|
Столпописание 93 святого и богособранного собора, который собрался по велению благочестивого и богохранимого царя нашего Давида, абхазов и грузин, ранов и кахов царя, ради причин, что упомянуты ниже(Перевод осуществлен с текста, напечатанного в: “Сакартвелос самотхе” (“Грузинский рай”). Полное описание подвигов и страстей грузинских святых, собранное хронологически и изданное кандидатом Петербургской Духовной Академии иверийцем Гоброном (Михаилом) Сабининым”. Петербург, 1882 г., с. 518-528. На груз. яз.) Весь видимый и невидимый мир и все познаваемые и чувственные естества от небытия в бытие приведший Бог невидимых тех и премирных сил естество бессмертием и нетлением украсил. А от земного этого мира всех между творением и тлением учинил. После этого придумал новое некое и чудное создание, которое бы Самого Его, Создателя, и словесного и бессловесного и всякого возведенного естества причастие в самом себе несло и им, как общею скрепой, соединенные, к Богу собирались бы все создания и сами же пять видов разделений всех существ распадались; которого, как второй некий мир, малый в великом, или великий в малом, поставил на земле, бого-лепный тот великий славный рай насадил на востоке Эдема. Но, поскольку он вещью самообладателя данный ему закон противно божественному применил и, завистью диавола и искушением женщины соблазненный, от древа жизни и рая и Бога за злобу изгнан был, и смертью и тлением наказанный, множеству страстей и зол стал подвластен. Ибо первый кровью братской обагривший руки Каин, опять второму от Бога проклятию повинной сделал землю; потом лукавство исполинов убедило покаяться Создателя странного этого животного, человека, столь чудесно созданного, и потопом водным стереть всякого восстающего с лица земли; после этого горделивое предприятие столпостроителей смешением языков и рассеянием родов в четвертый раз наказало род тот человеческий. Явление же идольского безумия и вместо Создателя служение созданию совершенно удалило и отвело человека от Творца Бога; потом вопль гнусного содомлян хождения понудил с серою смешанным огнем пожечь села Пятиградия. Опять жестокосердию фараона и немилосердию [302] египтян, за насилие над чужаками, чуждое было воздано воздаяние и телам их чудно погребающие могилы. После этого: великий Моисей, Закон, священство, жертвы, благодарения разнообразные 94, судьи, царство, пророчество, будущих предзнание, образом изменчивые Богоявления. Потом опять идолослужения самим Моисеем из Египта изведенного и законоположенного и таких почестей удостоенного и первородным сыном исповеданного народа. После этого, опять насилие, опять пленение многажды многими родами, и наконец вавилонянами; которых царя богопротивное измышление делом обличили трое те отроков израильских, когда узы железные потребляющий огонь в неприкосновенности сохранил их легко потребляемые волосы и одеяния; потом же опять Град и Храм, опять Закон и Священство, и сколько чего было от Закона и удивительного того законного служения. Однако ничто из этого преждесказанного не возмогло исцелить естество, из мучительного ли и устрашающего, или же из милосердных благостынь, вместе с которыми и законы были праздны, естественное, говорю, великое писание, и сильнейшее потребно было лекарство для злейших болезней. Поэтому Сама Ипостасная Та Премудрость и Сила и Единосущное Богу Отцу Слово, Который был вначале и был у Бога и был вечно 95, пришел к образу Своему и от нескверных и пречистых кровей истинно и собственно Богородицы Приснодевы Плотью одеялся ради плоти и с душою разумной и словесной смешался ради души нашей, во очищение подобного подобным, ибо невоспринятое и неисцелимо; и вместо создания Своего Сам принял на себя борьбу, и так всякое плотское промышление 96 — Крестную страсть, во гробе и боголепном Воскресении, совершив на земле, со славою восходя на Небеса, послал двенадцать учеников Своих, которых и Апостолами нарек, чтобы светом богопознания