Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

МЕХМЕД ХУРШИД

ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ТУРЕЦКО-ПЕРСИДСКОЙ ГРАНИЦЕ

СИЯХЭТ-НАМЭ-И-ХУДУД

ГЛАВА ВТОРАЯ.

БАГДАДСКИЙ ЭЙАЛЕТ.

Нахр (В Багдаде, Басре и вообще во всех тех местах харги называются нахрами) Искендерийе отходит, так же как и прочие, от Ефрата с левой его стороны, милях в пяти ниже нахра Махмудийе. С запада, мукатаат его сопределен с залежами нахра Махмудийе, с востока, с пашнями нахров Хатем и Казаг, составляющими один из вакфов джами Шейх-Абдул-Кадыра гилянского, и с пашнями мукатаата Мусейиб. Этот мукатаат оканчивается около хана Альхасу, называемого Турками Таш-хан 275, на дороге из Багдада в Хиллэ, и имеет восемь миль протяжения.

Феллахи, его населяющие, принадлежат к аширету Зобейд.

дом.

Тайфа Аль-Будэйрат ...... 100

Тайфа Аль-Гурейр ....... 70

Отдельной тайфы ....... 200 [171]

Они сеют тоже что и феллахи Абу-Гурейб. Потребители же этих произведений — жители Багдада, частью Мусейиба и прикочевывающие туда Анизэ и другие аширеты.

От Ефрата отходят еще, около трех миль ниже нахра Искендерийе, нахр Казаг, и в полутора миле от этого последнего, нахр Хатем. Оба мукатаата их составляют вакф мечети Шейха Абдуль-Кадыра и имеют от полторы до двух миль протяжения. Так как у них нет собственных земледельцев (феллах), то обрабатывание полей их поручается то тем, то другим.

Полторы мили ниже нахра Хатем находится небольшой харг Абу-Лука.

Между нахрами Искендерийе и Казаг есть лесок, называемый Зур-уль-Хыдр (В Арабистане лес называется зур).

Мукатаат Мусейиб расположен на берегах харга, шириною в 6 или 7 локтей, отходящего от Ефрата в полумиле ниже нахра Абу-Лука. Он имеет 6 миль длины и оканчивается в степи, принадлежащей к землям мукатаата Искендерийе. На нем расположена деревня Мусейиб, имеющая 200 домов. Некоторые из ее жителей обрабатывают поля по близости деревни; другие, по смыслу названия самой деревни 276, пренебрегают делами своими. Остальные земли возделываются посторонними феллахами, которых нанимают арендаторы. Местных феллахов считают до 300 домов. Окрест деревни есть финиковые деревья. Земляные произведения — пшеница, ячмень, маис, дыни, арбузы, зелень и тому подобные. Продаются они частью на месте аширетам Анизэ и Шаммар, а иногда отвозятся на продажу в Кербеля и Багдад. Случается, что Анизэ и Шаммар, заставая жителей этих за сбором фиников и укладкою их в корзины, не дают им окончить работы, расхищают их [172] урожай, и поразбойничав таким образом дня два, три, оставляют жителей в покое, но с пустыми руками.

Годичная откупная сумма, получаемая с этого мукатаата, состоит из 300,000 курушей.

Мост, находящийся перед деревней Мусейиб.

Для переправы из Джезире в Шамийе и обратно, устроен перед самою деревней Мусейиб плашкоутный деревянный мост. Так как дорога из Багдада в Кербеля и Нэджэф проходит здесь и как других мостов через Ефрат, кроме этого и Хиллейского, нет в этих местах ни одного, то народу здесь проходит всегда великое множество. В особенности движение Персиян, принужденных здесь переправляться через реку, по дороге к гробу Имама-Али, в Нэджэфе, и к гробнице Имама Хюсейна, в Кербеля, приносит мосту этому большой доход. Сбор мостовой пошлины производится следующим образом:

С каждых четырех человек верховых Персиян взимается по крану или по 5 пиастров, т.е. по 50 пар с человека, все равно будут ли они на лошадях, на ослах, или на верблюдах. С вьюков их и гробов — по тому же расчету. С пеших не берется ничего. С турецких подданных, Арабов и тамошних жителей, на чем бы они не ехали, на верблюдах, лошадях, ослах или лошаках, берут по одному чархи пошлины. Считая курс одного бешлика в пять курушей, один чархи составляет 92 1/2 пары. С лошадиного или лошачьего вьюка с провиантом взимают по 3, а с ослиного по одному чархи. С товарного вьюка бязей или благовонных товаров, по 4 крана, или по 20 курушем пошлины. Тариф этот установлен в последнее время управления Али-паши. При предшественниках этого правителя, Давуд-паши и других, с каждого гроба персидских поклонников и с каждого всадника взималось по крану, а с пеших ничего. С турецких подданных, простого всадника или пешего, [173] не взимали пошлины. С простых вьюков взимали по одному, а с купеческих, заключавших материи (бязь) или благовонные товары, как и теперь, по 20 курушей.

Прежде правители Багдада сами чинили и поддерживали этот мост постоянно; в настоящее время делается это на казенный счет.

На Ефрате, как сказано было, нет других мостов кроме этого и Хиллейского моста; да и нет по-видимому надобности иметь их более этого; но в конце Июля, в Августе и в Сентябрь река дает много бродов, через которые Анизэ и другие непокорные Арабы переправляются в Джезире и наносят жителям много вреда. Сверх того надо заметить, народ этот плавает как лягушки.

Все мукатааты между Абу-Гурейбом и этим местом находятся на Джизре, т.е. на так называемом острове, (джезире 277) расположенном между Тигром и Ефратом. Те же, которые я опишу вслед за этим, лежат на противоположном, и именно на правом берегу Ефрата, в так называемой Шамийе.

Мукатааты, расположенные в Шамийе.

