|
ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТОВ ЕВРОПЫ XII—XV вв.Предисловие Отечественная литература по истории западноевропейских средневековых университетов невелика. В дореволюционной России этим вопросом систематически не занимались. Лишь в отдельные периоды возникал интерес к истории университетского образования на Западе, главным образом под влиянием студенческого движения и правительственных, мер в области народного просвещения. Первым русским историком западноевропейских университетов, следует, по-видимому, считать педагога В. В. Игнатовича (1803—1869). В 1846 г. он выпустил книжку о Болонском университете, а через 15 лет — вторую, посвященную английским университетам 1. Наконец, “Журнал Министерства народного просвещения” (ЖМНП) в течение почти двух лет печатал третью работу Игнатовича “Немецкие университеты в развитии их исторической и современной жизни” 2. Хотя работы Игнатовича и не были основаны на самостоятельном изучении источников (кстати, тогда только еще начиналась их публикация) и носят компилятивный характер, все же для своего времени они представляли определенный интерес. Они знакомили русское общество с основными фактами истории средневековых университетов, почерпнутыми из новейших для того времени работ зарубежных авторов. [4] Заметно возрос интерес к истории средневековых университетов в 90-е гг. прошлого столетия и в первое десятилетие нашего века, когда было опубликовано несколько работ, часть которых основана на изучении опубликованных и даже архивных источников. Такова, например, интереснейшая статья известного киевского медиевиста Ф. Я. Фортинского (1846—1902) “Борьба Парижского университета с нищенствующими монахами в половине XIII века” 3. Представляя собой публичную лекцию, читанную в университете в пользу голодающих, работа сочетает ясную форму изложения с серьезным анализом документов. Ее содержание шире названия. Автор рисует яркую, красочную картину возникновения Парижского университета и его организационной структуры, повествует о появлении ниществующих орденов и затем уже переходит к изложению перипетий самой борьбы. К сожалению, Фортинский не выясняет социального смысла происходивших распрей, что значительно обедняет содержание его исследования. В 90-х гг. вышли в свет две книги филолога по образованию Н. В. Сперанского (1861—1921) и историка церковного права Н. С. Суворова (1848—1909), посвященные: первая — лишь частично, а вторая целиком интересующему нас вопросу 4. Книга Сперанского насыщена конкретным материалом; живо написанная, она до сих пор служит главным пособием на русском языке для всех, кто интересуется вопросами среднего и высшего образования в средние века и даже шире — средневековой культуры и быта. Автор хорошо знает источники и отнюдь не является простым компилятором, хотя его книга основана прежде всего на данных новейшей для того времени литературы. Может быть, в вину ему следует поставить лишь некритическое отношение к средневековым, текстам. Книга Суворова написана также с большим знанием дела и до сих пор является единственной специальной работой на русском языке, охватывающей проблему в целом 5. [5] В связи с борьбой русской либеральной профессуры за так называемую академическую свободу истории университетов отдал дань и выдающийся прогрессивный медиевист В. К. Пискорский (1867—1910), опубликовавший две статьи 6, которые имели скорее политическое, чем научное значение. В начале нашего века было опубликовано также исследование юрьевского профессора А. Г. Бекштрема (1872—1919) “Медицинский факультет в Монпелье до середины XIV века” 7. Это единственная в русской литературе работа, основанная на самостоятельном изучении архивных материалов, заставившая по-новому взглянуть на развитие университета и медицинской науки в Монпелье. Названными работами исчерпывается список дореволюционной литературы по истории средневековых университетов. В первые десятилетия после Октябрьской революции формирующаяся советская медиевистика основное внимание, как известно, уделяла вопросам социально-экономического развития средневекового общества и классовой борьбы: Именно этой тематике