|
ПРАВИЛО БЕНЕДИКТА 1
(ок. 530 г.) BENEDICTI REGULA Глава III О ПРИВЛЕЧЕНИИ БРАТЬЕВ К СОВЕТУ Всякий раз, когда в монастыре возникают те или иные особенно важные вопросы, пусть аббат соберет всю конгрегацию и сам расскажет, о чем идет речь. И, выслушав совет братьев, поразмыслит обо всем сам, и поступит так, как сочтет более полезным. Мы потому предписываем привлекать к совету всех, поскольку часто Господь открывает младшему то, что является наилучшим. Братьям же надлежит давать совет со всяческим смирением и покорностью, и да не дерзнут они с упорством защищать свое мнение. И пусть решение скорее зависит от аббата, и когда он сочтет что-либо более правильным, да подчинятся этому все. Но как ученикам подобает слушаться учителя, так и ему пристало устраивать все предусмотрительно и справедливо. Итак, всем и во всем надлежит следовать Правилу как [своему] наставнику, и никто по легкомыслию да не отступит от него в чем бы то ни было. Пусть никто в монастыре не повинуется воле собственного сердца, и да не осмелится дерзновенно выступать против своего аббата также за пределами монастыря. А тот, кто осмелится, должен понести наказание, предусмотренное правилом. Сам же аббат пусть во всем поступает со страхом Божьим и следуя правилу, зная наверняка, что должен будет держать отчет о всех своих решениях перед Богом, справедливейшим из судей. Если же понадобится уладить менее значительные дела монастыря, то пусть [аббат] опирается на совет старших, ибо написано: «Поступай во всем по совету, и потом не будешь раскаиваться» (срв. Притч. 15, 22; 24, 6). Глава XXXII О ЖЕЛЕЗНЫХ ОРУДИЯХ И ИМУЩЕСТВЕ МОНАСТЫРЯ Пусть аббат доверяет имущество монастыря в железных орудиях или одеждах и в любых вещах братьям, в [образе] жизни и нравах которых он уверен. По тому, как сочтет полезным, да поручает им отдельные [дела], с тем чтобы они имели над ними надзор и радели о приумножении. Аббату же надлежит вести обо всем опись, дабы знать, что выдал и что получил, когда братья сменяют друг друга в исполнении вверенных им дел. (...) Глава XXXIII ПОЗВОЛЕНО ЛИ МОНАХАМ ИМЕТЬ СОБСТВЕННОСТЬ В особенности этот порок следует в монастыре вырывать с корнями. И пусть никто не дерзнет что-либо дарить или принимать без приказания аббата или иметь нечто в собственности: никакой вообще вещи, будь [188] то кодекс или дощечка для письма или грифель, — совершенно ничего, ибо не дозволено им распоряжаться по собственному разумению ни телами своими, ни волей. Всего же, что необходимо, следует им ожидать от отца монастыря. И пусть никто не владеет тем, что не было предоставлено аббатом или разрешено им. И Все у всех да будет общим, и пусть, как написано, никто не назовет что-либо собственным (Деян. 4, 32) или хотя бы посягнет на это. Когда кто-либо будет уличен в пристрастии к такому нечестивейшему пороку, пусть его увещевают один и другой раз. Если же он не исправится, то подлежит наказанию. Глава ХХХIIII ДОЛЖНЫ ЛИ ВСЕ ОДИНАКОВО ПОЛУЧАТЬ НЕОБХОДИМОЕ Ведь написано: «И каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 35). Потому и не говорим мы, что следовало бы различать лица, — этого да не будет, — но должно принимать во внимание слабости. (...) Глава LVIII О ПРАВИЛЕ ПРИЕМА БРАТЬЕВ Всякому вновь пришедшему ради обращения, не позволяется просто войти, но — по словам Апостола: «Испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Иоанн 4, 1). (...) Если поклянется в неизменности своей настойчивости, то следует ему по истечении двух месяцев прочесть по порядку это Правило, говоря: «Таков закон (lex), по которому ты хочешь служить; если можешь его соблюдать, входи, если же не можешь, ступай свободным». (...) Если же по тщательному размышлению пообещает соблюдать все и исполнять любое приказание, тогда пусть будет принят в конгрегацию, зная, что, как установлено законом Правила, с этого дня не может покинуть монастырь, не может сбросить с шеи ярмо Правила (...). Он должен быть принят в церкви и поклясться в своем постоянстве, перемене своих нравов и послушании в присутствии всех, подле Бога и его Святых, дабы знал, что если когда-либо поступит иначе, будет проклят тем, над кем насмехался. Об этой своей клятве пусть составит прошение на имя Святых, чьи мощи там находятся, и правящего аббата. Это прошение он должен написать собственноручно или же, если он не знает грамоты, пусть пишет другой, кого он попросил, а тот новиций 2 должен по крайней мере поставить свою подпись и собственноручно положить его [прошение] на