|
ПАПСТВО КАК ВДОХНОВИТЕЛЬ УСИЛЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ АГРЕССИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕВТОНСКОГО ОРДЕНАВ сборнике документов «Historica Russiae Monumenta», изданном А.И. Тургеневым, была опубликована булла «Папы Гонория III к Магистру и Братиям Немецкого ордена в Ливонии о привилегиях им данных» 1. Подобные привилегии во множестве жаловались римской курией различным церковным организациям в средние века. Вместе с тем эта булла, перевод которой здесь впервые публикуется 2, представляет собой интереснейший памятник той эпохи, когда благодаря «апостольской милости» папства возникла и усилилась духовно-рыцарская корпорация, ставшая со временем опасным очагом феодально-католической агрессии в Центральной и Восточной Европе 3. Католическая церковь, будучи «интернациональным центром феодальной системы» и «самым крупным феодальным сеньором» 4, достигла в первой половине XIII в. наивысшего могущества. Пытаясь осуществить идею теократии и даже добиться мирового господства, папство организовывало грабительские крестовые походы в Восточное Средиземноморье и Юго-Восточную Прибалтику, благословило крестоносное завоевание Византии, протягивало свои щупальца и в древнерусские земли. В условиях господства феодальной раздробленности папство опиралось на широко разветвленную церковную иерархию, придавая особое значение монашеским, а также духовно-рыцарским орденам, крупнейшие из которых подчинялись непосредственно римской курии. Так, Иннокентий III (1198-1216) утвердил Тевтонский орден и санкционировал создание Ордена братьев воинства Христова (или Меченосцев). С его же именем связано возникновение нищенствующих орденов – Францисканского и Доминиканского, ставших главным орудием папства в его борьбе против еретических движений. Политику создания и укрепления «все возраставшей жандармерии из монахов» 5 продолжал и преемник Иннокентия III Гонорий III (1216-1227). Этот осторожный и лицемерный, но весьма энергичный и жестокий деятель всеми средствами добивался дальнейшего усиления могущества католической церкви. Нельзя согласиться с утверждениями некоторых исследователей о том, что в период понтификата Гонория III позиции папства ослабевают 6. Наоборот, и при нем римская курия продолжала вмешиваться в дела различных государств, [26] организовывала новые крестовые походы, беспощадно преследовала еретиков, возглавляла завоевание земель прибалтийских «язычников», значительно усилила католическую экспансию на Восток. Наконец, лично Гонорий III санкционировал деятельность Ордена кармелитов и всячески покровительствовал тевтонским рыцарям, поощряя их агрессивные устремления 7. В первые же месяцы своего понтификата Гонорий III не только утвердил все привилегии, полученные Тевтонским орденом ранее, но и предоставил ему новые, еще более значительные 8. Полное представление о них дает публикуемый ниже текст одной из наиболее больших булл, полученных когда-либо Орденом от римской курии. Прежде всего папа предоставил ему неограниченное право приобретения земельных владений, в том числе право захвата земель и имущества «язычников», основания деревень, строительства церквей, устройства кладбищ, а также важное право взимания десятин в собственных владениях Ордена. Духовно-рыцарская корпорация объявлялась полностью не зависящей от светской власти и автономной в системе католической церкви. Кроме того, регулировались некоторые вопросы внутренней структуры и деятельности Ордена (избрание магистра, прием новых членов, церковная служба и т.