|
О роли халифе при Сефевидах(Вступительная статья и комментарии С. М. Алиева; описание публикуемого указа шаха Султана Хусейна - А. Панахяна) Для выявления социальных и политических институтов в государстве Сефевидов большое значение имеет опубликованная впервые в 1943 г. В.Ф. Минорским "Тазкират ал-мулюк" ("Памятка правителей") 1. Однако, несмотря на исключительную ценность этого памятника, он все же не дает исчерпывающего материала по истории периода правления Сефевидов. В частности, "Тазкират ал-мулюк" не в состоянии объяснить сложную структуру государственного сефевидского аппарата, в памятке не нашли достаточного отражения изменения в общественно-политическом строе сефевидского государства. Данные "Тазкират ал-мулюк" дополняются и порою уточняются некоторыми официальными документами, в частности публикуемым ниже указом шаха Султана Хусейна. В указе, который относится к рамазану 1116/январь 1705 г., речь идет о назначении Надир-хана халифе двенадцати перечисленных в указе селений (общин), где согласно шахскому указу от джумада I 1106/декабрь 1694-январь 1695 г. до Надир-хана халифе был его дядя Алиф-хан. Как отмечается в указе, Талиб халифе сын Мехди-кули делал попытки распространить свою власть на названные деревни (видимо, после смерти халифе Алиф-хана). Прибыв в столицу Сефевидов, ссылаясь на указ от 1106 г. х., Надир-хан просил об издании подтверждающего указа (шаджарейе та`кид) об утверждении его халифе названных в указе 12 сел. Действия халифе Талиба объявляются в указе незаконными. В указе подробно перечисляются права и обязанности халифе, чего мы не встречает ни в "Тазкират ал-мулюк", ни в нарративных источниках. В "Тазкират ал-мулюк" об обязанностях халифе имеется лишь одно замечание в небольшом параграфе, посвященном халифат ал-хулафа. Приведем полностью этот параграф: "Параграф четырнадцатый из второго раздела посвящен подробному изложению обязанностей халифат ал-хулафа. Обязанность упомянутого [лица] состоит в том, чтобы в соответствии с правилами времен шейха Сафи ад-дина бин Исхака собирать вечерами в каждую пятницу в тоухид-хане 2 дервишей и суфиев и заставлять их повторять благочестивую формулу ,"ля илях илля ллах", путем громкого зикра и распределить среди дервишей по пятничным вечерам установленный хлеб, халву и пищу, а в других случаях хлеб и пищу. [Помогают] ему два халифе, глава слуг [хадим-башы] и несколько прислуг [`амале]. По всей богом хранимой стране для наблюдения за одобряемыми и [137] греховными [поступками] назначаются халифы и определяются они по рекомендации халифат ал-хулафа, согласно которой издается [шахский] указ" 3. В.Ф. Минорский обратил внимание на то, что посредством халифат ал-хулафа и суфиев шах осуществлял контроль над своими приверженцами в Османской державе. Публикатор отметил также, что о халифат ал-хулафа в "Тазкират ал-мулюк" говорится в разделе, посвященном высшим гражданским чинам, а не духовенству, и что их функции в какой-то мере схожи с функциями шаманов и лам при первых иль-ханах 4. Сравнение халифе с шаманами вряд ли можно считать удачным. Халифат ал-хулафа и халифе были активными пропагандистами идей шиизма и обладали значительной светской и политической властью. И.П. Петрушевский замечает, что "многие представители кызылбашской знати носили суфийско-дервишский титул халифе (халиф, в значении заместителя главного шейха ордена)". Указывая на значение должности халифат ал-хулафа, он вслед за В.Ф. Минорским пишет: "Одной из самых почетных должностей в государстве считалась должность 'халифат ал-хулафа' ('халиф халифов'), носитель которой, обычно один из знатнейших кызылбашских эмиров, был первым заместителем шаха по управлению делами ордена сефевийе" 6. Вопрос о роли халифе в государстве Сефевидов вскользь затрагивается в книге иранского историка Насрулла Фалсафи, посвященной жизни шаха Аббаса I. Н. Фалсафи отмечает, что руководителя суфиев каждого племени называли халифом, а руководителя всех суфиев халифат ал-хулафа. Автор считает, что халифат ал-хулафа являлся заместителем муршид-е камила (т.