|
МЕХМЕД ХУРШИДОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ТУРЕЦКО-ПЕРСИДСКОЙ ГРАНИЦЕСИЯХЭТ-НАМЭ-И-ХУДУД ГЛАВА ВТОРАЯ. БАГДАДСКИЙ ЭЙАЛЕТ. Нахр (В Багдаде, Басре и вообще во всех тех местах харги называются нахрами) Искендерийе отходит, так же как и прочие, от Ефрата с левой его стороны, милях в пяти ниже нахра Махмудийе. С запада, мукатаат его сопределен с залежами нахра Махмудийе, с востока, с пашнями нахров Хатем и Казаг, составляющими один из вакфов джами Шейх-Абдул-Кадыра гилянского, и с пашнями мукатаата Мусейиб. Этот мукатаат оканчивается около хана Альхасу, называемого Турками Таш-хан 275, на дороге из Багдада в Хиллэ, и имеет восемь миль протяжения. Феллахи, его населяющие, принадлежат к аширету Зобейд. дом. Тайфа Аль-Будэйрат ...... 100 Тайфа Аль-Гурейр ....... 70 Отдельной тайфы ....... 200 [171] Они сеют тоже что и феллахи Абу-Гурейб. Потребители же этих произведений — жители Багдада, частью Мусейиба и прикочевывающие туда Анизэ и другие аширеты. От Ефрата отходят еще, около трех миль ниже нахра Искендерийе, нахр Казаг, и в полутора миле от этого последнего, нахр Хатем. Оба мукатаата их составляют вакф мечети Шейха Абдуль-Кадыра и имеют от полторы до двух миль протяжения. Так как у них нет собственных земледельцев (феллах), то обрабатывание полей их поручается то тем, то другим. Полторы мили ниже нахра Хатем находится небольшой харг Абу-Лука. Между нахрами Искендерийе и Казаг есть лесок, называемый Зур-уль-Хыдр (В Арабистане лес называется зур). Мукатаат Мусейиб расположен на берегах харга, шириною в 6 или 7 локтей, отходящего от Ефрата в полумиле ниже нахра Абу-Лука. Он имеет 6 миль длины и оканчивается в степи, принадлежащей к землям мукатаата Искендерийе. На нем расположена деревня Мусейиб, имеющая 200 домов. Некоторые из ее жителей обрабатывают поля по близости деревни; другие, по смыслу названия самой деревни 276, пренебрегают делами своими. Остальные земли возделываются посторонними феллахами, которых нанимают арендаторы. Местных феллахов считают до 300 домов. Окрест деревни есть финиковые деревья. Земляные произведения — пшеница, ячмень, маис, дыни, арбузы, зелень и тому подобные. Продаются они частью на месте аширетам Анизэ и Шаммар, а иногда отвозятся на продажу в Кербеля и Багдад. Случается, что Анизэ и Шаммар, заставая жителей этих за сбором фиников и укладкою их в корзины, не дают им окончить работы, расхищают их [172] урожай, и поразбойничав таким образом дня два, три, оставляют жителей в покое, но с пустыми руками. Годичная откупная сумма, получаемая с этого мукатаата, состоит из 300,000 курушей. Мост, находящийся перед деревней Мусейиб. Для переправы из Джезире в Шамийе и обратно, устроен перед самою деревней Мусейиб плашкоутный деревянный мост. Так как дорога из Багдада в Кербеля и Нэджэф проходит здесь и как других мостов через Ефрат, кроме этого и Хиллейского, нет в этих местах ни одного, то народу здесь проходит всегда великое множество. В особенности движение Персиян, принужденных здесь переправляться через реку, по дороге к гробу Имама-Али, в Нэджэфе, и к гробнице Имама Хюсейна, в Кербеля, приносит мосту этому большой доход. Сбор мостовой пошлины производится следующим образом: С каждых четырех человек верховых Персиян взимается по крану или по 5 пиастров, т.