ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Святого и блаженного отца нашего
ПЕТРА ГРУЗИНА,
который был сыном грузинского
царя
Благослови нас, отче!
1. Я. хочу поведать вам, возлюбленные
мои братья, жизнь святого и блаженного отца
Петра, который стал светилом Палестины, более
того — всего мира; росток царственного и
божественного корня, он был молодым стеблем
приятен и вожделен, возрос подобно доброму и
прекрасному дереву на течениях божественного
писания, в свое время и прежде времени дал
обильные плоды, приятные и желанные для всех
благочестивых, и принес эти плоды в жертву
Христу. Впрочем не только собственные плоды,
подобно праведному Авелю, принес он в жертву Богу
для благовония, которое и обонял Бог, Творец всех,
в качестве благоухания, но принес в жертву Христу
другие души, преподнес Ему прекрасные и
благоухающие плоды, незапятнанных и беспорочных
агнцев. Однако слово мое спешит по ристалищу и
прежде чем сообщить о появлении святого на свет,
росте его, воспитании и роде, торопится поведать
о [82] цветнике его
добродетелей. Но пусть воздержится пока язык от
повествования о добродетелях святого.
2. И так уже надлежит теперь поведать
вам, боголюбивым, сначала о том, от кого взошел
этот божественный росток, когда и где, a потом
разсказать чудную его деятельность и величие его
чудес и знамений. Но если кому и покажется
невероятными жизнь и знамения этого великого и
чудного мужа, то пусть не сочтет за ложь то, что я
собираюсь рассказать, так как (мое описание) его
деятельности чуждо лжи, и я не берусь писать
рассказанное другими или слышанное от другого, a
опишу то, что я видел собственными глазами: с
детства следовал я за этим святым, как верный сын,
всюду где он бывал и куда он ходил. Житие же его
начинается и описывается таким образом:
3. Во времена греческого царя
благочестивого Феодосия Младшего, сына Аркадия и
внука царя Феодосия Великого, над грузинами
царствовал Вараз-Бакур (он был четвертый царь
после царя Мириана). Царь Вараз-Бакур был
православный, весьма благочестивый от отцов и
горячий в вере Господа Нашего Иисуса Христа, так
как грузинская страна не уклонялась от святой и
истинной веры с тех пор, как святой и славный
апостол Андрей проповедовал в Грузии святое
Евангелие, как об этом пишет божественный
философ Никита в хождениях и проповедничествах
святого апостола, с тех пор, как впоследствии в
одну из областей той же Грузии Христом Богом была
послана святая Нина, и, благодаря
проповедничеству этих святых апостолов,
(грузины) выучились благочестию, [83]
уверовали в Святую Троицу и крестились во имя
Святой Троицы: не уклонимся и мы во веки милостью
Святой Троицы и заступничеством Пресвятой
Царицы Богородицы, надежды и защитницы христиан.
Как мы сказали выше, грузинский царь истинно
верил в Бога, [был благочестив и богобоязнен и
соблюдал Его заповеди,] но не было y него сына, и
поэтому горячо молился он постоянно, чтобы Бог
даровал ему дитя.
4. Однажды он возвращался из своей
страны в свой царственный город Мцхету, и его
настигла ночь на берегу великой реки, которая
называется Курою. Царь пожелал тут же провести
ночь; он прилег отдохнуть, помолившись, так как он
[не ужиналъ и] не засыпал без молитвы, и когда
задремал он, ему предстал ангел Господень,
лучезарный и величавый, одетый в светлое
искрящееся облачение, с лицом, сияющим подобно
солнечному кругу. Увидев ангела, царь очень
испугался, но ангел Господень сказал ему: “не
бойся, царь! Я ангел Господа и послан Господом
Богом (возвестить) тебе, что молитвы твои
услышаны, и вот твоя жена зачнет и родит сына,
который будет велик и совершен y Бога и y людей и
обратит к Богу много народа". Когда царь
проснулся, душа его была в радости, и он славил
Бога. Спустя несколько дней жена царя зачала и
родила ему сына: [при рождении очень веселился
царь со всем своим царством;] вскоре затем
ребенка крестили во имя святой Троицы и нарекли
ему имя Мурван. [Таким образом святой родился по
благовещению ангела, как Самуил и Иеремия, и был
он свят от утробы подобно великому Предтече.]
5. Когда ребенок достиг трех лет, его
отдали [84] в учение, и он
выучился всем наукам; он внимательно читал
святое Писание, изучал его днем и ночью, рос и
преуспевал в страхе Божьем. [Ибо он был бодр и
остер умом, и Божья благодать пребывала на нем.]
6. В то время была война между греками и
персами, и греки боялись, что грузинский царь
соединится с персами и будут они воевать с
греческим царством и одолеют греков. Поэтому
царь Феодосий Младший просил грузинского царя
(дать) клятвенное уверение, что он не соединится с
персами; грузинский же царь ответил: “да не будет
того, чтобы я отпал от греческой страны и
обратился к язычникам". Но царь Феодосий для
большей верности потребовал от грузинского царя
заложника, a для того чтобы не разъединялись
греки и грузины и чтобы между ними был мир и
любовь, грузинский царь согласился и отправил
двенадцатилетнего своего сына Мурвана с большим
торжеством [и почестями в сопровождении других
княжичей] в царственный город Константинополь к
греческому царю Феодосию.
7. Царь Феодосий принял его с большою
честью и держал его во дворце, точно своего сына,
в большом почете. Когда мальчик увидел, что царь и
царица со всем двором сильно преданы
благочестию, посту, молитве и милостыне, то он еще
более умножил свои добродетели, строгий пост,
безмерное бдение, неустанную молитву, милостыню,
кротость, любовь, доброту, терпение и насладился
всеми духовными плодами, т. е. святыми
добродетелями, по слову святого апостола. Но
более и выше всего он приобрел чистоту души и
плоти, подобно великому Иосифу. Под царским
облачением он надевал грубое вретище, [85] постился по два и по три (дня), a
иногда по целой неделе, подобно Даниилу и трем
отрокам, и таким путем, унимая жар плоти, усиливал
духовный огонь, разлить который явился Христос,
Сын Бога. Бог же даровал ему дар врачевания еще во
время его юности.
8. В ту пору в Персии были замучены
святые исповедники, и христиане, бывшие там,
прислали мощи святых царю Вараз-Бакуру; мощи этих
святых мучеников были с Мурваном, и он служил им с
благоговением: когда угодно было ему спать, он
ложился на (голую) землю перед ними и так засыпал
без постели. Святые же мученики являлись ему в
виде воинов, утешали его и разсказывали о вечных
благах и нескончаемых радостях.
