Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А.ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ

1697-1699

[НЕАПОЛЬ]

Приехави в Неапольк, стоялл я в остарии, которая называется Алля мПолиомба Дорои, то есть Под золотым голубем. В той астари отвели мне камору изрядную, в которой была кравать изрядная, золоченая и постеля с белою простынею; и платил я в той астарии за пищу, и за камору, и за постелю на день по 10 корлиново с своей персоны, и стоялп я в той астарии июля до 8-го числа. [127]

Июня в 30 день. По обеде приехали ко мне два человека дворян гишпанских; из них один вышеписанному барскому губернатору братр родной, и сказал мне, что к ему из Бару братс писал через почту о том, как я в Неапольт приеду, чтоб он мне в Неаполеу учинил почтение доброе. И просили те шляхтичи меня о том, чтоб я с ними в их коретах поехал гулять и смотрить всяких изрядных вещей, которые зрению человеческому сладки обретаются в Неаполеф. И я с ними в коретах их поехал, и приехалих прежде в кармилитанской монастырь, пришли в костел.

Тот костел каменной, внутри весь убран изрядною работою алебастром, стены и своды, и по алебастровым резбам вызолочен изрядно. В том костеле есть образ Пресвятыя Богородицы чудотворной; и сказывают, что от того святаго образа было чудо такое, что пришла одна жена и хотела поцеловать ногу Превечнаго Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, написаннаго на той святой иконе на руках Пречистыя Девы, и Пресвятая ево нога поднялась вверх и доныне есть так всеми видима. И стоит тот святый образ над престолом за завесом, а [128] открывают тое пречудною икону на видение людям в году в один день; и к тому святому образу вицерой неополитанской повинен приехать во всякую суботу и з женою 260. /л. 81/ В том же костеле стоит высоко над олтарем крест, и на нем зделано тело Христа Господа наклоненною головою, а притчина того наклонения есть та: в древние лета, во время в Неаполе бывшаго междоусобияа 261, от пушечной стрелбы прилетело одно ядро пушешное на главу Тела Христова, зделаннаго на помяненномб кресте, и Пречистая ево глава уклонилася, а то ядро скатилосяв от главы Спасовыг и отбежало к церковным дверемд; и в котором месте остоялосье, на том месте в помосте церковном зделан круг каменной и на нем подписано латынскими литерами, для чего тот круг в том месте зделан; а то ядро в той церкви и ныне висит на чепиж железной, повешано у стены, весом будет фунтов 20 или болши. В той церкви олтарь зделан из розных аспидов пречудным мастерством. В той церкве двои арганы немалые, и все в той церкве украшение дивное.

Ис того монастыря приехалз к церкве; у тое церкви служат белые попы, и есть их у тое церкви числом 100 человек; и наи всякой день в той церкве на всехк престолах бывает по 100 обедень. Та церковь зделана во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Благовещения 262. В той церкве олтарь зделан из розныхл мраморовм преудивителною работою; над тем олтарем зделан образ Благовещения Пресвятыя Богородицы золотой, которой ценят пятью тысячами шкудов. В той церкве сводн и стены зделаны из розных мраморово и из олебастру, и вызолочена многие места, и весь убор тое церкви преудивителной и зело богатой; писма в той церкве святых икон зело чудных, каких во всей Итталии мало обретается. В тое церковь приходит на всякой год интратып, то есть доходов с вотчин, по 200 000 шкудов.

В той церкве казали мне богатства церковнаго дивных работ, серебра премногое множество; и есть в той церкве серебра весом во всяких вещах 17 000 фунтов, итого будет 425 пуд в подсвешниках, в лампадах и в ыных узорочных фигурах предивной работы, между которыми видел я олтарь, весь серебреной, литой, две доски серебреные, литые, столовые, карабль литой, серебреной — предивной все работы; также и иных вещей узорочных серебреных множество, которых подробну за множеством описывать трудно.

В той же церкви показывали нам две шкатулы изрядной работы стеколчетые. В тех шкатулах лежат тела младенцов двоихр, которые от Ирода за Христа побиты: одно тело лежит наго, все цело, толко главы нет, имеет плоть, и кожу, /л. 81 об./ и жилы; аа другое тело также цело, толко ноги правой нет, и лежитб в рубашке, в которой убит, опоясан красною шелковиноюв; а возрастомг те оба младенцы знатно были по году с неболшим лишкомд. Тут же видел я верхней череп главы святые мученицы Варвары, от котораго изрядное благовоние исходит.

Ис тое церкви пошел я в полаты, в которых пишут приход и расход казны, которая збирается на тое церковь. В тех полатах поделаны столы и сидят многолюдно подобно тому, как бывает в московских приказех много подьячих; и показали мне в одной полате множество золотых червонных и серебреных всяких манет.

Потом пришел я в ешпиталь, которой зделан тое вышеписанныеж церкви казною. В зтом шпиталеи бывает по 250 человек болящих мужеска полу, а на другой стороне столко ж бывает болящих женскак полу, а временем бывает и болши. Там поделаны болящим кравати [129] изрядные, и постели покойные, и завесы хорошие; и у всякаго болящаго поставлен у кравати столик малой и сосуды, ис чего ему есть и пить; и для услуги болящим в том шпиталел держат работников: мущинам — мужеска полу, а женам и девицам — женска полу. В тех полатах, где лежат болящие, поделаны каплицы, то есть малые церкви, в которых по вся дни совершаются литоргии; и на всякой час у болящих сидят, переменяясь, по 6м человек попов для душевной ползы. У того ж шпиталян зделана аптека, в которой дохтурыо, аптекари и лекари непрестанно бывают и лечат болящих бес платы от тое вышепомяненные церкви. Также и пища болящим и всякие на тот шпитальп расходы от тое ж помяненныер церкви. И лечат всяких болящих, и поят, и кормят, и покоят Христа ради, без платы. И которой умрет, погребают казною тое ж церкви, а которой оздоровеетс, отпускают ево без задержания.

Потом приехал я к соборной церкве 263, у которой пребывает кардинал. Та церковь длинна, широкости не гораздо великой, убору в ней хорошего недоволно, однако ж свод и стены местами улеплены гипсом. В той церкве двои арганы великие. На правой стороне придел немалой огорожент решеткою медною, которая зделана изрядною работою, литаяу и зело в ней много меди. В том пределе лежат поклажиф, то есть богатства неаполитанских жителей: принцеповх, дуков, маркезов и иных честных людей — множественное число.

Потом приехал я до костела святаго Филипа 264. Тот костел изнутри убран рознымиц мраморамич и алебастром и вызолочен. В том костеле 12 столпов каменных, мраморовыхш, вытесан всякой столп из одного целаго камня. Те столпы зело велики высотою и толстотою. /л. 82/ В том костеле двои арганы великие, и все украшение в той церкве изрядное.

Приехал потом в монастырь, в котором живут законники и называются теотины 265. В том монастыре была церковь святаго Павла и от трясенияа земли развалилась, тому ныне 8 лет; и остались тоеб развалившейся церкви столпы поломаные, которые и ныне для упоминанияв стоят. А зделана та церковь была в древних летех, тому ныне 1580 лет; и вместо тоег древниед розвалившейся церкви зделана ныне вновь церковь изрядным мастерством, своды ев ней гипсовыеж, золоченые. зВ том костеле четверы арганы немалые; в том же костеле много зело одежд священнических, шитых предивным мастерством.

Потом приехал в монастырь езувицкойи; в том монастыре церковь изряднаго убору из розных мраморовк и из олебастру, своды и стены золоченые. В той церкве двои арганы великие и зело предивные, и весь убор в той церкве зело изряден.

Оттуды поехал я лпо городу гулятьм и встретил неополитанскаго вицереян жену: перед нею идут много пеших салдат, убраны в ызрядном платье жолтаго цвету; потом идет корета предивная, на двух возниках, порозжаяо; за тою коретою несут 4 человека вицероеву жену в порчшезеп, которая обита бархатом красным. Убор на нейр гишпанской моды, подобен францускому, груди имеет голые, а на голове никакого покровения нет, и волосы убраны подобно московским девицам. И, поровнявсяс ят против ее, отдал ей по обыкновению поклон, сидя в корете; также и она мне по обыкности своей поклонилась. За нею идут две кореты, в которых сидят по четыре девицы в корете; потом идут другие две кореты, в тех коретах сидят по 4 человека мужеска полу услуг вицереевыхф. По сторонам вицереевойх жены и помяненных [130] корет идут цнемалое числоч салдат в таких же вышеписанных уборах.

Потом я приехал против дому тех вышеписанных дворян, которые со мною ездили. Тут мы остановились на улице; и вынесли из дому их розныхш шарбетовщ на серебреных блюдах, также вынесли тарелейы и ложек серебреных, и подчивали меня теми шарбетамиэ с великим почтением. И я, сидя в корете, ел те шарбеты и паки поехал мимо вицероева дому на морской берег.

Дом вицероев зело велик, и множество на нем полат зело высоких, изрядным мастерством построен 266. У ворот ево стоит караул, салдат многое число; перед воротыю ево площадь изрядная и зело великая; дом ево блиско моря, и видетя ис полат ево на мореа’ и на весь город Неапольб’. Блиско двора ево, на самом берегу моря, построен дом, которой называется арсинал, для строения судов морских.

