|
ПУТЕШЕСТВИЕ СТОЛЬНИКА П. А.ТОЛСТОГО ПО ЕВРОПЕ1697-1699 [ВЕНЕЦИЯ] Августа в 23 день. Был я в Венецы в западной церкве, в которой видел мощи преподобнаго Саввы Освященнаго, положены подд олтарем за железною золоченою решеткою. Те ево есвятые мощиж все нетленны, есть на костях из кожа, и жилы, толко челюсти и шея предалися волею Божиею тлению. И одежда на мощах ево исподняя, и мантия, которые носил на себе в жизни своей, все цело; вместо пояса ои цреслехк ево чепь лтонкаям, железная, ни малой ржавчины не имеет. И сподобился я те святые преподобнаго отца мощи поцеловать [72] в правую руку, а сверх риз ево покрыты святые ево мощи покровом отласным, золотнымп. Августа в 25 день. Был я от Венецы за проливою морскою в монастыре, где живут законницы-девки, которые называются бенедиктиянки, то есть закону святаго Бенедикта. В том монастыре в костеле над престолом лежат мощи святаго Афанасия Великого за решеткою и за стеклом. Видно, что лежит подобие человеческое в одежде святителской, какие одежды носят архиереи западной церкви, и с ним по правую сторону положен посох. А совершенныо ль есть его святыя мощи, того видеть невозможно. А говорят тамошние жители, что тут от мощей святаго Афанасия есть одна некоторая часть кости, а протчие части во образ тела ево всего поделанып из дерева. Августа в 27 день. В монастыре девическомр римской же веры был праздник по их римскому календарю 5-го числа сентября святаго Захария-пророка. И в том монастыре в костеле над престолом высоко поставлен гроб, и в том гробе положены мощи святаго пророка Захария, отца Предтечева 163, которые ево святыя мощи и я сподобился видеть все целы. И на главе ево положена шапка, как пишут на иконах древняго обыкновения священнические шапки; и покрыты мощи ево святые покровом. /л. 48/ В том же костеле на другом престоле лежит кость главная святаго Григория Нанзианзина да глава Феодора Секйота. В том же костеле на третем престоле поставлен гроб, а в нем положены кости главныя святых мученик Савина да Панкратияа. В том же костеле над четвертым престолом положены две главы: одна мученика Мартирия, а другая Стефана, папы римскаго. В том же костеле надб пятым престоломв поставлен гроб, а в нем положена глава мученика Вонифатия, к той главе приделано подобие всего тела человеческаго из дерева. Те все вышеписанные святые мощи принесены в Венецию ис Констянтинополя в древние лета, когда венеты воевали Царь-город. Августа в 29 день. Был я в монастыре святых апостол Иоанна и Павла 164. В том монастыре церковь западная, зело великая, каменная. К той церкве приделана каплица, то есть малая церковь, каменная жг; и в той каплице над престолом стоит образ Пресвятыя Богородицы древняго греческаго писма. Мерою та святая икона в высоту как образ Пресвятыя Богородицы Лахарнскойд 165, а шириною менше того; окладе и ризыж на той святой иконе — всез серебреное, чеканное. Тот чудотворной образ в Венецию принесен из Царя-града; а сказывают, что сия святая икона древле подала исцеление отсеченной руке святаго Иоанна Дамаскина. В том вышеписанном монастыре святых апостол Иоанна и Павла живут законники католицкие, которые называются доминикане; одежды носят под исподом белые, а наверху черные. В том же монастыре шпиталь, то есть болница; в том шпитале бывают болные, приходящие розныхи народов, мужеска полу. Того ж числа в греческой вышепомяненной церкве видел я мощи святаго кПредтечи Иоаннал в ковчеге, кость одного перста. Комментарии163. ...в том монастыре в костеле... поставлен гроб, и в том гробе положены мощи святаго пророка Захария, отца Предтечева...— Собор Сан Дзаккария основан в IX в. по приказу императора Льва V, перестраивался в XI-XII вв., окончательный вид здание приняло в XV в. Фасад оформили архитекторы А. Гамбелло и М. Кодусси. 164. Был я в монастыре святых апостол Иоанна и Павла.— Собор Санти Джованни э Паоло построен в XIII в., фасад отделывался в XV-XVI вв. Эта церковь считается главным некрополем Венеции, где находится прах венецианских дожей. В соборе картины и фрески Д. Беллини, Л. Лотто, Б. Виварини. 165. ...образ Пресвятыя Богородицы Лахарнской...— Чудотворная икона, находившаяся когда-то в Богородициной церкви Константинополя в районе Влахерна. Этот тип иконы (Богородица Влахернская) широко бытовал в православном и католическом искусстве. |
|