|
КАРАУЛОВ Н. А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане. IV. Кудaма. (Умер в 948 г. по Р. X.). Абу-л-Фарадж Кудама-ибн-Джа'фар-ибн-Кудама был христианин, принявший ислам при халифе Муктефи. Из его жизни нам ничего неизвестно, кроме того, что он находился на государственной службе в Багдаде. Отец его лично знал Ибн-Хордадбэ. Кудама написал очень много сочинений, но до нас дошла только вторая половина его сочинения, «Китаб-ал-Харадж». По соображениям de Goeje книгу эту Кудама написал около 316 года хиджры. Сведения, даваемые нам Кудамой, особенно важны потому, что он много заимствовал из официальных источников, что ему можно было делать, как человеку находившемуся на государственной службе. Умер Кудама в 337 году хиджры. Уцелевшая часть сочинения Кудамы находится в библиотеке Кoпрyлy в Константинополе. Список с этого манускрипта с большим трудом был добыт Ш. Шефером. К несчастью, в манускрипте далеко не везде проставлены точки, что не дает возможности правильно читать текст. Часть этой книги составляет вторую половину VI тома Bibliotheca Geographorum издания M. J. de Goeje, следуя за сочинением Ибн-Хордадбэ, и имеет заглавие: «Excerpta e Kitab al Kharadj auctore Kudama-ibn Dja'far». Цифры на полях данного текста и перевода обозначают страницы VI тома издания de Goeje; буквы латинского алфавита в скобках относятся к подстрочными примечаниям, а цифры со скобкой относятся к реальным комментариям к данному автору, помещенным в конце. Извлечения из книги о харадже и об обязанностях секретаря Абул-Фараджа Кудама-ибн-Джа'фара, секретаря багдадского. |212(11)| Окончив описание дорог и расстояний до Мекки, Емена и других соседних им стран, а затем покончив с дорогами ведущими оттуда на восток, мы обратимся теперь к описанию дорог в северные страны и соседние с ними. Первая из них дорога, сворачивающая в область Адербейджан. От Синн-Сумейра до Динавера 5 фарсахов; от Динавера до Хаварджана 9 фарсахов; от Хаварджана до холма Вана 6 фарсахов; от холма Вана до Сисара 7 фарсахов; от Сисара идут две дороги: одна на Байлакан 10 фарсахов, и от Байлакана до Берзе 8 фарсахов, а по зимней дороге от Сисара до Андараба 4 фарсаха, от Андараба до Байлакана 5 фарсахов, и от Байлакана до Берзе 6 фарсахов. Из Берзе |213| в Сабурхаст 8 фарсахов; от Сабурхаста до Мераги 7 фарсахов; от Мераги до Дех-ал-Харакана 11 фарсахов; от ал-Харакана до Тебрига 9 фарсахов; от Тебриза до города Меранда 10 фарсахов. От Мераги до Куль-сере 10 фарсахов; от Куль-сере до Серата 10 фарсахов; от Серата до Нира 5 фарсахов; от Нира до Ардабиля 5 фарсахов; [27] от Ардабиля до Хан-Бабека 8 фарсахов; от Хан-Бабека до Берзенда 6 фарсахов; от Берзенда до Бахлаба (a: У Истакри: «Балхаб, Теглаб».) 12 фарсахов. От Ардабиля до Мукана 4 (b: Ибн-Хордадбэ: «десять». Идриси: «2 дня».) фарсаха. Если идти в Нариз из Берзе, то от него до Тифлиса 1 2 фарсаха; от Тифлиса до Джабравана 6 фарсахов, и от Джабравана до Нариза 4 фарсаха. От Нариза до Урмии 14 фарсахов, и от Урмии до Салмаса 6 фарсахов. От Меранда до Джара (c: Ибн-Хордадбэ: ал-Хан.) 4 фарсаха; от Джара до Хувей 6 фарсахов. А кто сворачивает с этой дороги в Армению, тот идет от Меранда до ас-Сари по долине 10 фарсахов; от долины до Нашава 10 фарсахов; от Нашава до Дабиля 20 фарсахов. Отправляющемуся из Варсана в Берда'а надо идти от Варсана до Кумама (d: Ибн-Хордадбэ: «Дерман».) 2 3 фарсаха, потом до Байлакана 7 фарсахов, и потом до Берда'а 3 фарсаха (e: Ибн-Хордадбэ: «от Варсана до Байлакана 6 фарсахов, потом до Юнана 3(6) фарсаха, а затем до Берда'а 3(6) фарсаха.). |226(19)| От Зенджана до Мераги 11 переходов; от Мераги |227| до Меяниджа 2 перехода; от Меяниджа до Ардабиля 11 переходов; от Ардабиля до станции Варсан, — это самая последняя станция в области Адербейджан, — 11 переходов; от станции Варсан до города Берда'а 8 переходов. От станции Берда'а до города ал-Мансуры 4 перехода; [29] от Берда'а до города Мутеваккилии 3 6 переходов; от города Мутеваккилии до Тифлиса 10 переходов. От Берда'а до Баб-ул-Абваба 15 переходов, и от Берда'а до Дабиля 9 (a: Ибн-Хордадбэ: «семь».) переходов. |244(12)| Провинции Адербейджана 4: Ардабиль, Меранд, Джабраван, Варсан, а столица город Берда'а. Доход, с них получаемый, по среднему расчету 4 500 000 диргемов, |246(3)| С Дияр-Рабией