из всех краев земли изгнать тьму безбожия, и крещением во имя Святой Троицы научить поклонению Единосущному Единому Божеству, и хранением спасительных заповедей вернуть людей к прежней блаженной славе. Они, как сияния Того Солнца Правды, рассеявшись до краев земли, всякую вещь идолонеистового безбожия мечом духовным посекли и огнем веры пожгли, и ралом 97 креста убороздили себе сердца воспринявших людей, и посеяли в них семя благочестивой веры, и Истинному Богу служебному поклонению, вместо многих и ложно обретенных богов, боголепно научили, и вместо идольских тех храмов и бомонов 98 множества церквей и алтарей воздвигли людям во всех частях земли, и ненависти к миру [303] и вражде с плотью убедительно научили их, тех, которые богом почитали мир и в рабы плотских сластей насилию предали себя, и обезумевшую ту мудрость эллинской лжи некоей, простотою богопреподанной им мудрости, той, за которую смеялись над Павлом афиняне, премудростью зрящими сделали, и ни единого слова достойными показали те их сказописательные искусства, и через великого Климента насадили законы церковные, числом восемьдесят пять. Их которых один, Первозванный Андрей, брат главы апостолов Петра, даже до нас достиг и проповедал спасительную проповедь Евангелия по всей земле грузинской, и бесчисленные множества народов удалил от соблазна двойного беснования, и Единому Богу и Христу Его с Единосущным Их Духом верою поклоняться научил, хотя большинство народа картлийского 99 во множестве времени забыло проповедь ту апостольскую и к прелести же идольской обратилось. Поэтому как плод проповеди произросли во всех краях всего мира множества смерти Подвигоположника Христа уподобившихся мучеников; поскольку триста с немногими другими 100 даже до царем проповедания Великого Константина между тем прошло лет, того, который христианином сделался среди царей и даже апостолом и проповедником спасительной проповеди и осиявателем светом свободы христиан боголепного гражданства 101. В его-то уже время совершенно призрел и на нас Восток с высоты 102 через женщину некую плененную, ту, о которой, Нуне (Нане) Каппадокиянке, <...> проповедует книга церковных рассказов; верою своей привлекла всю полноту всего грузинского рода чудотворением знаменосных чудес; в которое-то грузинский царь Мириан, послав к великому среди царей Константину и от него испросив царству своему, в город Мцхету привез Евста-фия великого престолодержателя Антиохийской церкви, и святыми его руками крестился он и весь народ Картлийский. И сам прославленный в патриархах Евстафий своею рукой вложил основание тогда где-то построенной в Мцхета церкви; которую по завершении с чрезвычайным усердием ими, освятил ее и рукоположенным сотворил в ней для них епископа католикоса 103. Этот вечно поминаемый царь Константин собрал первый и Вселенский собор в Никие (Никее), трехсот восемнадцати святых отцов, которые насадили каноны апостольские, прежде которого поместные соборы <также создали каноны> 104: первый в Анкюрии (Анкире), на котором насадили канонов двадцать четыре; второй в Неокесарии, насадивший канонов четырнадцать, [304] а после великого того и Вселенского собора и другие случились поместные соборы, как Гангрский, которого суть канонов двадцать, и опять Антиохийский, насадивший канонов двадцать пять; с ними Лаудикии Фригюиской (Лаодикии Фригийской) и канонов его двадцать один. После них, второй святой и Вселенский собор Константинопольский ста пятидесяти святых отцов, которых каноны суть числом семь; потом третий Эфесский святой и Вселенский собор, царем малым Феодосием 105 собранный, который насадил канонов восемь; четвертый Халкидонский шестисот тридцати святых отцов Вселенский собор, благочестивым Маркианом царем собранный и учинивший каноны числом двадцать восемь. Потом по месту собор Карфагенский и канонов его сто тридцать восемь. Пятый же святой Вселенский, в Константинополе собравшийся, собор мало попекся об учинении