|
АХТЫ-НАМЕ В первой половине XIX в. в Южном Дагестане было, по всей вероятности, широко известно сочинение, посвященное истории крупного лезгинского селения Ахты в эпоху раннего средневековья. Вошедшее в научную литературу под названием "Ахты-наме", оно известно ныне в двух списках. 1. Список А (список А.Бакиханова) включен в написанный по-персидски труд А.Бакиханова (1794-1846), посвященный истории Восточного Кавказа и названный им "Гюлистан-и Ирам"; авторизованный перевод сочинения на русский язык опубликован в 1926 г., а персидский текст — в 1970 г. ( Бакиханов. Гюлистан-Ирам, с. 48-50; он же. Гюлистан-и Ирам, с. 42, 57-59) по пяти рукописям, старейшая из которых относится к 1260/1844 г. (Бакиханов. Гюлисган-и Ирам, с. XVIII- XIX).Сведений о составителе "Ахты-наме", о местонахождении и количестве списков, о языке, на котором оно было написано, и датировке А.Бакиханов не дает. 2. Список Б известен нам благодаря А. Ф. Десимону, чиновнику особых поручений при командире Отдельного Кавказского корпуса, побывавшему в Ахты в 1839 г. В его статье "Исторические сведения о бывших вольных общинах Кубинской провинции, составляющей ныне Самурский округ", подготовленной для журнала "Северная пчела", приводится вместе с другими историческими сведениями русский перевод (точнее, пересказ) отрывков "из древней рукописи, полученной от ахтынского жителя, старика Абдула-Эфенди". А. Ф. Десимон указывает, что "рукопись эта снята одним ученым магометанином Рефи ширванским" в 712/1312-13 г. "с ветхой тетради, писанной еще" в 318/930 г. ( Десимон. Исторические сведения, с. 362-367). Последние слова не относятся, однако, к "Ахты-наме", так как являются концовкой ряда списков "Тарих Дагестан" (Шихсаидов. Дагестанская историческая хроника, с. 91-94). Можно предположить, что А. Ф. Десимон [66] получил от Абдулла-эфенди сборную рукопись, где наряду с историей Ахты имелся и список "Тарих Дагестан", или же текст "Ахты-наме", включенный в состав "Тарих Дагестан". Так как почти все дошедшие до нас списки "Тарих Дагестан" написаны на арабском языке, то и данный список "Ахты-наме" был составлен, можно полагать, также на арабском языке.Сравнение двух известных списков "Ахты-наме" (А и Б) показывает, что они, в сущности, повторяют друг друга, имея, однако, некоторые отличия. В первом списке — обстоятельнее описание защиты крепости Ахты, более обширная заключительная часть, содержащая отсутствующие в другом списке сведения о взаимоотношениях Шаха Албурзи и Самсама, об основании сел.Куруш семействами, переселившимися из Микраха. Во втором же списке имеются сведения о Каракюре, отсутствующие в первом. Вопрос о датировке "Ахты-наме" может быть в какой-то степени решен с учетом событий, описываемых в сочинении: 1. Поселение персидских воинов, посланных Ануширваном, под руководством Шахбани, в районе сел.Ахты. 2. Захват хазарским хаканом Южного Дагестана; назначение хазарами в сел.Микрах некоего Самсама; попытки Самсама захватить Ахты, подвластное Дарвишайи, потомку Шахбани; союз Дарвишайи с воинами Рутула, Джиниха, Р.фука; обращение Дарвишайи, в то время уже мусульманина, за помощью к Абу Муслиму (Масламе), обосновавшемуся в Дербенте. 3. Пребывание войск Абу Муслима в Южном Дагестане; осада Микраха; союз Дарвишайи и арабов; поражение, а затем и гибель хазарского предводителя Самсама; власть в Микрахе, Каракюре и Куруше в руках эмира Каги; выдача сестры Абу Муслима замуж за Дарвишайи и переименование города Шахбани в Ахты; строительство Шахом Албурзи отселка Куруш. Все описываемые в "Ахты-наме" события относятся, как мы видим, к VI-IX вв.; нет ни одного эпизода, который можно было бы отнести к X-XI вв. или к еще более позднему времени. Так, например, в нем нет ни слова о ширваншахах, сельджуках и монголах, тогда как более поздний источник не преминул бы упомянуть о связанных с ними событиях. С другой стороны, в Южном Дагестане (в частности, в долине р.