Против самого Абу-Гурейба находится хоур Муйлэдже, обрабатываемый тайфами Мийдан 278. Тайфы эти, сверх того, пасут буйволов. Земляных произведений у них немного; они состоят из пшеницы, ячменя, маиса и проса.

Против Махмудийе возвышается нечто в роде крепостцы, под названием Калят-Ас-саххар. Она построена из земли. В прежнее время владел этим местом аширет Укейль; но во дни управления Неджиб-паши, он бросил его, вытесненный Арабами, и теперь здешние поля обрабатывают тайфа Мийдан и жители Махмудийе.

Против мукатаата Искендерийе и Зур-уль-Хыдра, — Нахр-Бадж, обрабатываемый Укейлами и Шаммарами.

[174] Против нахра Казаг, — нахры и поля Фарсийе и Джехир.

Против нахра Хатем, нахр и поля Ируабийе. Хлебопашцы аширета Укейль, Шемамирэ 279.

Против Абу-Лука, нахр Альбу-Бахани, который возделывает аширет Укейль-Хукри.

Против земель Мусейиб, нахры Альхас и Ар-румуль; возделывают тайфы того же аширета.

Произведения всех упомянутых мукатаатов — пшеница, ячмень, маис. Феллахов всех счетом до 300 домов.

Нахр Аль-Хюсейнийе.

Против упомянутой выше деревни Мусейиб, около 1000 аршин ниже ее, существует на противоположной стороне реки, канал Аль-Хюсейнийе, вырытый завоевателем Багдада покойным султаном Сулейман-ханом. В 1254 280 году, в управление Али-паши, муштэхид 281 того времени, некто Сейид Али-аль-Казим-эр-рушди, на большую сумму, присланную сюда в виде пожертвования, вырыл на 8 м. протяжения канал, начинающийся выше деревни Мусейиб и идущий на 2 м. далее Кербеля. В настоящее время оба берега этого харга обрабатываются на пространстве 4 1/2 м. в ширину; на западном, т.е. на правом его берегу, на 1, 2 и 3 мили; а на левом, на одну милю и в иных местах еще левее. Поля их производят пшеницу, ячмень, просо, табак для кальяна (тумбеки), сарачинское пшено, арбузы, дыни; а на расстоянии 1 1/2 м. не доходя Кербеля, вплоть до самого города, кроме упомянутых произведений, на берегах канала этого произрастают финиковые сады, имеющие до 100,000 деревьев.

На востоке от этих земель находится округ Хиндийе, этот рассадник мятежа, упорства и всякого рода беспорядков; а на западе — земли округа Шамийе, принадлежащие к Великой пустыне.

[175] Земляные произведения этого мукатаата потребляются в Кербеля и ее участках; что же касается фиников, то так как родится их здесь очень много, часть продается и потребляется и Багдаде, а часть между аширетами Анизэ и Шаммар.

Из коренных феллахов этого харга 300 домов принадлежать тайфе Масуди, и 300 тайфе Ясар. Кроме них там есть также до 700 домов смешанного населения, феллахов персидских и арабских.

Другие мукатааты Багдада и Хилле на обоих берегах Ефрата.

Насырийе. Этот мукатаат находится на левом берегу Ефрата, в Джезире; милях в 2 1/2 ниже Мусейиба, на харге, имеющем 6 м. протяжения, и оканчивающемся в мукатаате, Мухауиль. Феллахи здесь принадлежат разным тайфам, но более всего Зобейдам; всех домов 200.

Хасын. Он находится в трех милях к востоку от Насырийе; на левом берегу Ефрата и на трех харгах, проходящих в близком один от другого расстоянии. Феллахи его смешанных тайф, в числе всего 100 домов.

Муханнавийе. Этот мукатаат находится на противоположном Хасыну, т.е. на правом берегу Ефрата, в Шамийе, на харге, имеющем 3 м. протяжения, и граничит к западу округом Хиндийе, а к востоку мукатаатом Хавас. Феллахи его:

100 домов племени Ясар и 50 смешанных, всего 150.

Мухауиль. Расположен на харге, в 6 м. протяжения, отходящем от Ефрата по левую его сторону, по близости от места называемого Имам Ибрахим. Феллахи его, кроме тех, которые принадлежат зобеидскому аширету, живут в трех деревнях: Сабагийе, Мухаммед-бен-эль-Хасан и Асак. Домов всего 680.

Хавас. Феллахи его принадлежат к Ясарам, Мусафирам другим рассеянным племенам. Всех домов 250.

[176] Хоур Беттэ. Находится против мукатаатов Мухнауийе и Хавас в Джезире и имеет около 1 1/2 м. в окружности. Феллахи, его обрабатывающие, не коренные жители этого места, а наемные из первых встречных людей.

Хатунийе. Этот мукатаат находится на Джезире, на берегах маленького харга. Феллахи этой местности Зобеидского племени; домов 40.

Ниль. Также в Джезире; на восток от него мукатаат Уардийе; на запад Мухауиль. Харг этого участка оканчивается в пустыне. Феллахи также Зобейды, домов 300.

Уардийе. Этот участок лежит в Джезире: на запад от него мукатаат Ниль; на восток, Абу-Хасан, на харге в 3 м. протяжения. Феллахи Зобейды. Домов 300.

Тахмасийе. Участок этот лежит в Шамийе на харге около двух миль протяжения, отходящем от правого берега Ефрата против мукатаата Ниль, и оканчивающемся в Хиндийе. По слухам, этот харг вырыт Тахмасб-шахом и назван по его имени. Феллахи его—тайфа Анфустаам и смесь других разных племен; домов 200.

Произведения всех этих мукатаатов — пшеница, ячмень и род маиса, называемый духун (просо). Потребляются на месте и в Багдаде.

