Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ИЗВЛЕЧЕНИЕ

из описания поездки С. Е. Blddulph по западной части Большой Соляной пустыни (Кевир) в Персии

(Напечатано в ноябрьской книжке (1891 г.) «Proceedings of the Royal Gеоgraphical Society and monthly record of Geography»).

С отчетною картою.

(Перевел Генерального Штаба Подполковник Десино.)

С. Е. Biddulph выехал из Тегерана 7 апреля 1891 г. в г. Исфаган через горы Siah-Kuh с целью удостовериться в путях, ведущих через эти горы на юг, исследовать природу и определить пределы пространства, обозначенного на большей части карт как болото, в которое, как предполагают, изливаются многие реки, пересекающие дорогу между Тегераном и г. Кит (Кум) (Приложение к «Поездке Biddulph»).

Миновав развалины древнего персидского города Верамина он, 8 апреля, достиг д. Mirza-Jafir (35 миль), находящейся у подножья Эльбрусского хребта и непосредственно к югу от вершины Демавенд, которую с юга можно видеть издалека.

До деревни страна прекрасно возделана, а далее начинается пустыня, так называемая Большая соляная пустыня или кевир, с населенными оазисами. 9-го числа С. Е. Biddulph прибыл в д. Kala Buland (40 миль от Тегерана), где оставался три дня, чтобы запастись пищей и фуражем, так как далее не только трудно достать что-либо из пищи, но и вода встречается редко. 12-го ночлег был в маленьком поселке Karim Kaneh (Кярим), в котором живет только одно семейство. [41]

В двух милях южнее Karim Kaneh дорога пересекает небольшой поток, который течет на восток. По наружному виду, это должно быть остатки большого канала, так как поток протекает по дну широкой и глубокой искусственной выемки. От канала на протяжении 10 миль дорога идет по пустынной, безводной равнине, а затем входит в холмы, в которых близ поселения Gul Chashm находится небольшой источник. Количество воды настолько мало, что животные должны были пить по очереди; кроме того, вода слишком мутна и солоновата, чтобы быть годной для питья людям. От Gul Chashm дорога сначала идет холмами (из мергеля), имеющими местами голубую и зеленую окраску. Окраска приписывается присутствию незначительного количества меди и других минералов.

Оставя холмы, путь следует на протяжении 20 миль равниною к подножию Siah Kuh, а потом подымается на горы и приводит к источнику с мутною водою, называемому Hauz Mahomed (Хоуз-Ага-Мухаммед).

По рассказам встреченных арабов, не очень далеко находится изобильный источник Chashm-i-Shahi, с остатками водохранилища и водопровода.

Горы Siah Kuh подымаются на 5.000 фут выше поверхности окружающей равнины, которая, в свою очередь, имеет превышение над уровнем моря от 3.000 до 4.000 фут.

На картах пространство к северу от этих гор обозначено болотом, но, как видно из вышесказанного, оно представляет из себя безводную возвышенность, по которой на более или менее значительных расстояниях разбросаны поселения и ключи.

Вместо этого, в 15 милях к югу и юго-западнее гор, простирается огромное соляное болото, которое, как видно с гор Siah Kuh, разделено сухим пространством в несколько миль шириною на две части, резко отличающиеся друг от друга по природе. Из них большая, лежащая к югу от гор и покрытая соляною корою, носит название Darya-i-Namak, или Соляное море. Другая часть, несравненно меньшая, есть озеро (Новое озеро) недавнего образования, с болотистыми берегами на [42] востоке; западные берега озера, близко которых проходит дорога из Тегерана в Кум, ясно ограничены, благодаря скалистому грунту; вода в озере чиста и без признаков значительного количества соли в растворе.

Большая соляная пустыня или кевир по характеру не всюду одинакова. Значительная часть ее покрыта почвой, без всяких следов соли, и если бы не полное отсутствие воды, то по всему вероятию она была бы покрыта растительностью.

Даже при таких условиях, в некоторые времена года, особенно после таяния снега, возвышенные места покрываются травами, дающими достаточный корм стадам кочующих племен. Другая часть пустыни покрыта тонким слоем (в лист толстой бумаги) соляного налета (этот налет на местном наре-чии называется кевир), образовавшегося от действия атмосферных причин на почву, содержащую в своем строении значительную долю соли. Подобные пространства, покрытые соляным налетом, часто встречаются в Синде, Белуджистане и Пенджабе. Наконец, образцом третьей разновидности Большой соляной пустыни служит соляное болото Darya-i-Namak, представляющее из себя обширное углубленное пространство, местами покрытое стоячими водами, а местами трясиною, сверх которых образовалась никогда не растаивающая соляная кора.

Берега Darya-i-Namak сначала только болотисты. Затем на некотором расстоянии появляется тонкая соляная кора, часто поломанная и смешанная с грязью; по мере удаления от берега, кора становится белее, тверже и толще (по словам проводников толщина в середине болота доходит до 10 фут). Переход через Darya-i-Namak возможен не только людям но и нагруженным верблюдам, но непременно с проводником, так как, путь почти незаметен, — его легко потерять и вновь не найти. Раз путешественник собьется с дороги, то он может попасть в такие места, где кора не выдержит веса, и тогда он будет поглощен трясиною, или же, если этого не случится, то может умереть от жажды в поисках дороги. Во время таяния снегов поверхность коры покрывается водою, иногда на два на три фута глубины, тем не менее слой [43] соли не растаивает и выдерживает значительные грузы, вследствие чего переход через Darya-i-Namak может быть совер-шаем и тогда.

