|
МАКАРОВ С. О. ПРАВОСЛАВИЕ В ЯПОНИИ ОТ ИЗДАТЕЛЯ. Командир корвета „Витязь" Флигель Адъютант Степан Осипович Макаров только что вернулся из Тихого Океана, где он провел со своим корветом около двух лет, и имел возможность ознакомиться с ходом дел нашей духовной Миссии в Японии. Под свежим впечатлением всего виденного и слышанного им он написал из Иокогамы одному из своих друзей в Петербурге письмо, разрешив предать его гласности без своей подписи. Письмо это было действительно напечатано почти полностию в №№ 162—165 Московских Ведомостей и в Прибавлениях к № 27 Церковных Ведомостей. В виду того, что письмо Степана Осиповича Макарова в живом и сжатом рассказе представляет ясную картину как постепенного развития православия в [4] Японии, так и настоящее положение дела, мы решились издать его особою брошюрою, для распространения сведений об отрадном успехе, который православие делает в Японии, Прилагаемый к сему рисунок есть уменьшенная копия фотографического снимка с Соборного храма во имя Воскресения Христова при Российской Духовной миссии в Токио. Фотография снята была 18 октября минувшего 1888 года. Купол уже находится на месте, но остается еще неоконченною отделка, наружная и внутренняя. Теперь больше, чем когда нибудь, это дело нуждается в материальной поддержке для того, чтобы закончить храм с тою же солидностию и правильностию, с которыми храм строился с самого своего фундамента. Пожертвования принимаются в Хозяйственном Управлении Святейшего Правительствующего Синода. [5] ПРАВОСЛАВИЕ В ЯПОНИИ. Я только что вернулся из Токио, где присутствовал на обедне в нашей духовной миссии. Служил отец Павел Сато на японском языке, при двух хо рах японских певчих. Это была обыкновенная воскресная служба, как всегда, но она произвела на меня огромное впечатление. Я знаю Японию еще с детства. Я бывал здесь разновременно, начиная с 1864 г., но мне никогда не приходила мысль побывать в японском православном храме во время богослужения, так как в этом я не предвидел ничего интересного. Я не мог представить себе, какое отрадное чувство испытывает русский человек при виде японцев, молящихся по обычаям нашей церкви. Все бывшие в Японии хорошо знают симпатичный нрав японского народа, заме чательное добродушие японцев и их по разительную обходительность. Ни в одной [6] стране вы не встретите столько внимания к посторонним людям и обычаям, как в Японии. Всякий народ имеет свои предрассудки и к чужим нравам относится не сколько враждебно; но японцы как будто созданы иначе и даже в то время, когда правительство строго воспрещало принимать что нибудь иностранное, японский народ с большим добродушием относился ко всему тому, что ему было совершенно чуждо. Все эти особенности характера японцев давно уже расположили к ним европейцев всех наций. Я лично люблю японцев может быть даже больше, чем другие, но все-же они были для меня посторонние люди, пока мест я не увидел их в православной церкви. Нужно видеть то, что я видел, чтобы понять эти чувства. Я не берусь их описывать — это мне не под силу. Не стыжусь сказать, что слезы умиления нередко навертывались у меня на гла зах, когда я стоял в церкви и видел эту густую толпу народа, в которой многие горячо молились. Прекрасное пение двух огромных хоров особенно много выигрывало от того, что звучный японский язык, с его короткими слогами, [7] чрезвычайно хорошо идет к нему. Благопристойность и выдержка в храме были по разительные. Певчие размещены по обе стороны церкви правильными рядами. Бого мольцы тихо и спокойно входили в церковь, а когда стали прикладываться ко кресту, то я не заметил ни одного чело века, который бы спешил и старался пройти впереди другого, хотя ни один человек не вышел из церкви, не при ложившись. Перед причастием была про поведь, которую за отсутствием Преосвя щенного, ездившего в Сендай, умело ска зал наставник семинарии Симеон Мии, кончивший курс кондидатом в Киевской Духовной Академии. При начале пропо веди, произнесенной, как и вся служба, на японском языке, все богомольцы сели на пол, по японскому обычаю. Наши пра вославные церкви без скамеек как будто созданы для