Численность тайф этих войдет в общую сумму числа домов главных аширетов, составляющих три ведомства (эклам-и-сэлэсэ), и других, и потому я не счел нужным подводить итоги приведенного здесь числа домов.

Деревня Самирре (Самара).

Название этой деревни в исторических сочинениях и лексиконах пишется Сарра-мян-ра 282. Она находится в одном переходе от Багдада на левом берегу Тигра. Имам-Мухаммед-Мехди, один из сыновей Муртеза-Али, в этом месте [177] скрылся с лица земли 283, и здесь находится гробница Имама Хасана Аскери, которая, также как и место, где, как говорят, исчез имам Мехди, обстроена зданием с куполом и некоторым подобием джами. Вся внутренность куббэ изукрашена зеркальною индийскою работою (хинд-кяри), с золочеными окраинами. Храм обязан этим исправлением одному индийскому государю. Персияне и некоторые из Арабов ожидают, что имам Мехди опять появится в том месте.

За деревней Самирре стоит молитвенный дом постройки аббасийского халифа Мутасим-билляха, состоящий из четырех гладких стен, с открытым верхом и при нем минарет с наружным винтообразным всходом на вершину его. Персияне приходят на поклонение всем этим святыням и молятся о скорейшем появлении имама Мехди.

Тайфы аширетов Эклям-и-сэлэсэ (трех ведомств), подчиненных Багдаду.

Численность тайф, живущих на левом берегу Тигра, между местом пребывания аширета Шаммар-тука и Багдадом:

дом.

Дэфаи, или Дэфаийе, или Дэфафиа живут на обоих берегах Диалы, начиная от устья ее и до р. Абу-хамис. Обрабатывают землю без воды и занимаются в Багдаде ремеслом дикенджи (По недостатку в Багдаде и окрестностях топлива, некоторые из жителей собирают на могилах колючку (дикен), употребляемую для костров. Занимающиеся этим ремеслом называются дикенджи) . 360

Угейдат. Одни из них занимаются тем же делом, что и Дэфаи; другие — ремеслом долабчи (Долаб — буйволиные меха, употребляемые вместо черпал в водоподъемных колодцах на берегу рек; черпалы эти приводятся в движение лошадьми). . 70

Альбу-Джеуади, занимаются на Диале ремеслами долабчи, феллахов и пастухов (чобан) .... 20

[178]

Геррадэ, занимаются теми же ремеслами ..... 22

Бурейкат, пасут овец и верблюдов ..... 30

Джемилэ, пасут стада и возделывают землю без воды, на Диале............ 10

Бени-Ниайр-невасире 284, торгуют на Диале простоквашей (гоурт)......... 22

Бени-Зейд-Рэвашид, занимаются на Диале ремеслом дикенджи............ 30

Итого … 580 285

Тайфы на нахре Херасан.

дом.

Муджаммаа, занимаются на Диале черной работой (ренджбэрлик) ............. 100

Маауийе, занимаются тем же, в Баакубэ иди Баакубийе .............. 50

Бени-Ниайр, также ............. 30

Бени-Нуайр-Кязим, также ...... 15

Зукук ................ 15

Абдан ................ 10

Лэуалух, живут напротив Баакубэ, ханджи (содержатели каравансерая, персидского) ...... 15

Хюсейнат, занимаются черной работой в Джейзани …. 20

Фусейлят, занимаются тем же на нахре Бэхруз, выходящем из Херасана ........ 25

Сяриван, занимаются тем же в д. Хынбис, подведомственной Херасану......... 20

Хэвалид, феллахи и погонщики верблюдов в деревнях Абу-Сайда, подведомственных Херасану 25

Аль-азза, феллахи тимарлыков и казенных нахров, выходящих из Херасана ......... 20

Умейрат, садовники в Баакубэ........ 10

[179]

Дэббат, пасут буйволов в окрестностях Багдада ….. 4

Руджейбат, феллахи в окрестностях д. Хювейдиз ….. 10

Багшадэ, феллахи в окрестностях Баакубэ ..... 10

Бени-Саид, ханджи (содержатели каравансерая, персидского) между Багдадом и Баакубэ..... 20

Итого ...... 399

Тайфы, на нахре Мэхруд, отходящем от нахра Херасана (все феллахи).

  дом.   дом.
Керхийе 200 Фырка Бени-Укбэ 15
Фырка (часть) Бени-Зейд-Рэвашид 40 ” Лэбкийе 20
” Эррэки 20 ” Нувейдирэ 10
” Азнисар 40 ” Утбэ-тюрфэ 10
Тайфа Захейрийе 70 ” Бени-Тэмим-Увэйнийят 20
” Хазредж 60 ” Тувабхирийе 10
Фырка Дэхлэки-халявв 6 ” Марауйнэ 10

Итого домов 531.

Тайфы на нахре Бэлэдруз, отходящем от нахра Диала (все чернорабочие).

  дом.   дом.
Тайфа Бени-Тэмим 150 Фырка Бени-Умейр-Бэдир 25
” Даини 100 ” Хафаджа 20
” Утбэ-Кашкуш 70 ” Эрреки 15
Фырка Дэхлэки 50 ” Мусаидэ 15
” Бени-СаидЗурейрат 20 ” Бени-Зейд-Хамалэ 20
” Бени-Зейд-Кахтан 30 ” Хататыйе 30
” Куравани 30 ” Аль-бу-Наджи 17

Итого домов 592. [180]

Тайфы, живущие в касабе Мэндэли и ее окрестностях.

                                                            дом.

