|
№ 258 1716 г. февраля 22.— Сказка А. Семенова, слуги обер-инспектора Рижской таможни И. Исаева, о поездке его в 1695—1699 гг. в Персию и Индию с С. Маленьким. (л. 21) Февраля 22-го дня нынешняго 716-го году в Канцелярии Сената явился обор-инспектора рижского Ильи Исаева человек Андрей Семенов и сказал: В прошлом де 203-м году ездил он из Москвы гостиной сотни с Семеном Маленьким ево рабом в Персиду, а ис Персиды в-Ындею. А он, Семен, посылан был купчиною ис приказу Большие казны с товары: с юфтью красною, с сукны галанскими и аглинскими тонкими, с костью рыбью, и даны ему были в Персиду и в-Ындею ис Посольского приказу грамоты, и в то время был он (л. 21 об.) лет 15-ти. И из Астрахани поехали они морем в Шемаху в бусах того ж 203-го году в ноябре месяце. А морем ехали до персицкой пристани, называемой Низовой, пятеры сутки, а от Низовой пристани — горами на верблюдах и на лошадях до Шемахи города, которой стоит в горах, с неделю, а на наемных ли или от шаха персицкого данных, не ведает. И в Шемахе была им встреча небольшими людьми, а принимали их Посольского приказу служители и отведен был им двор, а корм давали ль, не упомнит, и в Шемахе жили с 5 месяцев. А ис Шемахи поехали до Испогани, которая стоит на реке небольшой, (л. 22) а как зовут, не упомнит, сухим же путем на верблюдах же и лошадях, а на наемных или данных, не ведает. И как приехали до Испогани, и им встреча и прием был против того ж, а ехали полтора месяца и жили в Испогани с 5 месяцев. А грамоту, с ними посланную, у Семена Маленького принял Посольского приказу судья, а перед шахом он был не однажды. И [из] Испогани поехали до пристани персицкой, имянуемой Бендер-Абаса, при которой есть городок небольшой, каменной, верблюдами ж и лошадьми, а на наемных же ли или даных, не ведает. И ехали до Абаса (л. 22 об.) полтора месяца. В Абасе жили з 2 недели, а встреча и прием был против вышеписанного ж, в котором городке збирают пошлину розных государств с приезжих торговых, в том числе и с армян, серебреными тамошними деньгами, имянуемыми абасами, которые ходят в 2 гривны, а весом без малого в 2 золотника, а с рубля емлют по 5 алтын. А армяня живут от города Испогани чрез речку, которая течет под Испоганью, в посаде, а называется Жульфа, слободами, и оттуда ездят в розные государства с товары и в-Ындеу. А к товаром их желание больши: к сукнам (л. 23) самым добрым, к стамедом галанским и соболям, х круживом плетеным немецким серебреным и золотым. У тамошних жителей домы каменные и убранство в домех хорошее. Из Абасу поехали в декабре месяце 204-го году морскою губою окияна-моря до пристани индейской до Бендер-Сурату, при которой город каменной, немалой и людной, на наемном корабле индейском и ехали 20 дней, потому что в том месяце по морю ход бывает самой скорой. А до Бендера на легких кораблях прибегают под самой Сурат и вводят те корабли в реку Сурат, а в тяжелых товарных кораблях не подходят, а выгружают на взморье за 30 верст от Сурата. (л. 23 об.) А встречи в том городе им не было. В Сурате жили они с 5 месяцев. От Сурата поехали они в лашкерь (сиречь в войско индейское), которое стояло при городке небольшем Барунпуре, в котором был и царь индейский, а того войска было тысяч с 60, и ехали до того места сухим путем 3 месяца на наемных подводах. И в тот городок принял их с честию казначей царской с служилыми людьми. И тот казначей ево, купчину Малинькова, ставил пред царя, да [372] при нем одного толмоча, которого они наняли в Астрахани. И посланную с ним, купчиною, государеву грамоту принял тот казначей. И жили они в том городе с год с лишком на своем харчю, а постоялой двор зделали (л. 24) сами, потому что в том городе дворов нет, а вместо дворов живут в полатках и в кибитках. И царь индейской в дар царскому величеству послал с ними слона малинькова. А царь де индейской в то время был с лишком во сто лет; у него детей 4 царевича, а одеяние они носят белое из парчей бумажных тонких, а на голове носят чалмы белые ж. А по средам и пяткам носят ево в мечети, в носилках за стеклами, по осьми человек, а перед ним водят