алтарь. (...) Все имущество, какое бы не имел, обязан либо прежде раздать нищим, либо, совершив торжественное дарение, передать монастырю, ничего из этого не оставляя для себя. Ибо пусть знает, что с этого дня не имеет власти и над собственным телом. Сразу же в церкви должен снять с себя собственную одежду и облачиться в одеяние монастыря. (...) [189] Глава LVIIII О ПРИНЕСЕНИИ В ДАР СЫНОВЕЙ ЗНАТНЫХ И БЕДНЫХ [РОДИТЕЛЕЙ] В том случае, если кто-либо из знатных принесет Богу в монастырь сына и тот будет малых лет, пусть его родители составляют прошение, о котором говорили выше. (...) О имуществе же своем должны в этом прошении клятвенно пообещать, что никогда ни сами, ни через уполномоченное лицо, ни каким-либо иным способом не передадут ему что-нибудь и не предоставят возможности владеть. (...) Глава LXI О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ПРИНИМАТЬ ЧУЖИХ МОНАХОВ Если придет какой-либо чужой монах из отдаленных провинций и захочет жить в монастыре в качестве гостя и будет придерживаться обычая места (...), следует принять его в любое время, когда пожелает. (...) Если же он затем захочет твердо объявить о своем постоянстве [в этом монастыре], нельзя отвергать такового желания. (...) Если же за время, пока он гостит, обнаружится, что он погряз в излишествах и пороках, не следует включать его в тело (corpus) монастырское. (...) Глава LXIII О НАЗНАЧЕНИИ АББАТА При назначении аббата всегда следует придерживаться соображения, чтобы поставили того, которого изберет единодушно и со страхом Божьим вся конгрегация или же часть конгрегации, хотя бы и малая, по более здравому размышлению. Того же, который затем будет назначен, следует выбирать по достоинствам жизни и мудрости в познаниях, пусть даже по рангу он будет последним в конгрегации. Если же вся конгрегация единодушно избрала лицо, которое любезно ей своими пороками, — чего да не случится, — а до епископа, к диоцезу которого относится это место, или до аббатов и христиан округи тем или иным путем дойдет весть о таких нестроениях, пусть помешают торжеству нечестивого единодушия и назначат дому Божьему достойного правителя. Если они поступают так без задней мысли и из ревности Божьей, то да будет им известно, что обретут за это доброе вознаграждение, оставшись же в стороне, напротив, согрешат. Итак, назначенный аббатом должен всегда помнить, сколь тяжкий груз он принял и кому он будет давать отчет о своем правлении. И пусть он знает, что ему надлежит скорее служить, чем руководить. Следует же ему быть сведущим в божественном законе, чтобы знал, откуда брать новое и ветхое, и был целомудренным, воздержанным, милосердным; и милосердие [190] всегда преобладало в приговоре, дабы и сам [на Страшном суде] изведал то же. Да возненавидит он пороки и возлюбит братьев. При наказании же пусть поступает благоразумно и не назначает чего-либо чрезмерного, дабы, попытавшись чересчур рьяно соскоблить ржавчину, не расколол сосуда. И пусть всегда не доверяет своей бренности и помнит, что тростник надломленный не переломит. Этим мы не хотим сказать, что он может позволить порокам развиваться, но пусть выкорчевывает их благоразумно и с любовью, смотря по тому, что для того или иного [монаха] окажется полезным. И пусть постарается, чтобы его скорее любили, чем боялись. И да не будет он буйным и тревожным, не знающим меры и упрямым, завистливым и слишком подозрительным, поскольку никогда не сможет успокоиться. Пусть будет в своих приказаниях предусмотрительным и осторожным. И при назначании трудов, касательно божественного или мирского, пусть различает (discernat) и знает меру, помня о [даре] различения у св. Якова, говорившего: если заставлю мои стада идти больше, погибнут все в один день (Быт. 33, 13). Учитывая это и другие свидетельства о [даре] различения — матери добродетелей, — пусть устраивает все сообразно мере [каждого], дабы сильные обрели то, к чему стремились, а немощные не разбежались. И в особенности пусть во всем соблюдает это Правило, дабы после того, как хорошо исполнит службу, узнал от Господа, что получит добрый раб, который в свое время выдал своим рабам пшеницу: Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его (Мат. 24, 47). Переведено по: Benedicti Regula / Ed. R. Hanslik. Wien, 1960. P. 27-29, 89-92, 133-138, 141-142, 148-152. Комментарии1. Св. Бенедикт Нурсийский (480/90 — 555/60 гг.). 2. Готовящийся вступить в монастырь. Текст воспроизведен по изданию: Антология мировой правовой мысли, Том 2. М. Мысль. 1999 |
|