Ан-Нида, имеют небольшие пашни в окрестностях нефтяных ключей и

торгуют овцами и верблюдами …. 100

Аль-бу-Джеуари, имеют пальмовник в дер. Нэфт …… 10

Кара-улус, занимаются хлебопашеством и выделкою нефти в окрестностях Мэндэли ...... 140

Сайда (фырка), занимаются тем же в самом г. Мэндэли ................ 30

Ас-Сафур, вместе с т. Ан-Нида, торгуют овцами и верблюдами ............. 15

Хэнафисэ, феллахи и садовники в окрестностях Мэндэли ................ 15

Аль-Азза (фырка), тоже ......... 5

Бени-Укбэ (фырка), тоже ........... 15

Итого ....... 350

Тайфы, находящиеся в Бэдрэ и Джесане.

                                                                                    дом.

Тахта-капулу 286, феллахи и садовники в Бэдрэ ….. 35

Аммар, феллахи в Джесане ......... 15

Уммейшат, тоже ............. 15

Даини-Бэлэдруз (фырка), тоже ......... 30

Итого ….. 95

Тайфы в мукатаате Шехрибан (все феллахи).

  дом.   дом.
Фырка Бени-Тэмим 40 Кумейат, фырка тайфы Кереви-атык 287 30
” Хэйляни 30 Фырка Бени-Саад-кестар 20
” Мэхдийе 60    
” Аль-Азза 30    

Итого домов 210. [181]

Тайфы мукатаата Казанийе, в окрестности Мэндэли (все феллахи).

  дом.
Ридэйни 80
Хурейс 40
Хапун 20
Абуль-Фарадж 40

Итого домов 180.

Тайфы мукатаата дер. Кызыл-рубат (половина феллахи; другая, погонщики верблюдов).

 

дом.

 

дом.

Фырка Бени-Вейс

50

Фырка Сабахэнэ

25

” Бени-Рэбиа

100

” Миях

30

Итого домов 205.

Тайфы деревень Ханыкина и Хаджи-кара и им подведомственных мест (все феллахи).

  дом.   дом.
Фырка Бени-Тэмим-Бэлэдруз

15

Фырка Салдуз

5

” Сурэ-мэри или Сурхэ-мери

120

Штанэ, ф. тайфы Кереви-атык

20

    Фырка Аль-бу-Али

5

Итого домов 165.

Тайфы Бинкудрэ, подведомственные Ханыкину.

  дом.   дом.
Фырка Дурраджи

10

Фырка Палани

20

” Хыдрийе

5

” Гав-хур

15

Итого домов 50.

Тайфы мукатаата Колай, подведомственного Ханыкину

(все феллахи, только одни Абие пасут буйволов).

  дом.   дом.
Фырка Кереви-атык 50 Фырка Дэхлэки-Бэлэдруз 5
” Абийе 20 ” Бени-Из-Кушчиан 50
” Сурэ-мэри 30    

Итого домов 155. [182]

Тайфы большого нахра Халис, отделяющегося от нахра Диала(все феллахи).

дом.

Кусейрийин, в деревне того же имени ..... 20

Муджаммаа (ф.), на казенных и частных нахрах ... 70

Ана-бейли, в дер. того же имени ....... 120

Бени-Тэмим (ф.), на нахрах ......... 30

Хумейрат, в дер. Хамидэ ......... 15

Аль-Азза, на нахрах ........... 200

Бэкарийин (ф.), в деревнях Ширвин и Мансурийе …. 70

Аль-бу-Кусейбэ (ф.), на нахре Ширвин..... 10

Дэлим-Эль-Хыдр (ф.), на казенных нахрах ... 50

Кереви-джедид-Увейсат (ф.), также ...... 35

Багадда (ф.).............. 10

Аль-бу-Узлан .............. 35

Итого 695

Тайфы на четырехмильном пространстве между Багдадом и мукатаатом Рашидийе.

(Из них только одни Бени-Рикяби ходят зимою в мукатаат Халис; прочие остаются на месте).

Первые пять долабчи; а 6-я и 7-я торгуют овцами.

  дом.   дом.
Фырка Аль-бу-Убейд 40 Фырка Ан-Нида 15
” Аль-бу-Феррадж 25 Тайфа Бени-Рикяб 40
” Укейдат 10 Фырка Бени-Умейр 25
” Кярабилэ 25    

Итого домов 180.

Тайфы мукатаата Рашидийе.

Торгуют топливом и занимаются хлебопашеством.

  дом.   дом.
Ас-Севакин, в Багдаде 50 в Рашидийе 20 =70

[183]

Аль-бу-Махаллэ, ” 40 в Рашидийе 15 = 55
Кярабилэ, (Ф.), ” 49 ” ” 0 = 40

Итого домов 165.

Тайфы между Рахманийе и Фахал-калеси, принадлежащие Вади-бею.

Все они или судовщики (гэмиджи), или пасут буйволов.

  дом.   дом.
Аль-бу-Идд 25 Кусейрат 10
Кытаймат 20    

Итого домов 55.

Тайфы мукатаата Диджейль.

1-я содержатели каравансерая (ханджи) и феллахи, следующие 9 — феллахи, 11-я — судовщики, 12-я и 13-я — долабчи.

  дом.   дом.
Аль-бу-Джеуари (фырка) 30 Ал-бу-Мухальхаль (ф.) 15
Аль-бу-Мэзари 33 Джемилэ (ф.) 40
Узлюк (ф.) 15 Муджаммаа (ф.) 80
Аль-бу-Хайат (ф.) 10 Ас-Сууд (ф.) 35
Хазредж (ф.) 100 Джубуд (ф.) 100
Макадимэ (ф.) 100 Мушахидэ (ф.) 80
Бени-Тэмим (ф.) 70    

Итого домов 708.

Тайфы мукатаата Таджи (феллахи).

  дом.   дом.
Аль-бу-Хаязи (ф.) 40 Аль-бу-Убейд (ф.) 40
Аль-бу-Хейа (ф.) 20    

Итого домов 100.

Тайфы Эклям-и-сэлэсэ, живущие в Багдаде, и Каршы-яка.