церковных канонов. Но шестой святой и Вселенский собор, при Юстиниане благочестивом царе под сводами царской палаты собранный, восполнил недостаток его, ибо положил каноны числом сто и два. Опять Никийский (Никейский) второй святой собор положил канонов восемнадцать, после него суть и другие два, в том же царском граде в церкви Святых и Всехвальных Апостолов собранные соборы, которыми учинены каноны числом сто семнадцать. Святым и седьмым, ради святых икон собранным, Вселенским собором учинены каноны числом лишь в три. С учиненными этими святыми соборами канонами есть и другие, отдельными святыми отцами учиненные и к другим причисленные каноны: Дионисия Александрийского архиепископа канона четыре; Петра Александрийского архиерея и мученика канонов пятнадцать; Григория епископа Неокесарийского чудотворца послание 106каноническое; Великого Василия канонов восемьдесят пять; его же послание каноническое к Диодору; его же послание каноническое к Григорию пресвитеру; его же послание каноническое к хорепископам; его же послание каноническое к подчиненным ему епископам; его же из к Амфилохию о Духе Святом писанных глав; Григория Нисского 107 канонов восемь; Тимофея Александрийского канонов пятнадцать; Филафея <!> Александрийского из сказанного о Богоявлении; его же других канонов десять; [305] его же послание к Авгиону епископу; его же послание к Мине епископу; Кирилла Александрийского архиепископа канонов семь; Геннадия святого патриарха Константинопольского и с ним святого собора послание митраполитам <!> окружающих княжеств. Это есть собрания святых и церковных канонов и истинные и сохраненные, вне всякого добавления и убавления, и их познание и последование и твердое держание потребно всем предстоятелям христианского прославления 108, архиереям и иереям и диаконам и среди нас наставниками, именуемым тем же монахам и купно всему собранию церкви православных. Мы же это потому упомянули, чтобы изначально начало слова нашего уяснить. Ибо создал Бог вначале и в подобие Свое человека, как прежде мы говорили, чтобы им, как при общей скрепе видимого и невидимого, в Себе Самом соединить все познаваемые и чувственные сотворения, когда добродетелью он своим соделается Творцу своему; он же от такового благодатей богатства обнажился соблазном и отпавших и подвергшихся гневу рабов рабство принес себе; но не Благой Создатель его. Ибо Он как бы решился призреть такое рук Своих дело, которое есть человек, и в нетленной утробе Пресвятой Богородицы и Приснодевы, не как прежде по благодати сомнения, но ипостасно, соединил его с Собой, и вышеестественно его, воспринятого, обожил Им <...>. Тот, Который был первородным всякого построения, принял на себя первородным быть среди многих братьев 109, чтобы во имя Его названных и по благодати братьями Его исповеданных, Того, Который и младенцев причастился тела и крови 110, Телом Его Единого каждого в своем явленных 111, туда возвести, опять воплощением Своим, где Сам есть, Глава упования нашего, и согражданами сделать святым и домашними Богу, и достоянием Его явить нас в Духе, когда к себе соберется самотождество 112 разделения членов, и в общее претворится качество всякого замешенного 113. Отсюда-то ради этого были даны нам сначала естественный, а потом писанный закон; ради этого было вочеловечение Бога; для этого от Девы рождение, ясли, повивание, ангелы славословящие, течение звезды, волхвами даров преподнесение, обрезание, крещение, с небес свидетельство, искушение, побиение за нас и страсти бесстрастия, предательство, пригвождение, погребение, воскресение, восхождение на небо; для этого проповеди апостолов, крови мучеников, поучения наставников, поты преподобных отцов, усердия благочестивых и верных царей, желания [306] боголюбивых князей, дерзновения богообразных святительства удостоверений, с супротивником своим бодрые борения священников и священных против греха бодрые ополчения от веществ обнажившихся монахов ликостояний