9. В одно годичное обращение, когда
спустя одиннадцать дней по отпраздновании
святого Рождества Господа Нашего Иисуса Христа
наступил святой, лучезарный и светоносный
праздник Крещения Христа Бога, то все — князья,
вельможи и простые, сам царь и царица ушли в
церковь святой Софии, которую построил блаженный
Константин, a раб Божий Мурван не пошел, чтобы с
большим прилежанием совершить положенные
молитвы, не дать своей плоти отдыха [и служить
святым мощам; почему он достал воды, вымыл
светильники и снабдил их фитилями] и тогда, чтобы
зажечь лампады перед мощами мучеников, он
приказал одному из своих слуг доставить масла
для лампад, но тот с гневом ответил ему: “что же
это такое? В сегодняшний праздник все христиане
веселятся, мы же держимся монашескаго устава",
и не принес масла, более того — замыслил убить
царевича, чтобы освободиться [86] от
него и поступать по своей воле. Блаженный Мурван
не разгневался, a смиренно поднялся, достал воды
вместо масла, разлил воду в лампады и [,преклонив
колена с ревностью, подобно Илии,] с воздетыми
руками просил Бога и святых мучеников, как
милости, чтобы зажглись лампады. И — о чудо! —
вмиг лампады зажглись и семь дней, и семь ночей
весьма ярко горели без масла. Весть об этом дошла
до царя Феодосия и до всех, и царь со всеми своими
князьями явился посмотреть на чудо, и удивлялись
они, когда увидели, что лампады ярко горели без
масла, величали Бога и говорили: “блажен раб Его
Мурван". Царь облобызал святое лицо Петра, и с
тех пор еще более возлюбили его царь и все князья.
10. Молодой Мурван верно соблюдал
следующее правило: он ежедневно часть своего
пропитания собственноручно делил между нищими.
Однажды святой стоя молился с горючими слезами и
увидев, что перед ним стоял Господь Христос, вмиг
поклонился Господу, бросился в ноги Господнии и
Божьи, оросил своими слезами основание Его
святых ног и умоляюще говорил Ему: “Господи,
Господи, не оставь меня". [И Господь сильно
утешал его и обещал ему: “много добра произойдет
от тебя на свете, так как Я с тобою во все дни
тврей жизни".] Но стоявшие с ним ничего не
видели, лишь поняли, что он имел какое-либо
откровение.
11. С тех пор Мурван решил отправиться в
Иерусалим. Как только Феодосий узнал об этом, он
пригласил его и просил не уходить; но Мурван не
покорялся словам царя. Тогда царь приставил к
нему стражников, велев им неусыпно оберегать его.
[87] Поэтому слуги блаженного
сговорились убить его, так как боялись, что он
сбежит, a они будут наказаны царем. Но Бог оберег
Мурвана от опасности, как Иосифа от его братьев.
12. Был один евнух, по имени Иоанн,
[царский спальник,] муж святой и чуждый всякого
злого дела, он вместе с грузинским царевичем
решил удалиться для служения Богу. Однажды они
сидели и беседовали друг с другом о будущей
вечной жизни, и вспомнилось им слово Спасителя
[Матф. 11, 20]: “где будут двое или трое во имя
Мое, там Я посреди их" и еще [Матф. 10, 38]:
“кто не берет креста своего, и следует за Мною,
тот не достоин Меня". Когда посоветовались обо
всем этом, то твердо решили они уйти, как только
найдут удобный час.
13. Если же кто спросит, каким образом
блаженный Петр говорил по-гречески, то я сообщу
следующее: когда мы находились в
Константинополе, он с такою легкостью усвоил
греческий язык и науку, что остроте его ума
весьма удивлялись царь и все придворные
философы. Таким же образом (легко) он изучил
сирийский язык и науку, когда мы ушли в Иерусалим.
14. Но возвратимся к первой (прерванной
нами) истории; когда они решили уйти, раз ночью
нашли удобный час, взяли [частицу Древа Жизни,]
мощи святых [мучеников], которым служили, и денег,
сколько было нужно, вышли из города
Константинополя и увидели, что столп света шел
перед ними в ту темную ночь, и из столпа света был
слышен голос, говоривший: “ищите Света, Который
пришел от Отца Света, и кто будет искать Света,
тот получит мзду полностью". Увидев столп
света и [88] услышав голос из
света, святые обрадовались и величали Святую
Троицу. Затем они достигли морского берега, и
Божьим Провидением нашлась лодка. Мы вошли в нее
и пустились в путь. Когда рассвело, царю Феодосию
стало известно бегство блаженного Мурвана, и
огорчился очень и велел немедленно искать его в
городе, вне его и всюду и найти поскорее, но труд
(искавших) был напрасен, так как Бог сокрыл своих
рабов.
15. Когда мы переехали море и вышли на
сушу, святые взяли мощи святых мучеников, святое
Евангелие и частицу Древа Жизни, и мы выступили в
путь. Когда они утомлялись, доставали
благословение Древа Жизни и мазали им свое тело,
и утомление совершенно исчезало. Дело в том, что
частица честного Древа источала пречудное миро,
при виде которого святые величали Бога чудес.
16. Когда достигли мы одного города,
начальник того города задержал их 1
(царевича и евнуха) и посадил в темницу, сказав им:
“вы — рабы [беглые], и не отпущу я вас, пока не
прибудут ищущие вас". В ночь после этого в
городе произошло столь сильное землетрясение
[при молнии и громе], что многие дома обрушились;
начальник же видел во сне каких-то грозных мужей,
сказавших ему: “отпусти этих узников, не то
разрушится весь город". На рассвете [во II:
тотчас] начальник встал в сильном страхе, пошел в
темницу и, бросившись в ноги узникам, попросил y
них прощения и освободил их; он слезно [89] умолял их не уходить, остаться
в его владении, обещая построить для них
монастырь, какого они пожелают. Но они не
согласились и, продолжая свой путь, шли в
Иерусалим.
17. Когда они приблизились к святому
городу и увидели его, то остановились и долго
проливали горючие слезы, а затем они вошли в
город и обошли с молитвами святые места и церкви
— святое Воскресение, Голгофу, славный Вифлеем,
святую гору Елеонскую и Гефсиманию, где нашла
приют приявшая Бога и откуда ее преставил
Рожденный от нее Бог туда, куда была (Его) воля.
Равным образом обошли они с горячими молитвами
Овечьи ворота и Сион, место собрания апостолов, и
все прочие святые места.
18. Был там какой-то царь, по имени
Пиниан, пришлый из Рима, (с женою,) имя которой
была Мелания. Они выстроили два монастыря, один
мужской, другой женский, и вступили в монашество
в своих же монастырях. Царь Пиниан собирал дрова
(и таскал) на своей спине для своего монастыря,
чтобы служить примером смирения для
высокомерной братии. Равным образом царица
Мелания добывала пропитание своим рукоделием,
так как y нее было в памяти слово апостола [II Фесс.
3, 10]: “бездельный пусть не ест, и руки мои да
служат мне".
19. Царица Мелания узнала Мурвана и
Иоанна, так как она видела их в Константинополе, и
явилась для них заботливою попечительницею; она
отправила их в монастырь царя Пиниана и поручила
настоятелю, подвижнику и доброму человеку. A
настоятель [монастыря на той горе] принял их с
радостью, повел в святое Воскресенье и посвятил в
монашество на Гробе нашего Господа Иисуса [90] Христа, дав имя Мурвану Петр и
евнуху Иоанн; затем он повел их опять в монастырь.