  дом.
Аль-бу-Муфаррах, носильщики (хаммал) 120
Фырка Кереви-джедид, сенокосы (алэфчи) 60

[184]

Фырка Кереви-атык, также 15
” Куртан-дэравишэ, собственники 5
” Аль-бу-Аджиль, банщики (хаммамджи) и носильщики 10
” Сурэ-мери, табачники и молотильщики сорочинского пшена 10
” Бени-Из-Кушчиан 288, повара (ашчи), кучера (айваз) 10
” Мехдийе, мясники (кассаб) 25
” Аль-бу-Саккар, продавцы топлива (одунджу), караван, слуги (аккям) 20
” Баджа, угольщики (кемюрджю) 15
” Дженаби Аль-бу-Гырбэ, одунджу, аккям, погонщики верблюдов (дэвэджи) 70
” Бэкарийин, столяры (дюргер) 12
” Дэхлэки, сторожа провиантских складов на базаре, (захырэ-чаршысында-пасибан) 4
” Кярхийе, пасибан, пастухи (чобан) 7
” Даинийе, барышники ослов (мэркэб джамбазы) 5
” Джеуаринэ, продавцы овец и провианта 5
” Аль-Азза, одунджу и хаммалы 80
” Баят, водовозы на ослах (мэркэб-сакалыгы), хаммалы, слуги (тэбаа) 50
” Бени-Джемиль, погонщики верблюдов и пастухи 25
” Татран, тоже 5
” Сэнаджирэ, одеяльщики (горганджи), торгующие съестными припасами и слуги 5
” Сэвакин, бакалейщики (баккал) и слуги 15
” Мийдан, торговцы буйволов 70
” Бени-Саад, погонщики верблюдов и ослов 30
” Дэфаи, погонщики мулов (катырджи) 40
” Джемилэ, погонщики ослов 20

[185]

” Фырка Джиайфир, производители камышовых рогож (камыш хасирджиси)

(В Багдаде, Басре и их окрестностях разрезают вдоль камыш, которого там множество, сушат его и потом плетут из него рогожки; эти рогожки во всем том краю в большом употреблении; их плетут без станков, как попало, в длину или в ширину. Многие тайфы живут этим промыслом)

40
” Фэляхат, булочники 10
” Бени-Саид-Рубах, торгуют съестными припасами в местности Сейф 5
” Аль-бу-Шибиль, привратники (конак-капу-джусу) 6
” Джурейсат, торговцы шерсти (юн-туджары) и бакалейщики 10
” Килябийин, торговцы и бакалейщики в Сейфе 8
” Бэхадирийе, рогожечники и караван. слуги 25
” Мухамидэ, лодочники (каикчи) и торговцы в Сейфе 6
” Вишахат, извощики (мэкяри) 5
” Баги, погонщики мулов 7
” Аль-бу-Махля, угольщики (кёмюрджю) 20
” Аль-бу-Хаязи, носильщики извести (кирэдж-хаммалы) 20
” Аль-бу-Иса, жгут известь 15

Итого ...... 920 289

Тайфы Эклям, живущие в Имам-Муса.

  дом.
Фырка Мубарийин, погонщики мулов 22
” Аль-бу-Хайа, тоже 10
” Хийтавийин, тоже 10
” Аль-бу-Муфаррадж, феллахи 30
” Мийдан, содержать буйволов 20

Итого ...... 92 [186]

Тайфы Эклям, в мукатаате Абу-Гурейб.

  дом.
Фырка Зуба, феллахи и воры 250
” Феляхи, тоже 15
” Узлюк, тоже 20
” Ишджайрийе, тоже 10
” Аль-бу-Гузлян, тоже 15
” Баджа, тоже 40

Итого … 350

Тайфы Эклям-и-сэлэсэ, живущие в Джурф-ус-сахэр (феллахи и пастухи буйволов).

  дом.   дом.
Фырка Аль-бу-Ганим 100 Фырка Аль-бу-Мухей 80
” Аль-бу-Хамдан 10 ” Увейсат 15
” Хукри 100 ” Хавалид 15
” Зумейль 35    

Итого домов 355.

Тайфы, живущие в месте, называемом Акр-куф.

  дом.
Фырка Аль-бу-Амир, феллахи 80
” Сумейлят, тоже 15
” Малик, феллахи и портные (дикиджи) 50
” Аль-бу-Сейфи 10
” Куртан-Дэравишэ, тоже 20
” Куртан-Шейхан, тоже 25
” Батта-Кууд, феллахи и простоквашники (иоуртчу) 33
” Батта-Джебиб, тоже 35
” Рубакат, феллахи и погонщики ослов 25
” Даббат, содержат буйволов 105
” Бени-Вейс, феллахи и воры 10

[187]

Фырка Хавабирэ, содержат буйволов 60
” Бени-Зейд-Маадыд, феллахи 20
” Бени-Зейд-Хамран, тоже 20
” Дженаби-Аль-бу-Гурбэ, продавцы овец 50
” Аль-бу-Ширри, ханджи на дороги в Хиллэ 30
” Ишджайрийе, феллахи и содержат буйволов 25
” Дэлим-Аль-Муин, феллахи 35
” Иглиса, тоже 10
” Бени-Тэмим, тоже 120
” Аль-бу-Халиль, тоже 20
” Феллахат, тоже 15
” Бени-Умейр-Бэдр, тоже 15
” Аль-бу-Наама, содержат буйволов 15
” Мухамидэ, феллахи и долабчи 15

Итого ...... 858

Тайфы в санджаке Дэлим 290 (феллахи и долабчи).

  дом.
Фырка Дженаби-Бахар 60
” Ишджайрийе 40
” Куртан-Дэравишэ 50
” Кувам 20

Итого ...... 170

Тайфы мукатаата Искендерийе (феллахи).