Потом я, проехав вицероев дом, поехал по берегу морскому, где видел по краю берега поделано многое число /л. 82 об./ изрядных фантана. По тому берегу объезжали нашу корету и встречались со мною множество корет и калясок, в которых ездят для забавы принцепы, иб дуки, и маркезыв; и всякие люди гуляют з женами и з детми и веселятца.

Потом поехал я до остарии, где стоял, и видел по улицам много фантанг предивных, изрядным мастерством построеных. И по улицам в Неаполед всегда множественное число ездят всяких людей в коретах и в калясках, а кореты и каляски — неаполитанская мода особая — без оселин и без пасов, на деревеныхе тонких брусьях, а к езде зело покойны. В Неаполиж лошадей добрых не гораздо много, болши ездят на мулах и в кореты их впрягают, и за коретами людей пеших ходитз много, подобно обыкновению московскому. Потом приехал я до остарии, в которой стоял, и вышеписанные дворяне, которые со мною ездили, проводилии меня до тоек вышеписанной астарии и, отдав мне поклон, поехали к себе.

Июля в 1 день. Рано нанял я себе каляску и поехал смотрить удивлениюл достойных вещей, обретающихсям в ближних местех от Неаполян. И, выехав из города Неаполяо, видел вещь предивную: зделана дорога под землею шириною сажен пяти 267, а вышиною в одном конце от Неаполяп тот проезд под землею сажень шести, а в другом конце ниже, а длиною тоер дороги или проезду под землею будет с пятьсот сажень. В средине того проезду темнота великая и в день, для того что та дорога просечена скрозь великую гору каменную; и для светлости на средине тое дороги зделано вверх малое окно, однако ж от того окна светлости там мало. Та дорога вымощена вся камнем; по средине тое дороги, ехавс из Неаполя на левой стороне, высечена пещера малая, в которой зделана каплица, то есть малая римская церковь, где по вся дни бывает служба для проезжих людей. А на горе, скрозь которую та дорога просечена, много садов всяких и домовное строение каменное есть немалое, в котором живут неополитанцы.

Потом, проехав тое дорогу, ехал я от Неаполят 4 мили италиянских и приехал к озеру, в котором озере называют неополитанцы воду живую 268, то озеро, округло и немало, промеж великих гор. Приехав к тому озеру от Неаполяу на правой стороне в одной горе высечена печура шириною, как можно пройтить одному человеку, а в высоту в сажень трехъаршинную, а длины тое печуры в гору сажен сф пять. В той печуре от земли воздух тягосной, которой скорох умерщвляет [131] всякое животноц: человека, и скота, и зверя, и птицу 269; а в высоту от земли того заразителнаго воздуху только /л. 83/ на четверть аршина. И человеку войтить в тое печуру свободно, толко наклонитца ниско головою или лечь в той печуре невозможно, для того, естли тот заразителной воздух обымет человеческую голову, тогда в малую минуту часа человек умрет, также и авсякое животноб. Ежели тот воздух обымет голову, тогда ничто живо быть не может; а, кроме головы, виных частей плоти тот воздух не портит. И как в той печуре какое ни есть животног умрет от того воздуху и тотчас оттуды вынято и положено дв то вышеписанное озеро будете, тогда также в малую минуту часа паки оживет и будет здраво, как и прежде. И видитца в той печуре: от земли вверх на четверть аршина власно какж дым стоит, тонкой и синеват, подобен избному чаду; тем воздухом и огнь угашает.

Те вещи я освидетелствовала явно. Прежде, взяви сабаку, положил в тое печуру, которая мало побився и повизжала, потом, умолкнув, стала дыхать тягосно, и пенык изо рту потеклил, и омлелам вся, и ростянулась в минуту часа. И тое сабаку, скоро выняв ис тое печуры, бросилип во вышепомяненногоп озерар воду блиско краю, где б не можно было ей утонуть; тогда также в минуту часа отдохнула и, мало пошетавсяс, из воды вышла здарова, как была прежде. Потом запалилит свечи смоленые, с серою, великие и, как те свечи разгорелись, приложили их в тоеу печуру к земле в тот помяненныйф смертелной воздух, которые тотчас все погасли, власно как бы великим силным ветром скоро задуло, и знаку огня на тех свечах не осталось.

При том озере поделаны в горе каменныя жилья, которые неополитанцы называют банями, в которых великая натуралная, или природная, теплота без огня беспрестанно бывает, власно как в бане, которая бы зело много была натоплена. В тех полатах поделаны кравати, и лежат болящие, хот всяких болезней страждущие, паче ж французоватые, и свобождаются от болезней своих исходящим от нихц от той натуралной, или природной, теплоты без всяких лекарств поту, потому что в тех полатах безмерно всегда тепло и поту исходит от там лежащих зело много.

Потом поехал я ис тех вышеписанных мест смотрить других мест, также удивлению достойных. Приехал прежде к одному городу, от Неаполяч 8 миль италиянских, который называется Пуцелиош. В том городе, оставя каляску, сел в одну филягущ и поехал морем до того места, где есть в море натуральная горячесть. И приехал к одной невеликой горе, ис той филягиы вышел, и один маринар достал из моря подле берегуэ песку. Тот песок зело гаряч, юа водая /л. 83 об./ морская поверх того песку всегда студена по обыкновению, как и всегда бывает во всем море. На той помяненной невеликой горе построены неболшие полаты, в которых полатах лежат много болящих, рознымиа болезньми одержимы, а болши которые есть во франках. Ис тех полат есть в тое гору ход уской, как можно пройтить одному человеку; и ходят там со свечами, для того что там великая темнота; и такой жар натуралной в той пещере, что с великою нуждою мошно человеку дойтить до конца той пещеры и паки выттить из нее; а длины той пещеры будет сажень с 50; и так занимает дух уб человека, что насилу может там быть человек жив четверть часа. В той пещере по сторонам поделаны места, в которых стоят и сидят болящие, которой сколко может времени вытерпеть и потеть, а потом их скоро оттуды выводят; а ходят в тое пещеру люди наги. В тое пещеру понудился и я иттить [132] видения ради бывших там болящих и, не дошед до конца той пещеры, поворотился, не мог болши терпеть духоты от того натуралнаго жару. А в которое время в той пещере болные сидят, в то время все болящие поют своим языком «Санта Мария, ора прив нобис», то есть «Святая Мария, молисяг за нас», призывают в помощь себе Пресвятую Богородицу; также ди ко иныме святым приносят молитвы. Под той горою поделаны были древле от Нерона-мучителя каменные бани 270, в которых были воды холодные и горячие от натуры, то есть от существа, а не огнем гретые; и ныне те бани целы, и воды в них холодныеж и горячие зот натурыи есть всегда.

Потом поехал я до того места, где был в древниек лета город, которой называетсял Каштель-ди-Бая 271. Тот город был области Нерона-мучителя и велик был гораздо, около ево было мерою 10 миль италиянских, стоял при самом море, строение в нем было знатно изрядное, каменное, котораго и ныне остатки есть. Тот город весь розвалился, и место то, где мбылн, поросло лесом, однако ж ио ныне видимы суть остатки того города: полаты и божницы поганских богов, которые были в том городе построены при помяненном проклятом мучителе Нероне 272. Под тем городом порт, то есть пристанище морским судам, лутчее во всей Гишпани и Неополитани.

В том месте видел я божницу поганскаго бога Каприссориап 273, зделанну ис каменья в земле. В той божнице свод каменной, на том своде множество напечатано поганских богов; а на левкасер или на извести то напечатано, того за множеством летс совершенно познать неможно, однако ж предивной и удивлению достойной работы было то дело, и какою живностию изображены /л. 84/ те поганских богов образы, о том подлинно описать не могу. Божница была во имя поганскаго бога Венуса 274, зделана ис плинкова, каких ныне нигде не обретается. Те плинфы деланыб шириною и длиною в аршин, а толщиною в один вершок аршина и зело крепки. Была та божницав велика зело, круглая, знатно и ныне внутри той божницы во многих местех по стенам писма стенные изрядные. Божница ж знатно была длинная, и вся розвалилась, только ныне стоит ее малая часть, а зделана была та божница во имя поганской богини Дияны 275, также и иные знатно божницы богов поганских, Меркуриеваг 276 и иных, которым приносил жертвы проклятый Нерон и за тое свою к ним любовь купно с ними есть в пекле. Вместо того вышепомяненнаго Неронова города Каштел-ди-Бая, которой в конец разрушился, зделан ныне вновь город блиско того стараго места тем же именем Каштел-ди-Бая при самом же море.

От древняго города Коштел-ди-Бая был зделан по морю мост каменной до вышеписаннаго города Пуцеля на многих каменных столпах; а зделал было тот мост цесарь Гайяд Галиколя, тому ныне 1658 лет 277; а как тот мост от морских волнений развалился, тому ныне 400 лет; однако ж и ныне еще знатное из моря многие столпы поверх вод морских, между иными столпами еще и ныне своды не упали; длины того мосту было 3 мили италиянских.