п.). Все эти экономические, политические и церковные привилегии, гарантом которых выступал непосредственно апостольский престол, создавали благоприятную почву и существенные предпосылки для быстрого превращения небольшого рыцарского объединения, каким был Орден в первые два десятилетия XIII в., в крупного феодального землевладельца, претендовавшего на проведение самостоятельной политики в условиях господствовавшей в Европе феодальной раздробленности. Ощутимую поддержку Ордену оказывали также короли и императоры Священной Римской империи и правители других стран 9. Благодаря такому «режиму наибольшего благоприятствования» со стороны могущественных феодальных властей, в 20-е годы XIII в. резко усилились агрессивные устремления Тевтонского ордена, о чем красноречиво свидетельствуют события тех лет. В 1222-1224 гг. Тевтонский орден попытался основать свое независимое государство на территории Барцашага в Трансильвании, куда рыцари были приглашены еще в 1211 г. 10 венгерским королем Эндре II .для борьбы против половцев. Невзирая на энергичные протесты Гонория III и магистра Г. фон Зальца, в 1225 г. король выдворил из страны столь ненадежных союзников 11. Предвидя эту неудачу, орденская верхушка, по-видимому, уже в 1224 г. провела предварительные переговоры с новоиспеченным епископом прусским Христианом, который искал помощников для «обращения» прусских племен 12. Неудивительно поэтому, что тесно сотрудничавший с Христианом и окруженный епископами-немцами князь Конрад Мазовецкий пригласил на Вислу в 1226 г. рыцарей именно Тевтонского ордена, а не госпитальеров или [27] тамплиеров, которые еще с конца XII в. имели довольно значительные владения в некоторых польских княжествах 13. В том же году император Фридрих II по просьбе тевтонских рыцарей пожаловал Ордену так называемую «Золотую буллу» из Римини, согласно которой вся территория еще не завоеванной (!) Пруссии передавалась во владение Ордену на тех же правах, которыми пользовались имперские князья 14. Новый папа Григорий IX (1227-1241) по примеру своего предшественника подтвердил все орденские привилегии, приняв Орден под свое особое покровительство. С его же благословения «новые Маккавеи», как называл тевтонских рыцарей Григорий IX, начали в 1230-1231 гг. кровавое покорение Пруссии, где в следующем столетии сложилось одно из наиболее агрессивных государств периода развитого европейского феодализма 15. Одновременно тевтонские рыцари приобретали различными «справедливыми способами» обширные владения на Ближнем Востоке, где до 1291 г. официально находилась резиденция великого магистра Ордена. Уже к середине XIII в. они распоряжались десятками замков и вотчин в районе Акры, Тира, Сидона и других городов, жестоко эксплуатируя местное крепостное крестьянство. О степени этой эксплуатации можно судить по сумме феодальной ренты, которую орденские рыцари выкачивали из своих подданных. Она составляла почти 350 тыс. марок золотом 16. Таким образом, за медоточивыми, лицемерными утверждениями Гонория III о «ростках добродетели» и «славе божьей», которыми пестрит текст рассматриваемой буллы, скрывалось сугубо мирское стремление к приобретению «обильных плодов», к феодальным захватам с помощью организованного из отбросов класса феодалов и взращенного папством ударного отряда феодально-католической агрессии в Центральной и Восточной Европе – Тевтонского ордена. Поскольку А.И. Тургенев использовал для своего издания, по-видимому, более позднюю копию буллы, оригинал которой опубликован Э. Штрельке в сборнике «Tabulae Ordinis Theutonici», то все разночтения с этим текстом даются в комментариях. А.И. Тургенев не указал составителя буллы, которым являлся «вице-канцелярии святой Римской церкви» Вильгельм, будущий епископ Моденский и кардинал Сабинский. В 20-40-е годы XIII в. он в качестве папского легата неоднократно посещал Прибалтийские страны, в том числе Ливонию, Эстонию и захваченную Тевтонским орденом часть Пруссии. Язык составленной им буллы отличается значительной трудностью, витиеватостью, большим количеством синонимов (например, для слова «орден»), насыщен сложными и длинными периодами. Особо следует отметить, что А.