и с ним единогласия христолюбивого народа. Для этого были посредством христолюбивых и богохранимых царей повременные соборы боголюбивых и богоугодных отцов, чтобы делами усовершившейся верою соединить с Богом христиан; которых добре подражал ревности и наш этот венценосец; близнец 114 десной и возлюбленный венценосного и желанного сын Давида 115, который вместе и бодр и мудр, прав и свят; он же тих и кроток, благ и сладок, милостив и незлопамятен и уподоблен благости Божией, который высвечивает солнце добрым и злым и питает всех дождем равно 116. Поскольку этот во внешних битвах по неустойчивости 117 неодолим и по внешнему сотворения образу другим людям для сравнения недоступен был, ибо добре велик, как исполин, прекрасен как жених, светел как заря, плодоносен добром, как восток, цветущ успехами, как рай Божий, — не допустил, чтобы не большим быть подвижником в просиянии и внутренних добродетелей духовных; поскольку те преходящи, а эти с нескончаемостью Божией сонескончаемы. Для этого собрался собор боголюбивых епископов, почтенных священников и преподобных диаконов, христолюбивых монахов, отшельников и пустынников в окрестностях Картлийских, вблизи двух епископств — Руисского и Урбнисского, однако не то чтобы к непорочности веры грузин некий прикасался порок, да не будет так, не солжем мы тебе в святости родительница наша Кафолическая Церковь 118, и не предадим тебя, похвала наша, Православие, которого и не были предателями, с тех пор как познания твоего удостоились, свидетель тому Истина 119; но для иных церковных и священных и христианских изысканий; которых глава и предстоятель первого того собора, вместе с божественной усвоенностью, и кротостью духа уподобленный Моисею, и подобно великому Самуилу, предстоятель народа в молитве и помазующий благодатью совершенств, Иованэ достойнейший архиепископ, каталикос <!> и всея Грузии великий архиерей, и с ним множество упомянутых тех от полноты: а) прежде всего епископов, недостойно вшедших в почесть архиерейства, и недостойных Христа, первого того Архипастыря, извергли и чуждыми сделали священства; поскольку нечистому прикасаться к чистому не непогрешительно и близко к Богу, — близко к животному, и потребно, чтобы всячески было золотом; [307] однако не прокляли и не анафематствовали, да не будет, но с простыми мирянами причащаться дозволили, если только отныне будут держаться святыни, и вместо них других поставили, которые от возраста и от дел имели свидетельство, и добре научили плоть подчиняться духу; б) с этим и малодушие 120 рукоположений, как бесчинное и незаконное, отменили и постановили, чтобы отныне никто не дерзал творить, иначе как это постановляет закон: чтобы епископ в тридцать пять лет, священник в тридцать лет, диакон в двадцать пять лет и чтец 121 в восемь лет рукополагались. Вместе с этим, и другой неправильный порядок рукоположения отменить определили, когда в один и тот же день рукополагают кого-либо в чтеца, иподиакона, диакона и священника, либо даже в епископа; который если и случится где отныне, рукоположивший и рукоположенный вкупе да извергнутся из священства; ибо сначала в чтеца лишь и иподиакона должно рукополагать, и оба эти в один день возможно совершить, и потом в диакона, и когда пребудет дни в диаконстве и послужит священникам немало дней, потом уже да приведут к священству, если же к епископству приходящий будет, спустя семь дней потом только да приведут к рукоположению в епископа, и это говорим для тех, кого нужная некая причина будет торопить; у кого же ни единой какой будет соответственной причины той торопливости, те год и годы да пребудут в каждой степени, более же диаконской, поскольку без множества диаконов ни один не получит благолепия из церковных чинов. Для этого заповедаю <!