В тех же местехж при самом море есть горы, ис которых берут землю и тою землею делают в воде морской или в реках фундамент, то есть основание под каменное строение, а называют неополитанцы тое землю пуцуляноз. Та земля в воде такова икрепка бываетк, как железо или как твердой камень, а видом та земля изжелта-серовата. Блиско того места при самом море знать дом мучителя проклятаго [133] цесаря Нерона, малой остаток полат; знатно, что были изряднаго мастерства; в ыных местехл стенное знатно писмо, писано мусиею; а иное строение каменное ж того дому знатно в море. Недалеко от того дому знать было строение каменное, а ныне уже в море, которое было построено одним римским санаторемм Артанциушемн, где тот Артанциушо призывал к берегу из моря рыбу ип имал себе на потребу, которую хотел. /л. 84 об./ Блиско тогоа места гроб матери мучителя Нерона в горе, ниско в земле 278; над тем гробом есть древнее строение каменное.

Потом пришел я к воде, котораяб называется Мертвое море 279. Та вода округла, величеством поперег будет сажень 1000в, от великаго моря отделилась землею; а вода в том Мертвом море соленая ж, как и в великом море. Подле того Мертваго моря луг великой, по которому много поросло лесом. На том лугу в древние лета поганской народ сожигали мертвых телеса и пепел тех созженных тел относили в гору и клали в каменные гробы, которые и ныне суть видимы, изрядным мастерством были зделаны и подписаны изнутри стенным писмом. Ис тех гробов тот пепел имали древний народ за святыню на исцеление болящих. В те гробы сверху поделаны сходы каменные, а величеством те гробы шириною и длиною сажени по две. Блиско тех гробов зделан погреб, зело велик и высок, в горе; в том погребу 48 столпов каменных великих, на которых утвержден того погреба свод. Зделалг тот погреб в древние лета римской сенатор, которой назывался дЛюцио Люлкулое, для постановленияж в нем холодной воды сладкой на питье ратям римским, и называется тот погреб Писина Марабиляз италиянским языком 280, а ипо-словенску тот погребк на воду. Недалеко от того места есть город Неополитанскаго королевства, которой называется Прочета 281; место суть немалое и многолюдное, стоит при море, изрядным мастерством зделан, строение в нем все каменное.

Потомл в той же филюге приехал в вышеписанной город Пуцелио и в том городе во остарии обедал; по обеде в той же филюге поехал в Неапольм, а каляску свою отпустил в Неапольн берегом. Недалеко от города Пуцеля есть на море остров, которой именуется Преминтория-де-Мисино 282; на том острову древле жил владетель-филозоф, которой назывался Плиниушо 283. К тому Плиниушуп на вышепомяненныйр остров ушел ис Трои во время Троянскаго разорения один сенатор троянской, называющейся Энеяс, о котором особая есть гисторият 284. Тот помяненныйу Плиниушф згорел на той горе, что против Неаполя, которая от сотворения света горит непрестанно и доныне; и тот Плиниушх неверствием был одержим, чтоб той горе гореть, и хотел видеть ис тое горы исходящий пламень, и упал в тое гору, и там згорел. /л. 85/

Проехав тот остров, приехал к острову ж, скрозь которой остров зделан проезд и пропущена вода. В тот проезд проехал я филюгою по воде, длиною тогоа проезду будет сажен болши 100, а шириною сажень 6, и по сторонам того проезду поделаны окна для светлости. Тот проезд просечен скрозь каменной остров; а в которых местех над тем проездом прилучилась земля мяхкая, в тех местех зделаны своды ис кирпича. Тот проезд зделан зело чудно и удивително, и всегда в нем бывает ветр холодной. Тут гуляют в малых лодках неополитанские жители з женами и з детми часто во время великих жаров для холоду. Проехав тоб место есть остров, которой называется Ниситав 285. На том острову есть неополитанская кантомация, и построены на том [134] острову полаты невеликие для бывающихг в контомации. А контомация то суть: которые люди приедут в Неапольд из Ливанта, то сутье с Востоку, тех людей сажают на жтот островз и не спускают их с того острова никуды 6 недель, также и к ним никого не пускают, для того что на Леванте, то есть на Востоке, бывает часто моровое поветрие, и от того неаполитанцы хранят свое государство.

Потом приехали мы к Неаполюи и пришли в один дом неаполитанскаго сенатора, которой построен при краю самого моря. В том доме зело много изрядных веселых полат с предивными уборами, между которыми в средине полата зделана осмигранная, и в ней зело изрядные уборы, картинык чудныхл италиянских писем. При тех полатах поделаны изрядные гулбища к морю изрядным мастерством и обсажены виноградом, и сверху их оброс виноград же, власно как кровлим.

нИс того дому поехало я в Неапольп, где видел дом зело велик при море древняго строения. Сказали мне, что тот дом древней неаполитанской королевыр был 286, а ныне взял тот дом себе неополитанской вицерейс и, которое строение того дому от древних лет развалилось, то ныне строитт вновь. Архитектурау того дому старая, однако ж изрядная. Потом приехал я к себе в остарию, где стоял, в другом часу ночи.

Июля в 2 день. Рано приехал ко мне в остарию вышеписанной неаполитанской дворянин, барскаго губернатора брат, и, взяв меня с собою, в корете поехали до трибуналу, то есть где приказы Неаполитанскаго королевства. Зделан тот трибунал великим домом, в котором зело много полат в 5 житей вверх; полаты зело великие. И есть в Неаполиф 32 приказа, в которых много судей и подьячих; /л. 85 об./ надо всяким приказом началных судей по 12 человек. В тех приказех безмерно многолюдно всегда бывает и теснота непомерная, подобно тому как в московских приказех; а столыа судейские и подьяческие зделаны власно так, как в московских приказех; и сторожи у дверей стоят всякагоб приказу, подобно московскимв. Как я на тот трибунал приехал, и наг том трибунале стоит корет болши 100 изрядных, в которых приезжают судьи и челобитчики, кому дело есть.

Потом пришел я к той полате, где сидятд 12 человек судей за великими государственными делами; между теми судьями адин судите на месте короля гишпанскаго и называется капо, то есть голова надо всеми. И как яж в тое полату вошел, и тот началной судья и все судьи против меня звстали, и отдали мне поклон, и с великою учтивостию меняи приветствовали, и, показав все вещи, которые иноземцу надлежит видеть, также с честию меня отпустили. И послали со мною одного человека, велели меня проводить, которой шел ис тое полаты передо мною, очищая кдорогу во многолюдствел; и с такою учтивостию меня проводил в верхние полаты, где я видел государства Неополитанскаго старые книги и писма, устроены по шкафамм изрядно с подписми; тех старинных писем зело много. Из тех верхних полат сошел в нижние полаты, где слушал неополитанскаго суда, как судились 2 человека перед судьями: говорят чиннон, с великою учтивостию, а не со криком; и подьячий слова их записывает подобно тому, как и на Москве.

Ис того требуналу приехал я в монастырь, в котором живут законники и называются регулярып. Те законники все высоких пород честные люди, а простых людей в тот монастырь не принимаютр. [135] В том монастыре принял меня один законник породы чесной, папе римскому свойственник, и привел меня в церковь. Та церковь зело изрядным мастерством зделана из гипсус и из розныхт мраморов и вызолочена изнутри во многих местех, а зделана та церковь во имя святых апостол. Потом из церкви ходили по монастырю и по полатам их зело высоко, уоткуды видеть весь город Неапольф; и смотрилх я того монастыря садов изрядных.

Ис того монастыря приехал в девичий монастырь, где есть 680 законниц, а те законницы все высоких жец пород. чВ том монастыре также церковь предивная, изряднаго же убору; в той церкве много уборов, шитых завесов предивной работы. В том монастыре погребаются тела умерших королей неополитанских. В той церкве арганы изрядных голосов и зело великие, на которых во время бытности моей в той церкве играли.

Ис того монастыря приехал я в монастырь, в котором живут законники и называются аливетаны, ходят в белом платье. В том монастыре церковь изрядная, и убору предивнаго в притворе тое церкви видел я. Зделан гроб стеколчетой, /л. 86/ в том гробе лежит зделанное ис камней, ис которых делаются краски, Тело Господа нашего Иисуса Христа зело пречудным мастерством. Около того гробу поделаны образы из таких же камней: при главе Христова Тела зделан образ Пресвятыя Девы Марии асидящей; по сторону зделан образ Марииб Магдалыни стоящей; подле нее зделано подобиев королевы неополитанской, которая тот монастырь зделала; по другую сторону зделан образ стоящей святыя Саломии; подле нее образ Иоанна Богослова зделан стоящей же; в ногах у Тела Христова зделаны два подобия римских филозофов, стоящие на коленех,— те все образы зелог преизрядным мастерством зделаны, немошно познать, чтоб не живые.

Потом видел в том монастыре полату, в которой делают комедии, убрана переспективами, как обыкновенно быть в комедиях. Потом смотрил полатд, в которых живут законники, между которыми видел в одной полате много поставлено дерев з зеленыме листвием и напущено кинареек множество, белых и зеленых; в той полате те кинарейки водятся и высиживают детей, а держит их себе для забавы один законник. Тот монастырь зело велик, а подо всем под ним зделаны превеликие погребы, в которых всегда стоитж множество бочек, наполненных рознымиз виныи. Законники того монастыря в неделю три дни едят мясо, а четыре дни едят рыбу, то есть в неделю, во вторник, в четверток едят мясо, а в понеделник, в середу, в пятницу, в суботу едят рыбу. И когда едят мясо, тогда обедают и ужинают в той полате, где делают комеди, а когда едят рыбу, тогда обедаютк в особой полате. В том монастыре в пределе видел я образ Рождества Христова, вырезан на алебастре, величеством в высоту и в ширину аршина по два, такою работаю зделан, какой работы на всем свете мало где обретается, и описать о том подлинно невозможно, и уму человеческому непостижнол, какая том работа. Ис того монастыря приехал я к себе в остарию, уже бо приспел час обеда.

