Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад
† 1027), который воевал с византийским императором Василием; Арсений Икалтойский, известный ученый и духовник царя Давида Строителя, живший в начале XII века; царь Георгий III ( 1184); отец царицы Тамар; сама царица Тамар ( 1212) и дочь ее царица Русудан ( 1247).

Далее есть упоминание о том, что цари Вахтанг и Константин были коронованы в Кутаисском соборе и на этом основании Кутаисскнй епископ Иоанн требовал, чтобы из царских регалий, корона или скипетр хранились в его соборе. Абхазский епископ, кафедра которого находилась в Ведийском соборе, не уступал, но, наконец, визири и войско спор решили в пользу кутаисского епископа.

Упомянутые в этом параграфе цари, суть по нашему мнению, Вахтанг II (1289-1292), сын Давида Нарина и его брат Константин, который царствовал после Давида Нарина т. е. с 1293 года.

Ввиду этих фактов составление «Распорядка» не могло иметь мелела до конца XIII века.

С другой стороны, «Распорядок» составлен без всякого сомнения в то время когда существовало ещё единое грузинское царство и не было разделения Грузии на отдельные Царства и княжества.

Во всех делах, церемониях, приемах и вообще в придворной жизни принимали участие эристави, вельможи, Церковные служители и должностные лица как Восточной, так и Западной Грузии. Окончательное деление Грузии на отдельные царства последовало, как известно, после 1469 года. Поэтому составление «Распорядка» нельзя относить к более позднему периоду, чем указанной год» 14; По мнению Е. С. Такайшвили, время составления памятника может быть заключено в более узкие хронологические рамки, Чем terminus ante (конец XIII века) и terminus post (1469 год), скорее всего, в XIV веке и правильнее датировать «Распорядок» царствованием Георгия Блистательного (1318-1346), законы которого в нем содержатся 15.

«Распорядок царского двора» не носит официального характера и, судя по содержанию, можно заключить, что автором его является крупный придворный сановник. Памятник составлен на основании действовавшего права и отражает, а вернее передает существование при дворе порядки. Однако из него же усматривается, что автор пользовался и другими источниками; По некоторым вопросам составитель «Распорядка» полемизирует с какими-то лицами (ст. 20-24), и это также подтверждает, что мы не имеем в этом случае дело с официальным актом. [134]

Памятник написан в Западной Грузии. Притом, хотя он и отражает, как мы уже сказали, государственный строй объединенной Грузии, однако до некоторой степени имеется в виду как бы больше Западная Грузия; так, говорится о многих тамошних монастырях, пустынях и церквах, но ни разу не упоминаются столица Грузии Тбилиси и Мцхетский кафедральный собор, бывший резиденцией католикоса.

В «Распорядке царского двора» замечаются отголоски далекого прошлого; автор пользовался также древними источниками и старался внести в свой труд все, что представлялось ему заслуживающим внимания в старых порядках и обычаях.

II. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ПО «РАСПОРЯДКУ ЦАРСКОГО ДВОРА»

1. ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ

«Распорядок царского двора» рисует нам картину грузинской-феодальной монархии. Он содержит в основном материал, относящийся к государственному праву, но касается также и других вопросов

Прежде всего остановимся на вопросах государственного строя феодальной; Грузии.

Во главе государства стоит царь («мепе» — от «меупе», «упади» — властелин, господин, государь, господь).

Само заглавие — «Распорядок царского двора», говорит о том, что речь будет идти о придворном этикете, но в действительности содержание памятника выходит за эти рамки и касается основных вопросов государственного управления.

Что касается того большого внимания, которое уделяется придворным порядкам, то это, конечно, не случайно. Царь, стоявший, во главе государства, на страже феодальных интересов, должен был рисоваться эксплуатируемым массам существом необыкновенным. Обожествление личности царя служило интересам господствующего класса, которые идеологическую опору своей власти видели прежде всего в религии.

«Распорядок царского двора» вполне отвечал этой задаче. В нем «содержится разработанный до мельчайших подробностей регламент придворной жизни, описаны придворные чины, царские приемы, выступления и т. д.; выходам и шествиям царя сопутствуют религиозные обряды. Он представлен как средоточие не только светской, но и религиозной жизни; так, во время праздника крещения «полагается, чтобы все христиане», сколько бы их ни было, шли к царю, где бы он ни был. Прибивают большое знамя, впереди [идут] барабанщики... за ними — «крестоносец в облачении и с животворящим крестом в руках» (§ 3).

… Царский поезд обставлен большой пышностью, подчеркивающей величие его особы (§15). [135]

Царю оказывается необычайный почет; вся его жизнь, каждое действие, каждый шаг окружены вниманием и заботой. При его облачении мсахуртухуцеси держит таз, старейшина постельничих — полотенце, моларетухуцеси поливает воду; платье на него надевает мсахуртухуцеси, «пуговицы застегивает глава спальников», моларетухуцеси коленопреклоненно подносит головной убор (§ 35).

Все самым детальным образом предусмотрено: кто поздравляет царя на Новый год (§ 1), кто его встречает и что ему преподносит, когда он идет в монастырь (§12), кто подает ему вино, если он «захочет пить ночью» (§ 16), утренний выход из опочивальни (§ 16) и кто допускается в нее (§ 12), порядок седловки и убор царского коня (§ 18), обслуживание в бане (§ 17), прием высших сановников, которых царь встречает по-разному, пройдя навстречу «третью часть ковра», «три шага» и т. д... (§§ 24, 25).