соприкасаются с севера две провинции Арзан и Маяфарикин. Доход с них в среднем 4 100 000 диргемов. Соседняя с ними страна Тарун, собственно составляющая часть Армении; владетель ее ежегодно платит отдельно 100 000 диргемов. Армения, расположенная к северу от Таруна, заключаете в себе провинции: Джурзан, Дабиль, Берзенд, Сирадже Тайр, Баджунайс, Арджиш, Хилат, Сисаджан, Арран, область Каликала и Бусфурджан, а столица ее Нашава. Доход с нее в среднем серебряной монетой 4 000 000 диргемов. |256(16)| Территория Хазар простирается от Армении до Хуварезма Хорасанского. Ануширван-ибн-Кубад, 5 вступив на престол, основал города Шабиран, Маскат и Баб и ал-Абваб (ворота) в Армении; они названы Абваб, потому что построены над дорогами в горах. Все эти [31] |260| места он населил отрядами из своего войска, по имени Сиясаджийцы. Потом, боясь набегов Хазар, написал царю их, прося у него мира, дружбы и заключения оборонительного союза, и посватался за его дочь, чтобы скрепить этим дружбу с царем Хазар; и вообще Ануширван выказал сильное желание еще большего родства с Хазарцем и послал ему одну девицу, находившуюся в его дворце и удочеренную одною из его супруг, которую (девицу) и выдал за свою дочь. Хазарец препроводил свою дочь к Ануширвану. После этого Ануширван отправился к Хазарцу и они встретились на месте, известном под именем ал-Баршалия; пировали они несколько дней и сдружились между собой, выказывая взаимно нежность и чествуя один другого. Затем Ануширван приказал некоторым из своих доверенных и приближенных напасть внезапно на край лагеря хазарского царя и поджечь его. С наступлением утра Хазарец пожаловался Ануширвану на это, а тот отнекивался, говоря, что ему ничего неизвестно по этому делу. По прошествии нескольких ночей Ануширван отдал приказание своим друзьям снова совершить то, что они сделали раньше. Когда это было исполнено, то Хазарец в гневе на их поступок начал громко выражать свое неудовольствие, пока Ануширван не успокоил его и не извинился перед ним. Хазарский царь принял извинение и успокоился. Потом Ануширван отдал приказ подбросить огонь в одном из краев своего лагеря; огонь попал на сараи, выстроенные из сена и хвороста. На утро Ануширван стал громко выражать Хазарцу свое неудовольствие и заявил ему: «Твои люди чуть было не разнесли и не разрушили мой лагерь. Ты подозревал меня, а теперь я, в свою очередь, имею право подозревать тебя». Тут Хазарец поклялся ему, что ничего он [33] не ведает о случившемся. Ануширван сказал ему: «О брат мой! Как видишь, твое и мое войско не одобряет нашего мира, так как он является помехой их походам и набегам, которые прежде мы предпринимали друг на друга. Я опасаюсь, как бы они не произвели мятежа, который разрознит сердца наши после нашей искренней и чистой любви, так что мы обратимся к прежней вражде после заключения родства и дружбы; было бы справедливо, если бы ты разрешил мне построить между тобой и мной стену. Мы сделаем в ней ворота и ни один человек не войдет к нам от тебя вопреки нашему желанию» (a: Следует прибавить: «да и к тебе от нас (явится) только тот, кого пожелаешь».). Хазарец дал ему на это благоприятный ответ и удалился восвояси, а Ануширван принялся за постройку стены и отстроил ее между морем и горами, выведя ее в вышину на 300 локтей, из каменных глыб и свинцу 6. Затем он приказал возить камни |261| на судах и бросать их в море, пока не подымется насыпь над поверхностью воды; на этой насыпи он продолжал постройку стены и вогнал стену в море на три мили. Окончив постройку стены, он повесил в проходе железные ворота и приставил к ним 100 конных стражников, тогда как раньше ему нужно было назначать туда 50 000 войска; выстроил он также там подвижную башню. Хазарскому царю говорили после этого: «Он обманул тебя, отдав за тебя не дочь свою и укрепившись от тебя». Но Хазарец уже ничего не мог поделать против хитрости Ануширвана. С этого времени прекратились набеги Хазар на Армению, тогда как прежде Хазары постоянно нападали на нее. Комментарии 1. Тифлис — местечко в Адербейджане. 2. У других авторов «Юнан». 3. Бывший Шамкур, до разрушения его Савардийцами. 4. Адербейджан отнесен автором к составным частям Джебаля. 5. См. к ал-Истахрию примечание 34. 6. См. к ал-Истахрию примечание 29 и 39. (пер. Н. А. Караулова)
|
|