Самур) в X в. уже явно наблюдается децентрализация политической власти. В этих условиях возникала необходимость обосновать "достойное" прошлое не единого государства, каким был раньше Лакз, а отдельных населенных пунктов — центров небольших владений или союзов сельских общин, т.е. таких пунктов, которые претендовали на ведущее место в общей системе [67] политических образований; к X в. относится, кстати, появление крупных населенных пунктов в ряде районов Дагестана (Об этом см.: Шихсаидов. Дагестан, с. 103-108). В это время только и могло быть составлено "Ахты-наме". В основу данного памятника дагестанской историографии, вероятно, легли имевшие к тому времени хождение местные предания. Что же касается достоверности данных, сообщаемых "Ахты-наме", то в общих чертах они находят подтверждение в других письменных источниках, особенно арабских, IX-X вв. Текст анализируемого памятника дает в целом правильное описание военно-политической обстановки в Южном Дагестане, взаимоотношений хазар, арабов и местных правителей. Хазары, например, действительно имели сильное влияние на Южный Дагестан после того, как около 625 г. они отняли у Сасанидов Дербент (Каганкатваци. История агван, с. 105). Арабы же лишь в начале VIII в. в ожесточенных боях побеждают хазар и устанавливают свое господство в районе Дербента (Артамонов. История, с. 202-232; Очерки, с. 49-56; История Дагестана, т.1, с. 168-171). Сведения "Ахты-наме" о хазарах в долине р. Самур перекликаются с сообщением арабского историка IX в. ал-Балазури, что Марван ибн Мухаммад, после того как разбил хазар, поселил часть их "между Самуром и Шабираном, на равнине в земле Лакз" (Балазури. Китаб, с. 208; Баладзори. Книга, с. 18). Вместе с тем нельзя не заметить, что автор "Ахты-наме", перекликаясь с арабскими историками в характеристике эпохи, исходит из принципиально иных, собственных позиций. Пользуясь внешне приемами широко распространенного в странах Халифата жанра "завоеваний", он, в сущности, представил материал по региональной историографии, а это — не что иное, как попытка обосновать иноземное (сасанидское, арабское, хазарское) происхождение местных правителей и создать вместе с тем историю отдельных населенных пунктов. При решении вопроса о достоверности сведений "Ахты-наме" важно учесть и то обстоятельство, что все населенные пункты (Ахты, Каракюре, Рутул, Куруш и др.), названные в тексте, могли существовать в VI-IX вв., ибо их древность засвидетельствована как арабскими надписями XII-XIV вв., так и другими письменными сообщениями. В свою очередь, данные "Ахты-наме" позволяют судить о наличии отдельных политических образований в долине реки Самур: это Микрах с зависящими от него Каракюре и Курушем; Ахты с прилегающими землями; Рутул, который пришел на помощь Ахты в его борьбе против хазарского наместника. Все эти [68] данные о политической децентрализации Южного Дагестана облегчают, как уже указывалось, датировку исторического сочинения. Можно предположить, что автор "Ахты-наме" и автор "Истории Абу Муслима" пользовались в ряде случаев одними и теми же источниками. Так, например, в "Ахты-наме" сообщается об Абу Муслиме, к которому обращается за помощью Дарвишайи, муж сестры Абу Муслима по имени Умм ал-муминат. В "Истории Абу Муслима" сообщается, правда с некоторыми отступлениями, о тех же событиях: Абу Муслим, покорив Ширван, пришел в Южный Дагестан, построил мечеть в Ахты, поселил там свою сестру, выдав ее предварительно замуж за еврея — предводителя сел.