|
ВЕНЕЦИАНСКИЙ ДОКУМЕНТ XV в. О ТОРГОВОЙ НАВИГАЦИИ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕГосподи Иисусе! Решение, принятое Советом Двенадцати 1 июня 1443 г. в Модоне. Поручением, данным нашей славнейшей дожеской Синьорией Венеции и т. д. 1 почтенному миссеру Микьелю Донадо, высокочтимому капитану этих нав, плававших в Сирию, было предписано, что он должен отправиться и вернуться в Венецию, осуществляя совместную навигацию всех нав указанного плавания. И от указанного совместного каравана судов отделились две навы, патрон первой — сер Гаспар Лонго, второй — сер Кристофаль Солиго. И учитывая, что уже 13 дней указанный миссер капитан стоял в этом порту Модона, и отправил гриппу 2 со своим адмиралом 3 вплоть до Чериго 4, чтобы осмотреть почти все места, где он только мог обнаружить появление этих нав; и что тот, вернувшись, заявил, что искал, осматривал и расспрашивал повсюду, но ничего не нашел и не услышал о них: и что затем он был уведомлен гриппарией 5, идущей из Венеции и прибывшей сюда в Модон, и публично патроном 6 ему было сказано, что тот видел две больших навы, водоизмещением как те две, одну — близ Каво дель Дукато 7, другую — близ Паксу 8; и также, что (люди) другой гриппарии, прибывшей из Сицилии в этот порт, сказали, что когда она (эта гриппарbя. — С. К.) была у Кефалонии, в одном порту им сказали, что три дня назад там была одна венецианская нава, нагруженная хлопком, которая плыла из Сирии в Венецию, по вышеуказанным причинам этому миссеру капитану и всем его морякам казалось и кажется, что указанные две навы отплыли вперед и что нет смысла дольше здесь оставаться. По этой причине принимается решение ради блага торговли и торговцев, во имя Бога, чтобы указанный миссер капитан мог как можно быстрее отплыть из этого порта и держать свой путь в Венецию с оставшимися в этом порту Модона навами, невзирая на то, что в указанном поручении было сказано, что он должен был осуществлять совместную навигацию всех (нав). Нижеследующие являются членами указанного Совета:
Все были «за». И решение было принято. Комментарии1. Синьория — Малый Совет, состоящий из дожа, шести его советников и трех глав вытей судебной комиссии — Совета сорока (Кварантии). Готовила проекты решений для высших венецианских ассамблей — Большого Совета п Сената и обладала рядом функций исполнительной власти. Чаще всего предписания по осуществлению навигации давались от лица дожа, Сената и Синьории. 2. Гриппа (грип, гриппо) — небольшое гребное судно, как правило, с одной мачтой. Использовалось для каботажных перевозок, рыболовства, а также в качестве патрульно-посыльного корабля. 3. Адмирал — в венецианском флоте первый помощник капитана, выполнявший его-наиболее ответственные поручения и следивший за дисциплиной экипажа судов. Капитан — командующий всей эскадрой судов (а не отдельным кораблем). 4. Чериго — венец, название о-ва Китира. 5. Грипария (грипарион) — небольшой одномачтовый транспортный корабль. 6. Патрон — командир корабля, часто его владелец или один из владельцев, ответственный за осуществление навигации. 7. Мыс о-ва Лефкас. 8. О-в Пакси (Ионические острова). 9. Во главе администрации городов Корон и Модон стояли два венецианских кастеллана. Каждый из них имел по два советника. 10. Командир гарнизона крепости Модона. Текст воспроизведен по изданию: Венецианский документ о торговой навигации в Восточном Средиземноморье // Византийский временник, Том 52 (77). 1991 |
|