е. шаха) и все суфии должны были выполнять его указания как указания шаха 6. Н. Фалсафи, как и большинство историков, полагает, что халифе были только представители племен. Между тем таковыми могли быть, как это видно, в частности, из публикуемого фирмана, также и оседлые жители 7. Интересны указания А. Гёльпынарлы о кызылбашах в Турции. Он отмечает, например, что в период Сефевидов халифе в Османскую Турцию отправлялись непосредственно из Ирана 8. Ахмед Таджбахш пишет, что халифат ал-хулафа был также сандукдаром (казначеем) шаха 9. Приведенный отрывок из "Тазкират ул-мулюк", высказывания В.Ф. Минорского, И.П. Петрушевского, Н. Фалсафи и А. Таджбахша раскрывают, хотя и недостаточно, характер деятельности халифат ал-хулафа, не выясняя по существу места халифе в обществе во время правления Сефевидов. Почти ничего не говорится об обязанностях халифе и в статьях Р. М. Сейвори об основных ведомствах Сефевидского государства при Исмаиле I и Тахмаспе 10. [138] Прежде чем остановиться на характеристике обязанностей и прав халифе, обосновываясь на данных публикуемого документа, следует сделать небольшой экскурс в историю термина, который еще в "Коране" употреблен в значении "наместник", "преемник". А.Е. Крымский писал, что в ранний период распространения ислама халифы Абу Бекр и Али давали звание халифе распространителям аскетических идей, а в последующие века его носили руководители суфийско-дервишских орденов 11. Трудно полностью согласиться со второй частью этого утверждения, так как звание халифе имели скорее близкие помощники руководителя орденов, распространители его взглядов, а не они сами. В таком значении термин халифе встречается в источниках об исмаилитах. Так, Фазлулла Рашид ад-дин, говоря об исмаилитском да`и Абдулла бин Маймун ал-Каддахе, сообщает, что в 295/907-908 г., спасаясь от преследования, он переехал из Сабат ибн-Нух в Басру, а оттуда через Кухистан Аджамский прибыл в Ахваз, откуда "отправил своих халифов в направлении Ирака (иранского.- С.А., А.П.) - в Рей, Исфаган, Хамадан и Кум" 12. Здесь халифе употреблено в значении миссионера, в смысле помощника да`и. Звание халифе носили заместители руководителя суфийских и дервишских орденов, а также миссионеры. В таком значении это слово употребляется в ордене Мевлевийя 13 и у ряда других суфийско-дервишских орденов. Исторический источник сообщает, что число халифе у руководителя суфийско-дервишского ордена знаменитого шейха Захида Гиляни (умер в 1301 г.) 14 доходило до 400 человек 16. Шейх Сафи ад-дин Исхак (1252-1334) - основатель ордена Сефевийе, как известно, был последователем и преемником шейха Захида Гиляни, у которого заимствовал организационные основы своего ордена. Указание, в частности, на то, что ряд приближенных шейха Сафи носили звание халифе, имеется в биографическом сочинении, одна из рукописей которого находится в Баку 17. Особенно увеличилось число халифов в начале XV в., когда главе ордена сефевийе Султану Ходже Али (умер в марте 1429 г.) удалось отправить своих халифов ко многим тюркоязычным племенам Азербайджана и Восточной Анатолии (см. "Тарих-е шах Исмаил", л. 17а). Со времени шейха Джунейда халифы играли важную роль в борьбе Сефевидов за верховную светскую власть. Один из сподвижников Исмаила - основателя династии Сефевидов - халифе Хадим-бек, после объявления Исмаила шахом стал халифат ал-хулафой и в 1509 г. был назначен первым сефевидским правителем Багдада 17. Имеются указания и на существование, наряду со званием халифе-мюрид, других званий приближенных муршид-е камила. Таковы абдал, дада, хадим 18 и т.д. Носители этих титулов занимали положение между халифом и простыми мюридами-суфиями. Среди кызылбашей в Османской державе имелись следующие ранги: халифе, деде, муребби, рахбер, мусахиб, талиб 19. В период правления сефевидских шахов в [139] местах, которые находились под их властью, суфии непосредственно подчинялись халифам. О существовании других должностей и званий у нас сведений нет. После прихода к власти Сефевидов халифат ал-хулафа и халифе занимали высокие посты при дворе и в провинциях. Наибольшим почетом и вниманием шаха пользовались те халифе и суфии, которые носили эти звания еще до прихода к власти шаха Исмаила. К числу таких принадлежали халифе и суфии из Караджадага 20. Подчиненные халифат ал-хулафа халифе и их суфии (талиб) играли важную