Ахты — Исхака Кундишкана. В "Истории Абу Муслима" говорится также о Самсаме в Микрахе (Khanikoff. Mcmoire, с. 86 (араб. яз.)), о чем подробно повествует "Ахты-наме", и о его убийстве мусульманами. Так, если в "Ахты-наме" (список Б) мы встречаем указание на то, что после убийства Самсама "Эмир-Кяга сделался начальником Микрага с окрестными селениями Кяла-Кюри и Курушем", то в "Истории Абу Муслима" это событие изложение в следующих словах: "...погибли войска Самсама... осталось управление Микрахом в руках Сайфаддина. [Брат его] Йусуф обосновался в селении Куруз" (Там же. Куруз — аллограф Куруш). Различие, как видно, в том, что "эмир Каги" заменено на "Сайфаддин". В "Ахты-наме" эмир Каги показан как тайный сторонник мусульман, а в "Истории Абу Муслима" Сайфаддин является внуком Абу Муслима. Список А (список А. Бакиханова) 42 ...В "Ахти-наме" написано, что эмир Шахбани из рода Сасанидов, придя по приказу Нуширвана с шестьюдесятью семьями из жителей Фарса и тремястами воинами (сипахи) в местность Ахти 1, поселился [там], отстроив (Или "построив") (тамир карда) крепость, остатки которой все еще видны на вершине горы 2. Истратив тысячу пятьсот ашрафи 3, он построил баню над теплым ахтынским источником 4 и наложил на нее харадж. В 560 году от рождения [Христа], когда Нуширван5 после тридцати лет правления был удостоен прозвища Справедливый, раисы этих местностей, собравшись около бани, посовещались и обратились к Шахбани с просьбой [о том], чтобы при его посредничестве Нуширван отменил харадж с их бани. Шахбани отправил своего сына [69] Шах-Асана к Нуширвану, находившемуся тогда в Азербайджане, чтобы изложить просьбу. Просьба была удовлетворена. После этого Шахбани, провластвовав пятнадцать лет, скончался 6. На место его был поставлен его сын Шах-Асан, который управлял двенадцать лет 7... |57|...В "Ахти-наме" сказано, что хазары, овладев Ширваном 8, посадили в местности, где ныне селение (карйа) Микраг 9, одного из своих эмиров по имени Самсам вместе с группой людей. В качестве его визира был назначен эмир Каги, который был родом из Шама. В поддержку Самсаму на левом берегу Самура 10 они построили другой город (шахр), Тарса 11, жителей которого привели из области (нахийа), ныне называемой Кизлар. Самсам задумал овладеть крепостью Шахбани (В списках "та", "фа", "каф" — Шахйани) и уничтожить Дарвишайи — потомка Шахбани, эмира тех мест. Дарвишайи, однако, склонил на свою сторону эмиров Тарса, уплатив им в качестве вознаграждения три тысячи ашрафи. Самсам трижды осаждал эту [крепость], но, не достигнув предмета желаний, вернулся назад. При первой осаде, продолжавшейся месяц, доставлять воду в крепость из реки Ахти 12 было невозможно, поэтому ее с трудом доставляли из реки Самур. После того как Самсам отступил, Дарвишайи за три месяца из крепости к реке /с. 58/ Ахти проложил дорогу, остатки которой и башня (бурдж) над ней 13 все еще сохраняются. Вторая [осада] продолжалась шесть месяцев, но защитники крепости все еще держались. По прошествии трех лет [началась] третья. Придя с указанной выше стороны, [Самсам] расположился выше, у бань, где простоял семь лет. Дарвишайи, будучи в безвыходном положении, призвал себе на помощь эмиров Тарса вместе с опытными мужами из Рутула 14, Джиника 15, Рфука 16. Семь месяцев продолжались столкновения. Обе стороны потеряли много людей, в их числе был и Шах-Касим, сын Дарвишайи. Наконец Самсам потерпел поражение и возвратился назад. В течение пятнадцати лет он не беспокоил. [Но потом] он неожиданно совершил