Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А.ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ

1697-1699

[РОССИЯ]

/л. 2/ а7205 года 1 генваря 11-го дняб по указу великаго государя велено комнатным столникам 2:в князь Юрью княж Юрьеву сыну Трубецкому; князьям Петру, Федору княж Алексеевым, Дмитрею княж Михайлову детям Голицыным; князь Борису княж Иванову сыну Куракину; Василию, Володимиру Петровым детям Шереметевым; Михаилу Афонасеву сыну Матюшкину; князь Ивану княж Данилову сыну Гагинуг; князь Якову княж Иванову сыну Лобанову-Ростовскому; Михаилу Федорову сыну Ртищеву; Авраму Федорову сыну Лопухину; князьям Юрью, Михаилу, Андрею княж Яковлевым детям Хилковым; Ивану, Матвею, Юрью Алексеевымд детям Ржевским; князь Григорью княж Федорову, князь Володимиру княж Михайлову детям Долгоруковым; Александру, Сергию Ивановым детям, Алексею Матвееву сыну Милославским; князь Ивану княж Никитину сыну Урусову; Петру Андрееву сыну Толстому; Никите Иванову, Федору Емельянову детям Бутурлиным; Василью Семенову сыну Толочанову; Василью Михайлову сыну Глебову; Юрью Федорову сыну Лодыженскому; Михаилу Ильину сыну Чирикову; Андрею, Ивану, Михаилу Петровым детям Измайловыме — ехать в европские христианские государства для науки воинских дел; а которым наукам велено им учится, о том даны каждому из них статьи.

По тому великаго государя жуказу из вышеименованныхз столников Петру Толстомуи даны статьи, а в них писано:

«Статьи, последующие учению:

1. Знать чертежи, или карты, кампасы и протчие признаки морские,

2. Владеть судном как в бою, так и в простом шествии, и знать все сънасти, или инструменты, к тому принадлежащие: парусы, веревки, а на каторгах и на иных судах весла и протчая.

/л. 2 об./ 3. Сколко возможно искать того, чтоб быть на море во время боя; а кому и не случится, ато с прилежанием искать того, как в то время поступать; однако ж обоим, видевшим и не видевшим бой, от началников морских взять на то свидетелствованные листы за руками их и за печатми, что они в том деле достойны службы своея.

4. Ежели кто похочет впред получить милость болшую по возвращении своем, то к сим вышеписанным повелениям и учению научилися бы знать, как делать те суды, на которых они искушение свое примут. [6]

5. Когда возвращатся будут к Москве, должен всякой по два человека искусных мастеров морскаго дела привесть с собою до Москвы на своих проторях; а те протори, как приедут, будут им заплачены. Да сверх того отсюда из салдат даны будут для того ж учения по одному человеку 3; а кто из салдат взять не похочет, и тем или знакомца, или человека своего тому ж выучит. А салдатам прокорм будет ис казны; а буде, кроме салдат, ктоб кого выучит, и за всякаго человека за прокорм дано будет по сту рублев. И о том, солдат кто взять похочет или из своих кого учить, объявлять камисарав генералу немедленно.

6. С Москвы ехать сим зимним временем, чтоб к последним числам февраля никто здесьг не остался.

7. Пасы и проезжие даны будут ис Посолскаго приказу 4, и о том роспись ди указе в Посолской приказ пошлетца вскоре».

