Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

[№ 38. Указ о праздновании Оониэ]

Ныне возглашаю: сегодня день, когда с пышным румянцем 1 [на лице] вкушают пиршество 2 первого урожая. Однако же, нынешний раз от иных отличен, потому что стали мы послушницей Будды и приняли завет Босацу. Посему прежде всего мы хотим служить Трем Сокровищам, затем почитать богов в храмах небесных и в храмах земных, затем жалеть и ласкать служащих нам принцев, вельмож, ста управ чиновников и весь народ Поднебесной 3. Вот так думаем мы править Поднебесной.

И вы мирно, в покое [урожай] вкушайте, и, приняв, разнесите дары пиршественные, что обычно жалуют, дабы темное и светлое питие 4, двумя землями, Юки и Суки, подносимое, вкушать, пока не зарумянитесь, как красная глина 5. И с тем дарами великими вас жалую — так возглашаю.

И еще возглашаю: думают люди, что с богами соприкасаться [173] можно, только если Трех Сокровищ избегаешь 6. Однако если посмотреть в сутре, то [окажется], что все божества священный Закон Будды оберегали и чтили 7. Посему и те, кто дом покинул, и "белые шелка" 8 вперемешку служить [на празднестве] могут, — так мы мыслим. И без очищения, словно очищение уже пройдено 9, великий урожай новый вкушайте.

Реченному повелению великому все внимайте, —
так возглашаю.


Комментарии

Указ исполнен в тот же день, что предыдущий.

1. С пышным румянцем - тоё-но акари, встречающееся и в норито формульное описание, относящееся, по-видимому, к некоему экстатическому состоянию, достигнутому путем вкушения «священного пития» на ритуальном пиршестве.

2. Пиршество - наораи, ритуал, означающий завершение священной части праздника, требующий состояния очищения. Это пир, сопровождаемый различными обрядами, культовыми плясками и т.п. Проводился в специальном помещении Наораидэн.

3. Вся эта фраза формулирует суть идеологической политики Кокэн, подстрекаемой своим фаворитом. На первое место она ставит буддизм, на второе - синтоистских богов, на третье иерархию разных групп населения.

4. Темное и светлое питие - см. коммент. к «Добрословию Накатоми».

5. Зарумянитесь, как красная глина - привычное для норито клише, связанное с трапезой.

6. С богами соприкасаться можно, только если Трех Сокровищ избегаешь. - В «Энгисики» в ряде мест записаны запреты для участников синтоистских ритуалов на контакт с буддийским духовенством, участие в буддийских церемониях, даже на называние буддийских реалий без употребления особых эвфемизмов, и т.п. (см. также комм. к норито в великих храмах Исэ).

7. Все божества священный закон Будды оберегали и чтили - здесь мы видим фазу развития концепции буддийского монаха Гёги об идентичности божеств синтоистского пантеона буддам и бодхисаттвам, приведенной впоследствии в систему трудами Кобо-дайси. Впрочем, ряд исследователей полагают, что речь здесь идет о низших божествах индуистского пантеона.

8. «Белые шелка» - миряне, вообще все, кто не относится к буддийскому монашеству, облаченному в «черные шелка».

9. Без очищения, словно очищение уже пройдено. - Поскольку контакт со всем буддийским считался осквернением, после него надо было проходить определенный срок очищения (ими), прежде чем становиться одним из участников синтоистского ритуала.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.