|
ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А.ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ1697-1699 [КОРОЛЕВСТВО ОБЕИХ СИЦИЛИЙ] [БАРИ] Июня в 21 день. На первом часу того дня видеть нам была в левой стороне земля державы турецкаго султана, которая называется Арбанияп. Потом, как мы тое землю пробежали, почелор быть видно св правой сторонет земля державы гишпанскаго короля, которое место называется Святаго Аггелау, где древле сотворил чудо архистратиг Михаил: изпустил из каменя воду. Того июня 21-го дня ветр нам был с перваго часа дня не добре способенф, однако ж немалой, которым бежали мых до полудня того и поровнялись против гор, та которых горах церковь во имя чудеси архангела Михаила, а под теми горами город гишпанскаго короля, которой называется Мамфредонц. И с полудня ветер почелч быть мал, которым наш фрегадон шел тихо; и почели тамш быть видны черни гишпанских берегов, на которых городы Барлет илищ Бар. И тем ветром малым плыли мыы с полудня до 10-го часаэ того дня, аю в 10-м часея тогоа’ дниб’ ветр нам, был не добре способен, однако ж немал. И тем ветром шли мы от 10-го часа по 16-й час, а в 16-м часев’ того дня приплыли мы в Гишпанию, под гишпанский город, которой между Барлетом и Бароюг’, а называется тот город Трани. От того городу к Бару по берегу морскому есть 2 города гишпанских же, которые именуются Бижели и Малвета; от Малветы недалеко на том же берегу моря город Бар. И того июня 21-го дня с перваго часу по 16-й час ушли мы всего 30 миль италиянских и под тем вышепомяненнымд’ городом Трани поставили мы свой фрегадон на якоре в море, для того что под теми городами, которые меж Барлету и Бару, и в самом Баре порту, то есть пристанища судам, нет, а ставятся судые’ под теми городами, которые /л. 76/ к ним приходят, на море, потому что в том месте может якорь задержатися оа земле. Город Транаб стоит при самом море, фортеца каменная и немалаяв, иг строение домовное все каменное жд; около ево много садов и виноградов. И от того города Трани по берегу морскому до города Бижелие и кругом города, также и от города по тому ж берегу морскому до города Малветаж и кругом того города, и от того города по берегу ж моря до самаго Бару и кругом Баруз садов и виноградов множество жи; и между тех виноградов и садов много домов строения каменнаго. Под тем городом, которой зовется Трани, стояли мы июня до 22-го числа. Вышепомяненныек гишпанские городы Барлет, и Бижелил, и Малвета стоят при самом же море; фортецы каменные и строение в них домовное и костелы каменные ж; и разстояние между мних недалное. А по берегу морскому междун тех всех городов построены башни каменные, башняо от башни сажень по 100. А построены те башни для опасения от турецких людей и от курсаров, потому что турецкие городы от тех вышепомяненныхп гишпанских городов в самых ближних местех. [120] Июня в 22 день. За два часа до свету пошли мы с того места, где стояли, к городу Бару. Ветр рбыл нам способнойс и немалой, и в 3-м часу того днит приплыли мы под город Бар. И, не пошед в порту, то есть в пристанища, стояли мы против города Бару на море без якоря, для того что тот порт, еже есть пристанища, капитану, фи астрономух, и маринаром нашего фрегадона суть не знаем, и опасались в него войтить, чтоб не розбить фрегадона. А на море против города Бару якоря кинуть было невозможно, для того что в том месте дно морское каменисто и якорь не может тут задержатися. И, стоя мы на том месте, послали от себя в город Бар одного человека с практикоюц, то есть с листом, которой лист взял я себе для проезду из Рагузскаго княжества из города Дубровника. И губернатор города Бару поволилч мне в Бар ехать; и за тем позволением приехав я в Бар, стал на постоялом дворе, что по-италиянски называется астарияш. Та астариящ называется Маркандониы эди Сан Маркою, блиско пляцая. В тое астариюа’ прислал ко мне барской губернатор человека, велел меня приветовать и просить о том, чтоб я к нему по времени пришел в дом. Того ж числа по обеде, как почелиб’ благовестить на веспер, то есть к вечерне, и я пошел в римскую церковь, в которой /л. 76 об./ лежат 254 мощи великаго архиерея Христова Николы. У той церкви в двереха встретили меня попыб римские, которые называются каноники. Та церковь каменная, великая, зделана по обыкновению западных церквей. В той церкве настоящей престол во имя чудотворца Николыв, и иных престолов в той церкве много, как обыкновенно бытьг в римских костелах. В том же костеле много столпов каменных, на которых зделаны кругом того костелуд внутри хоры. Под олтарем тоее церкви в земле ниско зделана церковьж римская ж, в которойз лежат святые и чудотворные мощи великаго святилникаи Николык. В тоел церковь из вышепомяненной великой церкви два схода, в которых поделаны лесницы каменные, широкие. В той нижнейм церкве на средине зделан олтарь римской во имя чудотворца Николая, весь серебреной, литой, на котором со всех сторон зделаны из серебра образы чудес чудотворца Николын. Поверх того престола зделан осмероуголнойо амбон серебреной же, литой, в две ступени в высоту. На том амбоне поставлен образ великаго Николып поясной, вылит из серебра, правую руку имеет благословенную, а в левой руке держит святое Евангелие, зело украшено каменем изрядным: алмазы, яхонты, изумруды, лалы. Поверх того Евангелия зделаны три яблока круглые, золотые во образ чудеси чудотворцовар, как отцу трех девиц, хотящему отдати на брак скверной, три узла подал злата и от смертелнагос блуднаго греха тех трех девиц избавил. Под тем вышеписанным олтарем лежат в земле ниско мощи чудотворные великаго иерархат Николыу, покрыты единым каменем мраморным. На том камене зделано едино окно малое, круглое; и когда кто хощетф видеть ево святые чудотворные мощи, тот повинен войтить под престол в окно, на то устроенное, и смотретьх внизц, в то вышепомяненное малое круглое окно. А в точ окно каноник, влезши под олтарь, опустит вниз, над самые чудотворные мощи, серебреной неболшой шандал со возженною свечею на серебреной чепиш. И в то вышеписанное малое круглое окно видеть святаго чудотворца Николыщ кость от ноги, которая суть лежит вся потопленна в мире, исходящем от пресвятых ево мощей; и поверх той кости святой стоит [121] святое миро, видом подобно чистому маслу. В тое нискость, где его святыя мощи лежат, никто не входит отнюдь; а миро святое достают той церкви канонники таким поведением: навяжут едину губу на серебреной жезл, на то устроенной, и опустят в вышепомяненное малое круглое окно со свечоюы, и тое губу, напоивши святым миром, исходящим от чудотворных мощей, выняв оттуду, выжмет в сосудэ, и паки так же чинят, и сколко потребно, столко возмет, аю миро святое никогда не оскудевает. И то святое миро каноники тое церкви требующим роздают без возбранения, кто сколко похочет взять, и без цены; и множественное число того святаго мира разбирают на всякой день приезжие молебщики, однако ж никогда /л. 77/ не умаляется исходить от чудотворных мощей, и весь мир тем святым мирома чудотворец Никола призобилуетб и освящает. И всегда то святое миро в церкви чудотворцовой держит один каноник в серебреном сосуде и помазует приходящих неоскудно. Когда то святое миро раздаваемо бывает требующим и влито в скляницы, тогда являетсяв видом подобно чистой воде; и даютг приходящим то святое миро пить неоскудно. В той нижней церкве еще четыре престола: по сторонам чудотворцова олтаря построены по два олтаря. Ад на правой стороне у стены зделана одна шкатула деревенаяе, резной работы, золоченая, мерою в длину полтора аршина, а в ширину аршин, в высоту трех