роль в политической жизни государства. Представляет интерес то, что после прихода к власти Сефевидов, когда шиизм был объявлен государственной верой, структура официальных религиозных должностей оставалась прежней. Однако разгромив большинство дервишско-суфийских орденов, шах Исмаил сохранил свой орден. Это создало некоторую двойственность в области духовных институтов и вызвало острые противоречия между представителями ордена и официальными духовными лицами, ибо представители ордена порою выполняли те же задачи, какие входили в обязанность подчиненных шейх оль-исламу и молла-баши (со второй половины XVII в.) духовных лиц. При Аббасе I власть халифе и суфиев была поколеблена, что было связано, в частности, с их враждебной акцией против шаха. Согласно Джалал ад-Дину Мухаммеду Язди, в 998/1589-1590 г. по наущению удаленного от престола бывшего шаха Мухаммеда - отца шаха Аббаса I собравшиеся в тоухид-хане суфии поставили перед шахом Аббасом вопрос: "Кто такой наш пир?", намекая этим на незаконность его власти, поскольку по традиции при живом отце сын не имел права на главенство в ордене. Под предлогом переговоров шах Аббас пригласил к себе руководителей суфиев и жестоко расправился с ними. Узнав об этом, суфии "не надев башмаки рассеялись", как пишет историк Язди 21. Именно после этого события Аббас стремился уменьшить роль халифат ал-хулафа, халифе и суфиев, отстранив их от многих важных должностей при дворе. После шаха Аббаса, исключая отдельные случаи, суфии и халифы уже больше не в состоянии были восстановить свое прежнее положение. Однако было бы ошибочным становиться на точку зрения Р.М. Сейвори, будто сразу после Чалдыранской битвы "воинственный дух суфизма" был утерян, и что миссионерская деятельность халифе - практически уже не имела места 22. Дело в том, что до и после Чалдыранской битвы сефевидские шахи широко использовали свой орден для религиозной пропаганды среди народных масс в Османской державе 23. Эта религиозная пропаганда через халифе была направлена на ослабление позиции султанов в восточных вилайетах державы 24. В XVI в. многие крупные антифеодальные восстания в Анатолии вспыхивали под флагом шиизма. Среди руководителей восстаний часто встречаются титулы представителей шиитских - суфийских орденов (халифе, каландар). Не случайно, что в Азербайджане местные феодалы (упомянутые в указе халифе, ханы) и в XVII, и в начале XVIII в. часто имели должность и титул халифе. Попытки османской Турции завоевать Азербайджан и укрепиться в нем вынуждали Сефевидов для укрепления своей власти широко пропагандировать шиизм, сохраняя при этом имевшие определенное влияние на массы учреждения ордена сефевийе. К этому периоду правления Сефевидов относится публикуемый и ряд других указов, хранящихся в рукописном фонде Академии наук Азербайджанской ССР, которые утверждают то или иное лицо в должности халифе. Судя по указу, халифами могли быть в одних случаях крупные эмиры, беклербеки, а в других менее значительные ханы, беки и т.д. Согласно данному указу и историческим хроникам периода Сефевидов должность и звание халифе после смерти передавались его роду (семье). С этой целью издавался "подтверждающий указ" о назначении нового халифе. [140] Халифе были обязаны организовывать строгий контроль над населением, чтобы не допускать нарушения шиитских религиозных предписаний. Содержание указа свидетельствует, что халифе сковывали инициативу человека, заставляли его беспрекословно подчиняться сухим, овеянным аскетизмом догмам крайнего шиизма. Помимо наблюдения за исполнением религиозных предписаний, обрядов и соблюдением правил морали, они, как видно из указа, уполномочивались контролировать внесение населением различного рода религиозных взносов. Халифы, будучи обязанными вести широкую пропаганду в пользу Сефевидов и шиизма, должны были увеличивать число идейных приверженцев царствующей фамилии. Как явствует из документа, подобный акт формально осуществлялся путем вручения халифе новому приверженцу тюрбана с 12 красными полосами, называемого источниками тадж (т.