Того ж числа по обеде тот же вышеписанной неополитанской дворянин, нгубернатора барскагоо брат, прислал ко мне корету; и просил меня присланной от него, чтоб я в той корете к нему в дом приехал; и он, меня приняв с любовью, учинил как есть обычай гишпаном. Потом из дому ево поехал с ним купно смотрить галер [136] неополитанских, где видел 8п галер зело великих, которые стоят в порте блиско вицереева двора и имеют на себе по 60 весел, а на иных и болши и менши. Те галеры зело изрядным мастерством зделаны, резбы около их предивные, золоченые, а иные красками писаныр. Ис техс галер /л. 86 об./ взошел я на одну галеру, где меня принел с честью комит тое галеры и для моего приходу велел галеотом, то есть работником, всем надеть цветные кавтаны, которых на той галере есть 450 человек, все в голубых суконных кавтанах и всякой человек на той галере работные прикована железною чепьюб за ногу. Те вышеписанные галиотыв, или работники, никуды с тех галер не спускаются. Тот же комит за почесть мне велел играть на шипошах туркам и гишпанцом на трубах трубить, как есть обычай быть на гишпанских галерах музыке. И я, смотря галерг и поблагодарствуя комиту, поехал до остарии, в которой стоял, уже бо приспела ночь.

Июля в 3 день. Нанял я корету и ездил до костела на музыкуд. Был в костеле, при котором есть монастырь францишканскойе; тот костел строения изряднаго, убран аспидами рознымиж и стенным изрядным писмом, изнутри весь вызолочен. Юттуды приехал паки в остарию к обеду.

Того ж числа поехал в корете к морскому берегу и нанял филюгу; в той филюге ездил по морю гулять, смотрил обычайной утехи неополитанской, как неополитанцы забавляются в годуи 4 месяца: июнь, июль, август ик сентябрь. В тех 4-х месяцах в неделе два дни, воскресенья и четверток, ездит неополитанской вицерой в ызрядной филюге, которая зделана предивным сницарскимл мастерством, вся вызолочена, на верху той филюги зделаны 3 фонаря. В той филюге мс вицероемн сидят по 4 человека графов неополитанских. Перед тою филюгою идет филюга вицероева ж, также изрядным мастерством зделана ио вызолочена, и маринерып в тех филюгах убраны в камчатыхр изрядных кафтанах. В той передней филюге, кроме маринаров, никого не бывает, толко возят тое филюгу для чести вицероевойс; поставлены бандерыт, то есть знаки под ево гербом, в которой он сам сидит; а напередиу вицероеваф ж третья филюга, в той филюге вицероевых трубачи, едучи, трубят. По левой стороне вицероя идет филюга жц, а в ней вицероевач музыка играетш и поют, увеселяя вицероя. По обе стороны вицероя едут по две филюги, в которых сидят афицеры, то есть началные люди от пехоты, для гвардии, то есть для сторожи. За вицероем едут много филюг, в тсоторых сидят графы, дуки, маркезыщ и шляхтаы, или дворяне; также множество филюг, ездят поволно всякие чесные люди и марканты, то есть купцы, канпаниямиэ и забавляются: едят, и пьют, и веселятца в филюгах.

В то же время выходит вицероевых шесть великих галер и зело уборны изрядно. Напереди идет галера генералская, обвешена красными камками и сукнами, и бандеры, то есть знаки, все на той галере красные. На корме той галеры три фонаря изрядные, на носовой щегле, которая называется тринкетою, наверху фонарь же. За тою галерою /л. 87/ идут 4 галеры, также обвешены красными сукнами; на кормаха тех галер по одному фонарю да на носовых щеглах по одному жо фонарю; бандерыв, или знаки, на тех галерах все белые. Позади идет одна галера, на той галере на корме один фонарь и на носовой щегле один же фонарь. И, пришед блиско того берега, у котораго ездит вицерой, те все вышеписанные галеры станут на море; и на генералской галере играет музыка на флейтах и на трубах трубят; и, [137] как вицерой приедет против тех галер, в то время, отдавая ему честь, прежде з генералской галеры, потом и со всех галер выстрелят ис пушек. А вицероева жена приедет на тот берег в корете изрядной, и за нею в других коретах девицы ее, и придет на двор свой, которой вицероев двор построен на берегу моря, и сядет на ганкахг; подле нее сядут принцепов неополитанских жены, три или четыре старых жен; кругом ее стоят домовые ее девицы и ближние люди мужеска полу, двсе в ызрядныхе уборах. Также и в ыных домех, которые есть по тому берегу, сидят неополитанских жителей жены и дочери-девицы, убрався изрядно, по ганкамж и по окнам; а по берегу при самом море станут множество корет предивных, в которых сидят неополитанских жителей честных людей жены и дочери-девицы в ызрядных уборах и веселятся, едят сахары и пьют изрядные лимонады. А вицерой, и принцепы, и всякие люди подле того берегу ездят в филюгах; и, поровнявся вицерой против жены своей, поздравляет ейз и приветствует, также и иным честным женам ии девицамк поздравляет же; подобно тому чинят и все честные люди и купцы, приезжая к вицереевойл жене им иным честных мужей женам и к девицам, приветствуя их, поздравляют и отдают им поклон со всякою учтивостию; также чинят и фарестиерын, то есть всякие приезжие иноземцы; то ж с повинности обычая их и я чинил. И так гуляют весь день даже до ночи. А как вицереевао жена приехала на двор свой, в то время, отдавая ей честь, со всех вышеписанных галер стреляли ис пушек подобно тому, как стреляли на почесть вицероеву.

И как наступила ночь, в то время вицерой и все, которые гуляли, поехали в Неапольп по делам, и вышеписанные галеры паки выстрелили ис пушек и пошли в неаполскойр порт на свои обыкновенные места. Из генералской галеры пускали много ракет, ас как галеры на тое потеху из Неаполят пошли, в то время были все покрыты полотнами по обыкновению, а на генералской галере кровля была полосатая. А как пришли на то место, где повинныу стоять, в то время кровли со всех галер сняли и стояли бес кровель. А галиоты, то есть работники, или гребцы, на тех галерах на всех наги. А как ночь наступила, тогда со всех галер бандерыф и фиямолы сняли и засветили фонари на кормах и на шеглах; также и на вицереевойх филюге засветили фонари; и подобно тому ж учинили и на всех филюгах, потому что на всякой филюге на кормец делаются изрядные фонари. И с теми фонарями все поехалич по домам; также и я в своей филюгеш приехал к берегу и, вышед /л. 87 об./ из филюги, поехал в корете к себе в остарию.

Июля в 4 день. Поехал я в ызрядной корете на двор вицереева смотритьб ево дому. Дом ево зделан изрядным мастерством и немал, полат на нем зелов много в 5 житей в высоту. У ворот вицереевыхг стоят салдаты на карауле и при них началные люди. И приехав я на вицереевд двор х крылцу, ис кареты вышед, пошел в полаты ево. Крылца вицереовые зделаны зело предивно, безмерно широки и стройны. Полаты есть великие, средние, убраны картинами изрядных италиянских писем, а иные обиты камками. Также много в тех полатах столов и кресел изрядных; окна тех ево полат завешены белыми тафтами; зеркалаж великие поставлены по гишпанскойз моде у стен на столах. Также в тех полатах стоят шкафыи изрядные и иные уборы.

Из вицереевыхк полат — на конюшенной вицереевл двор, где видел в конюшнях 125 лошадей, между которыми великих изрядных [138] лошадей много; убор в тех конюшнях изрядной. В других полатах множество видел шор, цуков изрядных, бархатных, з золочеными и см серебреными наборами предивной работы. Тут же видел 11 корет предивных и зело богатых, между которыми две кореты преславные, римской работы, зело великие и таким преславным, дивным мастерством зделаны, котораго мастерства и богатства описать подлинно трудно. Цена тем двумн коретам 100000 шкудов, а тех шкудов по два за золотой червонной даюто. Также видел тут жеп иных корет и калясок множество.

Потом поехал с вицереевар двора до школы, где учат лошадей. При той школе площадь великая, изрядная и ровная, по которой площаде ездя учат лошадей, где и яс ученье лошадей видел, между которыми видел лошадь темно-серую, изрядной школной науки. Потом во время обеда поехал к себе в остарию, в которой стоял. Господин тое остарии, именем Мартын,— человек зелот богатой и доброй, и ко мне был приятен и услужен зело.

Того ж числа по обеде поехал я в шпитальу, в которойф видел болящих 400 человек, лежащих по краватям, и постели под ними изрядныя. Тот шпитальх зело велик, и полат в нем множество; между теми полатами поделаны каплицы, то есть римской верыц церкви, в которых по вся дни бывают литоргиич для болящих. Под полатами поделаны погребы многие, и многие болящие лежат в погребах по разсуждению дохтурскомуш для холоду. В том шпиталеш аптека немалая, при которой дохтуровы, лекарей, аптекарей и медицинов доволно в уряде. Над тем шпиталемэ есть адин принцеп, то есть князь гишпанской, и с ним два кавалера неаполитанских.

