|
VIII. 1685 г. февраля не позднее 23. — Расспросные речи в Посольском приказе гостей и торговых людей гостиной сотни. (л. 112) 193-го февраля в... (Число в документе не указано.) день. По указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, в государственном Посольском приказе царственные большие печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и намесник новгороцкий, князь Василей Васильевич Голицын с товарыщи допрашивал гостей и гостиной сотни торговых людей.— Буде из Астарахани пропущать к Москве индейцов с персицкими товары по-прежнему, а торговать бы им на Москве с рускими купецкими людьми всякими товары оптом, а не в рознь, и для того торгу велеть им жить на Москве уреченное время, а сверх уреченного времени жить им на Москве не велеть и по ярманкам ни с какими товары им не ездить, и от того руским купецким людем в торгех пополнение будет ли. А будет индейцев из Астарахани с персидцкими товары к Москве не пропущать, а торговать им с рускими купецкими людьми в Астарахани, и от того в пошлинном зборе пополнение ль или умаление будет. (л. 113) И гостиной сотни торговые люди сказали: Будет великие государи укажут индейцем быть на Москве малое число за торгами и продавать обща и по ярмонкам не ездить, и они, индейцы, исстари вымышленики, от малого числа будут жить без съезду и торговать станут по своей воли так же, как и ныне самовольно живут и торгуют на Москве чрез указ блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца. А астраханским торгом по-прежнему они, иноземцы, завладеют, а руским купецким людем в Астарахань приезду с товары и торгов за ними по-прежнему не будет же, потому они, индейцы, в прошлых годех со 183-го году великому государю вымыслом своим и облышкою били челом небольшие люди, только 3 человека, и назвались астараханскими жители и холопи, чтоб их отпустить к Москве с товарами для росплаты долгов, и по их ложному челобитью даваны им государские грамоты, чтоб их пропустить для росплаты долгов, а впредь иным не в образец. И после того допрашиваны они, индейцы, как объявились на Москве, и сказали в приказе Казанского дворца, что отпущены по указу блаженны ж памяти великого государя и по отпискам из Астарахани боярина Ивана Богдановича Милославского. А в приказе Казанского дворца государева указу и отписки из Астарахани и отпуску тех индейцев не сыскано. (л. 114) И в астараханских переписных книгах в приказе Казанского дворца имян их и о пропуске из Астарахани их, индейцев, блаженные ж памяти великого государя указов не сыскано. И тем они своим челобитьем великих государей оболгали. А указ блаженные памяти великого государя, каков дан в Астарахань бояром и воеводам после торгового Нового уставу, что иноземцов, тезиков, индейцев и армян и кумычан и черкас, из Астарахани к Москве и в городы с товары и бес товаров отнюдь отпущать не велено. И тот [334] указ и доныне настоит непременно, и в наказех бояром и воеводам в Астарохань пишут. А в прошлых годех при державе благочестивых государей наших блаженные памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче, всеа Росии самодержце, и при великом государе царе и великом князе Алексее Михайловиче, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержце, руские купецкие люди, москвичи, ярославцы, костромичи, нижегородцы и казанцы и иных розных и низовых вольских городов жители, ездили с рускими и с немецкими товары, которые годны на персицкую руку, в Астарахань и теми товары торговали в Астарахани с персами и с-ындейцами и иных государств с-ыноземцы, (л. 115) продавая на деньги и меняя на персицкие товары во всякой вольности, и никакой тесноты руским купецким людем и в торгах заговоров у приезжих иноземцов в Астарахани не бывало, как ныне индейцы в торгах заговариваютца. И от того руские купецкие многие люди в прежних промыслах своих полнились и многие богатели, а со многих своих промыслов платили в государскую казну многие пошлины, и всякие подати, и многие запросные деньги и служили многие службы. И во время войны учали иноземцы с товары своими приезжать ис порубежных городов к Москве и в-ыные городы и на ярмонки своевольно и торговать учали по своей воле теми торгами, которыми преж того торговали в Московском государстве. И от того полнились многие руские купецкие люди, а руских людей учали от тех промыслов тем своим приездом иноземцы отлучать и в торгах великую помешку чинить, для того чтоб впредь руским и достальным немногим людем невозможно было с товарами своими в Астарахань приезжать. И за