Адамова гробница
(Сие описание Адамовой
гробницы прислано 1729 года в С. Петербург к
Профессору восточных языков Керу из Ены от
Адъюнкта Тимпе).
На острове Цейлоне, в области владетеля
Кандийского, в провинции Матурской, у подошвы
каменной горы находится гроб, ниже описанной.
Гора называется Адамовою. В ней иссечена
могила, над которою положен надгробный камень с
вырезанными двадцатью пятью неизвестными
буквами (При подлиннике приложено
изображение сих бук. Из бумаг, оставшихся после
покойного Кера и хранящихся в Московском Архиве
Коллегии иностранных дел, явствует, что сия
надпись составлена из древних Самаританских
писмен, и значит, по его же переводу Латинскому: В
память Адаму, умершему на острове Цейлоне,
сожалея об утраченном первородном образе.).
Доселе никто еще не мог истолковать, что они
значат. Жители утверждают, что первый человек
Адам здесь похоронен. Камень имеет в длину 14, в
ширину 15, в толщину 1 1/2 футов; он
красив и гладок, как [188] будто
полированный. По сторонам его поставлено пять
каменных столпов. В головах ямы стоит другой
камень; он пестротою походит на мрамор, длиною и
шириною равен первому, но не столь красив, и без
надписи. За ним в скале есть колодезь, называемый
Адамовым; его вода вкусом и чистотою
превосходнее других на острове. В шести футах от
первого камня поставлен другой без надписи же. За
ним в другом камне высечена лампада, которая, как
уверяют жители, горит днем и ночью без масла и
светильни. В четырех или пяти милях от сего места
есть другая весьма высокая из цельного камня
гора, называемая Адамовою, имеющая вид башни,
с остроконечною вершиною, на которой находится
маленькая площадка: там виден след ноги
человеческой на камне. Большая часть жителей
уверена, что этот след напечатлен Адамом;
другие же говорят, что языческий жрец, по имени Буду,
которому они поклоняются как Богу, в некоторые
времена года хаживал на сию гору молиться своему
идолу, и что, возносясь живой на небо, оставил
свой след в память людям. Язычники почитают обе
горы за священные места, и в назначенное время
приходят к ним толпами для принесения жертвы,
веря, что Буду может воскресить их тела по [189] смерти. Сии праздники
называются праздниками Буду. Жители, в прочем
самые грубые и ожесточенные язычники, знают, что
есть Бог, и говорят, что он добр, следственно не
должно поклоняться ему; но что надлежит
приносить жертвы чорту и ему поклонятся, для того
чтоб он не делал нам никакого зла.
Текст воспроизведен по изданию: Адамова гробница // Вестник Европы, Часть 35. № 19. 1807
|