Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 91

Между 1670 г. мая 18 и 1671 г. ноября 17 (Датировано по времени пребывания Б. А. и С. И. Пазухиных в Хиве и Бухаре, указаны даты приезда послов в Хиву и отъезда из Бухары (то же дело, лл. 17, 94 об.).). — Из статейного списка русских послов в Бухару, Балх и Хиву Б. А. и С. И. Пазухиных о ближайшем пути в Индию и о посылке в Индию для сбора сведений толмача Семена Измаила.

...(л. 75) Да Борису ж с товарыщи велено проведать: с которыми государствы в дружбе и ссылке бухарской и балховской цари и хивинской хан. С турским салтаном в дальнем ростоянии дружбы (л. 75 об.) и недружбы не имеют и послами ссылки нет. А с-ындейским царем и с персицким шахом у бухарского и болховского царей дружба и совет. А у хивинского хана с-ындейским царем (л. 76) дружба и совет потому ж, и посол хивинской из-Индеи пришол при Борисе...

...(л. 80) А о индейской дороге в наказе великого государя Борису написано: велено накрепко проведать многими ведущими людьми, на которые городы от Астарахани прямее и податнее дорога Индейского государства, и какие люди по дороге живут, и не бывает ли проезжим людям какие мешкоты и грабительства, и сколько от которого города ходу. И то писано о всем имянно порознь по статьям.

И Борис с товарыщи о индейской дороге (л. 80 об.) посылали нарочно в Балх и проведали имянно, да и туточными индейскими старожилы и ездоками, которые при них, Борисе, в Бухары из Индеи приезжали. И, роспрося, написали о индейской дороге подлинно:

И от Астарахани в-Ындейскую землю в город Жанабат, в котором царь Уранзеп индейской живет, податнее и прямее дорога морем на Караганское пристанище. (л. 81) А от того на Хиву караваном ходу 3 недели и меньши. А от Хивы на Балх ходу 3 недели и малым чем больши. А Болховскою землею до индейских гор и до последнего болховского города Хенжона неделя ходу. А от того до первого индейского города Парвана, в объезд около гор, ходу 4 недели. А прямою дорогою лошадьми до того ж города Парвана 6 днищ ходу. (л. 81 об.) А от Парвана пошла Индейская земля. И от того до города Чарыкара 2 днища ходу. А от того до города Кавалу 1 день ходу. А от того до города Большого Чарыкара 2 дни ходу. А от того до города Пешаура 6 днища ходу. А от того до города Атака и до перевозу реки Атаку 2 днища ходу. (л. 82) А от того до города Ратасу 5 день ходу. А от того до реки Джилиму 3 дни ходу. А от того до перевозу реки Чинову 3 дни ходу. А от [169] того до города Малого Гужрату 2 дни ходу. А от того до великого города Лагурю 2 недели ходу. А от того до города Салтанпура 3 дни ходу. А от того малыми горами до города Джанабату (л. 82 об.) 2 недели ходу. В нем живет индейской царьУранзеп. А родства царь индейской — Темир-Аксак прадед ему, Уранзепу царю, был, а прозвание роду их — Чагатай. А веру держит прежную свою бусурманскую, а не индейскую. А под областию ево всяких чинов люди веру держат индейскую торговые и черные люди.

И всего от Астарахани до индейского города Джанабату сим путем, без простою, 4 месяца 2 недели верблюжьим ходом. (л. 83) А есть путь из Астарахани и через Персицкую шахову землю в-Ындею, только будет путь того дале, и тяжеле, и убыточнее. И ныне индейской царь с персицким шахом в недружбе, и посла русково не пропустят, кроме торговых людей.

Да Борис же с товарыщи прислали из Бухар в-ындейские городы толмача Семена Измаила, которой послан был з Борисом из Астарахани в Бухары по приказу боярина и воевод князя Ивана Семеновича Прозоровского (л. 83 об.) с товарыщи. А велели Борис с товарыщи ему, Семену, ехать до индейских городов до Кавылу и до Лагура и до самого царственного города Джанабату. Да Семену ж велели проведать в-Ындеех о всем обычаи их: Иасафа царевича где мощи ево лежат, и о всяких товарех и торгех, и о проезде руских людей, и о всяких надобных статьях, какие в-Ындее узорочные товары и диковины на рускую руку, и что на индейскую руку (л. 84) надобно русских товаров. И о всем проведав в-ындейских городех, велели быть толмачю Измаилу к великому государю к Москве и велели явиться со всякою ведомостью в приказе Казанского дворца.

Да в наказе ж великого государя написано: велено Борису с товарыщи итти в Балх, будет есть почто. И Борису в Балх итти было невозможно, потому что у бухарского царя з балховским была война полтора годы, и в то время (л. 84 об.) из Бухар и из Балху, на обе стороны, проезду не было, и на дорогах всяких людей побивали и грабили.

И Борис с товарыщи посылали от себя из Бухар тайным обычаем в Балх к царю Супхонь-кули-хану толмача Микиту Медведева. А велели проведать: чаять ли к великому государю царю и великому князь Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, балховскаго царя Супхонь-кули-хана (л. 85) совету и дружбы, и для подлинного проведыванья о индейской дороге, и о руском полону в Балхе, у царя и у людей ево, и которого чину. И посылал Борис с товарыщи балховскому царю даров от себя. А сколько чего послано к балховскому царю и ближним людем, и то писано под сим списком.

И толмач Микита Медведев в Балху у царя Супхонь-кули-хана был во 179-м году мая в... (Число в документе не указано.) день. А из Балху приехал того же году мая в 24-й день и подал Борису с товарыщи доездной (л. 85 об.) список за рукою. А в списке ево написано. — Балховский царь Супхонь-кули-хан желает к себе великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, совету и дружбы и послами пересылки. И говорил царь Супхонь-кули-хан. — Естли де великий государь укажет прислать в Балх и в-Ындею и в-ыные государства людей своих и послов, и он де, Супхонь-кули-хан, людей великого государя велит (л. 86) пропускать и своею землею оберегать. А руских полоняников у балховского царя во дворе, мужеска полу и женска, человек со ста. А покупают де людей дорогою ценою. А [170] индейская дорога из Балху жилыми месты, и никакого дурна и грабительства и налоги не бывает. А ходу до индейского города Жанабату, где царь живет, от Балху 8 недель или мало больши, окроме простою. А урочища и городы писаны индейской дороге имянно порознь выше сего...

...(л. 100) да по указу великого государя был з Борисом Пазухиным с товарыщи в бухарской посылке самарской стрелец (л. 100 об.) Максимко Яковлев для толмачества индейского языку. Тот Максимко ис посылки з Борисом пришел к Москве...

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Бухарой, кн. 2, лл. 75—76, 80—86, 100—100 об. Подлинник.

Опубл. в РИБ, т. XV, отд. VI, стб. 60—64, 70. Роспись пути опубл. в статье: А. Ф. Малиновский, Известие об отправлениях в Индию российских посланников, гонцов и купчин с товарами и о приездах в Россию индейцев с 1469 по 1751 год («Труды и летописи ОИДР», ч. VII, стр. 148—151).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.