По рассказам проводников, переход через это болото совершенно невозможен днем (особенно в солнечный день), когда блеск соляной коры мешает видеть дорогу. Лучше всего совершать этот переход в лунную ночь.

В виду этой причины С. Е. Biddulph со своим караваном из 8 верблюдов, 16 мулов и 3 лошадей выступил из Hauz-Ma-homed с вечера.

По мере приближения к Darya-i-Namak, почва, до сих пор твердая и сухая, становилась все более топкою, так что движение было возможно только по дороге; по сторонам дороги виднелись скелеты животных, которые, вероятно, сбились с дороги и завязли в болоте. Пройдя около мили по болоту, караван вступил на поверхность соляной коры, которая вначале была очень мягка, тонка и смешана с грязью.

С дальнейшим движением вперед кора становилась чище и прочнее, а в 4 милях от края болота она сделалась похожа на лед и настолько прочною, что не было заметно ко-лебаний и вообще чтобы груз каравана производил какое-либо действие на нее.

Попытка С. Е. Biddulph'a пробить кору на расстоянии 8—10 миль от берега, помощью молотка и палаточного кола, не увенчалась успехом. Погонщики мулов рассказывали, что если бы удалось пробить кору насквозь, то выступившая вода наводнила бы окружающую местность.

С приближением к южному берегу наблюдалось то же, что и у северного, т. е. кора становилась грязнее, мягче и тоньше, и почва мало по малу обращалась в простое болото.

На утро караван достиг противоположного берега, употребив 8 часов на переход Darya-i-Namak, из чего можно заключить, что это расстояние не менее 20 миль.

На южном берегу караван остановился у развалин караван-сарая, с колодцем, в котором было едва достаточно воды, чтобы удовлетворить жажду людей и животных. Когда [44] совершенно рассвело, караван перешел в другой караван-сарай, находящийся в 5 милях от первого и расположенный на небольшом оазисе, называемом Marinjab (Меринджа).

На оазисе растет немного захиревших деревьев, имеется проточная вода и часть земли обработана. Дневная жара умирялась свежим ветром, дующим от берегов Darya-i-Namak.

19 апреля С. Е. Biddulph выступает из Marinjab'a почти прямо на запад, с целью следовать по южному краю Darya-i-Namak. Но грунт был настолько вязок даже на большом расстоянии от Соляного моря, что с трудом пройдя 8 или 10 миль, караван должен был свернуть на юго-запад и в конце концов потерять из виду Darya-i-Namak.

Дорога к ближайшему колодцу Chah-Taghi пролегает по глубоким пескам, сильно затрудняющим движение. Эти пески, образуя полосу холмов шириною в 15 или 16 миль, тянутся вдоль всего южного края Соляного моря. При ветре подымаемая пыль, вредно действует на глаза. Пройдя с большими затруднениями 24 мили, караван достиг колодца, возле которого находятся остатки старого караван-сарая, который почти весь занесен песком. Почва настолько сыпуча, что трудно было разбить палатки. На следующий день С. Е. Biddulph вышел из пустыни и прибыл в г. Кашан. Спустя месяц, (после вторичного прибытия в Кашан из Испагани) С. Е. Biddulph намеревался двинуться из Катана вдоль западной окраины Darya-i-Namak, с целью более точно определить ее протяжение; по приближении к Соляному морю погонщики отказались следовать далее в этом направлении из боязни, что животные погибнут в береговой трясине, поэтому караван двинулся на запад и вышел на дорогу, идущую из Кашана прямо на север. Первые 15 миль дорога пролегает по прекрасно обработанной стране, а затем входит в пустыню. Караван остановился на ночлег у колодца, в 30 милях от Кашана, на месте прежней деревни Mubarakabad. На следующий день пришлось двигаться по пустыне без всяких признаков воды, почти на протяжении 30 миль, и остановиться на ночлег у поселка Daulatabad, находящегося в 10—12 милях восточнее г. Кум. [45]

Дорогу между Тегераном и г. Кумом пересекают 4 реки, теряющиеся в пустыне. Реки Kum (Кум) и Kara-Chai (Кара-чай) соединяются вместе и по-видимому образуют “Новое озеро"; большие реки Shur-Rud и другая, протекающая близ г. Hasanabad, название которой Biddulph не приводит, по всему вероятию впадают в Darya-i-Namak.

В общем результате С. Е. Biddulph пришел к следующим заключениям:

1) Большая соляная пустыня не всюду содержит в почве соль.

2) Кевиром называется соляной налет на почве, часто встречаемый в Синде и Пенджабе. В Синде он известен под названием “Kullur".

3) Darya-i-Namak по характеру совершенно отличается от пространств, покрытых кевиром.

4) Болото, в которое изливаются реки, пересекающие дорогу между Тегераном и Кумом, находится на юге и юго-западе от хребта Siah-Kuh.

5) Это болото разделено сухим пространством (что можно видеть с возвышенных мест дороги между Тегераном и Кумом) на две части, разные по строению. Из них одна называется Darya-i-Namak, а другая — Новым озером.

Текст воспроизведен по изданию: Извлечение из описания поездки Биддюльфа по западной части Большой соляной пустыни в Персии // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск L. СПб. 1892

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.