были посвящены капитальные исследования советских медиевистов. Нельзя сказать, чтобы вопросы культуры совсем выпадали из поля их зрения. Эти вопросы находили место в учебных пособиях, в отдельных трудах по истории литературы, искусства, по истории католической церкви, истории философии и педагогике, но развития средневековых университетов советские медиевисты почти не касались 8. Лишь после Великой Отечественной войны стали [6] появляться исследования, в которых затрагивались вопросы истории средневековых университетов. Это относится прежде всего к трудам Н. А. Сидоровой (1910—1961) 9. Однако до сих пор единственным советским медиевистом, специально исследующим историю средневековых университетов, остается составитель настоящего сборника Г. И. Липатникова 10. Можно назвать и еще ряд работ, в которых в той или иной степени затрагиваются вопросы развития средневековой университетской жизни, но из приведенного выше обзора литературы на русском языке совершенно ясно, что этот участок нашей медиевистики можно пока считать запущенным. Между тем, как совершенно правильно отмечает Г. И. Липатникова, университеты сыграли огромную роль не только в культурном развитии Европы. Без пристального изучения университетской жизни сейчас уже невозможно исследовать [7] такие проблемы, как история антифеодальных движений, процесс образования централизованных монархий, сложные перипетии политической борьбы между советской и духовной властью и ряд других. Да и вопросы социально-экономической жизни и классовой, борьбы нельзя рассматривать в отрыве от культурной истории, понимаемой в широком смысле. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все перипетии социальной и классовой борьбы. Именно в университетах разгорелась борьба между реализмом и номинализмом, который, как известно, являлся первым выражением материализма в средние века 11. Через университеты в Западную Европу проникали атеистически-материалистические тенденции аверроизма, а в XIII в. Парижский университет стал ареной ожесточенной схватки между аверроистом Сигером Брабантским и столпом ортодоксальной схоластики Фомой Аквинским 12. Вот почему советская медиевистика заинтересована в глубоком изучении истории средневековых университетов и в привлечении новых молодых сил на это поприще. Думается, что сборник, составленный Г. И. Дипатниковой, привлечет внимание учащейся молодежи к этой важной проблеме и круг ее исследователей значительно расширится. Приведенная в конце тематика докладов к спецсеминару хорошо ориентирует в проблематике интересующей нас темы. Составитель и редактор понимают, что в представляемом на суд читателей сборнике документов не достает материалов, характеризующих развитие философской и научной мысли средневековья, а также борьбу различных философских течений. Однако вопрос этот настолько сложен, что требует дальнейшего специального исследования, и от его освещения пришлось пока отказаться. Семьдесят пять лет назад Н. С. Суворов в предисловии к своей книге “Средневековые университеты” писал: “Издавая в свет этот очерк, я не имею никаких иллюзий насчет привлечения к нему массы читателей, так как немногие у нас найдут удовольствие в том, чтобы углубляться в старину, да еще и не в свою, а иностранную и иноверную. На [8] некоторое число читателей я все же рассчитываю” (стр. VI). Однако времена с тех пор сильно изменились. Советские люди проявляют огромный интерес к вопросам как отечественной, так и зарубежной культуры. Даже специальные книги по этой тематике расхватываются моментально. Хочется выразить надежду, что предлагаемый сборник вызовет интерес у самого широкого круга советских читателей. Комментарии1 В. Игнатович. Болонский университет в средние века. СПб., 1846; его же. История английских университетов в средние века. СПб., 1861. 2 ЖМНП, 1862, октябрь; 1863, январь, апрель, май, июль; 1864, январь — март, май — июнь. Другой педагог, находившийся в то время за границей, — Л. Модзалевский — опубликовал работу “Студенческие корпорации в Германии” (ЖМНП, 1863, сентябрь, 1864, январь), рассматривая эти организации в историческом плане. 3 ЖМНП, 1892, сентябрь. 