> всем епископам, чтобы наиболее в умножении диаконов деятельны были в церквах их. Монахам же, которые к священству или епископству будут приступать, прежде совершенно в монашестве великой схимой повелеваем усовершиться, и так только к священству приступать; в(г) 122 чин же рукополагаемых усовершения так да совершается, как в новом требнике блаженной памяти отца Гиорги Святогорца написано. Также и освящение церкви, и утверждение алтаря, и освящение боготворящего мира, так да совершается, как там упомянуто; г(д) о взятке же и цене, которую принимают рукополагающие от рукополагаемых, по преданию святых апостолов и отцов, определить дерзаем и мы, чтобы изничтожено было таковое 123 из церкви и истерто из священства и с благословляющим его; которое делать отныне никто же да не дерзает, чтобы не прилагать нам и этого: чтобы анафематствован был, как Симон волхв апостолом Петром; и да не принимают как бы ни было ничего никогда, [308] ни прежде рукоположения, ни при самом рукоположении, ни после рукоположения, ни взятки, ни дара, ни евлогии 124, ни каталикос от епископов, либо архидиаконов 125 и священников и хорепископов, ни епископы от диаконов и священников и хорепископов, ни от кого-нибудь другого из клира или церковных служителей; д(э) потом же о священных сосудах и Богу пожертвованных святынях, которые суть чаша, дискос жертвенные, и все пожертвованное церквам и единожды данное Богу золото, серебро, камни, жемчуг, стекло, парча, ткань, блюдо, медь, железо, дерево, черепица, камень — это постановляем, последуя святым канонам, чтобы никому не дозволено было употреблять его ни для чего, ни для выкупа пленных, если бы и попусту и без употребления лежали и на попрание ногами пребывали в церкви и сосудохранилище ее; если же кто дерзнет на что-то из этого, вне той церкви и помимо того, как предназначен он и каким образом служить ныне церкви, на что-либо другое употребить, — пусть ожидает здесь уже вавилонского царя Валтасара и Анании и Сепфоры казни, а там огня вечного, уготованного сатане и ангелам его; е(в) вместе с этим вспомнили мы и то, что вне церкви и алтаря ни крещение невозможно, ни благословение венцов, ни пострижение монаха в эпистолу либо в схиму, ни монах пресвитер благословлять венцы не имеет власти, ни из мирских священник постригать в монахи. После же благословения венцов, первых и вторых супругов 126, Святых Тайн причаститься подобает в тот день, в который венчались, несомненно, если только чрезмерной какой-то гнусностью не будут замараны, хотя бы и под отлучением от причастия были бы, и потом - исполнение 127 отлучения их от причастия. Вторые же венцы благословивший пресвитер обедать к ним да не ходит и вторым супругам первые венцы да не благословляются. Иначе же так делающий это пресвитер уже извержению подлежит, а мирянин отлучению от причастия; ж(з) опять же и это определяем, чтобы отныне уже не благословлялись венцы младенцев жен с отроками; но если нужно для чего-то будет родителям очень, пусть обручат друг другу, и когда в возраст придут оба, тогда пусть вступят в брак, и женщина младше двенадцати лет да не соединяется браком с супругом. Нарушитель же этого постановления да подлежит вышеупомянутому тому постановлению; з(е) католикосами и епископами хорепископ — закона и божественных книг знаток да избирается, священник и диакон со страхом Божьим да обещают ему держать и защищать всякий [309] христианский чин, чтобы никакой из них не предать за мзду и ничего не продать за серебро, как Иуда Господа, чтобы и удавление его не наследовать; и(т) после этого и то соответственным почли упомянуть: поскольку наставниками именуемых тех монахов чрезвычайное и неисчислимое есть множество и в одном монастыре восемь и десять, многажды двадцать и тридцать обретаются, если велик будет монастырь и многого мятежа и раскола причину вводит множество их; для этого постановили, чтобы отныне утихло таковое бесчинство, и прежде это определяем, чтобы несвященный не имел власти испытывать духов, если не будет епископом, или священником, или диаконом, ибо прежде власть вязать и решить нужно иметь и так только браться испытывать