Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Заклинание при поднесении мечей рода Ямато-но фуми-но имикибэ 1
(тому же следует род Кафути-но фумибэ)
(Ямато-но фуми-но имикибэ-но тати-о татэмацуру токи-но дзу)

Почтительно
обращаюсь к правителю верховному, владыке Неба 2,
к великим богам трех пределов 3,
к солнцу, луне, звездам, планетам,
всем богам восьми направлений 4,
управителям судьбы, управителям скрижалей 5,
слева — к Отцу — Повелителю Востока,
справа — к Матери — Повелительнице Запада 6,
к пяти правителям пяти сторон света 7,
четырем погодам четырех времен года 8.

В руках держа изображения для подношений 9,
просим от бедствий избавить.
В руках держа мечи железные для подношений,
просим благоденствие государя продлить.
В заклинании говорим:
на восток — до самого дерева Фусо 10,
на запад — до места, где [солнце] в пучину погружается 11,
на юг — до Пламенного света 12,
на север — до места, где Слабые Воды 13,
на тысячу крепостей, на сто земель,
пусть правит он бодро
десять тысяч лет, десять тысяч лет.


Комментарии

Этот обряд предусматривает поднесение жертвенных мечей, изгоняющих: скверну, и чтение экзорцизма с той же целью. Как сказано об этом обряде в описании ритуала в «Энгисики», представители рода фумитобэ собираются в священном дворе императорской резиденции и подносят императору два украшенных золотом меча и две золотые и две серебряные фигурки. Он дышит на эти предметы, чтобы скверна перешла на них, и таким образом очищается- ритуал явно даосский по происхождению. Затем читается текст оохараэ.

Обычно во время Великого изгнания скверны исполняется и этот текст, и предыдущий, в «Сёкунихонги» приводится случай, когда норито оохараэ не читалось, а произносилось только это заклинание [Сёкунихонги, I, с. 16].

1. Фуми-но имикибэ - род, также называемый фумибэ, фумибито и фумибитобэ. Первоначально это был клан грамотеев (фуми), придворных ученых и хронистов, вероятно, из числа иммигрантов, скорее всего, корейских. В течение долгого времени они писали только по-китайски. Этот род делился на две ветви, называемые по месту жительства имикибэ из Ямато и имикибэ из Кафути (Каваути, Кавати), т.е. они жили к востоку и к западу от императорской резиденции.

Их участие в дворцовых церемониях сравнительно давнее, в «Нихонсёки» оно отмечается при императорах Ритю и Юряку.

Первая часть этого текста написана по-китайски и насыщена даосской космологической символикой. Вторая часть, начиная со второго абзаца перевода, написана по-японски с большим числом китаизмов и резко отличается по стилю от остальных норито. Цугита, ссылаясь на Сигэтанэ, пишет, что этот ритуал воспроизводит церемонии, принятые при Ханьском дворе [Цугита, с. 331].

2. Правитель верховный, владыка Неба - под ним обычно понимается бог - предок императорского дома в Японии.

3. Великие боги трех пределов - в даосизме этот термин принимает различные значения: три пары противоположностей (инь-ян, мягкое-твердое, гуманность-долг), кроме того, символ трех главных министров государства и пр. Здесь, вероятно, имеются в виду три пары ярких звезд в Созвездии Большой Медведицы., т.е. шесть астральных божеств.

4. Все боги восьми направлений - т.е. четырех основных сторон света и четырех промежуточных.

5....управители судьбы, управители скрижалей. - Возможно, под управителем судьбы здесь имеется в виду древнекитайское божество Сымин - или как божество очага, или как бог - охранитель дворца императора, или же просто как бог, ведающий жизнями. В принципе, управители судьбы и скрижалей - это звезды, управляющие деяниями людей и их судьбой - здесь, видимо, две звезды в созвездии Водолея, способные дать долголетие (хотя название второй звезды пишется в китайских текстах несколько иначе).

6. Отец-Повелитель Востока и Мать-Повелительница Запада - кит. Дунванфу и Сиванму. Сиванму, владычица Запада, в архаических мифах была зооморфной богиней страны мертвых. Так, в Каталоге гор и морей: «Нефритовая гора. Это место, где живет Бабка-[Хозяйка] Запада [Сиванму]. Бабка Запада похожа на человека, но с хвостом барса, клыками, как у тигра, любит свистеть, на всклокоченных волосах надеты украшения. Она управляет небесными эпидемиями и пятью наказаниями» [Каталог, с. 44]. К рубежу н. э. она уже трансформировалась в красавицу, царицу Запада. Вскоре, с превращением даосизма из философской системы в религиозное учение, Сиванму становится воплощением женского начала инь, и у нее появляется супруг - Повелитель Запада Дунвангун, воплощающий начало ян [Рифтин, 1980, с. 432]. О Дунвангуне тот же исследователь пишет, что этот более поздний образ, возможно, трансформация полулегендарного чжоуского Му-вана [Рифтин, 1980, с. 410-411]. В нашем случае в заклинании это божество именуется не Дунвангун, а Дунванфу (т.е. не «владыка», «министр», а «отец»). То, что, Дунванфу пребывает справа, а Сиванму - слева, должно, по-видимому, означать, что император обращен лицом к югу.

7. Пять правителей пяти сторон света - возможно, что имеются в виду пять легендарных китайских правителей. Не менее вероятно, что под пятью правителями разумеются божества, пребывающие в пяти пространственных зонах - восток, запад, север, юг и центр.

8. Четыре погоды четырех времен года - Цугита раскрывает эти четыре вида погод как тепло, жара, прохлада и холод [Цугита, 1933, с. 332].

9. Изображения - рокудзин, позолоченные и посеребренные фигурки, на которые переходила скверна. Возможно, что такие фигурки людей и есть та мелкая пластика из камня, глины, железа, которую во множестве находят в Японии археологи при раскопках.

10. Дерево Фусо - кит. фусан, в китайской мифологии дерево на востоке, откуда встает солнце, растущее за восточным морем, или прямо в море: оно было громадным - тысяча чжанов в высоту и толщину, на нем жил. нефритовый петух, он начинал петь, пение подхватывал золотой петух Персиковой столицы на горе Таодушань, затем все петухи Поднебесной [Юань Кэ, с. 90]. На этом дереве, по другим изводам, жили вороны-солнца. Непонятно, по каким соображениям Бок комментирует фусо как старокитайское название Японии [Бок, с. 89]. Представляется очевидным, что в тексте говорится о пространстве вселенной в четырех главных направлениях и фусо здесь может выступать только как один из четырех пределов, поэтому как метафора Японии в данном случае быть истолковано не может.

11. Место, где [солнце] в пучину погружается - кит. Юен, обозначение запада в китайском фольклоре.

12. Пламенный свет - метафорическое обозначение юга во многих китайских текстах.

13. Север... где Слабые Воды - мифологическое понятие северного предела вселенной. «Слабые Воды» - Жошуй, мифическая река, согласно «Каталогу гор и морей», окружает гору Куньлунь, т.е. западную границу мира, здесь же, видимо, интерпретируется как край света, находящийся необозримо далеко, и помещается на севере.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.