|
«ЛЖЕИСИДОРОВЫ ДЕКРЕТАЛИИ»(середина IX в.) ПРОЛОГ Был побужден многими, как епископами, так и другими рабами Христовыми, собрать сентенции канонов, и свести их в один том, и из многого сделать одно целое. Однако весьма запутывало то, что разные переводы дают разные сентенции, и, хотя один у них смысл, сами сентенции разнятся, и одни более длинные, другие более короткие. Обнаружили, что те [деяния] соборов, которые были изданы на греческом наречии, переводили и переписывали более трех или четырех раз. (...) Канон в греческом языке, по латыни называется правилом (regula). Правилом же зовется то, что ведет в правильном направлении, не увлекая куда-либо в другую сторону. Иные же утверждали, де правилом называется либо то, что правит, либо то, что устанавливает норму жизни, либо то, что исправляет извращенное и дурное (...) Слово же «собор» (concilium) выводится из общего намерения, поскольку все направляют взоры ума к одному. (...) Поэтому и те, кто не согласны друг с другом, не проводят соборов. Ведь они не думают одинаково. (...) [177] В начале этого тома мы определили, как у нас проводится собор (...) Далее, прежде канонов других соборов мы поместили каноны, именуемые апостольскими, по причине их авторитета 1. Хотя некоторые называют их апокрифами, многие признают их, а святые Отцы подкрепляли их сентенции соборным авторитетом, и помещали их среди канонических установлений. Затем мы поставили декреталии, содержавшиеся в некоторых из посланий мужей апостолических, а именно Климента 2, Анаклета 3, Эвариста 4 и других апостоликов вплоть до папы Сильвестра, чьи письма мы сумели теперь обнаружить. После же мы поставили [деяния] Никейского собора в силу авторитета этого великого собора. Затем в соответствии с порядковым номером и временем мы разместили [деяния] разных греческих и латинских соборов, которые имели место до и после [Никейского собора] (...), присовокупив к ним и оставшиеся декреталии римских предстоятелей вплоть до святого Григория 5, а также отдельные их письма, которые в силу величия апостольского престола обладают равным с соборами авторитетом. Дисциплина церковного сословия была сведена и упорядочена нами в одно целое с тем, чтобы святые предстоятели обрели в отеческих правилах наставление, а покорные им слуги Церкви и народ следовали примерам духовным, и не подражали порокам дурных людей. Ведь многие, порочные и охваченные алчностью, преследуют священников, порицающих их. За тем и установили святые Отцы законы, которые назвали святыми канонами. Однако многие обвиняют других лишь для того, чтобы за их счет оправдаться или обогатиться. И многие добрые Христиане молчат и терпят чужие прегрешения (...), поскольку часто не имеют доказательств, с помощью которых церковные судьи смогли бы проверить то, что им известно. Хотя нечто и может являться истинным, судьи не должны верить этому, если не будет подтверждено неоспоримыми доказательствами, если не будет изоблечено на открытом суде и не будет обнародовано с соблюдением судебного порядка. (...) Это предписывают все законы, как церковные, так и общие, государственные (vulgares publicaeane). (...) Прерогатива же созывать соборы отдана исключительно во власть апостольского престола. Мы читаем, что никакой синод не является полноправным, если он не был созван или подкреплен его авторитетом. Это подтверждено каноническим авторитетом, о том свидетельствует церковная история, так установили святые отцы. (...) Хочу, чтобы вы, семьдесят епископов, которые предложили мне исполнить этот труд, и все другие священники Господни знали, что мы обнаружили больше, чем те двадцать капитулов Никейского собора, которые у нас приведены. (...) Некоторые из сообщества братьев наших Восточных свидетельствуют перед нами, что воочию убедились: Никейский собор имел первенствующее значение, равное четырем Евангелиям. (...) Следует знать (...), что было четыре главнейших собора, от которых Церковь имеет всю полноту вероучения. (...) Первый из них в Никее. (...) Второй (...) в Константинополе. (...) Третий (...) в Эфесе. (...) Четвертый (…) в Халкидоне. И поскольку святые Отцы, преисполненные Духа [178] Божьего, объявили эти соборы непререкаемыми, пусть все остается в согласии с авторитетом этих четырех в неизменной силе. НАЧИНАЮТСЯ ДЕКРЕТЫ ПАПЫ АНАКЛЕТА 6 (...) Законы церкви скрепляем апостольским авторитетом и изгоняем пришлых судей, как и Бог говорил через Моисея (...): «Вот пришлец, и хочет судить?» (Быт. 19, 9). Каждая провинция, согласно церковным и мирским законам, должна иметь своих справедливых и непорочных судей, а не пришлых, если так не было решено властью этого апостольского престола. (...) Если же будет клириком, то [судится] епископами, при возникновении же более значительного дела, — со вмешательством примаса 7, а при малом деле — митрополита. Если же будет мирянином, то [судится] мужами своего сословия, однако, по приговору епископов, поскольку Апостол хотел, чтобы дела отдельных христиан скорее передавались церквям, и там решались священническим судом. Пусть же всякий угнетенный, если захочет, свободно апеллирует к суду священнослужителей, и никто ему да не препятствует. (...) Когда же возникнут более сложные и значительные дела, должно сообщать о них вышестоящему престолу, и если там не удастся легко разрешить их или вынести справедливый приговор, то следует созвать собор, который, как принято и должно, каждый год собирается дважды, и там же сообща в присутствии патриарха или примаса церкви, а также светского патриция, рассудить дело по справедливости и в угоду Богу. В том случае, когда на судах епископов или старших [знатных мирян или патриархов и примасов?] возникнут более сложные вопросы или более значительные дела, следует, если такова будет просьба [ответчика], сообщать о них апостольскому престолу. Ведь апостолы постановили по повелению Спасителя, чтобы более значительные и сложные вопросы всегда переходили к апостольскому престолу, поверх которого Христос построил вселенскую церковь, говоря князю апостолов, блаженному Петру: «Ты — Петр (...), и на сем камне я создам церковь мою» (Матф. 16, 19) и прочее. (...) ДРУГОЕ ПОСЛАНИЕ ПАПЫ АНАКЛЕТА (...) Епископ Анаклет всем епископам, поставленным в Италии. (...) Итак, мы ответили бы на ваши запросы полнее, но подавленные бременем немощи и других невзгод согласились написать о том, о чем спрашиваете, кратко, в той мере, в какой удостоил Господь, и насколько были научены блаженным Петром, князем апостолов, от которого я и был поставлен пресвитером. Епископы в соответствие с апостольским авторитетом должны быть поставляемы всеми епископами той же провинции. (...) Обвинение же против них (...) могут выдвигать не иначе, как мужи достойные и испытаннейшие, которые не запятнаны ни подозрениями, ни злодеяниями, поскольку Господь не желает и не [179] попускает, чтобы лица ничтожные, нечестивые и недостойные возводили на правителей его тела бесчестие и клевету, но сам собственным бичем изгоняет грешных священнослужителей из храма. Отсюда ясно, что верховные священнослужители, а именно епископы, подлежат суду Бога, а не очернительству людскому. (...) Ведь если кто-нибудь начнет теперь в глаза какого-либо государя говорить злое, ясно, что он будет виновен [за оскорбление] величества, и его, покрытого позором, подвергнут изгнанию или скорее вынесут ему смертный приговор. (...) Итак, изгнание (...) верховных священнослужителей оставил за собой Господь, хотя избрание их вверил добрым священнослужителям и духовным людям. (...) В новом Завете священническое сословие после Господа нашего Христа берет начало от Петра, поскольку ему первому был дан понтификат в Церкви Христовой, когда Господь говорил ему: «Ты —Петр и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи царства небесного» (Матф. 16, 18). Он же первым принял от Господа власть вязать и разрешать, и первым милостью Божьей и доблестью своей проповеди привел народ к вере. Прочие же апостолы в сообществе с ним приняли равную честь и власть, и захотели, чтобы он стал князем среди них. (...) Эта же святейшая Римская и апостольская Церковь обладает верховенством (primatum) не от апостолов, но от самого Господа Спасителя нашего, и преимущество во власти над всеми церквями и всем стадом народа Христианского следует отсюда. (...) Ведь есть определенное различие и между блаженными апостолами: хотя все они были апостолами, Петру тем не менее Господом было поручено, да и сами они хотели между собой того же, чтобы он начальствовал над всеми остальными апостолами и кифа, то есть голова, владела верховным апостолатом. (...) ДРУГОЕ ПОСЛАНИЕ ПАПЫ МАРЦЕЛЛИНА 8 (...) Какие бы тяжбы не возникали между Христианами, следует передавать их Церкви и разрешать силами церковных мужей. Более высокий не может быть судим нижестоящим, и не могут епископы выносить какой-либо приговор понтифику, который, как известно, посвятил их. Если будет установлено, что они осмелились на это, несомненно, [приговор] лишается силы. (...) Клирик же любого ранга да не дерзнет без разрешения своего понтифика вести кого-нибудь в светский суд. И мирянину не подобает обвинять какого-либо клирика. (...) НАЧИНАЮТСЯ ДЕКРЕТЫ ПАПЫ МАРЦЕЛЛА 9 Возлюбленнейшим братьям, всем епископам, поставленным в Антиохийской провинции. (...) Просим же вас, братья, чтобы вы не учили и не слушали иного, чем то, что восприняли от блаженного апостола Петра, остальных апостолов и Отцов. От него [Петра] вы прежде [180] приняли учение, и поэтому не подобает вам оставлять собственного Отца и следовать другим. Ведь он глава всей Церкви, которому Господь сказал: «Ты — камень, и на сем камне я создам