е. по 50 пар с человека, все равно будут ли они на лошадях, на ослах, или на верблюдах. С вьюков их и гробов — по тому же расчету. С пеших не берется ничего. С турецких подданных, Арабов и тамошних жителей, на чем бы они не ехали, на верблюдах, лошадях, ослах или лошаках, берут по одному чархи пошлины. Считая курс одного бешлика в пять курушей, один чархи составляет 92 1/2 пары. С лошадиного или лошачьего вьюка с провиантом взимают по 3, а с ослиного по одному чархи. С товарного вьюка бязей или благовонных товаров, по 4 крана, или по 20 курушем пошлины. Тариф этот установлен в последнее время управления Али-паши. При предшественниках этого правителя, Давуд-паши и других, с каждого гроба персидских поклонников и с каждого всадника взималось по крану, а с пеших ничего. С турецких подданных, простого всадника или пешего, [173] не взимали пошлины. С простых вьюков взимали по одному, а с купеческих, заключавших материи (бязь) или благовонные товары, как и теперь, по 20 курушей. Прежде правители Багдада сами чинили и поддерживали этот мост постоянно; в настоящее время делается это на казенный счет. На Ефрате, как сказано было, нет других мостов кроме этого и Хиллейского моста; да и нет по-видимому надобности иметь их более этого; но в конце Июля, в Августе и в Сентябрь река дает много бродов, через которые Анизэ и другие непокорные Арабы переправляются в Джезире и наносят жителям много вреда. Сверх того надо заметить, народ этот плавает как лягушки. Все мукатааты между Абу-Гурейбом и этим местом находятся на Джизре, т.е. на так называемом острове, (джезире 277) расположенном между Тигром и Ефратом. Те же, которые я опишу вслед за этим, лежат на противоположном, и именно на правом берегу Ефрата, в так называемой Шамийе. Мукатааты, расположенные в Шамийе. Против самого Абу-Гурейба находится хоур Муйлэдже, обрабатываемый тайфами Мийдан 278. Тайфы эти, сверх того, пасут буйволов. Земляных произведений у них немного; они состоят из пшеницы, ячменя, маиса и проса. Против Махмудийе возвышается нечто в роде крепостцы, под названием Калят-Ас-саххар. Она построена из земли. В прежнее время владел этим местом аширет Укейль; но во дни управления Неджиб-паши, он бросил его, вытесненный Арабами, и теперь здешние поля обрабатывают тайфа Мийдан и жители Махмудийе. Против мукатаата Искендерийе и Зур-уль-Хыдра, — Нахр-Бадж, обрабатываемый Укейлами и Шаммарами. [174] Против нахра Казаг, — нахры и поля Фарсийе и Джехир. Против нахра Хатем, нахр и поля Ируабийе. Хлебопашцы аширета Укейль, Шемамирэ 279. Против Абу-Лука, нахр Альбу-Бахани, который возделывает аширет Укейль-Хукри. Против земель Мусейиб, нахры Альхас и Ар-румуль; возделывают тайфы того же аширета. Произведения всех упомянутых мукатаатов — пшеница, ячмень, маис. Феллахов всех счетом до 300 домов. Нахр Аль-Хюсейнийе. Против упомянутой выше деревни Мусейиб, около 1000 аршин ниже ее, существует на противоположной стороне реки, канал Аль-Хюсейнийе, вырытый завоевателем Багдада покойным султаном Сулейман-ханом. В 1254 280 году, в управление Али-паши, муштэхид 281 того времени, некто Сейид Али-аль-Казим-эр-рушди, на большую сумму, присланную сюда в виде пожертвования, вырыл на 8 м. протяжения канал, начинающийся выше деревни Мусейиб и идущий на 2 м. далее Кербеля. В настоящее время оба берега этого харга обрабатываются на пространстве 4 1/2 м. в ширину; на западном, т.