И того ж 205 году генваря в 30ж ис Посолскаго приказу прислана проезжая грамота на двор к Петру Андрееву Толстовоз, а в ней пишет: «Божиею милостию мы, Пресветлейший и Державнейший Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всеа Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царьи Астраханский и царьл Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, /л. 3/ Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных государь и великий князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Каляинскийа и всеа северныя страны повелитель и государь Иверские земли карталинских и грузинских царей и Кабардинские земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчич и дедич и наследник, государь и обладатель. Наше Царское Величество пресветлейшим и державнейшим великим государям, цесарскому величеству Римскому 5 и королевским величествам, любителнейшим братиям и друзьям нашим, здравия и благопоспешных поведеней, непрестаннаго и всегдашняго приращения, такожде всем вобчев, коемуждо особно, светлейшим електором и иным принцыпам, и наяснейшейг Речи Посполитой 6, ид обоих народов коруны Цолской и великаго княжества Литовскаго, и иным речам посполитым, еих правителемж, духовным и мирским, арцибископом, бископом, князем, генералом, воеводам, маркграфом, графом, коштеляном, а в войсках гетманом, полковником и иным началным людям, бароном, старостам, войтомз, шляхте, подвластным началником, президентом, комендантом, капитаном, наместником, вицедомином, губернатором, ротмистром, хорунжими, предводителем и властителемк, бурмистром, а на море адмиралом и вице-адмиралом и прочим началным и волным добытчикомл морским, а пристанищ, мостов и переправ всякимм стражам и иным, которые настоящею грамотою употреблены будут, какова ни есть состояния, нуряду, чинао, достоинства или преимущества суть, благоволение и всякое благо объявляем. По нашему, Царского Величества, указу послан во европскиеп христианские государства, и княжества, и в волные городы дворянин наш, урожденный Петр Андреев, для науки воинских дел. И как в которое государство, или княжество, или в волные городы приедет, и пресветлейшим державнейшим ир великим государям, цесарскому величеству Римскому и королевским величествам, любителнейшим братиям и друзьям нашим, такожде и всем вобче и коемуждос особно, светлейшим электором и иным принципам и наяснейшей /л. 3 об./ Речи Посполитой Польской и Литовской и иным речам посполитым и их правителем, адуховным и мирским, князьям, генералом, бадмиралам и всем вышеименованным, [7] какова ни есть состояния, степени, уряду, чина, достоинства или преимущества, велеть его для нашего Царского Величества со всеми при нем будущими людми, рухледью и с вещми, которые с собою иметь будетв, сухим путем и морем пропускать везде без задержания и жить ему, где случай покажет, безопасно, поволнеег. И дабы томуд вышереченному дворянину нашемуе Петру, как туды едучему, так и назад в государство наше возвращающемуся, в пути его нигде никакого препятствияж и озлобления и никакой досады не было. А наипаче, где нужда какая приключитца, учинено б было в требовании его всякое вспоможение, и поволность, и благоприветствование. А у нас, в государствах наших, взаимно вашим прилучившимся нашим, Царского Величества, благоволением и милостию по тому ж возданоз будет. иДля безопасного проезду и жития дана ему сия наша Царского Величества свидетельствованная грамота.

Писанак государствования нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира 7205 месяца генваря 30-го дня, государствования нашего 15-го году».

У подлинной великаго государя грамоты печать на красном воску. В той вышеписанной великаго государя грамоте написан Петр Толстой дворянином и без прозвания для того, чтоб в ыноземческих краех подлинно не ведали, какого чина и каких пород для той вышеписанные науки в их государства посланы.

Вышеименованным комнатнымл столникам даны великаго государя две грамоты во Итталию к принцепу Венецкомум о приемности их, а в них пишет: «Божиею милостию мы, Пресветлейший и Державнейший Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, /л. 4/ всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержец Московский, Киевский, Владимерский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверский, Угорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных государь и великий князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Резанский, Ростовскийа, Ярославский, Белоезерский, Удорскийб, Обдорский, Колдинскийв и всеа северныя страны повелитель и государь Иверския земли карталинских и грузинских царей и Кабардинскияг земли черкаских и горских князей и иных многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчич и дедич и наследник, и государь, и обладатель. Пресветлейшему и велеможному князю и господинуд Селивеструе Валерию, Божиею милостию ардухуж владетелства Венецкаго и всему сенату Венецкому наше Царскаго Величества благоприветствованноез поздравление. По нашему, Великаго Государя, нашего Царскаго Величества, указу отпущены к вам в Венецию нашего Царскаго Величества дворяне, которые охотно и тщателно намериныи во Европе присмотретися новым воинским искуствам и поведениям. И того ради мы, Великий Государь, благоволително желаем, как те дворяне наши во владение Вашей Светлости прибудут, дабы Ваша Светлость в городех, где они себе случаи употребят, побыть им поволили и всякое к ним доброхотство, бережение и в требовании их спомогателство, поволность благоприветливо явили; а когда они, исполня намерение свое, похотят возвратится в государства наши,к тогда б Ваша Светлость без задержания ихл отпустили. А у нас, Великаго Государя, в наших государствах Вашей Светлости людям взаменм напротив того ж воздано будет и протчая.»