ночью налет с войском на селение христиан, перебил всех [мужчин], разграбил их имущество, увел семьи. По прошествии девяти лет Дарвишайи прибыл в Дербенд к Абу Муслиму 17, прося у него помощи. Тот выдал свою сестру Умм ал-муминат за Дарвишайи, который был уже мусульманином, и, снабдив его войском, послал захватить город Самсама и уничтожить находящихся там хазар. [70] Семь месяцев продолжалась война, но без успеха. [Затем] Дарвишайи прибыл на отселок (ауба) шейха Шаха Албурзи, который был корейшитом, но так как он поселился в стране (дийар) Албурз 18, то носил это прозвище (Албурзи). Гора, у подножия которой он обосновался, известна по его имени — [Шах Албурз], которое от частого употребления превратилось в Шалбурз 19.Они тайно послали человека, чтобы пригласить визира Самсама — эмира Каги, что из жителей Шама. Они посовещались [с ним] и заключили договор. Эмир Каги известил [об этом] своих приверженцев (табаа) в городе. В ночь на пятницу Дарвишайи подступил с шеститысячным войском к воротам, а подданные эмира Каги ввели их в город. Эмир Каги пошел вместе с десятью воинами и убил Самсама. [Затем] Дарвишайи прибыл в диван-ханэ, принуждая население принять ислам. Принявшие ислам сохранили свою собственность. Тех же, кто не подчинился, он казнил, а их имущество и их семьи были захвачены в качестве добычи. Город же был назван Эмир Каги, а со временем он стал называться Микраг. В то время Дарвишайи, эмир Каги и Шах Албурзи отправились в Дербенд к Абу Муслиму, который приветливо их принял. Селение Шахбани он назвал Ухти, то есть Сестринское. От частого употребления [это название] превратилось в Ахти 20.Со слов жителей, южная стена ахтинской мечети — это остаток той [мечети], которую построил Абу Муслим 21.Тем временем пятеро из подданных (мутаалликан) Самсама напали на отселок Шаха Албурзи, убили его сына и пленили двух дочерей вместе с их имуществом. Однако его жена и другой сын спаслись бегством. Затем Шах Албурзи, переселив из города Мир Каги ( По списку "ба" — Микраг, по списку "каф" — Эмир Каги) тридцать дворов (ханевар), построил отселок Курайш, который от частого употребления [названия] стали называть Куруш 22.Список Б (список А. Ф. Десимона) (Текст дается без изменений.) Из древней рукописи, полученной от ахтынского жителя, старика Абдула-Эфенди ( Рукопись эта снята одним ученым магометанином, Рефи ширванским, в 712 году эгиры (в 1296 году по Р.Х.) с ветхой тетради, писанной еще в 318 году эгиры (в 902 г. по Р.Х.)" (примеч. А. Ф. Десимона). Годы нашего летосчисления указаны неточно, должно быть соответственно 1312-13 г. и 930 г.), видно, что Нуширван в бытность еще царевичем проживал в Дербенте 23 и, услышав много хорошего о минеральных водах, близ Ахты находящихся, отправил [71] упомянутого родственника своего Шах Баны 24 с несколькими нукерами (прислужниками) отыскать воды и испытать их. Получив же от Шах Баны одобрительные сведения об открытых им водах, отправил туда 60 семейств из персов и 300 человек воинов, которые близ самых вод основали деревню и устроили бани 25, наложив на пользующихся оными подать, с тем чтобы весь доход поступал в казну Нуширвана. Когда же последний сделался шахом, то почетные жители нынешнего селения Ахты прибегали к правителю своему Шах Баны с просьбою о сложении с бань подати, говоря, что, вероятно, Нуширван, если он только правосуден, не откажет им в исполнении их просьбы, в особенности когда узнает о скудости земли их. И действительно, Нуширван, по представительству брата своего Шах Баны, избавил их от подати и заслужил от потомства название царя справедливого. По смерти Шах Баны владение селением Ахты поручено было его сыну Шах Сану, который управлял им 12 лет.