четвертей. В тойлнкатуле поставлен деревенойж ларец — тот, в котором привезены в Бар из города Мира мощи чудотворца Николыз. иВ той нижней церкве есть 24 столпа аспидных, на которых утвержден тое церкви свод; а блиско олтаря чудотворца Николык зделаны своды изрядным мастерством из гипсу италиянскою работоюл. В той же церкве на правой стороне есть один столп желтаго аспиду, которой стоял при мощах святаго Николым в городе Мире; и по принесениин ево святых мощей тот столп приплыл морем в город Бар и ныне стоит в той же нижней церкве; от котораго столпа, сказывают католики, и ныне молитвами чудотворца Николыо бывают чудеса верующим; и огорожен тот столб железными решетками вокруг. В той же нижней церкве лампад серебреных, великих и малых, болши ста. Та нижняя церковь зделана в земле, однако ж светлость в ней изрядная: на двухп стенах зделано по четыре окна немалых, ра на третьейо стене позади олтаря чудотворцова зделано одно окно великое. Та церковь не длинна, а широка зело. По правую сторону чудотворцова олтаря есть одни двери, которыми входят в притвор, которой зделан для хранения святаго мира. В том притворе поделаны многие шкафыт, в которых стоит много великих скляниц со святым миром. В той нижней церкве против того места, где лежат чудотворные мощи великаго святилника Николыу, у стены поставлены арганы великие, и во время праздников в той церкве играет музыка на арганех и на иных розныхф мусикийских инструментах. Ис тое нижниех церкви паки вошел я в верхнюю великую церковь; в той верхней церкве своды устроены изрядным мастерством из гипсу. Ис тое великие церкви по левую сторону, настоящаго олтаря пошел я вверх, в притворы, /л. 77 об./ в которых показывали мне святых мощей и богатства всяких костелных много: Вначале показали крест, зделан из самаго дерева креста Христова, потом один гвоздь от терноваго Христоваб венца, обагренный Спасителною Пречистою ево Кровию. [122] Часть губы, которою напоили проклятые июдеи Господа славы вво время Спасителные ево Страсти на кресте оцтомг. Власы Пресвятыя Богородицы. Часть мощей святаго Василия Великаго. дЧасть мощей архидиякона Лаврентия, которым, когда кто прикоснулсяе устами медленнож, услышит от них теплоту немалую, которое то чудо и я сподобился видеть. Часть одежды Пречистыя Девы Марии Богородицы, которую носила на Пречистом своем Теле. Рука святаго апостола Фомы. зЧасть Мощей мученика Севастиянаи. Рука святаго апостола Иякова, брата Господня. Часть от руки святаго апостола Иякова Алфеевак. Кости младенец, избиенных от Ирода во время Рождества Христова. Часть от главы святаго Власия Севастийскаго. Часть мощей святаго мученика Вонифатия и иныхл святых мощей много, которых ныне подробну описатьм для продолжения времени оставляю. В той сосудохранительнице, или в притворе, стоит образ чудотворца Николын в меру возраста ево писма древнягоо греческаго и от многихп лет темен, с котораго образа рпишут в Барес святыя иконы чудотворца Николыт власно тем подобием, как написан тот святый вышепомяненныйу образ, а привезен тот образ в Бар вкупе с мощами чудотворца Николыф. И написан чудотворец Николах на той святой иконе весь стоящей, правую руку имеет благословенную, а в левой руке держит Святое Евангелие, на котором написаны три златника во образ того чудеси, как писал я о том в сей книге выше сего; а сказывают, что тот образ писан с самого чудотворцова лица, когда чудотворец Николац был жив. В том же притворе показывали мне многиеч одежды архиереов римских низаные, и шапки низаные римских же архиереов, и две подушки низаные, которые в Бар в чудотворцову церковь прислала в дарахш королева полская 255; и иные уборы церковные в том притворе показывали мне многие. И, как я ис того притвору хотел иттить к себе во астарию, где стоял, в то время губернатор