|
[№ 7. Указ при назначении госпожи Фудзивара императрицей-супругой] Возвещается великое повеление государево, и реченное повеление то все слушайте, — Возвещается так: И сему повелению реченному Комментарии Этот указ был провозглашен 24-й день 8-го месяца 1-го года Тэмпё (729 г.), исполнял его, как сказано в «Сёкунихонги», принц Иппон Тонэри. Фудзивара-но Асукабэ-химэ - дочь министра Фудзивара Фухито (см. указ № 2). Благодаря происхождению из рода Фудзивара была избрана официальной супругой императора и матерью наследника престола. Именовалась императрицей Комё. Наследный принц, рожденный Фудзивара Асукабэ, умер, когда ему не было и двух лет. В его смерти был обвинен Нагая-но Оо, левый министр, которому приписали занятия колдовством и еретической магией. Его захватили в его собственном доме, допрос ему учиняли Тонэри-синно, Ниитабэ-синно и Фудзивара Мутимаро. Он был признан виновным и приговорен и удушению. По-видимому, Нагая-оо был чем-то опасен императору; как пишет Р. К. Рэйшауэр, не случайно провозглашение Асукабэ императрицей оказалось возможным только после падения левого министра [Рэйшауэр. с. 182]. 1 ....тело наше бремя лет и месяцев накопило... - Императору Сёму было тогда 29 лет.2 . Императрица-матушка - Гэнсё.3 . Отец Фудзивара-но Асукабэ - Фудзивара-но Фухито.4 . Государь великий, Оосадзаки, что правил Поднебесной из дворца Такацу в Нанива, - император Нинтоку. Древний правитель, сын императора Одзин от Накацухимэ-но микото. Согласно «Кодзикн», он правил в 394-427 гг.5 . Ива-но химэ - супруга императора Нинтоку. Как пишет Д. Филнппи, ссылаясь на Мотоори Норинага, это первый случай, когда титул императрицы получила женщина, не принадлежащая к императорскому роду [Филиппи, 1969, с. 301]. Ива-но химэ - дочь Кацураги-но Соцубико, в свою очередь приходившегося сыном придворному, служившему при многих императорах - легендарному Такэсиути-но сукунэ, прославившемуся верностью властителям и сверхдолголетием (см. комм. 7 к указу при наделении вотчиной Фудзивара Фухито). Все же, согласно сводам, этот японский Мафусаил был внуком императора Когэн, т.е. Ива-но химэ, хоть и отдаленно, но все же имела отношение к правящему роду в отличие от Фудзивара-но Асукабэ.Концовка этого указа выразительно свидетельствует о значимости мифологического (или просто древнего) прецедента для придания тому или иному решению юридической силы. «Странное и новое» противопоставляется идущему из глубины прошлого, как незаконное и недостойное - истинному и юридически правомочному, в чем, по-видимому, можно усмотреть смешанное влияние - архаических структур мифологического менталитета и утверждающейся в Японии конфуцианской охранительной морали. |
|