Вскоре после этого каган, царь казарский, завоевал Дербент и часть вольных обществ. В городе Микраге (ныне деревня), находящемся на правом берегу Самура, он оставил наместником одного из своих соплеменников по имени Самсам, назначив к нему в помощники Эмир-Кяга, который был родом из Дамаска; на левом берегу Самура против города Кяла-Кюри (теперь деревня, близ которой в нынешнюю экспедицию построено Аджиахурское укрепление) 26 для большего обеспечения Самсам основал город Тарса, населив его жителями из Кавказской области. Самсам этим не удовольствовался и простирал виды свои на округ Ахтинский, которым владел тогда также из рода Нуширвана некто Дервиш-аи. Много раз Самсам подходил с сильною ратью под с. Ахты и держал его в осаде, но Дервиш-аи, подкупив владетеля Тарса и пригласив на помощь других своих соседей, заставил Самсама обратиться в бегство. С тех пор владетели Ахты и Микрага были врагами непримиримыми.В половине VIII столетия, когда арабы во второй поход против горских народов покорили своему владычеству часть Южного Дагестана 27, сестра предводителя арабских войск Абу Муслима Юмюл Маминад пришла с войском в вольные общества и, взяв город Кяла-Кюри, обратилась к Микрагу. Владетель ахтинский Дервиш-аи, не переставая питать злобу к своему сопернику, узнав это, немедленно явился к арабской победительнице с покорностью и с предложением услуг своих действовать общими силами против Самсама. Семь месяцев Микраг был в осаде и упорствовал, но Дервиш-аи открыл наконец к нему путь изменою, склонив на свою сторону любимца Самсама Эмир-Кяга: врата города были отворены, и Самсам был лишен жизни, а из жителей пощажены только [72] те, которые приняли магометанскую веру, упорные же идолопоклонники были все истреблены. Эмир-Кяга сделался начальником Микрага с окрестными селениями Кяла-Кюри 28 и Курушем. А Юмюл Маминад по желанию брата своего Абу Муслима вышла замуж за Дервиш-аи и поселилась в городе Шах Баны, который был тогда переименован в Ахты, или Ухты, что значит сестринский. С этой эпохи в вольных обществах распространилась вера Магомета.Комментарии 1. Об Ахты см. разд.1, коммент. 183. 2. Старые кварталы сел.Ахты расположены у подножия горы, называемой Келез хев (КІелез хев — лезг., "гребень крепости"). Со слов местных жителей, на вершине этой горы и была расположена старая крепость; там, кстати, сохранились остатки крепостной стены. 3. Ашрафи — золотая монета, впервые выпущенная в Египте при мамлюкском султане ал-Ашрафе Сейф ад-дине Барсбее (1422-1438); позднее монеты с таким названием ходили в Иране, Индии и Средней Азии (с начала XVI в.). Судя по контексту, под ашрафи подразумеваются сасанидские золотые динары. Очевидно поэтому, что ни автор X в., ни переписчик XIV в. (см. примеч. б к списку Б) употребить этот термин в тексте не могли. — Примеч. ред. 4. Теплые и горячие источники близ сел.Ахты используются и поныне в лечебных целях. Над источниками построены бани. 5. Ануширван правил с 531 г.; следовательно, события могут быть отнесены к 561 г. 6. Около 576 г. 7. Около 588 г. 8. О хазарах в Дагестане и арабских завоеваниях см.: Артамонов. История; Очерки, с. 49-56, 206-209; История Дагестана, т. 1, с. 168-181; Шихсаидов. Ислам с. 86-110. 9. Микрах (Микраг ъ) — селение в Ахтынском районе.10. Жители Ахты реку Самур называют Чвехер вац (ЧІвегьер вацІ — лезг., "река Чвехер") по названию ныне заброшенного селения Чвехер (ЧІвегьер), расположенного в 2 км к северу. Среди лезгин Самур известен и под другим названием — Кулан вац (Кьулан вацІ — лезг., "Серединная река"). 11. А. Бакиханов сообщает, что на левом берегу Самура, напротив сел.