Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А.ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ

1697-1699

[СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ]

[СИЛЕЗИЯ]

Майя в 12 день. Приехал к цесарской границе: между цесарским государством ид полским королевством в том месте граничит болото, а иных никаких признакове нет. За тем помяненным болотом в цесарской стороне деревня Каменница, от вышепомяненнойж мелницы 1 миля, а от Честоховаз до цесарской границы 3 мили; от Варшавы до цесарской границы 35 миль польских, а московских 105и верст; а от Москвы до цесарской границы 1367 верст с полуверстою.

И, переехав цесарскую границу, того дни ехал Шленскою землею, в которой земле великой шленскойк город называется Бреславль 97, от котораго я проехал в 20-ти милях и приехал того дни обедать к железным заводам, к деревне Кузнице, от стану, где начевал, 3 мили. Та деревня Кузница во владеньел у шленца-мещанина, которой живет в Бреславле им называется /л. 23/ Шпилера. Тут завод железной средней, бне зело велик, в нем два горна, а руды железной много.

Того дни приехал начевать в цесарской город, которой называется Терновые Горы, от железных заводов 2 мили. В том месте около слободыв крепостей никаких нет, ни валуг, ни стен, толко ров невеликой. То место невеликое, жителей того места богатых людей много. Среди того места есть домы мещанские каменные, хорошие; лавок и в них таваров в том городе немало; костел один великой, а два неболшие каменные. В том городе шляхецких домов нет, все мещанскиед живут. В том городе нанел я себе фурманов до города Опавы, ае своих лошедец, на которых с Москвы ехал, с человеком своим отж Терновых Гор отпустил к Москве; аз от Варшавы до техи Терновых Гор 39 миль полских, а московских 145 верст; а от Москвы до Терновых Гор 1412 верст с полуверстою.

Майя в 14 день. Приехал обедать в местечко Пшвицы, от Терновых Гор 3 мили. В том местечке город каменной и домы каменные, в том же местечке 3 костела каменных. Того ж дни приехал начевать в местечко Руды, от Пшвиц 4 мили. В том местечке есть кляштор законников барнадынов. [33]

Майя в 15 день. Приехал обедать в город Рацыбурк, от местечка Руды 3 мили, от Терновых Гор 10 миль цесарских, а московских 50 верст. Тот город Рацыбурл великой, каменной, и домы в нем каменные. Тот город Рацыбурм многим болши города Терновых Гор. В Рацыбуре таваров всяких много. Замак в нем, то есть верхней город, каменной же; в том замке живет цесарскаго величества граф, дом ево каменной, великой; также в том замке костел великой, каменной. Около графова дому сад великой, а кругом замку и кругом домов многих пропущены воды из реки, которая река под городом Рацыбуром ин называется Одра, чрез которую я переехал по мосту. Посреди города Рацыбура зделаны изрядные одве фантанып, из которых изходят воды и вливаются в ящики великие; из тех ящиков берут воду во все домы на всякие потребы. В том городе домов мещанских каменных много изряднаго строения.

Того ж числа приехал начевать в город Опаву, от Рацыбурар 4 мили, от Терновых Гор 14 миль цесарских, а московских 75 верст; а от границы полской 18 мильс цесарских, а от Москвы до Апавы 1472 версты с полуверстою. /л. 23 об./ Опава — город каменной, великой, и воды скрозь тот город пропущены многие, строение в том городе каменное, изрядное, костелы великие; также и домы хорошие, полаты высокие, в четыре жильяа вверх, архитектура в домовном строении изрядная, и многие полаты писаны с лица изрядными живописными писмами.

В Опаве у болшаго костела зделан столп каменной, на том столбе поставлен образ Пресвятыя Богородицы литой, золотой, величеством в меру человеческаго возраста, изрядною работою зделан. У того ж помяненнаго столба внизу поставлены четыре образа ангелских, вырезаны из каменей белых изрядною ж работою. Блиско того столба зделана фантана круглая, и водаб течет из тое фантаны из четырех мест; на верху тое фантаны зделан зверь-аспид, ав на нем образ Спасов резной работы поставлен.

Тот город Опава цесарской в Шленской же земле; управляет тем городом цесарской граф шлихтенант, то есть секретарь тайнаго цесарскаго совету. С того города збираетсяг на цесаря со всякаго мещанскаго двора в год по 100 ефимков да на вышепомяненнаго графа, которой тем городом управляет, збирается со всякаго ж мещанскаго двора в год по 6 ефимков. Тот город Опава велик гораздо и многолюден. В том городе Опаве, также и в помяненном городе Рацыборед, в бытность мою стояло цесарских салдатов епо 4 человека, в квартереж. В том згородеи Опаве много рядов, лавок каменных и всяких таваров доволно, и тавары в Опаве не гораздо дороги.

