|
АБУ ХАМИД АЛЬ-ГАЗАЛИНИША СВЕТАПРЕДИСЛОВИЕ Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Властителю миров, и благословение предводителю посланников, Честному Мухаммаду, его роду и сподвижникам. Имам аль-Газали своим мышлением представляет одну из вершин культуры в ее человечески широком смысле. Ибо он владеет умом, который своей гениальностью оказал влияние как на исламское, так и на мировое мышление, так как этот ум отличился широтой охвата и высоким уровнем созидания одновременно, что придало богатства и возвышенности его мысли. Это объясняется, как мне кажется, врожденной способностью, дарованную ему Творцом (Великий Он, Хвала Ему!), которую затем развила неукротимая воля в преодолении долин знаний в поисках абсолютной истины. Эта книга — «Ниша света» — представляет собой высокий уровень в творчестве аль-Газали — искателя правды и истины. Хотя аль-Газали и упомянул в своем предисловии, что он написал эту книгу в ответ на вопрос о секретах Божественных Лучей, но в действительности он сделал это, так как достиг определенного уровня понимания и пожелал его утвердить, и он бы сделал это, даже если бы к нему не был обращен вопрос вроде этого. Аль-Газали объяснил спросившему его секреты тех Лучей при помощи собственного тафсира (толкования) аята «Hyp» (Коран, 24:35) и хадиса о Завесах, и объяснение это он поделил на три части. Первую часть он посвятил разъяснению понятия «свет» и того, что с его помощью мы видим и узнаем вещи такими, какие они есть на самом деле. В конце этой части он пришел к тому, что Аллах (Всевышний Он, Хвала Ему) — Истинный Свет, ибо Он делает вещи видимыми, Свет этот неосязаем и непостижим, Он не есть сущность, но это свет, существующий в разуме, с помощью которого мы воспринимаем вещи... [201] Во второй части он рассказывает о секрете уподобления Его (Хвала Ему) Нише, Лампе, Стеклу, Дереву, Маслу и Свету; потом он говорит о степенях озаренных человеческих душ и о том, что это значит. Третью часть, последнюю, он посвятил объяснению хадиса о Завесах, того, что есть Завеса, кто такие покрытые Завесой и каковы их подразделения. Перед тем, как оставить тебя, о читатель, наедине с главами этой книги, необходимо заметить, что некоторые исследователи считают, что теория Света отвлеченная и абстрактная, и она ни что иное, как чисто философская теория, в которой аль-Газали попытался соединить исламское видение, выраженное в аяте и хадисе с одной стороны, с александрийской теорией разлития — с другой. Как бы то ни было, я не могу что-либо сказать по этому философскому предмету, так как я не философ и глубоко философию не изучал, я предоставляю это дело тем, кто проникся ею и хорошо ее изучил, обращая внимание тех, что хочет больше узнать об этом, на две важные истины: первая: исследователь должен принять во внимание, что эта теория представляет собой одну из точек развития мышления аль-Газали — искателя Истины — как я уже говорил, несмотря на близость ее или отдаленность от истин Ислама, утвержденных и явных; вторая: должно быть ясно, что такие книги аль-Газали предназначаются определенной группе людей, а не всем. Что касается меня, то мне остается лишь преподнести читателю, согласному с аль-Газали, то, что он любит и чего он ждет, а тому, кто с ним не согласен, — сознательный и уравновешенный склад ума и притягательный творческий стиль мышления. [202] Д-р Бади Саид
|
|