  дом.
Фырка Аль-бу-Бэдран 30
” Шевафи 30

Итого ...... 60

Тайфы мукатаата Хатэм-фэза (феллахи).

  дом.
Фырка Ал-бу-Мисри, содержат также буйволов 80

[188]

” Ишджайрийе 10
” Масуд 15

Итого ....... 105

Тайфы мукатаата Рыдванийе (феллахи и угольщики).

  дом.
Фырка Дэвавирэ 25
” Керадэ-Мэрзук 30
” Керадэ-Кавам 30
” Зуба 40
” Гусна, только феллахи 20

Итого ....... 145

Тайфы на харге Аль-бу-Лука.

  дом.
Фырка Раваджих, феллахи и содержат буйволов 25
” Дженаби, феллахи 10

Итого ....... 35

Тайфы мукатаата Мусайиб (феллахи).

  дом.
Фырка Аль-бу-Джеуари 10
” Мадалика, и воры 20
” Кайза 25
” Аль-бу-Хассу, и содержат буйволов 30

Итого ....... 85

Тайфы мукатаата Насырийе, подведомственного Хилле.

  дом.
Фырка Аль-бу-Мухайа, содержит буйволов 35
” Кувам, феллахи 45
” Аль-бу-Амир, тоже 25

Итого ...... 105

[189]

Тайфы деревни Хасын, подведомственной Хилле (феллахи).

  дом.
Фырка Джэравинэ 25
” Раваджих 5

Итого … 30

Тайфы деревни Мухауиль, подведомственной Хилле.

  дом.   дом.
Фырка Аль-бу-Хафыз 20 Фырка Тувайджирийе 20
” Джурейсат 45 ” Аль-бу-Тайф 80

Итого домов 165

Тайфы на нахре Наиб-задэ.

  дом.   дом.
Фырка Дигэйрат 20 Фырка Аммар 5
” Аль-бу-Тайф 10 ” Зобейд 20

Итого домов 55

Тайфы Эклямские в саду касабы Хилле Байруманэ (долабчи).

  дом.   дом.
Фырка Бени-Зейд-Кахтан 10 Фырка Нэвафилэ 5
    ” Узлюк 10

Итого домов 25

Тайфы в саду Вади-бея.

  дом.   дом.
Фырка Зобейд, феллахи и воры 30 Фырка Дженаби, сторожа 20

Итого домов 50.

Тайфы обоих берегов касабы Хилле.

  дом.
Фырка Аль-бу-Рейан, содержат буйволов 30
” Нэвафилэ, цеховые лавочники (эснаф) 10

[190]

Фырка Сэнаджирэ, носильщики 20
” Хукри, эснаф 10
” Кереви-джедид, тоже 80
” Бени-Зейд-Рэвашид, тоже 7
” Бени-Лягыр, тоже 5

Итого ... 112

Тайфы сада Рэвашид (сторожа и воры).

Фырка Дженаби ... 20 Фырка Зобейд ... 40

Итого домов 60

Тайфы в саду Вади-бея Хашхашийе.

дом.

Фырка Зобейд, сторожа и воры ........ 50

Тайфы Бёюк (большого)-Хейкана и Кючюк (малого)-Хейкана (феллахи).

  дом.   дом.
Фырка Нэвафилэ 10 Фырка Зэбдэ 5
” Аль-бу-Мухальхаль 15 ” Зобейд 50
” Муслит 10    

Итого домов 90

Тайфы в саду Мэзидийе.

дом.

Фырка Зухейрийе, долабчи .... 20

” Ишджайрийе, джульха ... 15

” Зобейд, феллахи, воры … 30

Итого ..... 65

 

[191]

Тайфы между левым берегом Диалы и жильем аширета Давэр.

дом.

Фырка Аль-бу-Абид, в местности, находящейся ниже Сальман-пака, содержат буйволов и

дровосеки …. 15

” Кутеймат, тоже .... 20

Итого …. 35

Итого всего аширетов и тайф Эклям-и-сэлэсэ Багдадского эйалета, домов 9496 291.

Тайфы Шехризурского эйалета, приписанные к Багдадским Эклям-и-сэлэсэ (феллахи).

В дер. Барадан, или Бейрадан, или Бурадан.

Принадлежащие к тайфам Кереви-джедид Не принадлежащие к ним.
  дом.   дом.
Фырка Сувафи 10 Фырка Адь-бу-Мана-Катами 25
” Аль-бу-Фурейх 60 ” Бени-Хэким 10
” Чагат 7 ” Сурэ-мэри 25
” Аль-бу-Гази 10 ” Дэхлэки-Бэлэдруз 5
” Бени-Тэмим-Бэлэдруз 2 ” Бени-Вейс 10
” Аль-бу-Сабах 5    

Итого домов 169 .

Тайфы, расположенные на нахрах Кешкявиль-и-Сейдалян (феллахи).

Принадлежащие к тайфам Кереви-джедид Не принадлежащие к ним.
  дом.   дом.
Фырка Бакакыль 70 Фырка Бени-Зейд 15
” Чагат 5 ” Бени-Аджиль 20
” Аль-бу-Гази 25    

Итого домов 135.

[192]

Тайфы на нахре Гювэз (Кюкэз) (феллахи).

  дом.   дом.
Фырка Гав-хур, Курды 50 Фырка Бакакыль, Арабы 20
” Аль-Азза, Арабы 10    

Итого домов 80.

Тайфы деревни Кара-тэпэ (феллахи).

  дом.   дом.
Фырка Татран 25 Фырка Кереви-джедид 30
” Зухейбат 20 ” Бени-Тэмим 7
” Бени-Нуэйр-Нэвасир 5 ” Бени-Зейд-Абабисэ 5
” Кярхи 7    

Итого домов 99.

Тайфа деревни Мэхлэтавэ 292 (феллахи).

