеви — общине (ст. 43, 45), совмещавший культовые функции, начальствование войском-ополчением (ст. 10, 19) и отправление правосудия (ст. 45); такое соединение в одном лице духовной и светской властей имело, в частности у восточногрузинских горцев, древнейшую традицию. Хевисберство, хотя и было выборным, обычно держалось в одном, сильном и пользовавшемся особым уважением роде, составляло, в известной мере его наследственную принадлежность (ст. 5). Правда, по “Уложению” это уже должность в государственной местной администрации, однако для ее замещения все же требуется одобрение обществом кандидатуры, подбиравшейся среди преданных власти надо более заслуженных и влиятельных, славных умом, опытом и отвагой местных главных мужей совета (ст. 5); дом х-а обладал башней-крепостью (ст. 5, 43; см. цихе). В отношении судебной деятельности x-a в ст. 45 особо устанавливается его участие в преследовании кражи-грабежа. Власть, будучи заинтересована иметь всецело на своей стороне влияние х-а, устанавливает особые ставки сисхли, не только для самого него как должностного лица, причем наравне с правителем — 6000 тетри (ст. 6; см. также сисхли), но также и для его родичей, как не состоящих с ним в разделе — те же 6000 (ст. 7), так и отделившихся — 3000 (ст. 9) (КЦх., IV, 21; Хизан., 309-310, 315, 324, 326; Хар. Роб. Мт, 45, 62, 71; Мелик. СЭС, 24-26, 30-32, 39; ОИГр, II, 388-390, 111, 630; Канд.; Хошт. Ар.,75 и сл.; Гвас. Ар., 69; Итон. СС, 62, 66-67, 72) .Х-а иногда даже сближают с моуравом (см. Чубин. Н. СГЯ, ***). Ср. хевистави.

хевистав-и (***; хев-и — ущелье, горная долина, кантон — см. квекана; тав-и,***, — голова) глава, правитель хеви. В документах, в т.ч. надписях X-XI вв. свидетельствуется хевис-упал-и (упал-и, *** —господин), господин хеви, в смысле его главы-отца, являвшегося, полагают, чем-то большим, нежели хевистав последующего времени (КГН, 1. № 56,57, 120; ПГП-Д, II, дд.4, 6; о древнейшем происхождении, еще со времен военной демократии, и тенденции развития института хевисупал-и см. Бердз., VIII 50-51, 74, 123, 140, 168; ср. дальше, эристави). Хевистав прослеживается в источниках как-будто с XVI по конец XVIII вв. (ПГП-Д, II, дд. 56, 161), причем одну из важных должностных его функций составляет преследование кражи-грабежа и в этом качестве он в какой-то мере продолжает институт “крадуно-” и “грабителеразыскателей” (см. мекобре). В литературе предлагается, в общем виде, следующая иерархия местного управления: провинция — эристав (см. — хеви (долина; см. квекана) хевисупал - хеви (кантон) — хевистав (Джавах. Соч., VI, 185; ОИГр., III, 360; ГСЭ, 4, ***). Различие между хевиставом, хевисупалом, и даже хевисбером (ср.), усматривается не всеми (Антел. ЦМУГ, 198). Хевисупала сближают с мамасахлисом (отцом, старейшиной дома, рода, главой общины — ГСЭ, 6, ***; Какаб. ХЭр, 121-122, пр. 12). В “Уложении” находим лишь хввиставов, привлекаемых “... от отдельных теми” к подготовке этого законодательного акта (Прб); в дальнейшем тексте хевистав нигде больше не встречается, зато вторым лицом в администрации выступает правитель-ганмгебели (см. о нем; в частности, — не тот же ли эго хевистав?).

