|
ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А.ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ1697-1699 [ВЕНЕЦИЯ] Ноября в 27-й день. В костеле святаго Марка в Венецы поставлен был образ Пресвятыя Богородицы на болшомс олтаре; та святая икона невелика, малым чем поболше штилистовойт иконы. Написан тот Пресвятыя Богородицы образ поясной, а Превечный Младенец написан в недрех таким подобием, как пишут образ Пресвятыя Богородицы Печерской, писмо древнее греческое. Сказывают теу венецияне, что тот образ писма святаго Лукиф-евангилиста. И около тое святыя иконы множество было поставлено свеч восковых, возженных, в серебреных великих шанданехх — всех их было болше 300 свеч; и между свечами поставлены были цветы изрядные в великих серебреных горшках, также и травы всякие благовонные были поставлены в горшках же. И стояла та святая икона на том месте 8 дней до 5-го числа декабря; а в те 8 дней непрестанно народ приходил в тот костел и во дни и в ночи, и никогда в те дни тотц костел не запирался. В том же костеле в те дни в розныхч местехш горелощ масло в лампадехы, а было всех лампад со возженным маслом болши 1 000, убраны те лампады были изряднымиэ фигурами. И на всякой день ис тех 8 дней было в том костеле по два казаньяю: одно казаньея было во время обедни, а другое во время вечерни; а сказывалиа’ те казанья законники, приходящие в тот костел ис розных монастырей. В то же время посреди того костела поставлен был крест, на нем образ Тела Христова резной; к тому святому кресту в те дни непрестанно с великою теснотою народу приходило множество: тот святой крест целовать всякой желал. А то чинят венецыяне ради тое притчиныб’, что-де в те числа дом Пресвятыя Богородицы пришел в Ларет 178; другая притчинав’ была тому, что в те ж числа /л. 54/ пришла в Венецыю из Риму от папы римскаго ведомость, чтоб все католики имели пост, для того что учинился между [82] всеми христианскимиа монархами мир вечной 179, и того ради то венецыяне и чинили и во всеб 8 дней в костел святаго Марка приходили ото всех костелов и из монастырей с процесиями. А процесии их были таким обыкновением: прежде несут две свечи восковых на высоких подсвешниках серебреных, за ними несут крест, ив за крестом другие два такие ж подсвешникаг со свечами восковыми; и затем идут духовные римской веры по два человека рядом, ад за ними идут мирские люди по два ж человека в ряд; а все со свечами восковыми, а свечи все белаго воску, а желтаго воску в Венецы, епаче жж во всей Италии, нет. А людей в тех процесиях бывает человек по 100 и болши, а в ыных процесиях бывает народу человек по 500 и болши. А многия в тех процесиях бывают честных родов люди зи, неи хотя себя показать, чтоб их люди не познали, ходят в тех процесиях в особливых одеждах, закрыв клица своил. А те одежды для таких причины нарочно держат в костелах; и кто похочет, тот возмет тое одежду и наденет на себя тайно; чтоб люди не знали ево, кто он есть, для того тою одеждою покрывают головы и лицен свое. И ходят в те процесии в тех одеждах босыо и бичуются, бьют себя веревками варовинными по спинам, обнажа спины свои, до пролития кровей своих; и те веревки, чем бичуются, обмачивают в рейнскойп уксус, ра уксусс для того нарочно носят ст собою в сосудех. Делают то для того, чтоб раны на теле их уксусом разъедало, и болезни б ему терпеть болши для отпущения грехову своих в тот образ, размышляя Страдания Христова, как пострадал Господь наш без греха грех ради наших, и колико должны мы терпети болезни телесные за своя согрешения. И чинят то многие мужеска полу и женска и чесных пород люди. Декабря в 5 день. За 2 часа до ночи была в Венецы процесия от соборнаго костела святагоф Марка с тою святою вышепомяненною богородичною иконою. В той