|
[№ 15. Указ о пожаловании рангом великого бога Яхата] Повелению государеву согласно, смиренно
возвещаю: "Я, божество, приведу с собой богов небесных,
богов земных, так государь поведал, — Комментарии Этот указ был прочитан в 27-й день 12-го месяца 1-го года Тэмпё-Сёхо (749 г.) левым министром Татибана-но Мороэ и обращен к богу Яхата (Хатиман). Указ произносится от имени Сёму. Во время одного из своих буддийских паломничеств, совершенных еще до отречения, Сёму, молясь в храме Тисикидзи («храм Мудрости»), дал обет отлить статую Будды. Теперь он получил возможность завершить начатое с помощью синтоистского божества. Этот сюжет имеет свою предысторию. Как явствует из летописи «Сёку-нихонги», за месяц до этого Хатиман явился императору во сне и объявил, что хочет перебраться из Уса в столицу. Тогда на Кюсю была послана делегация придворных, чтобы сопровождать бунсин («отдельное тело») божества, и солдаты, чтобы прокладывать дорогу. Хатиман был помещен в одни из новых храмов во дворце Насихара, где в течение семи дней совершали службы буддийские монахи. Потом жрица Хатимана служила молебен в храме Тодайдзи в присутствии экс-императора Сёму, императрицы Кокэн и двора. При этом пять тысяч монахов молились и читали сутры, исполнялись священные танцы. Хатиман был пожалован первым рангом. Более того, вскоре это синтоистское божество стало бодхисаттвой Хатиман-дайбосацу. Так начиналось движение рёбусинто, соединившее буддизм с синтоизмом и оформленное впоследствии доктриной хондзи-суйдзяку («явление будд в здешнюю землю»), провозглашавшей синтоистских богов воплощением эманации Будды. 1 . И минувшем году дракона возносил государь моления Будде. - «Сёку-нихонги» не дает никаких сведений об этом паломничестве Сёму.2 . Хирохата-но Яхата - бог Хатиман, культ которого был в средние века распространен по всей территории страны. Божество изначально почиталось на Кюсю, возможно предположить и иноземное происхождение культа. Этот бог довольно рано считался богом войны, неудивительно поэтому, что он был сконтаминирован с императором Одзин, совершавшем мифические военные походы, а Химэгами - женское божество, почитавшееся на Кюсю в одном храме с Хатимаком, отождествилась с матерью Одзин'а, императрицей Дзингу. Его атрибутику (хирохата-но яхата - «восемь флагов - широких флагов») принято объяснять через обычай ставить флаги в знак почитания богов. Позднее Хатиман сделался родовым божеством самурайского клана Минамото, а затем стал покровителем воинского сословия вообще. Возможна его связь с кузнечным ремеслом и изготовлением оружия, хотя вообще генезис и мифологические функции этого божества остаются непроясненными, несмотря на большую популярность его культа.3 . Бидзэн - Норинага, верный своей археофилии, читает название этой провинции как Тоё-но мити-но кути, что, вероятно, не имеет оснований, - во всяком случае, в имеющихся текстах.4 . Медный кипяток в воду превращу. - Цахерт предлагает следующее объяснение этого выражения: поскольку с расплавленной медью обращаться трудно, Хатиман превратит ее в воду [Цахерт, с. 90]. |
|