слонов ево воинских, на которых зделаны чердаки деревянные осьмиугольные, а привязываются к ним подпругами. А в тех чердаках сидят по 3 и по 4 человека ево дворовых (л. 24 об.) людей, одни с трубами, з бубнами, а иные з знаменами, а на иных слонах седла. А позади слонов заводные кони в уряде, а позади коней царь и дети ево царевы, затем полатные люди на носилках же, затем служилые люди, конница. И из лашкера отпущены они в столичные их городы, в первой город Ак-Парабат (он же называетца Агра). А стоит тот город на большой реке, а как тое реку зовут, не ведает. А тот город каменной, а зделан в три стены, а между городами промежку пустого места сажен по 20, а жилья между ими нет, только в замке царской дом да мечеть да приказ, а жилье — около города большого. Да кругом (л. 25) большого ж города выкопан ров и пущена вода, в которой рыба да черепахи большые. А до того города ехали они сухим путем на наемных волах телегами, а шли до того города из лашкеру 2 месяца, а жили в нем с неделю. А встречи им и приему в том городе и корму дачи не было, а постоялой двор был дан. А в том городе царев дом и мечеть и приказ каменные, и полаты росписаны красками, а в них какия убранства, не ведает. А из Ак-Парабата поехали в город Шажу-Набат (которой называется Дилли), сухим же путем на волах же наемных, и ехали с неделю же. В Шаже-Набате жили (л. 25 об.) 4 месяца, и вышеписанные привезенные товары .продавали тамошним людем разными ценами, а по чему, не упомнит, на тамошния деньги серебреные, называемые рупы, а ходят там по 13 алтын по 2 деньги рупа, а величиною они с деньгу медную, а весом против серебреного здешнего полтинника. А встречи и приему в том городе им и дачи корму не было. А тот город каменной и стоит при реке небольшой. А у жителей в том городе Шаже и Ак-Парабате домы каменные ж. А индейцы де люди тихие и ласковые и в торгу обходительные и правдивые, а желание их к товаром (л. 26) больши: к сукнам тонким аглинским, к юфти. А из Астрахани де до Индеи сухой путь есть, а он тем путем не бывал и того пути не знает. А тот де путь лежит чрез Бухарскую землю, а на которые городы — не ведает. А из Шажа-Набата поехали они в деревню Хуржи, где родится краска лавра, а продают тое краску 60 фунтов (а имянуется батман) по 18 и по 20 рублев. И в той деревни жили они 2 месяца и покупали тое краску лавру на тамошния деньги, которыя имали за товары. А ис той деревни Хуржи поехали назад в город Ак-Парабат. И в Ак-Парабате покупали товары (л. 26 об.) из белых парчей тонких, а имянно — ис кисеи, миткалей гладких и травчетых, а по чему ценою, не упомнит, и были в том городе с месяц. А из Ак-Парабата поехали они назад до Бендер-Сурату. В Сурате они жили месяца с 3, и, заплатя пошлину с покупных и с привозных товаров по алтыну с рубля и седчи на два корабля наемные, в которых был один индейской, другой — арапской, поехали морскою губою назад тем же путем до Бендер-Абасу, и ехали полтора месяца. И едучи тою губою, индейской корабль у них (л. 27) отбили арапы мешкецкие, которые живут на той губе по берегам, а ездят они в кораблях и разбивают многих. [373] В Бендерах-Абасу жили с месяц, а из Бендер-Абасу поехали они сухим путем до Испогани. В Испогани жили с 5 месяцев, и [из] Испогани поехали до Шемахи. И в Шемахе де господин его умре, а он в то время оставался в-Ыспогани. А из Шемахи приехал он в Астрахань. Всего пути их как туда, так и назад было с 5 лет. А назад ехали Индейскою землею на наемных подводах, а Персицкою на наемных ли или данных, того не упомнит. А провожатые (л. 27 об.) в обеих государствах для бережения от воровских людей даваны по 10 и по 15 человек с ружьем, потому что бывают там по дорогам разбойники, а ездят конницею человек по сту и больши. А в тех во обоих государствах толикое число жили они для торгу ль или какое им было задержание, того он не ведает. На лл. 21—27 об. рукоприкладство: К сей скаске Андрей Семенов руку приложил. ЦГВИА, ф. ВУА, д. 35, ч. 1, лл. 21—27 об. Подлинник. Опубл. в сб.: «Материалы Военно-ученого архива Главного штаба», т. I, СПб., 1871, стр. 215—220. |
|