нВышеписанные великаго государя к венецкому пренцепу грамоты отданы комнатным столникам: одна князюо Петру пкняж Алексееву сынур Голицыну, а другая Володимерус Петрову сынут Шереметеву. /л. 4 об./ И по тому вышеименованному великаго государя указу я, Петр Андреев [8] сын Толстой, с Москвы во Итталию поехал ав 205 годуб февраля в 26 день и стоял в Дорогомилове слободе.

Февраля в 28 день. Из Дорогомиловы слободы поехав, начевалв в деревне Адинцове, от Москвы 15 верст.

Марта в 1 день. Приехал к обеду в село Вязему, от деревни Адинцова 15 верст. Того ж числаг начевать приехал вд Девичья монастыря в село Кубинскоее, от Вяземы 20 верст.

Марта во 2 день. Приехал обедать в вотчину околничего Федора Тихановича Зыкова 8 в деревнюж Капово, от Кубинскагоз 15 верст. Того ж числа приехал начевать в Можаески, от деревни Капова 25 верст. В Можайску стоял в Ямской слободе. Можайск — город каменной 9 на горе, в котором церковь на воротех чудотворца Николая. В той церкви образк Николая святагол резной работы древний 10, от котораго всегда верно приходящимм изливаются чудеса неоскудно. От Можайска в полуверсте под Лужецким монастырем течет Москва-река 11.

Марта в 3 день. Поехав из Можайска, приехал обедать в вотчину Колотцкого монастыря 12 в деревню Острожецн, от Можайска 30 верст. Того ж числа приехал начевать в вотчину Сергия оАврамова сынап Лопухина 13 в село Царево Займище, от деревни Острожкар 40 верст.

Марта в 4 день. В вышеписанном селе Цареве Займище обедал. Того же дня приехал начевать в вотчину Ивановскаго монастыря 14, что в Вязьме, в село Федоровское, от села Царева Займища 28 верст.

Марта в 5 день. Приехал в Вязьму к обеду, от села Федоровскаго 12 верст. Стоял в Вязьме за рядами, на дворе посадцкаго человека. В Вязьме два города деревянныес15, у болшаго города пять башен каменных. В городе две церкви каменные 16; за городом монастырь Иоанна Крестителя 17: ограда того монастыря деревянная, а церкви в том монастыре каменные. Под городом Вязьмою течет река Вязьма. Того ж дня приехал начевать в селот Семлевоу, от Вязьмы 20 верст. В том селе Семлеве живут рейтарыф. /л. 5/

Марта в 6 день. Обедал в селе Семлевеа. Того ж дни приехал начевать в Балдин монастырь 18, от Семлева 40 верст. В том Балдине монастыре церковь соборная каменная, другая церковь с трапезою, каменная ж, древняго строения. В том монастыре бслушал того ж дняв вечернюг. Соборная в том монастыре церковь во имя Пресвятыяд Троицы, а в приделе преподобнаго Герасима мощи лежат под спудом.

Марта в 7 день. Приехал к обеду в городе Дорогобуж, от Балдина монастыря 10 верст. Город Дорогобуж весь деревянной, стоит на горе над рекоюж Днепром; другой город нижней; оба городы рубленые 19. В Дорогобуже стоял в Болшой слободе на мещанском дворе, блиско рядов. В Дорогобуже того дня слушел обедни в соборной церкве. Соборная церковь в нижнем городе деревянная, построена крестовидная во имя Рождества Христова. Того ж дня приехал начевать в вотчину Бизукова монастыря 20 в село Усвятье, от Дорогобужа 8 верст.