тем приездом малолюдным руских людей в Астарахань с товары ныне совершенно торг остоновлен. А торговые промыслы руских людей для иноземческих изо многих порубежных городов приездов все разорились, и на Москве и в городех во всех рядех от бесторжиц, (л. 116) что мимо рядов всякие иноземцы торгуют врознь многим товаром, многие торговые люди и лавочные сидельцы обедняли, а иные лавки запустели, и государской служеб служить и случающихся денежных поборов впредь давать руским купецким людем становитца не с чего. Да они ж, индейцы, написали в челобитье своем ложно, будто они платят великих государей пошлины в Астарахани и на Москве по 20 000 рублев на год и больши, да пожилых и провозных и полавочных денег, и онбарщины по 4000 рублев на год же. И тем они челобитьем своим великих государей оболгали, хотят в Московском государстве впредь торгами своими отлучить русских купецких людей. А в прошлом во 189-м году астараханского таможенного збору в книгах написано со всяких статей с-ыноземцов, с тезиков, с ормян, з гречен, с кумычан, с черкас, з бухарцов и с хивинцов и иных всех с-ыноземцов, тут же и с них, индейцев, всего собрано 8312 рублев, да московских пошлин, например, положить з 2000 рублев. Итого с астараханским и с московским пошлинным платежей будет 10312 рублев, а не 24000 рублев. И то их явное ложное челобитье — хотят в Московском (л. 117) государстве впредь жить и богатитца и у руских людей торгами завладеть, и от промыслов отлучить, и в последнюю нищету привесть так же, как и в Шахове земле многих ростами одолжили и от торгов отлучили. А будет великие государи их, индейцев, и иных иноземцов дале Астарахани пропущать не укажут, и руские торговые люди станут ездить с Москвы и изо многих городов в Астарахань со всякими товары вместо их, иноземцов, и пошлина великих государей станет збиратца с обеих концов: с-ыноземцов в Астарахани з заморских товаров, а с руских людей [335] с московских руских товаров. А ныне руские купецкие люди в Астарахань с товары своими ездить от них, индейцов, умалились, потому что в Асторахани они торгуют заговором,— которые и иных вер иноземцы приедут из-за моря с товаром, и те товары они, индейцы, у них искупят на деньги и в долги поберут, чтоб те товары все были за ними. А как их из Астарахани их, индейцов, не отпустят, и им в торгах заговариватца не для чего, и товаров у иных иноземцов закупать на деньги и в долги брать нельзя, потому что с теми товары к Москве и в-ыные городы и на ярмонки не отпустят, (л. 118) и они станут торговать в Астарахани с рускими людьми, а прибыль великим государем в том будет в руских городех. А они, индейцы, вымыслом своим лукавым живут лет по 10 и по 15 и по 20 и наживут торгами своими многое богатство и, нажив, отъезжают в-Ындейское государство, и в том в Росийском государстве чинят казне умаление, а купецким людем оскудение. Да они ж, индейцы, тайно вывозят в свое государство из Московского государства золото и серебро слитками и деньги, и в таможнех не явят, и пошлины великих государей таят. И та их утайка обличилась в Астарахани — пойманы, и утаенное золото и серебро в слитках и деньги взяты в казну великих государей. И о том из Астарахани в приказ Казанского дворца писано. Да они ж, индейцы, написали в челобитье своем ложно, которую подали великим государем нынешняго 193-го году в декабре месяце, бутто на Москве в объявке их товаров в таможне во 182-м году на 80 000 рублев и с тех де товаров пошлины в Астарахани платили великих государей в казну в таможне 8000 рублев, и то их явная неправда и ложное челобитье обличилось из Астарахани в отписках к великим государем. Боярин (л. 119) и воеводы князь Андрей Иванович Голицын с товарыщи писал.— Тех товаров объявилось у них только на 40 на 8 тысяч на 600 на 60 на 3 рубли, и с тех товаров только они платили в Астарахани пошлин 2466 рублев, а не 8000 рублев. А которые товары не объявились в Астарахани против московского отпуску на 30 на 1 тысячю на 30 на 7 рублев, и те товары знатно, что они увезли утайкою за море, потому в том году они пойманы в Астарахани с теми утаеными товары. И милости просим у великих государей, чтоб их, индейцов, и иных иноземцов с Москвы сослать и дале б Астарахани к Москве и в-ыные городы с товары и бес товаров отпускать не велели. А будет великие государи пожалуют, призрят милостиво на своих государских природных купецких людей, и не укажут из Астарахани индейцев и иных иноземцов с персицкими товары и бес товаров к Москве пропущать, и укажут им торговать