Приписываемый кардиналу Гумберту,
епископу Сильва-Кандиды
краткий отчет о том, что проделали
послы Святого Римского и Апостольского Престола
в Царствующем Граде
На двенадцатом году имперского правления
Константина Мономаха, седьмом индикта, в самый
день рождества блаженного Иоанна Крестителя,
посланники Святого Римского и Апостольского
Престола, а именно кардинал епископ
Сильва-Кандиды Гумберт, архиепископ Амальфи Петр
и Фридрих, диакон и канцлер [Римской Церкви],
прибыли от господина Папы Льва IX. По
настойчивости сих римских легатов, в Студийском
монастыре в пределах города Константинополя, в
присутствии императора и его князей (procerum), монах
Никита предал анафеме один текст, который
распространялся против Апостольского Престола и
всей Латинской Церкви под названием "О пресном
хлебе, субботе и браке священников". Кроме
того, он предал анафеме всех тех, кто отрицал, что
Римская Церковь есть первая из всех Церквей и кто
положил упрекать ее вечно-православную веру в
каком-либо виде. После этого, по предложении тех
же Римских легатов и на глазах у всех,
православный император приказал, чтобы
вышеупомянутый текст был сожжен, что и было
исполнено.
II. На следующий день, вышеупомянутый
Никита покинул город и предстал перед сими
легатами во дворце [… - название неясно]. Получив
от них исчерпывающие ответы на свои вопросы, он
охотно предал анафеме все слова, попытки и дела
против первенствующего и Апостольского
Престола. И так, после того, как они приняли его в
общение, Никита стал их близким другом. Кроме
того, слова или письма этих легатов против
разного рода клеветы Греков и особенно против
писем епископа Константинополя Михаила и
епископа-митрополита Охридского Льва, и против
этого самого монаха Никиты были переведены по
приказу императора и до сих пор сохраняются в сем
городе.
III. Наконец, поскольку Михаил избегал
их общества и беседы с ними и продолжал
упорствовать в своей глупости, 16 июля
вышеупомянутые легаты вошли в церковь Святой
Софии, несмотря на возражения недовольного
Михаила и в то время, когда духовенство в третий
час утра по своему обычаю приготовлялось к Мессе,
возложили хартию об отлучении от Церкви на
главный алтарь, под пристальным взором
присутствующего народа и духовенства. Как только
они покинули [церковь], то отрясли прах от своих
ног, во свидетельство (testimonium) им, согласно
евангельскому речению (Мф. 10, 14), да будет Бог
свидетелем и Судией. После того, как был
восстановлен порядок в Латинских церквах в
Константинополе и издана анафема против всех
тех, кто принимал причастие с того момента от
руки любого Грека, осуждающего Римские
жертвенные дары, они были приняты православным
императором с поцелуем мира, и с его дозволением
и имперскими дарами 18 июля в спешке отправились в
обратный путь ко св. Петру и своим домам. Но ввиду
чрезвычайного давления и просьб со стороны
Михаила, обещавшего, что он наконец-то вступит с
ними в переговоры, 20 июля император был вынужден
своими письмами вернуть их назад из Солембрии.
Вернувшись в тот же самый день, они сначала
поехали ко дворцу [… - название неясно]. Когда
ересиарх Михаил узнал, что они возвратились, он
на следующий день попытался привести их в
церковь Святой Софии, как будто бы на совет так,
чтобы, когда их хартия была предъявлена в
переводе, которой он совершенно извратил, они
могли бы быть убиты там народом. Принимая против
этого меры предосторожности, благоразумный
император не хотел, чтобы какой-либо совет
состоялся без его присутствия. И так как Михаил
всеми способами противился этому, император
распорядился, чтобы сии легаты быстро уехали. Так
и было сделано. В конце концов, ядовитый Михаил,
огорченный тем, что его заговоры не
осуществились, возбудил огромное восстание
против императора за то, что его волей была
оказана помощь легатам. Вследствие этого
император вынужден был передать Михаилу
переводчиков Латинян, а именно Павла и его сына
Смарагда, ослепленных и с лишенными волос
головами. И таким образом он прекратил
беспорядки. Но после того, как император послал
своих людей вослед легатам, он получил подлинный
(veracissimus) экземпляр буллы об отлучении, который
был послан ему из одного из городов Русских,
показал его гражданам и уличил Михаила в
подделке хартии легатов. Возмущенный сим, он
выслал друзей и родственников Михаила из дворца,
лишив их постов, и по сей день все еще остается в
глубокой враждебности к нему.
Текст переведен по сетевому изданию: Acta et Scripta Quae de Controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae Saeculo Undecimo Composita Extant, Leipzig &Marburg 1861, Documents VIII-X, pp. 150-4.
|