Ц

цихе, крепость, башня; фортификационное сооружение наблюдательно-оборонительного и эвакуационного, часто также таможенного назначения (ст. 13); оборонительный элемент жилого комплекса — башня-крепость (Прб., ст. 5, 6; 27, 43). В так называемой башенной культуре грузин-горцев, в частности, в области действия “Уложения”, различают три вида сооружений: башню-жилье, жилой дом с башней и жилой комплекс окруженный стеной с боевыми башнями; вообще башни-крепости имелись у сравнительно зажиточных и сильных домов. Разрушение башни-крепости составляло преступление (Прб, ст. 27) и применялось также в качестве санкции (ст. 27, 43). Верховья Арагви, особенно район Хада, подступы к Джвартакели, где пролегала главная транскавказская магистраль, представляли собой вроде бы укрепленный район со множеством цихе (КДх., IV, 355; Какаб. ХЭр, 113; о башенной культуре см. Роб. Калд. и Хар. Роб. Мт, 77-79, относительно сооружений феодальной эпохи на территории действия “Уложения”, крепостях, замках и др., в частности в Хада, — Гвас. Ар.). Во главе военнооборонной крепости, также небольшого укрепленного города, стоял назначавшийся властью цихис-тави (тав-и *** — голова), глава, комендант, начальник крепости, вместе с тем управлявший окрестной местностью. Сисхли ц-а определено в 3500 тетри (ст. 13); после его отставки око устанавливается на уровне эрованского, 1200 тетри, и таково же сисхли брата и сына ц-а; не исключено, что устанавливающая это ст. 14 имеет в виду сисхли эрована и для хадца вообще как жителя крепостного района и тем самым принадлежащего к его гарнизону (ст. 13 и пр. 3 к ней, ст. 14. Джавах. Соч., VI, 331-332; Бердзен., VIII, 53, 121; ОИГр, III, 361; относительно двух цихиставов в Хада и их местопребывании см. Гвас Ар. 53, Хар. Роб. Мт., 40).

цихистав-и, см. цихе.

Э

эристав-и (***: эр-и — народ, воинство, тав-и — голова) глава народа-воинства; согласно грузинской летописной традиции, уже в III в. до н. э.— начальник военно-административно-территориальной единицы — провинции, края, округа; во всяком случае э-ы издревле известны в этом качестве, так сказать, воевод. Имелись эриставы эриставов или великие э-ы целых земель, провинций, краев, и э-ы входивших в них меньших административно-территориальных единиц. В ходе истории должность э-а становится, как правило, наследственной, а обладатель ее — владетелем подвластной области (отсюда и довольно распространенная фамилия “Эристави”). К XVI в. эриставства складываются в более или менее крупные тавадства-сеньории (см. ЗBVI, Глос. тавад). Что касается “эриставов”, привлеченных к подготовке “Уложения” (Прб), и э-a Мтиулети (ст. 1, 18, 19, 28, 29 и др., в ту пору как-будто даже не одного: ст. 45, “...где поблизости будет находиться эристав...” — см. Какаб. Хр.Э, 113 о пожаловании незадолго до воцарения Георгия V Ксанским эриставам среди прочих владений ряда селений в Мтиулети, также — ГСЭ, 10, *** и дальше в настоящем изложении), то имеем контроверзу. С одной стороны, слова “...привели с собой от отдельных теми эриставов…”, знаменуя давнюю традицию эристава, преемника хевисупала во главе укрупнившегося историко-географического образования, могут означать, что ко времени “Уложения” наряду с э-ами целых провинций сохранялись э-ы меньших административно-территориальных единиц, каковыми и могут рассматриваться э-ы Мтиулет и Хеви, причем наличие местного э-а, в частности в Хеви, считается даже в известной мере достоверным. С другой стороны, участниками законодательной коллегии могли выступать вообще э-ы, ех officio, или, во всяком случае, правители-обладатели таких обширных ближайших к Мтиулети областей, как долины pp. Ксани и Арагви. Ксанское эриставство-сеньория к XIV в. уже существует; Арагвское, правда, складывается позднее, но так называемое “низменное” эриставство в долине Арагви существовало еще в III в. и в XII—XIV вв. арагвский э играет значительную роль в отношениях долины с горными районами. Оба эти эристава в ходе истории при случае претендовали на Мтиулети и Хеви, временами в большей или меньшей мере простирали на них свою власть; с окончательным образованием к XV в. Арагвской сеньории Мтиулети становится ее частью. Соответственно этому и тогдашней исторической обстановке находят возможным относить Мтиулети к сфере управления великого эристава Картли, который около 1400 года, случается, еще предводительствует войском “...горцев арагвцев... вплоть до дарьяльских...” Но рука великого э-а как-будто не обязательно исключает местного, собственно мтиулетского э-а: область действия “Уложения” принадлежала к царскому домену, имела важнейшее коммуникационное значение и служила надежным резервом сторожевой и общевойсковой службы; коллизия политики центральной власти и устремлений могущественных феодалов могла придавать отдельному эриставу в Мтиулети достаточный резон. Во всяком случае э “Уложения” принадлежал, конечно, к феодально-служилой аристократии и законодатель в вопросе его сисхли (см. ст. 1) не прибегает ни к установлению твердой должностной ставки, ни к предрешению его социального статуса — довольствуется отсылкой — “сообразно роду” (см., в частности, ст. 43. Джавах. Соч., VI, 96, 126-127, 164-165, 325 и сл., особенно 331; ОИГр, 1, 455-458, II, 144-146, III, 359-361, 636; ГСЭ, 4, ***, 8, ***; Бердз., VIII, 51, 74-75, 98, 103, 115, 142, 357; Гврит., 92-93; Мелик., ИДГ 455, 464-465; Новос., 65; Какаб., ХЭр., 113, 120, Примечания... 2 эриставы... 135 Сурамели; СбВ, 82-83, пр. ****; Гвас. Ар., 58, 76-77, .79; Гвас. Кс. 44, 47; Хошт. Ар. 75-98; Енук. 33; ЗBVI, Глос. эристави).