с рускими купецкими людьми в Астарахани, и от того руские купецкие люди прежними своими (л. 120) астараханскими промыслами учнут заводитца и от нынешняго убожества торгами своими будут приходит во исполнение. Для того которыми промыслами в Московском государстве промышляют ныне и прибыли великие получают индейцы и иные иноземцы, и теми промыслами по их государской милости будут промышлять и прибыль получать руские купецкие люди. А в проезжих пошлинах, которые на иноземцов наложены для того, чтоб за тою наложеною пошлиною иноземцы ис порубежных городов к Москве не ездили, хотя какое, случитца и умаление, однако ж руских людей в торгах исправление будет впредь не токмо в пошлинных зборех, но и в податях и в случающихся поборех к прибыли государской казне. И которым людем случитца быть в службах у государских дел, и тем людем за теми промыслами в службах быть будет не в тягость. И в рядех, которая ныне есть многая помешка в торгах руским купецким людем от индейцов и от иных иноземцов от розничной товарной многой продажи, от чего и лавки многие запустели и оброчных денег многая [336] доимка чинитца, будет впредь все во исполнении, (л. 121) и вся прибыль, которую ныне себе получают индейцы, будет в Московском государстве. И о том о всем великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, о всенародном купеческих людей Московского государства о торгу, как всемилостивый господь бог известит. На лл. 112 об.—121 об. рукоприкладства: К сей сказке Алексей Булгаков руку приложил. Гостиной сотни Фетька Семаков руку приложил. К сей скаске Митька Бунин и вместо гостиные сотни Грегорья Солодовникова по ево веленью руку приложил. Федька Климшин руку приложил. К сей скаске Гришка Леонтьев вместо гостиной сотни Максима Филипова по его веленью руку приложил. Федька Климентов руку приложил. К сей скаске Дениско Коковин руку приложил. К сей скаске Мишка Гурьев руку приложил. К сей скаске Митька Данилов руку приложил. К сей скаске Ивашко Денисов руку приложил. К сей скаске Гришка Жук руку приложил. К сей скаске Тимош Тихонов руку приложил. К сей скаске Савинка Боков вместо отца своего Тимофея Бокова по ево веленью руку приложил. К сей скаске Никитко Крупеников руку приложил. К сей скаске Куська Орьин руку приложил. К сей скаске Максимко Шаровников руку приложил. К сей скаске Ивашка Игнатьев руку приложил. Куземка Феоктистов руку приложил. К сей скаске Ивашка Михайлов руку приложил. К сей скаски Аврамка Золотова руку приложил. К сей скаске Андрюшка Сергеев руку приложил. К сей скаске Самошка Иванов сын Колмаков руку приложил и вместо Гаврила Ермолаева сына Саладовника. К сей скаске Куська Гурьев руку приложил. К сей скаске Васька Санин руку приложил. К сей скаски гостиные сотни Юшко Поганкин руку приложил. К сей скаске Гаврилко Власьев руку приложил. К сей скаске Захарко Яковлев руку приложил. К сей скаске Евтюшка Лаврентьев руку приложил. К сей сказки Асташка Володимеров руку приложил. К сей скаске Андрюшка Лукьянов руку приложил. К сей скаски Ивашка Сериков руку приложил. К сей скаске Сенька Тихонов руку приложил. К сей скаске Федосейко Недорезов руку приложил. К сей скаске Ивашка Анисимов руку приложил и вместа Ивана Дмитреева по ево веленью руку приложил. К сей скаски Матюшка Немчинов руку приложил. К сей скаске Матюшка Григорьев вместо отца своево Григорья Акинфива руку приложил. К сей скаски Афонька Санин руку приложил. К сей сказки Егупко Полунин руку приложил. К сей скаске Микишка Иванов руку приложил. К сей скаске Алешка Анкидинов руку приложил. К сей скаски гостиной сотни Ивашка Федоров вместо тое ж сотни Микиты Данилова по ево веленью руку приложил. К сей скаски Матвей Павлов руку приложил. К сей скаске гостиные сотни Евдакимко Крупяников руку приложил. Левка Ядренкин руку приложил. К сей скаске Стенька Еремеев вместо отца своего Еремея Матвеева по ево веленью руку приложил. Алешка Бобровщиков руку приложил. Ивашко Дикой руку приложил. К сей скаске гостиной сотни Петрушка Иванов сын Жадеев руку приложил. Июдка Иванов вместо гостиной сотни Лифана Корнилова по ево веленью руку приложил. К сей скаске Гришка Боков руку приложил. Филатка Украинцев руку приложил. К сей скаске гостиные сотни Васька Елисеев руку приложил. К сей скаске Ефремка Тимофеев руку приложил и вместо гостиные же сотни Луки Сидорова сына по ево веленью руку приложил. К сей скаске гостиной сотни Старова Филатка Бачилов руку приложил. На л. 112 об. помета: 193-го февраля в 23 день. Взять к делу и выписать в доклад. [337] |
|