Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

14. ГРАМОТА ГИОРГИ IV ЛАШИ ШИО-МГУИМСК0МУ МОНАСТЫРЮ

(1214 или 1216 г.)

Именем бога это — приказ мой, Гиорги Багратуниани, волею божией апхазов и картвелов, ранов, кахов и армян царя, шарванша и шаhанша, и всего Востока и Запада самодержца.

Доложил (нам) избранник Христа, упование и господин мой, святой отец-пастырь Иоане, картлийский архиепископ, о деле селения Агара, пустыни Мгуиме. /Доложил/ 217 и молил (нас), чтобы (мы) освободили, ради моления (о) нашем царствовании, от упряжи скота, которой был обложен (каждый) пудзе 218.

Мы выслушали доклад и мольбу его, Иоане, картлийского архиепископа, и отпустили (вам повинность) упряжью скота, которой было обложено селение Агара, пустыни Мгуиме, вместе с крестьянскими воскресными (работами в пользу) Мгуиме. И для этого определили отправляющего (службы) и установили [69] для служб нам двенадцать праздников господних и субботы-воскресенья постов.

Это для нас установленное (да) никогда не задержится, пока та пустынь будет стоять. И никому не разрешаем 219 стереть и нарушить это наше установление, ни ослушаться, (ни) наносить вред, ни уменьшать это.

Теперь, кто увидит приказ и сигели этот: нашего управления моуравы, цихиставы Мухнари 220, (собиратели) скота 221 и все делопроизводители 222 наши, большие и малые, — утвердите. И никому не позволено стереть и нарушить этот наш приказ.

Написан приказ и сигели этот в индиктион царствования нашего десятый, рукою мцигнобара нашего Михаела Катарацис-дзе.

Подпись царя Гиорги вязью:

Твердо волею божией 223.


О тексте

Сохранился только конец подлинника грамоты, который находится в ЦГИАГ (ф. 1448, № 1723); пергамен; 35х25; после каждого слова две точки. В ИР хранится копия документа, по палеографическим данным переписанная в XVII в. (Ad, 477).

Кроме того, в ЦГИАГ хранится палеографическая копия документа, переписанная в 1912 г. С. Н. Какабадзе (ф. 1449, #1474).

Документ опубликован: Ф. Д. Жорданиа. Исторические документы Шио-Мгвимского монастыря..., с. 12—14; С. Н. Какабадзе. Три шиомгвимские сигели, с. 11—13 (текст по подлиннику без изменений с фотокопией); ПГП, II, с. 35—36.

Грамота датируется десятым годом царствования (правления) Гиорги IV Лаши. Но поскольку в научной литературе до сих пор нет единого мнения о дате смерти царицы Тамар, матери Гиорги Лаши, документ датировали: С. Н. Какабадзе в названной публикации 1220 г., но позднее — 1216 г. (см. корпус документов в ЦГИАГ), И. С. Долидзе — 1222 г. (ПГП, II, с. 35). Ф. Д. Жорданиа документ ошибочно приписывал Гиорги II и датировал 1082 г. [70]

В научной литературе приняты ошибочные даты смерти Тамар: 1212—1214 гг. (Addition, с. 297—298); 1213 г. (см.: А. С. Хаханов. Трапезундская хроника. М., 1905, с. 19); 1213—1214 гг. (И. А. Джавахишвили. История грузинского народа, II. Тифлис, 1914, с.634 (на груз. яз.); 1216 г. (см.: История и восхваление венценосцев, изд. К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1941, с. 43).

Однако Тамар, как это доказал С. Н. Какабадзе, скончалась в январе 1207 г. (см.: С. Н. Какабадзе. Год смерти грузинской царицы Тамар Великой. — “Известия Тифлисских высших женских курсов”. I. Тифлис, 1914, с. 163—168; он же. Год смерти грузинской царицы Тамары. — Газ. “Кавказское слово”, 1916, № 99; он же. Рецензия на книгу И. А. Джавахишвили, см. ВН, 1924, I, с. 289; он же. Исследование к изданию поэмы Шота Руставели. Тифлис, 1927, с. I/XVIII—I/XIX; он же. Руставели и его поэма “Витязь в тигровой шкуре”. Тбилиси, 1966, с.228—230 (на груз. яз.); см. также: Дж. Э. Одишели. Малые хроники (исторические приписки пасхалиев). Тбилиси, 1968, с. 94—96 (на груз. яз.); Б. Силагадзе. Некоторые вопросы истории Грузии XII—ХIII вв. по сведениям Ибн ал-Асира. — Грузия в эпоху Руставели. Тбилиси, 1966, с. 124—129 (на груз. яз.). В последних двух работах подтверждается правильность датировки смерти Тамар январем 1207 г.

Таким образом, с конца января 1207 г. царем Грузии являлся уже Гиорги Лаша. Но поскольку он родился в 1193 г. и был коронован в двенадцатилетнем возрасте (КЦ, I, с. 369—370), т.е. в 1205 г., еще при жизни матери, то десятым годом его царствования можно принять 1214 или 1216 г.

Поэтому данная грамота составлена в 1214 или в 1216 г.


Комментарии

217. Это слово пропущено.

218. О пудзе см. документ №13, прим. 7.

219. ***, букв. “никому не повелеваем”.

220. Следовательно, принадлежавшее Шио-Мгуимскому монастырю селение Агара административно входило в Мухнарское цихиставство.

221. *** “(собиратель) крупного (рогатого) скота”.

222. ***, букв. “делающие дело”.

223. Ни в начале грамоты, ни в начале приписки буквы К нет.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.