|
ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А.ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ1697-1699 [ФЛОРЕНЦИЯ] А как я приехал ко Флоренским воротам, и в воротех, которое салдаты стоят для караулу, хотели по обыкновению своему осмотритьт у меня в сундуке всяких купецких вещей. И как услышали обо мне, что я Московскаго государства человек, и они, у меня ничего не осматривая, тотчас меня во Флоренцию пропустили. И я, въехав во Флоренцию, стал в остариюу, которая называется Сан-Люнци. В той остари /л. 147 об./ хозяин отвел мне полату изрядную, в которой была кровать золоченая з завесом изрядным, также постеля хорошая з белыми чистыми простынями и с одеялом изрядным, и стол, и стулы, и креслы изрядные, и всякой убор, зеркалы, картины, как обыкновенно италияцом убирать полаты. В той остарии за пищу, и за полату, и за всякой покой платил я хозяину за себя по семи Павлов римских на сутки, а московских денег будет по полтине. Того: ж числа по обеде пошел гулять и пришел перво к церкве Иоанна Предотечи 398. Та церковь великая, зделана осмерограннаяа изрядною архитектуроюб и мастерством предивным; также ви уборг в ней харошей. Над той церкве четверы двери великие; у тех дверей затворы поделаны медные, предивным мастерством высеканыее; на тех дверяхж фигуры из меди, власно как бы из дерева вырезаны зело предивно. Потом пришел к саборной церкве, которая называется италиянским языком Санта Мария Фиоре, то есть Святыя Марии Цветковой 399. Та церковь зело велика, а снаружиз зделана вся из белаго мрамору, а в белой мрамор врезываныи черные каменья изрядными фигурами, и препорциею та церковь зделана дивною. А внутри тое церкви убору никакого нет, толко олтарь зделан изрядною резною работою из алебастру, и помост в той во всей церкве зделан из розных мраморов изрядною же работою. Потом пришел в один дом, в котором флоренскаго великаго князя сидят звери и птицы. В том доме поделаны зверям места пространные и полаты, в которых кзвери живутл изрядные. В те места поделаны окна великие и вставлены решетки железные, толстые, в которые окна сквозьм те решетки могут люди зверей видеть. Среди того дому зделано между полат место пространное; среди того места стоит столп деревенойн великой. А зделано то место для того: когда похочет Флоренской великой князь теми зверми веселится, тогда на то место выпускают зверей; и те звери на том месте бьются, а великой князь смотрит того сверху, где поделаны вокруг того помяненнагоо места переходы каменные, изрядные. И еслип зверь зверя учнет одолевать и их людем разнять невозможно за их лютостию, и для того разъему зделан инструмент такой: зделано из глины одно воображение великое, безмерно страшливое, подобием некакой зело устрашителной жабыр; и в то изображение войдут люди и запалят в нем огонь, чтоб дым и пламя огня исходило у того изображения [229] изо рту, и из глазс, и из ушей, и из сторонт. И так те люди в том страшилище взъедут в то место, где те звери бьются, и таку звери то изображение увидят, испужаются, /л. 148/ чают, что живое нечто вошло к ним, и разбегутся разноа, покинув дратся. Тогда их зверовщики, взяв, посадят в их места, в которых живут. А зделано то страшливое изображение на колесах, и могут в нем бывшие люди иттить, куды хотятб. В том доме видел я лва великаго, которому, сказывают, 9 лет. Потом виделв лвицу великую ж, и сказывают об ней вещь удивителную, бутто она болна лихорадкою, которую я видел лежащую, и зело громогласно ревела, власно как бы стонет. Потом видел лва молодогог, у котораго еще нет гривы и на хвосте кисти; а сказывают, что-де тот лев еще трех лет. Потом видел: два лва малых в одном месте сидят и играют между собою, а величеством жед малые лвые с посредственнагож волка; а сказывают, что тем лвам еще от роду по семи месяцов из привезены из Гишпании. В том же доме видел одного барса великаго и зело изряднаго. В том же доме видел трех медведей великих, между которыми один половой, великой; а сказывают, что тот половой медведь в том доме сидит уже 30 лет. В том же доме видел немало волков великих. В том же доме видел одну лисицу черную; а сказывают, что-де та лисица привезена в давных летех во Флоренцию с Москвы. Там же видел много орлов великих серых. Потом ис того дому пришел к церкве святаго архидиякона Лаврентия 400, которая зачатаи делать тому 94 года; и непрестанно от того времени, как начата, и по се время делают, а еще не