|
ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А.ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ1697-1699 [АДРИАТИЧЕСКОЕ МОРЕ] [ДУБРОВНИЦКАЯ РЕСПУБЛИКА] Того ж 206-го году майя в 29 день авыехал яб из двора, на котором стоял, на фрегадон, имея намерение ехать из Венецы на моря в розныев места, и стоял на том фрегадоне у Венецы июня до 1 числа. Июня в 1 день. Из Венецы на фрегадоне поплыл; и, отшед от Венецы 12 миль италиянских, стояли на море на якоре, для того что ветру никакого не было, а по-италиянскуг то называется бонаца. На том месте, стоя, обедали, а по обеде почал быть ветр самой малой, и тем ветром пошли помалу и, отшед от Венецы 20 миль италиянских, обмеркли. В то время на первом часу ночи почал быть ветр немалой, которым мы бежали всеед ночь и к утру прибежали против города Рувина, от Венецы 130 миль италиянских. Июня во 2 день. На первом часу дняе почал быть ветр мал, и тем малым ветром плыли мы до полудня и проплыли Истрию всю, а поровнялися против первых Далмацких гор от Венецы 150ж миль италиянских. Того ж дни после полудниз ветр был малой же, и тем малым ветром плыли до ночи и ночь мало не всю; а за три часа до свету почал быть ветр нам в путь наш самой способной и немалои, и тем ветром бежали до свету и ушли в 3 часа 20 миль италиянских. Июня в 3 день. С перваго часа дня ветр нам был способной и немалой, не пременился, как начал быть за 3 часа до свету; и тем ветром бежали мык весь день и обмеркли в Долманти против города Травы, от Венецы триста миль италиянских. А на первом часу ночи ветр почелл быть менши, и км полуночи нималагон ветру не стало, так и во всю ночь было безветрие, и фрегадон наш стоял на одном месте. Июня в 4 день. С перваго часу дняо почал быть самой малой ветр, и наш фрегадон помалу подавался вперед; а с обеда почелп рбыть ветрс немалой, нашему надлежащему пути в противность, и фрегадон наш шел бордами, а по-галански лавирамит; а после полудняу припалф зело великой ветр, нам противной, и фортуна на море почалах быть зело великаяц, и нашего фрегадона чни бордамиш, ни какими иными мерами иттить в путь нашщ не пустило. И для того вошли мы в порт, которой порт называется Ливиры, и в том порте начевали; а тот порт от Венецы 350 миль италиянских, а жилья у того порту никакого нет. Июня в 5 день. После полудня ис того вышепомянутаго порту пошли, и нам ветр был способной и немалой, которым день тот весь бежали и ночи 5 часов. А в 6-м часу той ночи /л. 72/ приплыли мы в Корсула, от Венецы 400 миль италиянских, и стояли в том вышепомянутом городе Корсулеб июня до 8-го числа. А тот город Корсулв Венецкой провинции в Долмати, последней к Рагузскому княжеству, стоит на острову. Против того вышеписаннагог города дна островуе, на горе, построен монастырь, которой называется италиянским языком Субин Целио де ле Мадона, а словенским языком то сутьж Взятиез, или Вступление, в небо Пресвятыя Богородицы. В том монастыре — костел римской веры, в котором костеле есть образ Пресвятыя Богородицы стариннаго греческаго писма, писан подобием тем, как [113] пишется Пресвятыя Богородицы образ, которой называется Смоленской. От той вышеписанной святой иконы бывают многие чудеса и ныне как на море, так и на земли. При том монастыре много посажено дерев кипарисных, великих и малых; при том же манастыре много пчел в ульях и в стенах костелных. В том монастыре живут 4 человека законников барнадынови, а иных жителей никаких людей в том монастыре нет. А стоит тот монастырь на земли Рагузской правинцык, и от того монастыря почитаетсял по морю Венецкой голфы Рагузскагом княжества владение. Около того монастыря по горам живут рагузяне: капитаны морские, и астрономын, и маринары. Строение