|
Завещание святого царя Давида СтроителяПриказывает и сообщает вам царь царей Давид во дни смерти и из мира исхода своего, устами нашими, презренного и недостойного молитвенника отца старца, всем вам, вельможам и знатным царства своего — католикосу, епископам, воеводам и всем помилованным: бессмертное и славолюбивое и любоцарственное прилежало мне естество, и никогда не вспоминал я день этот навечно в могилу прихода моего, и не смог я оставить преходящее, пока преходящее не оставило меня и отягощенного множеством грехов в печали вывело меня к Судье. Ибо множество милостей сотворил со мною в мире сем: ибо дал мне прежде сына этого моего Димитри, мудростью, и мощью, и мужеством превосходящего меня, и святостью. И действительно такому подобало быть царю, данному Богом жителям селения православного. Я ушел к Судье, подобно ему управляя царством, ибо веселил отрок этот всегда сокровенное сердца моего и желал бы я упраздниться от преходящего, сделав его царем, каковое Бог и я и от двух лет мой наставник ведаем, однако одолело меня преходящее и наперед обещанными годами обмануло, воздало мне моими и моего отца бедами, от которых отвращаются лица и глаза. Однако рассудило правосудие Божие, и вот призвало меня, а его призвало на царство. Отечество и новоприобретенное подвигом моим и вашим от Никопсии 142 до Дарубандского моря 143, от Осетии и до Совра Арегана вверил ему, и детей, и царицу, при посредничестве Божьем, чтобы брата своего Цвата воспитал, и, если пожелает Господь и будет хорош, после себя сделал царем над отчеством, и сестер своих почтил, как детей моих возлюбленных. Со всем этим предпослал ему святое Древо Жизни 144 и дал ему знамя мое счастливое и доспехи мои царские и хранилища мои верхние и нижние 145. Драканы 146 же Константину Цвате, а мои камни и жемчужины жертвую Хахульской Богоматери 147, дукаты же и ботенаты 148 Атенского сосудохранилища 149, и те, моею кровью приобретенные, и если поступиться как-то царь Димитри, все пусть отдаст наставнику моему, если нет, о половине сужусь с ним 150 перед Богом, чтобы те монастыри отечества моего, которые я огорчил, наставник мой отдачей заставил молиться о мне. Но остался монастырь — место погребения моего и усыпальница моих детей — незавершенным и последовала за мной и о нем боль вечная. Ныне сын мой царь Димитри пусть завершит всяко в вечную молебницу о мне и о нем и будущих моих. Что дано мною, из того нисколько да не убавит, которые найдены мною безнаследные и безотчинные, и из них, как старец 151 Арсени и католикос выберут, царь Димитри дачей писем и грамот да исполнит всяко без недостатка 152. Комментарии142. Анакопия на Черном море. 143. Дербентское (то есть Каспийское) море. 144. Древо жизни (или спасения) — издревле принадлежавший грузинским царям крест с частицей Креста Господня. 145. То есть находящиеся в различных частях страны. 146. Драконы (или драхканы) соответствовали новозаветным динариям или византийским номисмам. По-видимому, об этих последних и идет здесь речь. 147. Одна из самых чтимых в Грузии чудотворных икон. Она была перенесена Давидом Строителем из древнего Хахульского монастыря в Южной Грузии в основанный им Гелатский монастырь. Копия этой иконы помещена в алтаре парижской грузинской православной церкви святой равноапостоль- ной Нино, Просветительницы Грузии. 148. Византийская серебряная монета. 149. В Атени (Картли) находится древний храм Пресвятой Богородицы, известный как Атенский Сион. 150. Возможно, не “vesadjebi” (сужусь с ним), a “veadjebi” (умоляю его). 151. По-грузински “beri” — старец нередко употребляется вместо “monozoni” — монах. 152. Примечание издателя М. Сабинина: “Св. царь Давид преставился в 1125 году 24 января в день субботний и был погребен под вратами южного входа Гаенатского (Гелатского) монастыря. Спустя некоторое время, когда святая Церковь причислила царя Давида к святым и установила празднование 26 января (ст. ст.), с великим благоговением были обретены святые мощи его и положены под алтарем Гаенатской соборной церкви. Однако могильный камень, под которым был погребен святой, был оставлен на своем месте, которого длина 4 аршина и 6 вершков, ширина 1 аршин и 12 вершков. На камне был вырезан ямбик буквами хуцури (церковное письмо), который от хождения и небрежения стерся, но с большими усилиями и мучениями я прочитал так: 1) Некогда в Начармагеви я угостил семь царей (см. об этой битве в “Житии”. — И. 3.). 2) Турок, персов, арабов из границ своего царства изгнал. 3) Рыб из здешних рек перебросил в тамошние (что означает владение двумя морями). 4) Все это исполнив, я сложил руки на груди. (Ямбик примерно такого содержания известен и из других источников, как, например, сочинение преподобного Арсени Икалтойского.) Перевод с текста, напечатанного в: “Сакартвелос самотхе (Грузинский рай). Полное описание подвигов и страстей грузинских святых, собранное хронологически и изданное кандидатом Петербургской Духовной Академии иверийцем Гоброном (Михаилом) Сабининым”. Петербург, 1882, с. 512-513. На грузинском языке.
|
|