|
18. НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ НАИБА ДИВАНА ВАКФОВ ГУРГАНА 1 Так как ответственность за вакфы касабы Гурган и его округи возложена на славного и превосходного имама ‘Азиз ад-Дина Асир ал-Ислама, да продлит Аллах его величие, и устройство их дел в соответствии с условиями, [определенными] завещателями, поручено ему, то, следовательно, [и само] дело, которое является [одним] из самых деликатных шариатских дел, мы передали на его попечение и доверили /с. 53/ его опыту, находчивости, рассудительности и доброму характеру. И при управлении и соприкосновении с тем делом он не обойдется без проницательного, справедливого наиба с хорошим характером, похвальным образом действий, руководимого [Господом] в шариатских делах, [делах], имеющих отношение к му’амала, и знающего их тонкости. Было приказано, чтобы ходжа ‘амид Зийа ад-Дин, который [является одним] из доверенных и способных людей при дворе и известен своей одаренностью, смелостью, знаниями, благочестием и ясностью цели, заботился о том важном религиозном деле в качестве наиба Зийа ад-Дина, да продлится его величие, должным образом выяснил бы состояние дел, [имеющих отношение] к вакфам, вскрыл бы их недостатки и проявил бы огромное усердие в их упорядочении и оживлении. И пусть он затребует их доходы, которые [поступили] в прошлом, и если обнаружит недостаток и заметит вероломство, то он должен исправить положение, а если [не сможет], то пусть доложит в диван, дабы последовало приказание о том, что может быть необходимым для его исправления, и укрепился бы фундамент [его] уважения. Приказ таков, чтобы известные, видные и почтенные люди города Гурган и его округи из числа саййидов, кади, имамов, ра’исов, дихканов 2, наибов и мукта’, да усилит их Аллах и окажет содействие, создали все [необходимые] условия для укрепления положения и [оказания] почестей Зийа ад-Дину, считали бы утвержденными за ним в качестве наиба Азиз ад-Дина обязанности по исполнению возложенной на него должности и ничего не скрывали бы от него. И пусть окажут содействие и обратят внимание на его просьбы, с которыми он обратится в диван ра’иса и ведомство шихне, и если появится нужда в помощнике или шихне 3, то пусть назначат и сделают все, что будет способствовать успеху того дела согласно его требованию. И пусть каждое племя и каждая секта из сект ислама передадут ему список [своих] вакфов и ничего не скрывают от него, дабы не последовали возражение и наказание. И пусть они (Имеются в виду вышеперечисленные представители господствующих слоев населения города) прекратят все домогательства и захваты, с которыми не будет согласен наиб [81] ‘Азиз ад-Дина, ничем не овладевают без разрешения и все подчиняются и повинуются постановлению приказа, если пожелает всевышний Аллах. Комментарии1. Диван-и аукаф-и Гурган — имеется в виду диван по управлению вакфами в области Гурган. 2. Дихкане — местная (персидская) земледельческая аристократия, значительно утратившая свое значение и обедневшая в сельджукское время (о дихканах см.: Бартольд. Туркестан и турки, 249; Федоров, 109—116; Агаджанов. Сельджукиды и Туркмения, 115, 130). Материалы документов дают основание рассматривать дихкан в первой половине XII в. как средних земельных собственников. 3. Здесь термин “шихне”, видимо, выступает в значении представителя, помощника. |
|