города Бара прислал ко мне просить о том, чтоб я к нему пришел в дом, и один каноник церкви чудотворцащ Николая пошел со мною провожать меня до двора губернаторова. И как я в дом губернаторов вошел, и меня сам губернатор /л. 78/ встретил на леснице и с великим почтением принял меня до своих полат, где я с ним немного времени посидел и пошел от него до астарии, в которой стоял. И тот губернатор проводил меня из дому своего даже за ворота; и кака я от него пошел к себе, и вышепомяненный каноник проводил меня ко мне в остарию. И в том часе вышепомяненный губернатор с ыными — гишпанскою шляхтою — пришел ко мне в остарию, где я стоял, и сидели у меня час доволной. Потом просил меня, чтоб я у него обедал июня в 24 день, которое ево желание обещал я учинить по ево воле. Июня в 23 день. В пятом часу дняб пошел я паки до церкви святаго Николыв, где меня дожидались к обедне римскиег канонники. И, шед я к той церкве, купил себе два погребца со скляницами на святое миро, истекающее от мощей иерарха чуднаго Николыд, которые погребцы каноники той церкви немедленно мне наполнили святым чудотворным [123] миром. И с тем великим даром, прочитав у чудотворцовых мощей акафист, паки пошел до астарии, в которой стоял. А как яе со фрегадона в Бар поехал и капитану фрегадона своего, на котором я ехал, за провоз золотые червонные заплатил, и капитан, почитая меня, со фрегадона своего стрелял ис пушек. И того ж числа тот фрегадон ис-под города Бару поплыл паки в Долматию, в город жКорсул, а яз остался в Баре. Город Бар стоит при самом море, фортеца каменная и немалая, зделан новою модою, з белвардами, и на белвардах есть пушек, великих и малых, достаток. В городе Баре строение домовное, и костелы, и монастыри каменные ии изрядные. Дом губернаторов зделан на городовой стене при самом море, зело на веселом месте. В Баре живет арцыбискуп римской веры, небогат гораздо. Город Бар многолюден, народ в нем гишпанской; говорят по-италиянскук, однако ж с венецыянами и с римлянами в языке имеют малую некоторую диференцию, то есть розницу; платье носят гишпанской моды. Лавок и в них таваров в Баре немного, также и мастеровых всяких людей малое число. Губернатор барской из Неаполя гишпанец, породыл дворянской, носит на себе кавалерской крест 256. И стоял я в Баре июня до 25-го числа, наймовал себе фурмана. Ам как я на фрегадоне в Бар приехал и с него сошел, и капитан того фрегадона Иван Карстели дал мне свидетелствованной лист о бытности моей на море и о науке, ан в нем пишет сице: /л. 78 об./ «Дня 22-го июня лета 1698-го, в Баре. Я, капитан Иван Карстели, чиню веру всем, а особливо кому надлежит ведать, нынешним листом, что в нынешнем лете дворянин московской Петр Андреевич купно с салдатом Иваном Стабуриныма былб на моем фрегадоне и ездилв по морю Венецкой голфы даже до границ княжества Рагужскагог и до Рагузы, до города Дубровника. И от того местад имел желание ехать на моем же фрегадоне едо городов Каштелновож и до Перасты и даже до Каторы, которые городы граничат з городами турецкими, и желал видеть турков на море на их боевых караблях, чтобы с ними билсяз. И как скоро отъехали, встретились з двемяи фустами турецкими, в которых обреталось турков в достаток. И в тот час по милости Божиик пришел на нас ветр потребной, с которым ветром стали мы в уряде до битвы с вышепомяненными турками, которые, видя свое безсилие, утекли к берегу, а мы для некоторых мелкихл мест не могли их угонить совершенно на конец места. А потомм приехали мы до места Каторы, которое граничит с турками, где стояли мы 6 дней, и там за безчастием нашим не могли мы встретить и видеть турецкаго корабля и, чтоб мы не стояли, нотъезжал. Ноо поехали мы в государство Гишпанское даже до самаго Бару чрез всю Венецкаго моря голфу и желали всегда встретитися с