20. Они подвизались перед Богом в
молитвах и посте и делали успех во всех
богоугодных делах, пока не протекло двадцать
пять лет жизни Петра, и святой Петр до такой
степени истязал свою плоть, что от него остались
лишь кости и кожа. Облачение его было крайне
простое, точно на ничтожном и убогом. Иногда они
уходили в пустыню для более усиленного
подвижничества и, пробыв там долго, возвращались
опять в монастырь. После этого они покинули
монастырь, построили в городе странноприимный
дом и давали приют приходившим туда грузинским и
греческим братьям, для чего заготовили место для
омовения ног, столовую и постели, и истратили
часть денег, которые принесли они с собою из
Цареграда. Затем они ушли в пустыню, собрали
многочисленную братию и построили для себя
монастырь.
21. Узнав об этом, патриарх Анастасий
позвал блаженного Петра вместе с Иоанном,
посвятил обоих во священники с большим
принуждением и отправил их опять в монастырь.
22. Придя в монастырь, они начали
строить святую церковь во имя Пресвятой Царицы
Богородицы. Когда они строили ее, святой Петр
утомился и прилег отдохнуть; тогда предстал
перед ним диавол, поносил его и говорил ему:
“Почему ты не остался в Царьграде, чтобы есть и
пить для утехи? Вот теперь видишь — напрасно ты
трудился; нет y тебя никакой мзды, даже стоять на
ногах не можешь". Святой же Петр презрел его и
сказал ему: “воистину, отойди от меня прочь,
диавол, так как y меня есть [91] надежда
на моего Господа Бога; лишены же надежды — ты и
твои слуги". В миг злой диавол обратился в дым и
исчез; a святой Петр стал молить Бога со слезами.
Тогда явился ему наш Господь Иисус Христос и
сказал: “что такое, Петр? Почему плачешь или
почему малодушествуеш? Разве не знаешь, что y Меня
власть над живыми и мертвыми, и от Меня (исходит)
жизнь? Я не погублю ничьего труда; напротив, Я
многократно воздам не только за дела, но и за
помышления, так как [Иоан. 20, 29] более
блаженны те, которые не видели меня во плоти, и
уверовали в Меня, чем те, которые своими глазами
видели Меня и собственноручно служили Мне. A
теперь вознеси взор вверх на небо". Он же
посмотрел вверх и увидел в небесной выси
прекрасно убранную церковь, сиявшую подобно
солнцу: внутри ее находилось пятьдесят человек,
сиявших и певших. И сказал ему Господь: “вот
церковь, которую построил ты! Отныне не огорчайся
более малодушно, a ликуй". Сказав это, Господь
вознесся на небо; святой же Петр поклонялся
Господу Богу и славил Его. После этого он
укрепился силою и содействием Господа, докончил
постройку святой церкви и монастыря, собрал в нем
многочисленную братью, всю из подвижников,
положил им устав 2 и
поставил им в игумены богоносного и святого мужа.
Этот монастырь называется Грузинским
монастырем.
28. После этого блаженные отцы Петр и
Иоанн вышли оттуда, и отправились в пустынную
местность на берегу Иордана и построили себе
(там) монастырь. [92] Много
чудес произошло Божьею милостью в этом
монастыре: во все праздники они выносили мощи
мучеников, бывшие со святым Петром, с великими
почестями и свершали благословение, a затем после
молебна и лобызания опять сохраняли в прежнем
месте, так как в памяти было y них слово апостола:
“приобщайтесь памяти святых и совершайте
(поминовение о них)".
24. Когда они еще были в монастыре
прииорданском, раз y Иоанна на лице выступил
какой-то нарост, и это повергло его в
безпокойство: нарост объедал лицо и отнимал
зрение. Иоанн стыдился ходить к людям и закрывал
лицо. Тогда святой Петр повел его в Иерусалим ко
Гробу Господа, и когда они совершили молитву,
вышла из честного камня чья-то рука на виду всех и
прикоснулась к лицу Иоанна, и он сразу исцелился
в тот же миг. Все видели, что от тяжкой раны не
осталось на нем вовсе никакого следа, и славили
Бога, помогающего святым.
25. Еще другой раз постигла Иоанна
смертельная немощь, и кто видел его, говорил, что
он не встанет. Сам блаженный надеялся получить от
Бога вечные блага и радовался тому, что
расстается с этим миром, но блаженный и святой
Петр ощущал великое огорчение и очень горевал о
предстоявшей смерти Иоанна и разлуке с ним. В
одну ночь он стоял на молитве об Иоанне, когда
послышался ему голос с неба: “Петр, из-за твоей
любви и усердного молення я прибавил Иоанну
двенадцать лет жизни". Мгновенно встал Иоанн и
ожил; со всего тела его спали шелуди, и заросли
раны (нежным) мясом, как y новорожденного ребенка.
Все [93] прославляли Бога,
который творит волю боящихся Его. Тогда святой
Петр сказал блаженному Иоанну: "встань, брат, и
принеси бескровную жертву в благодарность Богу,
Который избавил тебя от смерти". Он же сказал:
"голоса нет y меня, даже говорить я не в
силах". Святой Петр сказал ему: "Если Господу
будет угодна твоя жертва, то он может дать тебе и
голос". Тогда блаженный Иоанн поднялся, взошел
на жертвенник и начал службу, и дан был ему голос,
громче и прекраснее прежнего.
26. Затем блаженный Иоанн имел видение
впродолжение трех дней и трех ночей; он видел, что
были поставлены троны для суда, Древо Креста
явилось в облаках небесных и Судья воссел, и
вокруг Него стояло бесчисленное множество
ангелов, и архангелов, серафимов и херувимов; еще
видел он святых апостолов, восседавших на тронах,
и пророков и всех святых и праведников, стоявших
по правую сторону Христа Бога; Блаженный и святой
Петр и сам Иоанн (в этом видении) сидели перед
алтарем, и вокруг них разместились
многочисленные монахи, ими посвященные Богу.
Тогда представили этих святых монахов перед
Христом, и Иоанн видел, как одних предавали
неугасимому огню, a другие получали неувядаемый
венец. Он видел, что Пресвятая Царица Богоматерь
стояла перед своим Сыном и молилась за весь мир.
Видение было до того страшное, что нельзя
рассказать человеческим языком, и сообщил нам об
этом сам Иоанн. После этого видения он
впродолжении тридцати дней не отвечал никому ни
на какой вопрос, так как мысли его были не на
земле, a на небе, и лицо его сияло, точно лицо
ангела.
[94]
27. В то время святой и вожделенный Петр
со своими учениками, a также с блаженным Иоанном
отправились в Египет; постранствовали они по
скитским краям, молились y святых отцов
пустынников, возлюбили эту пустыню, выбрали (в
ней) место, построили церковь и кругом монастырь,
привели епископа и освятили церковь. Во время
освящения они увидели, что святой евангелист
Марк мазал миром церковь и благословлял ее. Много
чудес сотворил Бог при посредстве блаженного
Петра как в той церкви, так вообще в земле
Александрии, и Он исцелил много бесноватых,
слепых, разслабленных и прокаженных.