4 Н. Сперанский. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М., 1896; Н. С. Суворов. Средневековые университеты. М., 1898. 5 О ней см. рецензию Н. Платоновой “Из истории средневековых университетов” (ЖМНП, 1899, апрель). В эти же годы появились две научно-популярные статьи: В. Ивановский. Народное образование и университеты в средние века. “Книга для чтения по истории средних веков”. Под ред. П. Г. Виноградова, т. I. М., 1898 и А. Вормс. Болонский университет и римское право в средние века. Там же. Была также переведена на русский язык книга немецкого ученого Ф. Паульсена “Немецкие университеты и их историческое развитие” (М., 1898). Через несколько лет вышла его же книга “Германские университеты”. (СПб., 1904). 6 В. К. Пискорский. Начало академической свободы в Западной Европе. Речь, произнесенная на годичном акте Института 30 августа 1899 г. Нежин, 1899; его же. Итальянские университеты (по поводу нового устава). Записки Казанского ун-та”, 1910, сентябрь. 7 ЖМНП, 1908, сентябрь и октябрь; 1909, апрель. 8 В 20—30-е годы можно назвать лишь несколько статей, относящихся к интересующей нас теме. См.: Вс. Бахтин. Школьная жизнь в Париже XII века. В кн.: “Средневековый быт”. Сб. статей под ред. О. А. Добиаш-Рождественской, А. И. Хоментовской и Г. П. Федорова. Л., 1928; Г. П. Фе-дотов. Абеляр. Петроград, 1924; О. А. Добиаш-Рождественская. К преданию поэзии голиардов. В сб.: Средневековье в рукописях публичной библиотеки”, вып. 1. Л., 1925; ее же. Коллизии во французском обществе XII—XIII вв. по студенческой сатире этой эпохи. “Исторические записки”, т. I. M., 1937. Указанные работы по духу принадлежат скорее дореволюционной эпохе, чем советскому времени. См. также популярные работы: И. Козьменко. Парижский университет и его студенчество в ХII-ХШ веках. “Средневековье" в эпизодах и лицах”. Под ред. В. В. Стоклицкой-Терешкович. М., 1941; С. Ква-стель. Болонский университет в средние века. Там же; Б. М. Кубланова (Руколь). Как обучались в средневековом университете. “Книга для чтения по истории средних веков”. Ч. I. Изд. 3-е. Под ред. С. Д. Сказкина. М., Учпедгиз, 1951. 9 Н. А. Сидорова. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., Изд-во АН СССР, 1953; ее же. Основные проблемы истории университетов в средние века в освещении современной буржуазной, историографии. Сб. “Средние века”, вып. 23. М., Изд-во АН СССР, 1963. 10 Г. И. Липатникова. Пражский университет и общественная жизнь Чехии во второй половине XIV — начале XV вв. (1348—1419 гг.). Автореферат канд. дисс. Воронеж, 1953; ее ж е. К вопросу о социальном составе студентов Пражского университета в конце XIV — начале XV в. “Уч. зап. Ин-та славяноведения”, т. XV. М., Изд-во АН СССР, 1957; ее же. К истории основания Пражского университета. “Слав. сб., 1, вып. исторический”. Воронеж, 1958; ее же. Пражский университет в начале XV в. “Вторая межвузовская конференция по истории славянских стран”. Тезисы докладов. Великие Луки, 1964; ее же. К изучению истории университетов в современной американской историографии. В сб.: Из истории развития революционных идей и культуры европейских стран. Известия Воронежск. гос. пед. ин-та, т. 76. Воронеж, 1967. (О книге Дейли “Средневековый университет. 1200—1400”. На англ, яз.); ее же. К истории факультета “свободных искусств” Пражского университета по статутам XIV—XV веков. Сб. “Советское славяноведение”. Минск, 1969; ее же. Статуты факультета искусств Пражского университета. “Вопросы истории славян”, вып. 3. Воронеж, 1970; ее же. К ранней истории факультета “Свободных искусств” в Париже. “Герценовские чтения”, Ист. науки. Л., 1971; ее же. Ян Гус и студенти Празького университету “Украинське слов'янознавство”, вып. 6, Львив, 1972. 11 К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 2. Изд. 2-е, стр. 142. 12 Когда настоящее пособие находилось уже в производстве, вышло интересное исследование покойной Г. В. Шевкиной “Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в.”. М., “Наука”, 1972. Текст воспроизведен по изданию: Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронежский государственный педагогический институт. 1973 |
|