е. на правом его берегу, на 1, 2 и 3 мили; а на левом, на одну милю и в иных местах еще левее. Поля их производят пшеницу, ячмень, просо, табак для кальяна (тумбеки), сарачинское пшено, арбузы, дыни; а на расстоянии 1 1/2 м. не доходя Кербеля, вплоть до самого города, кроме упомянутых произведений, на берегах канала этого произрастают финиковые сады, имеющие до 100,000 деревьев. На востоке от этих земель находится округ Хиндийе, этот рассадник мятежа, упорства и всякого рода беспорядков; а на западе — земли округа Шамийе, принадлежащие к Великой пустыне. [175] Земляные произведения этого мукатаата потребляются в Кербеля и ее участках; что же касается фиников, то так как родится их здесь очень много, часть продается и потребляется и Багдаде, а часть между аширетами Анизэ и Шаммар. Из коренных феллахов этого харга 300 домов принадлежать тайфе Масуди, и 300 тайфе Ясар. Кроме них там есть также до 700 домов смешанного населения, феллахов персидских и арабских. Другие мукатааты Багдада и Хилле на обоих берегах Ефрата. Насырийе. Этот мукатаат находится на левом берегу Ефрата, в Джезире; милях в 2 1/2 ниже Мусейиба, на харге, имеющем 6 м. протяжения, и оканчивающемся в мукатаате, Мухауиль. Феллахи здесь принадлежат разным тайфам, но более всего Зобейдам; всех домов 200. Хасын. Он находится в трех милях к востоку от Насырийе; на левом берегу Ефрата и на трех харгах, проходящих в близком один от другого расстоянии. Феллахи его смешанных тайф, в числе всего 100 домов. Муханнавийе. Этот мукатаат находится на противоположном Хасыну, т.е. на правом берегу Ефрата, в Шамийе, на харге, имеющем 3 м. протяжения, и граничит к западу округом Хиндийе, а к востоку мукатаатом Хавас. Феллахи его: 100 домов племени Ясар и 50 смешанных, всего 150. Мухауиль. Расположен на харге, в 6 м. протяжения, отходящем от Ефрата по левую его сторону, по близости от места называемого Имам Ибрахим. Феллахи его, кроме тех, которые принадлежат зобеидскому аширету, живут в трех деревнях: Сабагийе, Мухаммед-бен-эль-Хасан и Асак. Домов всего 680. Хавас. Феллахи его принадлежат к Ясарам, Мусафирам другим рассеянным племенам. Всех домов 250. [176] Хоур Беттэ. Находится против мукатаатов Мухнауийе и Хавас в Джезире и имеет около 1 1/2 м. в окружности. Феллахи, его обрабатывающие, не коренные жители этого места, а наемные из первых встречных людей. Хатунийе. Этот мукатаат находится на Джезире, на берегах маленького харга. Феллахи этой местности Зобеидского племени; домов 40. Ниль. Также в Джезире; на восток от него мукатаат Уардийе; на запад Мухауиль. Харг этого участка оканчивается в пустыне. Феллахи также Зобейды, домов 300. Уардийе. Этот участок лежит в Джезире: на запад от него мукатаат Ниль; на восток, Абу-Хасан, на харге в 3 м. протяжения. Феллахи Зобейды. Домов 300. Тахмасийе. Участок этот лежит в Шамийе на харге около двух миль протяжения, отходящем от правого берега Ефрата против мукатаата Ниль, и оканчивающемся в Хиндийе. По слухам, этот харг вырыт Тахмасб-шахом и назван по его имени. Феллахи его—тайфа Анфустаам и смесь других разных племен; домов 200. Произведения всех этих мукатаатов — пшеница, ячмень и род маиса, называемый духун (просо). Потребляются на месте и в Багдаде. Численность тайф этих войдет в общую сумму числа домов главных аширетов, составляющих три ведомства (эклам-и-сэлэсэ), и других, и потому я не счел нужным подводить итоги приведенного здесь