И. Тургенев в опубликованной им булле допустил ряд фактических ошибок. Во-первых, он датировал документ 1216 г., хотя эта булла была издана в 1220 г. 17. Во-вторых, [28] публикатор поместил Тевтонский орден в Ливонию, хотя в те годы он не имел к ней никакого отношения, а появился там после 1237 г., инкорпорировав Орден меченосцев 18. Год 1216 19. Булла папы Гонория III магистру и братьям Тевтонского ордена в Ливонии 20 о предоставленных им привилегиях Епископ Гонорий, раб рабов божьих 21, магистру и братьям госпиталя св. Марии в Иерусалиме 22 шлет пожелание вечного благоденствия как в настоящем, так и в будущем 23 Хотя бог ничего не сажает и не орошает, но дарует семя, однако благодаря бережливости в расходовании этого дара, старанию и заботе человека земля производит растения, некоторые из которых до сих пор приносят обильные плоды и при благоприятных обстоятельствах сулят еще более обильные 24. Итак, молодые саженцы христианской 25 религии в необыкновенном изобилии произвели цветы и плоды почета и добродетели 26 [бог же даровал семена] и до такой степени стали распростирать свои ветви, что, кажется, [и в будущем] обещают богатейший урожай плодов. Мы, которые поставлены стражами в божьем винограднике 27 и как возделыватели, должны прилагать старания для более усердного ухода и надзора за ростками добродетели, некоторые наши насаждения 28 предполагаем оросить бальзамом апостольской милости и способствовать нашей неусыпной заботливостью множеству добрых дел, благодаря которому христианская религия процветает в настоящее время и будет божьей милостью процветать в будущем 29. [29] Поэтому, возлюбленные в боге сыновья, мы милостиво признаем ваши справедливые просьбы и принимаем под покровительство св. Петра и наше ваш Орден, или госпиталь, в котором вы объединены в честь и славу божью как для защиты своих интересов 30, так и для освобождения церкви Христовой, со всеми вашими имениями и имуществом, которыми, как известно, ваш Орден владеет законно в настоящее время либо на основании уступки первосвященников, дара королей или князей, пожертвования верующих или другими справедливыми способами, при ручательстве бога, сможет завладеть [в будущем]. Мы утверждаем эту привилегию настоящим письменным предписанием, постановляя, чтобы в будущем [ваш Орден, его имения и имущество] навечно находились под покровительством и защитой апостольского престола. Мы, кроме того, постановляем, также, чтобы в то же время наряду с установлениями вашего Ордена навечно соблюдались устав братьев госпиталя 31 о бедных и больных и устав братьев воинства Храма о клириках, рыцарях и прочей братии 32. Помимо того, мы предписываем вам заботиться об охране католической церкви и неустрашимо бороться за ту, которая находится во власти язычников 33, для избавления ее от их скверны. Вы можете беспрепятственно обратить для своих потребностей то из награбленного язычниками, что вы захватите у них, и мы запрещаем принуждать вас против вашей воли выделять кому-нибудь из этого долю. Настоящим постановлением мы также подтверждаем, что братья вашего Ордена, благочестиво служа богу, давая ему свой обет и оправдывая [его] своим образом жизни 34, должны быть подчинены и повиноваться не светской власти 35, а своему магистру или тем, кому он сам предпишет. Кроме того, поскольку ваш Орден оказался достойным быть источником и родоначальником благочестивых установлений и порядков, пусть он навечно считается главой и руководителем всех относящихся к нему святых объединений 36. Дополнительно мы предписываем, чтобы после твоей смерти, возлюбленный в боге сын Герман, магистр уже названного Ордена 37, во главе братьев этого Ордена был поставлен [30] желательно кто-нибудь из твоих преемников, обязательно опытный в военном деле и благочестивый, признавший ваши религиозные установления и обычаи, причем он должен быть избран одновременно всеми братьями Ордена либо теми из них, кто старше и мудрее 38. Впредь никакому священнослужителю или мирянину не разрешается нарушать, ограничивать или изменять разумно установленные магистром и братьями обычаи, принятые