  дом.   дом.
Фырка Бени-Тэмим-Бэлэдруз 20 Фырка Лейлэбун, Курды 10
” Бени-Вейс 10 ” Кереви-джедид id 15

Итого домов 55.

Тайфы деревни Тавук (феллахи и воры).

  дом.   дом.
Фырка Альбу-Мухаммед, из т. Аль-бу-Азза 30 Фырка Даудэ 10

Итого домов 40

Тайфы деревни Рэнг-абад, Курды (феллахи).

  дом.   дом.
Фырка Лейлэбун 40 Фырка Вэндаи 40
” Салихи 15 ” Гав-хур 40

[193]

(Арабы феллахи).

Фырка Дурраджи 20 Фырка Бени-Из-Кушчиан 20
” Аль-Азза 30    

Итого домов 205.

Тайфы деревни Сэр-кале-Махмуд (феллахи и собственники).

Дом.

Фырка Сувалих … 10

Фырка Каидж … 120

” Омэр-Биль … 20

Итого домов 150

Тайфы, живущие в округе Кифри, Арабы.

  дом.
Фырка Бени-Зейд-Абабисэ, феллахи 60
” Аль-бу-Амир, содержит буйволов 25
” Аль-бу-Казыб, ханджи 30
” Хыдрийе, тоже 15
” Дэхлэки, тоже 35
” Сэнаджирэ, тоже 30
” Аль-бу-Алька и Аль-бу-Хаязи, содерж. верблюдов, овец и воруют 60
” Аль-бу-Мугарни (?), феллахи 35
” Бени-Из-Кушчиан 30

(Курды)

  дом.
Фырка Кара-буга, феллахи 25
” Вэндаи, феллахи и вуджухи 40
” Дурраджи, феллахи 30
” Варанкаи, тоже 15
” Омэр-Биль, тоже 40
” Баят, тоже 60

Итого ... 530 [194]

Тайфы деревни Дюз-Хурмату 293 (феллахи). Арабы.

  дом.   дом.
Фырка Аль-бу-Саббах 30 Фырка Аль-бу-Муфаррядж 30
” Савалих 45    

Курды.

  дом.   дом.
Фырка Баят 150 Фырка Бараваджли 50
” Кара-наз 45 ” Шах-сэвэн 30
” Дюкирли 25 ” Даудэ 200
” Кулэвэнд 25 ” Лэк 50

Итого домов 680.

Тайфы нахии Асамин.

Фырка Бени-Из, феллахи … 60

” Аль-Убейд, феллахи … 20

” Аль-бу-Муфаррядж, владельцы овец … 20

Итого … 100

Тайфа дер. Енидже.

Фырка Дэлим-аль-Муин … 10

Тайфы эклямов, живущие в г. Керкук и окрестностях.

  дом.
Фырка Кадылийе 294, ремесленники в Керкуке 15
” Джурейсат, феллахи 20
” Муадыд, из тайфы Хадидийин, тоже 30
” Дэлим-аль-Муин, тоже 10
” Аль-бу-Сальман, из тайфы Хадидийин, торгуют овцами и ослами 80
” Дубусийин, из той же тайфы; мужчины и женщины занимаются распутством 40

[195]

Фырка Гуль, занимаются выделыванием нефти и феллахи 100
” Баят, ремесленники и феллахи 35
” Сэвалих, феллахи 10
” Дурраджи, тоже 5
” Кара-Наз, тоже 7
” Лэк, тоже 8

Итого … 360

Всех домов Эклям-и-сэлэсэ … 2613

А во всем Багдадском эйалете ... 9496

” ” Шехризурском ... 2613

_________

Итого ... 12109

Некоторые подробности об упомянутых аширетах.

До конца управления Багдадским эйалетом Давуда-паши, аширеты этих трех ведомств (эклям-и-сэлэсэ) различались между собою следующими названиями: Ахшамат, Кара-улус, Караул.

Первыми из них управлял начальник, называвшийся ахшамат-агасы, который назначался со стороны правителя Багдада и жил в этом последнем городе.

Кара-улусы находились под командою бея, избиравшегося из их среды, и вместе с этим начальником подчинены были ведению старшины дворцовых чиновников, капуджиляр-кетхудасы, как бы гофмаршала.

Караулам, также как и первым, багдадский вали, поставлял начальника, который назывался караул-агасы.

Но с изменением прежней формы багдадского управления, упразднены были также должности капуджиляр-кетхудасы, ахшамат-агасы и караул-агасы. А затем тайфы эти, под названием Аширетов трех ведомств (Эшайр-и-эклям-и-сэлэсэ), отданы [196] были в ведение особенного правителя (мюдира), который так и называется Эшайр-и-эклям-и-сэлэсэ мюдири.

По спискам, которые этот чиновник представляет правителю Багдада, дымовая пошлина (хардж-и-ханэ), отбываемая аширетами, составляет 1,461,900 с чем-то курушей. Но я слышал из достоверного источника, что сверх этой суммы, еще около половины такого количества денег собирается с тайф и остается в руках мюдира и его челяди. Эти излишние поборы, ложащиеся бременем на племена, производятся следующим образом: Так как все дела тайф препоручены правителем мюдиру, то этот последний и люди его за окончание каждого дела берут с Арабов взятки; кроме того, и самый способ взимания с них податей делается очень несправедливым образом: например, с одной тайфы, состоящей из 80 домов, положено было подати 100 шами; в последнее время 50 домов из них разбежалось; по справедливости, из положенной подати следовало бы исключить сумму, приходившуюся с выбывших семейств; но этого не делают, а положенные 100 шами берут с оставшихся домов полностью. Наведенные мною справки удостоверили меня в полной справедливости этого показания. В прежнее время пошлина калэмийе 295 взималась с тайф золотами, считая каждую золоту в 20, а по другим сведениям, в 18 пар. Али-паша, вместо этих золот, существовавших при Давуде-паше и его предшественниках, положил брать с них шамиами, в 8 курушей каждую шами, что конечно пало на этих бедных людей новым бременем. Узнав об этом, правительство сделало распоряжение, чтобы канцелярской пошлины (калэмийе) взималось с каждого дома по 50 пиастров. Это распоряжение было для аширетов истинным благодеянием, потому что они могли причитавшуюся на каждую тайфу сумму разложить хозяйственным образом между собою, смотря по средствам каждого дома, т.е. так, что одним приходилось вносить 10, а другим 100 курушей. Но к [197] сожалению, и это распоряжение правительства не достигает своей цели, потому что, как я слыхал, сборщики податей, без различия бедного от богатого, заставляют каждый дом, независимо от других, платить 50 курушей.