числа домов. Деревня Самирре (Самара). Название этой деревни в исторических сочинениях и лексиконах пишется Сарра-мян-ра 282. Она находится в одном переходе от Багдада на левом берегу Тигра. Имам-Мухаммед-Мехди, один из сыновей Муртеза-Али, в этом месте [177] скрылся с лица земли 283, и здесь находится гробница Имама Хасана Аскери, которая, также как и место, где, как говорят, исчез имам Мехди, обстроена зданием с куполом и некоторым подобием джами. Вся внутренность куббэ изукрашена зеркальною индийскою работою (хинд-кяри), с золочеными окраинами. Храм обязан этим исправлением одному индийскому государю. Персияне и некоторые из Арабов ожидают, что имам Мехди опять появится в том месте. За деревней Самирре стоит молитвенный дом постройки аббасийского халифа Мутасим-билляха, состоящий из четырех гладких стен, с открытым верхом и при нем минарет с наружным винтообразным всходом на вершину его. Персияне приходят на поклонение всем этим святыням и молятся о скорейшем появлении имама Мехди. Тайфы аширетов Эклям-и-сэлэсэ (трех ведомств), подчиненных Багдаду. Численность тайф, живущих на левом берегу Тигра, между местом пребывания аширета Шаммар-тука и Багдадом: дом. Дэфаи, или Дэфаийе, или Дэфафиа живут на обоих берегах Диалы, начиная от устья ее и до р. Абу-хамис. Обрабатывают землю без воды и занимаются в Багдаде ремеслом дикенджи (По недостатку в Багдаде и окрестностях топлива, некоторые из жителей собирают на могилах колючку (дикен), употребляемую для костров. Занимающиеся этим ремеслом называются дикенджи) . 360 Угейдат. Одни из них занимаются тем же делом, что и Дэфаи; другие — ремеслом долабчи (Долаб — буйволиные меха, употребляемые вместо черпал в водоподъемных колодцах на берегу рек; черпалы эти приводятся в движение лошадьми). . 70 Альбу-Джеуади, занимаются на Диале ремеслами долабчи, феллахов и пастухов (чобан) .... 20 [178] Геррадэ, занимаются теми же ремеслами ..... 22 Бурейкат, пасут овец и верблюдов ..... 30 Джемилэ, пасут стада и возделывают землю без воды, на Диале............ 10 Бени-Ниайр-невасире 284, торгуют на Диале простоквашей (гоурт)......... 22 Бени-Зейд-Рэвашид, занимаются на Диале ремеслом дикенджи............ 30 Итого … 580 285 Тайфы на нахре Херасан. дом. Муджаммаа, занимаются на Диале черной работой (ренджбэрлик) ............. 100 Маауийе, занимаются тем же, в Баакубэ иди Баакубийе .............. 50 Бени-Ниайр, также ............. 30 Бени-Нуайр-Кязим, также ...... 15 Зукук ................ 15 Абдан ................ 10 Лэуалух, живут напротив Баакубэ, ханджи (содержатели каравансерая, персидского) ...... 15 Хюсейнат, занимаются черной работой в Джейзани …. 20 Фусейлят, занимаются тем же на нахре Бэхруз, выходящем из Херасана ........ 25 Сяриван, занимаются тем же в д. Хынбис, подведомственной Херасану......... 20 Хэвалид, феллахи и погонщики верблюдов в деревнях Абу-Сайда, подведомственных Херасану 25 Аль-азза, феллахи тимарлыков и казенных нахров, выходящих из Херасана ......... 20 Умейрат, садовники в Баакубэ........ 10 [179] Дэббат, пасут буйволов в окрестностях Багдада ….. 4 Руджейбат, феллахи в окрестностях д. Хювейдиз ….. 10 Багшадэ, феллахи в окрестностях Баакубэ ..... 10 Бени-Саид, ханджи (содержатели каравансерая, персидского) между Багдадом и Баакубэ..... 20 Итого ...... 399 Тайфы, на нахре Мэхруд, отходящем от нахра Херасана (все феллахи).