кораблями турецкими, чего и там учинить не могли. И были отягченып от фортуны морской, в которой имянованный дворянин московской купно с салдатом всегда былр не боязливы, стоя и опиралсяс злой фортуне. А потом, сошедшисьт с моего карабля, поехатьу желал из Бару до Неаполяф чрез землю, желая ездить по морю Медитеранскому в том карабле, для того что я не могх в такие далные краи плыть на моем фрегадоне. Для уверения за капитана Ивана Карстелиц яч, капитан морской Иван Лазоревич, подписуюся на ево место, для того что он писать не умеет». [124] У того подлиннаго листа печать капитана морского Ирана Карстели изображена на красном воску. А по приезде моем в Венецию паки тот вышеписанной лист объявлен в канцеляри святаго Марка и подписан сице: «Чиню веру я, публичный ноторш, то есть писарь, яко вслебны ксондз, Антони Пасадовский, поляк закону доминиканского, и капитан морской Ангел Каподоров, видя вышеписанное писмо, чрез меня, канцлера, им показанное, признали и подтвердили с присягою, то есть помяненный ксондз Пасадовскийщ, приложивши руку до персейы своих по обыкновению капланскомуэ, то есть священническомую, и капитан Ангел вышепомяненный, доткнувшися писма в руках моих, признал бысть истиное и власное писмо Ивана Лазаревича, капитана морского, и то ж ведая и зная, иметя /л. 79/ совершенное познание и практику в его характере и писме. Дано в Венецы того дня 28-го месяца октября, для чего я, аВинценциуш Винцентиб, господина Яна Геронима сын урожденный, купец венецкий и публичный венецкий канцлер, о том прошенный, для веры подписалсяв и означилг». Ис канцеляри святаго Марка дан лист на свидетелство сего вышеписаннаго капитанскагод листа, а в нем пишет сице: «Селивестре Валерий, Божиею милостию князь венецкий, всякому и всем, особливо так приятелем, яко и верным нашихж листов видящим, ознаимуемз. иВиценца Винценцийк под днем 28-м бежащаго запросил ло аттестатиом, то есть о свидетелствовании Ивана Лазаревича, так имянованнаго, что в ней есть ноторн, или писарь, венецкийо доброй славы и доброй опинии, о которой публичными писмами туто и везде полную имеет братии веру. Дано суть в нашем княжеском доме в княжеской полате дня 28-гоп октября индикта 257 седмаго лета Господня 1698-гор». Тот лист, которой дан в Венецы на свидетелство капитанскаго листа, писан на пергаментес; печать у того листа свинцовая, на ней изображениет: на одной стороне образ святаго евангилиста Марка, а на другой стороне изображена персона венецкаго принцепа, то есть князя; а писаны те листы — вышепомянённой капитанской и свидетелствованной венецкой — оба италиянским языком, а не латинским. Стоя в вышепомянённой остарии, платил хозяину за постоялое, и за пищу, и за постелю по 10 корлинов на день гишпанской манеты; а тех карлинов дают за червонной золотой по 24 корлина. В Баре денги ходят гишпанской манеты: шкуды, филипы, корлины, граны, солды 258. Во всяком корлине по 10 гранов, а гран всякой ходит за две солды. Июня в 23 день по обеде ходил я гулять поу городовой стене и пришел к верхнему городу, которой называется италиянским языком каштелиоф. В тот верхний город меня бес повелениях коштелянскаго не пустили и послали до коштеляна тотчас одного салдата, которой, скоро ко мне поворотясь, отворилц мне ворота, и повел меня один барской житель дворянской породыч по всему тому верхнему городу. В том верхнем городе в городовой стене поделаны избы салдатом, которые тут живут з женами и з детми; те салдаты в том верхнем городе стоят на гварди, то есть на карауле; а тех салдацких домов в верхнем городе 36 домов да в том же городе дом коштеляновш, a иных жителей в том верхнем городе никого нет. /л. 79 об./ Тот верхней город величеством гораздо мал; дом построен в нем коштеляну вновь, зело [125] велик, изрядным мастерством, и полат зело