докончана, и чаетк, что еще болши десяти лет тое церкви докончать невозможно. Та церковь немалая, осмероуголная, во все стены ровная, с лица зделана из сераго камени предивным мастерством; по многим местам кругом окон вставлен алебастр изрядною глаткою работою. А изнутри та церковь вся зделана из розных мраморов такою преславною работою, какой работы на всем свете нигде лутчел не обретается. И в те мраморы врезываным каменья цветные, индейские и персицкие, и раковины, и карольки, и ентари, и туниасын, и хрустали такою преудивителною работою, котораго мастерства подлинно описать невозможно. Около тех розных мраморов кладены дарожники медные, литые, золоченые запарнымо золотом. Те цветные мраморы так в лице поставлены, власно какп изрядные зеркалы; и в тех камнях та церковь и бывающие в ней люди видимы, власно как в зеркалах. В тое церковь изготовлен олтарь римской, зделан весь ис чистаго золота преудивителным мастерством, которому цена один милион червонных золотых. /л. 148 об./ В той же церкви у стен поделаны из розных же мраморов гробы, в которых лежать будут тела древних Флоренских великих князей. Между теми зделан гроб, где лежать по смерти телу нынешняго грандуки, то есть великаго князя флоренскаго 401. Те гробы поделаны такою преузорочною работою, что уму человеческому непостижноа. И над теми гробами поставлены персоны вышеименованных древних Флоренских великих князей, также и нынешняго великаго князя флоренскаго персона над ево гробом стоит. А высечены те их все персоны из алебастру изрядным мастерством и с такими фигурами, которых подробну описать невозможно 402. Ис тое церкви сошел я вниз под тое церковь, где зделана церковь же римская, на котором олтаре стоит образ Распятия Христова, и образ [230] Пресвятыя Богородицы, и образ Иоанна Богослова, вырезаны из алебастру таким предивным мастерством, какова мастерства во всем свете мало обретается. И поделаны под тою церковью столпы для укрепления верхней церкви; а стены тое нижние церкви зделаны толщиною четырнатцати локтей италиянских, а локоть италиянской менши московскаго аршина двемяб вершками. Из-под тоев церкви вышед, пошел до церкви, которая называется италиянским языком Нунциятаг, то есть Благовещение Пресвятыя Богородицы 403. У той церкви есть монастырь, в котором живут законники-бенедиктияне. Перед тою церковью зделана одна площадь вместо паперти четвероуголная, во все стены по семи сажень трехаршинных. На той площади высоко подлед стен поставлены персоны многих римских папежев резные, изрядным мастерством зделаны и росписаны красками, власно как живы. На той же площади подле стен же поставлены многие персоны древние розных людей, которые получили милость от образа Пресвятыя Богородицы, которой образ в том костеле стоит. И на тое память ставили свои персоны у того костела так зделаные, как были в каких притчинахе: жболезнях, или ранены, или в каких печалех — так и поставлены те персоны и доныне стоят. Потом вошел в тое церковь, в которой видел строение изрядное: убрана та церковь изнутри мраморами цветными изрядными и алебастровыми резбами изрядными ж; своду в той церкве нет, зделан потолок накатной резною предивною работою, весь вызолочен; также и иные изрядные уборы в той церкве предивно устроены. В той же церкве каплица, то есть предел, зделан во имя Пресвятыя Богородицы, невелик, а строен; строение в нем предивное: престол весь литой, /л. 149/ серебреной; также подсвешники превеликие серебреные; на престоле поделаны образы святых ангел литые, серебреные, великие; также около престола поверху поделаны образы херувимов, и серафимов, и ангелов литые ж, серебреные. Лампад великих серебреных в том пределе множество, между которыми в средине висит одна лампада велика зело, серебреная, вся вызолочена, зделана изрядным мастерством. А отгорожен тот костел малой от великаго костела перилами медными, изрядными. И по тем перилам поставлены зело великие шанданыа серебреные, зделаны подобием великих кувшинов, в которых ставят свечи и цветы для украшения церкви; тех шандановб числом 25. Также и в ыных фигурах серебра множество и убор всякой предивной и зело богатой. Ис тое церкви пошел я к себе в остарию для того, что было от солнечнаго паления зело жарко и болши таго гулятьз для того жару не мог. Потом, как солнечной жар умалился, и я паки пошел гулять и пришел паки к великой соборной церкве, на которой сг передней стены для входу в церковь зделаны трои