процесии народу было многох тысяч, а шли все со свечами восковыми великими и припадали к той святой богородичнойц иконе с великою верою и со слезами. Напреди шли певчие венецкаго князя, потом диаконы в стихарях, за ними несли тот Богородицынч образ на носилках зело высоко. шПод темщ святым образом на тех носилках зделана великаяы гора серебреная на трех ступенехэ предивною работою и зело богато. А несли тот образ священники римские, за тем образом нес один законникю в сосуде часть ризы Пресвятыя Богородицы, другой законникя нес в другом сосуде несколко власов Пресвятыя жа’ Богородицы, за ними патриарх венецкой в сосуде нес млеко Пресвятыя Богородицы; а пред всеми теми святынями шли дияконы с кадилами и кадили те помяненные святыни; а над теми святынями над всеми несли балдахины изрядные, золотныеб’. С тою процесиею /л. 54 об./ из церкви святаго Марка выходили в южные двери, а входили в западные. аКнязь венецкой со всеми прокураторями в той процесии был, такжеб кавалеры и простого народу было множество; и носили тое святую икону по площади, которая площадь пред костелом святаго Марка с обе стороны. Декабря против 15-го числа в час ночи в костеле святаго Марка началась вечерня, для того что у римлян по новому их календарю было в тот день 25-е число декабря 180, праздник Рождества Христова. И после той вечерни начали и обедню, служил тое обедню бискуп; и как тое обедню начали, в то время приступил к олтарю сам князь венецкой и стоялв у олтаря на коленях, услуговалг бискупу, служащему вместо понамаря. Такой обычай у них бывает по вся годы вд [83] навечерие Рождества Христова. А в самой праздник Рождества Христова повинен всякой поп римской по закону своему отслужить 3 обедни на одном престоле и в одних сосудех. А в навечерие Рождества Христова в костеле святаго Марка была музыка спеваная и играная, ие всех спеваков и музыкантов было 130 человек. Декабря в 29 день. Был я в монастыре святых апостол Петра и Павла 181, где живет патриарх венецкой римской веры. Того дня у римлян бывает празднество святому Лаврентию и Юстиниянуж, и тело ево лежит в том монастыре в костеле над престолом. В то время был в том монастыре князь венецкой со всеми прокураторями. В том кляшторе того числа служил: обедню тот венецкой патриарх и с ним 6 человек канонниковз, то есть архимандритов или игуменов, да протопопови и дьяконов по 2 человека; а служит тот патриарх так, как и протчие римские попы, и причащается один, а протчие сослужащие с ним кне причащаютсял. Во время тое обедни бывает каждение четырежды, им умывает руки тот патриарх в тое обедню трожды. Облачение того патриарха такое: первое подобно монахов российских параманту; потом стихарь белой, на него патрахильн; потом пояс; потом поруч на одну руку; потом другие два стихаря, белые, тафтяные, один другова короче; и потом верхняя одежда подобна сакосу, толко рукавов нет и по бокам не сшита; потом панагея, крест с чепьюо; потом подобно диадиме, толко долга да уска, и надеваетп на голову тесма с каменьем; потом шапка; потом рукавицы белые отласные; потом перстень на болшой палец; и когда приступит ко олтарю, тогда рукавицы с перстнем сымет; а прежде облачения обувает на ноги чулки белые, отласные, по них шито золотом. Генваря в 1 день. Видел я в греческой церкве рукур святаго Василия Великаго; та его святая рука вся цела и обделана вся серебром, подобно тому как бы рукавица была зделана, и против ладони вставлено стекло, в которое стекло целуето народ, где и я сподобился поцеловать. /л. 55/ Генваря в 6 день. В греческой церкве освящение вод бывает во всем согласно, как и на Москве; толко когда поют стихеры, тогдаа архиерей сидит и каждения в церкве не бывает; а святят воды двожды: прежде в навечерие, второе в самыйб праздник святых