|
АЛЕКСАНДР IV3.VIII.1255Послание папы Александра IV архиепископу Рижскому.Оригинал документа на пергаменте хранится в Тайном архиве в Ватикане (vol. 24, fol. 79-v, ep. 543). Издания. Первая публикация: Raynaldi-Mansi, t. XXI, № 62: 538. Другие публикации: 1) LUB, Bd. III, № CCLXXXIII, b: 55. (по изданию: Raynaldi-Mansi): 2) SLVA, № 421: 387 (по фотокопии с оригинала). В настоящем издании текст документа воспроизводится по SLVA, № 421: 387. [Александр и т. д. Альберту] архиепископу Рижскому и т.д. 1. Поскольку язычники Ватландии, Ингрии и Карелии твоей провинции 2, вдохновленные тем, кто просветляет каждого приходящего в этот мир, с очами, открытыми разуму, оставив почитание идолов, возжелали принять таинство крещения, ты смиренно обратился к нам с мольбою [279] поставить над ними после крещения епископом и пастырем кого-нибудь достойного, кто будет наставлять их спасительными словами и примерами и обогащать души их. Так как, по твоему утверждению, данные язычники чрезвычайно настойчиво просят это у тебя, мы склоняемся к тому, чтобы вверить тебе право выбора 3. Предоставляем тебе полную свободу выбора по твоему усмотрению, но без нарушения чужого права 4. Дано в Ананьи, в III ноны августа 5, в год 1-й. Комментарии1. См. ком. 1 и 2 к док. 14. 2. Жители этих земель — водь, ижора и карелы. На эти же земли претендовали в 1241 г. рыцари Ливонского ордена и епископ Эзельский (см. док. 9). Последний являлся суффраганом рижского епископа (затем — архиепископа). Таким образом, в 1255 г. папа лишь подтвердил право церковной юрисдикции архиепископа Рижского на финноязычные земли Новгородской земли. И.П. Шаскольский полагал, что согласие некоторых вожан, ижерян и карел принять католичество — выдумка североэстонских рыцарей [Шаскольский 1978: 207]. Однако события 1241г., во время которых на стороне крестоносцев выступили некоторые нобили води, опровергают это мнение. Вместе с тем, логично предположить, что в первой половине XIII в. в земли води, ижоры и карел из Северной Эстонии отправлялись католические миссионеры и светские эмиссары, обещавшие местным нобилям, недовольным политикой новгородских князей и бояр, поддержку в том случае, если они примут “латинскую веру”. Ответом же на их деятельность был поход карельского отряда за р. Нарву в 1253 г. (см. прил. 3Б). 3. Здесь, по сути дела, повторяется разрешение учредить епископство в финноязычных землях Новгородской земли, данное Римским папой архиепископу Альберту Зуербееру в предшествующей грамоте. Необходимость в таком подтверждении, вероятно, объясняется тем, что в марте 1255 г. еще сохранялась вероятность раздела церковной юрисдикции во вновь крещеных землях между архиепископами Рижским и Лундским. На это указывает специальное упоминание в мартовской грамоте о том, что инициаторы крещения — Отто фон Люнебург и Дитрих фон Кивель принадлежали к диоцезам обеих этих церквей. Однако втягивание датского духовенства в разгоревшуюся в стране междоусобицу, а также невозможность Дании прислать в Прибалтику вооруженные отряды для участия в крестовом походе в Новгородское государство, сделало архиепископа Альберта единственным претендентом на духовную власть в этом регионе [Nazarova 2001: 189-190]. 4. См. ком. 7 к док. 14. Тем не менее рыцари Ливонского ордена в Эстонии, на военную мощь которых в первую очередь мог рассчитывать архиепископ, до конца августа 1255 г. были заняты покорением восставших эстов на о. Эзель (Сааремаа) и потому сразу после этого не были готовы к следующей военной экспедиции. 5. Ананья (Anagnia) — город, где находилась одна из резиденций Римских пап [Гергей 1996: 143] (пер. В. И. Матузовой, Е. Л. Назаровой) |
|