Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 9

Рапорт А. И. Русина А. А. Вирениусу

№ 201

7/20 августа 1903 г.

Состоявшееся в лице генерал-лейтенанта Алексеева объединение власти над восточноазиатскими владениями России 34, несомненно, произвело в Японии сильное, глубокое впечатление, гораздо большее, чем можно заключить из газетных статей. Японские политические деятели и пресса, когда случаются события, их поразившие неожиданностью, то первое время замалчивают о них, как бы собираясь с мыслями; то же случилось и теперь: лишь через несколько дней стали появляться первые заметки, обсуждающие событие.

Впечатление в высшей степени благоприятное, полезное для нашего политического положения на Дальнем Востоке, ввиду того, что это событие принимается как наглядное доказательство твердой решимости императорского правительства отстаивать несокрушимой силой интересы государства Российского на Дальнем Востоке.

Впечатление получилось бы еще сильнее, если бы это событие не совпало с осложнениями на Балканском полуострове, вызвавшими посылку Черноморской эскадры к Босфору 35. В этом факте усматривают, что Россия отвлекается делами Ближнего Востока и, конечно, японцы усилят свой натиск, возвысят свои притязания. Те условия для соглашения с Россиею, которые имелись в [72] виду токийским кабинетом при начале 16/29 июля переговоров с императорским правительством 36, конечно, теперь повышены, и, быть может, до такой недопустимой высоты, что почва для соглашения ускользает.

Надо заметить, что самые смелые, заносчивые вымогательства токийского правительства по поводу разграничения сфер влияния России и Японии на Дальнем Востоке будут все-таки поддержаны и одобрены большинством японской интеллигенции, большинством японской народной массы. Можно радоваться выдержке кабинета графа Кацура 37, который все-таки сдерживает народные японские инстинкты, народную жажду приключений.

Результат брожения японского населения вылился в последнее время в организации особой партии или лиги, среди которой отсутствуют не только крупные государственные люди, но даже сколько-нибудь известные, заметные деятели. Зато членов партии много и каждый стремится выделиться резкостью, беззастенчивостью, необдуманностью своих суждений. Эта партия или лига называется «Tai-Ro-Doshikai», что в переводе значит: «Общество единомышленников по отношению к России» 38. Английские газеты называют это общество «The Strong Foreign Policy Party» 39. Депутация партии после первого же митинга отправилась к министрам с целью представить свою программу и узнать о намерениях правительства. Депутация была принята лишь графом Кацура и бароном Кодама 40; первым – в качестве министра-президента, а вторым – министра внутренних дел. Оба уклонились разъяснить намерения японского правительства и преподали депутации совет быть сдержаннее.

Начатые Японией непосредственные переговоры с императорским правительством, очевидно, не допускали какого-либо общения между министрами и антирусскою партиею «Tai-Ro-Doshikai». Даже такой ярый русофоб, как морской министр вице-адмирал барон Ямамото 41, и тот не принял депутации.

В данное время, без сомнения, все зависит от результатов происходящих непосредственных переговоров между С.-Петербургом и Токио, а также положения дел на Балканском полуострове. При существующей же теперь в Японии возбужденной самонадеянности уступки с нашей стороны не всегда приведут к [73] благим результатам, т. к. могут быть истолкованы слабостью и вызовут новые домогательства дальнейших уступок.

С истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего превосходительства покорнейшим слугою,

А. Русин.

Помета: З. Рожественский. 15/9

РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 2486. Л. 134 – 138. Автограф.


Комментарии

34. Наместничество на Дальнем Востоке во главе с Е. И. Алексеевым было учреждено 30.07 (12.08) 1903 г. Территория наместничества охватывала Приамурское генерал-губернаторство и Квантунскую область, управление им было изъято из ведения министерств; наместник получил право самостоятельно осуществлять дипломатические сношения с восточноазиатскими государствами.

35. Это событие было связано с убийством в Битоли (европейская Турция) российского консула Ростковского. Требование об удовлетворении претензий со стороны русского правительства было подкреплено посылкой нескольких судов Черноморского флота к Босфору в августе 1903 г., вскоре отозванных оттуда, в результате чего Турция согласилась выполнить предъявленные ей условия.

36. 18(31) июля 1903 г. японское правительство через посланника С.-И. Курино обратилось к министру иностранных дел России В. Н. Ламздорфу с предложением о начале переговоров по проблемам Дальнего Востока, представляющим взаимный интерес. Основные условия Японии сводились к следующему: 1) уважение обеими сторонами "независимости и территориальной неприкосновенности Китайской и Корейской империй"; 2) признание "преобладающих интересов Японии в Корее и специальных интересов России в железнодорожных предприятиях в Маньчжурии"; 3) право каждой державы на ввод войск в свою сферу влияния. Эти предложения были отвергнуты.

37. Кацура Таро (1847 – 1913) – японский государственный и военный деятель, генерал. Военный министр (1898 – 1900), премьер-министр (1901 – 1905, 1908 – 1911, 1912 – 1913); последнюю должность совмещал с другими министерскими постами (в т. ч. в 1908 – 1913 гг. министр финансов). Один из инициаторов заключения англо-японского союза (см. примеч. № 26).

38. Первоначально эта организация, возникшая 8 апреля 1903 г., официально именовала себя «Тайгайко Досикай» («Общество за решительную внешнюю политику»). Предшественниками ее были японские  националистические группировки «Генъёся» («Общество темного океана»), «Кокурюкай» («Общество черного дракона», или «Амурское общество» – см. док. № 2 и примеч. № 9), «Кокумин Домэйкай» и др., существовавшие с 1880-х гг. С 9 августа 1903 г. общество стало именоваться «Тайро Досикай». Занимало экстремистские позиции по вопросам внешней политики, неоднократно высказывалось за объявление Японией войны России. После начала русско-японской войны общество самораспустилось в связи с достижением своей главной цели, однако его активисты продолжали свою деятельность, образовав в июле 1905 г. «Кова Мондай Доси Ренъёкай» («Союз единомышленников по вопросам мира»), выступавший против позиции японских представителей на Портсмутской конференции и организовавший выступление против мирного договора в токийском парке Хибия 5 сентября 1905 г. «Союз единомышленников» был распущен 16 октября 1905 г.

39. Партия решительной внешней политики (англ.)

40. Кодама Гентаро (1852 – 1906) – японский государственный и военный деятель. В 1880-х гг. участвовал в реорганизации японской армии. Во время японо-китайской войны 1894 – 1895 гг. – начальник штаба японских войск. В 1900 – 1903 гг. – министр внутренних дел и министр просвещения, в 1900 – 1902 гг. – одновременно военный министр, в 1903 – 1904 гг. – заместитель начальника Генерального штаба. Во время русско-японской войны 1904 – 1905 гг. – начальник штаба Маньчжурской армии. Кодама принадлежала ведущая роль в разработке плана войны с Россией.

41. Ямамото Гомбэй (1852 – 1933) – японский государственный и военный деятель, вице-адмирал (1895). В 1898 – 1906 гг. – морской министр, участвовал в подготовке англо-японского соглашения от 30 января 1902 г. Премьер-министр (1913 – 1914, 1923 – 1924). Один из наиболее активных сторонников экспансионистского курса во внешней политике Японии.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.