японцев, которые в своей домашней жизни обходятся без мебели и сидят на тех же циновках, по которым, вследствие присущей япон цам опрятности, ходят без обуви. Мно гие из стариков и старушек все бого служение оставались на полу и часто на коленях горячо молились и клали зем ные поклоны. Во время пения „Отче наш" [8] тоже все усердно молились, а певчие по ложили земной поклон, когда окончили пение, и все это так просто, так не принужденно и с такою присущею одним японцам красотою движений, что на по стороннего человека производило самое глубокое впечатление. При виде этих вновь обращенных в православие и их неподдельной на божности, невольно мысленно переносишься ко временам первых христиан и воспоминаешь тех горячих служителей христианской веры, которые теперь так далеко отделены от нас минувшими ве ками. Японцев упрекают в материализме, но преосвященный Николай рассказал мне несколько примеров подвижничества и самоотвержения. Ему приходилось не однократно удерживать людей от не по силам ревностного желания поститься и подвергать себя разным лишениям. Священник Иоанн Сокай принадлежал к числу таких личностей. Преосвященный долго удерживал его при себе, чтобы наблюдать за ним, но наконец должен был уступить его просьбам и назначить ему отдельный приход, где он чрезвычайно ревностно [9] проповедывал православие. Отец Иоанн питал ся только несколькими щепотками сухого риса и водою. а часто и совсем ничего не ел, налагая на себя продолжительные посты. Вечная память этому святому человеку — его уже более нет в живых. Есть много других примеров, но размеры на стоящего письма не допускают меня излагать с такою подробностью, с ка кою хотелось бы все передать. В печати встречается очень мало сведений о том, каким образом православие распространялось в Японии. Дело это связано с именем преосвященного Николая, который вел его от начала, руководит им теперь и дай Бог, чтобы здоровье позволило ему еще долго руководить делом и в будущем. Я в первый раз видел его в 1860 го ду простым иеромонахом в Николаевске, где и тогда уже он был известен сво им святым образом жизни. Вторично встретил я его через четыре года в Хакодатэ, куда он приехал в 1861 году на стоятелем консульской церкви. Правитель ство Тайкуна в это время относилось враж дебно к христианам, и отец Николай стал посвящать все свое время на изучение японского языка и местных религий. [10] Только в 1868 году представился случай обратить на путь православия одного японца. Это был учитель фехтования сына нашего консула Гашкевича, некто Савабе, завзятый враг христиан, который не пропускал случая при встрече с отцем Николаем, если не делать ему оскорблений, то по крайней мере бросать на него взгляды, полные ненависти и злобы. В один прекрасный день он зашел к отцу Николаю и в оскорбительных и резких выражениях стал упрекать его в желании, будто свойственном всем христианам, причинить Японии вред. Надо сказать, что японцы понимали про поведников христианства, как чудодеев, и бывали примеры, что приходил человек и требовал из любознательности, чтобы при нем было совершено какое нибудь чудо. Недоброжелатели объясняли пожары злоумышленностью христиан, которые будто-бы обращались в кошек и разносили огонь по городу на своих хвостах. Савабе упрекал отца Николая в злонамеренности и злобно поносил христианство. Когда он кончил, тогда только отец Николай мог, в свою очередь, сделать ему упрек, что он [11] бранит вымышленного им врага, и что толковый человек, ранее чем бранить, дол жен узнать, в чем дело. Савабе согласился, чтобы ему объяснили, в чем заключается христианское учение, и через несколько времени из заклятого язычника сделался ревностным христианином. В 1875 г. он уже был рукоположен в Хакодатэ в священнический сан, и до сих пор ревностно трудится по распространению христианства. В 1868 г. на трон Японии вступил ныне царствующий император Муцихито. Гонение на христиан с этого времени несколько уменьшилось, так как Япония была занята своими политическими делами. Тем не менее рас пространение православия шло довольно медленно. В 1869 году отец Николай ездил в Петербург, где ему удалось