28. Спустя несколько времени они опять
возвратились в Иерусалим, построили снова в
городе странноприимный дом [во II: больницу] и
приступили к постройке церкви. По близости с ними
еще кто-то другой, богатый мирянин, строил себе
церковь и спорил с учениками блаженного Петра
из-за межи. Однажды, когда подходил Иоанн с
рабочими, строившими церковь, тот князь
воспротивился Иоанну, ударил его по щеке и
прогнал рабочих церкви. Но Иоанн не возразил ни
слова, a вошел к святому Петру и доложил об этом,
происшествии. Святой Петр не проклял того, a
сказал так: “будет удивительно, если он не умрет
в эту ночь!" Когда рассвело, то тягавшийся с
ними оказался мертвым. Все знали, что князь тот не
страдал никакою болезнью, и гнев Божий постиг его
потому, что он ударил Иоанна. Похоронив его,
святые (наши) снова принялись строить церковь и с
Божьею помощью хорошо окончили.
29. Без раздражения служили они всем
приходившим [95] братьям,
бедным и странникам. Однажды вышла y них провизия
и не было вовсе ничего, между тем бедные
собрались по обыкновению; святые не имели
телесной пищи, чтобы угостить бедных, но,
возлагая болышую надежду на Бога, они стали на
молитву и сказали Христу: “Господи, Господи, Ты
изволил сказать [Матф. 6, 34]: не заботьтесь о
завтрешнем, так что же делать нам, когда нечем
угощать твоих рабов?" Пока святые молились так,
все сосуды как для зерен, муки и хлеба, так для
гороха, масла и вина, оказались полными, во всех
избыток переходил через край, и когда они увидели
это чудо, то прославляли Бога, [Подателя благ,] и
щедро раздавали всем.
30. После этого архимандрит отец Зенон
сказал им: “войдите в монастырь и бодритесь
вместе с братьею в посте и молитве". Они
послушно вступили в монастырь, по близости
Иерусалима, подвизались более всех прочих и, ведя
себя так, как только что посвященные, изо дня в
день стяжали все добродетели. Пока они были в
этом монастыре, скончался святой и блаженный
евнух Иоанн и отошел к Господу с радостным лицом,
и похоронили его с болышими почестями в
Грузинском монастыре, построенном этими святыми.
A блаженный ІІетр провел в монастыре, в который
послал его архимандрит, много лет в великом и
суровом подвижначестве; подвизался он в такой
мере, что превзошел человеческое естество, и имя
его прославилось повсюду в Иерусалиме, Палестине
и Египте, и для всех был он вожделен, как истинный
раб Христа Бога.
31. В то время скончался в Майуме
епископ, [96] и все горожане
соборне явились к патриарху: “святой владыка,
говорили они, епископ нашего города преставился,
и мы не хотим епископом никого, кроме Петра
Грузина". Тогда патриарх велел отыскать его, и
пошли искать и нашли его в пустыне, так как святой
наш любил пустыню и часто удалялся туда один,
чтобы наедине беседовать с единым Богом. Как
только нашли святого, схватили его насильно,
связали и повели связанным, чтобы он не бежал.
Узнав, почему его связали, и то, что собираются
сделать его епископом, святой сильно опечалился,
горько плакал и молил отпустить, говоря, что он
очень грешен. Но они не послушались его и повели;
когда достигли одного села, их настигла ночь, и
они остановились в доме с террасою, чтобы он не
мог бежать. Тогда святой Петр сказал: ,,развяжите
меня в этот вечер, а на рассвете свяжите". Они
развязали и, как только уснули все, он встал
незаметно для всех, с желанием сброситься с
высоты (террасы), чтобы убежать или сломать себе
какой-либо член и таким образом лишиться
(готовившейся ему) чести, так как сильно
ненавидел он славу этого мира. Тогда явился ему
лицом к лицу Господь с ангельскими силами и
сказал: “Петр, разве ты не знаешь, что сказал я
Моему апостолу Петру, когда противился мне при
омовении ног?" Он же ответил с трепетом: “да,
Господи, знаю". И сказал ему Господь: “ныне
тебе также говорю — [Иоанн. 13, 8 и 21, 16]
не дам тебе доли в Моем наследстве, если не будешь
пасти этих овец". Господь приободрил его и
укрепил, а затем Иисус вознесся на небо; святой же
Петр покланялся Ему и прославлял Его святлое имя.
Когда рассвело, люди [97] встали
и повели блаженного Петра к патриарху, а он,
говоря святому патриарху: “я грешен очень и
недостоин, святой владыка", приписывал себе
поименно множество грехов, от которых и пятнышка
не знал за собою, и называл себя крайне
недостойным, чтобы отпустили его. Но народ не
слушал его, а патриарх поднялся, повел святого
Петра в святую церковь, возложил руки на голову
святого Петра и посвятил его в архиепископы, по
воле Божьей; затем патриарх продержал его при
себе долго, при чем он узнал и понял, что Петр —
великий раб Бога. Спустя несколько дней патриарх
пригласил начальников города Майумы, учил их
божественному учению и затем препоручил им Петра
со следующими словами: “боголюбивые, вам этого
доброго пастыря дал Господь Бог; повинуйтесь ему
так, как Христу, и последуйте за ним всею
душею". Они приняли святого Петра с великою
радостью и благодарили Господа Бога.
32. Патриарх отправил святого Петра на
его (епископскую) кафедру с большими почестями.
Когда святой Петр приблизился к городу Майуме,
все, от мала до велика, вышли на встречу ему со
множеством свечей и курений и с песнопениями и
ввели его с большим торжеством и почестями —
(сначала) в город, а (затем) в святую церковь [они
поставили ярко горящую свечу на подсвечник,
чтобы она освещала всех]. Бог совершил много
чудес при посредстве святого Петра в этот день
его вступления; потому все радовались и славили
Бога, Который дал им подобного пастыря.
33. Святой Петр долго не совершал
бескровной жертвы. Тогда послышался ему голос,
говоривший: “Петр, подымись и умнож свой талант
— соверши [98] жертву, чтобы не
подвергнуться наказанию того раба, который
закопал в землю талант своего господина".
Услышав голос Господа, Петр поднялся со страхом и
приступил к службе: вокруг жертвенника стояло
много священников и монахов, и все они видели, что
святой жертвенник покрылся кровью, когда Петр
разделил плоть Христа, a сам Петр смутился и
отошел от трапезы. Тогда дошел до него глас с
неба, обращенный к епископу: “заверши жертву, так
как дело это случилось не для тебя, a для Меня [в II:
для народа твоего], чтобы знали все, как велика и
страшна эта очистительная жертва, приемлемая от
невинных сердцем и карающая извращенных умом".
Увидев происшедшее и услышав голос с неба,
горожане радовались все и славили Бога, который
даровал им подобного пастыря, и с тех пор все
считали его ангелом Божьим.