для соблюдения ваших богослужебных обязанностей 39, как и те обычаи, которым вы следовали значительное время и которые были установлены письменным предписанием если не самого магистра 40, то, по крайней мере, в результате единогласного их утверждения старшими членами капитула 41. Кроме того, мы решительно запрещаем любому духовному или светскому лицу осмеливаться требовать от магистра и братьев названного Ордена вассальной верности, владений 42, присяги либо другой светской службы 43, которая часто требуется от мирян. Мы запрещаем также вашим братьям после принятия обета в вашем Ордене и облачения в монашеское одеяние возвращаться ко всякой мирской жизни 44. После раз навсегда данного обета о принятии креста пусть ни у кого из них не возникнет тайной мысли 45 отречься от положений вашего устава либо переселиться в другое место под предлогом возврата к прежней или принятия новой религии 46 против воли или без ведома братьев либо того, кто является магистром. Никакому ни духовному, ни светскому лицу не разрешается принимать и удерживать их. Что же касается плодов, добываемых трудом ваших собственных рук 47 или в результате расходов, то никому не разрешается взимать десятину с ваших владений, приобретенных до церковного собора 48, или требовать ее с приплода от вашего скота. Кроме того, мы апостольской властью утверждаем за вами [право на те] десятины, которые вы сможете взимать по решению и с согласия епископов с владений клириков или мирян, либо на десятины, которые вы приобретете с согласия епископов и их клириков. Для заботы о ваших душах и более полного использования возможностей их спасения, а также для лучшего совершения вашим святым братством церковных таинств и божественных служб мы разрешаем вам принимать, на пользу богу, достойных клириков и священнослужителей, наиболее подходящих для вашего священного ритуала 49, откуда бы они к вам ни приходили, и держать их при себе как в [31] главной вашей резиденции 50, так и в подчиненных ей областях и объединениях, лишь бы это было по соседству 51, испросив их от их собственных епископов, причем они не должны давать никакого другого обета и не должны повиноваться другому ордену 52. В случае же, если епископы не захотят вам их уступить, тем не менее, властью святой Римской церкви вам разрешается их принять и удержать. Если же после принятия обета будут обнаружены какие-нибудь нарушители ваших богослужебных обрядов или [порядков] Ордена, вам разрешается по согласованию с более мудрыми членами капитула удалить их, а им самим предоставить возможность перейти в другой орден, где они, на пользу вере, хотели бы пребывать и служить богу, вместо них же – заново избрать других, достойных, о которых в вашем братстве будут благоприятные отзывы в течение одного года; после этого, если их поведение будет соответствовать [требованиям устава] и они окажутся полезными для служения в вашем Ордене, тогда лишь пусть дают обязательный обет, обещая вести жизнь согласно правилам и повиноваться своему магистру, но с тем условием, чтобы соблюдать образ жизни, принятый у вас, носить ту же одежду [с тем отличием, что их одежда будет закрытой] 53, а также участвовать в трапезах 54. Но пусть ни капитул, ни руководство вашего Ордена не позволяют им внезапно прекращать 55 [свое служение], кроме тех случаев, когда это будет им предписано вами. Кроме того, не подвластные никакому лицу вне вашего капитула 56, пусть они подчиняются тебе, возлюбленный в боге сын, магистр, и твоим преемникам, согласно установлениям вашего Ордена, как будто они повинуются своему магистру и прелату. Освящение же алтарей или церквей, назначение клириков, которых нужно будет возвести в священный сан, и прочие церковные торжественные церемонии вам будут совершать епархиальные епископы, если только они будут католическими, заслужат милость и благосклонность апостольского престола и захотят безвозмездно должным образом вам [это] совершить. В