домовное имеют каменное, самое малое и нужное; также хлеба и скота имеют мало, толко забавляются фруктами, то есть гроздием. Винных ягод и винограду, груш, шепталы, арехов миндалных, арехов же грецких и иных овощейо имеют достаток. А говорят все словенским языком, а италиянской езыкп все знают, и называются герватыр, веру держат римскую. Июня в 8 день. В 5-м часу дни ис-под Корсуляс поплыли; ветр тбыл наму способной и немалой, и тем ветром бежали мы до полудняф; а с полудня ветр почелх быть мал, однако ж нам способной; и тем ветром плыли мы весь день, и в последнем часу дня того приплыли против острова, которой остров Рагузскагоц владения и называется Санто-Андреяч. На том острову, на верху на самом, есть построены каменныя жилья немалые, между которыми есть построена и каплица, то есть малой костел римской. А живет на том острову всегда один человек, не имеет с собою никогда никакова товарыща. А почитают того человека римляне за святаго, аш сказываютщ об нем истории, которым верить неможно и слушать их непотребно. А тот остров не доезжая рагузскаго столишнаго места Дубровника за 10 миль италиянских. И от того острова плыли мы до Дубровника пол 3 часа, а в 3-м часу ночи приплыли под тот город Дубровник. Июня в 9 день. Был я в том городе Дубровнике поутру в монастыре у францишканов 239; в том монастыре показывали мне святыни: Гвоздь терноваго венца Спасителя нашего Христа. Крест, зделан из дерева самаго Креста Христова. Сребренник, которых взял Июда у архиереов еврейских за Христа, видом /л. 72 об./ черн, величеством с черкаской чех 240 и тем подобием зделан, а изображенияа на нем немошно знать за многими леты. Часть кости от руки Иоанна Крестителя. Часть кости от руки святыя мученицы Екатерины. Часть кости от ноги святаго Власия, архиепископа Севастийскаго. Часть от ноги святаго Геронима. Из того францишканскаго монастыря пошел до девическаго монастыря 241, в котором живут 40 законниц францишканок. Потом был в монастыре у езувитов 242, которой строится вновьб; в нем живут 8 человек езувитов. Потом пришел на то место, где стоят пушки на раскате, которой раскат очищает вход в порт к воротам. Тут стоят три пушки великих, ис которых одна зело велика, изряднаго мастерства, граненая; и малых пушек на том раскате есть под сараем немногое число. Потом был в полатах, в которых делают динарии рагузской манеты 243 всего 9 человек мастеров, ис которых 5 человек раскавываютв серебро, а 4 человека печати набивают. Потом приспело время обеда, и поехал я из города на свой фрегадон. [114] Того ж числа по обеде приехал паки в город и был в доминиканскомг монастыре 244, в котором мне показывали святыни, многие вещи: Вначале крест немалой, в котором немалая часть древа самаго креста Христова. Потом часть руки Иоанна Крестителя, у которой одного палца нет, а сказали, что-де тот палец есть в Риме. Глава Власия, епископа Севастийскаго, кость от гортани того же святаго Власия, рука того ж святаго Власия, нога того ж святаго Власия. Рука святыя мученицы Парасковеид, которую по-итальянски называют Брижитою. Кости от спины святаго Августина. Кость от челюсти святыя Пелагеи. Кость от главы первомученика Стефана и камень, один из тех, которыми святый Стефан побиен от иудейе. Кость от главы царицы Маргариты. Две кости от глав и две ноги святых младенец, избиенных от Ирода за Христа; на тех их ногах плоть, и кожа, и жилы целы. Камень от гроба Спасителя нашего Христа. Пелена Христова, в которую по Рождестве своем был Спаситель наш принят Пречистою Матерьюж своею Мариею; та зело толста, а ис какой материз исткана, подлинно о том познать неможно, однако ж подобитца толстой посконнойи холстине. Два гвоздя от терновагок