34. В те дни окончилось царствование
Феодосия Младшего и занял царство Маркиан. Он
созвал четвертый собор, в Халкедоне, из 630 отцов,
которые утвердили два естества Христа, так как
отверженные севериане и якобиты не признавали
двух естеств во Христе, равно как воплощения Его
от Святой Богородицы. Тогда блаженный Кирилл
Александрийский и все Святые отцы отлучили
якобитов и прочих еретиков, которые неверуют в
два естества Христа и вочеловечение Его от
Богородицы.
35. Царь Маркиан отправил одного
царедворца в Палестину, чтобы изгнать еретиков
из их страны; но так как нечестивые были весьма
многочисленны, то они сильно сопротивлялись:
завязалась между ними борьба, и многое множество [99] православных погибло от руки
мерзких еретиков, но в конце концов нечестивые
были побеждены.
36. Однажды, начав служить, святой Петр
видел, как приходили святые ангелы и с большим
торжеством возносили на небо к Господу души
православных, которые были сражены еретиками; он
видел также, как души еретиков спускались в
преисподнюю ада. Петр видел все это для того,
чтобы научить свою паству правой вере и укрепить
сомневающиеся и маловерные души.
37. Боголюбивый и православный Маркиан
прожил шесть лет и покинул царство для царства
жизни. Еретики улучили время, снова возбудились и
возгорелись подобно огню, завладели некоторыми
областями страны и, собравшись, решили убить
святого Петра Грузина, архиерея; направились они
к Петру, и вели с собою младенца, чтобы коварно и
неожиданно убить святого. Но когда они подошли к
двери и, постучавшись, сказали: “святой Божий,
отопри нам (двери) и исцели этого ребенка, так как
он терзаем врагом", то послышался голос свыше,
говоривший ему: “Петр, не отпирай дверей, так как
они коварны". Неверные также услышали этот
голос и мгновенно бежали.
38. Когда блаженный понял, что они
желали коварно убить его, то он сказал мне “сын
Захария, встань, уйдем на чужбину, так как мне не
кажется нужным, чтобы они погибли от нашей
смерти". Ушли мы оттуда и вступили в одно
селение; был святой воскресный день, и святой
Петр велел соорудить алтарь и служить обедню; но
дом, в котором он собирался служить, оказался
капищем, и в нем на возвышении стояли идолы;
потому я сказал [100] ему:
“святой отец, быть может, не подобает служить
здесь, так как тут стоят идолы". Святой сказал
мне: “дитя, мы принесем жертву Богу, a не
диаволам". И когда они начали служить обедню,
пламя вырвалось из кадила с блеском и сожгло
идолов, но дома оно не повредило. Когда мы увидели
это, воздали славу Богу.
39. Пришли мы потом в один город и
пробыли там несколько дней; был (в городе) некто,
христианин: y него была дочь, и она занемогла
тяжкою болезнью. Тогда тот человек, отец ее,
пошел, чтобы привести волшебника и исцелить ее.
Между тем мать ее пришла к святому и, бросившись
со слезами в ноги ему, сказала: “пожалей меня ты,
раб Христа Бога, исцели мою дочь и избавь ее от
волшебства, так как отец ее хочет привести
волшебника". Святому было жаль женщину, и он
сказал ей: “не плачь, женщина! Христос исцелит
твою дочь, a тот волшебник, я не думаю, чтобы
прожил до утра". Затем святой встал, пошел к
(больной) женщине, помазал ее благословением
(елеем), взял за руку и поднял ее совершенно
здоровою и невредимою, и все прославляли Бога.
Волшебник же на рассвете был найден мертвым, по
слову святого, и имя святого прославилось в том
городе и в его окрестностях.
40. В том же городе был какой-то князь; он
пригласил Петра и бывших с ним обедать. Святой не
хотел пойти, но с другой стороны не захотел
огорчить князя, потому и пошел. Когда уселись
обедать, князь бранил домашних и гневался на них,
так как он был вспыльчив. Тогда был голос с неба к
святому, сказавший ему: “Петр, разве ты [101] не читал, как написано [Матф.
12, 36]: за всякое праздное слово люди дадут
ответ в день (суда). A ты сидишь в этом доме,
когда там отвергается Мое имя?" Святой же,
сославшись на что-то, встал мгновенно, и мы вышли
оттуда и ушли.
41. На другой день он пошел к монастырям,
расположенным вне города, чтобы служить обедню;
явились к святому великие и знатные того города и
стали сквернословить, по обыкновению мирян.
Блаженный Петр не возражал им ничего. Вошли мы в
один из монастырей, и он поднялся на святой
жертвенник, чтобы служить обедню. Тогда предстал
перед ним ангел Господень, с намерением сбросить
его с жертвенника, a святой Петр сказал ему со
слезами: “что сделал я, или за какую вину ты
подвергаешь меня этому"? Ответил ангел
Господень и сказал ему: “Петр, в день, в который
ты рассчитываешь совершить жертву, не обращай
своего внимания на бесполезные речи, не порочь и
не растлевай своих мыслей и не покидай благого
усердия, так как чистые помыслы превыше и важнее
всех жертв и приношений перед Богом. Этот раз да
простится тебе, но отныне остерегайся, когда
будешь собираться служить обедню". Святой же
Петр бросился к ангелу (в ноги), просил прощения и
прославлял Господа Бога.
42. Спустя несколько дней мы ушли оттуда
и продолжали свой путь. Идя же, святой совершал
много чудес, обращал много народа к Богу своим
учением и многих немощных и больных исцелял
силою Христа Бога.
43. По истечении не малого времени,
царем сел великий Лев, и наступил великий мир в
Божьих [102] церквах. Этот
вожделенный царь написал святому Петру
возвратиться к своему месту. Тогда святой Петр
вернулся к своей кафедре и пастве и пас ее с
помощью Христа Бога; затем он построил за городом
монастырь с прекрасною церковью, собрал
многочисленную братью и определил им духовный
божественный порядок и устав.
44. Святой Петр постился много и
непрерывно; от усиленного поста желудок y него
стал поврежден. Тогда некоторые сказали, чтобы он
отправился на теплые воды для лечения. Блаженный
направился туда; когда горожане узнали о том, что
он уходит, за ним последовало не мало молодежи,
между которыми много было идолопоклонников.
Тогда-то блаженный Петр отверз свои уста и начал
поучать народ, a после поучения он крестил
идолопоклонников, человек двести; все радовались
и славили Бога.
45. Вслед за этим блаженный, святой Петр
опять начал беседовать с ними и сказал: “в то
время, когда мы достигли этого края — Палестины,
мы пожелали отправиться на ту гору; (там) жил
затворником какой-то святой старец, сорок лет не
выходивший из кельи. При виде нас святой старец
очень обрадовался и сказал мне: добро пожаловать,
сын грузинского царя! Я же просил прощения и
заявил, что это не так, a святой возразил мне
следующее: не отрицай того, что известно нам от
Христа. Затем он открыл мне все поприще мое,
сказав (между прочим), что я буду епископом в
городе с многочисленным населением. Но вот
только-что преставился тот святой старец: когда я
крестил 3 этот
народ, увидел как Святой [103] Дух
спустился на святую купель и наполнил ее
несказуемым светом и блеском, и еще видел я, как
ангелы и святые Бога возносили душу того святого
старца с великим торжеством, и нам надлежит пойти
и облобызать святые его мощи. Вы же, дети мои,
ступайте домой, под покровом Божьей силы".