противном случае вам разрешается обратиться к любому католическому епископу, которого вы предпочтете и который нашей властью пусть выполнит то, что требуется. Если же когда-нибудь к вашему Ордену 57 благодаря благочестивому пожертвованию кого-либо будут присоединены пустующие земли 58, вам разрешается основывать там деревни, строить церкви и устраивать кладбища для нужд живущих там людей, так, однако, чтобы по соседству не было никакого аббатства или братства духовных лиц, которым это могло бы нанести ущерб 59. [32] Когда же у вас на любом законном основании соберутся многочисленные земли 60, вам предоставляется полное право строить на них часовни и устраивать кладбища для нужд переселяющихся [к вам], и только тех, которые будут принадлежать к вашему Ордену. Ведь связано с большой опасностью для души и не подобает благочестивым братьям при посещении церкви смешиваться с толпой мужчин и женщин. Разумеется, все те, кого вы примете в ваше братство, должны обещать, положив поверх алтаря устав, в котором это должно предусматриваться, что они будут тверды в добродетели 61, будут стремиться к обращению остальных 62 и, в течение всей своей жизни служа богу, соблюдать покорность вашему магистру. Итак, мы постановляем, что те, кто обязал себя служением в ваших братствах или объединениях, находятся под покровительством св. Петра и нашим и, не нарушая прав своих сеньоров, могут мирно владеть теми землями, на которых обоснуются. Что же касается тех, которые были приняты в ваше братство и, оставаясь до сих пор в миру, появились в вашем Ордене, сменив мирскую одежду, либо тех, которые даровали вам свое имущество при жизни, сохраняя его у себя в пользовании до тех пор, пока они будут находиться в миру, и в случае, если церквам, к которым они относятся, будет запрещено отправление божественных служб, а эти люди умрут, то мы также постановляем, чтобы вы обязательно разрешили в отношении их церковные похороны у себя либо при других церквах, на которые не наложен интердикт и которые ранее эти люди выбрали для похорон, если они сами не будут отлучены от церкви либо не подвергнутся личному интердикту 63. [Мы постановляем также], что вы можете перенести к своим церквам для погребения [тела] других собратьев 64, если прелаты церквей не разрешат их похоронить при своих церквах. Кроме того, если кто-нибудь из ваших братьев будет послан вами в какую-нибудь церковь, замок, город или деревню 65 для принятия [в ваш Орден] названных братств или объединений, то в этом городе, замке или деревне братьям вашего Ордена при их торжественном прибытии разрешается открыть только одну церковь раз в году, причем в божественных службах позволено участвовать всем, кроме отлученных от церкви и тех, на кого наложен личный интердикт. Мы также постановляем, что никакому епископу в церквах, [33] подчиненных вам, ни по какому праву не разрешается обнародовать решение об интердикте или об отлучении от церкви. Однако если будет обнародован интердикт, общий для этой местности, то, за исключением отлученных от церкви и тех, на кого наложен личный интердикт, закрыв двери и без ударов в колокола, полностью совершите божественную службу. Сверх того мы устанавливаем апостольской властью, что в любом месте, куда вам случится прийти, вам разрешается принимать от досточтимых католических священников покаяние 66, помазание 67 или какие-либо другие церковные таинства, чтобы у вас всегда была возможность для восприятия духовных благ. И так как все мы едины во Христе и пред богом между нами 68 нет различия, то мы верим, что ваш Орден и объединенные в нем братья заслуживают как отпущения грехов, так и других милостей и благословения, дарованных вам апостольским престолом. Итак, решительно никому не разрешается совершать опрометчивые действия во вред указанному Ордену: захватывать у него и удерживать захваченные владения, дробить их или причинять ему какие-либо другие обиды. Все [принадлежащее