Христова венцал. Кость от ребра святаго апостола Павла. /л. 73/ Кость от главы святыя Анны, матери Богородицыной. Кость святаго апостолаа Андрея Первозваннаго. Костьб от ноги святаго мученика Канереяв. Части от рук святых трех братий: Петра, Лаврентия, гАндрея. Ногад святаго Николая Пилигрима. Часть от руки святаго Иоанна Златоустае, котораго италиянеж называют Хризостомом 3. Часть от главы царицы Елены, матери царя Констянтинаи. Часть мощей апостола Варфоломея. Глава святаго Панкратияк. Часть от руки святыя Петронилы, дочери апостола Петра, и нитки, которые тал святая Петронила пряла. Часть от главы святаго мученика Сергия. Часть от руки святаго Трофима. Нога святаго мученика Зиновия. Нога святыя мученицы Зиновии. В том же монастыре дали мне две свечи, которые повелевают запалять пред святыми иконами на корабле или на какомм ни есть судне во время великойн фортуны, то есть силных ветров. Ис того монастыря пошел я к принцепу, то есть ко князю рагузскому, на двор 245. Тот ево двор блиско соборнаго их костелуо построен мастерством нарочетым, невелик, и полат на нем немного. Прежде привели меня в полату, где у рагузскагоп князя и у всей их републикир чинят суд и всякое управление. Та полата невелика, однако ж убранао нарочито, и есть та полата внизу тпо княжеских полатаху. Потом пошел я вверх и вшелф в полату, в которой храгузяне обираютц себе князей. Та полата длинна, сажень 6, а ширинач сажень 4-х, убрана резбами, и поделаны вдоль в той полате лавки и скамьи. Ис той [115] полаты вошел в полаты жш, в которых живет князь рагузской. В первойщ полате княжеские домовые люди, человек с 8, стоят в красных одеждах. Ис той полаты пришел в другую полату, в которой ыменя встретил сам князь и за нимэ один ево человек, в красной же одежде, и повел меня в другую полату, в которойю поставлены кресла, обитыя красными камками, и полатаа’ обита теми ж камками. В той полате князь сам сел и мне против себя велел сесть в креслах, где я с ним сидел недолго. Потом, поблагодарствовав ему за ласку ево к себе, от него пошел, и он меня проводил в третью полату ис той, в которой я с ним сидел. А говорил со мною князь рагузской словенским языком. А которые сенаториб’ со мною пришли к нему, те все не входили в тое полату, где я с ним сидел, для того, что у рагузянв’ есть такое обыкновение: где князь их сидит с приезжими к нему иноземцы, в тое полату сенаториг’ к нему входить не повинны. И, пошедд’ я от князяе’, начевал тое ночь в городе на дворе, а на фрегадон того дни не поехал. Город Дубровник стоит на берегу моря под высокими горами; тот город — столица Рагузскаго княжества, фортеца каменная и зело изрядная и крепкая 246. От проезжей башни, которая к морю, /л. 73 об./ есть порт, то суть пристанища судам. И в которое место суды входят, на том месте от башни до стены положена чепьа железная великая, которая возбраняет вход всяким судам неприятелским в тот вышепомяненный вб порт. В том городе Дубровнике домы строения каменнаго, невеликие, однако ж то место не добре, безлюдно. Рагузянев — шляхта, и сенаториг, и купецкие люди — к приезжим иноземцам ласковы и приемны. А платьед носят сенаторие жи шляхта рагузскиез черное, под исподом кафтаны долгие, подобны чернеческим рясам, а наверху долгие ж епанчи, подобны чернеческими мантиям. В Дубровнике мясо и всякой харч дорогок, и рыбы свежей и соленой зело мало, временем ил не бывает; фруктов всяких есть и недорогом. Денги у них своин серебреные, которые называюто динариями; тех динарей на пзолото нар червонной дают по 132, а видом те динарии круглые, величеством с московскую копейку. Принцепы, то есть князи, сбывают у нихт помесешно, на всякой месяц выбирают новаго князя из