е. корона). В XVII в. в Иране и Азербайджане халифе скорее выполнял функции официального духовного лица (как муллы), чем наместника главы суфийско-дервишского ордена. Публикуемый указ хранится в Рукописном фонде Академии наук Азербайджанской ССР под номером 4275. Указ написан на желтоватой бумаге местного ремесленного производства. Документ плохой сохранности. Длина его - 1 м, а ширина 0,99 см. Всего в документе 38 строк. Документ написан четким, жирным канцелярским шикасте-насталик, в основном черными чернилами. Однако, как и в других сефевидских указах, имена Аллаха, Мухаммеда, Али и имена Сефевидов выделены золотыми, красными и голубыми чернилами. Верхнее и правое поля документа украшены цветочными орнаментами. На полях - отпечаток большой печати шаха с легендой "Я султан Хусейн сын Сулеймана сына Аббаса сына Сафи-дед его Аббас сын султана Мухаммеда сына шаха Тахмасиа сына Исмаила - брат его Али сын Хейдара сына Джунейда сына Ибрагима сына Мусы ал-Сафави". Место шахской печати окаймлено орнаментом, выполненным красками. На оборотную сторону документа, где имеются отпечатки регистрационных печатей, пометы и т.д. впоследствии наклеена бумага, видимо, с целью предотвращения разрушения документа. Поэтому о содержании написанного на обороте судить трудно. Легенда шахской печати Всякий, кто с Али не в хороших
отношениях, Комментарии1. "Tadhkirat al-muluk", London, 1943.2. Тоухид-хане - помещение, где устраивались радения суфиев и дервишей. 3. "Tadhkirat al-muluk", перс. текст. л. 29а, 29б. 4. См. "Tadhkirat al-muluk", р. 125-126. 5. И. П. Петрушевский, Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XIV-начале XIX вв., Л., 1949, стр. 94. 6. ***(Насрулла Фалсафи, Жизнь шаха Аббаса первого), Тегеран, 1955, т. I, стр. 182; т. II, стр. 407. 7. См. С. Д. Керимзаде, Из памятников сел. Раманы "Мечеть халифа Али", - "Доклады Академии наук АзербССР", т. XIX, № 2, 1963, № 2, стр. 49-54. Мечеть построена, согласно одной из надписей на ней, по указанию халифе Али бин халифе Гоча бин халифе Шейх Камал в начале XVII в. Упоминание о халифах феодалах см. Симеон Ереванци, Джамбр, М., 1958, стр. 338-339. 8. A. Colpinarli, Kizil-bas, - "Islam Ansiklopedisi", cuz. 64, Istambul, 1954, s. 792. 9. *** (Ахмед Таджбахш, Иран во время сефевидов), Табриз, 1961, стр. 413. 10. R. M. Savory, The Principal Offices of the Safavid State During the Reign of Tahmasp I (907-30/1501-24), - BSOAS, 1960, p. 91-105; его же, The Principal Offices of the Safavid State During the Reign of Tahmasp I (930-84/1524-76), - BSOAS, 1961, p. 65-85. 11. А. Е. Крымский, Очерк развития суфизма, М., 1895, [отд. оттиск], стр. 10-11. 12. *** (Рашид ад-дин Фазлулла, Сборник летописей), Тегеран, 1958, стр. 12. 13. M. Z. Pacalin, Osmanli Tarih Deyimleri ve terimleri sozlugu, Istambul, 1946, с. I. 14. *** (Сайд Нафиси, Шейх Захид Гиляни), Тегеран, 1928, стр. 2-6. 15. *** ("История шаха Исмаила"). Рукопись Британского музея (далее - "Тарих-е шах Исмаил"). 16. *** ("Добродетели шейха Сафи"). Рукопись Отдела рукописей Академии наук АзербССР, л. 73. 17. *** (Аббас ал-Аззави, История Ирака), т. III, Багдад, 1939, стр. 337-341. См. также *** (Газа Ахмед Гаффари Казвини, История, украшающая мир), Тегеран, 1964, стр. 272. 18. "Тарих-е шах Исмаил", л. 1-40. 19. "Islam Ansiklopedisi", cuz. 64, s. 792. 20. Н. Фалсафи, Указ. соч., т. III, стр. 67. 21. См. приложение к: Н. Фалсафи, Указ. соч., т. I, стр. 185 и т.д. 22. R.M. Savory, The Principal Offices..., p. 92. 23. См. "Historians of the Middle East", London, 1962, p. 197-211. 24. См. В. А. Гордлевский, Избр. соч., т. III, стр. 193-223. 25. Интересно заметить, что до сих пор почти все историки иначе читали и переводили третью строку четверостишия. В большинстве работ, в которых опубликовано четверостишие, третья строка передана так: ***. В нашем указе она имеет следующие начертания *** См. "Melanges Asiatiques", St. Petersburg, 1857, t. 3, p. I, p. 70-74; "Tadhkirat al-muluk", p. 201. И.П. Петрушевский, Указ. соч., стр. 349; "Персидские исторические документы в книгохранилищах Грузии", кн. I, вып. 1, издал В.С, Путуридзе, Тбилиси, 1961, стр. 65. Ср. также: H. Busse, Untersuchungen zum Islamischen Kanzleiwesen an Hand Turkmenischer Urkunden, Kairo, 1959, p. 199. Текст воспроизведен по изданию: О роли халифе при Сефевидах // Народы Азии и Африки, № 1. 1968 |
|