духов; при этом — чтобы в больших монастырях по два, в малых же по одному довольно да было наставника, и если кто это постановление преступит, несомненно услышит он, что упорствующим тем и непокорным истине и покорным лжи ярость и гнев, скорбь и теснота и последующее 128; к(и) порядок тот, который положением собраний зовут, более да не дерзают творить отныне, и в монастырях сотворять торговые народа собрания; и никакой другой гражданский или мирской порядок да не творится в монастырях когда-либо, дабы молитвенных тех мест вертепами разбойников сотворением и душ ваших лавки, по слову божественному, да не падут, как столы меновщиков 129, и святых отцов и соборов канонам да не будете повинны; л(иа) а на одном алтаре 130 и том же и одном предложении святой жертвы для многих душ многим священникам творить святую литургию бесчинно и отвергнуто, таковое более нигде да не творится; более же всего на алтаре великой церкви епископской либо монастырской ни для кого одного нет правила литургисать никогда, ни за живого, ни за усопшего, кроме агап и поминовения за души в определенные дни, но для той церкви строителей и жертвователей и купно всех христиан живых и усопших подобает литургисать; а за одного человека или одну душу в часовне где-то или приделе церкви подобает каждому пресвитеру литургисать; м(иб) которые от боговредной той ереси хачацавртай 131, которые суть армяне, к правой и непревратной вере будут приходить и к святой кафолической Церкви присоединяться, и гнусную ту ересь одноестественников и лживо говорящих об одном действии вочеловечения Божества срастворенного, и ни Божественного ни человеческого, но смешанного некоего и чуждого Христу [310] Истинному Богу нашему, отвергать 132; так учиняем для них, чтобы полностью крестили, как язычников, поскольку и другие великие церкви находим действующими так, как патриарший престол Антиохийский и все последующие ему церкви всего Востока; н(иг) опять учиняем, чтобы ни православный мужчина с еретичкою или язычницею женщиной, или женщина с мужчиной не сочетались браком; поскольку все православные суть храмы Божии посредством вселившегося того Духа Его в нас; а всякий злославный, или вовсе неславный — храм дьявола; но что ни единого причастия нет храма Божьего с идолами, как то тьмы со светом, свидетель - божественный апостол 133. А который отныне дерзнет только творить это, да накажется он по прежде сказанному тому канону; о(ид) поскольку и об этом бесчинии, многими совершаемом, мы слышали, и более, великими некими и знатными и непростыми людьми творимом, которое есть по отдельности, а не вместе благословение венцов для браком в единую плоть сотворяемых супругов, как это творят беззаконно: женщины уже с другим неким чужим мужчиной венчание, а мужчины с другим мужчиной же, которого чему быть бесчиннейшим и смехотворнейшим, и не всячески ли подобно мразью Маркионовой крещению вместо мертвеца живого; ибо так вместе венчанные мужчина и женщина как бы не сочтены были полупрелюбодейными женой и мужем, поскольку иного поминается имя и иной предстоит там; для двух же вместе венчанных мужчин какое бы кто придумал имя, разве что кто пространным смехом потешится над таковым этим вере и благочинию нашему и человеческому поведению и обычаю чуждым беззаконием; для которого так определяем: которые доныне так венчаны и преставились, они прощены за неведение; но если ныне где найдутся некий таковые, они законными супругами да не почитаются. Отныне опять более да не дерзает кто творить это, и если сотворено будет где, те четыре человека и два благословляющих их пресвитера, все шестеро да накажутся; п(иэ) потом еще о богоненавистной той и богоогорчительной, грехов гнуснейшей мерзости содомлян, о которой не ведаем, как усвоилась она окаянному этому роду и совершенно удалила и отвела от Бога, у кого только нашла, где приклонить голову, это определяем словом Божьим и апостольскою рукою и отеческим постановлением: хотя и