Итого домов 531. Тайфы на нахре Бэлэдруз, отходящем от нахра Диала (все чернорабочие).
Итого домов 592. [180] Тайфы, живущие в касабе Мэндэли и ее окрестностях. дом. Ан-Нида, имеют небольшие пашни в окрестностях нефтяных ключей и торгуют овцами и верблюдами …. 100 Аль-бу-Джеуари, имеют пальмовник в дер. Нэфт …… 10 Кара-улус, занимаются хлебопашеством и выделкою нефти в окрестностях Мэндэли ...... 140 Сайда (фырка), занимаются тем же в самом г. Мэндэли ................ 30 Ас-Сафур, вместе с т. Ан-Нида, торгуют овцами и верблюдами ............. 15 Хэнафисэ, феллахи и садовники в окрестностях Мэндэли ................ 15 Аль-Азза (фырка), тоже ......... 5 Бени-Укбэ (фырка), тоже ........... 15 Итого ....... 350 Тайфы, находящиеся в Бэдрэ и Джесане. дом. Тахта-капулу 286, феллахи и садовники в Бэдрэ ….. 35 Аммар, феллахи в Джесане ......... 15 Уммейшат, тоже ............. 15 Даини-Бэлэдруз (фырка), тоже ......... 30 Итого ….. 95 Тайфы в мукатаате Шехрибан (все феллахи).
Итого домов 210. [181] Тайфы мукатаата Казанийе, в окрестности Мэндэли (все феллахи).
Итого домов 180. Тайфы мукатаата дер. Кызыл-рубат (половина феллахи; другая, погонщики верблюдов).
Итого домов 205. Тайфы деревень Ханыкина и Хаджи-кара и им подведомственных мест (все феллахи).
Итого домов 165. Тайфы Бинкудрэ, подведомственные Ханыкину.
Итого домов 50. Тайфы мукатаата Колай, подведомственного Ханыкину (все феллахи, только одни Абие пасут буйволов).
Итого домов 155. [182] Тайфы большого нахра Халис, отделяющегося от нахра Диала(все феллахи). дом. Кусейрийин, в деревне того же имени ..... 20 Муджаммаа (ф.), на казенных и частных нахрах ... 70 Ана-бейли, в дер. того же имени ....... 120 Бени-Тэмим (ф.), на нахрах ......... 30 Хумейрат, в дер. Хамидэ ......... 15 Аль-Азза, на нахрах ........... 200 Бэкарийин (ф.), в деревнях Ширвин и Мансурийе …. 70 Аль-бу-Кусейбэ (ф.), на нахре Ширвин..... 10 Дэлим-Эль-Хыдр (ф.), на казенных нахрах ... 50 Кереви-джедид-Увейсат (ф.), также ...... 35 Багадда (ф.).............. 10 Аль-бу-Узлан .............. 35 Итого 695 Тайфы на четырехмильном пространстве между Багдадом и мукатаатом Рашидийе. (Из них только одни Бени-Рикяби ходят зимою в мукатаат Халис; прочие остаются на месте). Первые пять долабчи; а 6-я и 7-я торгуют овцами.
Итого домов 180. Тайфы мукатаата Рашидийе. Торгуют топливом и занимаются хлебопашеством.
[183]
Итого домов 165. Тайфы между Рахманийе и Фахал-калеси, принадлежащие Вади-бею. Все они или судовщики (гэмиджи), или пасут буйволов.
Итого домов 55. Тайфы мукатаата Диджейль. 1-я содержатели каравансерая (ханджи) и феллахи, следующие 9 — феллахи, 11-я — судовщики, 12-я и 13-я — долабчи.
Итого домов 708. Тайфы мукатаата Таджи (феллахи).
Итого домов 100. Тайфы Эклям-и-сэлэсэ, живущие в Багдаде, и Каршы-яка.
