|
СВОД ЗАКОНОВ "ТАЙХОРЁ"702-718 гг. От редактора Свод законов «Тайхорё», опубликованный в 702 г., представляет собой правовое обобщение и систематизацию законодательных актов о социально-экономических и политических реформах второй половины VII в., направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства в форме монархии, на закрепление привилегированного, положения новой аристократии. На эти преобразования оказали влияние соседние государства — Китай и Корея, являвшиеся в то время уже довольно развитыми феодальными обществами. В результате этих реформ Япония перешла от первобытнообщинного строя к раннефеодальному. Историческое значение Свода законов «Тайхорё» состоит в том, что данный переход получил в нем отчетливое отражение. Япония в III-V вв. находилась на стадии распада первобытнообщинного строя. Японцы жили родовыми общинами, объединенные родовыми культами, поклонением общему родовому божеству. Во главе патриархального рода (удзи) стоял старейшина, существовала общинная собственность на землю и орудия труда. Для борьбы с аборигенами (эбису) и подавления народных восстаний отдельные роды объединялись в родо-племенные союзы, главенствующим среди них постепенно становится родо-племенной союз Ямато. Его старейшина являлся административным вождем, верховным военачальником, главой религиозного культа, а со временем превратился в крупного земельного собственника, рабовладельца. Придворная аристократия и местная родовая знать довольно широко применяли рабский труд, однако в силу ряда исторических причин рабовладение в Японии не достигло уровня, характерного для античной Европы, не вышло за рамки общественного уклада. Ниже родовой знати и аристократии находились свободные общинники (крестьяне) и полусвободные профессиональные группы (бэмин), состоявшие из рыбаков, ткачей, гончаров, кузнецов, плотников и т.п. Главенствующий род в Ямато кроме обычных бэмин имел свои профессиональные общины: оружейников (Мононобэ), служителей культа (Инбэ), администраторов (Накатоми) и Др., которые впоследствии сами стали крупными привилегированными родами (удзи). Именно между этими знатными родами, приобретшими силу и влияние, развернулась борьба за [4] главенствующую роль при Дворе (род Сога, например), за создание централизованного государства. Проникновение в Японию буддизма из Кореи и Китая, китайской политической и общественной мысли, письменности в V-VI вв. н. э. оказало большое влияние на культурное и общественное развитие Японии того времени. Внедрение более развитого ремесленного производства, новых форм орошения и возделывания почвы, шелководства, чайной культуры значительно ускорило процесс разложения родового строя. Японцы, посещавшие Китай, однако, не только восхищались достижениями его культуры, роскошью Танского двора, но и выражали тревогу по поводу его военной мощи, военной политики. Над отсталой, раздробленной страной Ямато нависла угроза распространения военной экспансии Китая на Японские острова. Внутри страны процесс разложения родового строя и классовая борьба достигли такого уровня, что родо-племенная верхушка уже нуждалась в крепкой централизованной власти, способной обуздать недовольство эксплуатируемых масс. Все это требовало коренных социально-экономических изменений, создания единого централизованного государства. В 645 г. принц Нака-но Оэ с помощью старейшины знатного рода Накатоми, известного в дальнейшем под именем Фудзивара Каматари, организовал заговор и уничтожил большую часть рода Сога, игравшего главную роль в родо-племенном союзе Ямато. Победители немедленно провозгласили начало новой эпохи, которую по китайской традиции назвали «Тайка» (Большие перемены). (Отсюда произошло название- «Переворот Тайка».) В начале 646 г. они издали «Манифест о реформах», в котором были изложены основные принципы коренных социально-политических преобразований («Реформы Тайка»), продолжавшиеся свыше 50 лет и получившие свое юридическое оформление в Своде законов «Тайхо рицурё», опубликованном в 702 г. Реформы «Тайка-Тайхо» прежде всего упразднили действовавшую систему землевладения, через которую родовая знать осуществляла автономную власть над ее владениями и людьми, жившими на этой земле. Вся земля была объявлена государственной собственностью, а общинники — подданными Трона. Бэмин были освобождены от полурабского состояния и уравнены в правах с крестьянами. Реформы не затронули положения домашних рабов. Пахотная земля подлежала распределению среди крестьян согласно уравнительной надельной системе — по числу едоков. За это они должны были платить налоги с урожая специальными продуктами (шелк, пряжа, ткани) и исполнять разного рода трудовые повинности (на строительстве), а также нести военную службу. Важной частью реформ было присвоение верховному [5] правителю племени Ямато (оокими) титула императора (тэнно, дословно «сын неба»). С целью повышения царского престижа была извлечена из мифологии легенда о его божественном происхождении, о якобы непрерывной линии наследования членов императорского дома со времени первого мифического императора Дзимму (660 г. до н. э.). Преданность родовым старейшинам в соответствии с религией синто была превращена в преданность императору. Все население должно было поклоняться теперь единому божеству — богине солнца Аматэрасу. С целью максимальной централизации государственной власти в руках Двора вся страна, получившая в это время название Нихон/Ниппон, была разделена на провинции (куни), уезды (гун) и поселения (сато) во главе с губернаторами, уездными начальниками и сельскими старостами. Для умиротворения бывших родовых старейшин и родо-племенных вождей правительство предоставило им важные административные посты и высокие ранги придворной аристократии. Крестьяне, формально считавшиеся свободными, страдали от малоземелья, непосильных налогов и повинностей, наиболее обременительной из которых была трудовая повинность. Выполнявший эту повинность член семьи не только снаряжался и содержался за свой счет, но и обязан был выплачивать все другие налоги. Не выдерживая налогового бремени, крестьяне нередко разорялись, превращаясь в бродяг или батраков крупных земельных магнатов. В самом законе о земельной реформе содержались положения, нарушавшие принцип государственной собственности на землю и надельной системы. Наряду с обычными крестьянскими наделами родо-племенной знати и крупным чиновникам предоставлялись привилегированные наделы: ранговые, должностные, дарственные и т.п. Эти наделы, по своим размерам в сотни и тысячи раз превышавшие обычные крестьянские наделы, вместе с прикрепленными к ним крестьянами постепенно переходили в пожизненное и даже наследственное владение императорского дома, родо-племенной знати, крупных чиновников, буддийских монастырей и синтоистских храмов. Такого рода земельные отношения стали материальной основой формирования раннефеодальной системы. Свод законов «Тайхо» 702 г. в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев да период более чем 500 лет. П. П. Топеха |
|