Столь утонченный придворный этикет свидетельствует, несомненно, о весьма развитой идее сильного монарха. Окружавшие его пышность и блеск должны были внушать народным массам мысль, что общество, во главе которого стоит такой царь, свято и незыблемо.

Однако тот же царь, судя по «Распорядку», назначает лица на высшие должности не иначе, как «с единоволием дидебулов семи царств» (§ 30), т.е. с согласия крупных феодалов; «никому не выдается страна, никому не выдаются вотчины», «без согласия амирспасалара» (§ 36). Таким образом, царь — в глазах массы высшее, чтимое наравне с богом существо, — был для важнейших сановников, «дидебули» ничем иным, как простым хранителем их интересов, обыкновенным человеком, которого они могли ограничить во власти, а то и вовсе лишить ее.

Дидебули, составлявшие высшую знать и бывшие в то же время крупнейшими землевладельцами, боролись против центристской политики царской власти, противоречившей интересам крупных родовитых князей, владеющих огромными имениями. В этой борьбе на стороне царя стояли средние и мелкие феодалы, города и народные массы. Усиление царской власти означало не только обуздание сепаратистских стремлений крупных феодалов, но и успешную оборону, страны от внешних врагов, знаменовано создание благоприятных условий для развития производительных сил. Поэтому за укрепление царской власти боролась, передовая часть общества, лучшие патриоты, как миряне, так и лица духовного звания, видевшие в могущественной царской власти спасение страны.

Чрезмерное возвеличение царской персоны особенно характерно для восточных теократических государств и для абсолютизма. И вот, в «Распорядке царского двора», наряду с пластами, относящимися к ранним периодам истории Грузии и отражающими, правда в идеях и [136] формах времени составления памятника, пережитки дохристианского (§ 1 — новогодние обряды), рабовладельческого и раннефеодального периодов, приводится мысль о сильной и всеобъемлющей царской власти. Автор подымает личность царя на недосягаемую высоту, придает ему атрибуты высшего существа, рисует его могучим и полновластным владыкой.

Это вполне соответствует идее абсолютизма. Ставится вопрос, каким образом она могла появиться в феодальной Грузии XII-XIV веков? Известно, что абсолютизм зарождается на последнем этапе развития феодализма, когда в недрах разлагающегося феодального общества возникают и начинают развиваться ростки капитализма.

На том этапе развития, на котором Грузия находилась в то время, идея абсолютизма означала для нее прогрессивную тенденцию; как известно, передовые идеи могут возникнуть задолго до их практического осуществления. Но зарождение в Грузии идей абсолютизма не лишено было до известной степени экономической и культурной почвы. Так, например, в XIII веке мы находим в объединённой Грузии крупные купеческие объединения; состояние городов и городской строй XI-XIV веков также указывают на то, что в недрах феодализма происходят сдвиги, характерные для периода его разложения; в XII веке создается такой шедевр мировой литературы, как «Витязь в тигровой шкуре»; свидетельствующий о высокоразвитой феодальной культуре. Весьма примечателен также самый факт появления своего рода юридического трактата «Распорядка царского двора», представляющего собой, помимо прочего, апологию централизованной и сильной, следовательно, абсолютной монархии, — имелась же, значит, общественная потребность в подобном произведении.

Передовые круги грузинского феодального общества усвоили и активно пропагандировали идеологию сильной центральной власти. В поэме Шота Руставели воспевается могущественный монарх; грузинским царям посвящались оды и т. д. и т. п.

В то время как реакционная часть общества, не желавшая поступиться своим самовластием, была заинтересована в поддержании лишь внешнего блеска царского престола, а в прочем стремилась к всяческому ограничению его власти, прогрессивно настроенные деятели искренне ратовали за ее укрепление,

В конечном счете грузинской монархии так и не суждено было усилиться на более или менее продолжительное время.

Централизованная феодальная монархия оформилась в Грузии при Давиде Строителе; в конце его царствования, а также во втором периоде царствования Георгия III государственное управление стало централизованным. Однако оно оставалось таким недолго; при следующих же царях царская власть слабеет и, если «Распорядок царского двора» действительно отражает эпоху централизованной монархии, в чем мы не сомневаемся, то монархия эта не достигла степени абсолютной. В [137] самую блестящую ее пору — при царице Тамар, власть царя была ограничена; именно к периоду царствования Тамар и относится следующее место в «Распорядке царского двора»: — «Эриставы и должностные лица при царице Тамаре Великой», которых она с единоволием дидебулов семи царств определила и велела утвердить Чкондиделом, мцигнобартухуцесом и визирем воспитанного ея отцом, царем царей, Антония-Глониставадзе, человека мудрого и разумного, приносящего счастье своим патронам, верного и осведомленного в делах и назначила амирспасаларом — Саргиса Мхагрдзели, человека родовитого и воспитанного в походах и пожаловала ему Лоре в Сатавадо и Самтавро в Сомхитии...» (§ 30); далее перечислены и другие визири, которые были назначены.