сенаторейу; а всякие дела делают общейф республикоюх. А владения Рагузскаго всего по берегуц Венецкаго моря на 100 миль италиянских, а против самаго их столишнаго места Дубровника остров владетельства венецкаго князя 247. Войны никогда рагузянеч ни с кем не имеют, дают дары цесарю римскому, и королю гишпанскому, и князю венецкому, и салтануш турецкому. Имеют рагузянещ у себя пехоты для караулов 500 человек салдат, тутошних жителей. ыВ том городе Дубровнике живет римской веры арцыбискуп, которой под собою имеет двух бискупов римской же веры. эВ том городе Дубровнике видел я: многие домы разорены и палатное строение разваленное; а сказывают, что весь город Дубровник был разорен волею Божиею от ныне лет за 30 тресением землию 248. Июня в 10 день. В 6-м часу дняя от города Дубровника мы на своем фрегадоне поплыли к городу, или к местечку, Перасте способныма’ ветром, а невеликим. И, отъехав от Дубровника 10 миль италиянских, увидели на море впереди себя два судна турецких, которые называютсяб’ фусты, на которых ездят курсары, то есть добыточники, или разбойники морские. И мы на фрегадоне своем, управя пушки к бою и всякое ружье, поворотили парусы свои прямо к темв’ курсаром [116] и сошлись с ними блиско, как можног’ стрелять ис пушек. И те курсарыд’ поворотилие’ от нас к берегу и, опасаяся нас, поставили у себя на фусте бандеру, то есть знамя под гербом Венецкой републикиж’ под образ святаго Марка, которую бандеруз’ мы усмотря, прошли их мимо, не стреляя по них ис пушек, в ближнем разстоянии. А то суть обыкность и’курсаров турецкихк’: когда не смеютл’ с кем бится, тогда выставливают бандерым’, или знамена, християнских знаков. /л. 74/ Того ж числа за два часа до ночи приплыли мы под город, которой называется Каштелново; тот город Венецкой правинции, от города Дубровника 40 миль италиянских. Под тем городом наехал я своих москвича на карабле 249: князяб Дмитреяв, князяг Федора Голицыных, князяд Андрея Репнина, князя Ивана Гагина, князяе Юрья Хилкова, князя Бориса Куракина и иных. Город Каштелновож самой малой, фортеца каменная и все строение в нем каменное ж. Под тем городом стоял наш фрегадон тот день весь и всю ночь. Июня в 11 день. На первом часу дни поехали мы каналом от города Коштелново. Ветр был самой малой и недобре нам способной. Того ж числа в 6-м часу дняз приплылии мы к местечку, которое называется Пераста, то местечко Венецкой державы; живут в том местечке герваты: капитаны морские, и астрономык, и маринары; домы имеют строения каменнаго и садов имеют много. От того местечка Перасты в 15 верстах и ближе городыл и деревни турецкие. То местечко Пераста сидит между высоких гор при самом канале моря. В том местечке стоял я июня до 19-го числа. От города Каштелново до Перастым 18 миль италиянских. То местечко Перастан в княжестве Албанском 250, и есть в нем много сербов, которые суть веры греческой; однако ж в том местечке Перастео церкви греческой нет, а есть пцеркви греческиер по селам около того местечка не в далных местехс, в которых селах живут сербы греческой веры. А те сербы под державою Венецкою, недавно избежали от рук проклятых бусормант, от державы турецкаго салтанау и живут смежно с турецкими городами и з деревнями. Те сербы — люди военные, подобятся во всем донским казакам, говорят все словенским языком, платьеф носят герватцкое. Жены их и дочери во всем подобны герватцким женамх в платьец и в обыкностях и зазор от мужеска полу имеют ич скрываются. Те сербы хлеба, и живностей, и фруктов имеютш достаток, живут между великих и высоких каменных гор, домы имеют строения каменнаго, к московскому народу зело приветны и почитателныщ. В том вышеписанном местечке Перасте стоял я в доме