много. Между полатамиа зделанаб каплица, то есть малая римская церковь, в которой олтарьв римскаго святаго Францышка. В том домег многие полаты еще и не отделаны, в которых строят подволоки и иные уборы изрядным мастерством. В том жед доме живет вышепомяненный коштелян, и есть он князь гишпанской некотораго своего владетелства. Недалеко от того верхнего города дом арцыбискупа барскаго, зело велик и строен, зделан при самой соборной церкве, которая соборная барская церковь римской веры немалае, а строения хорошего в ней нетж. Под олтарем тое церкви есть образ Пресвятыя Богородицы греческаго писма, принесен в Бар ис Констянтинополя, сказывают, писма Луки-евангилиста. Июня в 24 день. Поутру рано паки пошел я к мощам святаго чудотворца Николы в нижною церковь, в которой над олтарем чудотворца Николыз зделан свод из серебреных досок литых предивным мастерством и богатством великим. Того ж числа иобедал як в Баре у помяненнаго губернатора; со мною у негол обедали дворяне гишпанские и канониким. Тот губернатор учтил меня зело изрядно и, как я от него пошел, проводил меня со всеми при нем будучимин за ворота дому своего с великою любовию. Фурманов нанял я от Бару до Неаполяо, дал за каляску 10 дукатов; у той же каляски назади поставилп сундук мой со всякими моими вещьми за тоюр ж платоюс. В Баре есть монастырь езувитцкой и иные монастыри розныхт законов; а у костела, в котором лежат мощи чудотворца Николыу, пребывают каноникиф, и есть их при той церкви 42х человека. Июня в 25 день. Поехал я из Барыц в каляске и приехал к гишпанскому городу, которой стоит при море и называется Джовенаца, от Бару 12 миль италиянских. Тот город невелик, фортеца и все строение в нем каменное. По дороге от Бару до того города по обе стороны сады, в которых плодовитых всяких дерев и виноградов множество, и жилых мест по той дороге много ж. В томч городе я не стоял, проехал мимо и приехал в город Малфету, от Бару 15 миль италиянских. В томш Малфете стоял я во астарии и обедал. Город Малфета немал, фортеца и все строение каменное, стоит дри море; в том городе зело много олеющ, то есть масла деревяннаго. И обедав в тойы астарии, поехал и приехал к городу Бижели. Тот город Бижели стоит при море, фортеца изряднаяэ и строение все каменное ж; от Малфеты 5 миль италиянских. И, не стояю в том городе, проехал /л. 80/ ево и приехал к городу Трани; от Бижели 4 мили италиянских. Тот город Трани стоит при море, фортеца и строение в нем каменное. И, не стояв в том городе, приехала начевать в город Барлет; тот город Барлет от города Трани 6 миль италиянских. Город Барлет стоит при море и суть велик и строенб; фортеца изрядная, каменная; домов строения изряднаго, каменнаго в Барлете много; также монастырей и церквей каменных немало. В Барлете при одной церквев зделан замак каменной невелик, регулярной иг квадратовойд, то есть ровной, четвероуголной, изрядной. Город Барлет многолюден. От вышепомяненнагое города Малфеты до Барлету по дороге много жилых мест, и садов оливных и виноградов множество. От Бару до Барлету вышеписанные городы все державы гишпанскаго короля. Июня в 26 день. Из Барлету жприехал яз в 5-м часу дняи в остарию, которая называется Делячиранелля, от Барлетук 18 миль италиянских. По дороге от Барлету до той вышепомяненнойл астарии садов никаких нет им жилья мало, толко много хлеба жатого, места полистые, [126] и стада есть конские, и быков много. Скотина тут, быки и коровы, зело велики; и пшеницу молотят быками. В той остари стоялн я того июня 26-го дня до 23-го часа по италиянским часам, а по-московскомуо до 16-го часа; и на последнем часу того дня ис той астарии я поехал и ехалп всю ночь, а на первом часу дня июня 27-го приехал в астарию, которая называется Понтар Дебовина, от вышеписанной астарии 24 мили италиянских. В