Как видим, царь ограничен в своей власти, он не может назначать должностных лиц, по крайней мере крупных, без согласия дидебули; интересно также указание на «семь царств». Грузинские цари носили титул «царь царей»; вообще в титулатуре монархов нередко упоминались и такие владения, которые в их власти не находились; грузинские пари тоже называли себя государями стран, которыми владели лишь их предки, или и они никогда не владели. Однако, как правильно отмечает И. А. Джавахишвили, в «Распорядке царского двора» титул «царь царей» выражал реальное положение вещей. Крупные феодальные владения сохранили не только сепаратистские стремления, но и некоторую независимость. В приведенной цитате имеются в виду и дидебули семи царств; следовательно, эти крупные князья продолжали оставаться в своих владениях царьками и поскольку обладали достаточной политической силой, то «царь царей» вынужден был договариваться с ними и не мог принимать решения без их согласия.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ (ДАРБАЗИ)

Царь — глава централизованной феодальной монархии — был ограничен в своих правах крупными землевладельцами. Это ограничение выражалось, прежде всего, в том, что он правил с их участием, через государственный совет (Дарбази) — высший орган государственного управления.

В Дарбази входили высшие светские сановники, визири, местные правители — эристави кроме них в «Коронации царя» упоминаются также «ухело», т.е. не имеющие должностей; такими могли быть крупные феодалы, купцы и т. д.

По «Распорядку царского двора» в Дарбази принимали участие все визири, их помощники, высшее духовенство, представители пустынь и монастырей (§§ 22, 23, 24).

Члены Дарбази имели в, нем строго определенные места, в зависимости от родовитости и занимаемой должности. [138]

Дарбази заседал малым и большим порядком, «как царь соизволит» (§ 3) и под его председательством.

Ему подлежали вопросы законодательства и. отправления правосудия, войны и мира (точнее объявления войны) и назначения высших должностных лиц.

Дарбази созывался время от времени; срочные важные вопросы и вообще текущие дела разрешались «Савизиро» — советом визирей. Дарбази собирался также в торжественных случаях при приеме послов, в религиозные праздники и т. д.

Дарбази был учреждением, служившим интересам крупных феодалов; посредством него обеспечивалось «единоволие» феодалов и царя и тем самым ограничение власти царя.

Савизиро, напротив, возникло из стремления усилить царскую власть; будучи вызвано к жизни самим царем, оно противопоставлялось Дарбази и имело тенденцию подчинить его себе, знаменуя, таким образом, известный прогресс в государственном развитии Грузии.

Сведения об этих учреждениях — Дарбази и Савизиро, и другие данные, содержащиеся в «Распорядке царского двора», рисуют нам в основных чертах форму грузинского феодального государства периода объединения...

Под формой государства в узком смысле подразумевается форма правления, а в широком — также и государственное устройство. Господствующий класс для осуществления своей власти над эксплуатируемыми классами устанавливает, в соответствии с историческими условиями, в процессе классовой борьбы ту или другую форму государственного управления, характеризующуюся особенностями взаимоотношения между частями государства, между центральным и местным правлением и методами государственного принуждения, т.е. политического режима.

По «Распорядку царского двора», такой формой была феодальная монархия. Господствующий феодальный класс ограничивал царскую власть посредством Дарбази, в котором заседали крупные церковные и светские феодалы; но наряду с ним имелось Савизиро — исполнительный орган царя с соответствующим бюрократическим аппаратом. Между этими двумя органами отмечается некоторая противоположность. Савизиро возглавлял мцигнобартухуцеси — чкондидели (епископ чкондидский), должность которого была создана в процессе борьбы царской власти против крупных феодалов и явилась своего рода показателем ее усиления, хотя и недостаточным для окончательной победы царя в этой борьбе. Восстание крупных феодалов при царице Тамар привело к компромиссу: царица признала за ними право управлять царством совместно с нею; со своей стороны восставшие отказались от далеко идущих требований учредить новый, орган, который, состоя из крупных феодалов, должен был главенствовать над царем и заседать в особых палатах неподалеку от царского дворца. [139]

Вот эти обстоятельства и нашли свое отражение в «Распорядке царского двора». В нем, с одной стороны, выступают взгляды автора на царскую власть как самодержавную, неограниченную, а с другой — описывается государственный строй, в котором эта власть ограничена, и крупные феодалы управляют совместно с царем. При этом дело не ограничивается лишь идеей абсолютизма; наряду с этим в памятнике представлены и некоторые учреждения, призванные на деле служить сильной царской власти; таким учреждением является прежде всего Савизиро, бывшее, в отличие от Дарбази, постоянно действующим учреждением.

Большого интереса заслуживает описание в «Распорядке царского двора» взаимоотношения центральной и местной властей. Отдельными провинциями владели мтавари, эриставт-эристави — крупные феодалы, обладавшие политической властью и, хотя и признававшие царскую власть, однако, небезоговорочно; они оставались как бы государями в своих провинциях и порой даже выступали против царя, когда, ею попытки подчинить себе феодалов представлялись им уже чрезмерными. Но политической властью располагали не только эти крупные владетели, а и прочие феодалы; они как собственники также выполняли на своих землях функции государственного управления. Собственными же владениями царь управлял из центра при помощи своих должностных лиц.

К сожалению, «Распорядок царского двора» сохранил нам мало сведений о местном царском управленческом аппарате. В нем, не вдаваясь в подробности, указывается лишь, что частью царских владений управлял визирь мандатуртухуцеси, а частью — мсахуртухуцеси. Так, за работами в царских владениях наблюдали мандатури состоявшие в подчинении мандатуртухуцеси; в то же время древними городами управляли мечурчлетухуцеси.

3. СОВЕТ ВИЗИРЕЙ (САВИЗИРО)

Визирем в Грузии называлось должностное лицо центрального управления, стоявшее во главе ведомства, т.е. наподобие министра, руководившее одной из отраслей государственного управления.