капитана морскаго, которой называется Виценцоы Буевич, с которым я съехался под вышеписанным городом Коштелновоэ ию был у него на карабле; и тот Виценция в то время просил меня о том, чтоб мне, будучи в Перасте, стоять в ево доме. И как я в Перасту приехал, и того вышепомяненнаго капитана Виценцияа’ брат двоюродной, римскаго закону апат, именуемы Виценцийб’ ж, принял меня в домв’ брата своего, помяненнаго Виценцияг’, с великою честию и приветом. В том доме было мне полат, и краватей, и столов, и кресел, и стулов, и всяких потреб доволно, и постеля былад’ для меня изготовлена изрядная. Также тот вышепомяненной капитанской брат обослал меня фруктами и живностию, и в свой дом меня звал, и всякце почтение мне чинил с великим приветом. А тот вышепомяненный капитан Виценцие’ служит ж’ /л. 74 об./ в Венецкой Рече Посполитой из платы. А служба ево суть [117] такая: имеет тот капитан свой карабль воинской, на том карабле венецких салдат имеет 160 человек на плате Венецкой републикиа; а за карабль и за свою услугу берет от князя венецкаго и ото всей републикиб на три месяца по 1 600 дукатов и марнеровв 160г человек на том карабле держит тотд капитан ис той же платы; и ходит в том карабле непрестанно по морю Венецкой голфы, ищет турецких судов и смотрит того, чтоб турецких людей ни в каких судах в Венецкую голфу не пропустить. А где с турецкими людми съедется, и он с ними повинен битца. И ежели увидит свое безсилие, что турки, ево осилев, похотят взять карабль ево, и он повинен в корабле своем порох запалить и сам ие с караблем пропастьж, чтоб карабль ево и турецкое судно купно згорелиз и все б заедино пропали. иИ вк том капитан Виценцил венецкому князю и всей републикем чинил присягу. Июня в 12 деньн, то есть в день Пятдесятницы, из местечка Перасты ездил я в село Ризу, где живут сербы греческаго закону, и в том селе слушал святые литоргии в греческой церкве; тое святую службу служило сербской священник словенским языком. Того помяненнаго села Риза жители приняли меня с любовью и с великим почтением. И, как ис того села поехал, проводили меня до моей лотки великим многолюдством. В той помяненной греческойп церкве имеют некоторые церковные книги и московской печати, также есть и святых иконыр московских писем штилистовыхс. А завозят туды иконы ит книги с Москвы греки. Июня в 13 день. Поехал я ис Перасты в лотке в город Катаруу, которой городф Венецкой державы сидит под высокою горою на конце того каналу, в которой мы вошли сх фрегадономц своим, против города Каштельновоч. А от Перасты тот город Катора 6 миль италиянских. В том городе Каторе повеленош было нашего фрегадонащ капитану отдать сухари князя венецкаго, которые он из Венецы в Каторуы во фрегадоне своем привез. И как мы июня в 11 день ис фрегадона вышли в Перастэ, и того ж дни фрегадон дошел до Каторыю, а я того фрегадона дожидался в Перасте. А как я в Каторуя приехал, и того города Каторыа’ губернатор встретил меня в городовых воротехб’ с великим почтением и проводил меня до греческие церкви, где я слушел святые литоргии. И пошел смотреть того города строения. И тот помяненный губернатор со мною ж ходил и привел меня в римской костел 251, в котором я видел под престолом тело некоторые жены, убраное в платье доминиканскаго закону, толко видеть лице и руки, имеющие плоть, и жилы, и кожу нетленно; а сказывают, что по смерти ее до ныне 130 лет. Та жена была греческаго закону, имя ей Анна, о том и римляне сказывают, что она была не их веры; а отняли то ее тело римляне у греков насилием для того, что греки того места, которые живут под властию римлян. Ис того костела пошел я до остарии, где обедав, пошел из города. И губернатор /л. 75/ того места проводил