[184]
[185]
Итого ...... 920 289 Тайфы Эклям, живущие в Имам-Муса.
Итого ...... 92 [186] Тайфы Эклям, в мукатаате Абу-Гурейб.
Итого … 350 Тайфы Эклям-и-сэлэсэ, живущие в Джурф-ус-сахэр (феллахи и пастухи буйволов).
Итого домов 355. Тайфы, живущие в месте, называемом Акр-куф.
[187]
Итого ...... 858 Тайфы в санджаке Дэлим 290 (феллахи и долабчи).
Итого ...... 170 Тайфы мукатаата Искендерийе (феллахи).
Итого ...... 60 Тайфы мукатаата Хатэм-фэза (феллахи).
[188]
Итого ....... 105 Тайфы мукатаата Рыдванийе (феллахи и угольщики).
Итого ....... 145 Тайфы на харге Аль-бу-Лука.
Итого ....... 35 Тайфы мукатаата Мусайиб (феллахи).
Итого ....... 85 Тайфы мукатаата Насырийе, подведомственного Хилле.
Итого ...... 105 [189] Тайфы деревни Хасын, подведомственной Хилле (феллахи).
Итого … 30 Тайфы деревни Мухауиль, подведомственной Хилле.
Итого домов 165 Тайфы на нахре Наиб-задэ.
Итого домов 55 Тайфы Эклямские в саду касабы Хилле Байруманэ (долабчи).
Итого домов 25 Тайфы в саду Вади-бея.
Итого домов 50. Тайфы обоих берегов касабы Хилле.
[190]
Итого ... 112 Тайфы сада Рэвашид (сторожа и воры). Фырка Дженаби ... 20 Фырка Зобейд ... 40 Итого домов 60 Тайфы в саду Вади-бея Хашхашийе. дом. Фырка Зобейд, сторожа и воры ........ 50 Тайфы Бёюк (большого)-Хейкана и Кючюк (малого)-Хейкана (феллахи).
Итого домов 90 Тайфы в саду Мэзидийе. дом. Фырка Зухейрийе, долабчи .... 20 ” Ишджайрийе, джульха ... 15 ” Зобейд, феллахи, воры … 30 Итого ..... 65
[191] Тайфы между левым берегом Диалы и жильем аширета Давэр. дом. Фырка Аль-бу-Абид, в местности, находящейся ниже Сальман-пака, содержат буйволов и дровосеки …. 15 ” Кутеймат, тоже .... 20 Итого …. 35 Итого всего аширетов и тайф Эклям-и-сэлэсэ Багдадского эйалета, домов 9496 291. Тайфы Шехризурского эйалета, приписанные к Багдадским Эклям-и-сэлэсэ (феллахи). В дер. Барадан, или Бейрадан, или Бурадан.
Итого домов 169 . Тайфы, расположенные на нахрах Кешкявиль-и-Сейдалян (феллахи).
Итого домов 135. [192] Тайфы на нахре Гювэз (Кюкэз) (феллахи).
Итого домов 80. Тайфы деревни Кара-тэпэ (феллахи).
Итого домов 99. Тайфа деревни Мэхлэтавэ 292 (феллахи).
Итого домов 55. Тайфы деревни Тавук (феллахи и воры).
Итого домов 40 Тайфы деревни Рэнг-абад, Курды (феллахи).
[193] (Арабы феллахи).
Итого домов 205. Тайфы деревни Сэр-кале-Махмуд (феллахи и собственники). Дом. Фырка Сувалих … 10 Фырка Каидж … 120 ” Омэр-Биль … 20 Итого домов 150 Тайфы, живущие в округе Кифри, Арабы.
(Курды)
Итого ... 530 [194] Тайфы деревни Дюз-Хурмату 293 (феллахи). Арабы.
Курды.
