|
36. УКАЗ [О НАЗНАЧЕНИИ] ГЛАВЫ СПОДВИЖНИКОВ ИМАМА ШАФИ’И 1, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ! Оказание уважения имамам и ‘улемам религии, да умножит их Аллах, является основанием для незыблемости державы, и решения всех вопросов государства, а упорядочение [117] всех их дел — следствием прочности царства. Наше усилие всегда было направлено на утверждение этих представлений, на укрепление этих основ, и мы всегда уделяли внимание этому вопросу, приближались к Творцу, да будет он могущественным и превозвышенным, путем воодушевления древних родов, возвышения достоинства ученых и благочестивых людей, которые являются знаме[носцами] религии, служителями истины и путниками дороги шариата. И таким образом и способом мы просили /с. 86/ о помощи и милости Его, благословенного и всевышнего, и находили ясными приметы благополучия и процветания на страницах состояния дел государства. И поэтому с каждым разом в нас усиливалось желание устраивать те богоугодные дела и распространять подобные добрые начинания. И любой успех, который постигал нас в религиозных и шариатских делах, мы считали новым даром из благ Господа всевышнего, отблагодарить за которые вне пределов [возможного] и с которыми не сравнятся все земные блага. И род Сам’ани 2 в Хорасане является началом и источником религиозных учений, родником и питомником милостей и благодеяний Господа, и первое место, кресло науки и [право] на фетву 3 всегда принадлежало одному из выдающихся ‘улемов и предводителей того рода, украшенному [нарядом] различных знаний и отличающемуся от подобных ему способных людей. И славный, благочестивый имам Тадж ал-Ислам Кавам ад-Дин Абу Са’д Абд ал-Карим ибн Мухаммад ибн Мансур ас-Сам’ани 4, да продлит Аллах ему свою помощь, является жемчужиной в ожерелье того рода, распространяющем лучи знаний в странах мира, и верным отпрыском и заслуженным наследником своего отца Тадж ал-Ислама Мухаммада, да благословит его Аллах, известного в мире, на Востоке и на Западе, своими большими знаниями и являвшегося предводителем и вождем мусульман. И покинул он свою родину — округ Мерв, добрался до стран Магриба и Шама 5 и провел молодые годы, которые являются лучшим временем жизни, в поисках знаний, постигая традиции и слушая известия и пророческие предания 6 из уст сказителей, на чем основан текст священного Корана, к которому “не приходит... ложь ни спереди, ни сзади — ниспослание мудрого, достохвального” (Коран XLI, 42) и в котором говорит Он, да будет он могущественным: “И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь” (Там же LIX, 7), а также беседуя и общаясь с крупными ‘улемами мира и превосходными имамами ислама. [Исходя из этого], [наша] воля решила таким [образом]. Мы послали доверенных людей, почтительно предложив ему явиться и пообещав [118] должность его отцов и дедов, чтобы он украсил михраб и минбар и [возглавил] дело веры, которое по праву наследования и в соответствии с заслугами принадлежит ему.. И после того как Тадж ал-Ислам Кавам ад-Дин имам ал-харамайн 7, слава Хорасана, удостоился чести внимания нашего Присутствия и мы нашли пользу и [добрые] напутствия в его благословенном великолепии, которое является ключом к сокровищам науки, и нам показалось абсолютно преуменьшенным то, что доносили до нашего слуха и о чем рассказывали нам крупные ‘улемы относительно больших [его] знаний и совершенства учености по сравнению с тем, что пришлось [нам] увидеть, /с. 87/ то [мы] сочли обязательным и непременным оказывать ему почтение и уважение, исполнять обещанное, соблюдать его наследственные и заслуженные права перед государством, да укрепит его Аллах, и передать ему унаследованную должность, которая переходила от одного великого мужа к другому и которую [по праву] заслуживает Тадж ал-Ислам Кавам ад-Дин, вобравший в себя похвальные качества и вместивший истины и тонкости [в различных областях] знаний, в каждой из которых он занимает первое место. После раздумья, размышления, выбора и прошения благословения у [Господа] мы передали Тадж ал-Ислам ва-л-Муслимину Кавам ад-Дину полномочия главы 8 [различных] разрядов [сподвижников] имама Мутталиба Шафи’и, да будет доволен им Аллах, в городе Мерве и его округе и должность хатиба в соборной