меня до городовых ворот с великою любовью. И я из города Каторыа поехал после обеда тою ж лоткою паки до Перасты. Город Катораб имеет фортецу каменную и зело крепкую; половина тое фортецыв есть при воде гна ровном местед, а другая половина обведена по горе высоко едля того, что имеют опасениеж от приходу по земле турецких людей. От тое Каторыз живут турки в ближних местехи, верстах в 6 и ближе; и всегда у катарцовк и у перастянл с турками бывают бои и часто бывает перемирье, когда, помирясь, имеют междум собою и торги. [118] Также и помяненный капитан Виценций, когда отстоя на море уреченные месяцы, за которые возмет плату от венециян, тогда волнон ему ехать в турецкие места для торгов, и, приехав в турецкие городы, свободно с турками пребывает и торгуето. Также и на море, съехався с турецкими людмип в судах и бився с ними, учинит перемирье и поедет на турецкие суды, ир турки приедут к нему на корабльс, где друг друга повинны подчивать. И так с миром разъезжаются по своим дорогам, на чем положат между собою трактаты. Блиско помяненныхт мест, Каторыу и Перасты, живут волные люди, которые называются черногорцыф! Те люди суть веры християнскиех, языка славенскаго, и есть их немалое число; никому не служат, временем войну точатц с турками, а временем воюются с венетами. Июня в 19 день. За час до свету поплыли мы ис-под Перасты на своем фрегадоне чтем жеш каналом, которым ищ к Перасте плыли. И того ж числа в 4-м часу дня приплыли паки под город Каштельновоы. И блиско того города был я в церкве греческой 252, где видел мощи святыяэ: рука царицы Елены, матери царя Констянтинаю; перст апостола Фомы; перст апостола Варнавы. При той церкве живет митрополит греческаго закону, у него под властью немало есть епархий в сербском народе. Те сербыя все говорят словенским языком, и службы святыяа в церквах совершаютб словенским языком, и во многих местахв у тех сербов святых гикон писма и книгд печати московской много. От того города Каштельново недалеко пребывает другой митрополит греческой же веры, и тот в сербском же народе имеет ево своей епархииж греческих церквей немало ж. А поставляются те оба митрополиты от благочестиваго патриарха сербскаго 253, которой есть греческой веры и пребывает в городе Будимез под властью цесаря римскаго. И под тем городом Коштелновои стояли мы тот день весь, для того кчто имали к себел на мфрегадон пресную водун и прибавливали во фрегадон саворныо, для того что ис-под того города Каштелново потребно нам было отъезжать чрез всеп Венецкое море до города Барлета или до города Бара во область гишпанскаго короля. Также убирались с пушками и с ружьем, для того что в тех рместех, где нам надлежалс путь до Барлета или до Барут, всегда бывают турецкие люди в караблях /л. 75 об./ и в галерах, также иа курсары б на фустах и на иных судах. В том времени проведиторв города Каштелнова прислал ко мне вин розныхг в сулеяхд и мушкателейе, а сам со мною не видался. Того ж июня в 19 день во втором часу ночи ис-под города Каштелнова пошли мы в надлежащей свой путь. Ветр был намж способен, только ж гораздо мал, которым змы не могли ис порту выттитьи, а тянули фрегадон в барке канатом — и вышли ис порту с трудом. Также и на море ветр был зело мал, которым мы в тое во всю ночь ушли от города Коштелнова 10 миль италиянских. Июня в 20 день. С перваго часа дни шли весь день так же: ветр был нам и способен, толко жк зело мал, которымл фрегадон наш скоро иттить не мог; а в ыные часы была и бонация, то есть безветрие, в которые часы стоял наш фрегадон на одном месте и не мог иттить нимало. И всего с перваго часа дним по отдачу часов денных ушли мы 20 миль италиянских и на том месте обмеркли. А с перваго часа ночи [119] почелн ветр быть хотя нашему пути и не добре способен, однако ж немал, которым мыо бежали всю тое ночь и убежали до свету 70 миль италиянских. Комментарии239. Был я в том городе Дубровнике поутру в монастыре у францишканов...