В том же шпиталею собрано безумных от природы 200 человек, живут в особых полатах; кормят их, и покоят, и платьея им дают доволное. Разсуждают о том неополитанские жители, что те безумные от природы сотворены волею Божиею и чтоб они не были голодны и нужны и не были б от других /л. 88/ поругаемы. Иа над теми безумными приставлены нарошно люди, которые их принуждаютб к работе и смотрят, чтоб они меж себя не бились; а работают те безумные в том вышеписанном шпиталев: воду таскают ис колодезей, дрова носят к варению пищи и иные неболшие потребы, которые могут снесть. А которые между тех безумных есть без ума не с природы, но от болезней, те суть в особых полатах, иные и скованы; тем дохтурыг дают лекарства и к работе их не принуждают.

Во время моего в тот шпитальд приезду все болящие и безумные обедали. Пища их была поставлена в особой полате в котлах; над тою пищею попов римских человек болши 10 поют арационе, то есть моление ко богу ео болящихж, и тое пищу раскладывают на оловеныез малые блюда, и ставят тех блюд по 6 на деревеныеи лотки, и отсылают к болящим. А разносят тое пищу к болящим неополитанские честные люди: для спасения своих душ служат болным, кто изволит. А работники на тое службу в том шпиталек устроенные есть, толко мало им дают тоел службы исправлятьм: честные люди служат в том болящим сами Христа ради. Многиен честные люди, приезжая, обвешевся фартуками, она то устроеннымип, разносятр к болящим пищу.

В том же шпиталес живут сироты, мужеска и женска полу малые ребятат; также и в тех малых ребятаху есть безумные. Тех сирот малых покоят в том шпиталеф, кормят и поят, и дают им одеждых и постели, и призирают к ним изрядно во всяких их нуждах. [139]

Работников и над работниками приставов в том шпиталец есть доволно, которые во всяких потребах того шпиталяч чинят услуги. А в которое время болным подают пищу, в то время дохторы ходят и смотрят на пищи и пишут, что которой болящей ел, и сколько съел какой пищи, и что ему дать пищи на другой день или в вечер — всего того те дохтурыш с прилежанием смотрят. А на всякие нуждыщ того шпиталяы збирается в год интратыэ, то есть доходу, по 150 000 шкудов с лавок, и з дворов, и з земель, которые дворы, и лавки, и земли в тот шпиталью даны от неаполитанскаго вицереяя и ото всех неаполитанцов по воле гишпанскаго короля.

При том шпиталеа’ есть сады изрядные для трав и коренья в аптеку и для забавы и гулянья болящим: которые от болезней начнут свобождатися, те помалу в садах гуляют. Которые вб’ том шпиталев’ от болезней помирают, тех погребают казною того ж шпиталяг’. А болящих в том шпиталед’ лечат, и кормят, и поят, и покоят без заплатые’ всяких людей, кто б ни пришел, Христа ради. Таких еще в Неаполе ж’ 6 шпиталейз’, толко те все величеством и доходами менши сего шпиталяи’.

Потом поехал я во академию неаполитанскую 287. Та академия построена казною публичною, то есть каралевскою, зело велика, в которой 120 полат великих, нижних и верхних; зделаны те полаты вверх в пять житей. В тех полатах учатся до филозофии /л. 88 об./ и до богословии и иных высоких наук и анатомии. В той академии бывает студентов 4000а человек и болши, учатся все бес платы, кто ни приидетб, вся платав мастерам королевская. В той же академии зделана особая полата на диспуты и наг свидетелство учеников: которой докончет науку, тех свидетелствуют диспутами в той вышеписанной полате. Та полата зделана вполукруглаяд, подобно церковному олтарю. В передней стене против дверей зделано место высокое, подобно королевскому месту; по обе стороны от того места вокруг поделаны местые в четыре ряда вверх, по которым местам во время диспуты сидят мастеры и всякие ученые люди, на диспуты собранныеж, и студенты.

Блиско той полаты зделана полата, где чинится анатомия; та полата не есть велика и построена по обыкновению как надлежит быть анатомииз. В той академи есть в Неаполе 400 человек дохтурови, а лекарей, и аптекарей, и медицын с 2000 человек. Те все живут бес платы на своем коште, кормятся своею наукою от неаполитанскаго вицереяк, и от принцепов, и графов, и от дуков, и от маркезовл, и от шляхты, и от купцов, и от всяких неаполитанских жителей.

Потом поехал смотрить неаполитанскаго житнаго двора. Тот двор зело велик, им на нем построено множество великих полат, в которых множественное число хлебных запасов всего Неаполян жителей.

Потом поехал я гулять на морской берег, где строят некоторые утехи к празднику своему, по римскому календарю июля к 21-му числу: ставят у моря по берегу столбы и обивают досками между многими фантанами, которые по морскому берегу построены; и то их строение во время праздника будет все обвешено и накрыто камками и иными уборами, и цветами, и фруктами. По тому месту будет процесия, при которой изрядная будет музыка, спеваная и играная; и во время того праздника из вышеписанных фантано вместо воды будут истекать вина розныеп виноградные, красные и белые, и розбираемы будут те вина неимущими и кто похочетр безвозбранно. Того праздника св Неаполег яу не дождался, для того что поспешил ехать [140] в Малтийскойф остров, чтоб не упустить времених, цв которое времяч надлежало мне ехать до Малту.

Потом приехал я в дом одного неаполитанскаго принцепа, который меня принял с любовью и потчивал меня шарбетами рознымиш. У того принцепа сидел я дажещ до часа ночи с неаполитанскими ковалерами. И как я от того принцепа пошел, и он меня проводил на крыльцо, а другие кавалеры проводили меня до кареты с великими свечами, зделанными из белаго воску. От того принцепаы приехал я паки в остарию, в которой стоял. /л. 89/

Июляа в 5 день. По обеде прислал кавалер неаполитанской ко мне корету и просил меня, чтоб я приехал в дом одного неаполитанскаго дворянина смотрить казни, как будут казнить одного человека смертью; и я в той корете приехал в дом блиско пляца, которое пляцо у вицерееваб двора. На том пляце поодаль вицереевав двора поставлено колесо на бревне высоко, на две сажени в высоту или мало выше; и со всех сторон то колесо подперто бревнами, чтоб стояло крепко; и приставлены к тому колесу две лесницы малые з дву сторон. На пляце при том колесе множество народу собрались смотритьг тое казни; и за два часа до ночи дпришло салдат 30 человеке и оступили то помяненное колесо вокруг, чтоб народ к тому колесу блиско не теснился. Потом идет один человек и в руках несет писмо и трубу; в тое трубу протрубяж, читает писмо, какого злодея ведут и за какое дело ево хотят казнить; и так от того места, где тот злодей сидел, даже до того помяненнагоз колеса тот человек трубил и писмо читал, чтоб весь народ то ведал, за что тот злодей будет кажнен. За тем человеком идут немного салдат, при которых едут верхами 3 человека капитанов от трибуналу, то есть от приказуи, в котором судят смертные дела. За теми капитанами — один человек в белом платье и на голове белой тюрюкк, и лице все закрыто, толко прорезано против глаз, чтоб мог видеть, несет крест высоко немалой, на котором вырезан из дерева образ лТела Христовам. За ним идут в таком жен белом одеянии и в тюрюкахо 20 человек лутчих людей, неополитанских жителей высоких честных пород, а укрываются все для того, чтоб их никто не познал. За ними идет тот человек, пкоторой осужденр на смерть, в белом запонес и в штанах, а на ногах чулки и башмаки. Позади ево идет палач в одной рубашкет, и осужденному тот палач привезал малую веревку к поясу и за тое веревку держит; а тот осужденный в руках несет невеликой крест, на котором изображено Распятие Христово.

По обе стороны того осужденнаго идут два человека попов римской веры в таком же помяненном белом платье и в тюрикаху, ис тех попов один ему отец духовной. И, шед с ним, те попы непрестанно ему говорят, чтоб он упоминал свой грех и был бы в надежде спасения, чтоб не пришел во отчаяние; и уготованное колесо ему на мучение от него те попы закрывают, чтоб он, увидевф тох, не обезпаметел. И как ево к тому колесу привели, и у лесницы, которою тому осужденному на то колесо иттить, стал тотц осужденный на колени, а духовник ево, припадчи к нему, шептал ему в ухо с четверть часа, утверждая ево, чтобы он с надеждою милости Божий умирал, а не отчаявался бы милосердия Божия. Потом тот ево духовник, обняв ево, поцеловал в голову и отступил от него; а палач, взяв ево, повел по леснице на колесо, и ево за собою повел; другой человек созади поддерживал того осужденнаго и помогал ему на лесницу иттить, понеже бо тот осужденный от страху насилу мог на колесо по леснице иттить. [141]

И как на колесо евоч ввелиш, и положили на колесе взначьщ, а голову поворотили на левую сторону правым виском вверх, и завезали ему глаза платком, а руки и ноги привезали крепко х колесу, также и голову х колесу привезали. А по другой /л. 89 об./ вышепомяненнойа леснице взошел на то ж колесо з другой стороны того осужденнаго духовник, держа в руке крест. И как того осужденнаго палач х колесу привязывалб, а тот ево духовник сидел на колесе над нимв с крестом и непрестанно ево словами утверждал, чтоб он не страшился смерти и с надеждою б умирал, а не в отчаянии. Когда ужег палач глаза осужденному закрыл платком, тогда духовник, ево крестом оградя, с колеса сошел. Потом палач взял великой железной молот и долго днад головоюе осужденнаго махал, и ударил тем молотом из обеих рук того осужденнаго в правой висок, и проломил ему голову даже до мозгу, и вдругоредь ударил силно тем же молотом по лбу, паки проломил ему голову, ис которых ран множество истекло крови. Потом ударил тем же молотом по грудям, потом по тайным удам, потом по коленам, потом паки по голове,— и так тем молотом прибил ево до смерти. И, сняв с него чулки и башмаки, тот палач с колеса сошел; а в которое время палач того осужденнаго х колесу привязывал и бил, в то время духовник осужденнаго и все, которые были в белом платье и в тюрикахж, стояли около того помяненнаго колеса по земле на коленех и молились за душу осужденнаго, чтоб ему Бог отпустил ево согрешение.