В «Распорядке царского двора» находим шесть визирей: чкондидели, атабаги, амирспасалари, мандатуртухуцеси, мечурчлетухуцеси и мсахуртухуцеси.

Совет визирей руководил государственной жизнью и во главе с царем составлял правительство. Все важные государственные мероприятия царь проводил совместно с визирями. Так, летопись повествует, что Дмитрий II, будучи вызван в монгольскую орду, обратился к визирям за советом ехать или нет; визири высказывались за поездку.

Совещания визирей происходили по строго определенному регламенту. В «Распорядке царского двора» указывается порядок оповещения визирей; собравшись, они рассаживались по установленному старшинству [140] «челядь» удалялась из зала заседания и тогда только начинался совет. Совет визирей заседал под председательством царя, во дворце, и под «челядью», об удалений которой говорится в § 36, разумеются, видимо, придворные и дворцовые служители, не имевшие права участия в совете визирей 16.

Царь восседал на особо убранном стуле; визири располагались в соответствии со своим положением; первым, как первый визирь сидел чкондидели, затем по порядку — атабаги, амирспасалари, мандатуртухуцеси, занимавшие места «ниже чкондидели» (§ 36); наконец, мсахуртухуцеси и мечурчлетухуцеси, как менее важные визири, сидели «рядом во время заседание визирей» (§37).

Кроме визирей на заседаний имели право присутствовать еще три должностных лица: 1) амилахори Помощник амирспасалари: амилахор стоит за ними (позади визирей — И. С.), он слушает совещание, но не говорит; «когда отращивают, дает ответ» (§37); 2) секретарь опочивальни — помощник чкондидели, стоял в той стороне, где чкондидели, у стены, он держал при себе «письменный прибор» (§38); 3) амираджиби стоял посередине зала заседания (§ 38).

Заседание визирей охранялось стражей. У дверей, снаружи зала лишь по вызову визирей, поодаль стоял распорядитель, а еще дальше заседания, находился придверник с жезлом в руках и пропускал в зал располагались мандатури и кроме тех, которых вызывают, никто не должен находиться вблизи (§38).

Распоряжения чкондидели и постановления визирей через секретаря опочивальни передавались секретарям, ожидавшим за стенами зала (§ 38).

На случай, если бы совету визирей потребовалось послать распоряжение, Вне зала заседания находились старейшина оруженосцев, старейшина распорядителей, заместитель казнохранителя, гостинник и «секретарь оружейной палаты». (§ 38). Таким образом, многочисленная толпа чиновников различных ведомств окружала совет визирей в ожидании распоряжений.

Как видно из § 38, совет визирей при обсуждений вопросов вызывал для разъяснений или опроса нужных лиц; возможно, он чинил и суд по особо важным делам.

Совет, визирей был высшим исполнительным и распорядительным органом. Все текущие, а также важные вопросы, которые требовали срочного разрешения; вообще все дела, не выносившиеся в дарбази, решались в Савизиро. [141]

Визири, как главы ведомств, управляли вверенной им отраслью в качестве членов Савизиро — постоянного учреждения с определенной компетенцией.

«Визироба» (визирствовать) означало также совещаться, отсюда — Савизиро; в «Распорядке царского двора» это слово, вместо которого мы употребляем «совет визирей», означает определенный орган государственного управления.

а) Мцигнобартухуцеси-чкондидели

Как мы уже сказали, среди 6 входивших в Савизиро, первое место занимал мцигнобартухуцеси-чкондидели — старейшина книжников, секретарей, дьяков.

Мцигнобари значит книжник, секретарь, дьяк. В каждой отрасли были свои мдигнобари, преимущественно канцелярские работники, составлявшие деловые бумаги, ведшие учет, выполнявшие различные поручения и т. д. Они, общим числом 26 подчинялись мцигнобартухуцеси; среди них двое — секретарь опочивальни и секретарь оружейной, палаты — выделялись по своему значению.

Первый из них, как показывает само название (опочивальни), был должностным лицом, состоявшим непосредственно при царской особе; он же, помогал мцигнобартухуцеси при рассмотрении дел, сидел даже рядом с ним и мог присутствовать на заседании совета визирей.

Секретарь оружейной палаты, второе должностное лицо, среди мцигнобари — правда не сидел вместе с мцигнобартухуцеси, но также помогал ему, при этом мцигнобартухуцеси высылал его к посетителям, которые, передавали через него просьбы и жалобы; он же ведал отчетностью оружейной палаты.

До XII века мцигнобартухуцеси и чкондидели упоминаются в отдельности, В XII — XIV веках эти две должности объединены в одном лице.

Мцигнобартухуцеси был, как сказано, первым визирем, В «Распорядке царского двора» он именуется «отцом царя» (§§ 9, 16). Он осуществлял надзор за всеми отраслями государственного управления: Чкондидели имеет доступ к казнохранилищу и так как он считается отцом царя, никакое дело без него не решается (§ 9). Мцигнобартухуцеси принадлежала немалая роль даже в военной области: он издавал, указы о походе, а иногда и сам в нем участвовал 17. Словом, без него не решалось ни одно крупное государственное дело. Он ведал делами царства, в том числе внешней политикой и «финансами государства» (§ 9), а равно царским двором, управлял всем удельным имуществом; ему принадлежали также судебные функции и в его ведении состояли дела социального призрения. Чкондидели по понедельникам заседает в судилище, [142] судит дела сирот, вдов и потерпевших от насилия и до тех пор не оставит их, пока не уладит дела (§ 8).