Ордену] властью апостольского престола должно всегда сохраняться в неприкосновенности и невредимости, принося всяческую пользу вам и другим верным богу. Таким образом, если кто-нибудь, зная о содержании нашего постановления 69, осмелится необдуманно выступить против него и после сделанного дважды и трижды напоминания не искупит свою вину, [дав] соответствующее удовлетворение, то он должен быть лишен достоинств власти и почета; пусть знает, что он предается суровому суду вечности, отлучается от священнейшего тела и крови бога и Спасителя Иисуса Христа и подлежит строгой каре во время последнего [божьего] испытания 70. Те же, кто хранит [заветы] всемогущего бога и святых апостолов Петра и Павла, да обретут его благословение и милость 71. Дано и т.д. 72 Из рукописной книги под заглавием: (Дела) польской нунциатуры, т. 12, стр. 322, которая хранится в весьма секретных архивах Ватикана 73. Поступила в редакцию 14.02.83. Комментарии1. Документ опубликован в изданиях: Historica Russiae Monumenta, ab A. I. Turgenevio, v. 1. Petropoli, 1841, N 4 (далее – HRM); Tabulae Ordinis Theutonici, ed. E. Strehlke. Berolini, 1969, N 306 (далее – ТОТ). Заглавие буллы дано А.И. Тургеневым. 2. Перевод буллы сделан Н.Г. Ткаченко. Комментарии выполнены А.Н. Масаном. 3. К. Маркс отметил, что «в первой половине XIV века Тевтонский орден стал серьезной угрозой для Польши, Литвы и других стран Востока» (Архив Маркса и Энгельса, т. V. М., 1938, с. 347). 4. Maркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 306. 5. Там же, т. 7, с. 351. 6. См.: Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV веках. М.-Л., 1959, с. 94. Противоположная точка зрения высказана в кн.: Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974, с. 324 и др. 7. Prutz H. Die geistlichen Ritterorden. Ihre Stellung zur Kirchlichen, Politischen, gesellchaftlichen Entwicklung des Mittelalters. Berlin, 1908, S. 102-112. 8. Орден получил от Гонория III 124 послания, в том числе 37 булл. Все пожалования римских пап, императоров и королей опубликованы Э. Штрельке в ТОТ и подробно рассмотрены в вышеуказанном исследовании Г. Прутца, а также с крайне апологетических позиций в кн.: Tumler M. Der Deutsche Orden im Werden, Wachsen und Wirken bis 1400. Wien, 1954. 9. TOT, № 252 и след. 10. Но не в 1221 г., как ошибочно указано в кн.: История Венгрии, т. 1. М., 1970, с. 144, прим. 21. См. также: Hubatsch W. Quellen zur Geschichte des Deutschen Ordens. Goettingen etc., 1954, N 3. 11. История Венгрии, т. 1, с. 146. 12. Baczko L. Geschichte PreuBens. I Bd. Konigsberg, 1792, S. 40. 13. Prutz H. Op. cit., S. 311-312, 335. 14. Hubatsch W. Op. cit., N 5. 15. См.: Пашуто В.Т. Борьба прусского народа за независимость (до конца XIII в.). – История СССР, 1958, №6, с. 54-81; Kuttler W. Charakter und Entwicklungstendenzen des Deutschordensstaates in Preussen. – Zeitschrift fuer Geschichtswissenschaft, 1971, N 12, S. 1504-1529. 16. Hubatsch W. Montfort und die Bildung des Deutschordensstaates im Heiligen Lande. Goettingen, 1966, S. 198. Для годового дохода эта сумма явно завышена. 17. По-видимому, А.И. Тургенев перепутал ее с другой большой буллой, изданной 8 декабря 1216 г. (ТОТ, №303) и называемой исследователями «Великой хартией вольностей» Тевтонского ордена (Tumler M. Op. cit., S. 403). Действительно, обе буллы близки по содержанию, но не однозначны. 18. Hubatsch W. Op. cit., N 9. Возможно, в основе этой ошибки лежали неверно понятые А.И. Тургеневым данные Index'a Напиерского, который упоминает буллу 1216 г. под № 6 и буллу 1220 г., определив ее как «главную привилегию, данную папой Гонорием III Тевтонскому ордену», под №10 среди других актов, касавшихся преимущественно Ливонии (см.: Index corporis historico-diplomatici Livoniae» Esthoniae, Curoniae. 1. Teil. Riga u. Dorpat, 1833, S. 2-3) 19. Следует читать: 1220. 20. В официальном названии Ордена здесь обычно указывается: «в Иерусалиме». 