Марта в 8 день. Приехал обедать в ямскую слободу Смоленскаго уезду, которая слобода называется Пнево, от Усвятья 42 версты. До той вышеупомяненнойз ямской слободы Пневы не доезжая за три версты, переехал реку Днепр по лду в лесу; в том месте река Днепр гораздо неширока. Ис той ямской слободы Пнева послал наперед человека в Смоленск для заимки двора. Того ж числа приехал начевать в вотчину смоленскаго шляхтича жены, вдовы Станкеевичевойи, в деревню Цырикову, от ямской вышепомяненной слободы Пневой 10 верст.

Марта в 9 день. Приехал в город Смоленск в четвертом часу дня; [9] а не доезжая до Смоленска за три версты, спустился з берегу на реку Днепр и ехал до Смоленска по реке Днепру по лду. В город Смоленск въехал в Днепровские ворота; от деревни Цыриковойк до Смоленска 30 верст. В Смоленску стоял на мещанском дворе блиско рядов.

Город Смоленск стоит на горах над рекою Днепром весь каменной, устроен предивною крепостью 21. В лгороде Смоленскем отворены двои ворота: одни называютца Днепровские, которые к реке Днепру, а другие называютца Мокоховскиен; а иные проезжие башни /л. 5 об./ завалены. В Смоленску соборная церковь зачата астроить новая 22, зело велика и высока, имеет на себе в высоту трои окна, из которых одни круглые. От той церкви олтари отвалились, и стоит недостроена. В Смоленску монастырь Аврамиевской 23, в нем церковь деревянная, вв нем архимандрит; чин имеет тот монастырь по вся суботы читать акафист Пресвятой Богородице пред обеднею. В Смоленску ж монастырь девической Святаго Вознесения Господня; в нем церковь новая построена каменная, ещег не освещена суть; в том монастыре игуменья 24. Митрополита Смоленскаго дом ограду имеет каменную, хоромы деревянные низкие; того митрополья дома на воротех построена церковь деревянная во имя дСвятаго Богоявленияе. Имеет на себе Смоленск 32 башни глухих, кроме проезжих ворот; по тем по всем башням пушек великих изрядных медных много. На Днепровских воротах стоит образ Пресвятыя Богородицы 25, Смоленскаяж чудотворная икона, где непрестанно множество приходит народу и зс вероюи приходящим бывают от той святой иконы многие чудеса.

Марта в 11 день. Которые люди мои ехали со мною с Москвы до Смоленска, тех людей отпустил из Смоленска к Москве, и с лошадми. В Смоленску ж монастырь мужеской Святые Троицы 26, строение в нем все деревянное, в том монастыре игумен. От Днепровских ворот зделан через реку Днепр мост деревянной, великой и зело высокой, котораго никогда лдом и вешнеюк водою не портит за обороною смоленских жителей. За рекою Днепром от Смоленска великие слободы, между которыми церковь каменная во имя лсвятыя апостоловм Петра и Павла 27, а прежде та церковь была костел римской. За рекою ж Днепром от Смоленска построеные многие торговые лавки, в которых всяких таваров многон. В тех же оЗаднепровских воротахп построен гостинной двор деревянной, на котором бывают торговые иноземцы с разными товарами. В Смоленску построены анбары великие на блони, то есть на площади, в которых анбарах много великих пушек медных, и всяких военных припасов, и мелкаго ружья. В Смоленску я жил марта до 18 числа дня того, что путь зимний начал портится и почали быть по дорогер воды.

Марта в 18 день. Поехал из Смоленска в надлежащийс свой путь и приехал того дни начевать в деревню Яковичит, от Смоленска две мили 28. /л. 6/

Марта в 19 день. Приехал обедать во дворцовое село Жарновкиа, от Яковичб 4 мили. В том селе Жарновке того числа и начевал для того, что дорога была зело трудна.

Марта в 20 день. Из Жарновокв приехал обедать во дворцовое ж село Красное, от Жарновокг 3 мили. Того числа в том селе Красном и начевал.