Каракюре (в Ахтынском районе), в местности Кипчах (очевидно, урочище Гапцах), находилось поселение, которое, по рассказам местных жителей, было населено эмирами Тарса (тарса по-персидски — "христиане") и называлось городом Камкам (см.: Бакиханов. Гюлистан-и Ирам, с. 59). 12 Имеется в виду река Ахтычай (Ахцагьрин вацІ). 14 По рассказам ахтынцев, их крепость имела три подземных хода: два — к Ахтычаю, один — к Самуру. Надпись в стене "крепости" на левом берегу Ахтычая ("Крепость построил Аш.л.раха"), относящаяся примерно к XIII в. (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч.1, с. 95), рассказывает, вероятно, о другом, более позднем сооружении. 14. О Рутуле см. разд.1, коммент. 184. 15. Джиних (Джинигь) — селение в Рутульском районе. 16. Селение это было расположено, судя по контексту, в верховьях Самура. 17. Описанные в "Ахты-наме" события могут быть отнесены к 30-м годам VIII в. 18. Восточные авторы XV в. (в частности, Низамаддин Шами, Шарафаддин Йезди и Абдаррашид ал-Бакуви) упоминают на Кавказе топоним Албурз, понимая под ним Главный хребет в целом и имея в виду в каждом конкретном случае определенную его часть (см.: Тизенгаузен. Сборник, с. 110, 174, 175; ал-Бакуви. Талхис, с. 106). В тексте же "Ахты-наме" под Албурзом подразумевается система горных хребтов, находящихся на границе Азербайджана и Дагестана. Мысль эта может быть подтверждена еще одним примером: в 812/1409 г. в сел.Мискинджа была переписана сборная рукопись "Каламом, сыном Исфандийара, сына Махмуда, сына Исфандийара, сына Калама, сына Басиршаха Албурзи аш-Ширвани" (см.: РФ ИИЯЛ, ф.14, N 2134; Гамзатов, Саидов, Шихсаидов. Сокровищница, с. 211). 19. Ныне эта вершина Бокового хребта называется Шалбуздаг (высота 4142 м). 20. Согласно преданию, первоначально Ахты (Ахцегьар) называлось Тури (ТІури) (сообщение директора Ахтынского краеведческого музея Н. Дагларова). 21. Это предложение вставлено, по всей вероятности, в текст "Ахты-наме" А.Бакихановым. 22. Куруш (Къуруш) — селение в Ахтынском районе. Арабские куфические надписи из этого населенного пункта относятся, по мнению Л. И. Лаврова, к XI-XII вв. (см.: Лавров. Эпиграфические памятники, ч.З, с. 29, 93). 23. Об этом см. разд.1, коммент. 6 и 7. 24. Как сообщает А. Ф. Десимон, опираясь на народные предания, Шахбани был племянником шаха Кубада и двоюродным братом Ануширвана. Ему же приписывается в этих преданиях основание сел.Ахты (см.: Десимон. Исторические сведения, с. 363). 25. А. Ф. Десимон пишет, что серные минеральные источники около Ахты были еще в VI в. "известны персам, которые построили близь них бани и крепостицу; остатки последней и теперь еще видны на крутой горе по левую сторону речки Ахтычай" (см.: Десимон. Исторические сведения, с. 463). 26. Примечание А. Ф. Десимона. Речь идет о действиях командира Отдельного Кавказского корпуса Е.А.Головина в Самурской долине в 1839 г. 27. Речь идет, очевидно, о походе Марвана ибн Мухаммада в 123/740-41 г., когда он "достиг села под названием Билистан, расположенного в среднем течении реки Самур. После этого он разрешил своим воинам совершать набеги по стране лакзов, и они начали опустошать, грабить и жечь, и так продолжалось в течение года". Царь лакзов носил имя Арбис, сын Басбаса (см.: Ибн Асам. Книга, с. 56). 28. Каракюре (Кере Куьре) — одно из старейших дагестанских селений, здесь сохранились памятники резьбы по штуку с арабскими надписями X в. (см.: Дебиров. Архитектурная резьба, с. 14-17; Шихсаидов. Эпиграфические памятники, с. 96-114). Текст воспроизведен по изданию: Ахты-наме // Дагестанские исторические сочинения. М. Наука. 1993 |
|