выхлопотать, чтобы была учреждена православная миссия в Японии. В 1872 г. он переехал из Хакодатэ в Токио. Стеснения для христиан с каждым годом уменьшались, и когда в городе Сендае, лежащем на севере от Токио, и его окрестностях в 1872 г. посадили в тюрьму православных [12] христиан, то по приказанию из столицы, они были выпущены. Случай этот повел за собою конфиденциальное предписание губернаторам не преследовать христиан; действительно, с этого времени преследований не было, и христиане могли совершенно свободно исполнять все обряды. В настоящее время протестантские миссионеры требуют, чтобы в Японии императорским декретом была объявлена свобода вероисповедания, но Преосвященный думает, что в этом нет ни какой надобности. Он говорит, что никто в Японии не мешает не только церковной службе, но и даже похоронным процессиям и исполнению других публичных треб. Когда в 1885 году скончался бывший наш посланник в Токио Александр Пет рович Давыдов, то отпевание производилось на японском языке, с японскими певчими. Гроб сопровождали на кладбище с большою торжественностыо. Принцы крови и все министры приняли участие в печальной процессии, совершенной при большом стечении народа. Также довольно торжественно, с японским ду ховенством и певчими, отпевали в Токио и сопровождали на кладбище сына морского министра графа Сайчо. Случаев [13] оскорбления толпою наших миссионеров не было, равно как давно уже не слышно о каких либо неудовольствиях со стороны бонз. Можно ли желать еще большей свободы? Продолжаю начатый исторический раз сказ. В 1872 г. преосвященный Николай выбрал в Токио для русской духовной миссии место, которое было приобретено в бессрочную аренду. Место лежит в центре города на холме, который на зывается Суругадай, и строющийся на нем храм будет виден с доброй половины города. Арендная плата около 290 руб. золотом ежегодно. С 1873 г. началась постройка большого дома миссии с домовою же церковию в нем. Средства на эту постройку, в размере 32 тысяч, были собраны почти исключительно покойным адмиралом графом Путятиным. Дочь его Ольга Ефимовна, еще недавно проживавшая здесь при духовной миссии сестрою милосердия, на свои средства и средства графини Орловой-Давыдовой, построила дом для женской духовной школы на 100 уче ниц. Школы открывались мало по малу. [14] Сначала была заведена школа русского языка, но потом, когда правительство для русского языка завело собственную школу, туда была переведена большая часть уче ников, и при миссии оставлены только те, которые пожелали получить духовное образование. В настоящее время имеется семина рия с семилетним курсом. Учащихся 60 человек, выпуски бывают по одному в 2—3 года. В нынешнем году выпущен 4-й выпуск, в 17 человек, из которых 5 отправлено в духовные академии: С.-Петербургскую, Московскую и Киевскую. Обучение идет по преимуществу на русском языке и знание этого языка покамест, за недостатком переведенных священных книг и богословских сочи нений, обязательно. Катехизаторская школа началась по немногу с 1874 года. Преподавание в ней идет на японском языке и окончившие курс отправляются проповедниками в раз личные части Японии, где в этом яв ляется надобность. В настоящее время насчитывается 135 проповедников, рассыпанных по всей Японии. Причетническая школа на 15 [15] человек дает необходимое число причет ников. Женская духовная школа началась с 1873 года. В ней в настоящее время 36 девиц. Из этой школы уже выпущены многия хорошие сотрудницы ка техизаторам и учителям, за которых оне по преимуществу и выходят замуж. В последнее время в помощь катехизаторам, по почину Преосвященного, приходы выбирают наиболее ревностных христиан, которых дело заключается в том, чтобы приводить к про поведникам японцев, желающих услышать Слово Божие и ознакомиться с христианским учением. Принципы которых держатся проповедники суть следующие. Они не должны порицать действие каких нибудь миссионеров других вероисповеданий, а на против радоваться их успеху. Преосвященный руководствуется словами Спасителя, Который сказал Своим ученикам, желавшим запретить употреблять имя Христово тем, которые не принадлежат к их обществу: „не запрещайте; ибо кто не против вас, тот за вас" (Лук. 9. 