Марта в 21 день. Из села Краснаго приехал обедать в дворцовое ж село Зверовичид, от Краснаго 2 мили. Того числа в том селе Зверовичах и начевал для того, что путь зимней испортился и на санях ехать стало невозможно; тут перебрался с саней на телеги. [10]

Марта в 22 день. После обеда поехав из Зверовиче, приехал начевать в деревню дворцовых волостей, которая называетца Василевичи, от Зверович 3 версты, а, до полской границы не доехав, та деревня Василевичи две версты; и в той деревне Василевичеж в 23 день обедал. Того ж числа после обеда из деревни Василевич приехал к полскому рубежу к реке Ивате, которая граничит Московское государство с Полским и Литовским. На той речке от Смоленской стороны построена дворцовая деревня Бурцова, аз на другой сторонеи речки Иваты против деревни Бурцовак построена деревня Валкова полскаго короля. От Смоленска до деревни Бурцовал 14 миль.


Комментарии

1. 7205 года...— Использовано летоисчисление «от сотворения мира», «от рождества Христова» — 1697 г.

2. ...комнатным столникам...—Стольник, дворцовый, а затем придворный чин в русском государстве XII-XVIII вв., занимавший по росписи чинов пятое место после бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков.

3. ...из салдат даны будут для того ж учения по одному человеку...— П. А. Толстого в поездке по Европе сопровождал приданный ему солдат Иван Стабурин.

4. ...ис Посолскаго приказу...— Посольский приказ, центральное правительственное учреждение России XVI-XVIII вв., ведавшее сношениями с иностранными государствами.

5. ...цесарскому величеству Римскому...— Речь идет об императоре Священной Римской империи Леопольде I (1640-1705) из династии Габсбургов.

6. ...наяснейшей Речи Посполитой...— Официальное название объединенного польско-литовского государства со времени Люблинской унии 1569 г. до 1795 г.

7. ...во Итталию к принцепу Венецкому...— Речь идет о венецианском доже Сильвестре Валерио, который управлял республикой с 1694 по 1700 г.

8. Приехал обедать в вотчину околничего Федора Тихоновича Зыкова...— Ф. Т. Зыков — руководитель Холопьего приказа, участник Кожуховского похода Петра I. Окольничий — придворный чин и должность в русском государстве, в функции которого входило устройство и обеспечение государя в путешествиях, а также участие в приеме и переговорах с иностранными послами.

9. Можайск город каменной...— Каменный Можайский кремль был построен в 1624-1626 гг. по проекту английского архитектора Джона Таллера русским зодчим И. В. Измайловым.

10. В той церкви образ Николая святаго резной работы древний...— Одна из наиболее почитаемых русских резных икон XVI в., на которой Николай Мирликийский изображен с мечом и моделью пятиглавого собора в руках.

11. От Можайска в полуверсте под Лужецким монастырем течет Москва-река.—Лужецкий мужской монастырь Рождества Богородицы был основан на правом берегу Москвы-реки в 1408 г. великим князем Андреем Дмитриевичем, сыном Дмитрия Донского, и преподобным Ферапонтом, создателем Ферапонто-Белозерского монастыря. В XVI в. архимандритом монастыря был Макарий, избранный в 1542 г. московским митрополитом.

12. ...приехал обедать в вотчину Колотцкого монастыря...— Колочевский Успенский мужской монастырь был основан в XV в. в 25 верстах от Можайска. Прославился чудотворной иконой Богоматери, явившейся в 1413 г. в вотчине князя Андрея Можайского. Создателем монастыря был крестьянин Лука, нашедший эту икону и пожертвовавший все свое имение на основание обители.

13. ...приехал начевать в вотчину Сергия Абрамова сына Лопухина...— С. А. Лопухин, дядя царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, умер в 1704 г.

14. ...приехал начевать в вотчину Ивановскаго монастыря...— Ивановский Спасо-Предтечев монастырь был основан в 1534 г. на реке Бебрь в предместье Вязьмы преподобным Герасимом, создателем Болдина-Троицкого монастыря, для охраны окраинных районов города. Первым игуменом монастыря был Симеон, ученик Герасима. С 1681 г. монастырь был избран местопребыванием смоленских викариев.

15. В Вязме два города деревянные...— В XVII в. город имел два пояса обороны: городской деревянный острог и большую городскую деревянную стену с шестью каменными башнями, построенную в 1630 г.

16. В городе две церкви каменные...— Церковь Одигитрии (1621) и Троицкий собор (1676).

17. ...за городом монастырь Иоанна Крестителя...— См. выше, прим. 14.