Итого домов 680. Тайфы нахии Асамин. Фырка Бени-Из, феллахи … 60 ” Аль-Убейд, феллахи … 20 ” Аль-бу-Муфаррядж, владельцы овец … 20 Итого … 100 Тайфа дер. Енидже. Фырка Дэлим-аль-Муин … 10 Тайфы эклямов, живущие в г. Керкук и окрестностях.
[195]
Итого … 360 Всех домов Эклям-и-сэлэсэ … 2613 А во всем Багдадском эйалете ... 9496 ” ” Шехризурском ... 2613 _________ Итого ... 12109 Некоторые подробности об упомянутых аширетах. До конца управления Багдадским эйалетом Давуда-паши, аширеты этих трех ведомств (эклям-и-сэлэсэ) различались между собою следующими названиями: Ахшамат, Кара-улус, Караул. Первыми из них управлял начальник, называвшийся ахшамат-агасы, который назначался со стороны правителя Багдада и жил в этом последнем городе. Кара-улусы находились под командою бея, избиравшегося из их среды, и вместе с этим начальником подчинены были ведению старшины дворцовых чиновников, капуджиляр-кетхудасы, как бы гофмаршала. Караулам, также как и первым, багдадский вали, поставлял начальника, который назывался караул-агасы. Но с изменением прежней формы багдадского управления, упразднены были также должности капуджиляр-кетхудасы, ахшамат-агасы и караул-агасы. А затем тайфы эти, под названием Аширетов трех ведомств (Эшайр-и-эклям-и-сэлэсэ), отданы [196] были в ведение особенного правителя (мюдира), который так и называется Эшайр-и-эклям-и-сэлэсэ мюдири. По спискам, которые этот чиновник представляет правителю Багдада, дымовая пошлина (хардж-и-ханэ), отбываемая аширетами, составляет 1,461,900 с чем-то курушей. Но я слышал из достоверного источника, что сверх этой суммы, еще около половины такого количества денег собирается с тайф и остается в руках мюдира и его челяди. Эти излишние поборы, ложащиеся бременем на племена, производятся следующим образом: Так как все дела тайф препоручены правителем мюдиру, то этот последний и люди его за окончание каждого дела берут с Арабов взятки; кроме того, и самый способ взимания с них податей делается очень несправедливым образом: например, с одной тайфы, состоящей из 80 домов, положено было подати 100 шами; в последнее время 50 домов из них разбежалось; по справедливости, из положенной подати следовало бы исключить сумму, приходившуюся с выбывших семейств; но этого не делают, а положенные 100 шами берут с оставшихся домов полностью. Наведенные мною справки удостоверили меня в полной справедливости этого показания. В прежнее время пошлина калэмийе 295 взималась с тайф золотами, считая каждую золоту в 20, а по другим сведениям, в 18 пар. Али-паша, вместо этих золот, существовавших при Давуде-паше и его предшественниках, положил брать с них шамиами, в 8 курушей каждую шами, что конечно пало на этих бедных людей новым бременем. Узнав об этом, правительство сделало распоряжение, чтобы канцелярской пошлины (калэмийе) взималось с каждого дома по 50 пиастров. Это распоряжение было для аширетов истинным благодеянием, потому что они могли причитавшуюся на каждую тайфу сумму разложить хозяйственным образом между собою, смотря по средствам каждого дома, т.е. так, что одним приходилось вносить 10, а другим 100 курушей. Но к [197] сожалению, и это распоряжение правительства не достигает своей цели, потому что, как я слыхал, сборщики податей, без различия бедного от богатого, заставляют каждый дом, независимо от других, платить 50 курушей. Аширет Шаммар-аль-Джерба, подведомственный Багдаду, и тайфы, зависящая от этого аширета.