мечети, которая значится за сподвижниками имама мусульман Шафи’и, да благословит его Аллах, [возложили на него] обязанности преподавателя и наставника в медресе, а также в медресе Низами 9, [поручили] ему места погребения мучеников, пятничную мечеть и управление вакфами в городе и его округе, которые числятся за ним, и передали в руки его смелости, больших знаний, учености, верности и набожности поводья для управления теми религиозными и шариатскими делами и сделали его ответственным за интересы тех важных и деликатных начинаний, дабы он оживил честь и традиции своих предков, да помилует их Аллах, постарался бы в проявлении добрых примет и похвальных подвигов, при их исполнении заботился бы об ‘улемах и соблюдал бы права ра’ийатов и благочестивых людей в соответствии с тем, что велят ему его добрый характер, искреннее намерение, совершенство разума и благочестия и твердость воли, оберегал и охранял бы от упрека и возражения все то, что передано на его попечение и поручено его рассудительности из религиозных дел, больше заботился бы о поклонении Господу всевышнему, несмотря на то, что это для него является обязательным. И хотя страх перед Господом является обязательным для всех, [тем не менее] для ‘улемов это положение определено [119] в соответствии с тем, что говорит Аллах, хвала ему [всевышнему]: “Ведь боятся Аллаха из его рабов знающие” (Там же XXXV, 25). Путь всех знатных и известных людей касабы Мерва и ее округи из эмиров, ‘улемов, шейхов тюрков и тазиков, да продлит Аллах их могущество, таков, чтобы они повиновались, покорялись и подчинялись приказу, все [упомянутые выше] дела определили бы за Тадж ал-Ислам ва-л-Муслимином имам ал-харамайном, да продлит Аллах ему свою помощь, преградили бы путь к вмешательству и пререкательству, постарались бы в оказании ему уважения и почтения, а хатибы окрестностей и мутавалли вакфов обращались бы к нему, возложили бы на светлый разум Тадж ал-Ислама [вопросы], касающиеся управления, трат, назначения, приближения и изгнания [людей], и считали бы действенным его приказ /с. 88/ в этих делах, решение его — безусловным, а слова его — по любому [вопросу], с которым он обратится к нашему Присутствию, — услышанными, а хвалу или жалобу его — принятой и удовлетворенной. Пусть это себе представят все, подчиняются и повинуются приказу, если пожелает всевышний Аллах. Комментарии1. Основателем шафиитского толка (мазхаба) был имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи’и (ум. в 820 г.). О нем см.: Петрушевский. Ислам в Иране, 138. EI 2. III. 2. Род знаменитых ‘улемов и богословов Мерва, известных своими литературными трудами. Йакут видел две библиотеки семьи Сам’ани в Мерве (Ж у ко веки и, 34). 3. Фетва — разрешение судебного или частного юридического запроса на основе шариата. Упомянутый в документах “‘Атабат ал-катаба” шейх Мухйи ад-Дин Мухаммад ибн Йахйа (см. указ № 1, примеч. 2) вынес фетву на запрос султана Санджара, с которым он обратился перед своим походом на огузов. Шейх написал султану, что ра’ийаты, противящиеся своему владыке, — мятежники. Шейх благословил поход. Когда огузы нанесли поражение Санджару и ворвались в Нишапур, они схватили Мухйи ад-Дина Мухаммеда ибн Йахйу и предали его мученической смерти. 4. Кавам ад-Дин Абу Са’д ‘Абд ал-Карим ибн Мухаммад ас-Сам’ани (ум. 1166 г.) — известный богослов, литератор и путешественник, автор “Книги родословий” (“Китаб ал-ансаб”). В своем труде ас-Сам’ани дал в алфавитном порядке список прозваний знаменитых шейхов и ‘улемов ислама, сообщив краткие биографические сведения о каждом лице. Так как прозвания в основном были заимствованы от названий городов и селений, то труд Сам’ани имел большое значение для средневековой географии и являлся одним из главных источников “Географического словаря” Йакута ал-Хамави (Ибн ал-Асир, IX, 162; Бартольд. Туркестан, 81). 5. Шам — средневековое название Сирии (иногда Дамаска). 6. Ахадис — хадисы, предания о поступках и изречениях Мухаммеда. 7. Имам двух святынь — Мекки и Медины. 8. Предводители сподвижников каждого из религиозных учений (мазхаб) назывались имамами и пользовались определенными правами и льготами (Петрушевский. Ислам в Иране, 94, 245). 9. О медресе Низамийе см. указ № 1, примеч. 1. |
|