Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 64

1662 г. мая (Дата указана в опущенной части текста наказа (та же книга, л. 151 об.).). — Из наказа Посольского приказа русским послам в Персию Ф. Я. Милославскому и Ф. С. Нарбекову о переговорах с индийскими послами в Персии об установлении дипломатических отношений между Индией и Россией и о переговорах с персидским правительством о пропуске русских послов и гонцов через Персию в Индию.

(л. 224) А как они, великии послы, будут у шаха, а в то время будет прилучитца у шаха индейские послы, а им, великим послом, будет [138] учнут говорити шаховы ближние люди, что индейской царь с шах-Аббасовым величеством учинился в дружбе и в любви, и ссылка о добрых делех меж ими есть, а хотят те индейские послы с ними, царского величества великими послы, видетца (л. 224 об.) и о государских делех поговорить, или учнут к ним, великим послом, присылати о том же индейские послы, чтоб с ними видетца и о государевых делех поговорить, и послом великим велеть индейским послом быти к себе на подворье, а в которой день им быть, и в тот день на дворе велеть устроить по посольскому обычаю. А как индейские послы к ним придут и что с ними о государских делех поговорят, и им те их речи велеть записать, а им, индейским послом, сказать: (л. 225) как они, великие послы, аже даст бог, будут на Москве у великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, у его царского величества, и они те речи их до великого государя нашего до его царского величества донесут.

А говорити с ними в розговорех и росказывати про великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, про его царского величества, что он, (л. 225 об.) великий государь, ныне в совершенном возрасте, а дородством, и разумом, и красотою лица, и милосердым нравом, и всеми благими годностьми всемогущий бог украсил ево, великого государя нашего ево царское величество, хвалам достойного паче всех людей, и ко всем людем к подданным своим иноземцом ево царское величество милостив и щедр своею государскою милостью и всех призирает, и по своему государскому розсмотрению саны, честь дарует комуждо по достоинству, и всех всем изобильствует, никто ж, видя ево царско пресветлое лицо, печален отходит; так же (л. 226) он, великий государь, науком премудрым филосовским многим и храброму учению навычен, и к войскому ратному к рыцорскому строю хотение держит большое по своему государскому чину и достоянию, и по тому ево государскому чину и достоянию, и по тому ево государскому бодроопасному разуму и храброму и милосердому нраву достоен он, великий государь, содержати и иные многие земли и государства.

А потом говорити про ево царского величества широкие и изобильные государства и многую (л. 226 об.) рать и величества, и как все великии государи из окресных государств к царскому величеству присылают в любительных поминках со многими узорочьи, что в которой земле ведутца, а царское величество против того посылает к ним всякие ж узорочья, которые в Моско[вско]м государстве ведутца.

А говорить с теми индейскими послы, смотря по их речем, и чтоб государеву имяни было к чести и к повышенью.

А будет индейские послы были у них, великих послов, и говоря о государских делех, а после того (л. 227) пришлют к ним, великим послом, чтоб они, великие послы, приехали к ним, индейским послом, поговорити о государских же делех, и им, великим послом, к индейским послом потому ж ехать и о государских делех с ними говорити, а что поговорят, и те их речи потому ж велеть записать.

А будет индейские послы на подворье к ним, великим послом, не поедут, а учнут с ними ссылатися о которых делех дворяны, и послом великим, окольничему, потому ж с ними ссылатися дворяны или толмачи добрыми, а самим к ним на подворье потому ж не ездить.

Да будет те индейские послы договорят (л. 227 об.) с ними, великими послы, о ссылке, чтоб великому государю его царскому величеству обослатися з государем их с шах-Джаганом индейским о дружбе и о любви и о всяких добрых делех, и послом великим говорити с [139] шах-Аббасовыми ближними людьми в ответе.— Ведомо им, великим послом, учинилось от них, ближних людей, что великий государь их Абба[с]-шахово величество с-ындейским шахом в братстве, в дружбе и в любви и в сылке, и великий государь наш его царское величество потому ж хочет с-ындейским шахом быти в дружбе и в любви и в сылке. А в прошлом во 154-м году великий государь наш его царское величество послал было к индейскому (л. 228) шаху с своею царского величества любительною грамотою гонца своего Микиту Сыроежина да Василья Тушканова (См. док.. № 49—55.), а об отпуске их царское величество писал к великому государю их к Аббас-шахову величеству с своими царского величества послы со князь Савельем Козловским да з дьяком с-Ываном Зиновьевым. И тем царского величества послом князь Савелью Козловскому да дьяку Ивану Зиновьеву шахова величества ближние люди сказали, что великий государь их Аббас-шахово величество через свое государство велит царского величества гонца пропустить с провожатыми и корм и подводы дать. А после того они ж, ближние люди, сказали, что того царского величества гонца к индейскому шах Джагану отпустить в то время было нельзя, для того что учинилось у них с-ындейским шах Джаганом ссора на рубеже, в украинных городех. (л. 228 об.) А будет царское величество изволит вперед к индейскому шах Джагану послать своих царского величества послов или посланников и гонцов, и о том бы царское величество изволил з государем их с шах-Аббасовым величеством обослатися. И будет впредь великий государь наш его царское величество изволит послов своих или посланников или гонцов послать к индейскому шаху Джагану, и великий бы государь ваш шах-Аббасово величество для великого государя его царского величества братцкие дружбы и любви велел в-Ындею через свое государство великого государя нашего его царского величества послом или посланником или гонцом дати дорогу с провожатыми.

Да как они, великие послы, с шаховыми ближними людьми о дороге в-Ындею договорят, что шах (л. 229) через свое государство царского величества послов и посланников и гонцов в-Ындею вперед велит пропускать, и на то у них, шаховых ближних людей, взять ответное письмо, чтоб царскому величеству впредь было надежно.

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Персией, кн. 14, лл. 224—229. Список.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.