Таким образом он отпустил их с молитвою и
благословением, a мы отправились к
местопребыванию святого старца и, прибыв туда,
облобызали его святые мощи, помолились и ушли
оттуда.
46. Идя, мы попали в дом одного святого
старца. При виде блаженного и святого Петра
старец преисполнился великой радости:
помолились они, поздоровались и, присев, стали
они беседовать друг с другом о божественных
предметах. После того как они высказали много
душеполезного, старец сообщил святому Петру
следующее: “прежде чем прийти в это место, я
видел одну пещеру; пошел я внутрь, и когда я вошел,
увидел я какого-то преставившегося старца,
прекрасного — лице его сияло, точно солнце.
Увидев святого, я облобызал лице его со страхом и
радостью, заметил то место и ушел сообщить об
этом всем богочестивым. Когда возвратились мы, то
святого уже не нашли. Мы [сочли] однако это
видение знамением, и на том месте построили мы
церковь. Впоследствии я взмолился Богу, чтобы Он
открыл мне, кто был тот святой старец, и от Бога
было возвещено мне, что старец был Моисей,
великий в пророках". Разсказав нам это, старец
омыл нам ноги и угощал нас три дня, a затем
получили мы его святую молитву и пустились в
путь.
47. Оттуда мы ушли и достигли одной
местности, [104] где давно не
было дождя. Сельчане явились к святому епископу с
просьбою, чтоб он помолился Богу о ниспослании им
дождя. Как только помолился святой, сразу пошел
сильный дождь: идолопоклонники при виде этого
чуда обратились и приняли свет от святого Петра,
и все славили Бога.
48. Пошли мы оттуда и прибыли в одну
деревню, где дал нам приют какой-то бездетный
человек, который просил святого Петра помолиться
Господу о даровании ему сына; с такою же просьбою
пришли многие другие. Святой Петр помолился за
всех их и осенил их крестом: y всех их родились
дети, и они славили Бога. Таким образом он Божьею
силою творил чудеса всюду, где мы проходили, в
городах и деревнях.
49. Пришли мы опять в деревню, в другую,
которая называлась Атомокон, где справили мы
Пятидесятницу. В деревне находился какой-то
чиновник царицы, по имени Илия, весьма щедрый на
подаяния и гостеприимный. Илия был глухой, и
когда мы сидели с ним, он поднял омофор
блаженного и святого Петра, приложил к ушам:
мгновенно открылся y него слух, и он прославлял
Бога.
50. Илия удержал нас все лето, так как
местность была прохладная, с хорошим воздухом.
Там находился также пруд: Илия отправлял своего
слугу ловить в пруде рыбу, и тот каждый день ловил
точно по Божьему промыслу, по одной рыбе, которую
и доставляли святому епископу Петру, так как
более одной не ловили. По близости жил один
больной князь: он попросил раз такой рыбы, какую
приносили епископу. Илия послал рыбаков, и в этот
день они поймали двух рыб. Одну из них святой [105] Петр отослал князю, поручив
сказать ему следующее: уповаю на Христа, Бога
моего, что ты ею исцелишься. Князь же, отведав той
рыбы, мгновенно исцелился и прославлял Бога.
51. После этого мы отправились оттуда и
пришли в одну деревню, гдн не было вовсе посевов,
так как (жители) добывали себе пропитание вином:
но в это время на лозы напали черви, о чем
сообщили святому Петру, святой же дал им (елей)
благословения, чтобы окропить им лозы, и как
только окропили, черви исчезли мгновенно, и люди
благословляли Бога.
52. Оттуда мы отправились и пришли в
монастырь святого отца Исайи, y которого мы
пробыли долго. Блаженные и святые отцы эти
рассказывали друг другу о жизни пророческою
благодатью; эти святые были двумя великими
светилами в мире: обоими совершались великие
чудеса, и их учение приобретало Богу много душ.
Кельи их отстояли друг от друга на расстоянии
четырех миль, и так они подвизались для Бога. Отец
Исайя кормился изделием своих рук и от
чрезмерного пощения он был обессилен. Каждую
неделю Исайя открывал двери своей кельи и
посылал в дар святому Петру в качестве
благословения две просфоры, a святой Петр посылал
в дар блаженному и святому Исайе две рыбы. Иногда
святые сходились и духовно радовались во Христе.
53. Великий царь Лев, весьма
благочестивый, любивший святых, преставился к
Богу, завершив семнадцатый год царствования.
Вслед за блаженным царем Львом, на царство
вступил Зенон, который также был боголюбивый и
верующий (однако в [106] других
историях повествуется, что он был еретик из
смешивавших 4).
Царь Зенон прослышал про святых отцов Исайю и
Петра и про великие чудеса, которые они творили, и
прислал к ним обоим с приглашением своего евнуха.
Услышав об этом, святой и блаженный Петр очень
огорчился, вошел в придел, сильно плакал и просил
Бога не допустить его путешествия к царю. Ночью
блаженный Петр бежал и ушел в неизвестную страну.
Тем временем евнух доставил письмо блаженному
Исайе. Прочтя письмо царя, блаженный Исайя очень
огорчился и просил y Бога физической болезни, и
мгновенно распухло его тело, так что он не мог
даже выйти из кельи. Видя это, евнух был
беспомощен и возвратился домой. Когда евнух ушел,
отец Исайя исцелился. Житие блаженного отца
Исайи с великими его чудесами мы описали
милостью Божьею в другом месте. Но мы возвратимся
опять к начатой истории святого Петра.
54. Когда отправился блаженный и святой
Петр в неизвестную страну, то он встретился с
одним садовником, весьма добрым и простым
человеком, y которого и остановился. Раз ночью
садовник имел видение: он увидел кого-то,
сказавшего ему следующее: “иди в такое-то
место" (говоривший при этом даже указывал
рукою), так как там находятся мощи святых, извлеки
их и доставь епископу Петру Грузину". На
рассвете садовник сообщил блаженному Петру об
этом видении, и святой Петр сказал [107]
садовнику: “сын мой, ступай и расскажи
вашему епископу, и ты делай так, как он
прикажет". Тогда садовник пошел и сообщил
местному епископу. Епископ пустился в путь и
пришел к блаженному Петру; собрали они множество
народа, совершили молебствие и с большими
почестями извлекли мощи святых мучеников. Святой
Петр велел садовнику помолиться и узнать имена
святых мучеников. Добрый садовник помолился и на
молитве увидел перед собою трех мужей, с венцами
и с большим сиянием: “наши имена", говорили они
“написаны на небесах, в мире же имена наши
следующие — первого зовут Лукою, второго Фокою и
третьего Романом. Мы были замучены владыкою
Персии за то, что исповедали мы нашего Господа
Иисуса Христа; от нас осталось только то, что вы
видите, так как тела наши были сожжены". Тогда
построили церковь во имя святых и похоронили в
ней честные их мощи: церковь ту освятили оба
епископа вместе, и мы все славили Бога.