Тот осужденный был породою римлянин, служил в Неаполез у одного капитана за челядника; и сего июля в 3 день в вицереевыхи полатах побранился с вицереевымк слугою и заколол того вицереевал слугу в вицереевыхм полатах до смерти; и ево поймав сего ж июля в 5 день, и казнилин тое ж ночи июляо против 6-гоп числа. Тело ево, сняв с колеса, разсекли начетверо и розвесили на поле от Неаполяр по миле и по две, чтоб всем было во устрашение, чтоб в вицереевыхс полатах никто никого не убивал.

Потом из вышеписаннаго шляхетцкаго дому поехал я к себе в остарию на последнем часу дня.

Июля в 6 день. Поутру, наняв корету, поехал ят в езувитцкойу монастырь. В том монастыре церковь немалая, изнутри убрана алебастром резным изрядно. Потом пришел в полату, где езувитыф обедают. Та полата великая, убрана изрядно столярнойх работою ареховым деревом; столов в ней много, накрыты изрядными чистыми скатертьми; и положен хлеб им на пищу зело изрядной, крупичатой, самой белой. Потом, ис тое полаты вышед, видел изрядную фантану, которая зделана ис кремней иц из раковин морских предивною работою. Потом пришел в аптеку, где убраны 5 по лат аптекарских многими лекарствы зело предивно. Потом пришел в малую церковь, которая зделана между келий предивным мастерством: стены и сводыч в той церкве иш престол зделаныщ хрусталные, в ызрядных резбах золоченых. В той же церкве зделаны в стене две лампады, которые непрестанно горят, заставлены великими круглыми хрусталями, и огонь тех лампад скрозь хрусталей видеть, и в церкве от них светлость, а копати в церкве от тех лампады не бывает.

Ис тое церкви пришел в те полаты, где на езувитовэ платье шьют и моют. Те полаты немалые и убраны шкафамию изрядно. В тех полатах зделана малая /л. 90/ церковь, убор в ней изрядной. В той церкве показывали мне много мощей святых, между которыми видел я [142] некотораго мученика от главы кость. В той кости один гвоздь железной, великой, которой томуа мученику был прибит при мучителе во время страдания ево за Христа, так и ныне есть в той кости.

Ис тойб церкви пришел в библиотеку, где видел в трехв полатах множество книг, между которыми показали мне книгу великую — «История Московская» печатная на латынском языке 288. В той книге в лицах напечатано город Москва, Кремль, и Китай, и Белой город, и подписаны башни, и реки, и улицы словенским языком и литерами словенскими ж. В той книге описано все Московское государство. В той же библиотеке видел два глобуса великих: один небесной, другой земной. Ис той библиотеки пришел в новую библиотеку, которая еще не окончана. Та полата зело велика, гизнутри все стены той полатыд обделаны ореховым деревом предивною столярноюе работою; и поделаны шкафыж, в которых будут лежать книги. Ис той полаты пошед, видел в полатах зделаны три круга: одним кругом объявляет часы дневные и ношныез, другим кругом объявляет дни месешныеи, третьим кругом показует деклинацию солночнуюк; а инструменты, которыми те круги действуют, приведены веревками з другой стороны того монастыря, от боевых часов издалека.

Потом видел полаты, в которых бывают у них диспуты, также много школ, в которых учатся студенты. В том монастыре бывает студентов полтораста человек и болши.

Потом пошел в погребы, где стоит вино; там видел три погреба великих, в которых много бочекл, наполненных рознымим изрядными вины. Тех бочек с вином естьн болши 2 000.

Потом ис того монастыря поехал, и езувитыо ппроводили меняр до кореты. В тот монастырь приходит всяких доходов в год по 18 000 шкудов.

Приехалс в монастырьт кармилитанской, в котором есть образ чудотворной Пресвятыя Богородицы и образ же Распятия Христова наклоненною главою от пушечнаго ядра, о котором монастыреу писал яф в сей книге выше сего. В том монастыре сего июля в 6 день есть по римскому календарю праздник, и образ Пресвятыя Богородицы чудотворная икона открыта, которую я сподобился видеть. В том костеле слышалх я музыки, спеванойц и играной. И потом во время обеда приехал паки к себе в остарию.

Обыкность в Неаполеч у праздников подобна московскойш. У тое церкви, где суть праздник, торговые люди поделают лавки и продают сахары, и всякие канфекты, и фрукты, и лимонады, и шарбеты.

Того ж числа после обеда приехали ко мне в остарию неополитанцы-дворяне в коретах и просили меня о том, чтобы я с ними в их коретах поехал смотрить разных наук, которым наукам учатся неопо-литанских жителей честных /л. 90 об./ людей дети; и я с ними приехал на один двор, которой, построя, держат ис платы езувитыа. Тот дом длинен, а неширок; полат на нем много, построены изрядным мастерством, в высоту в четыре жильяб. В том доме всегда бывает учеников по 100 человек, а временем и болши, и менши, неополитанских жителей честных людей дети, а недворянской породы в том доме никого учеников нет и не принимаютв. В том доме учатся прежде грамоте, словесномуг и писать, и по латине, и иным рознымд языкам. Тут же учатца битца на шпадые по-гишпански, со штылетамиж и без штылетовз; тут же учатся играть бандероюи, то есть знаменем; тут же учатся танцовать крозных танцовл; тут же учатся ездить на лошадях; тут же [143] учатся скакать на лошади, не ступая в стремя, изрядными штуками — а всем тем мнаукам учатсян ученики по вся дни, кроме недели и праздников.

И ежели кто отдаст в тот дом сына своего для наук, тот повинен за него платить езувитомо, которые тот дом держат, по 9 шкудов вп месяц. За ртою платоюс того студента в том доме будут кормить и поить, какая пища надлежит честным людям, и постеля ему в том доме будет готова изрядная, и учить ево будут всем вышеписанным наукам за ттою ж платоюу. А студенты фв том доме живутх в розныхц полатах: которые лет чпо 10 и менши — те живут в нижних полатах; которые летш по 13 илищ 14 — те живут над ними в особых полатах; которые лет по 20 — в особых же полатах,— и так те студенты разобраны на 6 статей.

Как я в том доме пришел в тое полату, в которой учатся бится на шпадахы, и знаменем играть, и танцовать, и через лошадь скакать, в той полате для меня велели учители студентам своим битца на шпадахэ, и знаменем играть, и танцовать розныею танцы, и скакать через лошадь, которая стоит в тех полатах, зделана из дерева и на ней зделано седло, подобно немецкому седлу; та лошадь зделаная в меру лошади немецкой, немалой. И те студенты зело меня удивили, как бились на шпадаха’, и знаменем играли, и танцовали; зело малолетные рабятка, лет по 10 или по 12, а в науках своих зело искусны. А паче удивлению достойно, как в той палате 4 человека изрядных молодцов и честных отцов дети скакали через деревенуюб’ вышепомянутую лошадь, какими дивными штуками и какою лехкостью, того описать подлинно невозможно.

Потом я в том доме ходил по тем полатам, в которых те студенты живут. В тех полатах поставлены им всякому человеку особая кравать и постели изрядные, все окрытыв’ зелеными сукнами, и у всякой кравати особая завеса, зеленая ж. В тех же полатах поставлены длинные столы, на которых те студенты играют для забавы мечами.

Потом пришел в тое полату, в которой те всег’ вышепомяненныед’ студенты едят. В той полате поставлены столы многие, /л. 91/ на которых посланы скатерти изрядные, белые; и торелки, и ножи с вилками, и ложки — все чистое, изрядноеа; также полотенца белые всегда. И как яб ис тех полат сошелв на двор, и на дворе вышеписанные студенты, которые того дни гскончили алекцид, играют великими мечами по обыкности италиянской. И как я с того двора пошел, и меня езувитые жи студентыз с почтением и с любовью проводили.