эрован-и (в этой форме термин в других письменных источниках не свидетельствуется; написание его колеблется: в рукоп. Н-3094, в которой недостает первой половины Прб, дважды называющей э-а, в 6 случаях значится эрован-и и в 5 — hэрован-и, в рукоп. же S-3683 — 5 раз эрован-и и 8 раз hэрован-и; отождествление эрован-и с hаэровани, т.е. статным, осанистым, видным — Хизан., неубедительно; предпочтение отдается эрован-и, от эр-и, означающего народ, воинство; см. и Бердз., VIII, 51, 168, Хошт. ДзЭр., 140-141), происходящий от, из народа, поначалу, в эпоху военной демократии, — сын народа, воин, впоследствии, постепенно, — свободный земледелец-воин, предшественник, по обстоятельствам, с одной стороны, мсахура или азнаура, с другой, зависимого непосредственного производителя, мсахура же или глехи, в то же время военнообязанных. Эрован “Уложения” в общем признается общинником, полагают рядовым (возможно, ничем даже особенно от соплиона не отличающимся, однако пользующимся признанием и особым уважением как муж суда и совета, и карги кма (...***), “добрый витязь”, чуть ли даже не причастный к аппарату местного управления (Джавах. Соч., VI, 62, 172; Бердз., VIII, 51. 123, 168, 626; ОИГр., 11, 319, 111, 632-635; ГСЭ, 4, *** (ист.); Мелик. ИДГ, 450; Мелик. СЭС, 24, 31, 32, 39; Хизан., 328, 332; СбВ, 86, ст. II, пр.*; Макал. Мт., 27; Дол. СГБ, 80-86, Слов.; ПГП-Д, I, Слов.; Хар. Роб. Мт., 66; Хошт. Ар. 8189; Путк. УС., 178; Итон, СС, 62, 68-71; Итон. ССтр, 9-10. Ср. с эрисган-и у грузин-горцев же в Хевсурети, на востоке от Мтиулети, — Бард.). Итак, э представляется зрелым мужем-воином, главой дома, перед лицом власти владельцем земельного надела и, соответственно, так сказать, кадровым военнообязанным, в сравнении с остальными членами дома (соплионами!?), равно обязанными военной службой, (но, возможно, уже при) поголовном ополчении, так называемом призыве кудзе (***) каци (“что шапка, то человек” — сколько шапок, столько воинов; см., напр., КЦх., II, 316, Бердз., VIII, 650).

