ИННОКЕНТИЙ III
26.X.1206
Письмо папы Иннокентия III
Польским прелатам.
Архиепископам, епископам, аббатам,
приорам и другим прелатам церквей в Польше
назначенным. Человек, когда был во славе,
невидимое бога через то, что было сделано, мог
увидеть, а также всегда доблесть и
божественность Самого, так, что непростительно,
потому что малое знание не было оправданием
уподобление Его неразумным животным, но
неразумное затемненное сердце изменило славу
нетленного бога в подобие образа телесного
человека и пернатых, четвероногих и
пресмыкающихся, так что он готов более служить
созданию, чем создателю. Действительно,
всемогущий Бог, именно он погиб из всех, кого
среди других созданий превзошел совершенством
великолепия, восстающий из-за горя бедных и
стонов нищих, через веру в крови своей выставил
примирителя – Иисуса Христа – для того, чтобы
показать свою справедливость, ради прощения
прежних грешников в сдержанности Бога, чтобы сам
стал справедливым, и справедливо обращающийся с
ним, кто в вере Иисуса Христа, без которой никто
не может быть полностью справедливым, когда, как
свидетельствует пророчество, “справедливый
будет жить в силу веры”. Итак, предложив этот
путь к Богу живому (ad deum vivum) и истинному, глава
мира ослепил умы некоторых неверующих, чтобы
свет евангельской славы Христа их не мог
осветить, но, до сих пор окутанные мраком неверия,
они не призывают Господа, который в
действительности находится подле всех
неверующих в него, потому что “все, кто призовет
имя Господа, будут спасены”. Но потому, что
сказал апостол: “Каким образом они призовут
того, в кого не верили? или каким образом они
поверят тому, кого не слушали? или каким образом
будут слушать без проповедующего? и каким
образом они будут проповедовать, если не
посвящены?”, пробудил Господь дух возлюбленного
сына… аббата Лакенского (de Lakene), чтобы к тем
язычникам, которые живут вокруг ваших регионов,
из-за нас, которые, возможно, незаслуженно
занимают его место в землях, он говорил своим
ученикам: “Просите господина жатвы, чтобы он
послал работников на свою жатву”, попросил
отправиться, так как вяжущий другие снопа, в
жизни вечной соберет себе плод. Когда же в те
страны, ради освобождения братьев, прибыл, и
господин той земли сам радушно освободил [их] и
отослал назад его освобожденных братьев, показав
также могилу блаженного мученика Альберта, и он
узрел, что этот регион является готовым (alba) к
жатве, но не было затеяно послать туда серп,
потому что от нас он не получил право призывать;
поэтому к апостольскому престолу прибыв,
смиренно нас умолял, чтобы мы удостоили его чести
самого отправить на жатву Господа. Мы же,
препоручив его благочестивое намерение Господу,
в силу нынешних обстоятельств дали себе
разрешение, чтобы он проповедовал Евангелие, и
посланный ради Христа, словно побуждаемый Богом,
через него умолял их ради Христа, чтобы они были
возвращены к Нему. Действительно, потому что
урожай обилен, а работник один, и его
недостаточно для жатвы, своей апостольской
властью мы разрешаем, чтобы братья
Цистерцианского ордена с ним [за это] взялись, а
также другие, кто к нему пожелает присоединиться
для этого дела спасительного служения, чтобы
вместе с ним проповедовали Евангелие и крестили
тех, кто принял Слово Божие, мертвых пусть
хоронят и мессы в местах, о которых известна
устроенность, проводили для крещенных. Следует
также выше названному аббату выслушивать
исповеди кающихся и тем предоставлять некоторое
(aliquam) отпущение грехов, кто ради выше названного
служения из чистого сердца и чистой совести
позаботился предоставить помощь, и даже
владения, благочестивой щедростью подаренные
для выкупа верных из рук язычников, пусть будут
предоставлены заботам достойных людей, а делить
их или отнимать мы запрещаем под угрозой
отлучения. Поэтому мы всех увещеваем и призываем
более настойчиво через апостольские сочинения,
поручающие для этого благочестивого [дела]
владеющих вместе с пожертвованием поддержать
его участников советом и всякой возможной
(opporportunum) помощью. Дано в Латеране, в седьмой день
до Ноябрьских календ, в девятый год [нашего
понтификата].
Источник: “Буллы Римских пап о крестовых походах против пруссов и литовцев в XIII веке”, Вильнюс, 1987 (на литовском и латинском языках).
|