21. Так именовали себя в посланиях римские папы. 22. По данным орденских хроник, а также других источников, в Иерусалиме около 1118 г. возник немецкий госпиталь св. Марии, который был подчинен Ордену иоаннитов. Тевтонский орден, также возникший из госпиталя, который был устроен немецкими крестоносцами и купцами в 1190 г. во время осады Акры, принял официальное название: Domus hospitalis S. Mariae Theutonicorum lerosolimitani. Тем самым новый орден претендовал на старый иерусалимский госпиталь и его владения, надеясь создать там главную орденскую резиденцию (Tumler M., Arnold U. Der Deutsche Orden. Von Seinem Ursprung bis zur Gegenwart. Bonn-Godesberg, 1975, S. 6-7). 23. В ТОТ булла начинается без заголовка следующими словами: «Епископ Гонорий, раб рабов божьих, возлюбленным сыновьям Герману, магистру духовного братства немецкого госпиталя св. Марии в Иерусалиме, и его братьям [шлет пожелание] вечного [благоденствия] как в настоящем, так и в будущем». 24. Эта фраза в ТОТ имеет несколько другой вид: «Хотя бог ничего не сажает и не орошает, но дарует семя, однако человек старательностью довольно настойчивого ухода проявляет заботу о растениях, молодые насаждения которых до сих пор дают обильные плоды и при благоприятных обстоятельствах сулят еще более обильные». 25. В ТОТ: «вашего благочестия». 26. В ТОТ: «благоуханные плоды добродетели» 27. Т.е. во главе христианского мира. 28. В ТОТ: «ваши молодые насаждения». 29. Целью папства не было лишь распространение христианства, о чем лицемерно утверждает Гонорий III. Вся булла является ярким свидетельством того, что основная задача папства и проводника его политики – Тевтонского ордена – чисто материального характера: увеличение доходов церкви, усиление ее экономического и политического могущества. 30. В ТОТ: «своих верующих» 31. В ТОТ добавлено: «в Иерусалиме». 32. Во время торжественной церемонии преобразования немецкого госпиталя в духовно-рыцарский орден, состоявшейся в 1198 г. в Акре, магистры госпитальеров и тамплиеров вручили первому магистру Тевтонского ордена копии уставов своих орденов (Hubatsch W. Op. cit., N 1). 33. Имеется в виду борьба за отвоевание Иерусалима и других городов и областей на Ближнем Востоке, захваченных в 1187 г. египетским султаном Салах-ад-дином (Саладином). 34. Рыцари Ордена давали монашеский обет целомудрия, послушания и бедности, что предписывалось статьей 1-й орденского устава (см.: Hubutsch W. Op. cit., N 2). Впрочем, со временем этот обет стал формальностью (в ТОТ: «и подтверждая свой обет словами и поведением»). 35. В ТОТ: «не должны иметь личной собственности». 36. Т.е. орденских конвентов, в которых были объединены рыцари, а также различных полумонашеских организаций (бюргерских, женских и т.п.), вступавших под патронат Ордена и оказывавших ему финансовую и иную поддержку (Tumler М., Arnold U. Op. cit., S. 28-29). 37. Герман фон Зальца, магистр Ордена в 1209-1239 гг. Происходил из тюрингенских министериалов. Был близок к императору Фридриху II и выполнял некоторые его дипломатические поручения. Ловкий политик и один из хитрейших дипломатов своего времени (История дипломатии, т. 1. М., 1959, с. 174). Г. фон Зальца всегда и везде старался извлечь выгоды для своего Ордена. В орденской летописной традиции об этом магистре обычно сообщалось, что он «получил самые большие и наилучшие привилегии, которые имеет Орден, с крупными владениями, которые были предоставлены Ордену в Польше, Романии, Армении, Германии, Венгрии, Ливонии и Пруссии...» (Scriptores rerum Prussicarum, v. 3. Leipzig, 1866, p. 390). Об этом магистре имеется огромная литература на немецком языке, как правило, крайне апологетического характера. 38. В первые десятилетия деятельности Ордена магистр избирался в присутствии всех или большинства членов Ордена. Затем установился весьма сложный порядок выборов специальной коллегией, создаваемой с этой целью делегатами от орденских провинций. 