55. Пока мы оставались там, пришел к нам
протоиерей нашей церкви и сообщил святому Петру
о получении на имя его преосвященства другого
письма царя Зенона, в котором написано-де так:
“молитесь за меня, святые отцы, и не трудитесь
идти сюда". Святой Петр очень обрадовался тому,
что царь не звал его более.
56. Тогда отправились мы оттуда в наш
город; когда мы приблизились к городу, горожане
узнали и вышли все на встречу святому епископу
Петру со свечами и курением, пали перед ним на
колена и поклонились; святой же Петр благословил
их и приветствовал всех лобзанием. Когда же все [108] облобызали его святое лицо,
мы направились в город, вошли в святую церковь и
молились; весь город был в великой радости по
случаю возвращения пастыря, и собралось огромное
множество народа, чтобы послушать поучение
святого, так как все жаждали узреть святого отца
и поучиться y него. A святой Петр, истинный
пастырь, осенил народ крестом и начал поучать,
говоря: “дети и братья мои и возлюбленные Христа
Бога, прежде всего блюдите святую и праведную
веру в святую Троицу. Стяжайте надежду, любовь,
кротость, великодушие, долготерпение и благость,
да будет мило вам милосердие и гостеприимство и
принимайте странников и ухаживайте за ними; все
вы трудитесь духовным и божественным трудом, все
вы подражайте божественным и святым людям,
стяжайте добрые и богоугодные дела, подчиняйтесь
наставникам, как Божиим ангелам, и соблюдайте
слова их, как если бы они исходили из уст Бога".
Этому и многому другому в этом же роде учил
святой Петр в своей проповеди, и все были
радостны и прославляли Бога.
57. Затем начальник города повел нас
обедать, и как только уселись мы, пришел кто-то и
тайно сообщил нам о преставлении отца Исайи. Мы
не пожелали сказать об этом святому Петру тотчас,
но он сам знал от Святого Духа, пребывавшего в
блаженном, и когда мы поднялись из-за стола, то он
предупредил нас, сказав: “дети мои, почему
удивляетесь вы смерти отца Исайи? Ведь умирали
даже апостолы и пророки, и Сам Господь наш Иисус
Христос принял этот напиток". Сказав это нам,
он вошел в келью, пал ниц перед образом Спасителя
и святой Царицы Богородицы и, рыдая сильно и
горячо, [109] говорил: “о
блаженный и святой отец Исайя, ты умер сегодня, a
спустя немного и мне предстоит умереть. Но ты не
прекращай отныне заступничества за нас перед
Святою Троицею". Так святой Петр молился Богу
долго с горючими слезами.
58. Через несколько дней пришел к нам
ученик отца Исайи и сообщил нам о его смерти. Мы
же расспрашивали его о часе смерти, и он
разсказал следующее: “когда Исайя был болен, мы
подошли к двери его кельи, и он беседовал с кем-то.
Войдя же внутрь, мы не застали никого, кроме
Исайи; и спросили его: кто беседовал с тобою, отец?
А блаженный сказал в ответ: приходил святой Иоанн
Предтеча и Креститель и говорил мне: мы прийдем
через три дня и уведем твою душу. Я же спросил
великого Иоанна, чем он питался, когда находился
в иустыне, и он сказал мне: питанием мне служили
зелень, растения и травы. Когда отец Исайя
рассказал нам это, нас охватило удивление, и мы
прославляли Бога. Спустя три дня он почил и
отошел к Господу: собрались отцы, получили
благословение от святых его мощей и похоронили
честное и святое его тело. Я же, еще при жизни его,
спросил Исайю: что мне делать после тебя,
святейший отец? Блаженный сказал мне: сын мой, иди
ты к святому Петру Грузину, епископу, и оставайся
с ним, так как по смерти нашей эта местность
подвергнется опустошению". Так и случилось.
59. Однажды пришел какой-то еврей рыбак,
страдавший водянкою и со вздутым до крайности
животом, бросился в ноги блаженному и святому
Иоанну 5 [110] и просил об исцелении. Святой
же сказал ему: “иди к себе домой; и если ты
исцелишься в эту ночь, то приди завтра, и я крещу
тебя, a если не исцелишься, то не приходи". Еврей
в ту же ночь исцелился молитвою святого отца
Петра, a с рассветом он пришел креститься y
святого епископа Петра и славил Бога.
60. Блаженный и святой архиерей Петр в
качестве венца всех добродетелей стяжал молитвы
и чтение, так как он читал божественное писание
постоянно и при всяком случае; святой говорил,
что служба монаха бесплодна без чтения и
слушания духовных поучений, подобно тому, как
виноградный сад сохнет и не приносит плода без
воды.
61. Но настало время поведать вам,
возлюбленные братья мои, об успении святого
архиерея Петра, о кончине его и отходе к Святой
Троице. Сам блаженный не был в неведении о дне и
часе своего преставления, напротив, он хорошо
знал его. Однажды он позвал всех и
прочувствованно преподал божественное и
духовное учение. Все умилились учению святого и в
такой степени, что проливали обильные слезы.
Вслед за проповедью он сказал нам всем открыто:
дети и братья мои, близок мой час — спустя
несколько дней я расстанусь с вами и уйду по пути,
по которому я еще ни разу не ходил. Вы же,
возлюбленные, помните мою любовь и не забывайте
меня. Когда святой сказал это, стало всем больно,
и сильно зарыдали. Святой простился с ними,
осенив крестом, и отпустил их с благословением, a
сам вошел в келью, в которой он подвизался, пал
ниц перед образом Спасителя и с обильными
горючими слезами молился перед Господом
вселенной за себя и за весь мир. [111]
62. С нами жил брат Афанасий, человек
святой, добрый, кроткий и смиренный. Раньше он был
учеником святого отца Зенона скитского. Когда
отец Зенон преставлялся, то Афанасий спросил его:
“что мне делать, когда ты, отец, оставляешь
меня"? Отец Зенон сказал ему: “сын мой
Афанасий, после моей смерти пойди к святому
епископу Петру Грузину, и оставайся y него, так
как кто следует за ним и покорен ему, тот шествует
по пути истины". Как только отец Зенон почил,
Афанасий явился к Петру и пробыл с нами два года.