Богоявлений по отпуске литоргии. Генваря в 27 день. Был я в Венецы в армянской церкве 182, где армяне службу свою отправляютв. Та их церковь зделана каменная власно так, как делаются римские церкви, и престол как у римлян. Иконы в той церкве писаны по полотнам, один образ Пресвятыя Богородицы греческаго писма со Превечным Младенцом писан на доске. На престоле в той церкве свечи восковые белые в серебреных шандалахг; в той их церкве три престола. Обедню служил того числа их армянской шихд-чернец, одежда на нем — мантия и камилавка, подобна греческим инокам, а клобука нет и борода не брита, а ус немного подстрижен. Армяне того шихае называют архимандритом. В службе было на нем облачение: подризник белой, полотняной; потом патрахель; потом поручи на обеих руках; потом ризы золотные,ж атласные, подобны епанче, и около шеи у тех риз воротник высокой; на голове шапка, подобна греческим архиерейским шапкам. Служба их как и римская: служат на опресноке; а церемония в службе подобна греческой церкви. Служили с ним того числа два человека дияконов, стихари и олариз на дияконах подобны греческим, пели обедню на крыласах 6 человек [84] в стихаряхи. Пред начатием обедни уготован потир в закрестье, то есть в ризницек, а армяне то называют жертвенником; приделано то закрестье на правой стороне олтаря. И читали Апостол и Евангелие, и по Евангелии Символ веры 183, и потом Херувимскую песнь. И потом от жертвенникал пренес потир диякон на голове к престолу, а тот ихм архимандрит у дьякона потир принял у престола и, поставя на престол, служил и причащался так власно, как римские попы, и, причастясь, роздавал антидор. А пред началом обедни кадил кругн церкви сам архимандрит, а дьякон кадил во время обедни шестью, а каждение подобно греческому каждению. Когда архимандрит говорил в службе «Возлюбим друг друга», тогда все армяне, бывшие в той церкве, друг друга целовали в плеча. И стояли армяне в церкве во время обедни в скуфьях, а иные стояли на коленех. Комментарии178. ...в те числа дом Пресвятыя Богородицы пришел в Ларет...— Лорето, городок в Италии на берегу Адриатического моря. По преданию, в XIII в. дом Богоматери из Палестины был перенесен ангелами в Лорето и установлен в главном соборе города. 179. ...учинился между всеми христианскими монархами мир вечной...— Рисвикский мирный договор 1697 г. завершил войну 1688-1697 гг. между Францией и Аугсбургской лигой (Англия, Голландия, Испания, Священная Римская империя). 180. Декабря против 15-го числа... у римлян по новому их календарю было в тот день 25-е число декабря...— В 1582 г. папа римский Григорий XIII приказал провести реформу Юлианского календаря, в котором за сто лет накапливалась ошибка в сутки. В результате реформы счет был передвинут на 10 суток вперед и день после четверга 4 октября предписывалось считать пятницей 15 октября. Чтобы избежать новой ошибки, было решено каждые 400 лет выбрасывать из счета три дня. Исправленный календарь получил название григорианского. 181. Был я в монастыре святых апостол Петра и Павла...— Собор святого Петра в крепости основан в VII в., с 1451 до 1807 г. считался патриаршим престолом города. В XVI в. собор был перестроен по проекту архитектора А. Палладио, алтарь выполнен Б. Лонгеной. В соборе хранятся произведения П. Веронезе, П. Либри, А. Белуччи. 182. Был я в Венецы в армянской церкве...— Вероятно, речь идет об острове Сан-Ладзаро-дельи-Армени, на котором был построен армянский бенедиктинский монастырь. 183. ...читали... по Евангелии Символ веры...— Символом веры называют отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о последней беседе Христа с учениками перед вознесением на небо: «Шедше, научите вся языки» (Евангелие от Матфея, XXVIII, 18-20; от Марка, XVI, 15). |
|