1. По материалам, переписей населения, правда позднейших, XVII—XVIII вв., как и все население, горцы, в т.ч. мтиулы, учитывались по следующей схеме: а) лицо (имя рек, по всему, — глава дома (эрован?!); б) число дымов-семей (в доме) и в) — “голов” мужского пола, поименно или общим числом, в первую очередь могущих носить оружие (иногда указывалось также наличие и количество огнестрельного оружия!); г) имущественные данные (Джавах., ЗИП I, 4-48 — “Демографические памятники”; Джавах. Соч., VI, 196; Итон. ЖБ, 10-11).

2. В Занд. корпуса Вахтанга VI (ПГП-Д, I) рубр. 324 с “Смертоубийстве эрованов…” помимо ст. 11, 12, 31 “Уложения” указывает и ЗБА: ст. 3, определяющую 12000-е сисхли для азнаура, терпящего ущерб в землевладении и утратившего атрибуты азнаурского служения (см. также сисхли); ст. 10, согласно которой сисхли мсахура, не могущего уже продолжать, по примеру отцов и дедов, службу по-азнаурски, составляет 1000 тетри — наравне с глехи, снискавшим “добрыми делами”, доблестью, известность перед лицом “патрона”, “царя” (СБА, ст. 3, 10, 11). Примечательно при этом, что ст. II (также как ст. 18, 28) “Уложения” фиксирует для э-а в сущности тот же признак — известность лица дарбазу, свидетельствующий о некотором расслоении самой эрованской массы

3. Не считая Прб, где э-ны в какой-то мере представительствуют перед царем и в законодательной коллегии, они названы в ст. 11, 12, 14,31, 43, также: в ст. 19 — по поводу ответственности за уклонение от воинской службы, причем вместе с соплионами и с равным наказанием; в ст. 43 — наряду с хевисберами и при одинаковой с ними ответственности за действия вне собственного административно-территориального района; в ст. 11, 12, 14 31 — в связи с установлением твердых композиционных ставок, а не по общей формуле “сообразно роду” (см. сисхли). Убийцами э-а предусматриваются э же — (ст. II) и хевисбер — (ст. 12), точно все сплошь были э-ами или на жизнь э-а никто иной не мог покуситься, — но то же с хевисбером — его убивают “миром”, (ст. 8) или убивает хевисбер же (ст. 6), а уж хевисбером то был не каждый, так что в этих случаях скорее всего имеем дело с выделением наиболее важных случаев при равной ответственности для прочих убийц (или обычной — “сообразно роду”).

4. Думается законодатель, разумея э-а, не всегда обозначает его этим термином — кто такие, как не э-ы: “главные мужи” селений (ст. 2), кандидат в хевисберы (ст. 5), “мужи той округи”, на которых возлагается попечение о душе жертвы братоубийства (ст. 17,) также сторонний претендент на бесхозяйно-выморочное имение (ст. 28)? Этот последний мог быть достоин пожалования “через дарбаз” (см. выше 2), в противном случае получал землю в административном порядке, от “эристава и правителя”. Напрашивается мысль, не сопряжено ли было эрованство с пожалованием имения и “милостью” возложения службы?

Заметим, наконец, что вряд ли законодателю потребовалось бы уравнивать отставного начальника крепости и его брата и сына в отношении сисхли с э-ом (ст. 14), если бы всякий мтиул, и в т.ч. хадец, был э-ом.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.