«В лето 664 (=1215 г.). Благодатью и милостью божьей,
когда овладел[и] этим городом Ани могущественный
и всевладетельный амирспасалар и
мандатуртухуцес Закария и сын его Шахншах, я –
Тигран, раб божий, сын Сулема Смбаторенца из рода
Оненц, на долгоденствие моих владык и их чад
построил сей монастырь св. Григория; при старой
часовне [эта обитель] именовалась Богородицей,
находящейся в скалистой и [покрытой] зарослью
местности, которую я купил на свои честные
средства у вотчинников и многосложным трудом и
средствами обвел оградой. Эту церковь во имя св.
просветителя Григория и украсил множеством
убранств: спасительными знамениями – святыми
крестами из золота и серебра, образосодеянными
иконами, отделанными золотом, серебром,
драгоценными камнями и жемчугом, лампадами из
золота и серебра, мощами св. апостолов мучеников,
частицею богоприемшего и господнего креста,
всякого рода сосудами из золота и серебра и
множеством украшений. Построил жилища разного
рода для монахов и князей (властей) и определил в
ней священников, служивших обедню на тело и кровь
Христа, дабы велось беспрепонное богослужение на
долгоденствие моих владык – Шахншаха и чад его и
за отпущение грехов моих. И отдал я в дар
монастырю св. Григория вотчину, купленную мною на
деньги и по договору с [ее] владельцами, и то, что
мною было выстроено от основания, коими являются:
половина села Горохоненца, 5 дангов [села]
Кархата, половина [села] Мшакунец, половина
Каххуца, [село] Цамакцов целиком, Хузац-Махмунд в
Карском крае и 2 данга [села] Унунд, земли Хачорика
и трактир (фундук). В [самом] же этом городе [Ани] –
наследственная [наша] баня и водопроводное
сооружение, постоялый двор (ханапар) с лавками на
площади, сводчатый трактир и сеновал за банями,
купленные у священника Саргиса конюшня и
сеновал, гумно и маслодавильня о двух колесах,
монастырские конюшни и саманники, огород
напротив монастырских ворот и склоны [ущелья] от
Гайлидзорских ворот вплоть до реки, [включая]
берег, огород, - купленный и устроенный мною
напротив Двинских [176] ворот,
половина [дохода] мельницы, одна целая верша [для
ежедневной ловли рыбы], другой же вершей
[дозволено пользоваться] два дня в неделю,
Гайлидзорская мельница, одна верша два дня в
неделю, [ловлю при этом производить] от
Бешкенакапа до моста, [ибо] половина реки куплена
мною 4 данга постоялого двора Папенц и лавка у
ворот, все дома на переулке Хатецонц, многие
земли у городских ворот, купленные мною
виноградники (сады) – один в Ереване, один в
Ошакане, один в Коше, один в Аруче, который
называется Мазотн, один в Мрене, один в Цмаке,
который называется Католихохом. Это то, что
куплено, и многое другое, за которое дан задаток,
но не записано мною, - [все это] я отдал в
монастырь. И если владетели отчитают, то
[отданное в задаток] золото будет принадлежать
монастырю, о чем я написал в другом моем
завещании. Монастырь же, называемый Бехенц,
устроенный и возобновленный мною, я обогатил
всеми приношениями. Пусть попечители монастыря
св. Григория заботятся о состоянии [и сего
монастыря].
Итак, если кто из великих или малых, из моих или
чужих постарается нарушить то, что в сей надписи,
или же присвоит что-нибудь из доходов,
утвержденных в ней, либо по какой бы ни было
причине приостановит поминовение обо мне –
грешном рабе божьем, таковой да будет отрешен от
славы сына божья и примет на свою голову казнь
Каина и Иуды и будет проклят [решениями] трех
святых соборов и девятью чинами ангельскими, и да
держит он ответ за наши грехи перед богом;
исполнители же [моей] воли и нерушимо держащие ее
да будут благословенны богом. Писец Исраэл»
Текст воспроизведен по
изданию: Строительство и конфессия церкви
Тиграна Оненца по памятникам эпиграфики //
Историко-филологический журнал. № 4 (109), 1985 |