двери. Ид над двоими дверми подписано латинскимие литерамиж, а именноз: над первыми двермии: «Собор вселенский во Флоренции чинится трудных зело времен, когда были Виктор Вторый, папеж наиболший, и Гендрикк, цесарь Август 404, в лето Господне 1055л. Аминьм»; на других дверех тоян ж церкви написаноо: «Святый вселенский седмый на десять собор в той Флоренской церкве чинится, в которой так грецы, яко и латини, до единой самой правой веры приступили пред Евгениемп Четвертым, вселенские церкви папежем, и пред Иоанном Августом, греческим царем, в летер Господне 1439-м» 405. У той соборной церкви зделана колоколня зело [231] высокая, четвероуголная, предивною работою; резбы изрядные из белаго и ис чернаго каменей, и работа во всем зело субтелнаяс ит изрядная. Потом пришел в одно место, где зделана одна широкая улица, а по сторонам тое улицы поделаны домы /л. 149 об./ великие изрядною архитектуроюа. Тут построены предивные полаты: внизу юстициб, то есть приказы 406; а на нижних полатах поделаны еще вверх два жилья, полаты ж изрядные, которые называются по-флоренску галлярия. В тех полатах лежатв Флоренскаго княжества древние всякие вещи предивные. В конце тех полат чрез улицу зделаны ис полат в полаты переходы широкие, изрядным мастерством построены иг резбами алебастровыми изрядными убраны. Потом пришел я на один великой мост, которой зделан через реку на каменных столбах высоко зело и широк 407. На том мосту по обе стороны поделаны лавки, в которых сидят марканты, то есть купцы, и торгуют серебромд. В тех лавках серебра есть малое число, и работ в серебре самых добрых в тех лавках я не видал. Потом я, перешед тот мост, пришел ко двору флоренскаго князя 408. Тот ево двор стоит на пригорке, полаты великие, строения и моды древней. У ворот ево стоит адин караулщик с протазаном, и у двора [232] ево никого я не видал. А на двор ево я не пошел, для того что я ходил там гулять тайным лицом, а не явною своею особою, для того что мое намерение было такое, чтоб болши одного дня во Флоренци не жить. А еслие бы мне сказатсяж своим лицом во Флоренци, и меня бы великой князь Флоренской задержал любовноз: для имени государя моего хотел бы мне учинить гонор и тем бы дороге моей учинил препятие. И, смотря я того великаго князя дому, пришел к себе в остарию. Того ж числа приказал фурманам своим, чтоб они августа в 24 день приехали ко мне в остарию поутруи рано, чтоб мне ис Флоренци того числа квыехать поутрул рано. А сам я сего вечера убрався со всем и росплатился с хозяином, чтоб мне задержания ни от кого не было. Описание Флоренции. Флоренция есть место великоем между великих гор на ровном месте. И в нем обитает грандука, то есть великой князь, которой имеет корону, то есть венчанной, имеет под собою и другие места немалые, и владетелство ево немалое и многолюдное. Около самого места Флоренци город каменной, древняго строения, з башнями каменными и ворота проезжие древней моды, однако ж изряднаго мастерства 409. Во Флоренции домов самых изрядных, которые бы были самойн изрядной препорци, мало; все домы Флоренские одревняго зданияп. /л. 150/ аВесь город Флоренцияб вымощена каменем. И полаты есть высокие, в три и в четыре жильяв в высоту, а строены просто, не по архитектуре. Скрозь Флоренцию течет река немалая, которая называется Арниг 410. Чрез тое реку зделаны четыре моста каменныхд, великихе, на каменных столпах, между которыми один зело велик, о котором я в сей книге писал выше сего, жна котором построен серебреной рядз. Монастырей и церквей во Флоренци всех с лишком 200, которые изрядное имеют в себе украшение и богати серебром и всякими церковными утварми зело. Во Флоренции народ чистойи и зело приемной к фарестиеромк. Платья носят француское чесные люди, а иные особы подобно римскому платью; а купцы платьел носят такое, как венецкие купцы,— черное; а женской полм во Флоренции убираетсян по-римски. Чесные люди во Флоренци и купцы богатие ездят в коретах и в калясках изрядных; и лошадей коретных и шор изрядных во Флоренци много; также жены ио девицы ездят в коретах же, изрядно убрався, на добрых лошадях. Рядов, в которых сидят купцы и мастеровые люди, во Флоренци много и всяких таваров доволно; также и мастеровых всяких людей много, а наипаче Флоренцияп хвалится мастерством, что делают всякие вещи, великие и малые, из розныхр мраморов зело предивно, цветы и живности, власно как бы живописное. Во Флоренци хлеб, и мясо, и