50). О буддизме и [16] синтоизме проповедники не считают нужным говорить, тем более, что оба эти верования, по своему существу не представляют препятствия к распространению христианства. Все языческие религии на зываются проповедниками японским сло вом „хиоо" „икёо". которое в переводе на русский язык означает чужая „религия". Проповедники не требуют от принимающих православие переменять одежду или какие-нибудь обычаи, не идущие в прямой разлад с христианским учением. Преосвященный рассказывал мне, что ему случалось говорить перед собранием в 1000 и более человек, и что японцы легко и со вниманием выслушивают под ряд несколько проповедей, продолжающихся по часу каждая. К крещению допускаются только те, которые уже испытаны и выразили твердое намерение принять православие. Отпадения от православия в округах, где православные общины уже довольно много числены, почти не встречаются, тем не менее требуется постоянная проповедь, чтобы укреплять молодых христиан на избранном ими пути. [17] Катехизатор получает первоначально жалованье 8 руб. золотом в месяц, а затем 10 руб. До 1878 г. на расходы миссии не отпускалось никаких средств, кроме содержания трех миссионеров, которым на значено было по 2,000 руб. в год, но из этих средств, по добровольному соглашению, половина уделялась на церковь. С 1878 года на миссию уже ассигнуется из разных источников в России некоторая определенная сумма, идущая почти исключительно на дела миссионерства. Православные японские приходы по стройку храмов производят на свои собственные средства, содержание же священнослужителей большею частию требует поддержки от миссии. Постройка главного храма в Токио производится на добровольные пожертвования в России и Японии. Все деньги поступают к Преосвященному через Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде. Деньгам ведется строгий счет. Я видел книжку первоначального сбора. Вверху всего значится пожертвование покойной Государыни Императрицы Марии Александровны, затем идут имена жертвователей, принесших посильную лепту. [18] Я выбираю только некоторых Братья Федор и Григорий Кузмичи Каменские ... 2000 р. Юлия Ивановна Базанова . 2000 ” Дмитрий Иванович Стахеев 4000 ” Сергей Иванович Корзинкин 3000 ” Неизвестный 3000 ” Владимир Христофорович Спиридонов 4000 ” Тимофей Савич Морозов 4000 ” (Письмо это уже было написано, когда от Тимофея Савича поступило еще 3000 руб.) Василий Дмитриевич Аксенов......... 4000 ” Графиня Ламберт ... 5000 ” Граф Сергей Владимирович Орлов-Давыдов 6000 ” Гавриил Матвеевич Комаров 8000 ” От неизвестной .... 15,000 ” От Игнатия Петровича Лесникова с наросшими процентами...... 18,227 ” Граф Александр Дмитриевич Шереметев .. 20,000 ” От преосвященного Исидора, [19] митрополита С. - Петербургского, и от тех, которые через него внесли деньги . 32,000 р. Всего более поражают нас щедрые пожертвования одного ревнителя из Москвы, который не хотел, чтобы имя его было известно. Он дал первоначально 10 тысяч, потом еще два раза по 10 тысяч, потом 5 тысяч, а в нынешнем году опять прислал — 16 тысяч. Итого им пожертвовано 50 тысяч руб лей. Но не на одне эти суммы строится храм. Если-бы позволяли размеры настоящего письма, я охотно привел бы все имена добрых людей, помогавших святому делу и заслуживающих не менее глубокой признательности за свои посильные приношения. Строющийся храм во имя Воскресения Христова проектирован на 1500 человек. Проект составлен профессором Щуруповым и одобрен преосвященным Исидором, митрополитом С.