Будучи, как чкондидский епископ, духовным лицом, мцигнобартухуцеси занимался и церковными делами. Он упоминается в памятнике среди высшего черного духовенства (§ 22) и принадлежит к тому кругу, о котором говорится, что приглашение четырех (высших) монахов и трех визирей составляет обязанность амирэджиби (§ 23). В «Распорядке царского двора» читаем также: кроме Гелати, храмы, другие церкви, монастыри, священники и монахи и какие есть церковые лица, все находятся в ведении чкондидели и секретарей опочивальни (§ 9).

При разъезде визирей ночью, после пира два светильника предпосылается чкондидели, по одному — трем визирям и никому другому (§17).

Таким образом, мцигнобартухуцеси — первый визирь, именовавшийся «отцом царя», его ближайший советник, помощник и соратник — имел в управлении не какую-нибудь одну отрасль, а входил во все дела государственного управления. В этом и заключается исключительная важность этой должности и ее специфичность для грузинской феодальной монархии XI-XII вв., объединенной под эгидой усилившейся и Стремившейся к централизации царской власти; она не имела претендента в соседних ей странах того же периода. Впоследствии, по мере того, как царская власть ослабела и крупные феодалы одерживали над ней верх, должность мцигнобартухуцеси постепенно теряла значение и, наконец, исчезла.

Назначение именно чкондидели на должность мцигнобартухуцеси произошло потому, что эпархия в Чкондиди была открыта сравнительно поздно и в сравнении с более древними, исстари связанными с Византией эпархиями всецело зависела от царя. «Премьер-министром» оказался епископ; это было выгодно царской власти, так как, во-первых, он, принадлежал монашеству и не имея собственного потомства, не был заинтересован в расширении своих феодальных владений, а, во-вторых, с его помощью царю легче было влиять на дела церкви 18.

б) Атабаги

Вторым визирем был атабаги, должность которого была введена в Грузии царицей Тамар в 1212 году, когда она по просьбе амирспасалари Ивана Мхаргрдзели «возвела» его в это достоинство 19. Атабагство возникло в процессе борьбы крупных феодалов против царской власти. Атабаги стремились присвоить функции мцигнобартухуцеси и стать первым должностным лицом в государстве. Имея к тому пример [143] в соседних с Грузией сельджукских государствах, они претендовали на привилегию быть воспитателями царевичей, которая принадлежала в Грузии мцигнобартухуцеси.

Возвышение атабаги и умаление роли мцигнобартухуцеси в Грузии не случайно совпадало с ослаблением централизованного государства: и его постепенным распадом. В должностях визирей боролись два начала: государственное и частноправовое, т.е. феодальное. Визирь являлся в то же время крупным феодалом. В ходе ослабления царской власти в визирях начинали преобладать феодальные интересы. Особенно наглядно это видно на примере атабаги. Характерно, что первый атабаги Иване Мхаргрдзели занимал при Тамар пост мсахуртухуцеси (старейшины слуг), т.е. должность в штате владельца крупного домена вообще, которая при дворе, с усилением царской власти, наполнилась, больше публичноправовым содержанием. Именно пребывание на этой должности и делало Иване Мхаргрдзели особенно подходящим для роли воспитателя наследника престола Георгия, при нем родившегося и подросшего... И вот Иване Мхаргрдзели стал добиваться у царицы Тамар признания за ним прав воспитателя и в знак того пожалования ему звания атабаги. Недаром, переживший своего воспитанника — царя Георгия-Лаша — Иване Мхаргрдзели оплакивал его как сына.

Интересно отметить, что наследовавшая Георгию-Лаша сестра его царица Русудан, решая вопрос о попечительстве над ее сыном Давидом, престол у которого оспаривался, назначила Аваг Мхаргрдзели на должность атабаги и отправила его в Монголию хлопотать о признании за Давидом царства у монгольского хана, которому Грузия тогда подчинялась.

В летописи атабаги упоминается как эристави, т.е. правитель области, и в то же время как визирь.

При коронации атабаги стоял вместе с мтавари на той же стороне, что и они.

Атабаги могли занимать и другую должность, например, амирспасалари и т. д.

в) Амирспасалари

Следующим визирем был амирспасалари, т.е. верховный военачальник, возглавлявший военное ведомство. Военная отрасль управления находится в ведении амирспасалари. На совещаниях визирей, когда разбираются вопросы военного ведомства, раньше него никто не высказывается (§ 18).

Во время войны амирспасалари непосредственно руководил операциями; если царь сам в походе не участвовал, государственное знамя вручалось ему.

Естественно, главе войска принадлежала крупная роль и в государственном управлении: амирспасалари — и почетный визирь и глава [144] войск, без него нельзя ни отчуждать страну, ни жаловать земли комулибо (§ 36). Феодальное землевладение было тесно связано с военной повинностью, с обязанностью выставлять известное число воинов в зависимости от размера земельного владения. Поэтому амирспасалари должен был быть в курсе всех пожалований и они не могли без него состояться.

Амирспасалари — почетный визирь и глава военного ведомства — держал при коронации царский меч и опоясывал им царя («Распорядок царской коронации»),

В подчинении амирспасалари были спасалари (военачальники).

В Грузии наименование «амирспасалари» до XII века не встречается, хотя существование этой должности и не исключено 20.

Под началом амирспасалари состояли амилахори — заместитель амирспасалари и старейшина конюхов. Амилахори пользовался почестями наравне с мечурчлетухуцеси и мсахуртухуцеси. Он имел и право присутствовать на заседании визирей, однако с совещательным голосом.