всякая живность недорого, и есть того св ней доволнот; также и рыбы много и недорого; а фруктов всяких множество и зело дешевы, а паче много изрядных виноградов, ис которых делают изрядные вина, которые на всем свете славные Флоренские вина; и зело их много, белых и красных, которые безмерно вкусны и непьяни; и купят их там дешево, а, покупая, отвозят в далные места за славу, что есть Флоренские вина славные. [233] Остарей во Флоренци много, в которых каморы изрядныеф, и кравати, и столы, и стулы, и кресла, и постели изрядные жх, и скатерти, и простыни, и полотенца белые; также пища и питиец фарестиром изрядная и доволнаяч. Подлой народ во Флоренци побожен, политичен и зело почитателей и правдив. шОколо Флоренци вокруг великие горы, по которым горам и промеж гор много зело жильящ; строение все каменное, великое, есть в иных местехы и хорошее; также есть и сады хорошие со всякими плодовитыми деревьи, и с кипарисами, и сэ цветами розными 410. /л. 150 об./ аВо Флоренци есть столпы многие, на которых поставлены в память древних прешедшихб временв славных людей персоны, вырезаные из алебастру и из белых каменей, а на иных медные на лошедяхг зделаны преславнымид работамие. Во Флоренци есть не во многих местехж фантаны, которые есть и попорченые, однако ж хорошаго мастерства, толко не такие, как в Риме, и не изо всех фантан во Флоренцы воды текут. Во Флоренци много мастеров изрядных, живописцов изряднаго италиянскаго мастерства, которые изрядно пишут и за один неболшой образ берут золотых червонных по 50 и болши. Комментарии398. ...пришел перво к церкве Иоанна Предотечи.— Баптистерий Сан Джованни был освящен в 1059 гг., реконструирован в XIII в. Южные двери храма работы А. Пизано, северные — Л. Гиберти. 399. ...пришел к саборной церкве... святыя Марии Цветковой.— Собор Санта Мария дель Фьоре начал строиться в 1296 г. под руководством архитектора А. ди Камбио. 400. ...пришел к церкве святаго архидиякона Лаврентия...— Собор Сан Лоренцо построен в 1424-1446 гг. по проекту архитектора Ф. Брунеллески. Фасад церкви и капелла Медичи отделаны по проекту Микеланджело. 401. ...зделан гроб, где лежать по смерти телу нынешняго... великого князя Флоренского.— Флорентийским князем в то время был Козимо III Медичи (1670-1723). 402. ...высечены те их все персоны из алебастру изрядным мастерством и с такими фигурами, которых подробну описать невозможно.— Надгробные памятники Джулиано и Лоренцо Медичи созданы Микеланджело в 1520-1534 гг. 403. ...пошел до церкви, которая называется италиянским языком Нунцията, то есть Благовещение Пресвятыя Богородицы.— Речь идет о соборе Санта Кроче, пантеоне Флоренции, построенном в 1294-1442 гг. В храме хранится горельеф «Благовещение» работы скульптора Д. Донателло, вследствие чего Толстой назвал этот собор Благовещенским. В церкви установлены памятники Данте, Микеланджело, Вишлею и др. 404. «Собор вселенский во Флоренции чинится трудных зело времен, когда были Виктор Вторый, папеж наиболший, и Гендрик, цесарь Август...» — Римский папа Виктор II (1055-1057) и германский император Енрих III (1026-1056). 405. «Святый вселенский седмый на десять собор в той Флоренской церкве чинится...в лете Господне 1439-м».— Ферраро-Флорентийский собор (1438-1445) католической церкви был созван папой Евгением IV (1431-1447) с целью заключения унии между католической и православной церковью. В работе собора приняла участие делегация Византии во главе с императором Иоанном VIII Палеологом (1391-1448), константинопольским патриархом Иосифом, русским митрополитом Исидором. Заключенная на соборе уния была отвергнута Русью и Византией. 406. ...построены предивные полаты: внизу юстици, то есть приказы...— Дворец Баргелло построен в 1255 г., с XVI в. в нем помещалось здание суда и тюрьмы. 407. ...мост, которой зделан через реку на каменных столбах высоко зело и широк.— Трехарочный «Старый мост» — Понте Веккио — построен в античные времена, перестроен в 1362 г. 408. ...пришел ко двору Флоренского князя.— Палаццо Веккио (1298-1341) — первоначально резиденция Синьории республиканского правительства, затем палаты герцогов Медичи. Здание построено по проекту архитектора А. ди Камбио. 409. Около самого места, Флоренци город каменной... изрядного мастерства.— Видимо, речь идет о городе Фьезоле, расположенном на северо-востоке от Флоренции. 410. Скрозь Флоренцию течет река немалая, которая называется Арни.— Река Арно. |
|