—Дубровницкий францисканский монастырь возник в XIII в., интерьер выполнен резчиками по камню братьями Леонардом и Петром Петровичами. 240. Сребренник... величеством с черкаской чех...— Севский чех, польская монета полторак, достоинством 1,5 гроша, имевшая хождение на Украине. 241. ...пошел до девического монастыря...— Видимо, речь идет о монастыре святой Клары, основанном в XIII в. 242. ...был в монастыре у езувитов...— Иезуитский монастырь, основанный в XIV в., где находились Коллегиум Рагузиум (учебное заведение) и собор святого Игнация, построенный в 1699-1725 гг. по проекту архитектора А. Поццо. 243. ...был в полатах, в которых делают динарии рагузской монеты...— Речь идет о так называемом Дивоне, бывшем монетном дворе и таможне, построенном в 1516-1521 гг. архитектором П. Миличевичем. Динар — серебряная монета, имевшая хождение в Дубровницкой республике. 244. ...был в доминиканском монастыре...— Монастырь основан в XIII в., основное строительство велось в XIV-XVI вв. местными архитекторами Радиновичем, Радончичем, Боганчичем, Миличевичем. 245. ...пошел я к принцепу, то есть князю рагузскому на двор.— Во главе Дубровницкой республики стоял ректор, избираемый первоначально на три года, позднее на год и менее, даже на месяц. Княжеский двор (Дворец Ректора) был заложен в 1388 г. по проекту зодчих О. де ла Кава и Ю. Далматинца. 246. ...фортеца каменная и зело изрядная и крепкая.— В строительстве Дубровницкой крепости принимали участие крупнейшие архитекторы Италии и Далмации Д. да Сиенна, М. ди Бартоломео, Ю. Далматинец, П. Миличевич. Протяженность стен крепости около 2 км, ширина от 1,5 до 5 м, высота до 22 м. Крепость насчитывает 14 башен, 4 бастиона, 3 отдельных форта. 247. ...против самого их столишнаго места Дубровника остров владетельства венецкаго князя.— Видимо, речь идет об острове Колочеп. 248. ...сказывают, что весь город Дубровник был разорен... от ныне лет за 30 тресением земли.— Речь идет о землетрясении 1667 г., во время которого погибла половина жителей Дубровника. 249. Под тем городом наехал я своих москвич на карабле...— Часть московских стольников была послана Петром I в Перасту в школу «Наутика», которую содержал известный мореплаватель Маро Мартинович (1663-1716). Житель Перасты Матия Мелада обучал русских дворян строительству портов и причалов. 250. То местечко Пераста в княжестве Албанском...— Албанское княжество в XV в. попало под власть Османской империи, незахваченными остались несколько горных областей и приморских городов, находившихся под властью Венеции. 251. ...губернатор со мною ж ходил и привел меня в римской костел...— Видимо, речь идет о костеле святого Трифона, покровителя города, построенном в XII в. 252. ...блиско того города был я в церкве греческой...— Возможно, речь идет о Савинском православном монастыре в Черногории, славившемся своими художественными ценностями и уникальной рощей вечнозеленого дуба. 253. ...поставляются те оба митрополиты от благочестивого патриарха сербскаго...— Вероятно, речь идет не о сербском патриархе, а о черногорском митрополите Даниле Негоше (1697-1735), ибо Толстой в качестве его резиденции упоминает город Будим (Будва), являвшийся одним из крупных городов Черногории. При митрополите Даниле произошло сближение Черногории с Россией, сам Данила Негош приезжал в Россию на свидание с царем Петром I, а в 1711 г. по призыву русского царя принял участие в войне против Османской империи. |
|