той остари сстоял ят июня в 27 день до ночи. В том месте по дороге все леса и дорога глаткая. Ис той астарии Понтау Дебовина поехал за два часа до ночи и ехал четыре часа ночи, стал на дороге, лошадей мало покормил и напоил из фантаны, фкоторая фантанах для покою проезжих зделана на дороге. И паки поехал с того места и приехал в отдачу часов ночных в остарию, которая называется Ротаминарда, от вышеписанной остарии Понтоц Дебовина 24 мили италиянских. По той дороге много лесов: дубнику, клену, березы, осины; дорога зело негладка, камениста и горы немалые; по той дороге видел я ночью множество мух огнистых, летающих по лесам, и по хлебам, и по дороге. И стоял я в остарии Ротаминарда июня в 28 день с перваго часа до 13-го. Те все остари от Бару до Неаполяч гишпанские, и зело скудно в них бывает пищею, а паче ж нет рыбы и фруктов, то есть гроздия, и за дорогую цену рыбы не сыщешь, где был я не с малою нуждою голода. По той дороге по лесам поделаны домы каменныя, в которых бывают непрестанно салдаты для сторожи от воровских людей. Июня в 28 день. В 13-м часу ис той астарии Ротаминарда я поехал и ехал во всю ночь; и приехал июня в 29 день в остарию, которая называется Кардинала, на первом часу дня, от остари Ротаминарда 26 миль италиянских. По той дороге много лесов есть и пашни, и дорога гориста, а по пашнямш сеют пшеницу, ячмень и овсы. И в той вышеписанной остарии Кардинале стоял я /л. 80 об./ до 10 часа дниа, а в десятом часу ис той астарии поехал и приехал на последнем часу того дня в город Неаполь. По той дороге по обе стороны сады, в которых много дерев всяких плодовитых, а паче много виноградов, которыми оплетены великия деревья. По той же дороге от астарии Ротаминарда до Неаполяб много жилья, встроение каменное, иг во многих местех караулы. Не доезжая Неаполяд за милю или за две поделаны по обе стороны дороги и на средине дороги многие фантаны изрядным мастерством, ис которых истекают чистые изрядные воды для потреб всяким проезжим людям. Не доезжая Неаполяе за две мили италиянских на левой стороне есть гора зело высока, которая непрестанно от сотворения света горит 259; и в день от тое горы великой куритсяж дым, а ночью бывает видетьз и огнь; и так, сказывают, всегда беспрестанно горит и не угасает никогда ни на малое время. Комментарии254. ...я пошел в римскую церковь, в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы.— Собор святого Николая в Баре построен в 1087 г., в нем хранится одна из христианских святынь — мощи Николая Мирликийского, привезенные из города Миры Ликийские на Средиземноморском побережье Малой Азии. 255. ...две подушки низаные, которые в Бар в чудотворцову церковь прислала в дарах королева полская...— Видимо, речь идет о жене короля Михаила Вишневецкого Элеоноре Марии (1653-1697) или о жене Яна Собеского Марии Казимире (1641-1716). 256. Губернатор барской из Неаполя гиитанец, породы дворянской, носит на себе кавалерской крест.— Мальтийский крест, золотой эмалированный восьмиконечный крест, обычно носился на четках, а позднее в петлице. Орден жаловался лишь дворянам христианского вероисповедания. 257. ...индикта...— Индикт — наименование года при летоисчислении по 15-ти летним циклам в христианских странах в средние века. В России счет по индиктам прекратился в XVIII в., сохранившись в церковной литературе и документах. 258. В Баре денги ходят гишпанской монеты: шкуды, филипы, корлины, граны, солды.— Карлины, видимо, испанские дублоны (7,5 г), производство которых было начато при испанских королях Карле I и Карле II. Грано — мелкая неаполитанская и мальтийская монета; солдо — итальянское название шиллинга, серебряной монеты весом 1,3 г. 259. ...есть гора зело высока, которая непрестанно от сотворения света горит...— Речь идет о вулкане Везувий. |
|