многажды сотворены многими родами многие и число одолевающие грехи: как то вражды, зависти, ненависти, человекоубийства, прелюбодеяния, ложные клятвы [311] и последнее и глава всякого зла — идолослужение и перемена поклонения созданиям; но по отношению ни к одному из них не возмущался Невозмутимый Тот, как Сам говорил Аврааму, что вопль Содомский и Гоморрский достиг до Меня и Я сошел посмотреть, не подобны ли воплю их дела их 134. После чего посмотрите, что же творится и как вещи эти для служения человеку созданные от Бога против естества своего горестно изменяют естественную силу свою и для изглаждения странного греха странное обретают действие, так что вечно вверх движущееся и легкое естество живого 135 эфира, как плотное нечто и тяжкое, вниз совершает стечение, и в виде сильного дождя страшно проливается, смешавшись с серой, для яростного истребления лукавых тех гнусностей со множеством людей. А чадо 136 — разлитое бесцветное естество воздуха, причина животных дыхания и жизни, в плотность бури частой и в цвет рукою искомой тьмы и душащей, опять, в знамение гнева, изменяется над ними. С ними земля, крепкая и твердая и носящая тяжесть на ней лежащих тел, более не может носить закоснения гнусности их, но сначала потрясает основания свои и из глубины полов своих воскипающая, в воздух возводит глубины оснований их твердости и в землю низводит высоты башен и храмов их крепости. Потом отверзает до того часа неотверзаемые уста и с городами и домами поглощает уже не людей, но сожженные кости и некогда бывших людей жалкие останки. Вода же та странно видится измененной для них и уже не в утешение и в потребу, но для истребления от дру-гих вещей оставшегося остатка их, на лицо всей их земли, более ставшей и ада, обретается притекшей, настолько отличная от других вод естеством, насколько они других людей превосходили преизбытком гнусности. Это беззаконие — ассирийцев 137, большую часть земли покорившее, царство в плен отдало персам и мидийцам и совершенно искоренило с земли память — не только, что царями и сильными, но что людьми были они. Этот грех — великий тот и во всех краях всей земли пресловутый род армянский, с царством и княжеством их, не только унизил и низложил, но совершенно стер в людях имя их, у которых никто не найдет сегодня ни одного царя или князя, имеющего непорабощенную свободу, хотя бы кто и все лицо земли обозрел. Эта гнусность — персов, высокое и вечно царству римлян противящееся владычество, разбойничьим нашествием зверей по природе неких людей, даже до персти смирила и как бы доныне насилию их послушными сотворила. Она, не ведаем, откуда же злобою как приразилась гражданству [312] христоименитого народа, — ибо что за причастие было у велиара с Христом, — и в руки иноплеменников преданием, наконец, меча их действием 138, остаток лишь оставила нам Израиля, которые если пребудем в том же зле, — увы мне! — премолчу в себе тяжко слово, которое всем ясно, хотя б мы и избегали. Потому извещаем всякого великого и малого, богатого и бедного, царя и князя, благородного и простого, священных и несвященных, клириков и мирян, старцев и юношей, и средних людей, всякое достоинство и всякий чин и всякий возраст отвергнуть эту страсть, и более — отвратительную гнусность, и так подтверждаем им именем Бога нашего Иисуса Христа: всякая душа христиан православных, слышащая эти слова, которая по прочтении этого столпа не отречется от гнусного этого содомского греха, и не только делом творения его, но и так по дерзости льщения и словом говорения, каким-то из соответствующих ему и его намечающих слов и дел, несомненно найдет на нее уже в этом мире страшный некий и живьем в ад ввергающий гнев, подобно с серою смешанному тому содомскому огню. А там примет ее тот, кто ходит перед лицом Господним и сжигает вокруг себя врагов Его 139, ибо любовь к плоти есть вражда против Бога 140, и кто растлит храм Божий, растлит и его Бог 141, а при этом и от нас, недостойных