-Петербургским. Работы ведутся весьма успешно, под непосредственным, по стоянным надзором самого преосвященного Николая. При постройке храма [20] много денег стоил фундамент. Частые землетрясения бывающие в этих местах заставили озаботиться об особом, усиленном укреплении сводов и арок, и как мне передавали люди знающие дело, храм строился чрезвычайно капитально и из лучшего материала. В настоящее время оканчивается купол, и можно надеяться, что в нынешнем году наружные работы собственно по храму будут почти все окончены. Для внутренней отделки храма Преосвященный предполагает, что потребуется еще около 30 тысяч кредитных рублей, и надеется, что с помощию Божиею и при участии добрых людей, удастся приготовить собор к освящению на Пасху 1890 года. Если теперь нас поражала гармония службы и стройное пение 60-ти человек в маленькой домовой церкви, то воображаю, какое грандиозное впечатление будет производить таже служба и тоже пение в большом соборе. С окончанием внутренней отделки храма работа еще не окончится: нужна ограда и нужна широкая лестница от главной улицы, лежащей у подножья его. Храм, по своему прекрасному положению на холме, даже теперь, окутанный [21] лесами, имеет величественный вид и высоко возвышается над всеми постройками города, но когда леса уберут, то пред глазами всего населения столицы явится на свет Божий грандиознейший монумент, которому пока нет подобного в Японии. Мой рассказ был бы далеко не полон, если бы я не каснулся другой работы преосвященного Николая, совсем невидной, но тем не менее тяжелой и требующей большого усидчивого труда. Я говорю о переводе богослужебных книг. Работа эта весьма сложная, и приходится иногда над одним выражением просиживать целый вечер. В некоторых случаях надо создавать вновь обороты речи, которые соответствовали бы и как можно ближе передавали настоящий смысл христианских истин. Когда японский язык оказывается недостаточен, то прибегают к более богатому языку китайскому. Преосвященный хорошо изучил ученую литературу этих языков, но и ему приходится работать при содействии здешних ученых, посвятивших изучению китайского и японского языков всю свою жизнь. Если принять во внимание, что кроме [22] кабинетного труда Преосвященный дол жен руководить еще и практическою частью всего огромного дела, то нельзя не преклониться перед его неусыпными трудами и неослабляющеюся энергиею. Вот где нужны помощники с молодыми и свежими силами и вот где эти силы могут получить себе огромную, достойную их работу. Между Преосвященным и посланником существуют самые искренния и самые сердечные отношения, которых я не однократно был свидетелем. Настоятель посольской церкви отец Анатолий живет в духовной миссии и много помогает преподаванию в семинарии и других школах, а некоторые японские певчие из миссии поют во дни литургии в посольской церкви. Преосвященный установил обычай ежегодно созывать собор православных христиан, на котором обсуждаются пред стоящие нужды и вырабатывается план работ на предстоящий год. Точно также на соборе подводятся итоги деятельности и статистические данные, которые и публикуются для всеобщего сведения на японском языке. В 1888 году собор состоялся в [23] городе Оссаки в июле месяце и получены следующие сведения.
Издержано христианами за год:
Все вышеприведенные цифры красноречиво говорят сами за себя и не нуждаются ни в каких комментариях. Другия вероисповедания не находят возможным предавать гласности свои статистические данные. Католические проповедники явились в Японию в половине XVI столетия, и тогда уже им удалось образовать боль шую католическую общину на Юге Японии. Я не мог достать никаких точных цифр относительно числа христиан [24] католиков в настоящее время. Один из высокопоставленных лиц католического мира говорил мне, что японцев католи ков до 50 тысяч человек. По другим сведениям их меньше даже, чем протестантов. О протестантах также ни кто ничего не знает. В газете Japan Herald от 1-го Мая 1886 года помещено письмо без подписи, из которого видно, что в 1884 году было 8679 христиан разных протестантских исповеданий, а в 1885 г. 11604. Вверху письма прибавлено от редакции, что она за эти сведения не отвечает.. Число миссионеров католических и . протестантских в Японии весьма значительно. В 1886 г. католическое миссионерство состояло из двух епископов, 56 патеров и 41 сестры милосердия. Про тестантских миссионеров 142, миссионерш 86, прочих лиц 228. В том же году наших миссионеров было 2, из них один настоятель посольской церкви. Распространение православия в Японии не вызывает со стороны этого на рода никаких опасений. Преосвященный в этом отношении держится тех правил, которые