39. В ТОТ: «ваших богослужебных обрядов и обязанностей». 40. В ТОТ: «кто являлся магистром». 41. В ТОТ: «более мудрыми членами капитула». 42. В ТОТ: «вассальной верности, изъявления покорности, присяги и прочих поручительств, которые часто требуются от мирян». 43. Орден был подчинен непосредственно папе или его легатам. 44. В ТОТ: «мы запрещаем всяческую возможность возврата к мирской жизни». 45. В ТОТ: «никому из них не дозволено отрекаться». 46. Т.е. вступать в другие ордена. 47. Здесь следует усматривать «плоды, добываемые трудом» феодально-зависимых крестьян в поместьях Ордена. 48. В тексте: concilium generale. 49. В ТОТ: «для [приобщения] вас к [святому] учению». 50. В 1220 г. резиденция магистра находилась в г. Акра. 51. В ТОТ: «лишь бы они были по соседству». 52. Так как в то время Орден состоял почти исключительно из рыцарей, Гонорий III считал необходимым ввести в корпорацию профессиональных клириков «для [приобщения]» их «к [святому] учению» (ТОТ, №306). 53. Т.е. они должны носить обычное одеяние священников. 54. Как и монахи, все полноправные члены Ордена, кроме магистра и его заместителей, обязаны были питаться совместно. 55. Значения употребленного в ТОТ глагола «посылать, впускать, вводить» приняты быть не могут. 56. В ТОТ: «кроме того, они не должны подчиняться никакому лицу вне вашего капитула». 57. В ТОТ: «Если же когда-нибудь к вашему досточтимому Ордену...». 58. Это могли быть и земли «язычников», которые в средневековой Европе считались «ничьими», т.е. пустующими. Видимо, основываясь именно на таком представлении, император Фридрих II пожаловал Ордену Пруссию еще до ее завоевания. 59. Гонорий III опасается возникновения конфликтов между различными церковными организациями. Его опасения были не напрасны, ибо такие распри были обычным явлением. Например, в 1241 г. тамплиеры изгнали тевтонцев из их владений в Палестине («война плащей»). Последним пришлось просить защиты у императора Фридриха II. 60. В ТОТ: «возделанные земли». 61. В ТОТ: «тверды в служении». 62. В ТОТ: «будут стремиться к изменению нравов». 63. Это была очень важная привилегия, поскольку люди средневековья придавали похоронам огромное значение. Кроме того, «церковь извлекала из погребения немалые выгоды: похороны сопровождались пожертвованиями для бедных и благочестивыми пожалованиями в пользу церкви». Это обстоятельство также вызывало ожесточенную борьбу между орденами, монахами и епископами за право похорон (см.: Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. М., 1978, с. 113-114). Интердикт – временный запрет папой (реже епископом) совершать богослужение и религиозные обряды в пределах определенной территории (локальный интердикт). Интердикт мог налагаться и на отдельное лицо (личный, или персональный, интердикт). Отлучение – исключение из религиозной общины. 64. В тексте: confratres. Судя по тексту буллы, опубликованной в ТОТ, речь идет о членах Ордена, живших в миру (в ТОТ: «таких собратьев»). 65. В ТОТ слово «церковь» отсутствует, и далее: «в какой-нибудь город, замок или деревню». 66. В ТОТ слово «покаяние» отсутствует. 67. В ТОТ: «последнее помазание». 68. В ТОТ: «между людьми». 69. В ТОТ: «нашего настоящего постановления». 70. Т.е. страшного суда. 71. В ТОТ, в конце текста буллы – «аминь, аминь, аминь». Далее здесь следуют подпись папы: «Я, Гонорий, епископ католической церкви, поставил подпись» и (по такому же образцу) – 13 подписей епископов, пресвитеров-кардиналов и дьяконов-кардиналов. 72. В ТОТ: «Дано в Латеране рукой Вильгельма, вице-канцелярия Св. Римской церкви, 15 декабря, 9 индикта, в году от воплощения господа 1220, понтификата владыки – папы Гонория III 5-м году». 73. Эта приписка А.И. Тургенева подтверждает предположение о том, что в HRM опубликована копия папской буллы. Текст воспроизведен по изданию: Папство как вдохновитель усиления и расширения агрессивной деятельности Тевтонского Ордена // Вестник МГУ. Серия 8. История, № 6. 1984 |
|