церковь мою» (Матф. 16, 18) и прочее. Сначала его престол находился у вас, а потом, по повелению Господа, был перенесен в Рим, предстоятелем которого при поддержке божественной милости мы в настоящее время и являемся. Не подобает нам отклоняться от его [Господа] распоряжения. Ему [апостольскому престолу] следует передавать по божественной воле все значительные дела, дабы они разрешались по правилам. (...) Поскольку ваша Антиохия, которая некогда была первой, отступила перед Римским престолом, нет ничего, что не подчинялось бы его власти, к которой все епископы, когда у них есть желание или необходимость, должны, в соответствие с установлениями апостолов и их преемников, обращаться или апеллировать как к главе, и оттуда принимать защиту и оправдание. (...) НАЧИНАЮТСЯ ДЕКРЕТЫ ПАПЫ МЕЛЬХИАДА 10 (...) Всегда прежде всего исследуйте все тщательнейшим образом, дабы завершить [дело] по справедливости и истине. Никого не обвиняйте прежде истинного и справедливого суда. Никого не судите на основании подозрения, но сначала проверьте и лишь затем выносите милосердный приговор. «И чего не хотите себе, не причиняйте другому» (см. Лук. 6, 31). Помните всегда слова Господа, сказавшего: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Матф. 7, 1-2). Не можете судить или обвинять епископов без авторитета этого престола (т. е. папы. — Пер.). Если же поступите так, тщетны будут ваши приговоры, и сами себя обвините. Ведь должно соблюдать таковую привилегию, данную этому святому престолу от времен апостольских и сохранявшуюся вплоть до сегодняшнего дня нерушимо. Ибо Господь, который избрал епископов себе очами и пожелал сделать столпами Церкви, оставил за собой право решать, кому вручить власть вязать и разрешать, и вверил эту привилегию единственно блаженному ключнику Петру, своему наместнику. По справедливости эта его прерогатива была привита престолу, дабы быть унаследованной и сохраненной на будущее. Ведь и среди блаженных апостолов существовало некоторое различие [в размерах] власти. И хотя все они одинаковы в своем избрании, блаженному Петру, однако, было дозволено главенствовать над остальными и благоразумно разрешать дела и вопросы тех, кто выступал с иском. Мы уверены в том, что так было установлено по распоряжению Бога, дабы никто из потомков не присвоил себе всего, но всегда наиболее существенные дела, как те, которые относятся к попечению епископов и более значительных [лиц], переходили к одному престолу блаженного князя апостолов Петра. И там надлежит им завершаться приговором, где берет свое начало установление [церкви], чтобы [остальным священнослужителям] никогда не отпасть от своей главы. Если же [181] кто-либо из ваших увидит, что его угнетают [несправедливостями], пусть апеллирует к этому престолу. (...) И никто, братья, да не препятствует и не порицает, если желает остаться причастным к общности с нами. (...) О РАННЕЙ ЦЕРКВИ И НИКЕЙСКОМ СОБОРЕ 11 (...) XIII. Святые каноны 12 показывают, каковы суть мирские дела, и ясно запрещают кому-либо из тех, кто считается выбранным в клир, быть ради низкой наживы арендатором (conductor) чужих владений, и принимать мирские дела в свое попечение, считая служение Богу второстепенным, по домам же мирян скитаясь, и из алчности набирая себя обязанности по их имуществу. XIV. Вышеназванный синод постановил, чтобы отныне ни один клирик не брал в аренду владений и не участвовал ни в каких мирских делах, кроме заботы о сиротах или вдовах, а если является епископом города, пусть имеет попечение о церковных делах, что вполне очевидно, ибо одно — это дела мирские, а другое — дела церковные. Переведено по: Isidorus Mercator. Collectio canonum et decretalium // Patrologiae cursus completus latinus / Ed. J. P. Migne. Vol. 130. P. 7-9, 66-72, 77-78, 215-218, 238-239, 243-244. Комментарии1. Каноны, или Правила апостольские, — собрание, возникшее ок. 400 г. в Сирии и впервые переведенное на латинский язык Дионисием Малым. 2. Климент I, папа Римский (88?-97? гг.). 3. Анаклет, папа Римский (76?-88? гг.). 4. Эварист, папа Римский (97?-105? гг.). 5. Григорий I Великий, папа Римский (590-604 гг.). 6. Подложная декреталия Анаклета, папы Римского (76?-88? гг.). 7. Глава поместной церкви. 8. Подложная декреталия Марцеллина, папы Римского (296-304? гг.). 9. Подложная декреталия Марцелла I, папы Римского (308?-309? гг.). 10. Подложная декреталия Мельхиада (Мельтиад), папы Римского (311?-314 гг.). 11. Трактат, помещенный в «Лжеисидоровых декреталиях» между декреталиями папы Мельхиада и «Константиновым даром». 12. Лжеисидор выдает III канон Халкидонского Вселенского собора 451 г. за решения более древнего Никейского собора, завершая их характерной припиской о разделении властей. Текст воспроизведен по изданию: Антология мировой правовой мысли, Том 2. М. Мысль. 1999 |
|