Возглавлявшееся амирспасалари царское войско состояло из конницы и пехоты; оно комплектовалось из воинов, которых выставляли вассалы царя. Кроме этого ополчения, при Давиде Строителе из переселенцев кивчагов было создано постоянное войско. — «рокис спа».

Амирепасалари подчинялись все должностные лица военного ведомства.

По мнению П. Ингороква, кроме указанных 6 визирей, были еще 3 крупных должностных лица, которые пользовались правами меньших визирей и именовались спаспети; такими были: чухчарх, старейшина конюхов и амирахори 21.

Старейшина конюхов и амирахори являлись, как сказано, заместителями амирспасалари. Что касается чухчарх, то, по словам П. Ингороква, он командовал царской гвардией; царство делилось на четыре «садрошо» знамени; одно из них было царское и во главе него стоял чухчарх. По «Распорядку царской коронации», при этой церемонии впереди выступал мандатуртухуцеси, справа от него шли амирепасалари и лица его ведомства, слева — визири, и сзади царя следовал чухчарх, как начальник царской гвардии 22. К. С. Кекелидзе отмечает, что чухчарх был крупным и почетным должностным лицом военного ведомства; он также считает его «начальником телохранителей царя» 23. [145]

г) Мандатуртухуцеси

Название этой должности заимствовано, по-видимому, из Византии; на это указывает, между прочим, греко-латинское происхождение первой его части («мандатур» = мандатор); вторая часть «ухуцеси» — грузинское слово, означающее как уже говорилось, «старейшина». Таким образом «мандатуртухуцеси» — буквально «старейшина мандаторов».

Мандатуртухуцеси был визирем. В «Распорядке царского двора» читаем: «Амирспасалари и мандатуртухуцеси оказываются одинаковые почести; бывает так, что обе должности имеет одно лицо и преимущественно эти две должности принадлежат дому Шанше, у одного лица они или у двух» (§36). Следовательно, мандатуртухуцеси как визирь стоял наравне с амирспасалари; по § 13 мандатуртухуцеси и амирспасалари получают одинаковое вознаграждение за выдачу «сигели» (грамот); равенство амирспасалари и мандатуртухуцеси также отмечается в §§ 17, 33 и 36. Мандатуртухуцеси и в других местах памятника упоминается среди визирей первой группы: подавателей имели атабаги, амирспасалари и мандатуртухуцеси (§ 22).

Хотя о компетенции мандатуртухуцеси, которому присвоен был по должности жезл (§ 33), не сохранилось сколько-нибудь определенных сведений, однако, кое-что удается все же установить.

Прежде всего в его ведении находились царские виноградники; он издает в этой области распоряжения, назначает мандатури и т. д. (§11).

Мандатуртухуцеси является также главным распорядителем во время аудиенций и придворных пиров (§33).

О компетенции мандатуртухуцеси можно судить по тому, какие должностные лица находились под его началом. Как показывает само название, мандатуртухуцеси подчинялись мандатури, выполнявшие самые разнообразные функции: они руководили работой в виноградниках (§§ 11 и 20), бывали привратниками (§ 12-31), состояли в охране (§ 38), им, как и их начальнику, присвоено было право носить жезл (§ 28). Таким образом мандатури — это была административно-исполнительная должность, притом низшая; например, мандатури полагалась наименьшая мзда при выдаче сигели (§13). По своему содержанию эта должность больше всего приближается к полицейской, и следовательно, мандатуртухуцеси стоял во главе полицейского ведомства.

Помощник мандатуртухуцеси был амирэджиби. Это название, — пишет И. А. Джавахишвили, — состоит из двух слов: амир и эджиб (арабское), что по-арабски означает — церемониймейстер, придворный или старейшина придворников. В Грузию эта должность проникает из Персии 24 . [146]

Функции амирэджиби разнообразны: амирэджиби везде имеет доступ к царю по делам, где бы он ни находился — в сокровищнице ли, в опочивальне, в казнохранилище; всюду вхож и везде докладывает о делах, если только царь в наряде (§ 12).

Во время придворных пиров амирэджиби активно участвовал в церемониале, являясь помощником мандатуртухуцеси. И вот царь велит мандатуртухуцеси и он бросает жезл и амирэджиби берет его (§ 33); амирэджиби руководил застольным прислуживанием; т. н. придворное блюдо ставили на стол мандатуртухуцеси и амирэджиби (§§ 33, 23).

Должность амирэджиби была почетной; после визирей он и амилахор являлись самыми крупными сановниками. Амирэджиби — глава эджиби — пользовался таким почетом, что царь при приеме отдавал ему честь подобно визирям (§ 24). Он присутствовал на совещании визирей (§ 38). Ему полагался привратик (§ 12). Амирэджиби подчинялись гостинники, распорядители и т. д. (§§ 7, 31).

д) Мечурчлетухуцеси

Мечурчлетухуцеси возглавлял финансовое ведомство. Он был почетным визирем: должность мечурчлетухуцеси важная; до появления должности атабаги, он был четвертый визирь... Ему полагался привратником мечурчле (§ 17); мечурчлетухуцеси старый и почетный визирь (§ 36). По придворному этикету мечурчлетухуцеси полагалось, конечно, меньше почестей, нежели атабаги, амирспасалари и мандатуртухуцеси (§ 25). Он был равен по значению мсахуртухуцеси (§§ 17, 25, 37) и восседал в Савизиро между мсахуртухуцеси и амирспасалари (§ 32).

