|
Две греческие надписи из Кирены 2, относящиеся к маздакитскому учению I. Общность всего имущества и женщин есть источник божественной справедливости; совершенный мир 3 избранным из слепого множества превосходным мужам, которые, как понимали Зороастр 4 и Пифагор 5, лучшие из иерофантов, должны жить вместе сообща. II. [Сверху надписи изображен крест с именем Осириса.] Симон Киренейский, Тот, Кронос, Зороастр, Пифагор, Эпикур, Маздак 6, Иоанн, Христос и наши руководители киренаики 7 в согласии приказали нам ничего не присваивать себе, поддерживать законы и ополчаться на беззаконие. Ведь это — источник справедливости, это — жизнь счастливая в общности. Комментарии2. Перед первой греческой надписью имеется еще надпись на семитском языке: “Мир [или: благополучие, счастье]! Общность — источник справедливости. Мир! справедливость — благо закона. Мир! закон — узы дайра”. 3. Или: спокойствие, благополучие, счастье. 4. В оригинале Зарадес, обычная в позднеантичное время передача имени Зороастра. 5. Ср. примечание 7. 6. Вполне возможно, что здесь следует иметь в виду не Маздака, действовавшего в конце V — начале VI в., а основателя секты — Маздака “Старшего”. 7. Ссылки на названные здесь имена богов, пророков и философов древнего мира характерны для ряда гностических сект вне зависимости от соответствия их учений религиозным и философским системам, связанным с этими именами. M. Geseniys, De inscriptione Phaenico-graeca in Cyrenaica nuper reperta ad Carpocratianorum haeresin pertinente commentatio, Halle a. S., 1825, p. 13-14 (греческ.). Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. М. 1961 |
|