Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

4. СТЕЛА ЦХРАЗМИЙСКИХ ХЕВИСУПАЛОВ

(923926 гг.)

Именем бога сей хели мы, Рамин и Гиорги, написали:

Когда /Коста/нти 40 был правителем Картли, мы являлись хевисупалами 41 Цхразмис-хеви. В то время построили мельницы и наверху дом один. Службу обязаны (нести) 42 8 человек 43.

Христос, воз/величь/ вовеки 44, аминь.

Сей хели я, Гиорги, написал. Христос, владыка обеих жизней, утверди душу Парая 45 в недрах Абраhама. Дай (ему) успокоение ... 46


О тексте

Надпись на каменной плите письмом асомтаврули, найдена в 1925 г. в ущелье Меджуды в Картли. Хранится в ГМГ.

Надпись опубликована: Г. Бочоридзе. Две надписи на плитах, ВН, 1925, I, с. 96—101 (на груз. яз.); А. Бакрадзе. Надпись X в. из ущелья Меджуды. — ВГМГ, XIX—В, с. 5—9; ПГП, II, с.5 (опирается на второе издание). [15]

По палеографическим данным датируется X в. Г. Бочоридзе отождествлял Костанти, во время правления которого в Картли выполнена надпись, с Костантине, сыном царя абхазов Гиорги I, и на этом основании датировал надпись примерно 923—926 гг. (ВН, I, 1925, с. 99). И. С. Долидзе датирует первой половиной X в.

 


Комментарии

40. Восстановление полной формы имени по сохранившемуся окончанию бесспорно. В грузинских источниках формы имен Костанти, Костантине являются параллельными (см.: Е. С. Такайшвили. Исторические материалы. ДГ, III, отд.III. Тифлис, 1913, с. 4748, 52; на груз. яз.). Этот Костанти действительно должен быть Костантине, сыном Гиорги II, имя которого в списках КЦ встречается в обеих этих формах (см. КЦ, I, с. 266267) (см.: Г. Бочоридзе. Две надписи на плитах, с. 9899).

41. *** “хевисупал» (ед. ч.); букв. “владыка хеви, ущелья”. Хеви имело значение административно-территориальной единицы, причем малые хеви входили в большие хеви. Согласно “Памятнику эриставов”, хеви Цхразма (Цхразмис-хеви) в VIIIIX вв. состоял из семи меньших хеви (см. ППВ, с.107108, 112, 121). Поскольку хеви Цхразма входил в большую административно-территориальную единицу ксанское эриставство, надо думать, что цхразмийские хевисупалы подчинялись ксанскому эриставу. По функциям они соответствовали мамасахлисам (букв. “отец дома”, первоначально “глава дома, рода” “старейшина общины”), правителям небольших хеви (ППВ, с.121122).

42. *** , букв. “висит (на нем)”.

43. Следуют символические знаки, по-видимому, в знак утверждения

44. ***.

45. ***

46. Конец не читается и не сохранился.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.