Каждая из этих девяти тайф, составляющих аширет Шаммар-аль-Джерба, разделяется еще на несколько мелких тайф. Все они класса бэдауи, а имущество их состоит из овец, верблюдов, жеребцов, кобыл. У них нет ни постоянных мест жительства, ни пахотных полей. Большею частью кочуют они или между Мосулом и Багдадом, или на реке Хабур в Джезире и других местах. Неуправимых аширетов считается три; первые — Анизэ, вторые - эти самые Шаммары и третьи —Аз-зафир, о которых говорено было в описании Мунтэфиков. Я полагаю, что при большом старании их можно всех дисциплинировать; но на [198] подчинение порядку Анизэ и Шаммаров потребно было бы особенное усилие и последовательность действий со стороны целого ряда правителей. Исключив же Анизэ, с остальными двумя, т.е. с Шаммарами и Аз-зафирами сравнительно легче справиться. Таким образом, собственно пожаловаться только можно на эти три аширета. Что же касается аширетов Мунтэфик, Бени-Лям, Хезаиль, Хиндийе, Шаммар-тука, Дэлим и других тайф Эклам-и-сэлэсэ, а также шехризурских племен Аль-Убейд, Тай и других, то все они более или менее смирны, и если не приведены еще в должное устройство, то это потому, что правила, которыми правители, каждый в свою очередь, хотят подчинить их, противоречивы между собою, а потому и меры, принимаемые ими с этою целью, идут одна другой наперекор. Если бы в этот эйалет назначен был правителем человек здравомыслящий, твердый в слове, распорядительный, и оставался бы в управление краем долгое время, а в случае его смены, преемник его действовал бы сообразно с его распоряжениями и держался системы, принятой его предшественником, то по совести нельзя сомневаться в том, что между аширетами, на которые теперь жалуются, водворился бы и порядок и благоустройство. Окончив таким образом описание багдадского эйалета, приступаю к описанию соседственного ему Эйалета Шехризурского. Комментарии275. Таш-хан — каменный каравансерай. 276. Мусейиб — освобожденный, выпущенный на волю. 277. Мусульманские географы, как известно, называют Месопотамию островом! (Аль-Джезире). 278. Автор, в начале своего сочинения, тайфы эти правильно называл Маадан; в этих же последних четырех главах, вероятно увлеченный произношением арабского слова мийдэ (желудок), начало которого пишется так же как и начало названия этих племен, стал называть их Мийдан. 279. Шемамире — множ. от Шаммар. 280. 1254 г. х. соответствуем нашему 1828-му году. 281. Муштехид, должно быть Муджтехид — судья из мулл, имеющий авторитетное право решать по шариату вопросы духовные и светские. В каждом большом городе Персии по два и по три муджтехида. 282. Сарра-мян-ра неправильно. Следует Сурра-мян-ра. 283. Мусульмане шиийского толка веруют, что имам Мехди скрылся в колодце, существующем в Самаре, что он жив и теперь, и что наконец явится миру, для того, чтобы мусульман нешиийского толка и всех немусульман обратить в шиийцев, т.е. в истинную веру. 284. Тут буквы худо отпечатались. Название это поставил я гадательно. 285. На сколько можно разобрать все цифры, очень худо отпечатавшиеся, сумма выходит 564. 286. Тахта-капулу, слово турецкое, означает хлебопашец. 287. В подлиннике опечатка: стоит: акык (сердолик). 288. Из-Кушчиан, выше в подлиннике было Аз-Кушчиан, что неверно. 289. Не 920, а 910. 290. Название Дэлим является у автора с различными гласными, что еще более утверждает меня в мнении моем об этом названии; см. 270. 291. Не 9496, а 9500. 292. Не Мельхетав ли? 293. Дюз-Хурмату. Неверно написано. Первое слово начинается не с буквы Д, а с твердой Т, которую Османы большею частью произносят как д; оттого автор привел его не так как оно написано по-арабски, а как прочел его по-османски, заменив одну букву другою. Туз-Хурмату же слишком известная местность. 294. Кадылийе. Б. м. Фадылийе. Вся разница в одной точке. 295. Калэмийе — канцелярский сбор.
Текст воспроизведен по изданию: Сияхэт-наме-и-худуд. Описание путешествия по турецко персидской границе. М. 1877 |
|