18. ...приехал начевать в Балдин монастырь...— Болдин-Троицкий монастырь (мужской) был основан в 1528 г. в 15 верстах от Дорогобужа преподобным Герасимом, скончавшимся в 1554 г. и похороненным в Троицком соборе. С 1611 по 1665 г. монастырем владели иезуиты.

19. Город Дорогобуж... стоит на горе... другой город нижней, оба городы рубленые.— В Дорогобуже был деревянный острог и городские деревянные стены XVII в., укрепленные 14 башнями.

20. ...приехал начевать в вотчину Бизукова монастыря...— Бизюков-Крестовоздвиженский-Успенский монастырь (мужской) был основан в 20-х годах XVI в. боярином Михаилом Салтыковым в 10 верстах от Дорогобужа, на правом берегу реки Днепра, при приходской церкви Воздвижения Креста. В 1681 г. стал ставропигальным, а в 1688 г. поступил в исключительное ведомство патриарха. В монастыре погребен сын Михаила Салтыкова Федор, принявший монашество под именем Сергия и бывший здесь строителем с 1650 по 1655 г.

21. Город Смоленск... устроен предивною крепостью.— Смоленский кремль проектировал и строил известный русский зодчий Федор Конь с 1596 по 1602 г.

22. В Смоленску соборная церковь зачата строить новая...— Строительство Успенского собора началось в 1677 г. под руководством подмастерья каменных дел А. Королькова, но в 1679 г. обвалилась восточная стена церкви и работы были прекращены.

23. В Смоленску монастырь Аврамиевской...— Спасо-Авраамиев-Богородицкий монастырь (мужской) был основан в XII в. смоленским епископом Игнатием. В монастыре находились мощи преподобного Авраамия Смоленского и епископа Игнатия. В 1611 г. монастырь был разорен поляками.

24. ...в том монастыре игуменья.— Вознесенский женский монастырь в Смоленске был основан в 1515 г. С 1610 по 1660 г. им владели иезуиты. В 1660 г. монастырь был возобновлен, сюда были переведены монахини Кутеинского монастыря с их игуменьей Ираидой, урожденной княжной Куракиной. В 90-е годы XVII в. в монастыре по плану Петра I строился Вознесенский собор в честь отмены казни стрельцов, за которых усиленно ходатайствовала игуменья Марфа Радванская.

25. На Днепровских воротах стоит образ Пресвятыя Богородицы...— Смоленская чудотворная икона Богородицы, по преданию, была написана евангелистом Лукой. На Русь ее привезла византийская царевна Анна, жена князя Владимира Святославича. Князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск и поставил в храме, заложенном им в 1101 г. В 1398 г. князь Витовт благословил ею свою дочь Софию, супругу великого князя Василия Дмитриевича, которая перенесла икону из Смоленска в московский Благовещенский собор. В 1456 г. по просьбе смолян князь Василий Темный вернул икону в смоленский Успенский собор, а копию с нее 1602 г., которую видел П. А. Толстой, установили в церкви над Днепровскими воротами. В 1812 г. при оставлении Смоленска икону с Днепровских ворот взяли с собою солдаты дивизии А. П. Ермолова. Перед Бородинской битвой перед иконой совершалось богослужение. После освобождения Смоленска от врагов по приказу М. И. Кутузова икона была возвращена на прежнее место.

26. В Смоленску ж монастырь мужеской Святые Троицы...— Троицкий мужской монастырь в Смоленске был основан в 1674 г., когда по повелению царя Алексея Михайловича бернардинский костел был преобразован в православный монастырь, где находилась резиденция смоленских архиепископов.

27. За рекою Днепром... церковь каменная во имя святыя апостолов Петра и Павла...— Речь идет о Петропавловском соборе 1160-1180 гг., одном из самых ранних образцов культовой архитектуры Древней Руси.

28. ...от Смоленска две мили.— Миля, путевая мера для измерения расстояния, до создания единой системы метрических мер в каждом государстве имела различную длину: польская — 8,529 км; австрийская — 7,586 км; венецианская — 1,739 км; морская миля — 1,852 км; русская верста — 1,066 км.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.