Потом приехал я на морской берег, где обыкновенно неополитанцы по вся дни гуляют в коретах, также ии жены, и девицы. В том месте есть монастырь кормилитанской, в котором сего июля в 6 день по римскому календарю был праздник. В том месте встретился я с неополитанским вицереемк, где он ездит ли гуляетм по морскому берегу в корете. С ним в корете сидит против ево капитан от гвардии, то есть от караулу, породою тот капитан римской шляхтич; за коретою ево идут люди ево, убраны в цветные отласные кафтаны по гишпанской моде. И я ему отдал поклон, сидя в корете; также и он заимнон мне поклонился. За ним ездят слуги ево в коретах, по 4 человека сидят в корете.

По тому морскому берегу против кармилитанскаго вышепомяненнагоо монастыря, в котором был того числа праздник, ип изготовлена потеха огненная из ракет, которую я пожелал видеть. И приехал на [144] двор одного неополитанскаго сенатора, которой называется капо-ди-трибуналор, то есть голова над судьями, и сидит тот сенатор в требунале на месте короля гишпанскаго. Ис того дому смотрелс я, как тое вышепомяненную огненную потеху запалили, в которой было много ракет верховых; а паче много было ракет, привязанных к доскам, которые рвалот подобно пехотной стрелбе; и иные штуки были изрядные. Потом я ис того дому, ис котораго смотрил, поехал к себе в остарию, в которой стоял.

Июля в 7 день. По обеде приехал ко мне кавалер малтийской да маркезу неополитанской и взяли меня с собою в своих коретах гулять. И приехал я с ними в дом одного великаго неополитанскаго дука, которой есть в Неаполиф судья. Великой тот ево дом зделан при море на красовитом месте; полаты зделаны вновь, еще и нех докончаны, числом полат зело много и пространны зело. Уборы в полатах предивные, картины италиянских изрядных писем и зеркалы великие, по которым писаны цветы и фрукты преславною цживописною работоюч; также и иных предивных уборов в тех полатах много. Того вышеписаннаго дуки дети — 3ш сына малые: первому сыну 12щ, другому 8, третьему 4 года; те ево три сына, веселя меня, пели при цынбалех по нотам и танцовали изрядно по-французки, и зело удивително, что и четырехлетней младенец пел по нотам и танцовал по-француски. Потом пошел я в сад, в котором много изрядных дерев плодовитых и цветов, и построен тот сад предивно. В том саду много преславных фантаны, пречудною работою зделаных, ис которых /л. 91 об./ изрядные чистые воды истекают зело штучно. Из того саду поехал я к себе в остарию, в которой стояла.

бТого ж числав москвичи наши князь Михайлов князь Андрей Хилковыд, наняв каляски, поехали из Неаполяе назад в Венецы 289; а я остался в Неаполеж, для того что имел намерение ехать в Малтийской остров.

Город Неапольз под властию короля гишпанскаго, стоит на ровном месте при море, блиско одной высокой горы, на которой построена неаполскаяи фортеца каменная изрядною крепостью 290. По той горе по всей неаполитанских жителей домы ик сады изрядные. Самой город Неапольл каменной, изрядным мастерством построен; ворота проезжие предивною пропорциеюм устроены; и домы все в Неаполен каменнаго строения, а деревеногоо ничего нет. Полаты неаполитанских жителей модою особою, не так какп во Итталии в ыных местехр, подобятся много московскому полатному строению. Украшение в полатах имеют изрядное, обитья камчатные ис иные всякие, а болши любятт полаты убиратьу картинами изрядных писем и зеркалами великими, а зеркалы ставят к стенам на столах. В домех держат для забавы цынбалы и иные мусикийские инструменты, кроме арган; а арган, кроме церквей, в домех не держат. Шкафыф изрядные в полатах ставят неаполитанской работы и в них ставят вещи изрядные, хиз розныхц матерей зделаныч, за стеклами для украшения.

В Неаполеш живет вицерейщ, то есть подвластной король под державою гишпанскаго короля, и присылаются те вицереиы от короля гишпанскаго из Мадриту на 6 лет в Неапольэ; а которой вицерейю будет янеополитанским жителема’ потребен, тот бывает в Неаполеб’ вицереемв’ и болши 6 лет по прошению неаполитанцов; а которой вицерейг’ неаполитанским жителемд’ будет и непотребен, однако [145] менши 6 лет в Неаполее’ не бывает. А посылаются в Неапольж’ вицереями самые честные люди высоких пород; и каво король гишпанской намеритз’ послать в Неапольи’ вицереем, тот прежде повинен ехать из Мадриту от короля гишпанскаго послом в Рим к папе и жить у папы в Риме 2 года бес подмоги, на своем коште, потом из Риму приедет в Неапольк’ вицереем. Тому неаполскомул’ вицерею от неаполитанцов великая почесть, имеют ево за короля и во всем ему послушны; а доходов всяких приходит ему в год 300 000 шкудов. Которые городы надлежатм’ провинциею к Неаполюн’, как город Бар, и Барлет, и Мамфредон, и иные,— в те городы неаполитанской вицерей отпускает от себя губернаторомо’, ково похочет.

Таварыщ вицереяп’ в Неаполер генерал присылаетсяс’ из Мадриту жт’ от короля гишпанскаго над пехотою по земле и по морю, и живет тот генерал в Неаполеу’. Построен ему изрядной дом, на котором много полат изрядных, и караул у генералскаго двора всегда стоит — капитан с салдатами; однако жф’ тот генерал вицерею отдает великую почесть и мало что не за государях’ ево себе имеет; также и дукам неаполитанским старым людям чесных пород тот генерал в заседани местоц’ уступает; а вицерея имеют себе все за главу. /л. 92/ Пехоты в Неаполеа 500 человек салдат. Те салдаты стоят на караулах у вицерееваб двора, также у генералскаго двора и в ыныхв местехг, где надлежит быть, и ходят по всему Неаполюд в день и в ночь, есмотрят того, чтоб не было драк и убивства и никакогож воровства не чинилось нигде.

Платья носят в Неаполе вицерей и все честные люди, кто какою модою изволит, а болши любят строй француской; а гишпанское древнее платье носят маркантыз, то есть купцы, и иные подлые люди, и слуги сенаторские и шляхетские. Платья гишпанскаго мода особая: все черное, зело короткое, штаны зело уские, рукава вдоль распоротыи, и сверху епанчи носят черные ж. Жены и девицы неаполитанки носят уборы француские и на головах носят уборы француские ж, а иные и по-гишпански ходят с непокровенными головами.

Неаполитанцы мужеска полук к приезжим к форестиерамл, то есть к иноземцам, ласковы и приветны, а женской пол и девицы имеют нравы зазорные и скрываются, подобно московским обычаям. Честные люди в Неаполем, также и жены их, и дочери, ездят в коретах, а нпеши не ходято: то у неаполцовп под зазором. А мужеска полу люди в Неаполер верхом на лошадях не ездят, старые и молодые — все в коретах ис калясках; и корет, и калясок в Неаполет премногое множество. Неаполитанские жители между собою съезжаются часто и живут зело любовно; а когда съедутся в дом, потчивают друг друга шарбетами, лимонадами, а вина пьют мало винограднаго, а водак отнюдь не пьют; также и табаку дымовогоу не курят, а носовой табак у всех неаполитанцов из рук не выходит, и зело много ево употребляютф все: мущины, и женщины, и девицы. Пьянство в Неаполех и блудной грех под великим зазором и под страхом, и говорить о том неаполитанцы гнушаются, не толко что делать.

В Неаполиц, в самом месте, изрядных монастырей розныхч законов 160, а которые есть за городом — и с теми всех 300. Церквей приходских в Неаполеш 400 с лишком, которые зело изрядным украшены убором и безмерно богати.

Людей в Неаполищ, сказывают, всех 600000ы человек служилыхэ и торговых всякаго чину. Лошадей в Неаполею добрых мало, а болши [146] ездят в коретах и в калясках на мулах, а работы всякие работают на лошеках. Рядов и лавок в Неаполия зело много, и в них всяких таваров доволно. И харчу всякаго в Неаполеа’ много: мяса, и рыбы, /л. 92 об./ и всякой живности; а рыбы все морские, а решных рыб нет; а паче много в Неаполиа всяких изрядных фруктов и зело дешевы; а лимоны в Неаполеб зело велики, каких величеством во всей Италии нигде нет, и зело дешевы.

Садов в Неаполив множество изрядных с плодовитыми деревьи и сг цветами, вд которых множество фантан изрядных с чистыми водами. По улицам и по домам фантан в Неаполие преславных множество, которые поделаны изрядными штучными работами. Улицы в Неаполеж и переулки широкие, все вымощены лещедми сераго зтвердаго камени ровнои и зело изрядно.

Мастеровых всяких людей в Неаполик множество, а паче много мастеров, которые делают чулки шелковые, также вяжут шелковые шапки спалные, и рукавицы, и штаны, и кафтаны вяжут шелковые с золотом ил серебром изрядною работою; однако ж те там вещи не гораздо дешевы. Много ж мастеров, которые делают каробачки и иные всякие вещи ис черепах и нарезывают их золотом, и серебром, и раковинами, и костми; также делают черепаховые ларцы великие изрядным же мастерством.

Домы сенаторские и шляхетцкие в Неаполим серебром зело богати: блюд, тарелак, рукамойников и лаханей во всяком шляхетском доме доволно; также шандановн серебреных и чаш доволно ж. В Неаполио ж в остариях лошки, и черенья ножевые, и вилки, и солонки серебреные.