Аширет Шаммар-аль-Джерба, подведомственный Багдаду, и тайфы, зависящая от этого аширета.

  Домов.

Душ мужского пола

Конных.

Пеших.

Итого.

Кабилэ Аль-Махмуд; главных шейхов

(Шейх-эль-мешаих) берут из этой тайфы

300

300

500

500

Ал-Фадага

700

600

1700

2300

Аль-Абдэ

800

700

2000

2700

Аз-Зэйнан

600

500

1500

2000

Ас-Сабит

150

200

400

600

Аль-Аслям

150

150

250

400

Ас-Саих

400

500

1000

1500

Аль-Уалайат

200

250

550

800

Синджарэ

150

200

300

500

Итого

3450

11600

Каждая из этих девяти тайф, составляющих аширет Шаммар-аль-Джерба, разделяется еще на несколько мелких тайф. Все они класса бэдауи, а имущество их состоит из овец, верблюдов, жеребцов, кобыл. У них нет ни постоянных мест жительства, ни пахотных полей. Большею частью кочуют они или между Мосулом и Багдадом, или на реке Хабур в Джезире и других местах.

Неуправимых аширетов считается три; первые — Анизэ, вторые - эти самые Шаммары и третьи —Аз-зафир, о которых говорено было в описании Мунтэфиков. Я полагаю, что при большом старании их можно всех дисциплинировать; но на [198] подчинение порядку Анизэ и Шаммаров потребно было бы особенное усилие и последовательность действий со стороны целого ряда правителей. Исключив же Анизэ, с остальными двумя, т.е. с Шаммарами и Аз-зафирами сравнительно легче справиться. Таким образом, собственно пожаловаться только можно на эти три аширета. Что же касается аширетов Мунтэфик, Бени-Лям, Хезаиль, Хиндийе, Шаммар-тука, Дэлим и других тайф Эклам-и-сэлэсэ, а также шехризурских племен Аль-Убейд, Тай и других, то все они более или менее смирны, и если не приведены еще в должное устройство, то это потому, что правила, которыми правители, каждый в свою очередь, хотят подчинить их, противоречивы между собою, а потому и меры, принимаемые ими с этою целью, идут одна другой наперекор. Если бы в этот эйалет назначен был правителем человек здравомыслящий, твердый в слове, распорядительный, и оставался бы в управление краем долгое время, а в случае его смены, преемник его действовал бы сообразно с его распоряжениями и держался системы, принятой его предшественником, то по совести нельзя сомневаться в том, что между аширетами, на которые теперь жалуются, водворился бы и порядок и благоустройство.

Окончив таким образом описание багдадского эйалета, приступаю к описанию соседственного ему Эйалета Шехризурского.

Комментарии

275. Таш-хан — каменный каравансерай.

276. Мусейиб — освобожденный, выпущенный на волю.

277. Мусульманские географы, как известно, называют Месопотамию островом! (Аль-Джезире).

278. Автор, в начале своего сочинения, тайфы эти правильно называл Маадан; в этих же последних четырех главах, вероятно увлеченный произношением арабского слова мийдэ (желудок), начало которого пишется так же как и начало названия этих племен, стал называть их Мийдан.

279. Шемамире — множ. от Шаммар.

280. 1254 г. х. соответствуем нашему 1828-му году.

281. Муштехид, должно быть Муджтехид — судья из мулл, имеющий авторитетное право решать по шариату вопросы духовные и светские. В каждом большом городе Персии по два и по три муджтехида.

282. Сарра-мян-ра неправильно. Следует Сурра-мян-ра.

283. Мусульмане шиийского толка веруют, что имам Мехди скрылся в колодце, существующем в Самаре, что он жив и теперь, и что наконец явится миру, для того, чтобы мусульман нешиийского толка и всех немусульман обратить в шиийцев, т.е. в истинную веру.

284. Тут буквы худо отпечатались. Название это поставил я гадательно.

285. На сколько можно разобрать все цифры, очень худо отпечатавшиеся, сумма выходит 564.

286. Тахта-капулу, слово турецкое, означает хлебопашец.

287. В подлиннике опечатка: стоит: акык (сердолик).

288. Из-Кушчиан, выше в подлиннике было Аз-Кушчиан, что неверно.

289. Не 920, а 910.

290. Название Дэлим является у автора с различными гласными, что еще более утверждает меня в мнении моем об этом названии; см. 270.

291. Не 9496, а 9500.

292. Не Мельхетав ли?

293. Дюз-Хурмату. Неверно написано. Первое слово начинается не с буквы Д, а с твердой Т, которую Османы большею частью произносят как д; оттого автор привел его не так как оно написано по-арабски, а как прочел его по-османски, заменив одну букву другою. Туз-Хурмату же слишком известная местность.

294. Кадылийе. Б. м. Фадылийе. Вся разница в одной точке.

295. Калэмийе — канцелярский сбор.

 

Текст воспроизведен по изданию: Сияхэт-наме-и-худуд. Описание путешествия по турецко персидской границе. М. 1877

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.