63. Раз ночью этот добрый брат Афанасий
горько плакал; блаженный Петр заслышал его
громкое рыдание, открыл дверь своей кельи и
спросил его: “что такое, сын Афанасий? Почему ты
плачешь так горько?" Афанасий же сказал:
“почему спрашиваешь ты меня, святой отец, о том,
что и твоей святости хорошо известно ?" Святой
Петр опять сказал смиренно: “говори, сыне, так
как я не ведаю". Тогда Афанасий сказал в ответ:
“о святой, ты знаешь все хорошо, но я скажу в знак
послушания то, что я видел. В эту ночь приходил ко
мне, недостойному, наставник мой святой отец
Зенон, поздоровался со мною и сказал мне: от
Господа вышло приказание, чтобы спустя несколько
дней преставился святой епископ Петр Грузин;
святые просили Бога, чтобы Петр (сейчас же)
покинул тело и поселился с ними, так как из любви
к Нему святой истязал сильно свою плоть, и ныне он
— разслаблен; но Господь сказал им: ему надлежит
остаться на земле, чтобы обрести побольше душ.
Святые все же понуждали и молили Бога, чтобы Он
повел Петра к ним. Тогда Господь и Владыка
вселенной велел, чтобы спустя [112] десять
дней собрались все святые и пошли к блаженному
епископу Петру Грузину, a душу его привел бы
мученик Петр, Александрийский патриарх". Брат
Афанасий, рассказав это видение святому Петру с
горьким плачем, говорил ему: “мы должны
оплакивать свое сиротство, святой, так как ты
оставляеш нас". Святой же Петр учил его
терпению и утешал божественным учением.
64. После этого святой не вкушал ничего
и молился с воздетыми руками впродолжение десяти
дней; когда же [приблизился] тот день, он
пригласил нас к себе, поучал духовным учением,
утешал, укреплял и наставлял в церковном чине и
установлении. По наступлении десятого
(одиннадцатого?) дня, он вошел в святую церковь,
созвал весь город, свою паству, и много учил его
душеполезному. Вслед за тем он совершил святую
литургию и приобщил сначала себя, a затем
священников и весь народ. Совершив богослужение,
он пожелал им всем мир и сказал: “возлюбленные
дети мои, вы не увидите больше меня". Народ же
вопил великим воем, a священники и диаконы
лобызали его святое лицо и руки. Народ также
прикладывался и лобызал святые ноги и облачение,
в которое он был одет, и все горько плакали. Тогда
святой сказал: “что вы делаете и почему смущаете
мою душу? Разойдитесь, дети мои, по домам
отдохнуть, и я опять позову вас, когда будет
нужно". Таким образом с трудом убедил он их
разойтись по своим жилищам, а нам сказал:
“отдохните и вы, дети мои, и не тревожьте меня",
и так послал нас обедать.
65. Сам вместе с одним из братьи ушел в
свою келью и молился Богу, и когда мы встали из-за
стола, [113] он позвал нас к
себе; по пути нас поразил чудный запах
благоухания. Войдя к святому, мы поклонились ему,
а блаженный и святой осенил всех нас крестом,
благословил нас, протянул свои святые ноги,
перекрестил себе лицо знамением Честного Креста,
сказал: “в руки твои предаю я свою душу, Господи
Иисусе Христе Боже наш", и таким образом заснул
сном праведника без всякой муки, немощи и
болезни. [Между тем только что Петр произнес
последние слова, как сонм ангелов и множество
святых, предводимые святым мучеником Петром
Александрийским, приняли его святую душу и с
большими почестями и с пением вознесли на небо; в
такой-то славе представили святого Богу, и ему
довелось слышать [Матф. 25,21]: “добрый раб,
благий и верный, в малом ты был верен и над многим
тебя поставлю; войди в радость Господина
твоего". Мощи же святого, истощенные многими
трудами и подвигами, были отнесены в святую
церковь.]
66. Вмиг разошлась молва о преставлении
святого, и из города и окрестных селений стало
собираться бесчисленное множество народа,
князья, вельможи и простолюдины, молодые и старые
— все приходили и, проливая слезы, лобызали
святыя его мощи. A также все приводили со всех
сторон слабых, немощных, слепых, хромых, [глухих,
немых, страдающих водянкою,] увечных,
[прокаженных,] расслабленных и всех, удрученных
тяжкими болезнями, и бесноватых, и все исцелялись
вмиг [благодатью Христа], как только прикасались
к святым мощам Петра и облачению его, и
прославляли Бога. Велики были радость и печаль,
орошенные слезами. Радость была о великих
чудесах и исцелениях, [114] творимых
святыми мощами Петра, a печаль и скорбь о том, что
лишились такого светила. Три дня мы не могли
хоронить блаженного вследствие стечения
бесчисленного народа.
67. Спустя три дня мы с трудом могли
похоронить, и похоронили мы святого в его церкви
с обилием благоухания, со множеством свечей и с
великим торжеством, как ему подобало. От его тела
распространялось такое благовоние, что оно
покрывало и превосходило какой ни на есть в мире
аромат, как солнце (превосходит) светом звезды.
68. Скончался же святой и богоносный
отец наш Петр Грузин, епископ города Майумы, что в
Палестине, шестидесяти пяти лет, в декабре месяце
числа [второго] в пятницу, во время греческого
царя Зенона.
69. Я, убогий ученик святого, следовал за
ним из Грузии до его преставления. Потому я
описал жизнь и чудеса, которые я видел своими
глазами и про которые я слышал своими ушами, так
как сам блаженный и святой не скрывал ничего от
нас, имея в виду нашу пользу, как добрый отец не
скрывает (полезного) от своих детей, и сообщал нам
о видениях и откровениях от Господа. О чудесах же
необлыжные свидетели — наши глаза. Свидетель
Христос, что я описал малое от многого, как бы
извлек я крохотные капли из обширного, широко
расстилающегося моря, чтобы из-за множества
чудес (история) не показалась по внушению
завистливого врага (диавола) не заслуживающей
веры. Что касается меня, то да не будет ложное и
неверное в божественных писаниях и житиях
святых, как это сказал я в начале. [115]
70. Мы же, о братья, будем подражать
жизни наших святых отцов и сделаем заступниками
перед Святою Троицею их, особенно блаженного
сего и святого архиерея Петра, украшение и
гордость грузин и ходатая всего мира, чтобы,
обучившись y святого отца Петра, мы удостоились
его заступничеством небесного царствия с ним по
воле Иисуса Христа Господа нашего, Которому
подобает слава, честь и поклонение вместе с
Безначальным Отцом и Всемогущим и Животворящим
Святым Духом ныне и присно и в нескончаемых веках
во веки веков. Аминь. Слава Богу.
Комментарии
1. Кажущаяся
непоследовательность в глаголах и местоимениях,
являющихся то в первом лице, то в третьем,
объясняется тем, что автор лишь слуга или ученик,
сопутствующий святым, a не равное им по положению
лицо.
2. Дословно: «чин и канон».
3. В подлинике по описке стоит «он
крестил».
4. Фраза эта, имеющаяся лишь в
одном списке с, недокончена и обрывается на
непонятном ***; если это ***, то ее можно понять, и то
с натяжкою, в смысле: «(это) — неосновательно,
конечно».
5. Или это описка вм. слова “Петру",
или в Иоанне надо видеть какое-либо лицо, близкое
нашему святому.
Текст воспроизведен по изданию:
Житие Петра Ивера, подвижника и епископа
майюмского V века // Православный палестинский
сборник. Вып 47. СПб. 1896 |