Мечурчлетухуцеси подчинялись: заместитель начальника сачурчле. мукифи, мушриби, городские эмиры, мечурчле в городах и мечурчле, служившие при дворе (§ 17).

В ведении мечурчлетухуцеси находились: «древние города, купцы, царские товары, какие куда-либо вывозятся или привозятся, золотая или серебряная посуда... Всякий товар золотой или серебряный» (§ 17).

Он имел свою печать (§ 20).

Мечурчлетухуцеси приглашался заместителем начальника казнохранилища (§§ 7, 26), который являлся если не заместителем его, то, по крайней мере, начальником какой-либо финансовой отрасли.

В общем можно считать, что мечурчлетухуцеси ведал доходами и расходами государства и царских владений, ценностями казны, городами, торговлей и купцами.

е) Мсахуртухуцеси

Последним среди визирей упоминается мсахуртухуцеси. «Мсахури» значит «слуга, служитель», «мсахуртухуцеси», следовательно, — старейшина слуг, служителей. [147]

Должность эта, в отличие от других высших государственных чинов, носила, как уже было подчеркнуто, дворцово-вотчинный характер. Впервые мсахуртухуцеси был введен в состав Савизиро царицей Русудан (§ 36) и, значит, до того пользовался меньшим значением. В новом качестве визиря он был того же ранга, что мечурчлетухуцеси (§ 25).

По «Распорядку царского двора» в ведении мсахуртухуцеси находились саларо, царская опочивальня, глава спальников, моларетухуцеси, глава служителей, цицхвтухуцеси, старейшина фруктовщиков; кроме этого мсахуртухуцеси ведал «овцами», «шерстью» (§ 15).

Прежде всего, в его обязанности входило управление дворцовой службой. Мсахуртухуцеси и его подчиненные находились главным образом при царе, во дворе или временной его резиденции, вообще там, где он пребывает (№ 12), мсахуртухуцеси не только руководит обслуживанием царя, но и лично ему прислуживает: за столом сам подносит блюда (§§ 17, 33), держит при умывании царя таз (§ 35) и одевает его (§ 35). Но мы видим мсахуртухуцеси и в других случаях, например, во время приемов и торжеств (§ 31). Эти обязанности собственно дворцовой и личной службы остались за мсахуртухуцеси и после того, как он сделался визирем.

Среди подчиненных мсахуртухуцеси выделяются моларетухуцеси (§§ 14, 38) и глава спальников (§§ 35, 38).

Моларетухуцеси стоял во главе саларо; ему, в свою очередь, подчинялись моларе.

Под началом главы спальников было 700 домов, из них 8 домов крестьян, а остальные азнаури (§ 15).

Моларетухуцеси и глава спальников хотя и считались крупными должностными лицами, но права присутствовать на заседаниях визирей не имели.

Другие чины ведомства мсахуртухуцеси — старейшина слуг (§§ 17, 19), цицхвтухуцеси (§ 14) и старейшина фруктовщиков (§ 14) — также имели свои штаты.

_________________________________

Особый интерес представляют данные «Распорядка царского двора» по вопросу взаимоотношений церкви и государства. Тут обращает на себя внимание то, что, во-первых, пост первого визиря, главного лица в Савизиро и государственном аппарате занимал крупный церковный иерарх, и, во-вторых, представители духовенства выступали в качестве правителей областей и являлись членами Дарбази, так, епископ Мтбевари и др.

Но среди представителей духовенства особое место занимает главный настоятель или «учитель учителей».

Институт «учителя учителей» представляет собой чрезвычайно интересное явление в феодальной Грузии. Согласно «Распорядку царского [148] двора» «учитель учителей» занимает первенствующее место среди высших духовных лиц, даже в сравнении с обоими католикосами и чкондиделом; он не только называется первым при их упоминании, но во время приема царь оказывает ему большие почести, чем указанным церковным иерархам и визирям 25.

Следовательно по «Распорядку царского двора», «учитель учителей» являлся самым почетным лицом в государстве, после царя. Какую же должность он занимал, каковы были его функции?

Прежде всего должны отметить, что в ст. 33 «Распорядка царского двора» об «учителе учителей» говорится во множественном числе: однако трудно допустить, что в государстве было много «учитель учителей» и все они занимали первое место после царя, и действительно Н. А. Бердзенишвили с полной определенностью установил, что множественное число явилось здесь в результате ошибки переписчика памятника 26.

Издатель «Распорядка царского двора» на грузинском языке Е. С. Такайшвили видел, в «учителе учителей» ректора Гелатской академии 27.

К. С. Кекелидзе, касаясь вопроса об учителе учителей, также отмечает почетное и первенствующее место этого сановника, однако, на его функциях он не останавливается 28.

Следует отметить, что «учитель учителей» действительно имеет учеников: по «Распорядку царского двора» для прибытия на царский прием одна лошадь полагается самому «учителю учителей» и две — его ученикам 29.

И. А. Джавахишвили обращает внимание на то обстоятельство, что в феодальной Грузии имелся институт наставника, учителя, звание которого давало почетное положение: учителем или наставником именовался «ученый монах, у которого были ученики», к которому приезжали учиться из разных краев 30. Такой учитель имел очень большой авторитет, и ученики его часто бывали даже епископы и другие высшие церковные чины 31. В монастырях подвизалось много учителей, и так как они своими проповедями вызывали беспорядки, церковный собор Грузии (1103 г.) счел необходимым ограничить их действия, сократив также и численно 32. Видимо, в своих проповедях эти учителя [149] выходили за установленные церковью пределы и потребовалось повести с ними борьбу в защиту порядков феодального общества 33.