вообще присущи нашему [25] православному духовенству. Он совершенно посторонний человек для каких бы то ни было политических дел. В японских православных храмах молят ся о долголетии и благоденствии ныне царствующего императора, его дома и всего японского народа, а проповедники наставляют паству подчиняться властям, "ибо несть власть, аще не от Бога". Этим и заканчиваются отношения на шей духовной миссии к гражданской жиз ни Японии. Мне однако же могут поставить во прос: какое вероисповедание наиболее соответствует государственным интересам Японии и будет принято этою страною? Ответить на этот вопрос весьма трудно и еще труднее дать беспристрастный отзыв. К счастию, мне удалось по этому поводу беседовать не только с наиболее компетентным лицем здешнего дипломатического корпуса, но и с некоторыми из выдающихся лиц японской администрации. Из всех разговоров и того, что я лично видел, я пришел к заключению, что в Японии принятие того или другого вероисповедания может легко совершиться простым императорским [26] декретом, причем со стороны народа едва-ли будет встречено какое-нибудь существенное противодействие. Японцы весьма восприимчивы в подражании Западу, и притом в стране этой покамест нельзя подметить никаких следов религиозного фанатизма. Государственные люди Японии, повидимому считают, что еще не настала пора заняться делом религии. Япония на ходится в настоящее время в периоде гражданских реформ. Многое уже сделано и многое делается. Все интеллигентные силы увлечены одною общею идеею — создать из Японии цивилизованную страну, и на этот предмет тратятся все материальные средства государства. Отвлечься в дело религии — значило бы разделить свои силы и разделить свои средства; тем не менее вопрос о государственной религии в скором времени придется поставить на очередь. Католицизм, как думают многие, едвали может быть принят Япониею, ибо он нейдет к жизни этой страны и ея нравам. Для японского народа латинский язык совершенно чужд, а высшие государственные сановники не пожелают связывать себя подчинением [27] верховному вождю, проживающему на противоположном конце земного шара. Протестантское вероисповедание имеет больше шансов на успех, но государственные люди Японии не могут не видеть, что это вероисповедание поведет к распадению на секты. Оно не даст различным частям японского народа духовной связи и не поможет делу объединения государства. В деле такой огромной важности, как принятие той или другой государственной религии, нужно смотреть в будущее. Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что всем странам в мире предстоят еще большие внутренния бури от социальных движений. Бури эти, вероятно, будут ужасны, и не растерзанными могут остаться только те страны, в которых религия и государство составляют одно нераздельное целое. Принять протестантство — значит на всегда отказаться от той помощи, которую религия может оказывать государству. Православное вероисповедание не влечет за собою подчинения какому-нибудь духовному лицу, не проживающему в самой стране, равно как оно не ведет и [28] ко вмешательству постороннего политического элемента в государственном отношении. С точки зрения политической, нам русским безразлично, примет-ли Япония православие или нет. Наша программа заключается в том, чтобы совершенно не вмешиваться во внутренния дела дружественной нам соседки, с которой мы в настоящее время не связаны никакими материальными интересами. Пограничная черта с Японией тоже прекрасно определена и также обеспечивает на долгое будущее хорошие дружеские отношения к этой стране. Православие может дать Японии живую внутреннюю силу и упрочит в ней консервативные принципы, столь необходимые для прочности ея благосостояния в будущем. Как друзья японцев, мы могли бы радоваться всякому шагу их в этом направлении. Для нас было бы приятно и лестно иметь соседку единоверную с нами, но не наше дело тянуть ее в эту сторону. Государственные люди Японии прекрасно понимают интересы своей страны, и можно с уверенностью сказать, что они не сделают фальшивого шага. Текст воспроизведен по изданию: Православие в Японии. СПб. 1889 |
|