рабов, божественного рабства сподобившихся, — увы нам! — уже не благословение, но стыд и обличение наследует вечное. Но поскольку как причина взаимного с честью поклонения, в нас пребывающий образ Божий исповедан и проповедан великими наставниками и отцами нашими, явно что поклоняющийся образу Божию Богу поклоняется посредством его, и поноша-ющий где-то образ Божий Бога поносит несомненно, как во святых великий Василий об этом пишет. Потому определяем, чтобы и этот богопротивный и Бога оскорбляющий грех совершенно уничтожился во всяком языке и роде нашем, и который отныне осквернит еще дух, разум и уста свои безобразным поношением, вышеписанному этому наказанию повинен да будет. Комментарии93. См. прим. 27 к тексту “Жития”. 94. Возможный вариант: “жертвы благодарственные разнообразные”. 95. Ср.: Ин. 1, 1. 96. Славянский синоним: “смотрение”. 97. Т. е. плугом. В оригинале “эрквани”, впоследствии как и славянское “рало”, вышедшее из употребления. 98. Из греч. — алтарь. 99. Картли — наименование одного из грузинских краев и производные от него в древних текстах нередко употребляются в качестве синонимов од-нокоренного им Сакартвело — Грузия и производных от него. 100. Т. е. триста с небольшим лет. 101. В груз. традиции был принят дословный перевод греч. слова — гражданство, в отличие от слав. — подвижничество. 102. Т. е. Христос, Ср.: тропарь Рождества. 103. Предстоятели поместной Грузинской Церкви — архиепископы, митрополиты, а с XI в. — патриархи, доныне присоединяют к своему званию древний титул католикоса. 104. Конъектура издателя М. Сабинина, который замечает: “это место сильно стерто”. 105. В тексте несомненно описка или опечатка: “Тевдорис” вместо “Тевдосис”. 106. По-грузински “эпистолэ” из греч. 107. По-грузински “Носели” — “Носский”. 108. Синоним “исповедания”. 109. Ср.: Кол 1,15; Рим 8, 29; Евр. 1,6. 110. Если текст здесь не испорчен, возможное понимание его: Христос, воплотившись, испытал (стал причастником) и младенческое состояние. 111. Если текст здесь корректный, возможный смысл его: принявшие Христа становятся, каждый в своем теле, частью Единого Тела Его. 112. В оригинале: thvitheuleba — самость, каждость. 113. Букв.: в массу превеществится качество всякого примешаемого. 114. Вариант: “вдвойне”. 115. См. прим. 13 к тексту “Жития”. 116. Ср.: Мф. 5,45. 117. Из-за неспособности противников царя Давида устоять перед ним. 118. Издатель М. Сабинин делает здесь сноску: “Из этого места видно, что св. собор был в Мцхетской католикосской церкви, а не в Руиси”, вряд ли правомерно полагая, что отцы собора под выражением “кафолическая церковь” подразумевали Мцхетский собор (по груз, кафоликон). 119. Возможен и перевод: “свидетельница тому истина”. 120. То есть поспешность. 121. Букв. “чтец книги”, “книгочей”. 122. В скобках нумерация оригинала по порядку грузинского алфавита и числовому значению букв. 123. Возможен, хотя и менее вероятен, вариант: “Чтобы изничтожен был таковой”. 124. Дар, благословение (из греч.). 125. Букв, старцев (старейшин, пресвитеров) — диаконов. 126. Т. е. при первом и втором супружестве. 127. Т. е. продолжение действия епитимьи. 128. Ср.: Рим 2, 8-9. 129. См. Мф. 21, 12. 130. Т. е. престоле. 131. Армянск. 132. В тексте, вероятно, ошибочно: “отвергаем”. 133. Ср. 2 Кор. 6,14-16. 134. См. Быт 18, 20 и далее. 135. Грузинское слово “цховели” — “живой” употребляется и в значении “животворящий”; в данном случае не исключается и употребление его в значении “подвижный”. 136. Воздух — “чадо” эфира в смысле производного от него? 137. В оригинале: “асурастанцев” от “Асурастан” — “Ассирия”. 138. Можно предположить здесь вместо “dasasrul” (“наконец”) — “da sasruel” (“и жертвою, добычею”), и тогда получим следующий текст: “И жертвою меча их сотворением”. 139. Допустим и такой вариант: “Вокруг Него врагов Его”. 140. Ср.: Иак. 4, 4: “Дружба (в груз. и слав. — любовь) с миром есть вражда против Бога”. 141. Ср. 1 Кор. 3,16.
|
|