Майя в 16 день, то есть в неделю седмую по Святой Пасхе, ку римлян того году в тот день по их римскому календарю праздник был Святые Троицы. Того лчисла стоял ям в помяненном городе Опаве для того, что у них в тот день нбыло великоео торжество и фурманы того дня в дорогу ехать не похотелип и не смели под страхом.

И того дни был я в костеле у езувитовр в кляшторе, где отправляли мшю на болшом олтаре. Тот костел каменной, великой, работы изрядной резной из каменя, а в средине того костела богатство невеликое. Мшю отправлял поп римской да с ним сослужителейс было 6 человек. Во время тойт мши на хорах в том костеле играла музыка на органах, и на скрыпицах, и на иных инструментах; утрубили на трубахф и по политаврамх и цпо барабанамч билиш в том же костеле и на тех же [34] хорах. В том жещ костеле по обе стороны олтаря лежали в великих горшках ветви зеленые, отрезанные от розных родов дерев, и травы, и цветыы многие. А молитв коленопреклонных /л. 24/ в римской церкве в Неделю Пятидесятую не читают. В тот день в том костеле многие римскиеа причащалися Тела Христова: иные пред зачатием обедни, иные приз отпуске. Причащал мирскихи людей один поп римской пог отпуске обедни, тот, которой служил мшюд. Потом, отпустя обедню и причастя всех причастников, сказале казание езувита, на катедре стоя, не тот, которой служил того числа обедню. Того казания тот казнадей, помяненный езувита, положил тему сими словесы святаго Иоанна Богослова, написанными в Святом Евангелии: «Аще аз не иду, утешитель не приидет» 98. И приводилж тот казнодей о том, как достоит человеку изготовить сердце свое ко приятию Святаго Духа. И таково изрядно сказывал, что все слушащиез от него умилилися сердцами и доволно многие плакали.

В том городе около великаго торговища много великих каменных домов изряднаго строения. На том же торговище зделаныи три фацтаны изрядные. Тут же костел римской великой, каменной, которой именуется фара, то есть соборной. И блиско того костела на паперти зделаны балясы и за балясами зделано властно как гора. И на той горе поставлен образ Спасителев, вырезан из дерева тем подобием, как Господь Иисуск молился Богу, Отцу своему, пред волным лсвоим Страданиемм, глаголя: «Отче, аще возможно, да мимо идет от меня чаша сия» 99. Пред тем помяненным Спасовымн образом поставлен образ, резной из дерева, ангела с показанною чашею ио крестом. Тут же 3 образа святых апостол спящих Петра, Иякова, Иоанна, вырезаны из дерева ж; то место зделано изрядною работою. Город Опава многим болше столичнаго полскаго места Варшавы и строением гораздо Варшавы лутче.

Того ж дни был я на веспоре, то есть у вечерни, в том же помяненном костеле, э котором был яп у обедни. Там было паки казание: на той же помяненной катедре сказалр езувита другой, не тот, который сказало после обедни. Сему казанию положил тему из Апостолских Деяний, сице: «Сниде Дух Святый во огненных языцех, и начаша апостоли глаголати странными глаголы» 100. Во время той вечерни в том же костеле игралат на хорах музыка та ж, что и во время обедни в том костеле была.

Как ехал от Рацыбурау к Опаве, и от меня в трех милях были в левой стороне великие Венгерские горы и зело высокие, которые высотою равняются оболокам. /л. 24 об./


Комментарии

97. ...ехал Шленскою землею, в которой земле великой шленской город называется Бреславль.— Силезия, историческая славянская область в верхнем и среднем течении Одры, с 1526 г. находилась под властью Габсбургов. Бреславль — город Вроцлав.

98. «Аще аз не иду, утешитель не приидет».— Евангелие от Иоанна, XVI, 7.

99. «Отче, аще возможно, да мимо идет от меня чаша сия».— Евангелие от Матфея, XXVI, 42; от Марка, XIV, 36; от Луки, XXII, 42.

100. «Сниде Дух Святый во огненных языцех, и начаша апостоли глаголати странными глаголы».— Деяния апостолов, II, 3-4.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.