Но выше учителей стоял учитель учителей. Если учителя пользовались таким огромным влиянием, само собой разумеется, что авторитет учителя учителей должен был быть еще большим. Он возвышался над всеми визирями, главами церкви и самим помощником царя, т. н. отцом царя Чхондидели. Но такое его положение не было сопряжено с какой-либо должностью: главой церкви был католикос, заместителем царя и первым визирем — мцигнобартухуцеси; но учитель учителей почитался больше них. Отсюда можно заключить, что учитель учителей находился в таком почете не потому, что возглавлял академию или какую-либо выдающуюся обитель, а потому что главенствовал над учителями, стоял во главе школы в общем значении этого слова. Сущность этого института заключается в том, что он олицетворял звание, степень учености. Все это показывает, на каком высоком уровне стояла культура того периода.

Конечно, образование, школа была сосредоточена в руках монастырей, церкви. Однако мы видели, что деятельность учителей явилась для грузинской церкви предметом беспокойства.

«Учитель учителей» был ученым монахом, который стоял во главе учителей, направлял действия своих учеников; последние же, как только что было сказано, своим свободомыслием иногда нарушали спокойствие церкви и государства.


Комментарии

1. Ив. Джавахишвили, История грузинского права, I, стр. 67-68 (на груз, языке).

2. Распорядок царского двора, под ред. Е. С. Такайшвили, Введение, 1920, стр. XXXVIII (на груз, языке).

3. Институт народов Востока АН СССР, архив И. Я. Марра.

4. Институт рукописей АН Груз. ССР им акад. К. С. Кекелидзе, фонд Е. С. Такайшвили, № 92.

5. Ив. Джавахишвили, История грузинского права, I, стр. 62-69 (на груз, языке).

6. Там же, кн. II, ч. II, 1953, стр. 108-218.

7. И. А. Джавахишвили, История грузинского народа, V, 1953, стр. 166-175.

8. Там же, стр. 175-178.

9. К. С. Кекелидзе, История грузинской литературы, I, 1951, стр. 71, 540-541 (на груз, языке).

10. Н. А. Бердзенишвили, Церковное устройство Западной Грузии — «Мимом-хилвели», 1926 (на груз, языке).

11. П. И. Ингороква, Собрание сочинений, I, 1963, стр. 563 (на груз, языке).

12. Памятники грузинского права, т. III; текст издал, примечаниями и указателями снабдил проф. И. Долидзе, 1966 г., стр. 80-97, 601-608 (на груз, языке).

13. Институт рукописей АН Грузинской ССР им. К. С. Кекелидзе, Н, 3094.

14. Институт рукописей имени К. С. Кекелидзе АН Грузинской ССР, фонд Е. С. Такайшвилн, № 89.

15. Распорядок царского, двора, под. ред. Е. С. Такайшвили, 1920 г., Введение, стр. VIII (на груз, языке).

16. Ив. Джавахишвили. История грузинского права, кн. II, ч. 1 стр. 200 (на груз, языке);;, И, А. Джавахишвили: полагает, что «челядь» составляли члены царской семьи; такое понимание представляется, нам неправильным. Так, в «Витязе, в тигровой шкуре», когда. Ростеван вернулся с охоты, «челядь» разошлась (стр. 101); здесь, конечно, речь идет не только о членах царской семьи, но вообще о придворных.

17. Ив. Джавахишвили, История грузинского права, кн. II, ч. I, стр. 128-137 (на груз, языке).

18. Н. Бердзенишвили, Совет визирей в феодальной Грузии — Известия ИЯИМК Груз, филиала АН СССР, V-VI, 1940 (на груз, языке).

19. История царицы Тамары («Историани да азмани шаравандедтани»), под ред. К. Кекелидзе, стр. 137-138.

20. Ив. Джавахишвили, История грузинского права, кн. II, ч. I, стр. 141 (на груз, языке).

21. П. Ингороква, Собрание соч., I, 1963, стр. 563 (на груз, языке).

22. Там же, стр. 564.

23. И. Сургуладзе, К. Кекелидзе и история груз, права, Труд. Тб. Госун-та, 1961 (на груз, языке).

24. Ив. Джавахишвили, История грузинского права, кн. II, ч. I, стр. 163-164 (на груз. языке).

25. «Распорядок царского двора», ст. 21, 22, 24.

26. Н. А. Бердзенишвили, Церковное устройство Западной Грузии — «Мимом-хилвели», 1926,.V, стр. 110 (на груз, языке).

27. «Распорядок царского двора», под ред. Е. С. Такайшвили, стр. XXXII (на груз, языке); с Е. С. Такайшвили соглашается также Г. Тавзишвили (см. его «К истории высшего образования в Грузии»), 1938, стр. 61-62 (на груз, языке).

28. Корнелий Кекелидзе, История грузинской литературы, I, 1951, стр. 540- 541 (на груз, языке).

29. «Распорядок царского двора», ст. 23.

30. И. Джавахишвили, История грузинского права, кн. II, ч. II, стр. 55 (на груз, языке).

31. Там же.

32. Там же.

33. Постановление Руисско-Урбнисского собрания 1103 г., (Ф. Жордания, Хроники, II 1897, стр. 64-65, на груз, языке).

Текст воспроизведен по изданию: Памятники грузинского права. Тб. Сабчота Сакартвело. 1970

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.