|
Праздник Ооими 1
в Хиросэ Произношу смиренно имя божества царственного, Подносимые дары драгоценные — Пусть подносимые дары драгоценные И перед царственными богами, Комментарии Этот праздник, вероятно, был учрежден в эпоху Хэйан, в годы Энряку или Конин. Проводился в первый день обезьяны четвертого и одиннадцатого лунного месяца. Праздник посвящен богине еды, и следы культа этой богини сохранились в сельской местности до наших дней. Ее именуют в разных местах по-разному (возможны контаминации с другими локальными божествами) - Угадзин, О-ука-сама, Ога-но ками и т.п., часто отождествляют также с божествами земледелия. Праздник этой богини ныне отмечается до и после Нового года: пекутся рисовые лепешки, по форме напоминающие сердце или овал, в дар этому божеству; иногда приношение совершается в задней комнате дома (чулане) Этот обычай распространен от Тохоку до Сикоку. Божество еды в настоящее время контаминируется также с Эбису-дайкоку и богами кухонного очага (см. также комм. 3). 1 . Ооими (букв. "великое освящение") - имя божества, которому посвящен храм в Хиросэ (нынешняя префектура Нара), это имя встречается в "Нихонсёки" в разделе об императоре Тэмму, где говорится, что император послал гонцов вознести хвалы богу Ооими в Кавава, в Хиросэ.2 . Слияние рек в Хиросэ - в этой местности соединяются несколько рек, по мнению Такэда Юкити, имеются в виду Хасэ, Кацураги и Асука в ее верхнем течении [НКБТ, 1970, с. 397-398]. Цугата называет Сахо, Хасэ, Асука Щугита, с. 153].3 . Вакаука-но мэ-но микото - "юная дева - повелительница еды", божество еды, прежде всего приготовленной из злаков. Ее принято отождествлять с богиней Тоёука-но мэ-но микото ("Дева - повелительница богатой еды"). Функционально или теонимически сходные божества встречаются в мифологических сводах. Согласно "Кодзики", хтонический бог Сусаноо, ставший причиной сокрытия богини солнца Аматэрасу в Небесной пещере, "изгнан божественным изгнанием" и просит еды у богини Оогэцухимэ. Та вынимает яства изо рта и носа и начинает стряпать, но Сусаноо, решив, что она хочет испортить еду, убивает богиню. Из головы убитой Оогэцухимэ рождаются шелковичные черви, из глаз - рис, из ушей - просо, из носа - красная фасоль, из гениталий - пшеница, из зада - соевые бобы. Связь божества пищи с Сусаноо подтверждается и в другом месте "Кодзики", где в числе детей, рожденных Сусаноо от Камуооити-химэ, называется Ука-но митама-но ками ("божество священной души еды"), в "Нихонсёки" в сходном мифологическом сюжете действует божество еды Укэмоти-но ками, достающее изо рта рис, рыбу и мясо. Лунное божество Цукуёми убивает Укэмоти-но ками, и из ее головы рождается домашний скот, изо лба - просо, из бровей - шелковичные черви, из глаз - сорная трава, из живота - рис, из гениталий - пшеница, соевые бобы и красная фасоль.4 . Вещи пятицветные - по мнению Такэда Юкити, это изделия из грубого шелка, покрашенные в пять цветов - красный, голубой, желтый, белый, черный [НКБТ, 1970, с. 397]. Пять цветов, разумеется, заимствованы из Китая, где еще в древности основными цветами считались сине-зеленый (до очень темного), желтый, багрово-красный, белый и черный [Древнекитайская философия, с. 345] В. Эберхард возводит происхождение пятицветной эмблематики жертвоприношений к легенде о Цюй Юане: жертвы реке, куда он бросился, не были приняты, пока рис не перевязали пятицветным шелком [Эберхард, с. 71].5 . Грубый рис, мягкий рис - в колосьях и нешелушеный.6 . С мягкой шерстью, с грубой шерстью - Камо Мабути в своем "Толковании норито ("Норитоко") высказывает мнение, что речь идет о птицах и зверях, некоторые исследователи полагают, что имеются в виду разные виды животных, по Цугита, это различие между крупными и мелкими животными.7 . Шесть угодий - имеются в виду Такэти, Кадзураки, Тооти, Сики, Яманобэ, Софу, перечисляемые в норито "Праздник испрашивания урожая". |
|