В Неаполип живет кардинал, который имеетр под своим региментом арцибискупов, и бискупов, и апатов в Неаполитанской области; а дом того кардинала в Неаполес блиско соборнаго костела, зело велик, множество на нем полат изрядных и уборных; и живет тот кардинал многолюдно, да и все неополитанские жители, честные люди и дворяне, живут небезлюднот, и за каретами их, когда сами и жены их ездят, ходят пеших людей доволно, подобно московскому обыкновению.

В Неаполеу живет папежев нунциушф, то есть посол. Дом ево на великой улице, полат множество предивных и уборных. Тот дом сенатора неополитанскаго и отдан во владение нунциушух папежскому, а сенатору зац тот дом платят цену, по чему доведется на год, ис королевской казны. А как тотч нунциушш поедет из Неаполящ в Рим, и тот дом по-прежнему отдадут тому сенатору, чей он есть.

Остарей в Неаполеы, то есть постоялых домов, много, аэ построены все рядом в одном переулке лутчие, а иные есть и по иным местам неболшие. Фарестиров, то есть приезжих иноземцов, в Неаполею бывает мало для далнаго разстояния.

Неаполитанцы носят волосы накладные, короткие, особою модою, а болши любят ходить в натуралных волосах; а которые и носят накладные волосы, /л. 93/ и те делают подобием натуралных волоса, насилу можно познать, что есть на ком накладные волосы. А подлой народ головы стригут догола, толко оставливаютб мало волосов по вискам, а делают то для великихв жаров: в Неаполиг и во время зимы бывает зело тепло, и снег там никогда не лежит на земле, всегда теплота, для того что Неаполь под зодиейд темпераментае и близок ко экватору, всего высокости на жсороке трехз градусах; а в лете жары от солнцаи бывают в Неаполек непомерные. [147]

Из Неаполял в Мадрит х королю гишпанскому посылается в год казны всяких доходов 50000 дукатов, а, окроме того, иных доходов с Неаполям на гишпанскаго короля никаких нет. Под властию гишпанскаго короля есть таких 6 мест, в которых бывают вицероин, а Неапольо ис тех мест числом второе место.

А, не быв в караване генералом, не будет и у папы в Риме послом, не может быть и вицероемп; такая есть в том обыкность: кто хочет быть вицероемр, тот повинен прежде быть в гармадес генералом, потом послом у папы в Риме, потом будет вицереемт, как о том писано в сей книге выше сего.

В Неаполиу одна церковь греческая, а служат в ней попы-унияты, которые соединили греческую веру с римскою; а самых греческих церквей в Неаполиф нет; и греков, которые бы были греческой веры, в Неаполех нет же, чтоб которые жили домами, разве бывают приезжие для торгов.


Комментарии

260. ...к тому святому образу вицерой неополитанской повинен приехать во всякую суботу и з женою.— В 1696-1702 гг. вице-королем Неаполя был Луиджи Франциско Мединацели де ла Церба (1660-1711).

261. ...в древние лета, во время в Неаполе бывшаго междоусобия...— Видимо, речь идет о народном восстании в Неаполе 1647 г. под руководством Мазаньелло (Томмазо Аниелло, 1623-1647) против испанской оккупации города.

262. Та церковь зделана во имя Пресвятыя Богородицы, честного и славнаго ея Благовещения...— Церковь Аннунциата построена в XVI в., в ней хранятся скульптуры и живописные полотна Г. Саммартино, Ф. де Мура, Г. Диано.

263. ...приехал я к соборной церкве...— Городской собор Сан Дженнаро построен в XIII — начале XIV в., рядом с ним находится архиепископский дворец.

264. ...приехал я до костела святаго Филипа.— Речь идет о соборе Джироламини, называвшемся также собором святого Филиппа, построенном в 1592-1619 гг. В соборе росписи работы А. да Салерно, М. Станционе, Г. Рени.

265. Приехал потом в монастырь, в котором живут законники и называются теотины.— Театинский монастырь был расположен на площади Гаетано. Монастырский собор святого Павла построен в 1583-1603 гг. В росписи собора принимали участие М. Станционе и Ф. Солимена.

266. Дом вицероев зело велик... изрядным мастерством построен.— Речь идет о Королевском дворце, построенном в 1600-1602 гг. архитектором Д. Фонтана.

267. ...зделана дорога под землею шириною сажен пяти...— Подземная галерея проходила через горный хребет вдоль залива Поццуоли и связывала Неаполь с городом Поццуоли. Ныне галерея обвалилась и в толще гор пробито несколько новых туннелей.

268. ...приехал к озеру, в котором озере называют неополитанцы воду живую...— Вероятно, речь идет об озере Лукрино.

269. В той печуре от земли воздух тягосной, которой скоро умершвляет всякое животно: человека, и скота, и зверя, и птицу...— Так называемая «Собачья пещера», расположенная неподалеку от курорта Аньяно, наполнена углекислым газом, который держится на высоте полуметра от земли и убивает входящих в пещеру мелких животных.

270. Под той горою поделаны были древле от Нерона-мучителя каменные бани...— Знаменитые бани Нерона находились в 3 км от города Поццуоли. Нерон — римский император (36-68) из династии Юлиев Клавдиев, известен изощренной жестокостью и гонениями на христиан.

271. ...поехал я до того места, где в древние лета был город, которой называется Каштель-ди-Бая.— Байя — одна из коммун современного Неаполя. Крепость Кастель ди Байя построена в XVI в. как береговое укрепление против морских разбойников.

272. ...полаты и божницы по ганских богов... построены при помяненном проклятом мучителе Нероне.— В археологическом парке в Байе сохранились остатки античных храмов Меркурия, Венеры, Дианы.

273. ...видел я божницу поганскаго бога Каприссориа...— В Ленинградском списке Капри Корна; возможно, речь идет о нимфе-охотнице Карне, завлекавшей юношей в темные пещеры, а затем скрывавшейся. Карна считалась покровительницей детей и человеческого тела.

274. Венус — богиня Венера. В эпоху Римской империи культ Венеры, богини весны, садов, любви, красоты, был популярен: она считалась прародительницей императорского рода Юлиев.

275. Диана — богиня охоты и покровительница диких животных.

276. Меркурий — бог торговли, прибыли и обогащения, хитрости и обмана. Культ римского бога Меркурия рано слился с культом греческого бога Гермеса, покровителя многих ремесел и магии.

277. ...зделал было тот мост цесарь Гайя Галиколя тому ныне 1658 лет... — Речь идет о моле Калигулы, построенном в заливе Поццуоли. «Цесарь Гайя Галиколя» — император Калигула Гай Юлий Цезарь (12-41) из династии Юлиев Клавдиев.

278. Блиско того места гроб матери мучителя Нерона в горе, ниско в земле...— Речь идет о гробнице Агриппины, матери императора Нерона, убитой в 59 г. по приказу сына.

279. ...пришел я к воде, которая называется Мертвое море.— Видимо, озеро Аверно.

280. Зделал тот погреб в древние лета римской сенатор, которой назывался Люцио Люлкуло... и называется тот погреб Писина Марабиля италиянским языком...— Подземная цистерна Писина Мирабиле находится в современном местечке Баколи. Длина цистерны 70 м, ширина от 25 до 50 м, глубина 15 м. Создание цистерны приписывается полководцу Лицинию Лукуллу (около 117 — около 56 гг. до н. э.).

281. ...есть город Неополитанскаго королевства, которой называется Прочета...— Город Прочида.

282. ...есть на море остров, которой именуется Преминтория-де-Мисино...— Полуостров Мисено.

283. ...на том острову древле жил владетель-филозоф, которой назывался Плиниуш.— Гай Плиний Секунд Старший (23 или 24-79), римский писатель, ученый, автор «Естественной истории» — энциклопедии естественнонаучных знаний античности, погиб при извержении Везувия.

284. ...ушел ис Трои во время Троянского разорения...Энея, о котором особая есть гистория.— Эней — один из главных защитников Трои, легендарный родоначальник римлян. Согласно «Илиаде», избежал гибели в Троянской войне благодаря вмешательству богов. Миф об Энее разработал Вергилий в «Энеиде». Под «особой гисторией» Толстой имел в виду «Троянские сказания», бытовавшие на Руси с XVI в. как переводы романа Гвидо де Колумна и Мартина Вельского.

285. ...остров, которой называется Нисита.— Полуостров Нисида.

286. ...тот дом древней неаполитанской королевы был...— Видимо; речь идет о дворце донны Анны на улице Позилиро, построенном в XVII в. для вице-королевы Анны Караффа.

287. ...поехал я во академию неаполитанскую.— Неаполитанский университет, основанный в 1224 г.

288. ...показали мне книгу великую «История Московская» печатная на латынском языке...— Вероятно, речь идет о книге: Rerum Moscoviticarum auctores varii unum in corpus nunc primum congesti: Quibus et gentis historia, continetur et regionum accurata descriptio. Francofurti, 1600.

289. ...москвичи наши князь Михайло, князь Андрей Хилковы...— Михаил Яковлевич Хилков — стольник, волонтер, был в 1688-1690 гт. воеводой в Вятке. Андрей Яковлевич Хилков (ум. 1717) — стольник, волонтер, дипломат, был русским резидентом в Швеции.

290. ...построена неаполская фортеца каменная изрядной крепостью.— Видимо, речь идет о Новой крепости, построенной в XIII-XV вв.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.