|
[№ 10. Указ императрицы при исполнении наследной принцессой танца госэти и сложенные ею песни] Сын наш, государь, что, как бог явленный, Посему в знак того, что, наставляя и вразумляя, Сложенные императрицей песни 3: Комментарии Этот указ был исполнен в тот же день, что и предыдущий. Как указано в «Сёкунихонги», его, как и предшествующий, читал министр Татибана-но Сукунэ. 1 . Забава - в тексте асоби - «действо», «игра», как в ритуальном смысле (ср. камуасоби, «игрища богов»), так и в бытовом.2 . ...для государя и подданных, родителей и детей - здесь речь снова идет о значении ритуала и музыки для установления социальной гармонии и регуляции отношений в рамках государственной структуры (сюзерен и вассал) и семейного микросоциума (старшие и младшие, родители и дети).3 . Сложенные императрицей песни - на первый взгляд тексты песен не имеют юридической направленности и не являются частью указа. Однако все же песни имеют отношение к делу: как указано в «Сёкунихонги», Татибана-но Сукунэ возвестил и указ, и танка. Надо думать, что текст указа и песни исполнялись в разных музыкальных манерах, выражающих разные ритуальные значения. Все три пески записаны способом, сходным с манъёгана, слева к знакам имеются приписки одиночными иероглифами, передающими значение слова.В первой песне говорится об изволении бога. Мотоори Норинага, комментируя это стихотворение, исходил из того, что богом императрица называет императора Тэмму. «Где небо так огромно» - сора мицу, постоянный эпитет к слову Ямато. Пока это выражение не имеет достоверного и общепринятого толкования: «переполненное небом Ямато», «Ямато, на которое смотрят с неба (боги)» и т.д. Эти три песни составляют ритуальный цикл, в котором, по всей видимости, декларируется священный характер действа и называется жертвоприношение - священное вино. В сущности, цикл этот включает элементы норито - ссылку на мифологический прецедент, называние даров, формулировку просимого также в терминах норито - «покоиться ровно и долговечно», «отдохновенно править» и др. Возможно, что указ вместе с этими стихотворениями образует некую сложную структуру, объединяющую ритуальные функции текстов - обращений к богам, обращений к люду Поднебесной и сакрального песнопения в ритмико-мелодическом строе пятистиший. |
|